Перейти к содержанию

1944_11_10 Неповторимые вещи


Рассвет

Recommended Posts

НЕПОВТОРИМЫЕ ВЕЩИ

10 ноября 1944 г., пятница, 5 ч. утра, София – Изгрев.

 

 

Читается резюме прошлой лекции, потом пять страниц из лекции "Правильные отношения" /из книги "Путь к жизни"/

 

Представьте себе, что кто-то выращивает сад под высокой горной вершиной, где вода течет в изобилии. Другой человек разбил сад в пустыне, где нет воды. Оба ли садовника будут счастливы? Кто из них будет облагодетельствован: тот, кто растит сад под горой, или тот, кто разбил сад в пустыне? Если тот, кто находится в пустыне, скажет, что туда его отправил Господь, истину ли он говорит? Господь ли направил его туда, или он сам туда отправился?

 

Часто дурные вещи в жизни одеты хорошо, а хорошие вещи одеты плохо, из-за чего люди делают ошибки. Иногда за какое-то преступление дают большую сумму денег. Человек совершает преступление, а потом удивляется, зачем он его совершил. Как будто вы купили поросенка, а потом удивляетесь, зачем вы это сделали. Сколько лет может поросенок с вами жить? Зачем вам этот поросенок?

 

У вас может быть мысль, похожая на поросенка, которая только роется в земле, делает гадости. Вы занимаетесь этой мыслью, но недовольны. У вас может быть желание, подобное поросенку. Где ни пройдет, все разроет. Соседи начинают на него жаловаться. Войдете в какой-нибудь дом, а поросенок войдет с вами, и все там перероет. Зачем вы даете поросенку свободу? Зачем водите его с собой повсюду? Вы говорите: "Пусть немножко пороется".

 

Иногда у человека появляется желание увидеть богатство своего ближнего: открыть его кассу, узнать, сколько у него золота. Желание неплохо, но оно ведет к определенному искушению. Посмотрев в кассу, ты говоришь: "Блажен этот человек! Сколько у него денег в кассе!" – Прежде всего, деньги не благословенны, они носят преступные имена. Они получены от продажи животных, их шкур, даже и от продажи людей. Что это за блаженство – владеть деньгами, полученными за существ, у которых насильственно отнята жизнь? Деньги, которые сейчас есть у людей, запятнаны. Провидение, чтобы очистить эти деньги, скрыло их в кассе, заменило бумажными деньгами, которые чище золотых. Вы говорите: "Вот бы у нас были деньги! Если есть деньги, – все будет, если нет денег – ничего не будет."

 

И без денег нельзя, потому что если бы деньги не были полезны, природа бы их не создала. Природа создала деньги и поместила их в жизнь как ценность. Некто не любит работать; как его заставить? Дай ему золотую монету, – глаза его откроются, и он возьмется за дело: если он музыкант – заиграет, если певец – запоет. В этом отношении золото делает хорошую работу; золото – это стимул.

 

Иногда можно обойтись и без денег. Есть плата, которая дороже золота. Сладкое слово стоит больше, чем английская лира. Если царь может дать кому-нибудь золотую монету или сказать сладкое слово, что стоит больше: деньги или царское слово? Царское слово стоит больше. Представьте себе, что царь говорит какому-то юноше, что он может бесплатно учиться на всех факультетах. Сколько слов он сказал? – Пять слов. Что лучше для вас: чтобы вам дали пять золотых монет, или сказали пять таких слов?

 

Вы слушаете певца, у которого прекрасный голос; он вам нравится. Но он подружился с людьми, которые дурно на него влияют, и начал пить. Не проходит много времени, и голос его портится. Он говорит, что простудился, но простудился он из-за пьянства: водка отнимает тепло, и человек простужается. Почему этот певец пьет? Что заставляет его это делать?

 

Когда человек ест много сладкого, у него появляется желание поесть кислого, чтобы нейтрализовать сладкое. Крайняя сладость порождает в человеке желание кислого. Когда он доходит до крайнего предела кислого, у него появляется желание поесть сладкого. Если ты по характеру мягок и постоянно уступаешь то одному, то другому, в конце концов у тебя появляется желание поссориться, поругаться с кем-то, показать, что ты не так мягок, что нельзя жить только уступками. Почему это так, пусть решают философы. До сих пор ни один философ не решил этого вопроса.

 

Человек – жертва различных желаний. Если ты хорош, иногда тебе хочется стать дурным. Если ты плох, то когда ты дойдешь до крайнего предела дурного, захочешь стать хорошим. Люди часто сталкиваются с переменами в своих желаниях. Хороший человек должен остерегаться, чтобы не поскользнуться.

 

Нужно ли беречься дурному человеку? И у дурного человека появляется желание стать хорошим. Он похож на того богача, который проел и пропил все свое богатство, и осталось у него в кармане всего два лева. Он сказал себе: "Нужно что-то купить на эти два лева. Куплю-ка себе Евангелие, посмотрю, что там написано." Начал читать Евангелие и понял, что его стоит читать, в нем есть смысл. С этого момента сознание его пробудилось, и он пожалел, что проел все свое богатство.

 

Хорошо, что он потерял все материальное, потому что в нем пробудилось желание встать на правый путь. Не плохо человеку потерять все свое богатство, но на последние два лева купить Евангелие, которое наставит его на правый путь.

 

Почему богатый человек беднеет? Представьте себе, что сильный человек грубо обходится с людьми, – того побьет, этого побьет, – пока однажды не упадет, не сломает ногу и не начнет просить, чтобы кто-нибудь пришел и помог ему. Когда человек нарушает правильные отношения с людьми, у него появляется желание стать хорошим. Очень естественно: человек, сломав ногу, вывихнув руку или искривив свой ум, становится хорошим. Некоторые люди, разбогатев, калечат свой ум, но потом начинают сознавать, что нужно жить хорошо. Потеряв свое богатство, они спускаются к обыкновенным людям и становятся хорошими.

 

Знания, которые получают современные люди, не приносит им много пользы. Это одежда, которая быстро ветшает. Когда-нибудь она совсем обветшает, превратится в лохмотья и будет выброшена. Потом люди сошьют новую одежду. Если известный биолог отправится на тот свет и вернется через сто лет, какую биологию он будет преподавать людям? Тогда и дети будут знать больше, чем он. А что останется через сто лет от нынешней астрономии? Люди будут смеяться над этой астрономией. Все хотят быть учеными, иметь знания. В природе существует одно знание, которое никогда не изменяется.

 

Однажды святые собрались, чтобы помериться знаниями. Каждый стремился показаться ученее других. Один из них, который считался невеждой, сказал: "У меня нет таких знаний, как у вас. Я могу сделать только две вещи." Он взял камень, сжал его, и сверху появился огонь, а вниз потекла вода. "Когда вам понадобятся огонь и вода – я вам их добуду. А ничего другого я не умею."

 

Знание нуждается в применении. Лучше иметь знание, посредством которого вы можете добыть огонь и воду, чем философствовать. Камень представляет собой твердую, жесткую природу человека. Нужно уметь схватить эту свою природу и ее сжать, чтобы появился огонь и потекла вода. Истинное знание подразумевает, что сказанное происходит.

 

Один бедный человек, который когда-то был большим богачом, встретил на дороге маленького мальчика, который просил милостыню. Бедняк на него поглядел и сказал: "Жаль, что ты поздно мне встретился. Сейчас у меня ничего нет, а если бы ты появился годом раньше, я бы тебе помог. Сейчас я могу только кое-что тебе сказать. Как я вижу, ты станешь ученым человеком, тебе повезет в жизни". Мальчик обрадовался, записал имя бедняка и пошел своей дорогой. Через много лет он действительно стал большим ученым. Он нашел бедняка, дал ему много денег и сказал: "Однажды ты, не имея возможности дать мне денег, сказал мне несколько ободряющих слов, которые подтолкнули меня к работе. Сейчас у меня много знаний и много денег. Как ты сказал, так и вышло."

 

Помните: слова кроют в себе большую мощь. Иногда они больше помогают человеку, чем деньги. Каждое слово, сказанное к месту, дает плод. Ты говоришь: "Из меня человека не выйдет." – Или: "Из меня выйдет человек." Как скажешь, так и будет. Будьте внимательны к своим словам.

 

Иной раз сбываются хорошие слова, а иной раз – плохие. Знаете ли вы, сколькими хорошими словами можно исправить дурное слово? Скажешь кому-нибудь, что он – подхалим (болг. "мазник"), и он обидится. Как исправить это слово? Это не плохое слово, но оно может обидеть человека. "Мазник" – это человек, который намазан маслом. Он заглядывает туда-сюда, смотрит, нет ли чего поесть. Он умен. Когда хотят смягчить слово "подхалим", говорят "мазна Гана". Каковы отличительные качества "мазной Ганы"?

 

Несколько лет назад в Варне я однажды услышал, как ссорятся две соседки-гагаузки. Одна из них была очень красноречива, говорила целых два часа. Она привела все факты, как некий адвокат или прокурор, который держит обвинительную речь. Другая слушала, молчала, не открывала рта. Она знала, что если скажет только слово, соседка будет говорить еще два часа. Когда та закончила свою речь, она спросила соседку: "Можешь ли ты что-нибудь возразить против этого?" Соседка промолчала, ничего не сказала, – не была красноречива. До сих пор я не встречал другой такой красноречивой женщины, как эта гагаузка.

 

Мы прочли пять страниц из лекции "Разумные перемены" из книги "Путь к жизни", начиная с первой страницы. Вы имеете числа 1, 2, 3, 4, 5. Числа 1 и 2 образуют число 12. Это число считается счастливым. – Почему? – Потому что оно содержит единицу, которая показывает границу чисел. Число 12 представляет собой поле. Двойка – это плоскость. Это поле весьма плодородно: что посеешь, то даст хорошие плоды. В каждом данном случае человек может быть для вас или границей, или полем. В каком случае полезно поле? Когда вы хотите сеять. Двойка означает человека с многими полями, единица – человека, у которого мало полей, и притом его поля имеют границы. Богатый представляет собой двойку.

 

В природе нет числа лучше двойки, но и хуже него числа нет. Если два человека соберутся в одном месте, они непременно поссорятся. – Кто их примирит? – Тот, кто представляет число три. Тройка примиряет, она – миротворец. Никто не может примирить, кроме числа три. Тройка представлена треугольником, который образуют ноги. Она показывает, как ноги должны ходить. Если это число исчезнет, человек потеряет способность ходить. Пока человек мыслит прямо и правильно (болг. "право"), он находится в числе три. Если мысль его раздвоится, она ослабевает, он начинает колебаться и думать, что выбрать.

 

Представьте себе, что вы закончили два факультета, но мысль ваша раздваивается. Куда бы вы ни пошли, – никому вы не нужны. Какую бы работу ни начали, – она не получается. Вы не знаете, что делать. Некий человек вас встречает и дает вам два ведра, чтобы вы принесли воду. Ты говоришь: "До какого же положения я дошел?! Закончил два факультета, а теперь должен воду носить!" – В этом, именно, добро. Доныне ты пил нечто другое, а теперь тебя посылают на Божественный источник, чтобы оттуда ты пил воду и там наполнил ведра, – стал человеком.

 

Вот что значит отправиться за водой с двумя ведрами. Вместо того, чтобы пить человеческое вино, ты наполнишь два ведра Божественным вином и будешь пить его. Многие страдают, потому что не наполнили два ведра Божественной водой. Одно ведро – это голова человека, другое – его сердце. Оба ведра должны быть полными. Голова должна быть полна Божественными мыслями, а сердце – полно Божественными чувствами. Каждый человек должен пользоваться своими ведрами. Сначала он сам должен ими пользоваться, а потом окружающие.

 

Пока вы живете на земле, вы думаете, что бедны, лишены дарований. Вы лишены дарований, потому что ведра ваши пусты. Идите на Божественный источник, наполните свои ведра, и все будет хорошо. Это не нужно доказывать.

 

Кто имеет право доказывать? Сильный всегда доказывает, а слабый всегда принимает. Сильный говорит: "Прими это, иначе тебе не жить." – Слабому не остается ничего другого, кроме как принять то, что ему говорят. Есть ли что-то плохое в принятии? И сильный, когда становится слабым, принимает что-то. Что лучше: навязывать или принимать? И то и другое необходимо. Одно без другого невозможно. Ты не сможешь понять жизнь, если не будешь в одном случае слаб, что заставит тебя принять некую идею, а в другом случае силен, что даст тебе возможность навязать идею. Сначала человек слаб, чтобы принимать идеи; потом он становится сильным, чтобы навязывать идеи.

 

Сначала нужно принять идею в себя и применить ее в себе. Если ты не понимаешь этот вопрос таким образом, ты столкнешься с противоречиями. Спрашиваешь: "Почему я слаб?" – Чтобы принять некую идею в себя. "Почему силен?" – Чтобы применить идею в себе. При восприятии идеи ты будешь слаб, при применении идеи будешь силен. Слабый гибок, он легко гнется. Слабый – это долина, поле; сильный – горная вершина.

 

Многие смотрят на противоречия как нечто излишнее. Но природа допустила противоречия, а в природе нет лишних вещей. Все, что существует в природе и что она допустила, уместно. Природа никогда не допустила бы вещей, от которых нет пользы. Все, как бы оно ни было плохо, находится на своем месте. Все, что случается в вашей жизни, к добру. Раз это так, радуйтесь всему.

 

Вы боитесь, как бы не повторились ваши страдания. Помните: в природе нет повторений. Все, хорошее или плохое, случается в вашей жизни один раз. Только один раз ты можешь есть с расположением и любовью. И в другой раз можешь так есть, но другим образом и при других условиях. Поэтому я говорю: все сладкие и все горькие вещи имеют разную ценность. Не забывайте себя в радостях и не бойтесь страданий. Они не повторяются.

 

Не думайте, что страдание, которое вы пережили один раз, посетит вас и во второй. По видимости вещи повторяются, но в сущности это не так. То, что вы называете повторением, относится к другим людям, а не к вам. Поэтому смотрите на все, что с вами случается, как на то, что случается один раз в жизни.

 

Говорю: ценные вещи – те, которые случаются в человеческой жизни только один раз. Цените все, что происходит, потому что это происходит только один раз. Только один раз ты можешь быть бедным, и только один раз – богатым. Два раза не можешь обеднеть, обеднеешь только один раз. Только один раз будешь молод, и только один раз – стар; только один раз будешь ученым, и только один раз – простым человеком; только один раз будешь хорошим и только один раз плохим. Это закон.

 

Может быть, вы не согласны со мной, но вы это проверите. Для меня важно то, что существует в природе и что в ней происходит. Я не вступаю в спор, потому что если нечто существует в природе, – это реально. Все, что не существует в природе, нереально. Я говорю о реальных вещах, которые существуют.

 

Представьте себе, что некий человек окончил два факультета и нанимается к кому-то слугой. Будет ли хозяин им доволен? – Будет. Такой слуга умеет играть, рисовать, лечить болезни. Хозяин удивляется его знаниям и повсюду говорит: "У меня прекрасный слуга: он умеет играть, петь, лечить." Плохо ли, если мир будет полон таких слуг? Сейчас вы повсюду встречаете слуг-невежд, которые не владеют ни одним искусством. В будущем в слуги будут принимать только тех, кто владеет несколькими искусствами. Значит, слуга должен быть или музыкантом, или художником, или врачом. В будущем в качестве хозяев будут принимать только тех, кто не будет ни музыкантом, ни художником, ни врачом. Кто ничего не понимает в жизни, тот может быть хозяином, но не слугой.

 

Будущие хозяева будут представлять собой материал, с которым слуги будут работать. Именно так слуги возвысят своих хозяев. Без таких слуг хозяева пропадут. В будущем между хозяевами и слугами будет большая любовь. Выбирайте уже сейчас, кем вы хотите быть – хозяином или слугой. Если ты невежда – будешь хозяином и будешь нуждаться в умном слуге; если ты умен, способен, будешь слугой при невежде-хозяине, возвысишь его.

 

Представьте себе, что вы видите хорошую скрипку в футляре, но не знаете, какой у нее звук. Если ее возьмет мастер-скрипач, она зазвучит хорошо. Если ее возьмет невежда, ничего не получится. Только мастер-скрипач может понять хорошую скрипку. Только мастер понимает жизнь. В будущем все люди должны будут понимать жизнь. Каждый человек – инструмент, пособие, которое нужно использовать. Пользуйтесь этими инструментами. Так нужно смотреть на вещи.

 

Нужно новое понимание. Думать по-старому – потеря времени. Старое отжило свое время, оно не может повториться. Для всех приходят новые времена. Сейчас я вас настраиваю на новое, на то, что приходит. Старое уже потеряно, оно уходит.

 

Есть закон: приобретение сменяется потерей, это происходит периодически. В будущем вещи повторятся, но при других условиях, в другой системе. В данном случае, в данной системе вещи происходят один раз. Поэтому вы должны быть готовы хорошо принять все, что бы с вами ни случилось. Богатство и бедность приходят только однажды – примите их с расположением, Божественным образом. Знание и невежество придут только один раз – примите их Божественным образом.

 

Невежество не есть нечто плохое. Невежда слаб, он не носит на спине никакого груза. Ученый нагружен большим мешком. Невежда недоволен, он хочет носить мешок. Он говорит: "Пусть у меня будет мешок, без него трудно жить." В мешок кладут тяжести жизни. Он служит для уравновешивания тяжестей. Не бойтесь ни невежества, ни бедности. Посетив вас один раз, во второй раз они к вам не придут. И богатство не придет к вам во второй раз. Даже если вы захотите, оно не придет, – оно убежит. Будете ли вы учиться, дожив до 120 лет?

 

Говорят: молодой стареет, старый молодеет. Какой старый человек доныне помолодел? Люди молодеют, но не в одной и той же системе. Я до сих пор не встречал ни одного человека, который бы остался в той же системе и помолодел. Не встречал человека, который бы старел дважды. Может быть где-то такое и происходило, но я такого не встречал.

 

По мне, молод тот, кто несет семена. Бог дал ему различные семена, чтобы он их изучал. Он сажает семена и продолжает свой путь. Стар тот, кто выращивает посаженные семена. Он – садовник. В его саду семена растут, цветут и дают плоды. Молодой носит семена, но плодов у него нет. Если он хочет поесть плода, он должен пойти к старому, который богат плодами, имеет возможность поесть. Случается, что у старого нет зубов, он не может есть плоды. Тогда он зовет молодого и говорит ему: "У тебя есть семена, у меня – сад с плодами. Посади свои семена в моем саду, чтобы тебе было что есть. Плоды – для тебя. Когда я помолодею, тогда ты мне дашь своих плодов. Я принесу семена, а ты будешь их выращивать и дашь мне плодов." Таков закон смены, который люди не понимают и поэтому говорят, что жизнь полна противоречий.

 

Людям нужно применение. Не обязательно решать большие задачи, достаточно применения в малом, лишь бы оно было. Если бы человек применял каждый день по одному слову, знаете ли вы, как много он сделал бы? Многие говорят, что у них нет работы. Создайте сами себе работу. Если бы я был на вашем месте, я бы за один год посадил 360 плодовых деревьев. И вы можете это сделать. Вы скажете, что у вас нет места. Земля – общий сад, общее достояние. У вас есть условия сажать в землю по крайней мере по одному семени в день.

 

Если я сейчас попрошу кого-нибудь из вас спеть песню, найдется ли такой певец, у которого голос не будет дрожать? Только один раз вы можете петь, как сегодня. На другой лекции не случится того же самого. Кто-то скажет, что поет про себя. – И это не плохо. Другой скажет, что не готов петь. – И это не плохо. – Я хочу от вас такой песни, какую и дети могут спеть. Кто, например, не может спеть "Цветок милый, цветок красный"?

 

У нас есть песня "Идет за водой" ("Ходи, ходи, за водата ходи"). Кто идет за водой? Утренняя роса. Видели ли вы, как утренняя роса идет за водой? Я ее не встречал, хотя про нее есть песня. Интересно было бы ее увидеть. Она музыкальна и обычно ходит, когда я сплю. Когда я просыпаюсь, она уже принесла воду. Кто споет песню "Ходи, ходи"? (Одна из сестер поет песню). Пусть теперь споет тенор, сестра пела сопрано. (Двое братьев поют ту же песню. Потом Учитель поет ту же песню тихо и спокойно, а после этого поют все вместе).

 

Человек поет только когда у него есть внутренний импульс. Считайте пение привилегией. Когда человек поет и когда играет, он встречает значительные препятствия. Состязаться в музыке – значит самому себе ставить препятствия. Собирайтесь вместе и пойте с любовью, но без состязания. Побудительная причина при пении – Любовь. Когда вам поется – пойте. Если у вас возникает малейшее побуждение – пойте. Если нет условий – не пойте. Когда вы поете с любовью, вы развиваете свой голос.

 

Сохраняйте ритм каждой песни. (Учитель тихо играет на скрипке песни "Идет за водой" и "Невзгоды и огорчения поднимай, опускай" ("Тъги, скърби вдигай, слагай") Горюющий идет быстро. Почему он торопится? Деньги потерял. Если идет медленно, не спеша, – потеря невелика.

 

/Учитель играет песню "Светит свет" ("Грее, грее светлината") Все вместе поют "Пора идти" ("Време е да вървим")/

 

Неповторимые вещи

Неповторими неща

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 years later...

Перевод по изданию Кърджали 1999, ИК «Жануа'98»


 

НЕПОВТОРИМЫ ВЕЩИ

 

XIX лекция молодёжного класса

10. 11. 1944 г. пятница 5 ч. у.

Изгрев-София

 

ОТЧЕ НАШ

 

Прочитайте резюме прошлой лекции.

 

Прочитайте пять страниц из лекции "Правильные отношения", из книги "Путь к жизни". (Один из братьев читает эти пять страниц)

Представьте себе, что какой-то человек насадил сад у высокой горной вершины, где вода в изобилии. Другой насадил сад в пустыне, где нет воды. Будут ли они оба счастливы? Кто из садовников будет облагодетельствован? — Тот, кто в горах, у кого есть вода. — А тот, кто в пустыне? Представьте себе, что тот, кто в пустыне скажет: «это Господь меня туда направил». Господь его туда направил или он сам отправился?

Далее, в мире иной раз у плохих дел одежда лучше, чем у хороших, из-за чего люди делают ошибки. — Соверши преступление, и тебе хорошо заплатят, убей человека, и тебе за это много денег дадут. Государство иной раз оценивает головы по высокой цене. Теперь представьте себе, что вы покупаете поросёнка, отдаёте за него тысячу левов. Сейчас поросята дороже, раньше были за тысячу. Представьте себе, что это ваш поросёнок. Сколько лет он сможет с вами прожить? Вы удивляетесь, зачем вам этот поросёнок? У вас есть мысль, она буравит вас, точно этот поросенок, тревожит вас, вызывает беспокойство. Поросенком приходится заниматься, вы ходите от соседа к соседу — что ещё он натворил? Или это может быть желание. Оно, как поросенок: разрыло уже всё вокруг. Соседи начинают жаловаться на поросенка. Вы с этим поросенком входите в их дом, и теперь уже он роет у ваших соседей. Зачем вы даёте ему свободу, зачем берёте с собой, куда бы ни пошли, чтобы он и там все разрыл? — Вы говорите: кто-нибудь утрамбует то, что разрыл наш поросёнок.

Вот пример: в какой-то момент у вас может появиться желание увидеть, насколько богат тот или иной человек, увидеть, что у него в сейфе лежит. Вы хотите, чтобы он открыл свой сейф, и вы посмотрели, сколько там у него денег, сколько золота. Он человек добрый: открывает, показывает вам свой сейф, в котором сложены деньги. После того, как вы осмотрели его сейф, что приходит вам в голову? — Приходит ряд искушений. Скорее всего, вы ему скажете: «Везёт же тебе, сколько денег у тебя в сейфе!» Прежде всего: это не благословленные деньги, у них преступные имена. Он заработал их на продаже животных, плодов и кожи, предал кого-то за определенную сумму. И сегодня вы считаете его счастливчиком. Что за счастье в деньгах, за которые пожертвована жизнь? В современной жизни деньги, которыми владеют люди, запятнаны. По этой причине Провидение, чтобы очистить эти деньги, заперло их в сейфе, заменило бумажными деньгами — бумажные деньги чище. Сегодня, решая какой-то вопрос, вы говорите: «Были бы деньги. Главное, иметь деньги — если есть деньги, будет и всё остальное; если нет денег — ничего не будет». И без денег нельзя, потому что, если бы деньги не были полезны, природа бы их не создала. Но природа их создала и использует в жизни, как ценность. Человек не любит работать? — Нагрузи его слега деньгами: приклей ему на каждый висок по золотому, и он заработает: если музыкант — заиграет, если певец — запоёт. Если чем-то другим занимается — тоже сразу работать начнет, как только золото покажешь. В этом отношении золото делает очень хорошее дело, золото является стимулом. В некоторых случаях я говорю, что можно и без денег. Есть плата подороже золота. Доброе слово стоит больше звонкой английской лиры. Как вы думаете, когда царь дает человеку золотую монету или благодарит его добрым словом, что в этом случае, стоит больше: его деньги или его слово? — Царское слово стоит больше. Допустим, царь скажет какому-нибудь молодому человеку: «Учись бесплатно в любом университете». Сколько это слов? — Пять слов. Если вам дадут пять золотых монет, или, если вам дадут пять золотых слов, что лучше?

Вы замечали, как певец, с очень хорошим голосом, отличным голосом, сходится с дружками и начинает пить коньяк, абсент, водку анисовую. Глядишь, голос у него испортился. Он говорит: «Я простудился». Но, когда человек пьёт водочку, он частенько простужается. Водка охлаждает человека, отнимает у него энергию. Так вот, я спрашиваю: почему этот певец пьет водку, что заставляет его пить? По аналогии: всегда, когда человек ест много сладкого, у него появляется желание поесть кислого. Крайне сладкое порождает желание кислого и крайне кислое порождает желание сладкого. Если на земле ты слишком долго был мягок: одному уступил, другому уступил, в конце концов, у тебя появляется желание кого-нибудь ударить, показать, что ты не так уж мягок, что уступками ничего не добьешься. Почему это так? — Не знаю. Можете найти какого-нибудь философа, пусть он решит этот вопрос. Пока что никто его не решил. И всегда вы становитесь жертвой таких желаний. Иной раз хотите быть добрыми, делаете все очень хорошо, пока не поскользнетесь. А бывает, что делаешь плохо, очень плохо, доходишь до крайнего предела, и понимаешь, что хочешь быть хорошим. Так что, в обоих этих случаях всё может измениться до противоположности. Хороший человек должен беречься, чтобы не поскользнуться. А плохой чего должен беречься? Он похож на богача, который пропил всё своё богатство и, когда у него осталось только два лева, сказал: «Ничего больше не остаётся, как купить Евангелие. Денег не осталось, куплю-ка я Евангелие, посмотрю, что в нем такого есть, этого я ещё не читал». За два лева он купил Евангелие, а когда начал читать, увидел, что есть, зачем его читать. С этого момента в нем пробудилось другое желание: он стал жалеть, что все свои деньги потратил. Но все случилось очень хорошо: он всё истратил, а два лева все-таки остались, и к нему, благодаря тому, что осталось два лева, пришло хорошее желание встать на правый путь. Не плохо иногда человеку потратить все свои деньги, чтобы осталось только два лева, на которые он смог бы купить Евангелие и стать на правый путь.

Сейчас вы не можете объяснить, почему это так. Посмотрите на сильного человека, который, пользуясь своей силой, одного избил, другого избил, но однажды вывихнул ноги, вывихнул руки и теперь сидит на дороге. Теперь ему в голову приходит другая мысль: он начинает просить, чтобы ему помогли, чтобы вправили ноги.

И я говорю: когда человек теряет отношения, присущие правильной жизни, в нем появляется желание обрести сознание. Вывихнув ногу, вывихнув руку, получив вывих в уме, человек становится добрым. Бывают такие вот «вывихнутые умы». Богатые люди, разбогатев, получают вывих в уме, они понимают достоинство, как обеспеченную жизнь, и не обращают внимания на людей. Потеряв свои деньги, снизойдя до уровня людей, они возвращаются к прежней жизни.

Современное знание, которым мы сегодня располагаем, по большей части ничего не стоит. То, что мы изучаем в университете, — это такая одежда, сегодня мы носим ее. Эту одежду нужно оставить — она устарела уже, это лохмотья. Её выбросят, и тогда она ни копейки стоить не будет. Попробуем сделать себе другую одежду. Если вы сегодня почтенный биолог и через сто лет придёте на землю, какую биологию будете вы преподавать людям? И дети будут знать то, что вы преподаете сегодня. Или, если вы астроном, — через сто лет над вашей сегодняшней астрономией люди смеяться будут. Мы говорим: «Хорошо быть ученым». В природе есть одно важное учение: как-то в компании святых присутствовал святой, который мало знал, считался невеждой. Он умел только две вещи: знал, как стиснуть камень. Святые спорили друг с другом, а этот святой сказал, что всех этих философий он не знает, а две вещи сделать может. Он взял камень, и так стиснул его, что сверху появился огонь, а снизу потекла вода. Святой сказал: «Вот, что я могу делать». Он всегда может извлечь огонь и всегда может сделать так, чтобы потекла вода, стоит лишь стиснуть камень. Говорю вам: лучше человеку уметь извлекать огонь и воду, нежели философствовать.

И я говорю: необходимо приложение. Камень — это человек, который должен суметь так сжать свою плоть, чтобы потекла вода и появился огонь. Приведу вам один пример. Проходит человек, сегодня бедный, а в прошлом очень богатый, мимо бедного мальчишки, а тот просит милостыню. Он ему говорит: «Прошло то время, когда я был богат, обнищал я, в кармане и пяти монет не найдётся. А ты, как я погляжу, станешь умным мальчиком, станешь учёным, в жизни тебе повезет — станешь большим человеком». — «Так ли?» — спросил мальчик и записал его имя. Спустя много лет бывший маленький мальчик встречает этого разорившегося богача и говорит: «За те слова, что ты мне тогда сказал, я вытащу тебя из бедности. Ты не мог дать мне денег, но ты дал толчок. Как ты сказал, так и случилось. За эти добрые слова я тебя отблагодарю».

Иной раз вы говорите: «У меня нет денег». Вы думаете, что деньгами можно расплатиться с человеком. Если бы люди расплачивались только словами, все было бы именно так, как они говорят. Каждое слово, сказанное к месту, сбывается. Ты сказал как-то: «Из меня человека не выйдет» — и не вышло. Как говоришь, так и выходит. Скажешь: «Из меня выйдет человек» — и выйдет. Как сказал, так и выйдет. Скажешь, что воля твоя усилится, — усилится. Скажешь, что не усилится, — не усилится. Как скажешь, так и будет. Будьте внимательны к словам, которые вы говорите, потому что это сбывается.

Есть слова, из которых вырастает добро, есть слова, из которых вырастает зло. Знаете ли вы, сколько нужно слов, чтобы изменить одно доброе слово? Вы это пробовали? А сколько слов нужно, чтобы исправить одно злое слово? Например, говоришь кому-то: «Ты — подхалим1». Сколько слов нужно, чтобы исправить слово «подхалим»? Это совсем не плохое слово. Подхалим — это тот, кто намазан, сливочным маслом намазан. Подхалим обмазан маслом, так что всюду видно, что у него есть, что поесть, и есть, что пить. Под «подхалимом» мы понимаем очень умного человека. Для таких людей у вас есть название: «Скользкий Гана2» (Русское: скользкий тип). Психологически это мягче, подхалим — хуже. Скажешь кому-то «подхалим» — это большая обида. Скользкий Гана всем известен. Что особенного в скользкости Ганы и чем отличается его известность?

Я однажды слышал, это было в Варне, как ругались две гагаузки, две соседки. Одна из них два часа подряд говорила, вытащила на свет все истории, как адвокат. Говорю: браво, она была, как министр какой-то, речь держала, голос авторитетный. Два часа говорит, другая слушает, рот открыть не может, а эта — как доклад читает. Не плохо, что человек читает доклад, о том, что происходит вокруг — этакий обвинительный акт. Как станет прокурором, будет читать обвинительный акт. И она, как прокурор, выстраивает все собранные факты. А та, другая, притаилась. Первая закончила и говорит: «Ну, что ты можешь сказать против?» Другая молчит, она не может говорить красноречиво, и знает, что если заявит о себе хоть словом, это ещё на два часа. Только одна такая гагаузка встретилась мне, болгарок, которые бы так говорили, не встречал.

Прочитайте ещё пять страниц из того же тома лекций: "Разумные перемены" (Один из братьев прочитал пять страниц).

У нас есть числа 1 и 2; есть число 12. Почему вы считаете это число счастливым? — Оно счастливое, потому что содержит единицу, единица указывает на границу чисел. Число 12 — это поле. Двойка указывает на плоскость. Это плодородное поле, что ни посеешь — вырастает. В каждом конкретном случае человек может быть для вас или границей, или полем. Не может кто-то стать полем? — пусть тогда поле засеет. Чем вам может быть полезно поле? У человека двойки, полей всегда больше. У человека единицы полей меньше, у него только границы. Богатые люди — это двойка. Число 2 очень скандально. Нет числа лучше, чем два, но нет и хуже. В природе нет числа лучше, чем два, но и хуже числа два тоже нет. Скандалы всегда возникают, когда людей двое. Тогда, кто же примиряет этих двоих, когда они бранятся? — Число 3. Число 3 — это миротворец, оно всегда примиряет. Ничто не может вас помирить, кроме числа 3.

Рассмотрим руки и ноги. Тройка это треугольник, его стороны образуют ноги. Тройка — вершина, она указывает ногам, как им идти. Если число 3 исчезнет, одновременно исчезнет и ходьба. Иной раз человек раздваивается, а иной раз бывает, что у человека отличная мысль — значит, у него есть число 3. Если мысль раздваивается, она теряет свою силу. Все вы знаете, что когда раздваивается мысль, ты начинаешь выбирать из двух вещей: какой из них тебе следовать. Ты становишься слабым, начинаешь колебаться. Далее: дают вам два кувшина, чтобы вы сходили за водой. Теперь представьте себе, что вы человек, закончивший университет, на двух факультетах отучились, но ничего у вас не получается, куда бы ни пошли — никому вы не нужны. Вы встречаете человека, который дает вам два кувшина и говорит пойти и наполнить их водой. Что бы вы сделали на месте этого человека? Вы скажете: «Для того ли я пришёл?» Вы закончили два факультета? — Наполните два кувшина. Именно так — пока ты учился на этих двух факультетах, ты пил не воду, ты пил абсент, коньяк, вот и посылают тебя с кувшинами за водой, чтобы ты испил из Божественного источника, чтобы человеком стал, это же ясно. Иди и наполни два кувшина Божественным вином, пей его, а не что-нибудь другое. Говорю вам: многие страдают, потому у них нет этих двух кувшинов, нет воды. У человека есть два кувшина: один кувшин — голова, другой — сердце. Они должны быть наполнены. Голова должна быть наполнена и сердце должно быть наполнено. Человек сначала сам должен воспользоваться своими кувшинами, и если останется время, пусть ими пользуются и другие.

И я говорю: все вы, живя в современном мире, думаете, что вы бедны и не больно даровиты. Не даровиты потому, что у вас кувшины пустые. Идите, наполните свои кувшины, и все у вас пойдет. И незачем это аргументировать, незачем доказывать. Сильный всегда доказывает, слабый — всегда соглашается. Что может сказать слабый? — Он не может отказаться. Сильный докажет все, что нужно. Как докажет? В мире он все докажет: говорит: «Делай так, иначе тебе не жить». Слабый это принимает. Так вот, плохо ли это? — Нет, не плохо. И сильный соглашается, когда становится слабым, спрашивает: «Как быть?» Если сильный становится слабым, он соглашается, если слабый становится сильным, он требует. Что сегодня лучше: требовать или соглашаться? И то, и другое нужно, одно невозможно без другого. Если в данном случае ты не настолько слаб, чтобы воспринять чужую идею, и не настолько силен, чтобы утвердить свою, ты не можешь понять жизнь. Первое: Бог создал людей слабыми, чтобы они воспринимали идеи, потом Он сделал их сильными, чтобы они прилагали идеи. Нужно воспринять идею и приложить в себе. Это большое противоречие, существующее в мире. Вы спрашиваете: «Почему мы слабые?» — Чтобы воспринять идею. Почему ты становишься сильным? — Чтобы её приложить. Чтобы воспринять идеи, требуется слабость; чтобы приложить их, требуется сила. Слабый человек гибок, он гнется, он — долина, он — поле. Сильный человек — это горная вершина.

Не считайте, что в природе есть что-то лишнее. Не устраняйте противоречия, существующие в природе, не считайте, что они излишни. Всё, что допущено, на своём месте. Мы, не понимая чего-то, считаем это бесполезным. Всё, что природа допустила, на своём месте. Она никогда не допустила бы того, что было бы бесполезно. Всякая вещь, сколь плохой бы она ни была, на своём месте. Считайте то, что случается в вашей жизни, добром. Радуйтесь. Помните одно: ничто дважды не повторяется. В вас присутствует страх повторения. — В природе нет повторений. Любое событие может произойти с вами только один раз. Только один раз ты можешь съесть варенье. Если будешь есть его во второй раз, это будет по-другому. Ценность всех сладостей не одинакова. Того, чего вы боитесь, незачем бояться. В вас присутствует страх, что страдания могут повториться. — Ничто не повторяется. Ценно то, что происходит только раз в жизни. То, что происходит только раз в жизни, ценно. То, что вы считаете повторением, предназначено другим. Если другой человек получил твой опыт — это не повторение. Бывает, что вы заблуждаетесь. В вас присутствует страх нищеты. Дважды обнищать вы не сможете, только раз вы можете обнищать. Два раза молодыми вы быть не сможете, и два раза старыми не сможете быть. Только раз вы можете быть молодыми, и только раз можете быть старыми; только раз вы можете быть учеными и только раз можете быть добрыми. Это закон. Сегодня вы боитесь, что придёт бедность. Только один раз ты можешь быть беден. Второй раз, и захочешь, бедность не придёт. Богатство только раз может прийти, второй раз, и захочешь, не придёт. Вы с этим не согласны. — Можете попробовать. Я вам это сообщаю, а согласны вы или нет, мне безразлично. Для меня важно то, что есть, важно существует это в природе или нет. Если это существует в природе, я не спорю. Все вещи, которые не существуют в природе, не реальны. Я говорю о реальных вещах, о том, что в природе существует.

Представьте себе, что вы закончили два института и определяетесь куда-то слугой. Разве люди не будут довольны вами? Допустим, что одновременно вы умеете играть, рисовать и знаете, как лечить — у вас профессия врача. Вы работаете простым слугой и вдруг начинаете играть на музыкальном инструменте. Ваши хозяева удивляются, говорят: «У нас есть слуга, который умеет и играть, и лечить, и рисовать. Если бы в мире было много таких слуг, разве это было бы плохо? Сейчас мир полон необразованными слугами, которые не умеют ни играть, ни рисовать, ни лечить. В будущем кандидатами на должность слуги станут музыканты, художники, врачи — это три категории кандидатов. А нынешние, те, кто не музыканты, в будущем станут хозяевами. Те, кто сегодня не художники, — кандидаты в хозяева. Те, кто ничего не понимает жизни, и они кандидаты, им будут служить, они станут материалом, которым вы воспользуетесь. Они скажут: «Хорошо сделал Господь, что послал нам этих слуг замечательных слуг, иначе бы мы пропали». Они будут развиваться. Между слугами и господами будет большая любовь друг к другу. Выберите сейчас, кем вы хотите быть: господами или слугами, потому что, если ты невежда, ты будешь господином, и тебе понадобится умный слуга. Если ты очень способный, ты будешь слугой, тебе нужен будет невежественный господин — умный господин тебе не нужен.

Посмотрите на современную красивую скрипку: предоставленная сама себе, она молчит. Если её берет в руки скрипач, красиво звучит. Если берет какой-нибудь невежда, ничего не может получиться. И я говорю: хорошую скрипку только мастер понимает, только мастер понимает жизнь. В будущем вам нужно будет понимать жизнь. Все люди созданы, как инструменты. Вы должны использовать эти Божественные инструменты. Сегодня думать по старому — потеря времени. Ничего не повторяется. И в новых временах, которые идут к вам, повторений тоже не будет, все будет происходить только один раз. Это нужно знать: два раза ничего не повторяется, все происходит только один раз. Я не буду вас обнадеживать — что потеряно, то ушло. Ты то приобретаешь, то теряешь. Это закон периодических изменений. Через какое-то время оно, может быть, снова придет, но в данном случае, в данной системе, существующей сегодня в мире, всё случается только один раз. Поэтому люди должны быть готовы хорошо принять всё, что с ними происходит. И поскольку блага и бедность придут только один раз, им нужно оказать Божественный прием. Богатство придет только один раз. Ученость и невежество придут только один раз. Слово «невежество» — не такое уж плохое слово. Невежественный человек слаб, у него нет груза на спине. Ученый человек нагружен большим рюкзаком. У богатого большой рюкзак, у бедного никакого рюкзака нет. Некоторые люди этим недовольны, говорят: «Пусть будет рюкзак, без рюкзака трудно». Рюкзак служит для равновесия, в него складывают тяготы жизни. Пусть не будет у вас страха бедности, второй раз она не придёт. Если ты беден, второй раз, и при большом желании, бедность не придёт. Если ты богат, второй раз и богатство не придёт. Если вы его пожелаете, оно от вас сбежит. Когда вам исполнится сто двадцать лет, пойдете ли вы в университет? Кто из людей сумел помолодеть? — Говорят, что люди молодеют. — Да, молодеют, но не в той же самой системе.

Я, по крайней мере до сих пор, не встретил никого, кто помолодел. Я не встретил никого, кто бы дважды был молодым, и никого, кто бы дважды был старым.  Я слышал, что такое бывало, но сам я не встретил никого, кто помолодел. Под молодым я понимаю того, кто несёт только семена. Разные семена дал ему Господь. Когда приходит на место, он рассматривает эти семена. Старый человек — садовник, он посеял семена. Они проклюнутся, вырастут, дадут плоды. Молодой человек несёт семена, но есть ему нечего. Яблоки он съесть не может, потому, что их у него нет. Старый дед разбогател, у него есть шанс что-нибудь съесть. Бывает, что старый после того, как у него выпадут зубы, имея плоды, не может их съесть. Молодой несёт яблочные семена, и старый зовет молодого и говорит: «Ты дай мне семена, а я дам тебе плоды, они для тебя, чтобы тебе вкусно было. Когда я стану молодым, ты дашь мне плоды». Старый человек должен принести семена, чтобы оказаться в положении молодого: быть в состоянии есть плоды. Это закон, который люди не понимают и считают, что в жизни существуют большие противоречия.

Применяйте это понемногу, не во всех делах, но применяйте. Если бы человек каждый день применял по одному слову, знаете, как много бы он сделал? Многие из вас говорят, что у них нет работы. — Создайте себе работу. Если бы я был на вашем месте, я бы за год посадил триста шестьдесят плодовых деревьев. Нет никакой работы — посажу дерево. Сегодня можно найти, что сеять. Кто-то говорит: «Как сеять? — Это место не моё». Земля — это сад для тебя. Именно на Земле у вас есть условия сеять, сеять, что хотите, хотя бы по одному семечку в день.

Если бы я попросил, чтобы кто-нибудь спел песню? Кто тут самый лучший певец? — пусть споёт. Но пусть споёт так, чтобы голос не дрожал. Пусть споёт так, как поёт "Цветик милый, цветик красный". Только раз он сможет так спеть, второй раз не сможет. На другой лекции такого уже не случится. Сейчас кто-то из вас скажет: «Мы будем петь про себя». — Хорошо, это не плохо. Кто-то скажет: «Мы не готовы». — И это хорошо, и это не плохо. Если не приготовились, потому что не было времени, второй раз вы не сможете приготовиться. Я жду от вас песню, которую и дети могут спеть, почти все дети могут её спеть. Какая песня самая легкая? — На английском это «Янки дуду», на болгарском "Цветик милый, цветик красный". Разве есть песни легче этой? Это модная песня. Есть песня: "Идет, идет, за водой идет3". Кто идёт? — Утренняя роса. Вы видели, чтобы утренняя роса ходила? Я пока еще такую росу не встречал, хотя песня о ней есть. Мне было бы интересно увидеть эту росу. Она хорошо прячется. Она очень музыкальна. Может, она ходит, когда я сплю? Когда я встаю, она уже принесла воду. Значит, без денег вы петь не хотите? (Одна сестра встаёт и поёт песню «Идет, идет»). Вот видите: это не страшно. Сестра спела её сопрано, а кто споёт тенором? (Один из братьев поёт). Хорошо. (Другой брат поёт). Вам нужно успокоиться. У вас много энергии. (Учитель поет тихо и спокойно: «Идет, идет»). А сейчас давайте споем все вместе.

У вас должно быть стремление петь. Человек, когда он поёт, должен считать это своей привилегией. Существуют большие препятствия пению, существуют большие препятствия музыкальной игре. Везде в природе происходит соревнование. Иной раз нужно собираться и петь с любовью. Чтобы побудительной причиной была Любовь. Чтобы стимулом была Любовь. Когда вам хочется петь — пойте, когда нет условий — не пойте. Если у вас есть даже самое маленькое желание — пойте, тихонько пойте. Таким образом голоса у вас очень хорошо разовьются. Нужно удерживать ритм песен. (Учитель играет на скрипке: «Идет, идет».) Я буду вам играть, а вы слушайте. (Учитель играет на скрипке: "Скорбь, тоска"4) Скорбящий ходит быстро, Он потерял деньги и ходит быстро. Если человек поёт тихо, его потеря невелика.

(Учитель играет: "Светит, светит"5. Время идти"6, а мы поём).

Божья Любовь несет изобильную и полную жизнь. (три раза)


 

_________________________________

 

1. В болгарском тексте игра слов: «мазник» (буквальный перевод — «подхалим») Мазнина (Болг.) — жир. В тексте игра слов: подмаслить, подмазать — смазать жиром — добиться расположения лестью и подкупом.

2. Мазен на Гана (бог) — подхалим, подлиза, лжец, скользкий человек

3. Братская песня «Ходи, ходи»         http://simeonsimeonov-tenor.org/Imashe_Chelovek/15_Hodi_hodi.mp3

4. Братская песня «Тъги, скърби»         http://simeonsimeonov-tenor.org/Imashe_Chelovek/16_Tugi_skurbi.mp3

5. Братская песня «Грее, грее»

http://simeonsimeonov-tenor.org/Na_Uchitelia/15_Gree_gree.mp3

6. Братская песня «Време е да вървим»     http://simeonsimeonov-tenor.org/Na_Uchitelia/05_Vreme_e_da_vurvim.mp3


 

___________________

Примечание переводчика

За основу в этой редакции принято издание книги — 1999 года.

Проверено и отредактировано мной 2 раза

Перевод по изд. 1999 г. Ред 2015

Първо оригинално издание Кърджали 1999, ИК «Жануа'98»

Книгата за теглене - PDF 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...