Перейти к содержанию

1944_11_08 Самое легкое дело


Рассвет

Recommended Posts

САМОЕ ЛЕГКОЕ ДЕЛО

 

8 ноября 1944 г., среда, 5 ч. утра, София – Изгрев.

 

Первые слова, которыми человек пользовался в своей речи, были короткими, односложными. Чем больше знаний приобретал человек, тем более обогащался его язык.

 

Есть знание преходящее, как снег: зимой его становится больше, летом – меньше. Есть знание, которое растет и постоянно умножается, как плодовые деревья. Много теорий есть в жизни. И у вас есть много теорий. Не плохо человеку иметь много теорий, но это тени, картины, как в кино.

 

Больному не следует говорить о хорошей одежде и обуви, он нуждается в чем-то существенном. Даже если он наденет хорошую одежду, наденет на ноги хорошую обувь, – он останется больным. Он нуждается в здоровье. Пока больной не обретет состояния постоянного здоровья, он всегда будет сталкиваться с различными несоответствиями.

 

Сейчас здоровье преходяще. Иногда у вас болит голова, и вы не знаете причину этого. В другой раз болит живот или грудь, и вы тоже не знаете причину. Когда голова страдает, причина материальна; когда живот страдает, причина духовна. Живот страдает, когда человек не выполняет Божью волю, или когда не обдумывает хорошо земные дела. Например, если ты продаешь бакалею, не отмериваешь точно и берешь себе на лев больше, – ты не выполняешь Божью волю. В себе ты чувствуешь, знаешь, как ты поступаешь; ты думаешь больше о материальных делах, чем о духовных.

 

Делай все с целью поощрять людей к добру. Человек должен иметь в виду добро, даже когда одевается. Нужно хорошо одеваться для того, чтобы поощрять людей к добру, а не для того, чтобы им нравиться. Хорошо одеваться – это добро, это плодовое дерево, которое дает хорошие плоды. Каждое дерево узнается по своим плодам, а человек – по одежде. Какова одежда, таков человек. Уметь одеваться – это искусство.

 

Как одеться? У тебя есть хорошая одежда, но у тебя ее украли. Во что оденешься? Есть хорошая обувь, но и ее украли. Во что обуешься?

 

Говорю: люди нуждаются в импульсе, побуждении. Много побуждений есть в мире, но все они несущественны.

 

Нужно знать, с чего начать день. Что самое важное, когда встаешь утром? Прежде всего ты ступаешь ногой на землю; потом тебе захочется прочесть что-то. Возьмешь книгу в руки и откроешь ее. Нужно уметь пользоваться руками и ногами, как хороший скрипач пользуется скрипкой и смычком. Это существенно.

 

Каждый человек может играть и петь. Если ты любишь кого-то, тебе нравится его пение, потому что любовь улучшает голос, вносит в пение нечто хорошее. Если ты человека не любишь, ты все равно найдешь какой-нибудь недостаток, хотя бы он и пел и играл хорошо. Для Любви все хорошо.

 

Часто говорят об эгоизме. Если бы у вас была истинная любовь к себе, жизнь ваша была бы правильной. Если бы человек имел в себе побуждения Любви, он никогда не совершал бы преступлений. Все преступления происходят по внешним причинам. Человек должен быть свободен, должен начинать прежде всего с любви к себе, то есть к тому Божественному, что в нем кроется.

 

Если и вы начнете с этой Любви, вы все изменитесь. Сейчас вы боретесь с собой, со своими недостатками, – и недовольны. Вопреки этому вы ждете, что когда попадете на тот свет, вас примут среди ангелов. Даже если вы и попадете к ангелам, вы ангелами не станете. Нужно учиться! Вы должны понимать слово "учение", должны знать, откуда начать учиться и как использовать то, чему вы научились. Потом нужно уметь правильно направить знание, которое вы приобрели.

 

Учиться значит справляться с препятствиями. Говорю: начинайте с самых малых препятствий. Я не говорю, что вам нужно отказаться от того, что у вас есть. – "Отречемся от себя!" – Отречение – это внутренний, Божественный процесс. Допустим, вы идете на базар, у вас есть медные и золотые монеты. Важен выбор, который вы сделаете. Какие деньги вы возьмете: медные или золотые? Если будете покупать на медные деньги, у вас будет одно расположение духа; если будете покупать на золотые деньги, будет другое расположение.

 

Нынешние люди имеют дело с бумажными деньгами. Это показывает, что они верят в себя. Не плохо, что они верят в банкноты, но в Божественном мире вещи реальны, когда сверхреальность на их стороне. Знание не должно быть ни как банкноты, ни как монеты, которые ржавеют и окисляются, чтобы нести отраву людям. Хотя иногда и отрава нужна.

 

У многих из вас был хороший голос, но из-за незнания вы испортили свои голоса. Вы говорите: когда придем второй раз на землю, исправим свои голоса. Это еще вопрос, исправите ли вы свои голоса, когда придете на землю второй раз. И в религиозном отношении люди хромают, – как духовные, так и светские.

 

Некто говорит что служит Богу. Служишь Богу, а нет у тебя страха перед Ним. По двадцать раз на день грешишь, и нет у тебя ни страха перед Богом, ни любви к Нему. В тебе некий "господь", которого ты сам себе создал. Ты имеешь своего "господа", который похож на тебя самого.

 

Каков бы ты ни был, если ты любишь себя, если ты любишь Божественное в себе, ты будешь нести истинный образ человека, о котором сказано в Писании: "И создал Бог человека по образу и подобию Своему." Нужно возвысить образ Бога в нас, не механическим образом, а сознательно.

 

Механически вещи достигаются легко. Если обыкновенный певец окажется среди американцев, он легко проложит себе путь. У американцев, как и у болгар, есть свои песни. Если ты споешь им "Янки дудл", они останутся довольны тобой и тебя вознаградят. Болгарин попросит тебя спеть "Заплакал лес" или "Стоян маме говорил". Каждый болгарин знает эти песни, для него они – классические.

 

У болгар много хороводных песен, но они не знают, как их плясать. Не легко исполнить хороводную песню как следует. Мало кто пляшет хорошо. Плясать классически, музыкально, – это целое искусство. Тело должно быть гибким; нужно не топать ногами, поднимая пыль, а ступать легко, игриво, с настоящей пластикой в движениях.

 

Вы часто здороваетесь за руку, смотрите друг на друга, разговариваете друг с другом, но делаете это по необходимости, потому что некуда деться, – только чтобы как-нибудь сошло. Вы в этом не виноваты. Вы носите одежды, которые вам навязаны.

 

Есть у тебя какая-нибудь идея, как одеться, но когда приходишь к портному, он начинает тебя убеждать, и ты покупаешь другую одежду, а потом жалеешь, что ее купил. То же происходит и в религиозном отношении. Ты веришь во что-то, у тебя есть какие-то убеждения, но кому-то удается тебя поколебать, убедить в противоположном, и ты воспринимаешь что-то чужое, а потом удивляешься, почему внутри у тебя что-то не в порядке.

 

Человек, заквашенный Любовью, предусмотрителен и внимателен. Несколько лет назад мы путешествовали по восточной Болгарии. Когда мы проходили мимо одного села, я сказал: "В этом селе есть хороший человек." – "Как ты этот узнал?" – "По светлому кругу на небе". В небе над селом среди многих облаков открывался ясный синий круг. Это показывает, что в селе есть хороший, святой человек. Его душа и его дух открывают небо. Хорошая погода зависит от хороших и разумных людей.

 

Добро в жизни зависит от хороших людей, которые непрерывно работают. Вы спрашиваете: "Что мы приобретем, если будем жить хорошо?" – Плоды будут зреть, реки – течь, снега – таять, солнце будет светить и греть. Если бы все люди жили и мыслили правильно, нынешней войны бы не было.

 

Война уже произошла. Те, кто ее допустил, ее и прекратят. В будущем люди будут жить лучше; они изменят свою жизнь, чтобы избежать войны. Бог решил исправить небо и землю, создать новое небо и новую землю. Под "новой землей" понимается земля без грехов и преступлений, без пороков, земля, на которой не существует войны. На той земле и при том небе, которые существуют сейчас, война неизбежна.

 

Выберете страницу из книги "Царский путь души." Прочтите страницу 214. Там сказано: "Пока вы живете в мире противоречий, вы должны знать, что находитесь под законом внушения. Никто, смертный или даже бессмертный, не свободен от этого закона." Значит, внушение возможно. Однако между внушением и вдохновением есть разница.

 

Сейчас я говорю и мужчинам и женщинам, чтобы они забрали свои капиталы из человеческих банков и поместили их в Божественный банк. Вы живете в эпоху, когда все банки потерпят крах. В прошлую войну в Америке обанкротилось двенадцать тысяч банков.

 

Если люди не живут хорошо, причина в том, что среди них нет Бога. Они верят друг другу, а Богу не верят, поэтому разочаровываются. Современное человечество живет в безверии. Что до официальной веры, то она есть у всех, но от официальной веры головы у людей побелели.

 

Сейчас куда ни посмотрите, всюду видите раненых людей: у кого нога оторвана, у кого рука, у кого глаз выбит. Каких только несчастий нет среди людей! Вы скажете, что вас призывает долг перед отечеством. Говорю: если бы мы вместо войны, в которой участвуем по наущению людей, делали то, чего хочет Бог, – наша жизнь была бы совсем другой.

 

Как любить друг друга? – Если вы хотите знать, что такое Любовь и как любить, опустите цветок в воду и поместите его потом перед ульем с пчелами. Пчелы высосут воду из цветка и будут думать, что Провидение о них позаботилось. С помощью воды ты проявил свою Любовь.

 

Всем хорошим, что приходит через наш ум и наше сердце, мы обязаны существам, которые применяют закон Любви. Иной раз ты весел, в таком хорошем расположении духа, что всю жизнь потом помнишь это состояние. Это происходит благодаря какому-то существу, которое своей любовью показывает тебе, что такое истинная Любовь.

 

Но бывают моменты, когда Бог удаляется из мира. Тогда повсюду наступает мрак и темнота, и люди уже не узнают друг друга. Ты молишься, но молитва твоя не принимается. Ты чувствуешь себя одинокими, брошенным, как будто нет Бога в мире. Кто-то говорит: "Я в дурном расположении духа." – Ты в дурном расположении, потому что между тобой и Богом возникло какое-то препятствие.

 

Как вы молились во время бомбардировок? Если бы вы сейчас услышали, как тогда молились, сами бы сказали, что кричали как сумасшедшие. Своей молитвой вы хотели заглушить шум бомб. Вы кричали одна другой громче, как будто хотели сказать бомбам: "Подальше от нас!" Сейчас вы смеетесь, но тогда вы были серьезными. Кричали, молились, только бы бомбы не взрывались около вас.

 

Одно требуется от людей: чтобы они работали для Любви. И я удивляюсь, что люди не могу сделать самого легкого – работать ради Любви. И мушки, и растения умеют это делать, а люди не умеют.

 

Помните: Любовь изъявляет сначала Бога, потом себя саму, и в конце концов окружающих. Следовательно, сначала изъявите Божью Любовь такой, какая она есть. Не бойтесь, вы не создаете свет. Если вы пропустите пучок солнечных лучей через призму, лучи разложатся на семь цветов. Вы можете разложить свет, но не можете создать цвета. С помощью призмы вы преломляете и разлагаете свет, но сами его не создаете.

 

Ты говоришь: "Этого я не могу сделать." Сам не можешь, но с помощью призмы ты можешь разложить свет. После этого, с помощью другой призмы, ты можешь собрать разложенный свет и получить первоначальный. Мы можем разлагать свет и собирать его, когда он разложен. Поставив призму на пути солнечных лучей, мы делаем, что хотим.

 

В данном случае призма – это наш ум, через который должна пройти Божья Любовь, чтобы стать видимой. Характерно, что призмой мы не можем покрасить стену. Ты можешь спроецировать свет на стену, но покрасить ее не можешь. Ни один из цветных лучей не оставляет своего образа. И красный цвет не оставляет своего образа. Значит, Любовь не оставляет в нас никаких образов. Пока Любовь с нами, есть образы; когда она уходит, и образы исчезают.

 

Никто не может хотеть от Любви, чтобы она ему дала один из своих образов. Она может показать вам все свои образы, но никогда не может их вам дать. – Почему? – Потому что вы хотите отнять что-то у нее. Любовь неделима. Человек должен быть художником, чтобы зарисовать все образы Любви, или поэтом, чтобы описать и воспеть ее. Если он портной, он сошьет одежду с любовным чувством, так что тот, кто ее наденет, будет смотреть на нее, как на нечто священное. Только так сшитая одежда может нравиться человеку и его радовать. Многие из вас надевали такую одежду.

 

Сейчас я говорю не о трудных делах, а о легких, о таких, которые и цветы умеют делать. Вы сейчас им учитесь. Когда вы обрываете цветок, он не страдает, как человек; он примиряется, – как дело Любви, – и говорит: "На следующий год я опять расцвету." Цветы никогда не сердятся.

 

Поскольку цветы – это выставка ангелов, мы не должны их рвать, чтобы не портить выставку. Можно рвать цветы, когда выставка закроется. Когда ты проходишь по такой выставке, ты должен знать, что ее устроили разумные существа, и относиться к ней с почтением и уважением. А ты проходишь и рвешь цветы – что это за воспитание?

 

За каждым цветком стоит разумное существо. Запах, который ты чуешь, это запах не цветка, а разумного существа за ним. Цветы – это связь между ангелами и людьми. Млекопитающие – коровы, овцы, волы – это связь между архангелами и людьми. Вол пашет, помогает людям вместо архангелов.

 

Спрашиваю: каким будет твое положение, когда ты за волами и буйволами увидишь архангелов? Ты тыкал вола или буйвола острием кнута, и вот перед тобой появился архангел, – что ты будешь делать? Если он применит по отношению к тебе то же действие и начнет тебя тыкать острием, что ты скажешь?

 

Я часто видел для себя урок в добродушии вола по отношению к действиям людей, которые его тычут сзади острием кнута. В таких случаях вол кротко смотрит и говорит: "Ничего, таково понимание людей; они тоже научатся." Когда ты начинаешь страдать, ты учишься; но и когда радуешься – тоже учишься. Будем учиться и посредством страданий, и посредством радости. И посредством Любви будем учиться, и посредством Мудрости.

 

Любовь начинает с малых дел. Если кто-то узнает, что ты носишь воду пчелам, он скажет: "Ну и умен! У пчелы есть крылья, зачем носить ей воду? Люди хотят есть и пить, а он не идет помочь людям, а взялся носить воду пчелам!" – Человек, который не заботится о пчелах, и о людях не будет заботиться. Есть закон: из малых дел происходят большие. Из малых семян выросли большие деревья. Через тысячи лет мы скажем, что эти деревья велики. Знайте, что большие скалы возникли из малых пылинок. Из таких пылинок возникла и вся земля, на которой мы живем.

 

Кто из вас, встав утром ото сна и посмотрев на солнце, разговаривал с ним? Кто из вас говорил ему: "И я хочу быть как ты. С самого восхода ты на работе. И я хочу работать как ты, идти твоим путем, чтобы мы стали друзьями"?

 

Вы скажете, что небо не всегда ясно, на нем бывают тучи. Но солнечные лучи проникают и сквозь тучи. Некоторые люди хотят всегда быть радостными и веселыми. Это невозможно. Свет, который исходит от нашего солнца – от нашего ума, от нашей души, – иногда омрачается. Но пусть это вас не смущает. То, что омрачается, не близко к душе. Тучи, которые затеняют солнце, – это не само солнце. Они находятся в области земли.

 

И тучи необходимы. Всякая вещь необходима и важна в свое время. Например, у болгар есть старая песня "Цветок милый, цветок красный", которую и доныне поют и играют. В ней есть нечто, что нужно исправить, но если заняться ее исправлением, то получится нечто другое. Предпочтительнее создать нечто новое, чем исправлять старое. Оставьте это "цветок милый", пусть будет таким, каким вырос.

 

Пусть кто-нибудь из вас сыграет эту песню. Другой пусть попробует ее спеть, но без смущения и страха. Если человек смущается, если голос его дрожит, пусть лучше не поет. Кто решится петь, пусть поет, как поют маленькие дети.

 

Никто не решается петь, что показывает, что салон не отоплен хорошо, или публика не расположена. Вот и я не расположен сейчас, но я вам сыграю нечто, не классическое. Я сыграю вам один болгарский мотив. Болгарин, о котором говорится в песне, освободился от всего старого. Он говорит: "Я оставляю все старое. Если пою, буду петь, как следует."

 

Теперь я сыграю вам "Цветок милый. Закончу игру веселым болгарским мотивом. Вопреки тому, что я нерасположен, я поиграю только ради хорошего слова "нерасположен". Это коллективное слово. Когда юноша женится и у него рождаются дети, он становится "нерасположенным". Чтобы прийти к истинному, внутреннему хорошему расположению духа, нужно изменить старый способ понимания, изменить всю философскую мысль человечества.

 

Всем вам предстоит одна из легких вещей – работать для Любви. Что вам стоит, проходя мимо кого-то, улыбнуться? Сколько энергии вы истратите? Или что вам стоит, проходя мимо своего друга, поприветствовать его и сказать ему что-нибудь хорошее? Причем улыбнуться не принужденно, а от всего сердца. Твой друг целый день будет доволен.

 

Почему иногда человек унывает? – Потому что ему некого любить. Всегда нужно хоть кого-то любить. Трудность заключается в том, что у человека нечего есть, а не в том, что он не умеет есть. Это все равно как если бы здоровенный Стоян сказал, что не умеет есть. Он может есть, но нет испеченного хлеба, нет приготовленной еды. Попробуй замесить и испечь ему свежий хлеб, приготовить ему еду, – увидишь, как он умеет есть. Нужно ему приготовить; притом именно ты должен ему приготовить. Ты первым должен дать пример.

 

Ты хочешь, чтобы кто-нибудь тебе улыбнулся. Улыбнись ты первым. Хочешь хорошего рукопожатия – дай первым пример хорошего рукопожатия. Вы забыли правило: первыми давать пример. Вы все умеете улыбаться. Нет человека, который этого не умеет, но поскольку вы дорого цените улыбку, вы не улыбаетесь. Для вас улыбка дорога, вы держите ее про запас. Самые разные выражения лица допускаете, только не улыбку.

 

Начните с самого лучшего, что у вас есть. Каждое растение, когда вырастает, начинает цвести. Цветок – это самое красивое. Потом растение завязывает плод, и в конце концов плод созревает. Улыбка – это цветок человеческой души. Улыбка рождает самый лучший плод. Если не улыбнешься – не сможешь расцвести; если не расцветешь, не сможешь завязать плод.

 

Я говорю о достижениях человека. Есть много вещей, которые достигаются самым легким образом – когда вы работаете для Любви.

 

Вы повсюду ищете Любовь, но не находите. Почему не находите? Неправильно ищете. Каждый носит Любовь в себе. Она проявляется изнутри наружу. Посредством чего она проявляется? – Посредством музыки: через игру и пение. Я интересуюсь музыкой как проявлением Любви, поэтому играю эту болгарскую песню. Эта песня ценна, кто-то вложил в нее свою душу. Есть в ней нечто испорченное, но есть и нечто гениальное, светлое.

 

Не все создано людьми. Есть гениальные вещи, созданные людьми, но многие вещи созданы Богом. Исполним сначала Божественные вещи, но исполним и гениальные вещи, созданные людьми. Изучая и Божественное, и человеческое, мы нечто создадим. Те, кто идет за нами, будут изучать наши дела.

 

Выберете сейчас трех молодых сестер, чтобы они просмотрели слова в написанных вами "темах", распределили их, и написали, какие слова сколько раз повторяются, а какие встречаются один раз. Таким образом вы узнаете, что больше всего вас занимает. Каждое слова вносит импульс, силу в человека. После этого пусть они вернут вам ваши "темы" обратно. Берегите их. В них написаны мощные слова. Молодые должны учиться в работе.

 

 

Самое легкое дело

Най-лесната работа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 years later...

Самое легкое дело ( Най-лесната работа )

Перевод А. Левицкой по изд. 1999 г. (“Жануа 98”)

XVIII  беседа Учителя,

от 08. 11.1944 г.,

среда, 5 часов утра,

София - Изгрев

 

Добрая молитва

Сила здраве е богатство“.(Песня)

Первые слова, с которых человек начал говорить, были не длинными, очень короткими были эти слова, из одного только гласного звука. Есть знание преходящее, есть и другое: то, которое постоянно растет. Бывает знание похожее на снег, оно может растаять, зимой оно увеличивается, а летом уменьшается; и есть знание, которое растет, оно похоже на плодовые деревья.

Сегодня существует достаточно теорий. У вас они тоже есть — это хорошие теории. Теории — это картины, тени, кино. Больному человеку не нужно рассказывать о красивой одежде, о хорошей обуви, ему нужно то, что существенно. Он говорит: деньги не стоят одежды. Даже если ты оденешь больного, он всё равно остается больным, и если ты наденешь на него хорошую обувь, он все равно болен. И так это и будет, пока здоровье не станет постоянным.  Сейчас здоровье преходяще. Например, сначала у вас заболел желудок — причину вы не знаете, в другой раз заболела голова, вы не знаете, почему. Потом заболела спина. Голова и желудок задают направление болезням. Когда голова страдает, причины материальные; когда желудок страдает, причины духовные. Желудок страдает, если человек не набожен, если он не исполняет Волю Божью, а также, когда он неверно судит о земных делах. Например: ты лавочник и один лев полученной платы  ты оставляешь себе, так сказать, "один в уме". — Ты не исполняешь Волю Божью, думаешь о материальных делах. Или: ты одеваешься, но одеваешься для того, чтобы нравиться людям. Одеваться человек должен, чтобы поощрять людей к добру. Человек одевается не для того, чтобы нравиться людям. Для человека одеться — это проявить доброту. Это как плодоносящее дерево — оно должно давать красивые плоды. Всякое дерево познается по плодам. Человек познается по одежде. Какова одежда, таков и человек. Не легкое это дело —  понять, как тебе одеться. Как ты оденешься? У тебя была нарядная одежда, но ее украли, во что тебе одеться? У тебя была красивая обувь, и ее украли, во что будешь обуваться?

Я говорю: всем вам необходимо побуждение. Сегодня у людей нет ни одного существенного побуждения. какие-то побуждения есть, но они не существенны. Нужно понимать, что должно быть самым важным, с чего нужно начинать. Утром, когда ты встаешь с постели, что в тот момент самое важное? — Сначала ты ступаешь ногой на землю. Если хочешь книгу почитать,  ты берешь её в руки. Это существенное. Если тебе пришло в голову почитать книгу, нужно знать, как воспользоваться руками и ногами, как это знает скрипач, умеющий хорошо играть.

Каждый может играть и каждый может петь. Нет человека, который не мог бы играть. Если любишь человека, тебе нравится, как он поет, потому что любовь улучшает пение. Если не любишь, как бы хорошо он ни пел, как бы хорошо ни играл, все равно ты найдешь недостатки. Если любишь, все хорошо.  

Часто люди говорят, что в человеке присутствует эгоизм. Если бы у вас была  истинная любовь к себе, вы исправили бы свою жизнь. Если бы побуждения человека были бы побуждениями любви, он не совершал бы преступлений. Все преступления происходят по внешней причине. Признайте за человеком право поступать, исходя из любви к самому себе, к тому Божественному, что кроется в нем. Если признаете прямо сейчас, в каждом из вас сразу же произойдет перемена. Вы боретесь сами с собой, с какими-то своими надеждами, постоянно находите в себе какие-то недостатки. Ожидаете, что, когда уйдете на тот свет, там, среди ангелов, вы исправитесь и сами станете ангелами. Находясь среди ангелов, вы не сможете стать ангелами. Этому учиться нужно. Слово "учение" нужно понимать, нужно знать, как взяться за учение, как использовать его. И, наконец, нужно знать, где приложить изученное.

Говорю: мы начнём с самых маленьких препятствий. Не отказывайтесь сегодня от того,  что у вас есть. Кто-то скажет: "Давайте откажемся от своих интересов". Такой отказ, такое самоотречение —  это процесс внутренний, Божественный процесс. Предположим, идете вы на базар, берете деньги. Есть у вас мелочь, есть и золотые монеты. Важен выбор: какие деньги выберете вы. Если собираетесь покупать материал на медные деньги, это одна ситуация, если на золото — другая ситуация. Сейчас вы расплачиваетесь бумажными деньгами. Бумажные деньги сами по себе не надёжны. Их употребление говорит о том, что у людей достаточно веры, что люди в них верят. Что верят, это не плохо, но в Божественном мире вещи реальны только тогда, когда сверхреальность на их стороне. Знание не должно быть таким, как эта бумажка или как монета, которая ржавеет и становится отравой для людей, хотя и отрава бывает нужна.

Так вот: у многих из вас были очень красивые голоса, но вы по незнанию, испортили свои голоса. Вы говорите: «В другой раз, когда придем на землю…". Что будет, когда вы придете в другой раз, это еще вопрос. В религиозном отношении люди тоже хромают. Например, ты говоришь: "Я служу Богу". Ты служишь Богу, но в тебе нет Страха Божьего. Что бы ты ни делал по двадцать раз в день, нет в тебе ни страха, ни Любви. У тебя есть Господь, которого ты сам себе создал. Это твой Господь, и Он такой же, как и ты.  Так вот, каким бы я ни был, если я себя люблю, у меня будет этот, истинный, образ. — "И создал Бог человека по образу и подобию своему".

Нужно именно это: возвысить в себе Божественный образ, и возвысить не механически. Это очень просто. Если вы приедете в Америку, вы можете какому-нибудь американцу сыграть хоть все песни, но у них, как и у болгар, есть и свои песни. Есть у них одна такая песня: "Янки дуду", как сыграешь её, так будто им мёдом помазали. Это не какая-то особая песня, это самая обыкновенная песня. Американец говорит: «Сыграй мне «Янки дуду». Болгарин говорит: "Сыграй мне "Заплакал лес" и "Стоян маме говорил". У болгар это классические песни, их каждый знает. Болгарин говорит: "Спой мне хороводную песню". Вы поднимаетесь, начинаете петь, но вы не умеете петь хороводные песни, не умеете их танцевать. Не легкое это дело —  танцевать под хороводную песню. Меньшинство танцоров, из тех, что я видел, могут красиво танцевать. Танцуют все, но танцевать классически, музыкально — это целое искусство. Должна быть определенная гибкость тела, и ногами не нужно топать, и пыль не нужно поднимать.

И еще: много раз мы пожимаем руки друг другу,  смотрим друг на друга, что-то говорим, но делаем это по необходимости, когда мимо проходим. И в этом мы не виноваты. Мы носим одежду, которую нам навязали. Бывает, заходишь в магазин, чтобы купить одежду, и продавец начинает тебя уговаривать, что  такой-то цвет тебе идет. У тебя свое вѝдение, но он тебя убедил, и ты потом жалеешь, что купил. В религиозном отношении точно то же самое: в тебе выстраивают какие-то вещи, но ты чувствуешь, что в твоем «верую» что-то хромает. О любви вы говорите то же самое —  чувствуете, что в ней что-то хромает.

Человек, который заквашен на Любви, очень предусмотрителен, очень внимателен. Несколько лет назад, путешествуя по востоку, мы проходили мимо одного села, и я сказал: в этом селе живет хороший человек, потому что когда небо целиком затянуто облаками, над этим селом остается открытым большой ярко синий круг. Небо над этим селом имеет такой цвет, благодаря душе и духу этого человека. Хорошая погода зависит от разумных людей. Плоды, зреющие на земле, зависят от разумных людей. Всё, что тут существует хорошего, существует благодаря добрым людям, которые тут работают.

Вы спрашиваете: "Если мы будем жить хорошо, что мы с этого будем иметь?" — Плоды будем иметь, реки будут течь, льды будут таять, солнце будет светить.  Если бы все люди думали таким образом, если бы они жили таким образом, сегодняшней войны не было бы.

А война идет. И те, кто ее допустил, это исправят. В будущем, чтобы избегать войн, люди должны будут изменить свою жизнь. Чтобы ее изменить, Бог решил исправить небо и землю, Он решил отодвинуть старую землю в сторону и создать новое небо и новую землю. — Новую землю, где не будет греха и порока, землю, где не будет места войне. А при такой земле и таком небе, как сейчас, война неизбежна. — Что бы ты ни говорил, война придет.

А теперь задайте число — номер страницы, которую мы прочитаем из книги "Царский путь души", в ней приблизительно 344 страницы. Выберите число — любое. Пусть его выберет самый счастливый, самый добрый из вас. Учитель читает на странице 2141 следующее: "Пока вы живете в мире противоречий, нужно знать, что вы находитесь под действием закона внушения. Ни один смертный, и даже бессмертный, не свободен от этого закона». Значит, что-то можно себе внушить,  потому что между внушением и вдохновением есть разница.

Учитель читает целиком 215-ю страницу и 216-ю2, до места: И мужчинам, и женщинам я говорю: Нужно изъять свои капиталы из человеческого банка и положить их в Божественный банк.

___________________

(Учитель читает отрывок из беседы: «Языками человеческими» «С человечески езици» из книги "Царският път на душата", Рилски беседи, 1935 г.

Пока вы живете в мире противоречий, нужно знать, что вы находитесь под действием закона внушения. Никакой смертный, и даже бессмертный не свободен от этого закона. Имея это ввиду, всегда держите в уме положительные мысли и чувства, если хотите освободиться от многих болезненных состояний, которые по сути не ваши. Если вы свяжетесь с больным человеком, который страдает от боли в ногах, вы испытаете ту же боль.  Чтобы освободиться от чужой боли, мысленно войдите в разговор с этим человеком и скажите ему, что, поскольку он воспринял эту болезнь извне, пусть поищет способ от нее освободиться. После того, как он освободится от этой боли, и вы от нее освободитесь. Первые люди согрешили по закону внушения. Бог им сказал не есть от плодов запрещенного дерева, чтобы не страдать. Потом к Еве пришел черный адепт и сказал: «Если хотите стать, как Бог, ешьте от плодов этого дерева. Вы не поняли слов Бога». Первые люди поверили внушению, которое шло от черного адепта, и исполнили его совет. С этого момента на них посыпались несчастья.  И не только первые, но и современные люди больше всего верят тому, что не истинно. Женщина мужчине верит больше, чем своему Создателю. Мужчина женщине верит больше, чем своему Создателю. Это не в обиду вам будь сказано. Я использую слова «мужчина и женщина» как буквы алфавита: мужчина — это первая буква, женщина — вторая. Человек, когда говорит, должен помочь себе какими-то звуками, чтобы высказать свою мысль. Мужчина говорит женщине, что она будет с ним счастлива, и она ему верит больше, чем Господу. В этом отношении женщина заслуживает похвалы. Если бы она верила в Бога так же сильно, как в своего возлюбленного, она бы чудеса делала.

Вы спрашиваете: «Как верить в Бога?» Верьте так, как вы верили и верите в своих возлюбленных. Если будете верить с той же силой, дела ваши исправятся. Этим я не хочу сказать, что это плохо — верить своим возлюбленным. Этим я советую вам приложить ту же веру и к своему Создателю. Если вы хотите, чтобы дела ваши шли вперед, изымите свои капиталы из банка своих возлюбленных и вложите их в Божественный банк. И мужчинам и женщинам я говорю: изымите свои капиталы из человеческих банков и вложите их в Божественный банк.

Сегодня мы живем в такую эпоху, когда банки лопаются. В прошлую войну в Америке лопнуло двенадцать тысяч банков.

Учитель продолжает читать беседу «Языками человеческими» с того места, где остановился:

«Если люди не живут хорошо, причина, в том, что Бога среди них нет. Они верят друг другу, а Богу не верят, вследствие чего разочаровываются. Современное человечество живет в неверии. Если говорить об официальной вере, то у всех она есть, но головы людей поседели от официальной веры» (конец цитаты)

Сегодня, куда ни посмотри, миллионы раненых: кому ногу оторвало, кому руку, кто без глаза остался, что только у людей не ранено. — За что? — Вы скажете: «Долг, может, всё это для Родины нужно». Говорю вам: если бы вместо этой войны, про которую нам внушили, что она, якобы, ради людей, мы делали то, что Бог требует, как бы это было не похоже на то, что мы видим сегодня.

Кто-то спросит: «Так как же нам любить?» Я приведу вам пример. Если ты хочешь узнать, что такое любовь, начни с пчёл: принеси им воды — найди какой-нибудь красивый цветок, поставь его в воду, а воду прямо перед пчелами. Это и будет любовь. Пчелы сядут на цветок,  воду будут пить. Они тебя не знают, они будут благодарить Провидение, что это Провидение или Божественный Промысел позаботились о них. Вода — это твоя любовь, которая проявилась. И я говорю: Всеми нашими хорошими делами, всем, что мы испытываем, всем, что приходит в наш ум, в наше сердце, всем этим мы обязаны существам, которые прилагают закон Любви. Бывает, что ты весел и потом всю жизнь ты помнишь это состояние. Это случилось, благодаря какому-то существу, которое показало, в чем состоит истинная Любовь. Но бывают состояния, которые возникают, когда Бог устает от мира, когда наступает мрак, и люди больше не узнают друг друга, когда ты молишься, но чувствуешь, что Господа нет. Тогда ты  говоришь: «Я не в духе». — Ты не в духе, потому что чувствуешь, что тебе что-то мешает.

Как вы молились во время бомбардировок? Если бы вы сейчас так молились, все подумали бы, что вы сошли с ума, так вы тогда орали. Кричали, чтобы заглушить грохот гранат, взрывы бомб, кричали, перекрикивая других. Этим вы говорили: «летите мимо, не взрывайтесь рядом с нами!» Допустите, что людям так можно молиться. Говорю вам: очень хорошо они молятся. Сейчас для вас это выглядит смешным, вы говорите: «Мы что, некультурные?» А мне удивительно одно: самые простые вещи в мире мы не можем сделать. Нет дела легче, чем дело Любви. Это самое лёгкое, из того, что есть. И мухи это могут,  и растения могут, а мы, люди, не можем.

Любовь сначала изъявляет Бога, потом самое себя, и только потом окружающих. Или: сначала прояви Божью любовь, пусть она в тебе проявится такой, какая есть. Если вы берёте призму и пропускаете через неё луч света, разве этим вы создаёте свет? Вы разлагаете свет, но вы не создаёте цветов. У вас в руках призма, вы разлагаете свет и создаёте образ на белой стене. Человек говорит: «Я не могу этого сделать». — Сам ты этого сделать не можешь, но если возьмешь призму, свет разложится. Дальше поставьте другую призму, и свет снова соберётся. Установить призму — это зависит от нас. В данном случае призма — это наш ум, через который должна пройти Божья любовь, чтобы мы могли её увидеть. Красишь ли ты стену с помощью призмы? Ты можешь на стену спроецировать свет, но от этого красный цвет не становится образом. Значит, Любовь не становится образом в нас. Когда она есть, есть и образы, когда уходит, все образы исчезают. Она не оставляет свой образ нигде. Вы не можете сказать Любви: «Вот это оставь для нас». Она не оставляет образов, которыми служит себе. Она может вам показать все свои образы, но никогда ни один не оставит. Вы хотите отделить что-то от Любви, оставить себе. — Любовь неделима. Значит, вы должны быть художником и запомнить этот образ, вы должны нарисовать этюд или написать рассказ, если вы поэт. Или, если вы портной и шьёте одежду, вы должны сшить ее с любовью, и тот человек, который наденет ее, будет считать ее святыней. Надев эту одежду, он будет радоваться. Если кто-то сшил тебе одежду с любовью, ты говоришь: эта одежда мне нравится. —  Нравится, поскольку она соткана и сшита с любовью. И, надев её с любовью, ты будешь ей радоваться. У некоторых из вас есть такая «любовная одежда».

Так вот, сейчас я вам говорю не о самых трудных делах, но о легких, таких, какие и цветы могут делать. Теперь вы учитесь этим делам. Цветок, например, если его сорвать, чувствует,  совсем не так, как человек. Исполненный любви, он говорит: «Через год я снова расцвету, мне ничего не надо». Цветок никогда не сердится. Цветы — это выставка ангелов, и раз это так, не надо портить эту выставку, не надо рвать цветы. Когда выставка закончится, тогда и рвите. И раз уж ты идешь по этой выставке, имей почтение — выставку устроили разумные существа, а ты проходишь и рвешь цветы. Никакого воспитания в вас нет. Скажешь, что за цветком стоит разумное существо, и аромат, который вдыхаешь, принадлежит не цветку, а этому разумному существу. — Цветы это связь между людьми и ангелами. Растения это связь между ангелами и людьми. Млекопитающие, которые для нас пашут:  овцы, белые коровы, черные буйволы — это связь между архангелами и людьми. Вол пашет на тебя ради архангелов. Он, посмотрев на них, говорит: «Я пришел ради их любви». И я спрашиваю: если бы за этими огромными буйволами мы видели стоящих за ними архангелов, каким было бы наше состояние? Если бы после того, как ты колол палкой вола или буйвола, этот архангел встал во весь рост, ты бы его увидел! И если бы он сказал: «Вот сейчас я к тебе приложу то же правило: буду колоть палкой тебя», — что бы с тобой было? Я часто учился у них: вол терпит, но сзади-то его разукрашивают палкой. Вол говорит: «Ничего, такое у людей понимание». Смотрит и говорит: «Они научатся, окажутся на нашем месте и научатся». Я говорю: Да-да, научатся. Как начнешь страдать, так сразу и научишься. Но если начнешь радоваться, ты тоже научишься. В страдании будем учиться, и в радости будем учиться. И в любви будем учиться. Любовь — это самое лучшее учение. В нем есть мудрость, в этом учении. А старая одежда ещё послужит — высохшие деревья в костре ещё погорят.

Поскольку любовь начинается с не самых важных дел, все вы заботитесь о том, как бы не уронить свое достоинство. Если люди узнают, что вы пошли отнести воду пчеле, они скажут: «Посмотрите, какой умный.  У пчелы крылья есть, какой смысл носить воду пчелам, когда тут люди не пили, не ели. А он не к людям идет, а к пчелам». — Человек, который не заботится о пчелах, и о людях заботиться не будет. Есть закон: Из маленьких дела становятся большими. Из маленьких семян вырастают большие деревья. Представим себе, что через тысячи лет, эти деревья станут великими деревьями. Из маленьких пылинок состоят высокие скалы. Из маленьких пылинок состоит вся Земля, на которой мы живем.

Кто из вас, проснувшись утром и посмотрев  на солнце, сказал ему: «С сегодняшнего дня я хочу быть таким, как ты. Как ты работаешь от самого восхода, так и я хочу: хочу идти твоим путем, хочу, чтобы мы стали друзьями». Не всегда небо ясное, бывают облака, но лучи и через облака проникают. Кто-то хочет, чтобы мы всегда были радостными и веселыми. Свет, исходящий из нашего солнца, из нашего ума, из нашей души может иногда и померкнуть. Пусть вас это не смущает: то, что меркнет, не близко к душе —  далеко оно от души. Облака, которые закрывают Солнце, не на Солнце — они над Землей.

У болгар песня: "Цветик милый, цветик красный»3. Эту песню ни один болгарин уже не сможет исправить. Если попытаешься исправить, получится что-то совсем другое. О «цветике милом, цветике красном» скажи иначе, сочини другое стихотворение, лучше этого. Оставь этот "цветик милый, цветик красный", таким, каким он вырос. Учитель обращается к брату Симеонову: Ты можешь это сыграть? — «Могу». Брат сыграл  "Цветик милый, цветик красный». Это духовная песня: "Цветик милый, цветик красный». Брат сыграл её, — «А кто из вас может спеть ее так же свободно?» Если у него голос будет дрожать, если он боится, пусть лучше сидит на месте. Хорошо бы спеть, как поют маленькие дети. Никто спеть не может — по всей видимости, тут зал не отоплен и публика не расположена. Сейчас я вам сыграю, хотя, вообще-то, я не расположен играть — классику сейчас играть не буду. (Учитель играет что-то болгарское.) Этот болгарин, о котором говорится в песне, уже освободился от всего старого, он говорит: «Оставлю все, и когда пою, буду только петь». Подождите, я сейчас сыграю "Цветик милый, цветик красный". (Учитель играет "Цветик милый, цветик красный», а после него весёлый болгарский мотив.) Из-за этого красивого слова я вам играю, хотя и не расположен. Слово "нерасположенный" — коллективное слово. Мужчина, когда женится, и у него родятся дети, становится нерасположенным. (С этими словами Учитель берет скрипку и вкладывает ее в футляр.) Скрипка, если я за ней слежу, играет, если не слежу, не играет.

А я выбираю девяносто первую страницу4. (Учитель читает с конца 90-й страницы от «Существует два вида святых: одни — своенравные, другие — не своенравные», 91-ю страницу и 92-ю до слов «Чтобы придти к этому, должен  измениться старый способ понимания, должна коренным образом измениться вся философская мысль человечества.)

________________________________

Учитель читает отрывок из беседы «Пробные страдания» из книги «Царский путь души» (см.  PDF-файл (со страницы 90 — нижний абзац)

 

Существует два вида святых: одни своенравные, другие не своенравные. У первых высокое мнение о себе: они хотят выглядеть святыми, чистыми людьми перед другими, они постоянно говорят о своих трудностях и страданиях. Вторые святые — это святые Любви. Внешне,    одетые просто, они выглядят, как обыкновенные люди, никто и не позревает, какие богатства кроются в них. Где бы ни прошли, они всем помогают. Такими святыми могут быть мать, отец, дочь, сын, слуга, господин, учитель или ученик. Везде можете вы встретить этих святых. Это идеальные работники Божественной нивы, достойный пример для подражания:  работают неустанно и помалкивают о своей работе.

Современные люди переживают большие разочарования, считают себя несчастными из-за того, что не достигли желаемого. Проследите историю великих людей и посмотрите, кто из них достиг желаемого? Пока такой человек жив, ему достаются гонения, преследования, хула, но после смерти ему ставят надгробье с  надписью: «Тут покоится великий человек!». Когда после смерти находят его произведения, их начинают издавать, собирать деньги за его имя. Ботева, пока он был на земле, гнали, преследовали и в раннем возрасте убили. После его смерти начали писать книги о его заслугах перед Болгарией, память его чтят и сегодня. Как помог Ботев своим героизмом болгарскому народу? Или как пророк Иеремия  помог израильскому народу своими предсказаниями? Никак они не помогли. Пророк обращается к израильскому народу со словами: «Путь, которым вы идете, неправилен, ничего хорошего вас не ждет. Если хотите избавиться от зла, которое вас преследует, вы должны оставить грехи свои, должны вести правильную жизнь» И Христос говорил евреям: «Вы должны оставить отца своего и мать свою, отречься от жизни   своей и тогда тронуться за мной» Это значит: нужно оставить старую жизнь и начать жить по новому, Божественному образу. Чтобы придти к этому, должен измениться старый способ понимания, в корне должна измениться вся философская мысль человечества.

Конец отрывка

________________________________

И я говорю: всем нам предстоит одно из самых легких дел. Что нам стоит, проходя мимо человека, просто улыбнуться ему? Сколько энергии вы на это затратите? Или, что вам стоит поприветствовать друга, сказать ему доброе слово? — Целый день твой друг будет радоваться. — Просто сказать, без ухмылки. Причина в том, что вам некого любить. Нужно, чтобы было, кого любить, вся трудность в этом. Не в том дело, что человек не знает, что ему съесть. У Стояна нет испеченного хлеба? — Испеки. Он говорит: Не могу есть. Не может есть, потому что ничего не приготовлено. —  Нужно взять и приготовить — ты должен приготовить это. Ничего готового не существует. Хочешь, чтобы тебе кто-то улыбнулся? — Подай пример. Ты ждёшь этой улыбки, ждёшь крепкого рукопожатия — подай пример такого рукопожатия. А вы всё это позабыли.

Вы умеете улыбаться, среди вас нет никого, кто бы этого не умел. Единственное, что: цените вы свою улыбку очень высоко, потому она у вас на лице и не появляется. Появляется другое, самое обыкновенное, выражение лица, потому что самое дорогое вы держите про запас. Начните с самого лучшего, что у вас есть. Растение, когда вырастает, начинает цвести. Самое лучшее — это цветок. Цветок — самая красивая форма, после него завязывается, а потом и созревает плод. Я говорю: улыбка — это цветок человеческой души, вслед за ней родится самый лучший плод. Если ты не улыбаешься, значит, ты не цвёл и плода у тебя быть не может.

Я говорю обо всех достижениях человека. Есть ещё тысячи вещей, которых он должен достичь. Сейчас мы говорим о Любви. Приходим, а её нет. — Любовь мы несем в себе. Если посмотреть на меня, то никогда нельзя было бы подумать, что я смогу сыграть такую болгарскую песню. Музыка меня интересует. Я песню усовершенствовал, получилось что-то ценное. Кто-то вложил в эту песню свою душу, кто-то её исказил, но есть в ней что-то совершенно гениальное. Не всё мы создаём: есть вещи, созданные Богом,  есть гениальные творения, созданные людьми. Исполним эти Божественные творения, исполним и гениальные творения, те, что люди создали. И после того, как мы изучим это, мы и сами что-то создадим. Те, кто идут за нами, будут изучать наши дела.

Сейчас, может, три молодых сестры пересчитают слова из ваших сочинений: сколько из них повторяющихся, сколько не повторяющихся, и мы увидим, что вас интересует больше всего. Это очень важно, это импульс, это сила. Какие это будут слова? Пусть молодые учатся работать. Давайте: Теофана, Весела Нестерова и Сийка Дионова, напишите эти слова на красивой бумаге, а потом, будьте добры,  вернуть сочинения тем, кто их писал. Мы увидим, сколько слов написано, какие из них повторяются и сколько раз. Тут у нас собраны самые мощные слова — те слова, что мы употребляем.

«Отче наш»

8 ноября,

среда, 5 часов утра, 1944 г.

София — Изгрев.


 

Примечания

  1. Здесь и далее, соответствующие цитаты из бесед найдены по PDF-публикации книги "Царският път на душата", Рилски беседи, 1935 г.  PDF-файл издания 1935 г. здесь.

  2. В издании Кърджали написано, что Учитель читает « 115 и 116 страницу». Это ошибка, в оригинале (изд. 1935 года PDF-файл) это, именно, 215 и 216 страницы, т.к. слова «И на мъжете и на жените казвам да извадят капиталите си от човешката банка и да ги турят в Божествената банка» беседы "Царският път на душата" напечатаны, именно, на 216 стр. (восстановлено по PDF-файлу)

  3. «Цвете мило, цвете красно» — очень грустная пессимистическая песня, которая почему-то считается детской.

Цвете мило, цвете красно,

цвете с тъничко стебло,

що навеждаш тъй безгласно

свойто хубаво чело?

Що навеждаш тъй безгласно

свойто хубаво чело?

Ах, детенце, време люто

на земята настана.

Ох, попари ме туй утро,

покоси ме зла слана.

Ох, попари ме туй утро,

покоси ме зла слана.

Мина вече топло лято,

минаха щастливи дни.

Веч умира и полето –

как е пусто, погледни.

Веч умира и полето –

как е пусто, погледни.

Веч и птиченцата пойни

млъкнаха - и те тъжат.

Само врани многобройни

 

  1. Текст из беседы «Пробные страдания» из книги «Царский путь души» PDF-файл (со страницы 90 — нижний абзац)

  2. Мф 10:37, 19:29

10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

19:29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную

6. Расширенные примечания

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...