Перейти к содержанию

Recommended Posts

 

 

Благой

 

Беседа, проведённая Учителем 

17 января 1926 года 

в г. София

в 10 часов утра воскресенья

 

 А Иисус ему сказал: «Что ты называешь меня благим?

Никто не благ, только один Бог». Лука 18:19.

 

 

Если вы спросите современных культурных людей или современных людей о слове «благость», они дадут вам точное определение, скажут вам: «Это Слово известно нам, мы знаем, что нужно быть благими». Разумеется, рассматривая это слово в разных языках с древнейших времён до самых современных, мы видим, что оно изменяется. И сегодня каждый народ имеет соответствующее понятие о слове «благость», свойственное его внутренним представлениям. Благость - это свойство только Бога, вечного, любящего, всемудрого, того, в ком живёт Истина. Можно сказать, что благость - одно из великих качеств, определяющих разумное в мире, потому что в современной культуре, в её нынешних представлениях, Слово «Бог» искажено. Но, когда искажается какое-либо священное Божье имя, Бог обезличивает все формы, стирает с лица земли целую культуру и создаёт новую культуру с новым именем. 

 

Этот израильтянин обращался к Иисусу и сказал Ему: «Учителю благий!» Сегодня существует множество толкований слова «благой». Христос ответил ему: «Благ только один Бог». Поэтому и мы остановимся на том благом, возвышенном в нас. И в тот момент, когда мы проявляем доблесть или какое-либо высокое и благородное качество - это Божественное в нас. А между Божественным и нами существует громадная разница. Человек по своей природе, так, как он говорит, так, как проявляется сейчас на земле, - это мелочное своенравное дитя, но не по злой воле. Своенравие его проистекает из сознания, что он высокого происхождения. Недостаточно, однако, осознавать своё высокое происхождение, необходимо обладать качествами этого происхождения. Если какой-либо человек имеет о себе высокое мнение, он должен иметь и соответствующие этому высокому мнению качества. 

 

И говорю: благость - это одно из качеств Бога. Он не может быть другим, Он может быть только благостью. Сейчас вы скажете: «Расскажи нам чего-нибудь новенького!» Вот, говорю вам нечто новое: знать и прилагать - это два различных состояния. Например, вы слышите порой какую-то обычную песню и говорите: «Эту песню я столько раз слышал! Я знаю её». Хорошо, тогда спой её мне. Если ты её знаешь, я хочу, чтобы ты её исполнил, чтобы понять, до каких пределов простирается твоё знание. Если ты не можешь её спеть, если не можешь её воспроизвести, твоё знание обыкновенное. Нет на этом свете ничего опаснее людей, утверждающих, что знают всё. Такой человек знает о Любви, о Мудрости, об Истине, о кротости,о милосердии, а в сущности, ничего из этого своего знания приложить не может. 

И сколько известных дам вы видите, вкушающих ту еду, которую готовят их поварихи, а они не могут решить, нужно или не нужно что-либо добавить, чтобы стало вкуснее, - не понимают, не умеют готовить. Повариха спрашивает её: «Госпожа, скажите мне, каким способом приготовить эту еду?» «Не знаю». А вы видите, как между современными людьми, некая видная госпожа наставляют свою повариху, как готовить. Приготовление еды - высокая наука, великое искусство, которому нужно учиться у природы. Посмотрите, как готовит природа, как мастерски она приготавливает свои плоды! А готовку современных людей я называю буламач, запутанная каша - извините меня за эти мои слова, но это так. Когда начинают готовить мясо, напихивают туда лук, красный перец, чёрный перец, разные отдушки, ароматы, варёный картофель и разные другие приправы - так делают фрикадельки. В другой раз готовят баницу. Берут муку, орехи, затем яблоки, смешивают их, а после этого говорят: «Вкусные фрикадельки, вкусная баница!» А я говорю: да это запутанная, напиханная всем каша! 

 

Это так, но когда мы доходим до необходимости говорить Истину, некоторые люди обижаются. Обида показывает болезненное состояние или человеческого сердца, или человеческого ума, или человеческой души. Если ты прикоснёшься к здоровому человеку, в каком месте только получится - к руке, к голове - где угодно, ему всюду приятно. Но если это больной человек, как ты его ни потрогаешь, как ни погладишь, а ему всё неприятно, везде ему больно. Он поворачивается к тебе и говорит: «Господин, вам нужно научиться понимать, как трогать другого человека. Это нужно делать деликатнее, разве вы не знаете, что у меня болит спина?» Значит, существует особое почтение, с которым мы должны обращаться с больными спинами. Где выражается это почтение? В больницах, в мягких постелях. Я вас спрашиваю: если речь идёт о мягких постелях, где их возможно найти в мире? Вы скажете, что самый мягкий материал это хлопок. А я скажу: самая мягкая постель из солнечного света, и когда ляжешь на неё, твой организм не испытает никакого сотрясения. Но ответьте мне, где такая постель?  Каждый из вас, желая осчастливить больных людей, должен им сделать солнечные постели. В таком случае мы даём эти людям импульс движения вверх. Человеческий дух, человеческая душа, будут находиться в состоянии, которое индусы называют «саттва», я называю его по-болгарски «вечное восходящее состояние человеческой души и человеческого духа». Этому состоянию соответствует иное состояние, которое индусы называют «тамас» - я называю его «вечное нисходящее состояние человеческой души». Это состояние в науке определяют как сгущённое, как твёрдое состояние тела. Значит, когда тела очень сильно затвердевают, тогда природа осуждает их на вечное выгорание, то есть жизнь в них обезличивается. Сам переход из вечного нисходящего состояния в вечное восходящее состояние индусы называют раджас, я же называю его «активным состоянием человеческой души». Злые люди активны, именно они всё делают. Иногда и добрые люди активны, зависит от стороны. Это среднее состояние человека, оно проявляется, когда определяются различные места. Раджас - это военные люди в природе, в какую сторону они переходят, там и проявляются. Если один военный проявляется в состоянии тамаса, все последствия для него настолько катастрофичны, что требуются тысячи, тысячи лет, пока изгладятся все наслоения, отложившиеся на его карме. Другое состояние саттва так приятно, но так же потребуются тысячи лет, пока это счастье и блаженство будет внесено в человеческую душу и станет её частью. В современных людях развивается состояние тамаса, оно наслаивалось в них на протяжении тысячи веков, поэтому сейчас они несут его плохие последствия. За всё это современные люди осуждают природу, Господа, почему это он создал мир таким. 

 

Мы знаем, что мир первоначально был создан очень хорошо. Современный мир создан примерно 250 миллиардов лет назад. Столько лет назад человеческий дух спустился на землю. Он тогда был не в том состоянии, в котором находится сейчас. За эти 250 миллиардов лет сколько фаз он прошёл, сколько опыта набрал? 250 миллиардов лет для земли немало, но если взять их в сравнении с мерой ангелов, эти годы не что иное,  как возраст двух с половиной лет. Это значит, что с точки зрения ангелов современный человек - младенец двух с половиной лет, который падает, встаёт, ушибается. Вы говорите: 250 миллиардов лет - это что-то очень много! 

И после того, как мы жили 250 миллиардов лет, все знания и опыт помещены в эту маленькую головку. И когда вы освоите всё богатство, сложенное в человеческой голове, вы увидите, что оно весит всего лишь полтора килограмма, а всё остальное, что проживалось веками, отлетело, это такой переходный капитал. Всё то богатство, которое человек приобрёл за века, взято в долг и поэтому теряется. Любой капитал, который меняется даже минимально - это маска человека, а всё другое, что не меняется, что человек несёт всегда и во все времена с собой - это его истинный капитал. Посмотрите на человека, который весит 50-70-100 килограммов, а если его захватит какая-либо болезнь, от него останется килограммов 30-40, и станет он похож уже на святого. Больной, чтобы остаться жить на земле, должен весить килограммов как минимум 30-40, иначе его унесут воздушные течения. 

 

Благость - это самое высокое состояние человеческого духа, к которому мы стремимся. Благость ко всем - это внутреннее стремление человека. Потому что в законе любви, как он существует сейчас у всех народов, - это одно из самоограничений личности, самоограничение дома, самоограничение народа, самоограничение ангелов, самоограничение Бога. Именно это есть проявление Любви. 

 

Сегодня в болгарском языке нет слова, которое означало бы «проявление Бога», этого абсолютного проявления той полной Любви, которая включает в себя всё. В этом состоянии благости в Боге нет ни малейшего желания причинить кому-либо малейшее зло. Он, проходя рядом с малюсенькой ничтожной мушкой, всё же улыбнётся ей, даст ей возможность жить. И там, где смерть, разрушения, несчастья, Бог приходит на помощь всем. Потому что разрушения в мире проистекают совсем от других причин. Не стану останавливаться на объяснениях причин разрушений - потому что существует множество теорий. Я не остановлюсь и на объяснениях причин греха. Не желаю ни поддерживать, ни опровергать существующие теории, потому что они приятно занимают человеческий ум. Во всём этом есть, однако, нечто существенное. То, что человек пережил во все эти века, стало приобретениями 250 миллиардов лет. Оно останется в нас бессмертным, оно составляет в нас основу бессмертной великой науки, в которой участвуем не только мы, но и все величайшие, высокие существа. Поэтому говорю: проявлять и прикладывать каждый день закон Любви - это наше предназначение в жизни. Кто-то скажет: я знаю это, каких только бесед о любви я ни слышал! Тогда я спрошу: неужели вы изучили 35 миллионов проявлений любви? Любовь обладает 250 миллиардами приложений. Поскольку мы говорим, что человеческий дух жил 250 миллиардов лет до настоящего момента, это значит, что каждый год соответствует одному приложению любви - в соответствии с этим возрастом. Что за богатство здесь! Сейчас вам страшно, вы думаете: «Совсем запутал он наш ум!» Незачем мне путать ваш ум. Если я покажу вам изобильную воду Великого или Тихого океана, то не для того, чтобы вы её выпили. Эта вода создана не для того, чтобы её пили люди. То, что человек переживал во все эти века - так она создана для того, чтобы по ней плавали корабли. Кто-то решит: она создана, чтобы в ней жили рыбы. А она создана не для этого. А зачем тогда? Вода создана для света, вода создана для жизни - ни для чего больше. Поскольку вода - носительница жизни, она в соприкосновении с нами, с разумной жизнью. 

 

Материалистическое восприятие современных людей считает воду бессознательной, просто как такая материя всего лишь, но в соответствии с оккультным сознанием вода не только материя, она не только жизнь, но она ещё и высоко интеллигентна и разумна. То что она разумна, показывает, что едва отправится в океан один корабль, где бы он ни проплывал, слышится голос: «Сюда вошёл один бессознательный, он не очень чист». И между ветром и водой  бывает согласие. Как дунет он на корабль, так превратит его в щепки. А что станет с людьми на нём? Иногда они схватятся за щепки, иногда за доски и держатся за них. А иногда они любят поклоняться корабельным богам. Ученые объясняют всё это тем, что на море была буря, вследствие чего произошли большие волнения и иным прочим. А когда человек выбрался из океана, он сказал: «Никогда больше не ступлю на корабль и не поплыву по океану!» Почему волнуется море? Почему волнуется океан? Это показывает, что в нём есть жизнь. Это волнение моря, океана - самое красивое. И дует ветер! В этом дыхании ветра такая красота! Потому что дыхание ветра вносит жизнь. А бурление воды - это тоже жизнь? Вода, попадая на сушу, приносит жизнь, освежает её. Эта вода попадает не только на сушу, она входит и в наш организм, освежает его. 

 

Будущие физиологи объяснят одно из великих свойств воды, которым люди могут исцеляться. От чего люди становятся неврастениками? От отсутствия достаточной воды. В них сухость! Высохшие люди не имеют воды, то есть вода ушла глубоко в их пласты. У них очень мало воды. А у полных людей вода застоялась. Я называю эту затхлую воду «жабьей водой». Их вода жабья, потому что, раз у неё нет возможности растекаться по их организму, поскольку он засорён, она застаивается в одном месте. Вес всего их организма на три четверти состоит из воды. Некоторые спрашивают: «Не знаю, почему моё состояние какое-то особенное». Говорю: в тебе три четверти воды от веса всего организма. Многие даже спорят с этим, но я утверждаю, что вода в них весит три четверти и даже больше от целого. И если вся вода испарится, что станет с этим человеком? 

 

Сейчас я не хочу оставлять вас с мыслью, что в мире нет ничего реального. Всё в мире реально, только в одном отношении реальность вечна и неизменна, а в другом отношении временна и преходяща. Или, другими словами, в мире есть два направления движения - восходящее и нисходящее. В одном состоянии, когда вы в состоянии тамас, оно нисходящее, рождаются скорби, страдания, муки, болезни, все неудачи, неблагодарность, все плохие проявления. А слева, где Дух благости, Бог, о котором говорится, что Он благ, это направление восходящее: оно определяет стремление человеческой души к Богу. 

Каждый человек может проверить себя и увидеть, какое из этих двух состояний преобладает в нём. Нынешние люди выглядят очень благими. Да, но благой человек должен быть, как море, или уж, в крайнем случае, как озеро, диаметр которого сто километров. Спрашиваю: если человек представляет из себя такое большое балканское озеро, может ли кто-нибудь его измерить? Сколько человек из вас могут в этом не запутаться? Проделайте над собой наблюдения и сравните себя с одним большим озером. Вы сейчас говорите: «Я человек совершенный, я испытал жизнь, у меня большой опыт, Дух живёт во мне. Вы знаете, какие книги я прочёл, какие сны у меня?» Знаю, всё очень хорошо знаю, только не пройдёт и полчаса, как придёт некто, скажет какое-нибудь обидное слово, всё и разрушится - лицо ваше тут же потемнеет, состояние духа будет потеряно, вы скажете: «Этот человек меня кровно обидел!» Чем он вас обидел? Человек, в ком одно слово может произвести такие пертурбации, возмутить до дна, тот, конечно, много знающий, всё знающий и ничего не знающий. 

 

Знаете, на кого похож этот человек? Был такой болгарин, который хвалился, что всё знает - в своём селе он проходил за большого философа. Рассказывал, что знает все языки, что знает и турецкий. Этого болгарина звали Цветан. Извините меня, если среди вас есть какой-нибудь Цветан, не думайте, что я говорю о нём, что нарочно использовал это имя. Нет, так звали того болгарина. Пришёл в село один турецкий знатный человек, дели-бей. Зовут Цветана, говорят ему: «Айда, приди, поговори с этим турецким дели-беем, мы готовы ему услужить. Турок рассказывает, рассказывает что-то Цветану, но тот не понимает. Вышел он перед односельчанами, говорит им: «Дели-бей хочет, чтобы вы испекли ему одну индейку килограммов в 12, испекли ещё четырёх куриц, наполнили рисом и инжиром блюдо с одним печёным ягнёнком, достали ему 4-5 кило мёда из какого-нибудь улья». Когда всё это принесли, турок поблагодарил всех, наелся как следует, потом сказал Цветану: «Я очень доволен всем этим, благодарю вас, вы очень добрый человек, но я желал от вас другого», - и начал опять рассказывать. Говорит ему по-турецки, но Цветан ничего не понимает. Тогда он сказал односельчанам: «Дели-бей очень доволен всем, но ему пришла в голову одна идея, он хочет сеть для рыбы, чтобы он мог пойти на реку и наловить рыбы». Принесли ему сеть. Цветан предлагает эту сеть ему, но дели-бей, не понимая, что это значит, решил, что с ним шутят, поэтому как следует поколотил Цветана и выгнал его вон. Односельчане спрашивают его: «Почему он побил тебя?» «Потому что я его обманул». Так и мы, современные люди, когда приходит к нам какое-то несчастье, говорим: «Мир таков, никто ничего не понимает, невозможно жить среди людей!» Так это Цветан, утверждающий, что знает всё, что понимает всё. В этом нет ничего такого, просто это ошибка в нас. 

 

Посмотрите, сколько добра Господь сотворил в нашей жизни! Но если случается какое-либо несчастье, которого нет в нашей программе, которого мы не предвидели, мы задаём вопрос: «Почему это Господь не слышит наших молитв?» Не было случая за эти тысячи и тысячи лет, чтобы Господь терпеливо не выслушал молитвы всех. Господь отвечает, удовлетворяя не только наши молитвы, но и просьбы самых малюсеньких букашек. И если иной раз вам представляется, что Бог вас не удовлетворил, то это потому, что ваши подчиненные сожгли всё. Вы спрашиваете: «Почему же Бог допустил эти вещи?» А Бог совершенно не занимается злом людей. Тот, кто занимается человеческим злом, некто иной. Болгары называют Бога «Всевышний», я называю Его «Скрышний», то есть скрытый. Это Бог Любви. И все дела, совершаемые скрытно, это те дела, что имеют успех. И современная оккультная наука говорит: «Если хочешь совершить какую-то работу, делай её скрытно, то есть с Богом, а мы исказили вещи и делаем свою работу сами». Нет, работайте с Богом! Люди думают, что если сделают какую-то работу сами, без Бога, то поднимутся на небо. Нет, под словом «скрытно» подразумевается с Богом. Тогда ты поднимешься на небо, тогда будешь в скрытом месте. 

 

Сейчас современные учёные чем только ни занимаются. Они занимаются солнцем, звёздами. Говорю: посмотрите, что пишут на солнце журналы. А там есть анонсы, там интересуются жизнью на земле. Они пишут об удачном составе болгарского кабинета, пишут, что кабинет министров сменился, что наступила более тёплая волна и болгары живут немного свободнее, что они хотят жить по-божьему. В их журналах интересуются, хотят знать, каковы будут методы работы нового кабинета, внимательно следят за всеми переменами, о работе всех здесь. Вы, слушающие меня, скажете: на солнце нет людей. Людей нет, но разумные существа есть, их тела намного лучше организованы, чем наши, они в огне не горят. Если бы пришли к ним, в той атмосфере, в которой они живут, наши тела испарились бы. А они при такой высокой температуре живут там отличной жизнью. И их дамы гуляют без покрывал, они не носят чадру. Вы скажете: «О, и дамы там есть!» Есть. И какие дамы! Я бы назвал их похожими на английских леди, или они как французские графини, или как русские княгини, как княгиня Бурковская, например, или другие подобные. Целая Вселенная наполнена познанием, невероятно интересной жизнью. Некоторые современные учёные, чтобы показать своё величие, заняты изучением какого-то микроба, пишут о нём целый том, все его хвалят: «Браво, браво, такой учёный!» Открывая эти вещи нам, он делает мир для нас невероятно интересным, таким красивым! Когда этот учёный говорит о мире, которого люди не видят, они удивляются - неужели всё так? Но так ли и вправду всё устроено, как пишет этот учёный? Говорил ли он с этим микробом? Нет, только наблюдал, как он движется, как мечется туда-сюда. А у меня есть особый микроскоп, который увеличивает в 3000 раз, и я спрашиваю: какова побудительная причина движения микробов из одной стороны в другую? «Они ищут пищу». Наблюдал я как-то, как морские чайки мечутся с места на место. О них говорят: вот чумные! Нет, это не так - они наблюдают, где есть рыба. Видят особую рыбу, спускаются вниз. Рыба их замечает, скрывается. Опять поднимаются выше, опять спускаются. 20-30 раз проделывают это, а когда не получается, смотрю, поднимают голову кверху, вопят. Почему они так кричат? Они говорят: «Господи, скажи мне, где хотя бы одна рыбка?» И правда, когда покричит так 2-3 раза, выскочит одна рыбка на поверхность воды, та её схватит, съест, а после этого садится на воду. Зачем? Отдохнуть. Вы скажете: «Так бывает с животными, но мы, культурные люди, с нами всё не так». Спрашиваю: вы зачем закончили университет? Чтобы добывать хлеб, не так ли? Это неплохо, но главная ваша идея - сделать жизнь более сносной, более приятной. А первая задача науки, тем не менее, не в том, чтобы делать жизнь приятнее, а научиться служить Богу. В будущем будет такая наука, которая научит нас, как пользоваться условиями Любви, чтобы жить доброй жизнью. 

 

И тогда, если мы создадим дом, каким он будет? Вы скажете: «Построим какую-либо хижину, чтобы было где жить». Нет, если культурный человек собирается построить дом, он должен представлять из себя нечто новое. Если не строишь так, лучше арендуй дом. Если ты учишься, учись, но приобретай великую науку! Если приобретаешь самый обыкновенные знания, то, когда тебя спрашивают, есть ли другая жизнь, ты поднимаешь плечи и отвечаешь, что не знаешь, лучше бы ты и не учился. Есть ли Господь? Не знаю. Каков смысл жизни? Не знаю. Ты в каком состоянии? Голоден. И вот мы видим сейчас, как собака машет хвостом. Спрашиваю её: «Ты что?» Отвечает: «Голодна». Смотрю, как курица ходит туда-сюда по двору, роет. И её спрашиваю: «Ты чего?» «Голодна». Бросаю ей немного кукурузы, уходит. Что такое голод? Голод - это проявление жизни, стремление к приобретению Божественной Любви. Вечный голод показывает, что мы пропустили множество возможностей, при которых Любовь может проявиться. И сейчас вместо того, чтобы иметь естественное чувство голода, мы испытываем некий неутолимый голод, который нас измучивает. Голод, таким образом, показывает, что мы пропустили условия, в которых Божественная Любовь могла бы в нас проявиться. А это показывает, что материя в нас недостаточно сгустилась. 

 

Возьмите одного современного человека, прежде всего он наедается, но не проходит много времени, как он начинает ощущать сильную жажду, пищеварение затрудняется, кровообращение перестаёт быть правильным, через какое-то время он ощущает боль в ногах, в пальцах, перестает видеть, не слышит, приходит наконец врач и говорит: «Нервная система этого человека совершенно расстроилась, у него такие-то болезни, он обречён умереть». Лет двадцать назад один болгарин из Ново-Пазарска серьёзно заболел и отправился в Варну лечиться. Врачи рекомендовали ему остаться для лечения в тамошней клинике. Он согласился, остался там, но положение его не улучшилось. День ото дня ему становилось всё хуже, и врачи написали ему домой в Ново-Пазарск: «Положение нашего больного ухудшилось, он скоро умрёт, поэтому приезжайте и заберите его, чтобы он не умер здесь, потому что мы режем тела больных, умирающих в больнице, чтобы делать научные исследования». Поскольку болгары не любят, когда разрезают тела их умерших, домашние его сразу приехали и забрали больного. Приносят его в село, думают, как же теперь лечить его. Собираются на консилиум 12 старух из окрестных сёл, обсуждают, что же теперь делать. Больной сидит оцепенело, пыхтит, охает. Первой начала баба Цветана, за ней одна, другая. Все высказали своё мнение, пока наконец консилиум не пришёл к решению: чтобы спасти больного, нужно сварить в большом корыте, вместимостью 50-70 литров, ячмень. Затем как следует завернуть больного в простыню, в одеяла и поместить его над паром от ячменной воды. Он должен как следует пропотеть, но пока из него не выйдет холодный пот, его не спасти. Как только отделится холодный пот, больной спасён. Сделали так. Закутали больного, положили его над ячменным паром, он пропотел несколько раз, пока не отделился холодный пот. После этого все посовещались и решили, что нужно сварить больному полкило зелёных щей, положили в суп красный перец, дали ему пить это. И изменили все! Не прошло и недели, как больной выздоровел и встал на ноги. Врачи его спрашивают: «Как же ты выздоровел?» Ячменём и зелёными щами. Так-то так, но его спас консилиум 12 старух. Все они сидели рядом с ним, ждали, пока не выйдет холодный пот, молились Богу. И когда получилось помочь ему, сказали: «Господи, благодарим Тебя, что Ты помог нам!» Затем обратились к больному, говорят ему: «Давай, сынок, поблагодари Бога теперь и ты, и смотри, больше не греши, потому что опять соберётся этот консилиум и тогда опять обнаружишь себя над корытом». Сейчас это вам немного смешно, но таково положение больного. Нет никого из вас, кого не помещали над корытом с ячменём. 

 

Сейчас мы поворачиваемся к Божьей благости. То, что может внести здоровую жизнь в нас, это Божья благость. Когда приходят трудности, испытания в вашу жизнь, радуйтесь, не потому, что вы хотите их, но они дают вам возможность проверить свои силы, увидеть, насколько вы сможете приложить Божью благость и всё перенести с терпением. Не имею в виду всё переносить с пассивным терпением, но с разумным терпением. Если воспримешь и примешь Божью благость, она внесёт в тебя одно доброе качество. Тогда ты окажешься в состоянии саттвы, оно погрузит твой ум в некое размышление. Кто-то говорит: «Я много знаю, но памяти у меня нет, так много здесь говорилось, и я так внимательно слушал, и беседа была отличная, но ничего из неё я не запомнил». Если ты ничего не запомнил, то твой ум не ум и память не память. Всё же есть в каждой беседе нечто, что ты можешь запомнить. 

 

Рассеянность ума - плохое качество, оно показывает, что общее движение - в нисходящей степени. Никто не должен заблуждаться и думать, что в рассеянности он хорошо продвигается. Когда дух человека находится в восходящем состоянии, все вещи, к которым он стремится, сколько бы ни были далеко от него - как далеки от него звёзды - всё же есть определённая соотнесённость между ним и этими возвышенными вещами, к которым он стремится. Когда человек оказывается во взаимодействии с кем бы то ни было, не только с людьми, но и со всей окружающей его средой, всё это влияет на создание его характера. Мы говорим, что через все вещи в мире, сколь бы маленькими и ничтожными они ни были, проявляются разумные силы, разумные существа. 

 

Вот например, ты идёшь по улице, сосредоточенный в своих мыслях, у тебя очень много работы, вдруг видишь плачущего ребёнка, он страдает. В тебе возникает желание остановиться, помочь ему. Но ты тут же говоришь себе: «Пусть кто-то другой его утешит, я занят высоким предназначением». Если говоришь так, то ты не понимаешь Божью Любовь, ты потерял великий Божественный импульс. Нет, какой бы важной ни была твоя работа, остановись. А если остановишься помочь этому ребёнку, так ты помогаешь и самому себе. 

 

Приведу вам в пример историю об одном индийском царе, жившем до потопа. В то время в мире происходили большие перемены, так гласит предание. Этого индийского царя звали Сатарвиас. Он был один из самых высоких, самых разумных царей той эпохи. Он считался членом одной школы йоги, школы саттвы. Однажды, когда он сидел на берегу реки Ганга, он погрузился в глубокое размышление, как улучшить положение своих подданных. В этот момент из реки выскочила одна рыбка и упала прямо ему в руку. Он бросил её обратно в воду со словами: «У меня нет сейчас времени заниматься тобой». Однако, пока он продолжал рассуждать, она опять выскочила из воды и опять упала ему в руку. Он опять выбросил её в воду. Она и в третий раз выпрыгнула и сказала: «За многой гонится злой дух, а поскольку ты один из самых умных и добрых царей на земле, помоги мне, спаси меня! За эту услугу, которую ты совершишь для меня, я отблагодарю тебя». Он взял рыбку, перенёс её в маленькое озеро, недалеко от реки. Она росла там свободно, стала громадной и, поскольку для неё там не было больше места, опять взмолилась к царю: «Отнеси меня в громадный океан». И в то же время добавила: «Скоро в мире наступит огромный потоп, поэтому готовься, я хочу помочь тебе». А это был Всевышнмй Бог Вишну, который пришёл через эту рыбку спасти его, чтобы он стал родоначальником. И я говорю: эта маленькая рыбка выскочила из воды и помолила его о спасении, но он первоначально отказался под предлогом, что он человек, занятый большими делами. Великий Бог Вишну решил проявиться в Индии через эту маленькую рыбку. Почему? Не буду останавливаться сейчас, объясняя вам внутренний смысл этого факта, но важно, что если ты даёшь возможность жить и самой маленькой мысли в себе, даже маленькая рыбка может, развиваясь, превратиться в некое великое, мощное качество и избавить тебя в будущем от величайших напастей, поднять тебя и облагородить. Поэтому говорю: в нынешней жизни люди такие, какие они есть, должны обладать постоянством. В чём? В трансформации своих энергий. Когда говорю о трансформации энергий, ваше понимание искажается. Что мы понимаем под трансформацией энергий? Преображение низших энергий в высшие. И вы можете их трансформировать, но необходимо учиться. 

 

Заметьте, ни один из вас не знает условий, в которых родился. Родилось дитя, но какова будет его судьба неизвестно. У одного ребёночка синие глаза, вы не знаете, почему синие. У другого карие, вы не знаете, почему карие. У третьего глаза чёрные, но и этой причины вы не знаете. Некоторые говорят: «Когда мать была беременной, она увидела человека с синими глазами, или с карими, или с чёрными, и они отпечатались в ней. Другие же говорят, что ребёнок похож на мать или на отца, поэтому его глаза такие. Нет, то, почему у ребёнка глаза синие или карие, у этого есть причина. И потом, почему один ребёнок немного капризен, и этому есть причины. Лицо одного ребёнка несколько вытянуто, подбородок заострён, с ямочкой посередине, глаза не должны смотреть косо - на тебя смотрит, а меня видит. Косоглазие показывает аномальность человеческого ума. Вы должны постараться исправить его, приучать себя смотреть ровно. А что я вижу? Смотрю, ко мне идут люди, чтобы учиться великой Божественной Мудрости, а заняты только стремлением обнаружить слабости другого, что один сказал, как другой поступил. 

 

Говорю: да вы настоящие профессора, зачем вам приходить сюда? Сюда пусть приходят те, кто хочет учиться. Кто-то слушает меня, а потом критикует, что я неточно поместил существительные на место, или прилагательные, или местоимения. Этими местоимениями, существительными, прилагательными и глаголами я разговариваю, я их понимаю особым образом. Иногда говорю глаголу: «Хоть ты и высокого происхождения, но подожди». Я зову прилагательные раньше других или местоимения, с ними разговариваю, а потом уж с тобой. «Ну когда он придёт!» Когда настанет время. Немцы, например, в своей речи помещают глаголы в конец. Если тебе что-то говорит какой-то немец, то он сначала произнесёт километровое изречение, а в конце разместит глагол. Кто-то спрашивает меня: «Ты понимаешь немецкий?» Отвечаю: «Учил его несколько тысяч лет назад, но сейчас нужно его вспомнить». У французов иное строение. У болгар своё особое строение речи - вообще все народы отличаются конструкцией своей речи. 

 

Итак, Христос говорит: «Благ только один Бог». Как выражается Его благость? Он хочет передать нам Свою благость, чтобы сделать нас здоровыми. И апостол Павел сказал: «Бог хочет передать нам Свою благость, и мы её вспомним». Тогда я говорю: Любовь, благость вечного Бога одинаковы ко всем существам, но все воспринимают её по-разному, из-за этого в них возникает плохое состояние, диссонансы. Следовательно, если при самом большом упадке духа ты сможешь сказать: «Великий Боже Любви, хотя я и забыл Тебя, хотя у меня нет прямой связи с Тобой и я не слышу Твоего голоса, но я полностью убеждён, что в Тебе нет никакой измены и Ты думаешь обо мне». Если скажешь, что Господь слышит тебя и думает о тебе, то ведь Он действительно слышит тебя и о тебе думает. Но если скажешь, что Он не слышит тебя и не думает о тебе, ты уплотнишь материю вокруг себя и отдалишься от Бога с такой скоростью, что и голос Его не расслышишь и Он не сможет тебя достичь. И тогда вся благость, которую Бог посылает тебе, останется неиспользованной. 

 

Сегодня вы люди отрицания. Я не имею ничего против этого, придёт день, может и через 250 миллиардов лет, когда вы станете умнее, чем сегодня. Некоторые из вас, как погляжу, и сейчас разумны. Хотите ли вы быть счастливыми? Я рекомендую вам с этой целью быть разумными, но не разумностью лисицы, и не разумностью тигра, или змеи, или паука, и не разумностью овцы, и не разумностью вола, и не разумностью орла. Какую разумность я посоветую вам тогда? Я посоветую вам разумность святых, ангелов. Ни от кого из животных мы не учимся. Иногда говорят о ком-то, как бы с упрёком:  «Посмотри на эту овцу! Бери с неё пример!» Мне нечему учиться у овцы. Через состояние овцы мы прошли тысячи и тысячи лет тому назад. Вы можете вспомнить и как стригли её, и нож, и тогдашних, да и современных культурных людей. Тысячи раз проходили они через наши ворота. Было время, когда мы испытывали и зубы волка, тигра, а также яд змеи. Было время, когда вы виляли своим хвостом. Вы спросите: «Разве это возможно?» А что такого плохого в движении хвостом? Через хвост у животных выражается разумность. Если скажешь какому-то человеку, что он виляет хвостом или что в нём проявляется какое-то животное состояние, он обидится, а убивать по 20-30 человек во время войны - это благородно. Кроме того, вас ещё и наградят Георгиевским крестом. Нет, это позор! В таком случае лучше быть овцой. Одно благое слово стоит в тысячи раз больше, чем тысячи горьких слов, которые ты можешь сказать людям. И что вы можете им сказать? Можешь сказать кому-то, что он невежда, что он бродяга, то-сё, но что вы приобретёте от всего этого? Нет, скажите в своей душе: «У нас есть великий идеал. Это Божья благость, Божья Любовь, Божья Мудрость и Божья Истина». Благость - это Божье величие. Она приносит нам условия для разумной жизни, чтобы мы расширились и были свободны. Она содержит в себе наше счастье, нашу свободу. Свободны ли современные люди? У меня другое понятие о свободе. Один человек говорит, что он свободен. Но как? Он свободен, чтобы проехать Софию от одного конца до другого. В другой город он не может поехать. А кто-то другой свободен в том, чтобы поехать и в другие города Болгарии, куда захочет, но вне Болгарии он поехать не может. Он не может отправиться, к примеру, в Америку, в Австралию, в Англию или куда-либо ещё. Кто-то третий может поехать в любую страну, в которую пожелает, но и он всё же не свободен, потому что не может отправиться на Луну, на Солнце, на какую-нибудь звезду, например, из Большой Медведицы, или на Сириус, или на какую-либо другую планету или звезду. Если вы сможете путешествовать по этим местам, то будете обладать и в этом случае обыкновенной свободой, но каким великим человеком вы тогда будете, какая великая наука будет у вас! Кто-то говорит: вечером видел одну звезду. Ничего ты не видел! Ты видел эту звезду сейчас, а свой свет она испустила тысячи лет назад. Ты должен отправиться на эту звезду своим умом, тогда можешь говорить, что ты её видел. Путешествовал ли ты на неё? Думать, что ты её видел, без того, чтобы видеть в действительности - не самая великая наука. Спрошу любого: какая наука в мире самая великая? Самая великая наука состоит в этом: умрёшь, разложишься, распадёшься на элементы в природе. В какие элементы преобразишься? В кислород, водород, азот, углерод, золото, серебро, железо, медь и ряд других элементов. Когда станешь кислородом, ты начнёшь новую жизнь, отличной жизнью заживёшь! Человек в среде кислорода может жить такой разумной жизнью, в которой проявляется приятный, красивый свет. Ты начнёшь, как кислород, войдёшь в лёгкие людей, изучишь человеческие тайны. Многие поэты знают тайну женского сердца. Говорю: кто знает тайну женского сердца, должен стать кислородом. Пока не разложишься и не превратишься в кислород, ничего не узнаешь о женском сердце. И женщине говорю: пока не станешь кислородом, ничего не поймёшь о мужском сердце. И не только в кислород надо превратиться, но ещё и в водород, в азот и в углерод. Эти четыре элемента - это четыре различных жизни. Значит, падёшь в землю и разложишься - земля всегда даст тебе что-то. 

 

Идём мы вчера из города с одним другом и он говорит мне: «Чудное дело, если в каком-то европейском городе и прольёт дождь, то он только вымоет как следует улицы и будет приятно ходить, а в Софии дождь всё превращает в грязь. Я прихожу к заключению: когда входишь в какое-либо общество, где улицы вымощены, это показывает, что и их умственный мир чист и вымощен, а когда входишь в общество, где улицы грязны, это показывает, что там нет моральных устоев. Поэтому говорю: где улицы очень грязны, не ходи там, где улицы очень пыльны, туда не ходи. А когда можно идти? Идейная ходьба возможна, когда нет грязи, когда нет пыли. Состояние улиц выражает состояние физического мира. 

 

У воды же есть другое свойство - корыстолюбие. Когда она тебя видит, то говорит: «Господин, в тебе избыточно много нечистоты, я не возьму у тебя деньги, но войди в меня и всё, что я смою с тебя, я удержу в себе. Если ты меня любишь, войди в мой дом, я заберу всю твою грязь и удержу её как воспоминание». Вода вообще очень любит человека. Когда она видит его, любезно смотрит на него и говорит: «Этот человек очень умён». Но если находишься в ней долгое время, она заберёт всё твоё тепло и ты простудишься. Вода говорит: «Влезай в меня, но, вымывшись, не оставайся долго!» 

 

А у ветра другое свойство: он ничего не хочет, но всё даёт. Вы носите широкополые большие шляпы. Он этого не любит. Когда видит кого-то в такой широкополой шляпе, говорит ему: «Господин, кто дал тебе право носить такую широкую шляпу? Ну-ка, прочь её, будь, как Господь тебя создал!» Иной раз наденешь длинную широкую накидку.  Он её развевает, пока не сбросит с твой спины. Ветер не любит человеческую моду, поэтому постоянно развевает такую одежду, отсюда возникла и болгарская пословица: «Ветер его развевает на белом коне». Что такое белый конь? Кто это? Вы скажете - поговорка такая. Нет, насколько содержательна эта поговорка? Белый конь - это чистый, высокий человеческий ум с возвышенными добродетелями в нём». Значит, человек думает этим высоким белым конём. Желал бы я, чтобы болгар овевал ветер на белом коне. А может быть, ветер на белом коне нас овевает только тогда, когда мы стремимся к Божьей благости. И в том нынешнем состоянии, в котором мы пребываем, мы должны каждый день думать о Божьей благости. 

 

В вас есть честолюбие, бывают мрачные состояния, поэтому вы порой говорите: «Хочу умереть, никак мне жить» Нет, умри из-за зла, живи ради добра, ради Господа, ради того великого Божьего Сына, чтобы испытать прекрасное и красивое в нём. Вы спросите: «Что же делать?» Скажу вам. Выходи каждый вечер, чтобы понаблюдать звёзды, посмотри на Сириус и скажи: «Господи, ничего не понимаю, но пусть оттуда капнет немножко медку». Затем обратись к какой-нибудь другой звезде и опять попроси послать тебе немножко медку. А когда вернёшься домой, почувствуешь себя обновлённым. А сейчас некоторые спрашивают: «Эта звезда там - какая?» Такое большое смирение требуется от нас, чтобы мы были разумными детьми с открытыми сердцами и воспринимали ту великую благость, с которой Бог обращается к нам. Этим отличаются люди саттвы. Те индусы, которые изучают науку Любви, сидят и в крайнем смирении изучают эту науку. И каждый верующий должен с крайним смирением радоваться всему, на что смотрит, от всего учиться. 

   

Я оставляю вас сегодня с мыслью: «Благ только один Бог». И Бог, из которого вышла наша жизнь, благ. И Бог, к которому мы идём, благ. И Бог, который даёт нам Мудрость, Свет и знание, благ. И тот благой Бог, к которому мы уходим, обладает вечной свободой, необходимой для развития человеческой души. Поэтому не говорите, что много знаете, потому что необходимо приложение. Я не говорю, что вы не знаете, но необходимо знать ещё столько, сколько знаете сейчас. 

 

Благ Бог. И мы должны быть благими или нести Божью благость повсюду, а когда мы несём её в себе, показывать - я верю в Бога. Потому что если я говорю и не исполняю, это ложь, а если говорю и исполняю - это великая Истина. А если это великая Истина, то это свобода для меня, это свобода и для всех. 

 

Я желаю сейчас всем двигаться к вечно восходящему и пусть душа ваша полнится Божьей благостью. И когда выйдете вечером, чтобы попросить от каждой звезды понемножку медку, понемножку света, чтобы он расширил ваш ум, чтобы облагородил ваше сердце, чтобы усилил волю вашу - тогда мы сможем лучше понимать друг друга. 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...