Перейти к содержанию

1924_03_02 Моральное стремление и моральная устойчивость. Значение дробей


Ани

Recommended Posts

20 лекция Молодежного оккультного класса 

(20 лекция 3-мок)

2.03.1924 г.

София

Моральное стремление и моральная устойчивость.

Значение дробей

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

Тайная молитва.

Прочли резюме по теме: «Отличительные качества морального человека». На чёрной доске выставлена вторая картина «Моральный человек».

Есть ли у вас ясное представление хотя бы одной отличительной черты морального человека? («Необходимо обладать установленным взглядом»). А взгляд здесь - это взгляд мечтательного человека. Нравится ли вам всем тип, изображённый здесь? Какое впечатление он производит? Какой взгляд можно назвать «установленным»? Того, кто имеет только одну мысль в себе и притом Божественную. Можно ли судить о взгляде извне? Взгляд глаз может быть установлен, но не видно, раздвоен ли ум. Это субъективные, отвлечённые вещи. Вы этого не видите, это предположения. («Разве всё выражается во взгляде?») Есть люди настолько искусные, что они могут вас обхитрить взглядом, так что вы даже и не поймёте этого. Например, актёр, желающий представлять морального типа, - он долго наблюдает, изучает и наконец изобразит человека морального типа, сам не являясь таким. Все типы имеют определённые выражения, определённые движения глаз, и актёры, которые хотят выразить на сцене характер какого-либо типа, изучают все эти тонкости. Если какой-то актёр должен изобразить умирающего человека, он изучает проявления умирающего в точном соответствии с жизнью. А если в другой момент ему нужно представить скупого или тип честного человека, он изучит их до тончайших нюансов. 

 Теперь, опасная черта при изучении человеческого характера та же, что и при изучении органических патологических случаев, которые мы встречаем в физиогномике. Когда человек прикасается к чему-то заразному, он может заразиться, поэтому необходимы меры предосторожности. Вы изучаете моральный тип и говорите: «Подожди-подожди, посмотрю, есть ли у меня эти черты?» Ищете их, ищете, пока наконец не решите: «У меня их нет». Так заражение приходит в обратном смысле, и вы говорите: «Я не моральный человек». Не то чтобы вы не моральный человек, но вы ещё не выработали этот тип. Есть типы уже выработанные, а есть в проекции. 

Вы должны делать разницу между моральными стремлениями и моральными устоями. Здесь на картине преобладает другой элемент, а именно, умственный. То, как нарисован здесь лоб, у нас человек с сильным воображением. Подбородок заострён - человек проницательный. Как нарисованы глаза, обнаруживает чувственного человека, который должен приложить большое усилие воли, чтобы не кипятиться. Я вижу, он делает большое усилие над собой, чтобы не вспыхнуть. Как его нарисовали, в нём большое честолюбие, скрытое за его моральными чувствами. И наконец, образ представляет молодого человека, ему самое большее от 22 до 25 лет. А моральный тип должен достичь возраста минимум в 33 года. С чисто оккультной точки зрения, тела, через которые он действует, должны быть сформированы. А образ здесь едва вошёл в своё умственное тело, причинное же тело его ещё не затронуто. 

1924-03-02-19_fig1.png

 Представьте, что треугольник на чертеже держится лишь в точке d. Есть ли в нём моральная устойчивость? («Нет»). При каких условиях он может устоять? («Если с двух сторон создать ему такие растяжки»). Да, если натянуть растяжки a и b, он сможет устоять. И здесь, в подбородке человека, применим тот же закон. Если нижняя часть подбородка чрезмерно заострена, нос вынужден преодолевать множество препятствий в жизни. Допустим, что этот треугольник живой и находится в равновесии, не падает. Будет ли это равновесие надёжным? Благодаря двум растяжкам a и b, этот треугольник прикреплён, не падает. Эти растяжки сегодня могут выражать его силу, его богатство, благодаря которым он очень устойчив. Но наступит день, когда он состарится, потеряет и своё богатство, и свою силу. Тогда? Сможет ли этот треугольник устоять? («Нет»). Значит, поколеблется воля. 

И, кроме того, это углубление под нижней губой слишком большое. И нарисованный нос больше подходит кусающейся лошади. Эти две черты подходят кусачему характеру. У коней, которые любят кусаться, такие черты. И люди, любящие кусаться, говорить без разбора, и у них образуются такие черты. У морального типа брови не могут быть столь длинными и опущенными вниз. Брови не должны спускаться так сильно вниз к уху. А лоб, нарисованный широким и открытым, соответствует честному и откровенному типу. Это лоб справедливого человека. Но это ещё не говорит о том, что этот человек обладает моральной устойчивостью в жизни. Это не тот тип, который может устоять во всех обстоятельствах, не поколебаться. До некоторой степени он сможет быть устойчивым, но не во всех обстоятельствах. Всё это впечатления от данных геометрических линий. Если считаться с тем, как они нарисованы здесь, то вот таковы результаты. Уши у морального типа должны быть такой же длины, что нос и брови. И вообще, если смотреть на то, как нарисован этот тип, можно сказать, что до какой-то поры в нём был подъём, но в определённый период его жизни эти энергии опустились вниз. Его опущенные вниз брови - это признак старения. То есть через некоторое число лет, годам к 35-45, в этом человеке наступит резкая перемена в мыслях и стремлениях. Это произойдёт не по воле индивида. А если брови поднимаются вверх, то это что означает? 

А губы вам кажутся какими? Одинаковой ли они толщины? Нижняя потолще, что показывает, что в этом характере в определённых случаях преобладает скорее пассивность, чем активность. А в моральном типе или, даже скажем, в идеальном типе мы предполагаем сбалансированность энергий, и они во все моменты жизни проявляются равномерно. Смена пассивности и активности происходит ритмично. А этот тип в каком-то отношении больше пассивен, меньше активен. При построении носа принимает участие весь мозг, вообще все центры мозга принимают участие, и лёгкие принимают участие тоже. Когда дыхание правильно, нос правильно устроен. Если в человеке слабо развита надежда, в нём начинает развиваться пессимистическое чувство, начинает изменяться нос, заостряется - чувства в нём изменились. Такой человек становится хищным по отношению к себе самому - постоянно осуждает себя, раздражён собой. Сначала такое настроение может проявляться по отношению к себе, а затем к другим - это без разницы, причины одни и те же. В этом образе отсутствуют две основные черты по сторонам носа, они едва заметны. Так же отсутствуют и линии на лбу. Если рассматривать череп ушедшего человека, это другое дело, но даже и в этом случае на черепе есть складки. Череп и кости интеллектуальных типов отличаются от черепа и костей неинтеллектуальных. Череп моральных типов отличается от черепа неморальных. Рассмотренные под увеличительным стеклом, они имеют отличия. 

Так что есть определённые черты, которые отпечатываются на черепе. Пока человек развивается, что происходит и в немолодом возрасте, череп его постоянно изменяется. В преклонных годах больше растёт верхняя часть головы: после 30-40-50-60 лет развивается лоб, там расположено место моральных чувств и это способствует их развитию, но только если человек развивается правильно. Если он не развивается правильно, то в старости такой человек может впасть в детство и в нём начнёт развиваться капризность, он вернётся к тому, что любил и умел в раннем возрасте и не научится ничему новому. Если вы хотите разработать в себе идейный тип, необходимо оберегать себя от того, чтобы кончик носа сильно заострялся и становился слишком тонким. Знайте, что идеи оказывают влияние на всего человека, и каждая идея особо воздействует не только на сознание духовного человека, но и на различные его органы. Если вы становитесь крайним пессимистом и испытываете недовольство жизнью, то, когда дойдёте до крайнего предела, нижняя часть носа удлинится, станет тонкой и заострится, как клюв. Предпочтительнее широкий нос, чем узкий. Знаете почему? Предпочтительнее широкая река, чем маленькая лужа, через которую и муравьи переберутся. 

 И потом, если чувства искажаются, глаза начинают проваливаться и погружаться внутрь. Если же человек грубеет, глаза его больше выпучиваются. Это происходит тогда, когда человек становится активно грубым. Выпуклые глаза свидетельствуют и о некоторых добрых чертах. Эти люди очень разговорчивы. У жабы глаза чрезвычайно выпучены, поэтому она целых четыре месяца без передышки разговаривает в болоте - не умолкает ни днём, ни ночью. Такой у них разговор. 

Теперь вы все должны найти себе по одному идеальному типу, чтобы к нему стремиться. Они могут различаться, но каждый должен иметь в себе самом идеальный тип и работать над его реализацией. Если бы вам задали вопрос, какая работа из тех, которыми должен заниматься человек, самая важная в нынешней жизни, что бы вы ответили? («Основная работа та, которая представляет самую высокую вершину его жизни, а всё другое группируется вокруг неё»). Что это за работа? («Учиться»). 

Одно небольшое рассуждение. Допустим, что у вас есть дерево, тонкое и высокое, как тополь. Если бы вас спросили, что за причины, что это дерево стало таким тонким и высоким, как бы вы объяснили? Идёте в сосновые леса, в буковые или в какие-либо другие, где деревья стоят тесно, замечаете, что они состязаются в росте вверх. Почему? Окружающие условия ограничивают их, и поэтому в них рождается стремление  и желание возвышаться над другими. После того, как они забираются высоко, они могут свободно принимать солнечные лучи, и тогда у них возникает желание раскинуться широко. Следовательно, если дерево тонкое, окружающие его условия были для него стесняющими. И обратное: если дерево толстое, мы придём к заключению, что это дерево целый ряд поколений росло одиноко. В нём отсутствовало стремление расти вверх, поскольку никто ему не мешал и оно прямо воспринимало солнечные лучи. И потому что некому было защитить его от бурь и ветров, оно стало толстым, чтобы суметь выстоять против них. Иногда человеческий ум идеален, идеально стремится вверх, как какой-нибудь тополь, но если остаётся один, ветры могут поломать его. Тогда он должен создать в себе моральную устойчивость. Некоторые люди, развивавшиеся самостоятельно, не имевшие никакой поддержки извне, обрели в своём характере силу толщины, подобной дубу или какому-либо иному растению.

В гимназии вы изучали дроби, да? Я возьму дроби 1/5, 2/5, 3/5, 4/5. Что показывает дробь 1/5? Она показывает, что целое разделено на 5 равных частей и из этих 5 частей взята только одна. Теперь представьте, что 5 - живое число. Допустим, что это 5 чувств. Тогда я беру 1/5 от чувств. Какое это будет чувство? С какого чувства прежде всего начал человек? («С осязания»). Какой тогда будет его жизнь? Она будет похожа на жизнь микроба, который лишь движется в воде и у которого очень простая жизнь. Какое чувство выражает дробь 2/5? Какое чувство идёт за осязанием? («Вкус, затем обоняние, потом слух и зрение»). Тогда 2/5 выражают вкус, 3/5 - обоняние, 4/5 - слух, и 5/5 - зрение. Числитель 4 в дроби 4/5 показывает условия, при которых одно существо может жить самостоятельно. Или, кроме того, 4/5 показывают, что это существо может реализовать 4/5 от своих условий, а 1/5 останется нереализованной. И наконец можем написать 5/5 = 1, да? Но вы должны знать, что при нынешних условиях на Земле человек никогда не может реализовать целое, то есть не может достичь свой идеал. Идеал это Целое. Но он не может быть достигнут, поэтому человек в течение всей своей жизни занимается только простыми дробями. В умственном отношении, в моральном отношении все наши стремления - это простые дроби. И достигнутые нами результаты - это тоже простые дроби. Допустим, что вы со своим знанием достигли только 1/5 результата. Что под этим имеется в виду? Человек, результат которого 1/5, жил, значит, исключительно материалистической жизнью, более ничего. Что означает результат в 2/5? В таком человеке уже пробуждено некое социальное чувство, рядом с ним уже есть другое лицо, с которым он вступает в отношения взять-дать. Человек с результатом 4/5 будет священником и на этом остановится. Нынешние люди, дойдя до результата в 4/5, говорят: «При сегодняшних условиях большего не достичь». Представьте теперь, что у этих дробей различные числители и знаменатели, например, дроби 1/5, 2/6, 3/7, 4/8 и т.д. Что представляют из себя эти дроби? Это условия, в которых вы должны жить. 

Вы уже знаете правило, по которому складываются и вычитаются дроби. («Их необходимо привести к общему знаменателю»). Чему можно уподобить приведение к общему знаменателю? Упрощению жизни. А упрощение жизни познаётся по приобретению некоего блага. В живой математике, если приведёшь всё к общему знаменателю, почувствуешь в себе род равновесия, успокоения, как будто бы ты хорошо сделал свою работу. Допустим, вы хотите закончить гимназию. В первый, во второй, в третий год вы думаете, что вы её закончите, но, дойдя до пятого года, вы говорите: «Этих знаний мне уже достаточно - и начинаете сомневаться. Потом снова приступаете. В вас рождается внутренняя борьба. Вам кажется, что в вас есть внутренний знаменатель? («Нет»). Значит, идея закончить гимназию во что бы то ни стало должна быть неотменима. Так же и в моральных вопросах. Хотите приобрести какую-то моральную черту. Что бы ни происходило, какими бы ни были обстоятельства, вы должны её в себе создать. Или, например, даёте кому-либо слово что-то сделать - должны сдержать это слово. Я не говорю об обычных данных словах, но о таких, которые имеют в себе моральную ценность. 

Теперь скажите мне, каков будет знаменатель дробей 1/5, 2,/6, 3/7, 4/8? Их общий знаменатель будет 840. Если сложим числа 8+4 = 12. Число 12 показывает, что условия улучшаются. Но если знаменатель 15, то в этом числе есть опасность. Это число иллюзий. Тогда у вас будет дробь 12/15. Живая природа всегда помогает разумным существам через числа. 

 Ты, например, хочешь выполнить какую-то работу. Определяешь себе понедельник или вторник, но природа через какое-либо число создаёт тебе препятствия, чтобы ты не начинал эту свою работу в понедельник. Несколько дней назад пришёл ко мне один господин и спрашивает, может ли он отправиться в путь в понедельник. Я сказал ему: «Не делай этого!», не объясняя почему, только сказал: «Поезжай во вторник». Позже он понял, почему не надо было ехать в понедельник. Поезд, на котором он собирался отправляться, попал в катастрофу. И тот, кто понимает законы, произведёт свои математические вычисления и скажет: «Сегодня я и шага из дома не сделаю, даже если меня ждут в десяти местах. Работа за день не убежит». Отправляйся точно тогда, когда тебе определено. Мы говорим: «Я приду к вам завтра». А ты вычислил ли день? Нет. Откуда ты тогда знаешь, может быть, ты завтра и не придёшь? Не обещай, чтобы после не извиняться. Остановись. Не спеши. Посмотри, сможешь ли завтра, может быть завтра совсем неподходящий день, чтобы ты шёл в то или в другое место. 

Вы все должны быть внимательны, когда работаете с живой природой. Она любит, когда её дети разумны, слушают её. Если вы её не слушаете, она потреплет вас за ухо. И вы можете поехать на поезде, но произойдёт катастрофа. Она вышвырнет тебя из вагона и ты окажешься или с ушибом ребра, или с другим небольшим повреждением. Но если слушаешь её, не вылетишь из окошка наружу. Значит, когда мы говорим о разумной жизни, мы имеем в виду, что в природе всё точно определено. Дни, в которые мы должны работать, точно определены. Некоторые дни приятно сочетаются. Так и в Школе. Многие из вас не могут исполнить работу, потому что пришли несвоевременно. Иногда вы выходите раньше, иногда позже, из-за этого возникают всякие мучения. Эти вещи вам не будут даны готовенькими, требуется и долгое учение, и беспримерная вера. А вы понимаете, что значит «беспримерная вера»? 

Сделаю одно маленькое замечание. В материальном мире вы можете сочетать числа 9 и 4, но в духовном не можете. Там такого сочетания существовать не может. Таков закон. Почему? Скажу вам. Может ли сын быть больше отца? Не может. Число 9 - сын, число 4 - отец. Тогда число 94 для физического мира, а 49 - для духовного. В духовном мире есть движение от 4 к 9. Сумма обоих чисел 49 и 94 равна 13. Разумеется, если у вас 94 лева и 49 левов - одно ли это и то же? Нет. Но я говорю вам, что число 49 больше число 94. Вы спросите: «Как это возможно?» Это очень просто. Число 94 в бумажных деньгах, а 49 в золотых деньгах. В каждом числе есть внутренняя возможность. Внешность числа 94 демонстрирует, что оно больше числа 49. Действительно, его объём больше, но содержание числа 49 лучше, чем числа 94. Кто-то из вас может возразить: «Но и 94 может быть золотом». Не может. В этом случае не может, поскольку 9 - это конечный результат. Он показывает, что в природе больше не может существовать никакой деятельности. Это процесс самоликвидации. Поэтому в числе 94 девятка показывает, что это число больше не может расти, то есть в физическом мире может расти, но только условно. 

Тайная молитва.

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

____________________________

Превод - Elena Ludevig

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ани changed the title to 1924_03_02 Моральное стремление и моральная устойчивость. Значение дробей
×
×
  • Создать...