1924_01_20 Приобретения сознания


Ани
 Share

Recommended Posts

14 лекция 3-МОК

20 января 1924 года

София

Приобретения сознания

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. 

Она постоянно нас веселит.

Прочитали резюме темы «Разница между трудолюбием и прилежанием». Прочитали несколько работ на тему: «Разница между экономией и бережливостью». К следующему разу тема № 16: «Польза воображения». 

Речь идёт об экономных и бережливых людях - эти два качества имеют в человеке свои признаки. Френологически пальцы бережливых людей толсты и коротки в основании. Человек-экономист - это значит собранный человек.  Бережливый человек всегда обладает, в нём есть инстинкт постоянного собирательства. Белочка, например, бережлива. Если вы бросите ей кукурузы, она её приберёт, поест, сколько нужно, остальное припрячет. Если бросите кукурузу курице, она наестся, а остальное раскидает своими лапами. В ней нет бережливости, она не думает о завтрашнем дне и не находит большого удовольствия в откладывании денег, к примеру. Экономист сделает расчёты, чем и на сколько он располагает, и только тогда действует свободно. Экономия - это качество ума. Экономист может быть человеком государственным или финансистом, он вообще очень умён. И когда он что-то экономит, в этом всегда принимает участие и ум. 

Бережливость - это естественное желание в человеке. Люди, в которых эта склонность сильно развита, могут стать настолько бережливыми, что у них удлинятся руки. А что это за люди, у которых удлиняются руки? У всех воров руки удлинённые, длинные, но и в этом правиле есть исключения. Когда? Когда в человеке развита совесть. То есть, если в человеке сильно развита бережливость, а совесть развита слабо, тогда бережливость может превратиться в такое внутреннее вымогательство духа, и человек проявится как вор. Да, бережливость - это основа жизни, но человек должен знать, что то, что он сберегает, должно быть разумно использовано, потому что это его энергия. Желудочная система у таких людей прекрасно развита, они обладают так называемым благоутробием (пищеварением). Человек, в котором плохо развита пищеварительная система, не может быть бережливым. Бережливость рождается из чувства приобретения добра, а такое приобретение связано с рассудительностью и умственными способностями человека, превращающимися в эконимию, то есть принимающими умственный характер. Таким образом, бережливость идёт от естественного порыва в человеке, а экономия имеет умственный характер.

Бережливость - это естественный инстинкт в человеке. Люди, в которых эта склонность сильно развита, могут стать настолько бережливыми, что у них удлинятся руки. А что это за люди, у которых удлиняются руки? У всех воров руки удлинённые, длинные, но и в этом правиле есть исключения. Когда? Когда в человеке развита совесть. То есть, если в человеке сильно развита бережливость, а совесть развита слабо, тогда бережливость может превратиться в такое внутреннее вымогательство духа, и человек проявится как вор. Да, бережливость - это основа жизни, но человек должен знать, что то, что он сберегает, должно быть разумно использовано, потому что это его энергия. Желудочная система у таких людей прекрасно развита, они обладают так называемым благоутробием (пищеварением). Человек, в котором плохо развита пищеварительная система, не может быть бережливым. Бережливость рождается из чувства приобретения добра, а такое приобретение связано с рассудительностью и умственными способностями человека, превращающимися в экономию, то есть принимающими умственный характер. Таким образом, бережливость идёт от естественного порыва в человеке, а экономия имеет умственный характер. 

Существует множество недугов, которых вы, молодые, должны  сторониться. Под словом «молодой» имею в виду человека, в котором большое изобилие. Если это изобилие не применить, как должно, оно может превратиться в излишество. А от излишков образуется гниение. Гниение образует болезни, а болезни тормозят прогресс человека, возникает вырождение людей. Хотя болезни и являются природным способом урегулировать эти энергии, всё же они могут затормозить человека. В нём может возникнуть некое болезненное состояние, которое проявит дисгармонию между физическим телом человека и его эфирным двойником или между его силами и его астральным телом. 

1924-01-20-19_fig1.png

В человеке есть две системы. Одну систему я называю динамической (С), она находится вверху, в голове. Другая система - симпатическая нервная система (З), в ней находятся корни жизни. Если рассмотреть позвоночный столб человека, можно увидеть, что он представляет собой целое дерево. Эти две системы в человеке различны. Одна связана с Солнцем, а другая связана с Землёй. Добро для вас заключено не только в том, связаны ли вы с Солнцем, так же, как и зло не в том, что вы связаны с Землёй. Солнце вообще оказывает на человека благотворное влияние. 

Земля как живое существо, у неё есть свой гороскоп, свой путь, по которому она движется. И сейчас её путь не столь гладок, как это было прежде. Иногда Земля проходит через некоторые области пространства, которые оказывают на неё саму неблагоприятное влияние. Тогда на ней происходят какие-то пертурбации. Люди часто заражаются этими воздействиями Земли и от этого в них возникают различные эпидемиологические болезни. От этих болезней порой умирают тысячи и миллионы людей. Об этих явлениях жизни наука как прошлого, так и нынешняя имеют свои теории, которые пока мы оставим в стороне.

Оккультная наука считает, что миллионы лет назад влияния Земли на людей были столь плохими, что бедствующее человечество было в опасности погибнуть и потерять свой путь вообще. Следствием этого стало создание Луны. Оккультисты считают, что в человеческом теле есть определённые органы, где скапливаются его негармоничные энергии, они действуют разрушительно и являются причиной отливов. Влияние Луны в этом случае заключается в том, что она вытаскивает из человека все зловредные силы, его разрушающие. Этим объясняется, почему у некоторых лунатиков во время полной или тёмной Луны меняется состояние. Наблюдайте за своими состояниями и во время полной и во время тёмной Луны. Иногда у вас бывают мрачные состояния духа. Отмечайте, в какую фазу Луны посещают вас эти состояния. Вы же интеллигентны, делайте научные наблюдения. Вы часто говорите: «Сегодня я не в духе». Проследите, где скрываются причины этого нерасположения: в самих ли вас, в окружающей ли вас среде или в самой природе. Констатируя, откуда идут эти влияния, вы сможете и помочь себе. Если в некоторых случаях вам противодействует сама природа, она обнаружит и пути разрешения. Если она создаст в вас какую-либо болезнь, она одновременно покажет вам и лекарство, покажет путь выхода, который вас спасёт. 

Сейчас я называю вас, молодых, богатыми людьми. Эти богатые люди считают, что могут транжирить своё богатство в мире так, как находят нужным. И это верно, что они могут расходовать своё богатство, как сочтут полезным, были бы только они  умны. Теперь возникает вопрос: а вы понимаете, как необходимо расходовать свою энергию? Предположим, что кто-то из вас хочет учиться в университете. Записывается, учится 2-3 семестра, а потом говорит: и без учения сойдёт. Отбрасывает университет и говорит: «Стану учителем, буду просвещать народ». Становится учителем, но года через два-три отказывается и от учительства. Говорит: «Буду торговцем». Начинает торговлю, но года через четыре через пять оставляет и торговлю. Хватается за какое-либо занятие, но вскоре оставляет и его. И в конце концов о нём говорят, что этот человек испытал всё, что он стал энциклопедистом. Нет, эти люди, испытавшие всё, ничему не научаются. Некоторые говорят: «Нужно всё испытать в жизни». А знаете, что это значит, испытать всё? Человек, всё испытавший, похож на ту цыганку, у которой ребёнок, разболевшись, просит: «Мама, хочу молочка!» «Завтра, мамочка купит завтра». На следующий день ребёночек говорит: «Мамочка, хочу мёдику». «Завтра, мамочка купит завтра». Но ничего она не купила. Ребёнок хотел того, сего, но ничего не попробовал, пока наконец не умер. Цыганка и говорит тогда: «Ну хоть попробует теперь всего».

Так и современные люди, разбазаривающие всю свою энергию, наконец говорят: «По крайней мере, научились чему-то». А чему конкретно-то научились? Я, например, видел многих, кто, пострадав, говорит: «Я понял, что такое бедность». Но дайте им после этого деньги, увидите, что они не выучили своего урока, что они заводят старую песню. Поэтому при нынешнем развитии знание, которое вы приобретаете, должно быть направлено в одном определённом направлении. Не говорю, что должны быть односторонни, но в любой работе должно быть единство. Имеете вы, к примеру, склонность к поэзии, пишете что-то. Напишете несколько строф, и то, что вы написали, останется и после вас. Недостаточно, сказать нечто и забыть об этом потом, но нужно написать это одновременно и в уме своём, и в сердце. Если же ты напишешь и забудешь о нём, это транжирство твоей энергии. От того, что создаёт человек, прежде всего он сам должен получать пользу. Таков Божественный закон. Некоторые говорят: «Разве не должны мы жить для своих близких?» Блажен любой человек сам для себя. Знанием, которое я получаю, прежде всего обретаю пользу я, поняв, какую пользу это приносит мне, после полученного опыта и хороших результатов, смогу после того испробовать свой опыт и на своих близких. Но прежде всего знание необходимо применить к себе самому. Это логично.

В оккультной науке важнейшим считается вопрос, как научиться правильно концентрироваться. Пока человек учится, он так и так научается концентрироваться, но существуют законы, которые ему необходимо знать, чтобы научиться это делать правильно. Предположим, что у вас развит центр фантазии, воображения, который находится под влиянием Луны, и вы заняты тем, что что-то пишете. Но после того, как написано новое стихотворение, Луна так влияет на ваше воображение, что вы расширяетесь и переоцениваете себя. Вы думаете, что, может быть, вы поэт первоклассный. Но задумать некий план и осуществить его - это две разные фазы жизни. Природа никогда не любит работать с грандиозными планами. Она работает с малыми величинами. За тысячи и миллионы лет она сотворила эти скалы, эти огромные горы, что мы видим сегодня, но всё это из крошечных, микроскопических существ. Какое терпение у неё. Некоторым из вас хочется порой блеснуть. Они отправляются в путь, но, встретившись с трудностями, которые есть в жизни, отчаиваются и начинают предполагать, что, если они пойдут другим путём, их жизнь станет полегче. 

В чём состоит лёгкая жизнь? Возьмём примеры из природы. Природа, к примеру, создала тело человека. Но как? Легко ли оно создавалось? Нет, вековыми усилиями. И сегодня мы говорим: человеческое тело идеально. Но если человек не будет применять свою волю, то тело само по себе вовсе и не идеально. Оно не может само держаться прямо. И то, что сегодня удерживает его прямым, что подталкивает его к движению, это человеческая воля. То есть для каждой работы требуется усилие, работа, а не лёгкость. В мозгу человека есть такое спиральное, круговое движение. И когда это движение совершается правильно, человек хорошо думает, хорошо двигается, не шатаясь. Проведите опыт и уверьтесь, что это так. Если вы идёте по улице и в вашем уме возникает ваш противник, причинивший вам какое-либо зло, если вы начинаете мысленно расправляться с ним, то не пройдёте вы и двадцати шагов, как споткнётесь и даже упадёте. Почему? Потому что вы перекрыли течения вашего мозга. Эти течения могут быть перекрыты и по другим причинам: от страха, нерешительности, подозрений и целому ряду иных причин.

Подозрение, сомнение - это всё болезни, проистекающие от такого простого факта, что некий ваш друг, два-три раза обещавший вам оказать какую-то услугу, не выполнил своего обещания. Это неисполненное обещание даёт вам повод сомневаться в своём друге, подозревать его. А теперь представьте, что друг, давший вам обещание, в тот же час дал обещание ещё 10-15 человекам. Спрашиваю теперь: если вы даёте обещание 10-20 человекам, есть ли у вас возможность исполнить эти обещания сразу? Нет такой возможности. В этом отношении молодые люди - это те, что одновременно дают много обещаний и не могут их исполнить. Они страдают от множества идей. Я уподоблю их земледельцам, иногда поступающим глупо: они засевают порой огромное пространство земли - 20-30 гектаров, а работников для такой работы у них нет и нет средств обработать эти поля и собрать урожай. Когда приходит пора жатвы, поля остаются несжатыми, пшеница несобранной и просто падает на землю. У человека могут быть прекрасные мысли, высокие идеи, но если у него нет рабочей силы, которой являются его способности, и он не может их мобилизовать, то он оставляет их неразработанными, несжатыми и несобранными. Если же у такого человека достаточно сил, то есть работников, способностей в себе самом, тогда он умеет правильно собрать их, организовать и впрячь в работу. Силы, действующие сейчас в мире, как и в вас, в большей степени отрицательные. Иной раз вы воодушевляетесь чем-то, верите, что совершите и то, и это, но с помощью чего? С помощью средств, которые вышлет вам отец. И поскольку ваш отец вышлет вам ещё денег, вы не уповаете ни на своё сердце, ни на свой ум, ни на свою волю, чтобы быть в состоянии сказать: «Трудом и постоянством я могу добыть себе пропитание».

Вы говорите: «А у меня нет страха». Почему? Потому что за вашей спиной отец и мать. Вы на ложной почве. Уповать человеку на себя - это, по моему мнению, означает уповать на то великое, Божественное, что вложено в его сердце, ум и волю. Если вы уповаете на Божественное, то какое бы страдание, какое бы крушение даже ни постигло вас, вы скажете: «Тот великий закон, который управляет миром, избавит меня, вынесет меня на спасительный берег». Он избавит тебя, но когда? Когда ты правильно связан с природой. В этом отношении те люди, которые не верят в Бога, они профаны в подобной работе, но они исполняют этот великий закон, получают лучшие результаты, чем верующие. Религиозные люди, становясь чрезмерно чувствительными, часто оказываются перед одной опасностью, вот какой: о себе у них особое мнение, они кажутся себе особенными людьми. Однажды я встретил молодого евангелиста, дошедшего до состояния «новорождения», и оно его настолько воодушевило, что он стал казаться себе всесильным, ему представлялось, что никто не сможет противостоять ему и прочее подобное. Приходит он как-то вечером на Витошу и говорит дьяволу: «Иди сюда, поборемся. Теперь я могу побороть тебя. И я не отступлю. Но,- добавлял он,-  не прошло и двух лет, как дьявол победил меня». Так что зло в мире - это разумные, интеллигентные существа, это воплощённые дипломаты, и они работают с силами природы. В некоторых ситуациях они действуют прямо, а в некоторых ситуациях через ум, через мысль. И когда создаётся оккультный класс, как ваш вот, непременно будут и противоборствующие силы. Вы уже назначены мишенью на поле битвы. Спросите: «Почему это так?» Против любой организации добра, духовного подъёма выходит чёрное братство с целью внести среди них смерть и расстройство. Они вносят плохую, отрицательную мысль в одного, во второго, в третьего, и что тогда происходит? Вы начинаете обращать внимание на мирские вещи, теряете веру в себя, в Бога, пока не становитесь игрушкой в руках этих тёмных сил. И современный христианский мир стал игрушкой в их руках. 

Вернёмся к вопросу о воздействии Луны. («Она влияет на воображение»). Как можно использовать её влияние в положительном смысле? Допустим, вы попали в меланхолическое состояние. Примените здесь своё воображение. Представьте красивую картину, красивую жизненную перспективу. Проведите такой опыт: вы заболели, упали духом, а снаружи зима, выйти погулять невозможно. Представьте мысленно, как вы поднимаетесь на высокую вершину, которую вы знаете, вы уже ходили туда, и живо переживите всё путешествие, как будто вы поднимаетесь туда. Поднимитесь до вершины и вернитесь. Вы можете совершать такое путешествие каждый день. Это усилие вашего ума тонизирует и настроит ваш мозг. В состоянии дисгармонии человеческие мысли и чувства и все способности его заволакиваются, и наступает такой внутренний мрак. Исчезают все окружающие цвета, мы ощущаем себя полностью изолированными, как будто мы отделены от целого, от всего космоса. И тогда все страдания будто взгромождаются на наш горб. При этом те, кто верит в путь Божественного развития, истратят больше энергии, и эта энергия должна расходоваться разумно. 

Допустим, что между двоими, кем-то из вас, возникает чувство близости, симпатии. Как вы определяете качество симпатии или дружбы? Это не обыкновенное знакомство. И в природе есть чувство симпатии. Если с кем-то соединяешься такой симпатией, никогда не сможешь этого человека забыть. Дружба, возникшая в молодости, остаётся на всю жизнь. Те, в ком живёт развитое чувство дружбы обладают неким внутренним языком, которым они разговаривают. Если у тебя есть такой друг в мире, ты никогда не придёшь в отчаяние, не потеряешь доверие к себе. Если же у тебя нет хотя бы одного друга, придут и отчаяние и неверие в себя. Закон исключает любое недоверие себе, любое отчаяние между двумя друзьями. Иметь друга и потерять доверие к себе - невозможно. Два старца, поэты, лет им по 80-85, друзья с юности, встречаются наконец. Один приходит в гости к другому. Оба садятся у камина и молчат. После того, как проведут так в молчании часов пять, встают, пожимают друг другу руки и один говорит другому: «Благодарен за тот глубокий разговор, который у нас был». Да, пять часов в молчании - это внутренний разговор душ. Не думайте, что если вы молчите, вы не разговариваете. Человек разговаривает и когда молчит. Поэтому желательно, чтобы между вами образовались такие добрые чувства, чтобы вы так друг другу помогали. Замечаю, что многие из вас начинают болеть. Это связано с невнимательностью в отношении тела, происходит чрезмерное растрачивание вашей энергии. И у многих, кроме того, отмечаю нервные движения, спазмы, нетерпеливость и подобные им. Вам нужно контролировать свои мускулы.

Чтобы приблизиться к способности контролировать свои мускулы, вам необходимы опыты по закаливанию своей воли. Делайте для этого упражнения. Вот что сделайте.сядьте тихо и спокойно, попросив какого-нибудь своего друга ввести вам в тело иглу в какое-либо мягкое место - где нет рядом артерий или вен, на ноге или на руке, и следите за тем, сколько вы сможете выдерживать и не трепетать. Пусть он начинает вводить иглу легонечко, на 1 мм на 2 мм, а вы, если сможете это выдержать, говорите ему: «Ещё немножко, ещё немножко». Как только придёт момент, что вы не сможете выдерживать, велите ему прекратить. Игла, которой вы проводите этот опыт, сначала должна быть обожжена, только потом вводите её, чтобы увидеть, насколько вы можете выдержать страдания, причиняемые вам иглой. Если укалывание резкое, его легко выдержать, каким бы сильным оно ни было, но если игла входит медленно, понемногу, это выдержать труднее. Так вы испытаете силу своей воли. Представьте, что вы первохристианский мученик, как бы вы справились со страданиями, которым их подвергали? Проделывая этот опыт, вы поймёте, как ваше воображение увеличивает боль. Вы частенько сами увеличиваете свои страдания, но только во время такого опыта вы сможете иметь реальное представление о мучениках прежних времён. Любое страдание, какого бы характера оно ни было, мы должны принимать как некую силу, работающую внутри нас.

Я говорю вам эти вещи, чтобы среди вас создалась такая гармоничная атмосфера. Вам нужно знать, что добрые мысли, добрые чувства и желания образуют прекрасную атмосферу для работы и успеха в жизни. Если между вам живёт согласие и дружелюбие, вы всё сможете сделать. Если же, напротив, вы непрерывно делитесь на партии и обо всём имеете особое мнение, ничего не сможете достичь, потому что главная цель в жизни - это ваше душевное развитие. В каждой работе, которую вы должны совершить на Земле, существенное, к которому вам нужно стремиться, это развитие вашего ума, усиление вашего сердца и облагораживание вашей воли. Иной раз при неудаче или при больших страданиях ты можешь сказать: «Я сойду с ума». Нет, остановись и скажи себе: в мире существуют разумные законы, регулирующие жизнь. Как можно тогда сойти с ума? Кто может забрать у тебя твой ум? Ты можешь сойти с ума но в каких обстоятельствах? Сходят с ума все те, кто ведёт порочную жизнь. Сумасшествие случается при расстроенной нервной системе, при разрушенной жизни. Это вы должны знать. Но для человека, живущего чистой жизнью, сумасшествие абсолютно невозможно. Может случиться заболевание или расстройство нервной системы из-за переутомления, но не сумасшествие. Переутомление происходит от двух противоположных желаний. Иной раз вы проводите столько электричества через свою нервную систему, что нервы ослабевают. Вы должны знать, сколько и какого электричества ваша нервная система в состоянии выдержать в данный момент, насколько она закалена. В этом отношении мозг - такая электрическая батарея. Если этот ток вы отправите мозгу через свою нервную систему, вы можете покалечиться. Поэтому вы, как ученики этого нового пути, должны учиться самообладанию, контролю. Многие из вас частенько теряют свою память. Это я называю «приливом» который объясняется тем, что в данный момент в вас взяли верх чувства, и материя стала гуще. Поэтому, чтобы помочь своей памяти, пошлите эти энергии к своему уму. 

Теперь задам вам вопрос: если человек не может любить себя самого, то есть я имею в виду если человек не ценит Божественное, заложенное в нём самом, смогут ли его любить другие?

Задам вам и другой вопрос: если вы не можете прожевать свою пищу, сможет ли за вас это сделать другой? Не сможет. То есть если вы пойдёте в гости к своему другу и он приготовит вам богатую трапезу, и самым любезным образом примет вас, но есть вы должны будете сами. Этот ваш друг, это Любовь, она может предоставить вам самые лучшие условия для учёбы, но  не сможет за вас учиться. Ваш друг может предоставить вам все возможные средства для учения, но он не в состоянии сделать вас образованным, способным. Если в вас отсутствует воля к учению, ваш друг не будет ответствен за это, да и вам не нужно из-за этого отчаиваться, не нужно ни на кого сердиться. Он может поделиться с вами правильным настроением или чувством, но вы должны обладать волей учиться самостоятельно. Есть и такой метод: способный ученик может передать свою способность своему умному другу. Так же передаётся и леность. Обратите внимание: те же самые качества проявляются и в обычной школе. Те ученики, что дружат со способными друзьями, всегда учатся хорошо. А ученики, избегающие учёбы, считающие, что они и без неё обойдутся, становятся отстающими.

Часто слышу, как некоторые из вас говорят: мы не можем быть настолько добрыми.  Вы не должны так думать, вы должны быть добрыми, потому что добро - это основа жизни. Вы не должны говорить: «Могу быть добрым несколько меньше». Если вы хотите иметь успех в жизни, не только сейчас, но и будущем, вы должны быть добрыми, потому что добро - это основа жизни. Эта доброта не зависит от вас. Добро вложено во всех, вам нужно лишь признать его и применить в жизни. То же относится и к вашим способностям, и к вашим чувствам. Вы не приобретаете свои способности, они в вас есть. И чувства вы не приобретаете. Они вложены в вас. И необходимая вам воля в вас вложена. 

То, что уже вложила в вас природа, незачем приобретать, но нужно просто развить эти силы и исполнить план, что вам предначертан. Поэтому ни при каких условиях вы не должны сбиваться с правильного пути. И человек через всю свою жизнь, от молодости до глубокой старости, должен учиться и всегда дух его должен быть младенческим. Он не должен говорить: «Моё время закончилось, я уж больше не учусь». Даже когда вам будет 120 лет, я желаю вам сохранить то же молодое, что было у вас в двадцать лет, тот же быстрый ум, тот же пробуждённый дух, тот же интерес ко всему. 

Одна из опасностей, встречающихся в жизни, бывает случается при встрече двух душ, и неважно, из внешнего ли они мира или среди вас самих, - непонимание друг друга и притом в каких-то мелочах. Поэтому всегда имейте в виду первостепенную, главную мысль, а второстепенные и третьестепенные отодвигайте на задний план. Всегда пусть будет руководством в вашей жизни следущая максима: никто не может воспрепятствовать вашему пути. Могут вас задержать, могут вас связать, но воспрепятствовать или ограничить ваш ум, ваше сердце, вашу волю или загипнотизировать вас так, чтобы вы не могли мыслить, чувствовать и действовать - невозможно. Человек может быть связан, провести в тюрьме двадцать лет, но всё же перейдёт в другой мир с сильной и трезвой мыслью. Ничто не может его ограничить. Такими должны быть герои новых времён.

Теперь вы столкнётесь со страданиями в жизни, их испытаете. И это вы должны знать. Представьте, что вы вышли на сцену продекламировать стихотворение, а вас освистали. Что будете делать? Скажете: «Второй раз на сцену не выйду». Нет, скажите себе: выйду и второй раз. Выходите на сцену и второй раз и третий, постоянствуйте. 

Знаете, как сделал красноречивый американский оратор Бичер? Он прибыл в Англию с некой миссией, чтобы что-то сообщить, чтобы внести некие предложения. Однако в это время англичане с американцами были в неприязненных отношениях. Вышел он перед публикой, которой должен был произнести речь. Сказал несколько слов, но все вскочили на ноги, подняли шум, не желая его слушать. Он перестал говорить, подождал, когда все поутихнут. Едва смирились, начал говорить опять. Скажет несколько предложений - снова поднимается шум, крики, не желают слушать. Он опять ждёт, пока утихнут. Едва утихнут, снова начинает говорить. Это английское собрание продолжалось так 3-4 часа, и под конец он заставил их себя слушать. Они кричат, он ждёт, пока не высказался в конце концов. Как только высказался, англичане сказали: «Мы совершили ошибку. Он оказался человеком с характером». Тебя освистывают, а ты оставайся тих и спокоен. И всё утихнет. Едва замолкнут, произнесёшь два предложения. Тебе кричат: «Спускайся вниз, замолчи!» А ты остаёшься тихим и спокойным. Кто-то из вас решит: «Это нахальство». А если спуститься вниз, это трусливость. Что лучше: быть нахальным или трусливым? Жизнь - это сцена, на которую вы взобрались, а люди вокруг говорят вам: «Давай вниз, не желаем тебя слушать!» Вы отвечаете: «Послушайте, я хочу сказать вам, почему поднялся сюда, зачем я послан. Когда выскажусь, спущусь сам, но, пока не высказался,  не спущусь. Может, и десять раз спущусь, но заберусь опять. Знайте это». 

Я заметил, что у мух есть отличительная черта такого рода. Сижу я в комнате и занимаюсь, и вдруг, глядь, какая-то муха села мне на нос. Я работаю, она сидит. Провожу опыт: прогоняю её, она возвращается опять, садится на прежнее место. Говорю: какая похвальная черта - такая устойчивость, её ученикам хорошо бы приобрести. И знаете, что делаю потом? Беру немножко медку на книгу и приманиваю её им. Говорю ей: «Я понял, чего ты ждёшь от меня». Держу книгу у своего носа, она прилетает, садится, смотрит на мёд. Тогда отодвигаю книжку в сторону и оставляю её заниматься мёдом. Я продолжаю работать, она - заниматься мёдом. Говорю: если бы она не села мне на нос, я бы не дал ей мёда. И если бы села лишь однажды, тоже не дал бы мёда, но, когда она заявилась уже 20-30 раз, я сказал: за твоё постоянство дам тебе или сахарку или медку. Ты их заслуживаешь. И в природе закон тот же. Когда мы постоянством добиваемся своей высшей цели, она готова открыть нам свои сокровища. Поэтому будьте все настойчивыми. Упадёшь раз, второй, третий, четвёртый, десятый, двадцатый, сороковой, пятидесятый, шестидесятый, девяностый, девяносто девятый - опять вставай и будь настойчивым. То, чего ты хочешь, получишь на сотый раз. Вот сейчас, например, вы заняты журналом, не так ли? Имейте настойчивость этой мухи. Не думайте, что добро придёт к вам вдруг. Вас могут критиковать, что из того - необходима настойчивость. Только таким образом вы пробьёте путь. Не считайте, что это плохо, когда вы встречаетесь с неблагоприятностью в жизни. Это такой кризис. Самые неблагоприятные условия - это самая лучшая внутренняя возможность для проявления добра. Только так вы станете умнее.

Итак, между вашей мозговой системой и симпатической нервной системой должна существовать гармония. Первая - это система мысли, а вторая - чувства. Начинают желтеть ваши глаза, должны знать, что ваша печень желает отдохнуть. Никакого беспокойства, никакой нервности. Полное расположение духа. Думайте, что все ваши дела улажены. Терпение, терпение, пока всё уладится. Природа любит терпеливых, смелых, решительных, настойчивых, умных людей - им она всегда делает поблажки. А недостатки - это противоположные качества в человеке, о которых я не хочу говорить. 

Упражнение: руки вперёд, пальцы раскрыты. Медленно сжимаете пальцы в кулак. Постепенно раскрываете пальцы. Повторите это несколько раз. Руки собираются перед грудью и потом в стороны, пальцы сжимаются в кулак. Затем руки опять перед грудью, пальцы разжимаются. Это тоже исполните несколько раз. Руки со сжатыми пальцами перед грудью, вытягиваются вперёд и пальцы разжимаются. Руки перед грудью и пальцы сжимаются. Руки в стороны и пальцы разжаты. Руки перед грудью и пальцы сжаты. Руки вытягиваются вперёд и пальцы разжимаются, открываются. Когда делаете это упражнение, мысленно представляйте, что перед вам сидит большая медведица, которую вы держите за уши. Держите медведицу так и ощущайте, что вы равны ей по силе. Представляйте, что вы держите её за голову левой рукой, а правой проводите от верхней части головы по спине и назад. Открытой рукой постучите её слегка сначала по спине, потом по голове. После этого возьмите её обеими руками за уши и держите так. Затем возьмите её правой рукой за голову, а левой проведите по её спине. Раскройте свои руки в стороны с разжатыми пальцами. Опять возьмите медведицу за голову и постучите по обеим сторонам головы. 

Второе упражнение, в котором вы представляете медведицу, исполняется очень медленно. В этом упражнении вам может быть легко видеть, что вы гладите медведицу, но медведица - это только символ. Она аккумулятор определённого рода энергий природы. Она существо, исполненное здоровья. Проведите, к примеру, такой опыт. Если у вас лихорадка или вы не в духе, мысленно возьмите медведицу за ухо, а другой проведите по её спине. Сделав это упражнение, вы ощутите, будто некая сила перешла из неё в вас. В этом случае медведица может вам помочь, только у вас не должно появляться желания навредить ей. Это упражнение невозможно проделать с волком, только с медведицей. Она существо чувства, очень привязчива, но одновременно и очень мстительна. 

Если ваша симпатическая нервная система расстроена, этим упражнением вы сможете до некоторой степени воздействовать на себя, настроить себя. Каждый человек должен черпать в природе те силы, которые в нём отсутствуют. Прежде всего необходимо, чтобы в вас исчез всякий страх. А вы, едва представите медведицу, такую косматую, огромную, затрепещете. Упражняйтесь, чтобы преодолеть страх. Заметьте и ещё одно: ни блоха, ни вошь, ни какой другой паразит не поселяются в шкуре медведя, избегают её.

Так что при любых упражнениях, которые у вас есть, имейте объектом одно живое существо, как в этом упражнении в вашем уме поселяется медведица. Тогда и ей, и вам будет польза. Берём медведицу как символ энергии. 

Те из вас, кто делали упражнение сознательно, что почувствовали? («Легкость. Спокойствие»). Медведица - это очень спокойное и миролюбивое существо. Только в крайнем случае, когда её раздразнят, она становится злой. Вы боитесь медведицы, потому что у вас извращённое понимание её. Знаете, как возникла медведица? Есть одно болгарское предание о происхождении медведицы, оно таково. Жила-была в давние времена красивая, добрая девушка. Мать её умерла, пришла к ней вторая мать, мачеха, которая очень плохо с ней обращалась. Каждое утро посылала её на реку мыть одно руно, а когда она возвращалась, то нещадно ругала её. Так измучило это бедную девушку, что она взмолилась: «Господи, сделай меня медведицей с мохнатой шкурой, буду я жить в лесу, но не посылай меня опять к мачехе». И едва приложила это руно, как стала медведицей. Значит, медведица - это такая красивая девушка, сбежавшая от мачехи. 

Говорю: пройдёт много времени, прежде чем создастся в вас правильно понимание животных. 

Тайная молитва.

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

____________________________

Превод - Elena Ludevig

Link to comment
Share on other sites

 Share