Перейти к содержанию

1921_12_18 И Пётр грелся


Ани

Recommended Posts

И ПЁТР ГРЕЛСЯ
 
18 декабря 1921года, 
София
Перевод Татьяны Драгавцевой
 
«И рабы и слуги, разведя огонь, потому что было холодно, 
стояли и грелись, и Пётр стоял с ними и грелся». 
Иоанн 18:18
 
Малые вещи, малые причины дают импульс к совершению великих дел или великих преступлений – одно из двух. Такова ваша точка зрения; я же говорю: импульс к великим добродетелям и великим преступлениям, потому что многие великие добродетели являются и великими преступлениями, а многие великие преступления – великими добродетелями. Вы можете возразить мне: «Почему так должно быть?» – Потому что современные люди неумны. Что они неумны – это очевидно: вся земля сплошь покрыта человеческими костями из-за их глупости. Этого достаточно, это самое сильное доказательство, других доказательств нет. То есть имеются и другие, но они второстепенные.
 
Слуги развели огонь, потому что было холодно, и грелись, грелся и Пётр. Перед нами две категории людей: слуги старого мира, служители Иродовы, и среди них Пётр, ученик Христа. И те греются, и другие греются. Спрашиваю теперь: что заставило Петра сидеть среди них? В природе у всего есть своя причина. И вы сейчас в этом мире тоже дрожите. Что заставляет вас дрожать? У вас есть некая идея. Что бы вы ни говорили, эта идея глубоко сокрыта. Всякую идею можно скрыть. Человек никогда не высказывает истинных своих побуждений. Он будет говорить всякие пустяки, но самое важное он скрывает. И вы не найдёте святого, великого человека, добродетельного человека, который бы сказал всю правду.
 
Было холодно. Почему было холодно? Отвечаю: потому что не было тепло. «Ну, а почему не было тепло?» Потому что было холодно. Это философская аргументация. В то время земля находилась в особенном положении, ей было очень жарко, она хотела охладиться, и когда её веер пришёл в движение и подул сильный ветер, людям стало холодно. Земле было прохладно, а людям – холодно.
 
Теперь: вы ведь знаете, что иногда люди развлекаются разными бомбочками. Входит в кафе ребёнок с маленькой бомбочкой и бросает её. Когда он бросает бомбочку, все в испуге выскакивают вон. Отец купил ему маленькую бомбочку, однако люди от неожиданности пугаются больше, чем следует. 
 
Вы говорите: «Холодно». Как ты докажешь, что холодно? Реален ли холод, можешь ли ты его схватить? «Но я чувствую». То, что ты чувствуешь – не доказательство; чувственное восприятие субъективно: что-то, мол, является холодным. Слово холод я перевожу словом ненависть. Эти люди развели небольшой огонь, приложили усилие, чтобы изменить условия, немного согреть этот холод. Это современные люди; поскольку сейчас холодно, в их церквях холодно, они развели небольшие костры, возле которых их служители, учителя, священники – все греются, и Пётр тоже греется. И когда ему сказали: «И ты из Его учеников», он ответил: «Нет, я такой же, как вы». Вы можете мне возразить: «Каким бесхарактерным был Пётр!» Э, нет, это был человек с характером. Он показал свой характер, он сказал Христу: «Если и все отрекутся от Тебя, я не отрекусь». Он скрыл свой страх, но когда его схватили слуги, сказал то, что являлось истиной: «Я не знаю Его». Он мог бы сказать во времена Христа истину, но он её скрыл, и Христос, поглядев на него, сказал: «Пётр, Я тебя испытал».
 
Теперь приведу сильный аргумент, настолько сильный, что он сломит вас всех. Я брошу его, как бомбу.
 
Приводят молодую невесту в церковь, появляется священник, там уже кумовья и все остальные, и её спрашивают: «Берёшь ли ты этого мужчину?» – «Да, – говорит она, – беру, и буду с ним делить радости и скорби, буду жить только с ним и умру за него». – «Очень хорошо». И мужу говорят: «Берёшь ли ты эту невесту?» – «Умру за неё». И священник говорит: «Всё, дело сделано». Скажите мне теперь, приведите доказательства, сколько из этих обещаний, данных в церкви, исполнено? И когда Петра схватили там, у костра, и сказали: «И ты из Его учеников», он ответил: «А-а, нет, всё возможно, но я точно такой же, как вы». Почему происходят эти недоразумения? Потому что мы не говорим самой истины. Поясню свою мысль. Если ты недооцениваешь своего противника, ты подвергаешь себя опасности, а если лжёшь другу, ты оскверняешь свою совесть. Признай внутренне факт таким, каков он есть. Огонь разведён, ты должен признать холод как факт. Нам надо признать жизнь такой, какой мы её находим.
 
Почему Пётр сидел там? Он хотел видеть, что будет с Иисусом, его Учителем. Почему он там? Пётр говорит: «Он три года проповедовал, я надеялся, что Он станет царём Израиля, а меня сделает первым министром, но сейчас я вижу Его связанным…». Его мысль очень правильная, он был хитрым, но не мудрым, как Соломон. «Тебе следовало выбрать другого учителя, а не гоняться за ветром в поле». – «Я не знаю Его!» И тех, кто отрекается, мы называем здравомыслящими, учёными, благородными, трезвыми, говорим, что это самые благочестивые люди. И сколько в современном мире таких, как Пётр! В христианском мире 40 миллионов мужчин и женщин: 20 миллионов мужчин и 20 миллионов женщин. Они, подобно Пётру, греются, а когда их схватят, отрекаются.
 
Было холодно. Я верю, что это очень сильный аргумент. И сейчас холодно. Ведь если сейчас вас схватят и спросят, как обстоят дела, вы скажете: «Да очистит нас Бог от греха, такое дело». Потому что все люди приходят в этот мир не для того, чтобы учиться: один пришёл стать министром, другой пришёл стать учёным, стать богатым, стать красивым, статным, стройным мужчиной и так далее. Всё это хорошо, но чтобы кто-то пришёл на мучение – такого нет, ни один не пришёл. Вы мне возразите: «Говори нам о чём-то положительном, об идее, скажи нам что-нибудь утешительное, чтобы жизнь имела смысл». У современной жизни другой смысл. Мать рождает десятерых детей, и они умирают. Итак, все её идеалы рушатся, муж её умирает, да и она умирает. Спрашиваю: какой смысл в таком рождении? Ты посещал университет, окончил три факультета – по математике, химии и праву, – а завтра на выборах кто-то стукнет тебя дубинкой, и всё твоё знание исчезнет. Что тебе дала эта учёба? Ну, хорошо, мать родила тебя красивой, все за тобой бегают, но разразилась оспа, и твоё лицо обезображено. Какой в этом смысл? И такая дама наденет вуаль. Почему она наденет вуаль? Потому что это, мол, модно. Всё модное всегда с покрывалом. Конечно, она наденет вуаль – чтобы спрятаться. А турки говорят: «Поскольку мы так некрасивы, покроемся, чтобы не давать людям повода отворачиваться от нас». А красивые поднимают вуаль, чтобы всякий, кто ни пройдёт, посмотрел бы и увидел, что они красивы. И они правы. И Пётр имел смелость показать себя, показать, что он красив. 
 
О том Петре, который является основанием не православной, а католической церкви, Писание говорит, что он – краеугольный камень и его не одолеют врата ада1. Но о каком Петре речь? Однако оставим это. Пётр – не обыкновенный камень. Возьмите и истолкуйте глубокий смысл, который Христос вложил в него. Христос говорит Петру: «Пётр, Пётр, сатана захотел тебя отсеять2, но Я проведу тебя через семь огней, и когда ты пройдёшь через седьмой огонь, Я воздвигну церковь, которую не одолеют врата ада». Современные люди построили церковь на старом Петре, и я докажу, что она стоит на старом Петре. Глупая мать рождает глупых детей, а умная мать рождает умных детей. Преступная мать рождает преступных детей, а благородная мать рождает благородных детей. Хорошо. Если бы этот Пётр был таким, как тот Пётр Любви, то какими должны были бы быть современные христиане? Они бы не развязали этой всеобщей войны, а поскольку они её развязали, значит, это старый Пётр. Пётр, о котором говорит Христос, сейчас идёт в мир. Теперь Христос воздвигнет Свою церковь на нём, но его ещё нет. Нынешний Пётр в церкви – это Пётр, который отрёкся. Пётр говорил: «Господи, мы пошли за Тобой, оставили отца и мать, что Ты нам дашь? Мы не станем просто так ходить за Тобой и терять время, скажи нам что-то более реальное и существенное». И сейчас все в церквях – владыки, священники, служители церкви – подобны этому Петру. Они говорят: «Господи, Ты должен нам что-то дать!» Но вы скажете: «Наши болгарские владыки берут большую плату!» Тогда спрашиваю: ради чего они служат Христу? Они служат по старому закону. Почему девушка выходит за графа? Она выходит за него, потому что у этого юноши есть имущество, он создаст ей все условия для богатой жизни. Но когда её возлюбленный потеряет все свои поля, всё своё богатство, знаете, на что будет похожа их жизнь? 
 
В Китае один философ женился на очень красивой девушке, но у него, к несчастью, не было средств, а она была амбициозной женщиной. Сейчас я имею в виду не вас, я имею в виду тех, прежних женщин, из древней культуры. Она жила с ним год, два, десять и наконец сказала: «Надоела мне твоя бедность. Хоть ты и философ, но тебе недостаёт ума, поэтому дай мне свободу, чтобы я вышла за какого-нибудь богача». – «С удовольствием, – сказал он ей, – ты свободна, вот тебе моё благословение». Она вышла замуж за очень богатого торговца. Но вот в Китае наступил глубокий кризис, и этого философа призвали исправить положение дел в Китае. Он стал царём, управляет и распоряжается. Прослышав об этом, она пришла к нему и сказала: «Я очень рада, что ты достиг такого высокого положения, я этого не ожидала, но судьба повернулась к тебе лицом. Не можем ли мы, как раньше, опять начать жить в любви?» Он смотрел, смотрел, взял чашу с нектаром, вылил его на землю и сказал ей: «Собери нектар в чашу, и если ты сумеешь собрать его таким же чистым, каким он был, мы сможем снова начать жить вместе».
 
И когда Христос придёт на землю царствовать, все священники, подобно этой китаянке, захотят жить с Ним. Но Христос опрокинет чашу и скажет: «Соберите этот нектар». Я говорю не о нынешних священниках, они праведны, я говорю об умерших больших грешниках. С умершими я легко расправляюсь, но живых не задеваю, с ними не ссорюсь: это улей, а у пчёл есть жало, и если их тронешь, они тебя ужалят, и всё опухнет. Не трогайте пчёл!
 
И Писание говорит: «Было холодно, и служители грелись, и Пётр был с ними». Приведу вам одну басню. В богатом замке жил некий философ. У него была благородная кошка. Сейчас и кошки благородны. Её благородство состояло в том, что она ловила мышей с открытыми глазами: сидя перед норкой, она не закрывала глаз. Сидит кошка перед норкой, вылезает мышонок и говорит ей: «Что ты уселась напротив моей норки, неужели у тебя нет другого дела, кроме как сидеть здесь со всем своим благородством? Убирайся!» – «А ведь я – благородный кот. Знаешь, какого я происхождения? Мы можем завести дружбу. Я знавал многих из вашего рода в этом доме. Мои глаза открыты, но ты не бойся!» – «А что ты будешь делать?» – «Что ты сидишь в этой норке? В нашем мире так светло, я весь день греюсь на солнце, мы будем с тобой гулять в моём саду». – «Ты говоришь мне правду? Подожди, я спрошу свою маму». Мышонок уходит и вскоре возвращается вместе с матерью. Глаза у кота открыты. «Действительно, – говорит мать мышонка, – кошки с закрытыми глазами опасны, но у этого кота глаза открыты; ладно, можешь с ним пойти». Баснописец на этом остановился, поэтому сами сделайте вывод, установилась ли дружба между этим мышонком и котом с открытыми глазами. 
 
Преступник и с открытыми, и с закрытыми глазами следует одному правилу. Я не знаю, какое оно, но и вы не знаете. И у хорошего человека, закрыты его глаза или открыты, одно правило. У них обоих одно правило, оно состоит в том, что каждый желает что-то приобрести, вот и всё! Но только, когда какие-то вещи приобретает умный, они считаются законными, а другие считаются незаконными. Это вопрос правоведов, он не имеет отношения к моей беседе. 
 
Следовательно, всё зависит от внутреннего расположения, от того, каковы наши стремления. Если, например, я тут проповедую, а думаю о том, что обо мне скажут люди… Хорошо, что они скажут? Они могут сказать две вещи: или что я говорю умно, или что я говорю глупо – одно из двух. И то верно, и другое верно. Иногда я говорю очень умные вещи, а иногда очень глупые. И при некоторых условиях я очень глупый человек, нет меня глупее, но при других условиях я такой умный, что нет умнее меня. Ну, как вы примирите эти два утверждения? Примиряйте их, как хотите. И я бы хотел, чтобы и вы были такими: иногда очень глупыми, а иногда очень умными. Чтобы, желая затеять ссору с каким-то человеком, ты не знал, как это сделать, – тогда будь глупым; а если хочешь делать добро, будь очень умным человеком. И сейчас много таких людей. И Пётр оказался в таком некрасивом положении: он сделался глупым. Он меня извинит. Этот св. Пётр сейчас не таков, он меня извинит, поскольку я рассматриваю его прошлое. Но сегодняшний Пётр и тот Пётр совсем непохожи, они очень различаются! Следовательно, когда мы что-то рассматриваем, нам нужно рассматривать это с открытыми глазами, чтобы происходило постоянное внутреннее расширение. И если каждая моя беседа не поможет вам приобрести самую малость, если вы, прослушав её, не будете возрастать хотя бы на одну стомиллионную долю миллиметра в день, тогда она не имеет смысла. Всегда и во всём человеку нужно приобретать что-либо. 
 
По тому же закону приобретено и наше нынешнее тело. Когда в мире появились синие глаза? Знаете ли вы, когда появились длинные носы и короткие; мясистые и тонкие губы, маленькие уши, маленькие подбородки, широкие подбородки? Знаете? Это целая культура, существовавшая в прошлом. Она существовала тысячи и тысячи лет назад, и по нашим нынешним глазам можно судить об этапах нашего развития. Не думайте, что наши глаза так уж совершенны, они ещё претерпят такие изменения! Вы говорите: «Какие красивые у него глазки!» Но нынешние глаза, как они есть, и очень хороши, и очень плохи. А нам нужно достичь такого состояния, чтобы глаза всегда были гармоничными. Глаза всегда должны выражать божественную Истину, и единственное в нас, что никогда не лжёт, это глаза. Глаза должны выражать божественную Истину, чтобы, лишь взглянув, ты мог увидеть в глазах истину. Ты дошёл до последней черты. Говорят: «У него глаза играют». В каком случае это бывает? Знаете, что такое игра? Во всех случаях целью игры является желание что-то приобрести, за ней скрыта корыстная цель. Игру всегда используют в целях приобретения. «Мне хочется поиграть». Да, тебе хочется… Кто-то говорит: «Он играет мыслями». Да, есть люди, которые играют идеями, но когда в наших глазах будет читаться истина, тогда такой игры не будет, а установится гармония. Русские говорят играть, а болгары более практичны, они говорят: сыграем музыку. И русский сейчас в России играет, и поэтому у них есть поговорка: «Славянин крепок задним умом» – у человека, который играет, развитие происходит в задней части головы, а не в передней. 
 
И когда человек напивается, я замечал, как бы меланхоличен он ни был, он говорит: «Ха, поиграем!» И они играют: бьют стёкла, а потом приходится платить. В мире всем предстоит платить. Следовательно, сейчас, в эти времена, люди легко идут на самые большие преступления. Прижмёт тебя жилищный кризис – ты поиграешь, соврёшь немножко. Сахар дорог – и там соврёшь. Ты чиновник, у тебя жена, дети – опять соврёшь. Нужна одежда, нужны ботинки, холодно – вы приврёте. Все люди испытывают сильные искушения. «Но ведь у тебя есть верую, есть убеждения?» – «Оставь эти убеждения, у меня дети, то да сё». И говорит: «Ладно». 
 
Я не осуждаю этих людей, это слабость. Трудно человеку говорить правду. Я говорю не о вас – есть те, кто говорит правду, речь не о них – я говорю о себе и своих братьях. Я вижу, как трудно человеку говорить правду. Иногда человек бывает озадачен, когда требуется сказать правду, и думает: «Сказать хоть словечко? Авось, обойдётся». И вам говорю: если не можете сказать правду, скажите себе: «Авось обойдётся». В нынешнюю эпоху все люди, и молодые, и старые, испытывают одно из самых больших искушений. И перед вами встают тысячи грехов, которые вы можете совершить. Каждый из вас может согрешить. Грехи бывают разные, одни такие, другие иные, но каждый из вас в состоянии согрешить. Все вы иногда бываете слабы. И священники тоже люди, и у них есть слабости. Свои слабости есть и у судей, и у них много искушений. 
 
Во времена турецкого правления приходит один подсудимый к судье, даёт ему 100 грошей и говорит: «Господин судья, сен юзуме бак», то есть: смотри на моё лицо, знай, что я тебе дал, и реши дело в мою пользу. Приходит другой подсудимый, даёт ему две золотых монеты и говорит «Господин судья, сен ики юзуме бак» – смотри на два моих лица. Очень хорошо. Приходит первый и говорит: «Господин судья…». – «Очень хорошо, но что мне делать: у того два лица, что я с ним поделаю?» И он дал обещание обоим. Так обстоят дела. Это не подкуп, это, как говорится, не взятка, это подарок к Пасхе, к Рождеству. «У вас есть дети, я подношу вам подарок». Но право подсудимого нарушено.
 
Некоторое время назад газеты здесь писали – не знаю, насколько верен это случай – что один шоп3 из софийского округа нёс бочонок масла на продажу. Навстречу два мошенника, представляются торговцами: «Очень хорошее масло, за сколько продаёшь? Мы его купим». Крестьянин согласился. «Мы тебе сразу заплатим, у нас есть богатый компаньон, священник, он тебе заплатит». Они забирают масло, дают крестьянину расписку, чтобы он пошёл к священнику и получил деньги, а сами тут же отправляются к священнику, дают ему 20 левов и говорят: «Если к тебе придёт крестьянин просить денег, ты помолись за него, он малость не в себе. Положи на него епитрахиль и читай над ним молитву». Приходит крестьянин в церковь. Священник берёт епитрахиль, кладёт ему на голову и читает, читает, читает. – «Батюшка, очень хорошо, но за масло…». Он опять читает молитву – три, четыре раза. «Но, батюшка, чтением не обойдётся, заплати мне за масло». Вот что вышло! Если бы этот священник не читал молитвы за деньги, он не подвергся бы такому порицанию. Насколько верен этот случай, неизвестно. И мы подвергаемся искушению, как Пётр, и наши дела подвергаются поруганию. Мы находимся в положении Петра, не можем выдержать моральный экзамен. Когда мы высказываем истину, правоверные недоумевают: «Как это?» 
 
Приведу ещё один пример. В древности у одного из египетских царей – фараонов – родилась красивая дочь, и астрологи предсказали, что она будет одной из самых знатных девушек Египта. Этого фараона звали Рамзес. Там есть Рамзес Первый и Рамзес Второй. Я не стану описывать всю историю этой девушки, но она была примечательна тем, что узнавала людей особенным способом. Способ был следующий: если кто-то брал её за руку, она сразу её мыла и эту воду наливала в бутылочку. Сама она руки никогда не протягивала, но если кто-нибудь трогал её руку, она поступала таким образом. И потом проводила опыт: шла к какому-нибудь больному и давала ему немного этой воды. Если больной умирал, она знала, что за человек до неё дотронулся. Если больной сходил с ума, она узнавала об этом и всё записывала в книгу. И так по свойствам воды она узнавала качества человека. У неё были бутылочки с водой от рук каждого из придворных, но отцу она ничего не говорила. Однако как-то раз она встретила на улице бедного смуглолицего работника, оборванного, в лохмотьях, и дала ему золотую египетскую монету, а он в знак благодарности поцеловал ей руку. Она сразу вернулась во дворец, вымыла руку и налила воду в бутылочку. Она впервые встретила такого грязного человека: египтяне были очень чистоплотны. Она провела опыт с этой водой, и кому её ни давала, все выздоравливали и умнели. Тогда она стала искать этого человека, но найти не могла.
 
Теперь я применю правило этой молодой египтянки. Вымоем руки владык, вымоем руки всех священников, руки всех судей, нальём эту воду в бутылки и проведём опыт, беспристрастный опыт. У меня нет ни малейшего намерения компрометировать других, и я настолько справедлив, что предлагаю и со мной проделать тот же опыт. Пусть истина выйдет наружу, чтобы вы не говорили: «Он только и делает, что упрекает нас». Господь сверху видит, Он не ошибается. Он наливает воду в бутылки, и когда вы попадёте на тот свет, скажет: «Иван Стоянов из Софии, ученик, правоверный, пришёл сюда, дайте мне его бутылку. Стоян Драганов, пришёл в этот мир, дайте и его бутылку». Там тысячи бутылок: такой-то профессор, такой-то владыка; Господь всем мыл руки, у Него есть вода от рук каждого, и Он знает качества этой воды. Как мы оправдаемся перед лицом этой великой Истины? 
 
Эта девушка была умна. И я рекомендую и вам: устройте лабораторию, купите сто бутылочек, и когда кто-то поцелует вам руку, поступите так же. Это опыт. Проводите наблюдения. Наблюдайте за всеми. Это наше учение, нам нужно узнавать себя. И если наше учение не возвышает нас, если мы в этой жизни не сумеем исправить – во-первых, наш организм, затем наши чувства, наши мысли, – значит, мы напрасно жили. Душа у нас отличная, я говорю не о ней.
 
«И слуги развели огонь». Где? Внутри, в сердце, пусть там зажжётся огонь. И начните проводить опыты. Придёт кто-то, скажет: «О, как я тебя люблю, умираю по тебе». – «Поцелуй меня, и увидим, любишь ли ты меня». Омойтесь и налейте воду в бутылочку с надписью: «Такой-то». Тебя зовут лечить людей. Но это опасно, не пытайтесь лечить, но если кто-то здоровый подвинулся рассудком, дайте ему одну каплю. На другой день вы увидите его распростёртым на кровати. Вы скажете: «Да это отличный человек! – здоровый едва выдерживает, а больной умирает». В древние времена алхимики проводили опыты, да и сейчас это можно проверить: хорошего человека можно узнать по его поту. И это верно. Я говорю символически, но если вы меня понимаете, я дам вам метод. Некоторые спрашивают: «Почему ты не скажешь нам ясно?» Знаете, что такое ясно? 2+2=4. Ну, что означает 2+2=4 и что означает 2х2=4? Это аксиома: вещи могут происходить так, а не иначе. Всё, с чем можно провести удачный опыт – не раз и не два, а всегда, – выражает положительную истину. Вот способ найти работника с испачканными руками. Не думайте, что человек с гладким лицом и красивыми глазами обязательно хороший человек – я это оспариваю. На небе это так, но на земле не так. Какая земля даёт лучшие плоды, белесая или чернозём? Конечно, чернозём. Кто-то говорит: «Будем беленькими». Но если мы хотим родить пшеничку, нужно быть чёрненькими. Следовательно, во внешней черноте нет ничего плохого. Это только символы в природе. И чёрное, и белое имеют свои хорошие и плохие качества. Неужели вы думаете, что если вы прикоснётесь к электрическому проводку, такому маленькому, и сгорите, значит, проводок находился на месте? Он был не на месте. И если больную руку вы опустите в холодный ручей, вода заберёт весь жар. Холодная вода будет лекарством. Налейте немного воды в чёрную землю, сделайте кашицу, и если у вас болит рука, приложите её – вот вам компресс! И такой компресс помогает гораздо лучше, чем компресс из светлой земли. Следовательно, делайте себе такие компрессы. И слон делает себе такие компрессы из тины своим хоботом. Поранившись, он прикладывает тину и ждёт, когда рана заживёт.
 
Было холодно, и слуги развели огонь, и Пётр был среди них. Это холодно – сейчас. Все религиозные и духовные люди подобны Петру, они сидят и греются, и ждут, хотят увидеть, что будет теперь с религией. Сегодня христианство держит экзамен, мир его судит. Что мы скажем внешнему миру? Эти люди нам возразят: «Если бы это учение за прошедшие две тысячи лет можно было применить в жизни, результат был бы виден. Однако результата нет, следовательно, это учение нельзя воплотить в жизнь». Они правы. Но учение Христа сейчас переходит в новую фазу. Вы думаете, если Христос придёт сегодня, Он будет проповедовать так же, как проповедовал когда-то? Нет, Христос будет проповедовать по-другому. И что Он будет проповедовать сегодня? Если Христос придёт сегодня, Он прежде всего будет проповедовать любовь, братство и равенство. Почему? Потому что сейчас этого требует эволюция человека. Этот закон сейчас необходим. Нет другой силы, кроме Любви, которая может связывать людей, – не соединять их, а делать друзьями, примиряя их. Но это будет не любовь как чувство – её недостаточно, – не временное настроение. Всё это не Любовь. Любовь – это сознательная сила, которая всегда может тебя согреть и снять тяжесть с твоего сердца. Любовь не даст тебе остаться голодным: Любовь – та сила, которая даёт людям все блага. Это внутреннее стремление. Сейчас все вы хотите быть богатыми. Если сегодня придёт Любовь, она не скажет вам: будьте бедными, рабами и слугами, – нет; она скажет: будьте братьями и сёстрами, а всех прочих – вон, она выгонит и слуг, и хозяев и скажет: «Принимаем только братьев!» Эта Любовь проповедует братство и равенство. 
 
Наши души произошли от Бога. Какое может быть между нами различие? Различие только в нашей одежде: твоя одежда нечиста, но душа у тебя чистая. Сними эту одежду, я дам тебе другую, а твою мы выстираем; вымой тело, и потом мы можем прогуляться. Следовательно, сегодня должны стать лучше внешние условия, и довольно говорить: «Так сказал Господь». Нет, Господь так не говорил. И о том, что хочет сказать Господь, я умолчу, потому что Он скоро Сам это скажет, и тогда весь мир поймёт, не останется никого, кто не понял бы того, что Он скажет. И перед этой великой истиной умолкнем. То, что Он хочет сказать, воспримут все умы, потому что это так же необходимо, как солнечный свет, как пища, которую мы принимаем, как нам необходима мысль для нашей жизни и как необходимы чувства, чтобы согреть наше сердце.
 
Теперь: ваши умы заняты мыслью: «Так сколько у Господа лиц – одно, два или три?» Я не знаю, сколько лиц у Господа, я этой философией не занимался, но знаю одно: кто познаёт Бога Любви, тот оживает и жизнь для него наполняется смыслом, он становится гражданином Великого Царства и в материальном, и в духовном мире. До сих пор проповедовали, что человеку, ставшему христианином, нужно оставить торговлю и все должны быть священниками. Я проповедую обратное: мы должны быть не священниками, не попами, не профессорами, но всем нам нужно стать слугами – слугами великого Господа Любви. Понимаете? Станем все слугами – и мужчины, и женщины, и дети. И мужчины, и женщины, и дети, – все мы будем служить, но, разумеется, без палки погонщика и пулемётов сзади. Отныне при встрече говори не господин начальник, нет, говори господин слуга; не уважаемая госпожа баронесса, а госпожа служанка – вот и всё. 
 
Сейчас некоторые сидят и рассуждают, как можно было бы всё исправить. Нарядите невесту хоть в десять подвенечных платьев, одежда не изменит её характера. Если в нашей душе не зародится новая жизнь, если в нас не пробудится сознание, дабы мы умели использовать эту материю, то из нас ничего не выйдет. И, следовательно, нам нужно изменить эти наши тела. Сейчас, слушая меня, некоторые рассуждают так: «О чём он думает?» Я скажу вам, о чём я думаю, я не делаю из этого тайны. Я думаю: если ты болен, стань здоровым. Если глуп, стань умным, и если лжёшь, то больше не лги. Если ты не работаешь, научись работать. Если ты женщина и делала аборты, больше не делай их. И я написал бы вам ещё целый список. Я учу ясно, это имеет практическое приложение. И если современное человечество не извлечёт урока из этого, оно отправится… Умолчу, куда оно отправится.
 
И опять скажу: вы думаете, будто знаете, что я мог бы сказать? Нет, не знаете. Вы находитесь в положении того греческого священника – я говорю не о болгарских, а о греческих священниках; болгарских священников я не трогаю, а если когда-то о них и упоминаю, то всегда имею в виду тех, что жили прежде, в турецкие времена – так вот, этот священник говаривал: «Благочестивые христиане, знаете, что я вам скажу?» – «Не знаем, батюшка». – «Коли не знаете, то и говорить вам незачем». – «Нет, знаем!» – «Коли знаете, опять же незачем вам говорить». Но и в том, и в другом случае тут нет никакого знания, и у этого священника не было никакой определённой идеи. Другой греческий священник – это было в день поминовения усопших – когда ему показали груду поминальных записок, лежавших на столе, подошёл к ней и спросил: «Видите меня?» – «Видно только твою голову, батюшка». – «В следующем году и вовсе меня не увидите». Это символ, это ни в коем случае не насмешка. Но если я в наступающем году накоплю такую кучу денег, будет ли меня видно? Не окажемся ли мы в положении германского проповедника, бедного, но весьма красноречивого, – император, послушав его, остался очень доволен и сказал министру: «Это достойный проповедник, надо его обеспечить». Хорошо. Издают указ увеличить ему жалованье. Через некоторое время император спросил министра: «Что стало с нашим проповедником, почему не слышен его голос?» Министр ему ответил: «Когда петух растолстеет, он не поёт». И болгарин так говорит: «Когда петух растолстеет, он не поёт». Если на нашем сердце и уме лежит невыносимое бремя, как мы сможем думать и чувствовать? Если тебя соблазняют сто вещей, как ты будешь думать? Ты не сможешь думать.
 
И, следовательно, Пётр сидел и размышлял, он хотел увидеть, чем это кончится: что сможет сделать Христос? Отпустят Его или нет? Он хотел знать, освободит Его Пилат или осудит? Тогда он решил: «Остригу волосы и сбрею бороду, и пойду в лес, не буду иметь ничего общего с этим человеком, будем работать, как все другие люди». Сейчас правоверные скажут: «О, каким бесхарактерным человеком был этот Пётр! Три года ходил с благим Учителем и отказался от Него!» Но сегодня и те, кто ходил на протяжении 2000 лет, тоже отказываются. Кто отказывается на третьем году, тот отказывается и на 2000-м. Я встречал и посторонних людей, не ходивших с Христом, и всё же они не отказываются. Хватают учительницу-коммунистку. «Я коммунистка, это моё убеждение». – «Мы тебя уволим». – «Вы можете меня уволить, я коммунистка, это моё убеждение». В Бога не верит, но держится своего учения, каким бы оно ни было. А мы, верующие в Христа, говорим: «Договоримся». 
 
Я говорю не об историческом или космическом Христе. «А какой Христос?» – Нет ни исторического Христа, ни космического Христа, но есть живой Христос Любви, живущий сейчас в наших душах, в каждом благородном побуждении нашей души, – это и есть живой Христос. И неважно, находится ли Он в сердце простого человека, судьи, бедняка, животного. Я видел, как собаки зализывают раны, и многие собаки вылечили раны своих хозяев. Собака это сознаёт, она будто говорит: «Хозяин, я знаю, испробовала на себе: если у меня есть рана, я начинаю лизать это место, лижу, лижу – и рана затягивается». Переведу вам, что означает зализывать. У кого-то на сердце печаль; скажи ему одно сладкое слово, второе сладкое слово – это та же первосортная конфетка, не из сахарина, а из самого лучшего сахара. Дайте ему одну такую конфетку, вторую и наконец напомните ему, что в мире есть брат, который отдаст за него половину того, что имеет. Эти сладкие слова и есть Любовь. Христос стоит рядом со всеми и молчит. Он говорит: «Я с вами». 
 
Я говорил бы вам и о космическом, и об историческом Христе, но сейчас речь о Петре, скажем, о святом Петре. А знаете, сколько последователей у святого Петра в христианском мире? Его последователи – 250 миллионов католиков. А ещё 100 миллионов в православной церкви, то есть всего 350 миллионов. Теперь они тебя возненавидят – знаешь, что это такое? Поэтому не трогайте святого Петра. И я его не трогаю. Хорошо, у тебя 350 миллионов последователей, а в мире полтора миллиарда людей, и других иноверцев, и других братьев. Я обращаюсь сейчас к тысяче миллионов, а не к трёмстам пятидесяти и пятистам миллионов, и если бы я не договорился со святым Петром, он повыдергал бы мне бороду. Сейчас он смел, но в любом случае благороден.
 
«И Пётр грелся». И вы сейчас греетесь, так ведь? Иной раз, смотрю – муж развёл огонь жене, и она греется. «Ну, Маро, где ты сегодня была?» И она опять соврёт, схитрит и потом обманет его. Возвращается муж откуда-то, жена развела огонь: «Где ты был?» И он тоже её обманывает, говорит: «Я был там-то». Нет, обманывать нельзя. Обращайте внимание на хорошую сторону жизни. В чём состоит эта философия? Посмотрим, каков был характер св. Пётра. Он хорошо поступил, выказав свой характер, чтобы потом его исправить: «Я показал свою бесхарактерность, я сам себя не знал». Это доблесть! Чтобы люди начали думать, в философии должны присутствовать два противоречивых положения. И Пётр начал думать, и он плакал. И тогда Христос ему говорит: «Паси агнцев Моих». И ещё говорит: «Пётр, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – «Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» – «Паси агнцев Моих». И говорит ему второй раз: «Любишь ли ты Меня?» Некоторые считают, что у меня нет аргументов. Какой козырь самый сильный? И наконец Он спрашивает в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» И Пётр огорчился про себя: значит, во мне есть кое-что ещё – я и денежки люблю. «Я люблю Тебя, а этот свой недостаток, свой грех я исправлю». 
 
Если твой муж – мои слова иногда приводят в искажённой форме – ухаживает за какой-то женщиной и она умнее тебя, умеет музицировать, а ты не умеешь, и твой муж говорит той женщине: «Ты возвысила женщин в моих глазах», – то благодари Бога за то, что твой муж рядом с этой женщиной. Ты считаешь её плохой, но если ты станешь ему препятствовать, он пойдёт к другой, к третьей, к четвёртой. Скажите: «Благодарю Бога: ведь рядом с этой моей сестрой мой муж станет лучше». А сейчас жена сидит в своей комнате и думает: «Я ему не верю». Нет, нет, верь и своей сестре, и своему мужу. Вот где характер! Думай о них хорошо, тогда и он, и она возвысятся. Или, например, жена приходит к какому-то мужчине и говорит ему: «Ты возвысил мужа в моих глазах». Если она не будет с этим мужчиной, то будет с другим, с третьим, в этом мире тысячи мужчин. 
 
Вот так нужно смотреть на вещи людям нового учения. Мы должны предоставить абсолютную свободу. Если я совершил преступление, на чём меня поймают люди? Мы ревнивы, то да сё. А когда что-то совершается во имя Любви и Мудрости, то в этом нет преступления. Когда мы живём согласно Божией Любви, то и Бог в нас; когда я в Боге и Бог во мне, и Он выполнит известную работу, тогда человек возвышается. Искушения придут, но хуже всего быть без Бога и без Любви, а с Богом и с Любовью мы совершим самое доброе дело. Богу всё возможно. Без Любви мы сделаем самое плохое, а с Любовью – самое хорошее. И так надо думать всем. 
 
И как только в нас войдёт эта Любовь, вы будете не только греться. Христос, живая Любовь, не грелся, а сидел связанный. В этом мире Любовь – это не Пётр. Супруги порой подозревают друг друга. Если ты подозреваешь мужа, есть ли в твоём сердце Христос? Христос – у Пилата, наверху, а Пётр – внизу, со слугами. Ты из которых? Вот на что я хочу обратить внимание всех вас, молодых и старых. Откроемся этому великому принципу Любви. «Это трудно, очень трудно». Знаю, что трудно, это один из самых трудных экзаменов: впустить Любовь в своё сердце. Не думайте, что нам следует впустить в свои дома зло, но злу мы можем найти замену. Я говорю не об историческом Христе и не о космическом, а говорю о Христе Любви, живущем теперь в нас. И если бы все мы это знали, мы могли бы создать новый мир. 
 
Увидев тех слуг, мы скажем: «Может, это их карма». Правоверные говорят: «Он грешник», а нынешнюю карму, эти неизбежные нынешние страдания, эту карму я могу смягчить и скажу тебе: «Давай, братишка, разделим с тобой пополам эту карму». И, следовательно, что вы скажете сейчас, через две тысячи лет? Я спрошу вас: из которых вы? Не спешите, не отвечайте мне, из которых вы. Ответьте сами себе. Я знаю, что вы скажете, но это неправильный ответ, вы не дадите мне ответа. А завтра я пошлю твоего мужа к какой-нибудь женщине, и посмотрим, как ты выдержишь свой экзамен и какой дашь ответ. 
 
Человеческая душа благородна, и эта душа в состоянии возвыситься, и преобразиться, и в одну минуту стать подобной алмазу. Грешник в одну минуту может стать праведником, но необходимо абсолютное решение. Мы можем жить для Бога, но для какого Бога? Для Бога Любви. Следовательно, мы можем трансформировать этот мир и сделать его миром порядка. И, следовательно, старайтесь найти этого Христа с испачканными руками. Ищите Его на дорогах, повсюду, вы Его встретите. Воду, омывшую Его руку, соберите в бутылку. Если муж не идёт правильным путём, дайте ему одну каплю чёрной водицы с этой чёрной руки, она во исцеление. А мы этого Христа понуждаем: «Господи, моему мужу не везёт». Слышу, женщина молится: «Господи, зачем Ты дал мне такого мужа?» Эта женщина молится, и я отвечаю ей в молитве: «Ты сама его взяла; я четыре-пять раз внушал тебе не брать его, но ты взяла его, это твой избранник, твой, а не Божий». Смотрю, в другой стороне молится муж: «О, Господи, зачем Ты дал мне эту жену?» У кого-то есть сестра: «Господи, зачем Ты дал мне такую сестру?» Торговец, судья – все молятся Господу. Я говорю: остановитесь! И Господь говорит: «Закройте церкви, довольно этих нелепых молитв, Я уже сыт молитвами». И ещё Он спрашивает: «Чего ты хочешь?» – «Хорошего мужа». – «Он у тебя будет». – «Когда?» – «Когда вы оба умрёте». Брат говорит: «Не хочу такой сестры». – «Чего ты хочешь?» – «Новую сестру». – «Она у тебя может быть». – «Когда?» – «Когда вы оба умрёте». 
 
Вам надо умереть для этого, старого, мира и воспринять Любовь, не прежнюю, изменчивую любовь, а Любовь брата. И я верю в вас. Вы наточили ножи. Все вперёд, в мир, нужно воевать! Вы все способны воевать. Нужно, чтобы это Слово распространилось по миру, и руководствоваться при этом надо не старым законом, а новым – законом Любви. И пусть Господь Любви, который есть в нас, живёт во всех сердцах. Уже нет атеистов, нет правых и неправых. Только Господь отделяет одних налево, других направо. Левые, поплакав, как Пётр, пойдут направо, Господь поставит их к правым; а тех, кто поплачет справа, Господь поставит налево. Левое и правое, левое и правое – в этом есть красота. 
 
Итак, впустите сейчас эту Любовь в свою жизнь, в свои семьи, в сердца, во всё общество. Пошлём импульс повсюду, и будьте все бодрыми и весёлыми! Этот Господь жив, Он не на небе и не на звёздах, Он повсюду, Он в нас, и мы живём в Нём, и всё можем сделать вместе с Ним. И я говорю вам: протяните руки и грейтесь у этого огня новой жизни! 
 
Те, кто стоит сейчас на дворе, выдержали свой экзамен, не отреклись. Сейчас я вас испытываю. И если кто-то простудится, то всем простудившимся я не только верну деньги за посещение врача, но и буду давать по 50 левов в день. Если вы болели 10 дней, я дам вам 500 левов. Если кто-то заболеет, пусть скажет мне: «Твоя проповедь была очень длинной, и я заболел», – и у него сразу будет чек на тысячу левов. Я говорю серьёзно, если кто-то заболеет, пусть придёт ко мне.
 
Последуем теперь новому учению. Следуйте ему! И я желал бы, чтобы вы были героями, и вы будете ими – я вас знаю, когда-то, когда вы вышли с неба, вы были так бодры! Я давно вас знаю, знаю многих из вас, но время идёт. Поэтому говорю: «Это будет!» И если кто-то скажет: «Этого не будет!», ответьте ему: «Будет!» А если он поднимает много шума, скажите ему: «Во имя Божией Любви и Божией Мудрости и силой Слова Божия – исчезни!»
 
 
_____________________________
 
1 Сравни: Матфей 16:18
2 Сравни: Амос 9:9
3 Шоп – крестьянин из западной Болгарии.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...