Перейти к содержанию

1914_07_6 Любовь


Рассвет

Recommended Posts

ЛЮБОВЬ

 

«Если я говорю языками человечес­кими и ангельскими,

а любви не имею, я медь звенящая или кимвал бряцающий. (1. Кор., 13:1)

 

 

Слово «любовь» стало в устах людей очень прозаичным, настолько прозаичным, что не имеет уже никакого смысла. А когда слово теряет свой смысл, оно обессоливается; все то, что обессоливается, не имеет в себе силы, и вследствие этого в нем наступает упадок.

 

В органическом мире, когда какая-то пища попадает в желудок и не может быть переварена, возникает состоя­ние, которое врачи называют «несварение желудка», и ко­торое вызывает неприятные ощущения во всем теле. Этот закон справедлив не только по отношению к физическому миру, но и по отношению к умственной жизни. Когда к нам приходит мысль, которую наш ум не может воспринять, у нас возникает такое же состояние. Так происходит и с сердцем: когда некое желание входит в сердце человека, а сердце не может его воспринять, тоже образуется подоб­ное состояние.

 

Человек по своей природе воспринимает вещи в трех ас­пектах. Возьмите плод, яблоко — красное, яркое, красивое. Прежде всего, его форма привлекает ваши глаза; вы берете его, поворачиваете то одной, то другой стороной и состав­ляете посредством зрения, в соответствии с его внешней формой и цветом, определенное понятие о нем. После этого вы приближаете яблоко к носу, чтобы почуять, имеет ли оно какой-нибудь запах, и ваше обоняние определяет качество этого запаха. Когда обоняние закончит свою работу, ваши зубы и язык захотят попробовать яблоко, и осуществят над ним, бедным, последнюю операцию — разрушат его красивую одежду. От его яркого облачения ничего не останется, и язык скажет: «Это яблоко вкусное.»

 

Так и Любовь проявляется в жизни по отношению к людям трояко, и из-за того, что люди не усматривают ее соотношений, у них рождается неправильное ее понимание. Одни говорят, что это чувство, другие — что это сила, третьи — иллюзия и т. д. Каков ум человека, таково, как говорится, и его положение. Следовательно, этому будет соот­ветствовать и его понимание Любви.

 

Чтобы узнать суждение человека по определенному вопросу, посмотрите, что он говорит и пишет; чтобы узнать женщину, посетите ее, посмотрите, какой у нее дом; чтобы узнать повариху, пойдите на кухню и посмотрите, что и как она готовит; чтобы узнать воина, пустите его на поле боя, чтобы узнать учителя, нужно увидеть его в школе, священ­ника — в церкви, и т. д. Все должно быть испытано на своем месте.

 

Следовательно, когда мы будем говорить о значении Любви в широком смысле, не все, конечно, будут готовы по­нять то, что я могу вам сказать. Чтобы передать вам мысль, чтобы вы ее поняли, я должен облечь ее в простую форму, Я, может быть, говорю на непонятном вам языке, не потому, что не хочу, чтобы вы меня поняли, но потому что есть дру­гие причины, из-за которых мой язык вам непонятен. Когда рождается маленький ребенок, мать сначала дает ему моло­ко, потом, когда он подрастет, готовит ему жидкую пищу, по­том погуще, ребенок же сначала сосет и глотает молоко, и ему очень приятно; но чтобы мать дала ему более твердую пищу, нужно, чтобы у него появились зубы, иначе у него расстроится желудок. А перед появлением зубов происходит определенный процесс — ребенок болеет, и тогда мать гово­рит: «У ребенка лихорадка, не умер бы, позову-ка доктора.» — Но когда зубы вырастут, это состояние проходит.

 

И в жизни человека появляется такое же состояние: когда ему дают твердую пищу, Любовь, он проходит через процесс страданий. Следовательно, когда мы говорим, что страдания необходимы, это значит, что они нужны, чтобы выросли наши зубы, чтобы мы могли питаться твердой пи­щей. Что это за зубы, я могу объяснить вам позже. Не сейчас говорю вам, что если начнутся ваши страдания в ми­ре — это признак, что у вас прорезываются зубы. Когда этот процесс завершится — закончится ваше формирование, у вас будет 32 зуба, вы будете в возрасте Христа — тридцати двух лет.

 

Разберем теперь, как понимал Любовь апостол Павел. Для этого нужно сравнить это понятие с его противоположностями. Когда человек хочет описать какой-нибудь предмет, он должен найти его отличительные признаки. Например, чтобы описать коня, корову, овцу, волка и т. п., нужно най­ти то, что отличает этих животных друг от друга. В опи­сании мы рассматриваем обыкновенно внешнюю сторону, но можем рассмотреть и внутренние особенности, выявив раз­личия, которые существуют между ними.

 

b современном мире все хотят быть красноречивыми ора­торами, поскольку каждый знает, что оратор силой слова может влиять на толпу. Но апостол Павел говорит: «Если имею все красноречие, какое может обрести человеческий язык, более того, если даже имею красноречие ангелов, а не понимаю Любви, — нет мне в том никакой пользы.» — Отно­шение будет тем же, как если бы мы только смотрели на яблоко со стороны.

 

Сейчас каждый у нас спрашивает, какой будет его судь­ба и судьба Болгарии. Если можете пророчествовать, все стекутся, а вы будете в большом почете, если ваше проро­чество сбудется. Но апостол Павел говорит: «И если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею все познание и всю веру, так что могу и горы передвигать, а не имею Любви, — то я ничто.» — То, что происходит сейчас, не со­ставляет жизни. Можете перемещать горы и города, можете перераспределять целые царства, но все это только внешняя сторона жизни. И дальше апостол Павел еще говорит: «И если раздам все свое имение для прокормления бедных, и если отдам тело свое на сожжение, а Любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.»

 

Значит, если мы имеем все дарования, которые апостол Павел перечисляет, но лишены Любви — мы лишены самого важного. Не то что эти вещи ничего не стоят, но они — лишь внешняя сторона человека, она не касаются человеческой ду­ши. И апостол начинает далее описывать положительные ка­чества Любви.

 

Первое ее качество — долготерпение. Знаете ли вы смысл терпения? Это основной столп жизни. Если у вас есть тер­пение, вы можете достичь всего; если нет — ничего не до­стигнете в жизни. Человек с терпением — как корабль с якорем; человек без терпения — как корабль без руля. Имен­но это — отличительное свойство Любви. Поэтому сказано: «Бог есть Любовь,» — ибо Он долготерпелив. Долготерпе­ние — признак великой Любви, которую питает к нам Бог. Если бы у Него не было этой Любви, Он не терпел бы нас до сих пор; Он не вынес бы нашего невежества и наших низостей, и давно бы очистил мир от нас.

 

Итак, каким бы делом мы ни занимались, какие бы блага ни хотели в жизни приобрести, терпение для нас безусловно необходимо. Многие говорят: «Пусть вол терпит.» — Нет терпение — великое качество, в человеческом характере нет черты благороднее. Терпение не рождается вместе с человеком, его нужно приобрести. Любовь может прийти даром, но терпение необходимо приобрести. А страдание — это процесс, посредством которого можно выработать в себе терпение, это метод приобретения терпения.

 

Чтобы терпеть, нужно быть заквашенным тремя основ­ными качествами — Мудростью, Истиной и Добродетелью, Почему мать терпит ошибки своего ребенка и старается его воспитать? Она предвидит, что он, хотя и имеет свои сла­бости, в будущем станет великим человеком, полезным свое­му дому и своей родине. Предвидя это, мать говорит: «Я ра­ди этого ребенка подвергнусь всем невзгодам и претерплю все его слабости.» — И она умно поступает. Терпеливый че­ловек умен и предвидит будущее. Девушка, пока не вышла замуж, бережет руки, не хочет их даже замочить, мажет их разными кремами, но когда выйдет замуж, тут уж не стес­няется испачкать руки «кремом» своего ребенка, и это ей даже приятно. Что она нашла в этом ребенке? Что ее к не­му привязывает? Взвесишь его — всего несколько килограм­мов. Но в нем — Божественная душа, которая привлекает любовь матери настолько, что она со своим долготерпением готова во всем ему угодить, заботиться о нем всеми спосо­бами. Если бы мужчина взялся его растить, он бы его за­бросил, сказал бы: «Это дело не для меня.» — Следователь­но, всякое дело в этом мире непременно требует любви: это великий фактор в сердцах тех, кто ее имеет.

 

Я говорю вам о Любви в широком смысле; не говорю о ее сущности. Некоторые люди считают Любовь ощущением, приятным расположением сердца. Это не Любовь, потому что человек может выпить пол-литра вина, и у него будет приятно на сердце; от растираний при некоторых болях вы тоже чувствуете некоторую приятность, — но это не та при­ятность, которую дает Любовь. Когда человек вас любит, он может иной раз причинить и боль: Любовь одновременно причиняет и страдание, и радость, это ее свойство. Это сила с двумя остриями: она милует всех, но и всех наказывает. Как она вас наказывает? — Если она вас оставит, вы печалитесь и говорите: «Я несчастен.» — Почему несчастен? От отсутствия Любви. «Я счастлив,» — почему? — потому что Любовь присутствует во мне.

 

Но Любовь говорит и другое: терпение — это путь, по которому она может прийти в человеческое сердце. Долго­терпение создает условия для проявления Любви. Без терпе­ния Любовь не может прийти к нам. Это первое основное качество — авангард ее прихода. Когда вы научитесь тер­пению в широком смысле слова — увидите, что это большая сила в руках смелого, решительного человека. Перед таким человеком — великое будущее.

 

Теперь остановимся на слове «благосклонность»; это — положительная сторона Любви, в то время как долготерпение - пассивная, охранительная сторона, позволяющая вы­держать определенную тяжесть. Благосклонность — это Лю­бовь, готовая строить, готовая оказать услугу кому бы то ни было. Встретите нищего, который просит о чем-то, — по­могите ему. Благородный друг просит вас об услуге — вы­полните его просьбу, даже если он не ваших убеждений и не вашей веры.

 

Мы хотим, чтобы люди нас любили и были с нами учтивы, а часто мы сами нарушаем это правило: мало того, что не имеем терпения, часто даже не оказываем людям необходимой обычной благосклонности. Некоторые люди говорят, что любят кого-то, а сами говорят другим о нем плохо. Эхо этих слов однажды будет услышано, ибо, что человек посеет, то и пожнет: если посадит яблоню — яблоки соберет, а если посеет репейник — соберет колючки.

 

Не говорю, какими должны быть мои отношения к вам. Я всегда смотрю, какими должны быть мои отношения к Богу, к Любви; этим я определяю, что нужно делать по отношению к своим братьям. Как будут поняты мои по­ступки — это второстепенный вопрос. Для меня важно, готов ли я исполнить основной закон, то, что требует от меня Любовь: могу ли я быть терпеливым, как она хочет, могу ли я быть благосклонным, как она желает.

 

Это нужно для каждого в отдельности, для всего мира, для тех, кто действительно имеет сердце. Оставим тех, кто не понимает этого. Некоторые спрашивают: «Что будет с плохими, грешными людьми?» — То же, что будет с камня­ми, с муравьями, с маленькими бабочками. Но неужели вы думаете, что положение муравьев хуже вашего? Они в тыся­чи раз счастливее вас; они не чувствуют тех страданий, которые вы чувствуете. Нужно жалеть только тех людей, в которых пробудилось Божественное сознание, которые по­нимают Любовь, добро и зло, которые страдают и терзаются.

 

Иной человек говорит: «Мне в мире не везет — я не­счастный человек.» — Отвечаю: «Ты несчастен, потому что Любовь тебя не посетила.» — «А почему она не приходит?» -Потому что нетерпелив. — «Но я стараюсь быть терпели­вым.» — Хорошо начал. — «А мне все не везет.» — Потому что не благосклонен.

 

Вы говорите: «Эти вещи очень хороши, и просто чело­веку их выполнить, так и сделаем,» — но не делаете. Я вам говорю как врач: «Все вы больны,» — потому что я не встречал человека, здорового в полном смысле слова. Полнос­тью здоровы только святые и ангелы, которые живут на Небе, люди же больны — понятно, не в одинаковой степени.

 

Врач, войдя в ваш дом, скажет: «Ваш дом негигиеничен, потому что окна выходят на север, оставьте эту комнату, переберитесь в южную; нужно держать окна открытыми, чтобы входили чистый воздух и свет, перемените постель, обратите внимание на пищу,» — и так далее. И Любовь го­ворит то же: «Ваша комната выходит на север, негигиенич­на, нужно перейти жить в южную комнату, где солнце мо­жет вас осветить и согреть,» — то есть она хочет сказать: «Нужно быть терпеливыми и благосклонными.» — Она гово­рит: «Это две мои руки, я ими постоянно работаю; это руки Любви.»

 

Знаете ли вы, сколько стоят эти две руки? Это неоце­нимые богатства. Если у вас есть две руки, вы в состоянии сделать все. Повторяю: для того, чтобы выросли ваши ду­ховные руки, нужно непременно иметь терпение и благосклон­ность. Если вы откажетесь от этих двух качеств, — и внеш­ние ваши органы не смогут реагировать, и внутренние не смогут развиваться, чтобы проявить добродетели. А почему нужно быть добродетельным? Потому что добродетели при­несут вам все необходимые материалы для построения ва­шего дома, принесут все те соки, которые необходимы для вашего роста. Добродетель — это не что-то отвлеченное, а нечто реальное, всегда способное строить.

 

Так вот, те из вас, кто может понять, должны разобрать­ся, в чем состоит терпение в полном смысле слова. Не то терпение, с которым можно перенести обиду, — это еще не терпение; тайна терпения в том, чтобы, когда человек вас обидит, найти в обиде хорошую сторону и ее использовать. Обида — это очень крепкий орех, который кто-то вам дал; вы должны его расколоть, вынуть ядрышко и его съесть. И если вы сможете так питаться, станете совершенно здоро­выми. Люди, которые плохо говорят о вас, которые вас хулят, - дают вам пищу, и если вы умеете использовать эту пищу, будете довольны. Люди бросают вам твердые камни; вы должны их разбить, потому что внутри этих камней — сокровища, которые вы можете использовать и стать бо­гатыми.

 

Как придете к себе, начните размышлять и молить Гос­пода, чтобы понять терпение. До сих пор многие люди зани­маются глупостями, многие христиане хотят быть великими, знаменитыми, иметь много знаний. Хорошо, знания придут сами собой, лишь бы вы были людьми, умеющими их вос­принимать и использовать. Они могут быть силой, которая облагодетельствует вас и ваших ближних, если вы умеете их использовать; но могут быть и грузом за плечами чело­века.

 

Любовь не завидует. Значит, чтобы увидеть, посетила ли вас истинная Любовь, нужно спросить себя, не завидуете ли вы. Если завидуете — нет у вас Любви. Любовь должна су­ществовать вечно в наших делах, она нужна и в этой вашей жизни, и в следующей, и в иной жизни, и чем выше мы под­нимаемся, тем более глубокий смысл мы будем в ней нахо­дить. Нужно сейчас же вставать на этот путь, другого пути на Небо нет. Вы скажете: «Этот путь труден, нельзя ли без этого?» — Нельзя. Без него куда угодно можно попасть, толь­ко не Царство Божие.

 

Любовь не завидует, на неправду не отвечает неправдой, на зло не воздает злом. Я, конечно, не говорю, что зависть или гордость никогда не посетят ваше сердце; иной раз они навестят нас, как гости, но за это нас не осудят, дело лишь в том, чтобы не водить с ними дружбу. Но мы иной раз беремся рука за руку с завистью и говорим о людях: «Та­кой-то человек плох, нужно его остерегаться,» — и делаем жизнь человека несчастной. Зависть не есть нечто отвлечен­ное; как видите, это существа, которые приобрели отрицатель­ные качества, есть даже на земле люди, которые являются олицетворением зависти.

 

Лишь после того, как мы овладеем этими двумя качест­вами, — терпением и благосклонностью, — мы узнаем историю нашей жизни, узнаем, зачем мы спустились на землю. Снова напомню вам пример пшеничного зерна. Среди всех ны­нешних плодов нет в мире примера терпения лучше, чем пшеничное зерно. Если хотите изучить терпение, смотрите на него.

 

Без терпения вас ждет разочарование. Многие люди вам не поверят. Вы скажете: «Люди за мной не идут.» — А почему они должны за вами идти? Разве люди рождены, что­бы следовать за вами? Они будут слушать ваше учение, но следовать за вами — никогда. Вы часто спрашиваете: «Ты, чей последователь?» — Действительно, можно быть последо­вателем людей, но время от времени вы будете обманы­ваться; а если будете последователями только Бога, никогда не обманетесь. Путь один, и Иисус Христос на него указы­вает: «Я есмь путь.» — Если люди не идут за тобой, можно сказать, что ты не на пути. Кто-то может сказать: «Я не ве­рю,» — и пойти по другому пути; но однажды он сам обнару­жит, где путь, жизнь ему покажет, потому что она — великое испытание.

 

Вы скажете: «Ты меня убеди, вот уж тогда...» — Я не хо­чу тебя убеждать. Я тебе говорю, что тот хлеб, который я тебе даю, тебя накормит. — «А ты мне скажи, из каких эле­ментов он составлен, на какой воде замешан.» — Некогда. Возьмешь хлеб, будешь есть? — «Не хочу.» — Я прячу его в мешок и отхожу. Вы спросите также: «Что такое Любовь, из каких элементов она составлена?» — Если много будешь спрашивать, я уберу ее в мешок, закину за спину и пойду дальше. Я скажу тебе: «Нет у меня времени разговаривать об этом.» — Жизнь — нечто положительное: попробуйте, возь­мите и поешьте этого хлеба, и вы увидите.

 

Любовь — пища жизни: без нее нельзя жить и невоз­можно ничего достичь в мире. Некоторые люди имеют очень смутное понятие о Любви, по отношению ли к торговле, или к учению, или к войне. Везде нужно иметь Любовь; это великая сила. И та сила, которой я поднимаю вот этот гра­фин — тоже Любовь. Ту же силу можно поместить и в пуш­ку, выстрелить снарядом и убить много людей. Она может проявиться в землетрясении, может разрушить даже и всю Землю; может и создать мир. Это зависит от того, как упо­требляется эта сила.

 

Любовь — сила, которая посредством определенного регулирования может быть использована. Люди себялюбивы - когда приходит Любовь, они хотят удержать ее в себе. Но если она будет заперта в вас, она разрушит ваши стены и выйдет наружу. В таком жилище, в каком мы хотим ее запереть, она не может оставаться. И рождается смерть. Смерть - это процесс разрушения всякой эгоистической мысли и желания; ею Бог разрушает все ограды, которыми ок­ружили себя злые духи.

 

Наше сердце и наш ум должны иметь все условия, что­бы воспринять Любовь. Она тиха, спокойна, но в то же вре­мя в своих действиях это ужасная сила. Когда мы в гармо­нии с ней — мир становится блаженством, если же мы с ней не в гармонии — нет в природе силы опаснее Любви. И по­этому практичные люди говорят: «Кто сильно любит, сильно и ненавидит.» — Насколько она сильна в положительной сто­роне, настолько же сильна и в отрицательной, поэтому мы должны быть к ней очень внимательны. Когда она у нас есть, нужно не допускать отрицательности, потому что тог­да она действует разрушительно — появляются болезни, страдания, разрушение всего общества.

 

Многие говорят, что Господь есть Любовь, и как Любовь Он не должен наказывать. Господь, будучи столь благ, в то же время и взыскателен. Увидев нас недовольными, Он гово­рит: «Прибавьте ему на спину килограмм.» — Мы спрашива­ем: «Почему меня так тяжело нагрузили?» — Но Он, ничего не отвечая, говорит: «Положите еще килограмм.» — «Но я не могу выдержать.» — «Положите еще килограмм.» — И ког­да прижмет нас так, что мы не можем пошевелиться, тог­да начинаем говорить: «Господи! Прости меня,» — «Сними­те один килограмм,» — отвечает Господь. Повторяем моль­бу, — «Снимите еще килограмм.» — Чем больше мы молимся, тем больше груза снимают с нашей спины. И сняв всю тя­жесть, Господь нас спрашивает: «Ну, выучил урок?» — «Хо­рошо выучил.» — «Если хочешь, чтобы тебя больше не на­гружали, то должен быть благосклонен и терпелив по от­ношению к окружающему миру, ко всем, кто вокруг тебя, и они к тебе должны быть благосклонны и терпеливы. Твои малые братья могут ошибаться, грешить, но ты должен иметь терпение, как Я терплю. Если преступишь закон, — в тот же День снова начну тебя нагружать.» — «Не могу нести.» — «Сможешь.»

 

Я вам говорю, как можно освободиться от груза. Каж­дый от всего сердца должен сказать Господу: «Я благода­рен всей душой и всем сердцем за все, что Ты мне дал,» — потому что Бог дал каждому человеку тысячи благ, но тот не знает, как пользоваться этими благами. «В воде стоит напиться не может.»* Многие торговцы недовольны — поче­му? — потому что у них есть 10 тысяч левов, но им мало. Дашь им 20 тысяч — тоже мало, дашь им 50 тысяч, 100 ты­сяч — все недовольны.

 

Знаете ли вы, на что похоже современное человечество? Читали, наверное, про рыбака, который нашел красивый глаз. Спросили его: «Сколько хочешь за этот глаз?» — «Столько, сколько он весит.» — «Взвесьте его.» — Положили 10 граммов, глаз недоволен, положили 20 граммов — опять недоволен, положили 100 граммов, килограмм, 100 килограм­мов, 1000, 10 тысяч килограммов, все золото — глаз остался все равно недоволен. В конце концов, позвали старого мудреца и спросили, что делать. «Дело простое, — ответил мудрец. — Возьмите немного пыли, и посыпьте в глаз.» — Так и сделали, и чаша весов с глазом сразу поднялась вверх.

 

Однажды и Господь, когда увидит нас недовольными, скажет: «Посыпьте пыли ему в глаза,» — и станем довольны. Как мы часто любим приправлять пищу, так и Господь, ког­да мы недовольны, подсыплет нам немного соли или перца, чтобы сделать нас довольными. Потому что жизнь не в том многом, что мы имеем, а в том, что можем использовать в данный момент, и в том, чтобы быть благодарными за то, что Бог нам дал. Тогда Бог нам даст еще большие блага.

 

А эту главу из послания Апостола нужно применить в практической жизни: начнем работать и будем полезны на­шим братьям, которые вокруг нас. Мы как в школе — мы изучаем определенные вещи; мы не в питомнике. Церковь — большой питомник, там все можно посеять. Школа же — сад, в котором нужно сажать только то, что принесет пользу. В школе нужно научиться обрабатывать и сажать хорошие и полезные вещи. И по отношению к школе есть связь между сердцем и умом — мы должны не только высаживать нуж­ное, но и культивировать посаженное, и показать те основ­ные законы, по которым должна развиваться жизнь.

 

Вы спрашиваете: «Почему Бог не дал мне больше спо­собностей, больше силы, больше денег?» — Я вижу много причин для этого. Потому что сколько раз Он вас посылал на поле, — вас, ваших дедов и прадедов, — чтобы работать; а вы, вместо того, чтобы взяться обрабатывать свои умы сердца, занимались вкусом запретного плода, ставили все новые и новые опыты, которые стоили всего вашего капи­тала. Сколько раз шли вы все вместе на это поле и, вмес­то того, чтобы работать, убегали, и возвращались к Нему и просили дать вам снова готовое. Вы — как ученики, которых отец и мать хотят сделать учеными, а они не учатся, убегают из школы. Многие из вас убегали из этой Божьей школы.

 

Тот, кто хочет изучить Божий закон, получить более высокую степень, подняться в область святых и оттуда смот­реть на жизнь, чтобы и Господь благосклонно взирал на него, — непременно должен закончить Божественную школу на земле с экзаменами на аттестат зрелости. В этом окон­чании школы — благо каждого. Если не подготовитесь в этом мире, будете водить коней, пахать, дробить камни, делать дороги, пока не изучите то, чему кони, плуг, камни и дороги вас учат — пока не подготовитесь к Царству Христову. Непослушных детей Господь заставляет дробить камни, а по­слушным дает благородные занятия.

 

Вы скажете: «Тяжело это учение!» — Верно, согласен, для лентяев тяжело, но для прилежных, трудолюбивых и смиренных оно кроет в себе богатства. Знаете ли вы, почему червь — в земле, жаба — в воде, птица — в воздухе, а чело­век — среди них? Это четыре великие положения в жизни. Вы скажете: «Это что-то отвлеченное.» — Нет, это четыре ве­ликие истины, которые вам показывают тесный путь — путь Божьей мысли. Он узок — верно, но для этого есть глубо­кие причины, которые я сейчас не могу вам объяснить. Они лежат вне границ этого мира.

 

Но вернемся к слову «Любовь», которое люди обессоли­ли, извратили. Они вытоптали его доброту, его красоту, раз­рушили его звучную гармонию настолько, что теперь оста­лись только дребезжащие звуки, которые дерут ухо. И мы говорим: «Любовь — это иллюзии жизни, пустые мечты моло­дых и зеленых юношей и девушек, которые гонятся за неуло­вимой тенью жизни.» — Да, тень, но за этой тенью — реаль­ность, из которой проистекает сок жизни, и этим соком ду­ша постоянно утоляет свою жажду, как уставший путник у холодного и чистого горного источника. Какое неоценимое богатство, какие знания скрыты в этом одном слове! И ес­ли бы люди умели произносить его правильно, так, как оно было произнесено первоначально Божественными устами, все вокруг них улыбнулось бы с умилением, услышав этот небесный зов. Они имели бы магический жезл древних мудрецов, силой которого все склонялось к добру. Многие ска­жут: «Какое счастье, если у человека есть этот жезл!» -Верно, это самое большое счастье, какое человек может об­рести на земле. И он может его обрести, если только стремится непреодолимо к этому благу.

 

Сейчас скажу вам только одно: если вы возьметесь, прежде всего, научиться терпению в жизни — всегда и все претерпевать со смирением и радостью, — вы найдете ис­тину. Своим нетерпением и дурными мыслями вы создаете тяжелую атмосферу в доме. Жена недовольна, потому что муж взял 150 левов; того хочет, этого хочет — желания, же­лания, желания. А кто будет работать за вас, кто другой вам все доставит, если не вы сами? Например, если все за­хотят иметь полные амбары, не работая, откуда они возь­мутся? Блага добываются трудно — трудом. Потому мы должны быть довольны тем, что Бог, в Своей великой мудрости, благоволил нам дать.

 

Не советую вам никогда слушать советы людей. Можно извлечь из них какое-то поучение, но каждый должен слу­шаться совета, который Бог вложил в его совесть. Смот­рите, что говорят люди, и если это в согласии с тем, что Господь говорит вам внутренне, в вашей совести, слушай­тесь их; если нет — не следуйте никогда чужим советам. Если хотите быть свободны от ошибок, непременно нужно слушать Господа: каждый, кто не слушает Господа — не ум­ный человек, а раб своих внешних влечений, раб людей, — всех.

 

Вы ищете Господа — где? Он в вас, в вашем уме, в ва­шем сердце, Он проявляется в этих двух дарах. Слушайте хорошо свой ум, слушайте сердце — через них Господь с ва­ми говорит. Но иные люди будут проповедовать, что ум и сердце испорчены. — Это неправда. Если бы ум и сердце у нас были испорчены, чем бы мы познали Господа? Есть в нас нечто испорченное, но не все. И я вас спрашиваю: если вы не верите своему уму и своему сердцу — кому поверите? Если у меня и у тебя ум и сердце испорчены, — как мы по­верим друг другу?

 

В кого нужно верить? В Господа, Который живет в нас. И когда мы верим себе, поверим и своему брату. Кто не ве­рит в Господа, живущего в нем, не может верить и другим людям. И тот, кто не благосклонен к своим ближним, не уго­ден Богу. Поэтому Господь говорит, чтобы мы любили своих ближних. А ваш ближний изранен, распят, прикован к кресту. Ваш Господь не на Небесах, вы Его приковали. Что это поистине так — читайте Евангелие!

 

Ваше спасение осуществится не иначе как через это приковывание — терпение и благосклонность. Так придет ваше освобождение. Вы скажете: «Это дело трудное,» — не трудное, не бойтесь. Когда тебя прикуют к кресту — это да­же приятно. Господь тысячи лет прикован и терпит. — «А не пострадаем?» — Не пострадаете. Люди, которые боятся стра­дания, нам в школе не нужны. Вы должны благодарить Бо­га за эти страдания: Он их послал. И вы заслужили эти страдания, которые сейчас вам дают, вы их достойны. Если бы Христос не носил терновый венец, не был прикован к кресту, как бы проявилась Его любовь? Любили ли бы вы его сейчас, если бы Он хотел жить и жил как царь? Вы Его любите, потому что Он был прикован к кресту за наше спасение. Поэтому отныне будьте героями, не бойтесь стра­даний, а говорите миру, что вы — мужчины, и не один крест, а десять готовы нести.

 

Один человек жаловался, что крест, который он несет, очень тяжел. Господь сказал: «Возьмите у него его крест,» — и ввел его в большой зал, и сказал: «В этом зале кресты, большие и маленькие, золотые и серебряные, железные и каменные; выбери себе любой.» — Человек этот ходил-ходил, нашел маленький крестик и говорит: «Вот этот хочу.» — «Так это тот крест, который ты носил до сих пор, этот крест Я тебе и дал,» — сказал Господь.

 

Часто мы преувеличиваем наши страдания. А они — путь нашего восхождения к Богу. И поэтому, когда некто страдает, скажем себе: «Он грешник, который спасается.» — Я говорю ему в утешение: «Братец, ты ближе к Небу, хотел бы я быть на твоем месте.» — Когда кто-то говорит, что не видел страданий, я отвечаю: «Ты еще зелен.» — Зеленое при­ятно, но когда начинается созревание, — приходят страда­ния. Примите в себя эту мысль, я даю ее вам для размыш­ления от лица Господа. Когда к вам придет страдание, — радуйтесь и благодарите Господа, что Он вас любит и вам его посылает. Страдания — признак Любви Божьей, и да по­несем мы все этот крест.

 

Поэтому и всему болгарскому народу, как душе, Господь дал страдания, чтобы он усвоил эти два великих ка­чества — долготерпение и благосклонность. Вы говорите: «греки и сербы — такие-сякие.» — Ничего, не обращайте вни­мания, вы постигаете урок своего спасения, а каковы они —оставьте: они ничего не приобрели, и им придет еще время учить этот урок. Вам он дан раньше, и за это нужно благодарить, а не роптать. «Нас распяли.» — «Ничего, вы ближе ко Мне,» — отвечает Господь. — «Другие сейчас даль­ше, но и они придут на это место.»

 

Когда вас распнут, тогда войдете в Царство Божие. Будем все последователями Христа, будем достойно носить на земле имя христиан. Что скажут другие — оставим в стороне. Будем долготерпеливы и благосклонны, и будем ис­полнять свой долг перед Богом так, как мы его понимаем в своих чистых мыслях и желаниях. И на этом великом пу­ти никогда не будем останавливаться, будем воевать смело и решительно, и будем ободрять всякого, кто воюет вместе с нами. Это сила, с которой мы преодолеем нынешние труд­ности.

 

Беседа 6 июля 1914 года в Софии

 

 

Любовь

Любовта

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...