1923_03_08 Происхождение правильных мыслей


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

 

8 марта 1923 г., София

 

21 лекция Общего оккультного класса (2 год).

(Тайная молитва)

 

(Читается резюме на тему "Предназначение человеческого носа")

 

Тема сочинения к следующему разу — "Влияние планет на человека". Вторая тема — "Происхождение музыки".

 

Первая тема кажется вам трудной, но и вторая трудна. Вы не должны разрешить вопрос о влиянии планет, но пока вы думаете об этом предмете, к вам придут новые мысли.

 

Сколько процессов должно пройти, прежде чем вы сможете записать мысль! Сначала нужно создать ее форму, для этого нужно долго думать. Создав эту форму, нужно ее полюбить. Когда вы ее полюбите, у вас появится желание ее выразить, то есть придет воля. Вы сядете и начнете писать. Таким образом, мысль должна пройти через три процесса, чтобы быть выраженной: мышление, чувствование и записывание.

 

Сегодня вечером я буду говорить о происхождении прямых и правильных (*) мыслей.

 

_____(*) "Права мисъл" — часто встречающееся у Учителя выражение, имеющее терминологическое значение. К сожалению, точному переводу на русский язык оно не поддается. Основные оттенки, соединяемые в этом термине — мысль прямая (то есть непосредственно идущая от Высшего источника), правильная (в смысле "истинная") правдивая и справедливая (Правда = Справедливость).___

 

В природе существуют первичные типы или первичные формы, по которым строится мысль. Иначе говоря, мысль, которая нова для нас, идет с более высокого уровня, ей предшествует другая мысль. Первый в мире, кто начал мыслить, — это Бог. Или, скажем так, в начале Бытия, Он проецировал Свою мысль, и эта мысль воспринимается всеми окружающими Его существами, которые входят в Божественный мир. Они воспринимают эту мысль и начинают ее посылать в более низкие миры. Следовательно, мысли, которые у нас есть, какого бы они ни были характера, пришли откуда-то.

 

Если у нас появится мысль о Любви, как проявится эта мысль? Если мы пользуемся словом "любовь", как оно есть в болгарском или в английском языке, в наш ум сразу же войдет извращение Любви: вы не подумаете об истинной Любви, но подумаете о какой-то ее форме. Сказав "любовь", вы представите себе две величины или два числа, 1+2, и скажете, что 1+2=3; так это в арифметике. Или скажете, пользуясь алгебраическими формами, что a+b=c. Старые люди, услышав слово "любовь", скажут: "Моя дочь и молодой человек из другой семьи, он и она, оба равны какой-то величине," — произойдет сватовство.

 

Но можно ли сказать, что встреча двух молодых людей в одном месте, — это Любовь? — Нет, это не Любовь. Если вы сложите вместе два камня, могут ли они полюбить друг друга? Или если сложить два цветка, два кочана капусты, две картофелины, — могут ли они полюбить друг друга? Любовь ли это? Люди думают, что если они прикоснутся друг к другу, между ними возникает любовь. Нет, это не Любовь. Мы схватываем нечто как Любовь, но это невозможно выразить.

 

Интересно, какова та мысль, которая первой появилась в человеческой жизни? Я вам задам и третью тему: "Первая сознательная мысль, которая появилась в человеческой жизни".

 

Первые мысли — Божьи мысли. Следовательно, все мысли, которые проистекают от Бога, от Первого Источника — это правильные, прямые мысли, в которых нет абсолютно никакого дефекта. Мы называем мысли прямыми или правильными, если схватываем их непосредственно. Они не запятнаны. В них содержится первый перевод Бытия, сущности вещей. Значит, мысли, которые проистекают от Духа Божьего, от Первого Источника, называются прямыми или правильными мыслями.

 

Чтобы понять прямую мысль, нужно, чтобы Бог вас сформировал (болг. "е очукал"), у вас должен быть Божественный свет. Мысль — это великий принцип, который содержится в Боге. Он мыслит, а мы все мыслим по отражению этой Божественной мысли. Бог сопоставляет два живых существа, ставит их в отношение восприятия этих Божественных мыслей. По тому же закону и мы сопоставляем вещи в своей жизни. Только Бог сопоставляет таким образом, что в них есть гармония, а мы — так, что нет гармонии.

 

Возьмите, например, образование нынешних семейств. Приглядываясь к молодому человеку, вы не вникаете в то, какова его мысль, каково его сердце и какова его воля; на вас влияют его внешние данные — высок ли он, крупен ли, здоров ли, богат ли, есть ли у него доход, умеет ли много говорить и показать себя, и пр. Улаживая вопрос о женитьбе, вы именно это принимаете во внимание.

 

Вы спрашиваете: "Как нам узнать, умен ли он?" Прежде всего, мысль принимает участие в построении человеческого тела. Высота создается мыслью, ширина — чувством, а толщина — волей. У человека можно математически вычислить высоту, ширину, толщину. Скажем, рост человека 175 см, — значит ум его равен 175 сантиметрам. Сердце его равно ширине — можете измерить ширину груди. А толщина идет от воли. Так что между высотой, шириной и толщиной имеется определенное соотношение. Вы можете математически вывести формулу, каков ум, сердце и воля какого-то человека.

 

У турок есть специальная поговорка, но если вы не сможете правильно ее перевести, придете к неверному заключению. Они говорят так: "Что у людей коротко, то Богу — беда". Короткие люди — Божья беда. Божья беда — это перевод, это форма, откуда-то взятая, но испорченная, искривленная. Разумеется, возникает вопрос, почему одни люди высоки, а другие — коротки. Короткое — это закон вырождения, но только тогда, когда части человеческого тела несоразмерны. Это показывает, что в мыслях, желаниях и воле имеет место дисгармония, и тогда человек начинает деформироваться.

 

В своем вырождении человек начинает быть мелким, а тогда, когда царят идеи, человек начинает расти. Статистические данные показывают, что в Англии с тех пор, как женщины начали бороться за обретение равных с мужчинами гражданских прав, они стали выше в среднем на пять сантиметров. Следовательно, правильные, Божественные мысли вызывают рост человека.

 

Высота — это первый импульс роста. Прямые мысли духов дают человеческому организму ширину, они затрагивают сердце. А правильные мысли человеческих духов создают его толщину, его плотность. По этому вы узнаете Божественную мысль: она должна иметь длину, то есть Божественные мысли — это бесконечность в своем движении. Мысли духов узнаются по их широте, а человеческие мысли — по их плотности, то есть это солидные мысли. Мы говорим: "Этот человек имеет здравую мысль, то есть это — идейный человек, который здраво, плотно мыслит".

 

Правильные мысли необходимы, и все мы должны мыслить по закону правильного сопоставления вещей, должны знать, как сопоставить вещи в каждом данном случае. Например, когда вы встречаете друга, которому симпатизируете, вы ему улыбаетесь, а встретив человека, с которым вы не так близко знакомы, раскланиваетесь с ним с некоторой серьезностью. Почему одному человеку ты улыбаешься, так что глаза у тебя раскрываются шире, губы поднимаются вверх, а с другим серьезен? Каковы побудительные причины? Можно ли сделать вывод, что каждый, кто вам улыбается, вас любит, а кто не улыбается, тот вас не любит?

 

В этом есть нечто верное, но и нечто неверное. Турки так легковерны, что если какой-нибудь турок встречает женщину, и она ему улыбается, он скажет: "Она меня любит, в глаза мне улыбается". И этого турка невозможно убедить в противоположном, так что Магомету пришлось законом обязать женщин ходить в накидках, чтобы мужчины не обманывались их улыбками.

 

От этих ложных сопоставлений вещей в современном обществе происходят все споры. Иной раз здесь на Земле достаточно неверного сопоставления двух слов. В Божественном мире, в оккультном мире слова — точные величины. Каждое слово имеет определенные вибрации. Оно определено по своему размеру, интенсивности, воздействию. Слова определены настолько, насколько определено, какого размера может достичь то или иное дерево.

 

Иной раз вы можете, произнеся определенное слово, зажечь им целый мир. Например, если какой-то царь скажет слово "война", подпишет указ о войне, все государство приходит в движение — миллионы людей пускаются в путь, священники выходят с крестами — война! Все подхватывают это слово "война", готовят снаряды, пушки, лошадей. Это — сочетание вещей. Значит, определенные люди — это определенное уравнение, сочетание, у них есть определенные интересы, они что-то понимают, как-то соотнесены, и слово "война" производит такой эффект.

 

Вот еще пример эффекта, который может вызвать произнесение слова среди людей, имеющих между собой нечто общее. В нью-йоркском порту была скала, о которую разбивались корабли, и, чтобы избавиться от нее, в ней сделали 3000 отверстий, наполнили их динамитом и связали проводами. Когда все было готово, позвали шестилетнего мальчика, чтобы он нажал на кнопку. Когда ребенок нажал на кнопку, все эта огромная скала взорвалась.

 

Слова могут быть кнопками, связанными с такой силой. Это происходит, когда люди имеют общий интерес. Тогда, стоит нажать кнопку, это вызывает огромный эффект. А иной раз можешь нажать кнопку, но ничего не происходит.

 

Среди болгарских матерей, особенно в деревнях, часто можно встретить дурной навык: когда дети не слушаются, мать может в сердцах прокричать им, что-де с ними произойдет что-то плохое. Иной раз мать скажет что-то подобное, и не пройдет много времени, как то, что она сказала, действительно происходит. Эта привычка встречается даже среди людей, которые входят в духовные или религиозные общества. Нечто нечаянно соскальзывает с языка, а потом на первый, на второй или на третий раз сбывается.

 

Следовательно, прямая Божья мысль требует, чтобы ум человека был пробужден. Не спеши произнести неразумное слово. Не спеши воспринять мысль, которую не обсудил, о которой не знаешь, откуда она идет. Ищи происхождение каждой мысли, какая бы они ни была.

 

Если это Божественная мысль, она всегда несет свет; этим отличаются Божественные мысли. Если мысль исходит от ангелов, она всегда несет с собой тепло. Если мысль происходит от людей, от человека как коллективного существа — она несет доброту. Каждая мысль, которая добра — человеческая мысль. Каждая мысль, которая тепла — ангельская мысль. Каждая мысль, которая светла — Божественная мысль. Добрые мысли — человеческие, теплые — ангельские, а светлые — Божественные. Таково их происхождение.

 

Однако происхождение их одно и то же, потому что тепло происходит от света, а плод происходит от тепла. Как зреют плоды? Все плоды образованы воздействием света и тепла. Человек, как он построен в своем нынешнем организме, создан из света и тепла. Уберите свет и тепло, и от него ничего не останется.

 

Итак, каждая мысль, чтобы быть правильной, должна иметь три качества. Прежде всего, по своему первичному происхождению она должна исходить от Бога — быть светлой. Во-вторых в ней должна быть Любовь, она должна быть теплой. И, наконец, она должна пройти через людей, приобрести доброту. Если она имеет эти три качества — она прямая, правильная мысль. Она прошла через весь круг своего развития и может быть применена в практической жизни.

 

Итак, мысль имеет три качества, которые могут быть применены: свет, тепло и доброта. Если мысль их имеет, она повсюду может быть применена. Если есть определенные идеи, которые нельзя применить, причина в том, что отсутствует один из этих элементов. Светлая мысль, которая не имеет тепла, не может проявиться.

 

Когда в вас формируется новая мысль, не думайте, что это вы ее создали. Вы только ее восприняли. Некто говорит: "Мне в голову пришла новая мысль". — В одном американском обществе предлагали 25 тысяч долларов тому, кто выскажет новую мысль. И не нашлось еще человека, который бы высказал новую мысль, до сих пор не высказанную. Правильно говорит Соломон: "Нет ничего нового под небом".

 

Все это только сочетания, только пермутации, которые осуществляют некие музыканты. У них есть тетради, правила, по которым они сочиняют песни. Самые важные мотивы записаны у них в тетрадях. Некто говорит: "Я это сочинил". Но как? Вынул тетрадку, взял что-то оттуда, что-то отсюда, и построил комбинацию. Немного из Бетховена, немного из Моцарта, оттуда, отсюда …

 

Когда я слушаю современную музыку, которой вы восхищаетесь, я чувствую, что тоны ее так неестественно сопоставлены, что она на музыку-то непохожа. Если появится ангел, который понимает оккультную музыку, и послушает иной ваш концерт, он удивится, как это люди ухитрились так гениально исказить это прекрасное искусство.

 

Чтобы создать какую бы то ни было песню, музыкант должен иметь светлую, теплую и добрую мысль, и тогда он сам начнет мыслить правильно. Он должен обладать этими тремя качествами мысли, только тогда он может быть музыкантом. И в музыке есть определенное сопоставление тонов.

 

Вы, живущие на Земле, хотите улучшить свою жизнь. Вы можете ее улучшить, но нужно знать, как сопоставлять свои мысли. Вы, например, сомневаетесь. Я вам сейчас представлю картину сомнения, какой вы не видели и не слышали.

 

Является сомнение в палату человеческих мыслей и способностей и говорит: "Господа, в этом государстве нет права!" — "Как, — говорит совесть, — я столько лет только правом и занимаюсь!" Совесть доказывает, что она несет право. "Хорошо, так милосердия нет!" — говорит сомнение. Является милосердие и говорит: "Я испокон веков только милосердием и занимаюсь". — "Так любви к Богу нет!" — Глядь, благоговение приходит. "Так веры нет!" — говорит оратор-сомнение. Вера удивляется: "Как так? Испокон веков я верой занимаюсь, есть вера!" — "Так люди не умны, глуп человек!" — Появляется рассудок: "Как так? Нет, господа, я этой работой занимаюсь!" И после того, как по очереди появились все члены палаты, сомнение говорит: "Признаю вас, господа, правда, но я остаюсь при особом мнении". И тогда я спрашиваю сомнение, в своем ли оно праве. Право есть в мире, милосердие есть, любовь к Богу есть, вера есть, — все есть в мире.

 

Откуда проистекает сомнение? Когда вы сопоставляете две несопоставимые идеи, когда они не поставлены на свое место, — при таком сопоставлении может зародиться сомнение. Например, можно ли создать условия для дружбы улитки и птицы? Можно ли их сопоставить? Можно ли сопоставить рыбу в океане и пчелу? Например, вы сочиняете, что рыба и пчела полюбили друг друга, и так полюбили, что сердце у рыбы начало трепетать, так что она подпрыгнула в воде. Но прыжки рыбы не происходят от любви к пчеле, причины в другом! И все наши нынешние размышления, споры, — существует ли де в мире правда, или царит кривда, — похожи на такого рода философские размышления, объясняющие прыжки рыбы. Нет, рыба прыгает по совсем другой причине.

 

Сомнение уместно, когда вещи неправильно сопоставлены. А если я посмотрю если найду, что все части на месте и дело хорошо устроено, — сомнение исчезает. Психологически сомнение происходит от того факта, что мы видим свои дела незавершенными.

 

Иной раз мы сомневаемся в своих чувствах. Говоришь, что любишь какого-то человека, но вернувшись домой вечером начинаешь сомневаться. Говоришь себе: "Да люблю ли я его?" Почему сомневаешься? Нашел в себе слабое место, говоришь: "Если тот, кого я люблю, попросит у меня десять тысяч левов, готов ли я ему дать?" Отвечаешь: "Нет, не готов". Значит, твоя любовь еще не сильна.

 

Тот, кого ты любишь, подвергнет тебя испытанию. Он говорит: "Если любишь меня, продай мне этого коня, подари мне этот цветок из своего сада". Иной раз те, кого любят, хотят всего, и если вы не дадите этого им немедленно, они начинают сердиться. Бойся ссор влюбленных людей, они ссорятся по-особому. Бойся ссор невежественных людей и ссор добрых людей — это самые опасные ссоры в мире.

 

Эти мысли необходимы для вас самих, потому что вы не можете изменить внешнюю форму Божественного мира. Мы можем изменить только свою жизнь.

 

Что произойдет, если ты рассердишься? Допустим, ты находишься в хорошем расположении духа, чувствуешь себя свежим и бодрым, но приходит кто-то и тебя рассердит; твое лицо сразу изменится, потемнеет, и ты долгое время думаешь, чем бы ему отомстить. Представь себе, что человек, который тебя рассердил, на следующий день сядет на экспресс и уедет из Болгарии, поедет в Америку. Что ты ему теперь сделаешь?

 

И, наконец, заблуждение состоит в том, что мы думаем, что какой-нибудь человек может нас обидеть. В сущности, философски говоря, никто не может нас обидеть. Если мы умны, никто не может нас обидеть. Я могу быть так внимателен, что никто меня не обидит. Если же я невнимателен, многие из вас могут меня обидеть.

 

Например, если хирург делает операцию больному, а больной не получил наркоза и почувствует боль, что может получиться? Есть больные, которые могут ударить хирурга, так что он упадет на спину, и скажет: "Надо было как следует сделать ему укол". Больной должен заснуть, и тогда можно делать ему операцию.

 

Так нужно поступать и по отношению к внутренней природе человека. У нас есть низшие чувства и мысли, которые нужно усыпить, чтобы можно было рассуждать и чувствовать правильно. Каждое чувство, каждая мысль в вас должны быть чистыми. Когда вы разрешаете какой-нибудь великий вопрос, все посторонние мысли нужно отправить, как детей, в постель.

 

Матери, которые хотят сделать какое-нибудь важное дело, говорят детям: "А ну-ка, быстро в постель!". Дети окружают мать и мешают ей. Она скрывает от них мысль, хочет, чтобы они о ней не знали. Она хочет сделать им сюрприз. "Ну-ка, быстро постель, утром увидите". А утром, когда встанут, увидят готовый пирог.

 

Когда вы примените в себе это правило, увидите, что оно отлично работает. Сначала усыпи все те мысли, которые являются детскими по происхождению, а тогда уже пеки пирог. Приготовление пирога — это великие мысли, идеи, которые есть у человека. Но если какая-нибудь детская мысль не заснет, она будет тебя дергать и испортит все дело. Вы все можете это проверить.

 

Итак, прямые, правильные мысли — это мысли, которые творят. Вот вы готовитесь стать учениками оккультной школы. Вы думаете, что вы уже ученики оккультной школы, но на самом деле вы еще не стали ими.

 

Каковы качества оккультного ученика? Оккультный ученик отличается тем, что в его уме сомнение всегда находится снаружи. У него нет абсолютно никакого сомнения. Каждый из вас переживал сомнение. Кто сомневается, тот находится в противящейся части своего ученичества, потому что вещий человек не сомневается. Кто знает, тот не сомневается, а кто не знает, тот всегда сомневается. Сомнение — признак невежества, так я его определяю. Сомнение для ума то же, что страх для слабого человека. Страх — качество слабых людей. Боится только слабый человек, а сильный не боится. Человек, у которого ум несколько слаб, сомневается.

 

Не то чтобы страх не был полезен, он полезен в природе. Страх проистекает из чувства осторожности. Человек, у которого развито это чувство, посмотрит на положение и скажет: "Господа, одно из бревен на мосту, то ли пятнадцатое, то ли шестнадцатое, шатается". — Это предусмотрительность. Подойдешь и действительно увидишь, что бревно шатается.

 

Но нехорошо, когда это чувство искажено. Есть дети, которые подбегают к чужой двери, нажимают кнопку звонка и убегают. Ты выходишь, а там никого нет. Ты так пугаешься, что от страха все время слышишь звонок. Выходишь — нет никого; вернешься в дом — опять слышишь звонок. Иной раз нужно просто закрыть дверь, тогда не будет звучать звонок. Это предусмотрительность. Но эта предусмотрительность может превратиться в сомнение. Сделав что-то, ты начинаешь сомневаться, сделал ли.

 

Итак, живя здесь, на Земле, вы одновременно готовитесь стать учениками Божественной школы. Это самая красивая жизнь. Когда оставите Землю и отправитесь в другой мир, самое красивое, что возьмете с собой, — это имя ученика Божественной школы. В этом мире ты не будешь ходить, как какой-нибудь граф, не будешь называться госпожой или господином. Там думать не хотят о господах и госпожах. На тот свет ты возьмешь только сумку со своими книжками. Кто такой? — Ученик!

 

Того, кто здесь, на Земле изучил все науки и стал профессором, в духовном мире среди ангелов примут как кандидата в прогимназию. Закончив прогимназию в духовном мире, ученик входит в Божественный мир и там становится кандидатом в детский сад. Представьте себе, какими должны быть ученые люди Божественного мира, если самому гениальному человеку, которому нечему больше учиться в человеческом мире, ангелы предоставят почетное место ученика прогимназии, а в Божественном мире его примут как кандидата в детский сад! И это — достаточно большая привилегия.

 

Вы скажете: "Вот бы мне попасть в детский сад в Божественно мире!" Это — сопоставление идей, чтобы вы представили себе, каковы меры знания. Не то чтобы знание, которое у вас есть, было ничем, но я вам даю соотношение. Это не значит, что в Божественном мире есть такие детские сады, но когда войдешь в Божественный мир, скажешь: "Я не знаю ничего," — или, в положительной форме: "Отныне мне есть чему учиться!".

 

Я привожу эти мысли для создания внутреннего смирения, чтобы вы знали, что жизнь — это вечный, бесконечный процесс самоусовершенствования. В том и состоит благо человека, что вы вечно можете развиваться, не будет времени, когда вам нечему будет учиться. Всегда, без конца будет нечто хорошее, чему можно научиться.

 

Значит, все знание, которое у нас сейчас есть, можно применить. Те из вас, кто готов, должны начать работать. Я бы хотел, чтобы все те, кто готовится к ученичеству, стали уже учениками. Я вам и раньше говорил, и сейчас опять скажу: ученичество не дается по благодати. По благодати могут принять в школу, но ученичество происходит по достоинству. Учеником может быть только достойный.

 

Ученик отличается одним качеством: в его характере должно быть благородство. Войдя в школу, он должен сознавать себя учеником, должен хорошо заниматься по всем предметам, которые ему заданы. Ученик должен изучать все предметы, которые ему преподаются, и никогда не должен говорить, что какой-то предмет для него труден. Нет ничего слишком трудного; трудны только те вещи, которые вы не хотите изучать.

 

Итак, ученикам прежде всего необходимо иметь благородство. Это не создаст никаких препятствий в вашей жизни. Жизнь на Земле — это временная служба. Вы наняли комнату, сняли ее на 10, 20, 50, 60 лет и говорите: "Что с нами будет через 10 или 20 лет?" Когда истечет ваш срок, вы оставите эту комнату. Я вам говорю: вы оставите эту комнату самое большее через 120 лет. Для каждого тела, какое бы оно ни было, невидимый мир дает материал на 120 лет, это крайний период на данный момент. Некоторые пробудут в своей комнате 60, 70, 80 лет.

 

Какие реформы вы совершите, живя в этой комнате? Каждый из вас должен научиться одному: мысль его должна быть светла, тепла и добра. Если человек имеет мысль светлую, теплую и добрую, — он ученик. Если у человека есть одна такая мысль, все его мысли будут такими.

 

Вы можете задать мне вопрос: можно ли любить такого-то? Оставьте этот вопрос в стороне. Можно ли не любить доброе в мире? Можно ли не любить любовь? Можно ли не воспринимать Истину? Истину воспринимают все, и в той ложе, и в другой, только одни служат Истине одним образом, а другие — другим.

 

Истина — стремление человеческого духа. Ибо каково стремление человека? Мы все стремимся к Истине. Истина — это смысл жизни. Каждый человек стремится к Истине, но в этом стремлении цели для реализации различны. Один может хотеть стать сильным, другой — ученым, третий — богатым, и т.д. Но это не существенные стремления. Богатство не есть качество, знание не есть качество. Апостол Павел говорит: "Отчасти знаем, отчасти мудрствуем". Значит есть в мире нечто более существенное, чем знание.

 

У всех у вас должна быть благородная мысль. Если у вас есть эта благородная мысль, у вас будет расположение мыслить правильно. Вот что кроется в человеческой мысли.

 

В проявлении человеческой мысли есть три фазы, которые я могу определить следующим образом. Скажем, вы художник, владеете искусством рисования. Рассмотрим это с материальной точки зрения. Кисть, холст, краски — все это можно увидеть и потрогать. Работаешь день, два, три, десять, в конце концов краски на тебя подействуют, глядишь — встал, разбросал их, бросаешь кисть, выходишь наружу. Не работается тебе, не рисуется. Каждый художник переживал такое. После того, как поработал на физическом плане своей кистью, больше тебе не работается.

 

Что делать после этого? Если этот художник любит музыку, видишь, как он достал свою скрипку и начинает играть. День играет, два, три, неделю, две, а потом, глядишь, отложил скрипку — не хочется ему уже ни рисовать, ни играть. Он говорит: "Чувствую желание уединиться", — хочет помолиться, подумать. После того, как помолится день, другой, неделю, две, в нем снова зарождается желание рисовать. Снова берет краски, потом снова скрипку, потом опять молится, Потом опять краски, музыка, молитва. Это круг, который постоянно вертится.

 

К какой категории относится еда? Еда — это рисование, ее можно считать размыванием, распределением красок. Художник берет свою кисть и размывает, растворяет краски. Берешь еду, растворяешь ее и отправляешь внутрь, в организм. Это материальное искусство. Когда наешься, говоришь: "Больше мне не хочется". Тогда хочешь взять какой-нибудь цветок и понюхать его с разных сторон. Это музыка, слушание. Когда устанешь, говоришь: "И этого не хочу, дай-ка помолюсь". Но молитву не потрогаешь, да и не понюхаешь, ее можно только помыслить.

 

Божественные вещи мы мыслим, ангельские — нюхаем, а человеческие — щупаем. Все, что можно потрогать — человеческое; все, что можно понюхать — ангельское, а все, о чем вы мыслите — Божественное. Это три процесса. Каждый процесс на своем месте. Рисуй хорошо, играй хорошо и молись хорошо. Потому что тот, кто не рисует хорошо, тот и не играет хорошо и не может хорошо молиться.

 

Иной человек скажет: можно и без рисования, можно и без запахов. Что останется? — Мыслить правильно. Но есть определенные соотношения. Мысль должна быть светлой, теплой и доброй. Добрая мысль — это художество; теплая мысль — музыка, а светлая мысль — молитва. Такой должна быть мысль, направленная к Богу, к возвышенному. Это три процесса, которыми ученик должен располагать, и тогда придет глубокое понимание оккультной науки.

 

Для этих сил нужна музыкальность. Чтобы тебе пришла мысль и ты мог применить ее в жизни, ты должен располагать светом, должен быть умным; при том ты должен иметь теплое чувство, суметь все растопить, и твоя добродетель должна быть сильна, как алмаз. Никакой гранит не может преодолеть эту силу. Вы должны быть добрыми, теплыми и светлыми. Такими должны быть оккультные ученики.

 

Мне легко узнать, хороши ли вы. Любого из вас я могу узнать за месяц. Есть опыты, посредством которых это можно узнать. Дайте ребенку, мальчику или девочке, цветочный горшок с красивым, деликатным цветком, расскажите, как его поливать, и посмотрите, что произойдет в течение месяца. За месяц вы определите характер этого ребенка. Посмотрите, как он будет поступать с цветком: будет ли он чистить горшок снаружи, будет ли вовремя поливать цветок, будет ли, проходя мимо, задевать его листочки или будет обращаться с ним осторожно. Наблюдайте все его проявления, и вы узнаете, что кроется в его душе.

 

Вы скажете: "Мой ангелочек!" — Ангелочек, потому что вы его родили. А он может быть ангелочком, а может и не быть. Возможно как одно, так и другое. Не думайте, что все, что мы создали, хорошо. Иной раз мы создаем недоносков. Есть много наших творений, которые нам нужно преобразить. Мы не должны думать, что все, что от нас исходит, хорошо. Будем исправлять это один раз, два раза, три раза. Есть писатели, которые по 3-4 раза переписывали свои сочинения.

 

Вы думаете, что, поскольку вы ученики, все, что проходит через ваш ум, должны быть верным. Это не так. Каждая мысль, чтобы быть верной, должна иметь, как я вам сказал, три необходимые качества. Три качества должна иметь ваша мысль, если вы хотите быть учениками и иметь содействие невидимого мира. Вы должны иметь уважение к этим трем качествам.

 

Когда человек действует справедливо, то, если он обернется к Богу, Бог должен знать, что этот цветочный горшок переменился и снаружи. Посмотрит Господь и скажет: "Дайте ему еще один цветок". Но если Господь видит, что горшок содержится в грязи, листы растения помяты, Он говорит: "Ничего не давайте этому ребенку".

 

Думаете ли вы, что когда Господь придет и посмотрит в ваше сердце, Он не увидит всего? И что вы тогда скажете? — "Я начну чистить сердце". Ты скажешь: "Дай, мне, Господи, чистое сердце!" — Но только ли после того, как испортишь сердце, нужно отдать его Господу? Нет, нужно беречь то сердце, которое нам дано.

 

Ум, сердце, воля — это не сам человек. Воля — не его. Сильный человек может стать слабым. У человека, имеющего сердце, оно может быть взято. Ум у тебя может быть взят, и ты станешь безумным. И сердце, и ум, и воля могут быть взяты. Следовательно, воля тебе дана, не злоупотребляй ею; сердце тебе дано, не злоупотребляй им; ум тебе дан, не злоупотребляй им.

 

И когда Бог увидит, что вы действуете правильно, Он скажет: "Даю тебе во владение десять городов, этот ум — твой, это сердце — твое, эта воля — твоя". И ты станешь хозяином положения. Главная цель, которая у вас как учеников сейчас есть в жизни, — стать хозяевами своего ума, своего сердца и своей воли.

 

Но знаете ли, в каком смысле хозяевами? В другой раз мы продолжим эту тему, сейчас подумайте. Я вам дал несколько существенных мыслей, на которых вам следует остановиться. Когда вам будет не о чем подумать или нечего делать, остановитесь на этих общих вещах, на характеристиках, которые я набросал: какой должна быть мысль.

 

Есть ли у вас какое-нибудь упражнение? ( — Нет ). В течение месяца у вас было упражнение — найти черную точку, нашли ли вы ее? Побудьте две минуты в размышлении. Я определю, кто из вас может исполнить это упражнение.

 

Я проделаю сейчас очень сложный опыт, без того, чтобы вы знали упражнение. Те из вас, кто готов, абсолютно, скажите в себе, что готовы его исполнить, пусть хоть земля перевернется с ног наголову. Я дам вам упражнение, и вы его исполните, без всякого сомнения. Не философствуйте, не говорите, нельзя ли иначе. Нет, это упражнение возможно только одним образом, потому что я его делал только одним образом, и только так оно имеет результаты, Те, кто делали его иначе, никаких результатов не имели.

 

Одна минута тишины. Отправьте мысль наверх на одну минуту. Поскольку вы преимущественно люди горячие, с горячими темпераментами, вам необходимо успокоение, тишина.

 

Упражнение состоит в следующем. Левую руку поместите сзади, посредине спины, внутренней стороной наружу, а правую руку спереди, на солнечное сплетение, внутренней стороной к солнечному сплетению. Придите в спокойное состояние и мысленно скажите: "Бог есть свет". Если скажете это вслух, все упражнение испортите. Будет и говорение, но сначала это упражнение должно производиться в уме. Две минуты подумайте над тем, что Бог есть свет.

 

После этого скажите: "Ангелы — это тепло". И наконец скажите в уме: "Все люди — добро". Не произносите вслух ни одного слова, только думайте: "Свет, тепло и добро". После этого скажите вслух по одному разу: "Бог во мне есть свет. Дух мой — тепло. Я — добро".

 

В слове "я" есть опасность, может родиться гордость. Но в данном случае это значит, что моя душа — добро. Если хотите избежать слова "я", скажите: "Моя душа — добро", — результат будет тем же. В слове "аз" ("я" по-болгарски) опасна буква "з", а в слове "моя" — буква "м". Но скажите "Моя душа — добро" или "я — добро". Пусть ваша мысль будет связана таким образом, что мое добро происходит от света Бога и тепла Духа. Ваш ум почувствует укрепление.

 

Это упражнение делайте вечером перед сном. Оно займет 5 минут, и у вас будет хороший сон, а утром, когда встанете, получите результат от своей мысли. Ночью могут появиться пугающие вас сны, но не смущайтесь.

 

Поняли ли упражнение? ("Да")

 

Спойте "Бог е Любовь".

 

(Тайная молитва)

 

 

ВЛИЯНИЕ ПЛАНЕТ

12 марта 1923 г., София.

 

22 лекция общего оккультного класса (2 год)

(Тайная молитва)

 

(Читается резюме прошлой лекции, потом несколько сочинений на тему "Влияние планет на человека")

 

Астрология — старая наука. Она ведет свое происхождение еще от первой культуры, зачата первой расой, которая существовала на земле в доисторические времена.

 

Астрология — это физиология человеческой души. Если современную астрономию уподобить необходимой для врача анатомии, то астрология — это физиология небесных тел.

 

Астрология — отвлеченная наука. Трудно прямо, фактически доказать, что есть связь между планетой Марс и человеком, или что Сатурн оказывает на человека определенное влияние. Когда мы говорим, что некий индивид является солнечным типом --это символ. Когда говорим, что кто-то принадлежит к марсовому типу, к типу Луны, Сатурна или Венеры, — это все тоже символы.

 

Я вам набросаю общий, беглый очерк этих типов.

 

Солнечный тип отличается следующими признаками. Люди этого типа — любители природы, они могут быть поэтами. Они оптимисты — с доверием смотрят в будущее, веселы и по натуре добры; можно сказать, что это почти что самые добрые люди. При хорошо аспектированном Солнце это философы творчества, они рассуждают философски, их философия здраво опирается на опыт. Люди солнечного типа склонны заниматься музыкой. Солнце у людей этого типа имеет связь с умом; оно оказывает влияние на весь мозг человека в целом.

 

Венера занимается более густой материей, — сердцем, кровообращением, сгущением и разрежением крови. Иной раз она занимается запахом цветов, знает как их сочетать. Будучи богиней Любви, она ради увлечения людей мастерски пользуется формами. Астрологи говорят, что люди, находящиеся под влиянием Венеры, всегда горячи, у них хорошее кровообращение. Они на каждом шагу говорят о любви. Можно застать их в различных аферах, инцидентах, — повсюду. Они и через окно войдут, и через дверь выйдут, проникнут через малейшее отверстие. Когда Венера говорит, для нее нет препятствий.

 

Понятно, Венера оказывает и хорошее влияние. Влюбившись в Солнце, она приобрела от него хорошие качества. Когда Венера связана со своим отцом — Юпитером, она оказывает прекрасное влияние на человека. Но иной раз она — куртизанка. Когда она связана с Сатурном, водит дружбу с Марсом и с Меркурием, возникает много скандалов, и все от любви.

 

В будущем наука проанализирует кровь влюбленных людей и выяснит, что кровь людей венерианского типа отличается от крови людей солнечного типа. Устройство их организма также различно. Вообще все типы различаются своими геометрическими формами.

 

Люди венерианского типа обращают внимание на внешнюю культуру, любят красивые шляпы, украшенные перьями птиц, и т.п. Любя внешнее и стремясь к красоте в природе, они создают моду, -это изобретение Венеры. Когда Венера видит голого ребенка, она говорит: "Оденьте его".

 

Люди, находящиеся под преимущественным влиянием Сатурна, относятся к сатурновому типу. В старой мифологии говорится, что Сатурн одно время был отцом богов, но потерял свой престол, что вызвало его недовольство. Оккультное предание говорит, что Сатурн потерял свое положение по той причине, что влюбился в человеческую дочь, но она его обманула, и потому его сбросили с престола. Поэтому Сатурн крайне подозрителен к людям, так что люди, на которых влияет эта планета, весьма скептичны.

 

То, что мы называем "судьбой мира" — это люди сатурнового типа, они отличаются крайне подозрительным характером. Все самые ужасные преступления, которые происходят в мире, все мучения, убийства — все это из-за Сатурна. Понятно, что иной раз эти события связаны и с влиянием Марса.

 

У людей сатурнового типа преобладает углерод. Преобладающее влияние в организме имеет венозная кровь. От людей этого типа исходят пессимизм, недовольство, они ни в чем не видят хорошего. Что бы хорошее ни сказать такому человеку, он тебе покажет обратную сторону.

 

У Сатурна большая часть черт плохи, но иной раз случается, что есть и добрые стороны. Одна часть планет плохо действует на человека, но благодаря тому, что другая часть действует благотворно, они взаимно компенсируются.

 

У людей сатурнового типа как правило плохо развита пищеварительная система, испорчен желудок, вообще много недугов. Но они обладают сильным духом и критический умом. Если хочешь, чтобы кто-то нашел у тебя ошибки и показал тебе правильный путь, найди человека сатурнового типа.

 

Френологическое их отличие состоит в том, что у них сильно развит центр рассудка, чрезмерно развиты личные чувства. У них также сильно развит страх, потому что они смотрят на дурную сторону жизни. У всех людей, которые являются пессимистами, с френологической точки зрения сильно развиты страх, осторожность, честолюбие, тщеславие. Совесть слабо развита, вера и надежда также. Такой человек, когда видит, что ничего не может реализовать, переворачивает страницу и начинает проповедовать свои взгляды. Эти люди смотрят на жизнь через особое стекло.

 

Луна также оказывает определенное влияние на людей. У людей лунного типа преобладает воображение. Если человек, на которого оказывает влияние Луна, начнет торговлю, он будет верить всем подряд — в ста, ста пятидесяти случаях, — и каждый раз потом будет удивляться, если получилось не так, как он рассчитывал. Людям этого типа кажется удивительным, что вещи происходят так или иначе.

 

Это поэты, их нелегко обескуражить, они имеют сильную веру. Они верят в предсказания и готовы обойти всех гадалок, какие только есть в Софии или где-то еще, чтобы им что-нибудь рассказали — по кофе, бобам или по картам. Эти люди также и кладоискатели, они верят, что где-то в земле зарыты сокровища. Они не любят работать, надеются на удачу. Есть турецкая пословица: "Если мне суждена удача, пусть приходит сама". У таких людей широкий лоб, лицо круглое, достаточно правильное. Они верят в хорошую сторону судьбы.

 

Для людей марсового типа характерны героизм, доблесть — прекрасные черты. Люди этого типа — решительные, мускулистые, холерического темперамента. Это воинственные люди. Если такого человека заденешь, он сразу выхватывает нож, особенно если перед тем выпьет пол-литра вина, — готов сражаться. Он говорит: "Ты тогда-то меня встретил на дороге, сказал мне то-то и то-то".

 

Под влиянием Марса находятся англичане, немцы, а болгары преимущественно принадлежат к сатурновому типу. Балканским полуостровом владеет бог Сатурн, так что мы не можем освободиться от него. Если Сатурн увидит где-нибудь культуру, он говорит: "Ха, что за культура!" — и портит ее. Американцы находятся под влиянием Меркурия: торговцы, смекалистые люди. Поэтому англичане боятся только американцев.

 

Понятно, это только первоначальные наброски астрологии. Это наука, которую нужно хорошо изучать, потому что она имеет применение в жизни. По различным чертам человеческого организма, — положению тела, устройству и форме лица, лба, — по всему этому человек может узнать, кто к какому типу принадлежит. Все планеты оказывают влияние на человека. Например, у людей марсового типа голова расширяется за ушами. Они смелы и решительны. И у венерианских типов, как и у всех других, голова имеет характерные особенности. Каждая планета оказывает свое влияние, создает особый тип.

 

Понятно, что ученый человек должен пройти через влияния планет, изучить эти влияния и их сочетания, а потом он начнет действовать с другой материей, создавать свое новое тело. Планеты — это ключ. Писание говорит, что Бог взял и сделал человека из праха. Этот прах был рассеян в пространстве, во всех планетах, и Бог взял этот прах, сделал из него кашу и из этой каши создал человека. Поэтому каждая планета оказывает определенное влияние на человека.

 

Например, Марс заботится о том, сколько железа в человеческом теле. Он учитывает железо и смотрит, как оно используется. Солнце учитывает золото, Луна — серебро, Меркурий занимается ртутью, и т.д. Эти элементы оказывают влияние внутри человеческого организма. Если у какого-то человека преобладает влияние железа, — он принадлежит к марсовому типу. Если преобладает золото — большое влияние имеет Солнце.

 

Однако благородное, возвышенное в человеке зависит не от количества золота, а от его активности. Если золото в человеке чрезмерно активно, это потому, что есть силы, которые связаны с этим золотом. Человека делают принадлежащим к тому или иному типу определенные магнетические и электрические течения, проходящие через те или иные атомы. Они, например, превращают неорганическое железо в органическое, оказывающее влияние на человека. Есть много других составных элементов в организме человека, которые оказывают на него влияние.

 

Но чтобы вам, как ученикам, стала доступной эта наука, вам нужна воля, но не в обычном смысле этого слова. Я называю волевым человека, которому никакие трудности в мире не могут помешать реализовать его идеал. Нужно иметь волю, как у христианских мучеников. Такой человек, — хоть сто гвоздей в него вбейте, — скажет: "Христос пострадал, и я могу поступить по Его примеру". Вот идеал! Только ученик, который прошел через все эти испытания, может устоять.

 

Имейте в виду это правило: пока ученик не прошел через все испытания, он не может легко войти в Царство Божие. Это не игрушка! Легко попасть в Болгарию или в Англию, но чтобы стать английским гражданином, занять видное место в каком-нибудь заведении, нужно немалое время. Можно ли за один год, приехав в Англию, поступить в Кембриджский университет? Нет, должно пройти 10-15 лет.

 

Некоторые говорят: "Когда войдете в Царство Божие". — Как попасть туда, где находится это Царство? У Царства Божия есть свои научные заведения, свои институты, профессора, философы, своя живопись, музыка, музыкальные школы. Кто-нибудь спросит: "Где этот мир?"- Царство Божие находится в Млечном Пути.

 

Значит, вы должны пройти через все испытания. Испытания сначала придут на физическом плане, потом придут испытания вашего сердца и вашего ума. Я уже несколько лет смотрю, как ученики, которые столько времени уже учатся, не могут выдержать элементарных испытаний. Люди читают оккультные книги, говорят про тот свет, но когда им дается маленькое испытание, телега их готова вертеться во все стороны. Так нельзя, телега должна ехать только в одну сторону!

 

Астрономы думают, что могут пройти повсюду через пространство — на Солнце, на Луну и пр. Можно, но если вы направитесь к Солнцу, то по дороге от Земли наткнетесь на темный пояс, на твердую, непроходимую стену. Что тогда скажете? Сейчас некоторые говорят, что американцы собирались забросить снаряд на Луну. Но нужно знать, откуда его забросить. Есть определенные места в пространстве, в которых снаряд, если пройдет через них, растопится. Пространство полно такой электрической энергией, какой человеческий ум не может себе представить. Современные люди думают, что пространство пусто, что повсюду можно двигаться. Нет, нет, это не так.

 

Кто-то говорит: "Пусть Учитель возьмет нас куда-нибудь с собой". — Вы так пугливы, что у вас штаны трясутся от малейшего испытания; как же вы пройдете через такое сильное течение? Пространство населено существами, и некоторые из них неприязненно относятся к людям. Как встретят такие существа вас в пространстве, так спросят: "Куда это повели этих невежд? Ну-ка назад, на Землю!" Они возникнут перед тобой, чтобы испытать, смел ли ты.

 

И в Писании говорится: "Трусливые не наследуют Царства Божьего". Нужны смелые люди! Грешные люди поднимаются на 10км, а больше не смеют, там нужна смелость.

 

Как извлечь человека из его тела? И если вас даже, допустим, извлекут из тела, как потом вернуться? Мы не можем вас извлечь из ваших тел, потому что есть определенное соотношение: вы все затворены кармически. Вы закованы в кандалы на 10-15 лет. А что будет, если я вас выпущу и вы не вернетесь в свое тело? Спросят: "Кто им открыл дверь, дал выйти?" Или вы думаете, что очень благочестивы?

 

Когда оккультному ученику покажут книгу прошлых жизней, когда покажут ему темную страницу его жизни, он должен признать истину и быть решительным, смелым и бесстрашным. Тебе покажут темную страницу и скажут: "Вот что ты сделал". — "Да, сделал, и я это исправлю". Покажут другую страницу: "И вот что еще сделал". — "Да, и это исправлю". Будь смел и решителен, чтобы глазом не моргнуть! Покажут тебе все твои преступления прошлых веков, и ты скажешь: "Я все это исправлю". Если задрожишь или начнешь о чем-то просить — кончено дело! Нет, смело, решительно признай: "Да, я это сделал, но теперь все исправлю". Вот задача оккультного ученика.

 

Поэтому говорится, что тот, кто победит страх, войдет в Царство Божие. Значит, от вас как учеников требуется смелость и воля. Тогда вы будете душами.

 

В какой бы школе вы ни оказались — в Индии, в Китае, на Тибете, в Америке или в Германии, — во всех этих братствах есть одно и то же правило: вас всех подвергнут испытанию. В любой оккультной школе правило одно и то же. Прежде всего испытывается верность ученика. Требуется верность, смелость. На этот путь нужно вступать без страха и сомнения. Если вы приобретете это качество, тогда мы приступим к первым урокам истинного знания, чтобы освободить ваш дух от материи, ограничений и преступлений. Тогда вы узнаете себя и начнете с Любви.

 

Я знаю здесь юношу, который принадлежит к баптистской секте. Обратившись к Христу, он почувствовал себя настолько бодрым и смелым, что сказал себе: "Какой бы разбойник мне ни встретился, я могу с ним сражаться". Не прошло и года, появился разбойник и свалил его на землю; тогда юноша начал умолять его о пощаде. После этого он оставил и баптизм, и христианство, и вернулся в мир. Не зови разбойника!

 

В современных церквах есть такая слабость — думать что Христос все для нас сделал. Я им возражу: если Христос все сделал, почему в церкви столько страданий? Почему Христос не сделал всего? Потому что не все верят в Него. Христос все сделал, но и от нас требуется что-то сделать. И ошибка в том, что мы предоставляем все делать Христу, потому дела и не идут хорошо.

 

Ученик должен быть смел и решителен! Христос говорит: "Я Свое дело сделал, но можешь ли ты идти по Моему пути?" Ты хочешь за Ним последовать, но знаешь ли ты, сколько плетей Он получил? — Не знаю. Его били раз, и два, и три… не буду говорить вам число. Христос спрашивает: "Можешь ли выдержать столько плетей? Знаешь ли тяжесть деревянного креста, который Я нес? Можешь ли нести такой же крест?"

 

Кто- спрашивает: "Учитель, не может ли кто-нибудь за меня нести этот крест, а мне чтобы пройти через царские ворота?" — Нет, это невозможно, каждый сам должен нести свой крест. Так происходит не только сейчас, так всегда было и всегда будет. В Египте ли, в Индии ли, — каждого ученика, которого проводят через первое, второе и третье посвящение, заставляют нести большой крест. Ученик будет поститься четыре-пять дней, и если выдержит — получит посвящение. Иной раз случается, что ученик умирает на кресте, тогда с ними все кончено.

 

Не думайте, что работа истинного ученичества легка. Это нелегкая работа, здесь нужно нести крест. Это может стать легкой работой для ученика, если он смел. Первое, что нужно знать, — это что нужна смелость.

 

Положение, которое вы занимаете в обществе, не должно вам мешать быть смелыми в жизни. Если при нынешних условиях ты торговец, а должен проповедовать Христово учение, — в этом именно и будет твоя слабая сторона, но это — твое испытание. Торговля, которая может быть местом лжи, дана тебе как испытание. Господь тебя испытывает, — будешь ли обманывать людей? Скажи: "Я не буду лгать". Может показаться, что это против твоего интереса. Ничего, честно продавай свой товар. Ты ученик, но поставлен торговцем, чтобы приобрести честность, которой тебе недостает.

 

Если ты как ученик боязлив, тебя сделают врачом-хирургом. Делай операции хорошо, не думай о деньгах, которые тебе за это заплатят, будь внимателен. Тебя испытывают. Профессора, священники, судьи — все это места испытаний, через которые вы пройдете. Кто-то думает, что место священника — это привилегия. Нет, это испытание. Займешь это место, проверят твой ум, а потом уволят и скажут: теперь дадим тебе твое настоящее место. Так что каждый на своем месте должен пройти испытание до конца.

 

Сейчас некоторые ученики, которые учатся в университете, спрашивают меня, не следует ли его бросить. Нет! Закончи университет, а потом, если захочешь, повесь диплом на гвоздь. "Но не будет ли это потерей времени, не буду ли я более полезен в Новом Учении?" Нет, если ты здесь закончишь университет, ты и там сможешь быть полезен. Положи весь необходимый труд, закончи университет и получи диплом!

 

Во всех отношениях, во всем, где вы находитесь, вы должны смотреть на вещи таким образом, реально. Будьте смелы и решительны! Иной говорит: "Мне не нужно много знаний, у меня на это нет денег". Нет, работай и закончи школу! Американцы дают прекрасный пример в этом отношении. Я видел американца, который режет лук и одновременно поглядывает в латинскую грамматику, потом чистит картошку и переходит к греческому языку. Так он 4-5 лет работает, пока закончит университет.

 

Я бы хотел некоторых из вас послать в Америку. Сколькие из вас достаточно смелы? Там есть студенческие братства, где люди, которые учатся в университетах и одновременно работают, зарабатывая себе на жизнь, помогают друг другу. Это похвальная черта, в этом отношении американцы незаменимы. Там вы не встретите человека, которому помогают деньгами, там это считается постыдным. Там каждый сам зарабатывает себе на жизнь. Если кто-то богат, он скажет: "У меня есть работа; если можешь мне помочь, я тебе заплачу". Он заплатит тебе достаточно, но нужно работать: по три раза в день будешь ходить к нему чистить печь, приносить угли. Там каждый должен работать, а не как здесь, где надеются получить все даром. В этом отношении американцы незаменимы. Они принадлежат к меркурианскому типу, у них есть смекалка.

 

Итак, прежде всего развивайте в себе эти черты: смелость сердца, смелость ума и смелость воли. Они помогут вам развить в себе другие необходимые способности. Вам, например, нужно воображение. Воображение — мать идей. Также у вас должен быть развит рассудок. Вы должны иметь музыкальное чувство, чтобы быть веселыми. У вас должна быть сильно развита способность сравнивать, сопоставлять вещи. Вы должны быть совестливыми, должны быть людьми природы, должны иметь любовь к Богу, милосердие, самоуважение, смелость, дружелюбие. Многое от вас требуется!

 

Например, поскольку болгары принадлежат к сатурновому типу, они не очень учтивы. Болгарин своего стула не уступит. Он — Сатурн, только о себе думает. Такой человек не умеет быть вежливым, он думает только о себе и считает, что все остальные ниже него: "Нет, — говорит, — человека достойнее меня". Так думает Сатурн. Чтобы уступить свое место, нужно быть альтруистом, нужно принадлежать к другому типу.

 

Когда проповедуется какое-то учение, легко о нем говорить, но трудно его применять. Я вот замечаю, что многие ученики, вместо того, чтобы быть испытываемыми мною, сами меня испытывают. Посмотрите, какие задачи мне дают! Говорят: "А ну-ка, Учитель, как решишь эту задачу?"

 

Я вам сегодня сделаю одно замечание. Те, кто ходит на наши экскурсии, не должны поститься. А кто постится, пусть не ходит. Это одно из правил. Ученик, который собрался на экскурсию, должен нести с собой немного хлеба, должен пить воду и благодарить Бога. А кто хочет обойтись без хлеба, пусть остается в Софии. На экскурсии вы все должны быть сытыми. Нам не нужны ни голодные, ни постящиеся, потому что это компрометирует наши прогулки.

 

Сделаю вам и другое замечание. Пост — это способ обновления человеческого организма. Вы не должны привносить в него тщеславие, соревнование, кто больше дней постился. Идея не в этом. Главная идея поста — пробудить скрытую силу клеток и обновить организм. Но нужно работать разумнее. В посте движутся последовательно. Есть определенные законы, которые нужно соблюдать. Если ты назначаешь себе пост, не зная, зачем он тебе, он не полезен. И нужно соблюдать время, соблюдать дни, а вы этого не делаете. Если вы начнете свой пост в понедельник, получите один результат, если во вторник — другой, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу, в воскресенье — каждый раз особый результат. Есть свои тонкости в посте.

 

Ученик, изучающий некую науку, должен быть внимателен. Есть законы, которые по возможности нужно соблюдать абсолютно, чтобы получить хорошие результаты. Не этими ли результатами мы должны показать внешнему миру образец, чтобы люди увидели, в чем состоит наше учение? Если мы не соблюдаем правила, наши опыты будут неудачными и внешние люди скажут: "Вот до чего докатились!"

 

Самых сильных из вас, тех, кто хочет быть героем, мы можем подвергнуть посту в 15-20-30-35-40 дней. Выберем среди нас ученика и скажем ему: "Как хочешь, где хочешь выдержи пост, но чтобы 40 дней тебя не было среди других". Это испытание! Среди вас такое испытание могут выдержать только двое, может быть трое, четверо — до семи. Если есть в Болгарии семь таких героев, они могут совершить много работы. В Библии говорится о пророке Илии, который постился 40 дней, чтобы приобрести магнетизм.

 

Во время поста не следует бояться. Пост — это средство преодолеть страх, контролировать пищеварительную систему, контролировать кровообращение и мозг. Во время поста нужно быть очень внимательными, быть начеку, потому что человек становится очень чувствительным, привлекает к себе определенные динамические силы природы и должен знать, как с ними справиться. Иначе вы создадите себе неприятности.

 

Этими замечаниями я предупреждаю учеников. Желание поститься хорошо, я его уважаю, но будьте очень умными.

 

Кроме того я хочу, чтобы вы урегулировали свои отношения. Я смотрю, некоторые из вас начинают засыпать. Это не упрек, но это показывает, что здесь, в собрании, вы не гармонизированы. Здесь есть силы, которые мы должны исключить. Одни больше черпают, а другие больше дают. Нет правильного обмена. Если обмен между вами правилен, вы все будете бодрыми.

 

В Америке замечено, что когда собираются на какое-то собрание две-три тысячи человек, по меньшей мере сто из них спят, храпят — совсем по-американски, не могут слушать. Это может случиться не только со слабыми натурами, но и с самыми сильными; они засыпают. Один из известных, активных проповедников, Муди, рассказывал, как он однажды таким образом заснул в церкви.

 

Это произошло так. В Чикаго часто приезжают известные проповедники, которые говорят о важных вопросах в Евангелии. Приехал один проповедник и должен был говорить что-то о дьяволе. Однако Муди опоздал и не услышал, что говорилось. Он пригласил этого проповедника выступить на следующий день, однако дьявол опять его разыграл. Собрание было назначено на полвосьмого вечера, а в 6 часов Муди за обедом поел прекрасной американской колбасы (американские проповедники — не вегетарианцы). Потом он отправился на собрание слушать проповедь о дьяволе, но от тяжести в желудке заснул и опять не услышал. Спрашивают его: "Как тебе понравилось?" — "Оставь, дьявол и колбаса мне все испортили!"

 

Так что если кто-то из вас предрасположен заснуть, он должен знать, что в данном случае связи между вами негармоничны. Тот, кому хочется спать, должен пересесть на другое место салоне — вперед, или назад, или левее, или правее. Попробуй повсюду, пока не появится состояние, в котором нет сонливости. Мы хотим, чтобы происходил правильный обмен энергиями. Если человек засыпает, это значит, что из него черпают энергии больше, чем он получает. Он больше отдает. Поэтому сонливость естественна. Если взять у человека 4-5 литров крови, он заснет. И если постится 10 дней, тоже заснет, потому что его тело ослабнет.

 

Итак, говорю вам, как ученикам: прежде всего научитесь контролировать свой мозг. Собирайте энергию в природе и посылайте ее в солнечное сплетение, в сердце, в горло, в лоб, в заднюю часть головы, в верхнюю часть головы, после этого проведите энергию вокруг тела. Выполняйте эти магнетические пассы, пока не образуется светлая магнетическая аура вокруг тела, и тогда вы почувствуете себя свободными.

 

Сейчас многие жалуются, что стали столь чувствительными, что, оказавшись на каком-нибудь светском собрании, сразу засыпают. Значит, мир активнее вас, черпает энергию из вас. Поэтому вы должны развивать не только чувствительность, но также волю и ум, и приобретать знания.

 

Вы не должны быть слабохарактерными. У некоторых из вас фаланга большого пальца, которая выражает волю, не достаточно длинная, но, действуя разумно, вы можете развить волю постепенно. И тогда я смогу иной раз дать вам упражнение для привлечения хороших влияний от планет. Иногда я не решаюсь вам давать такие упражнения, чтобы вы не впали в суеверие, потому что это опасно. Стать суеверным — это зло, жизнь должна строиться разумно.

 

У всех у вас есть хорошие желания, но будьте смелы и решительны. Далее, имейте непреодолимую Любовь, непреодолимую веру, непреодолимую надежду, милосердие, рассудительность. Это чувства и способности, которые вы должны в себе пробудить.

 

Иной раз вы можете навредить друг другу. Если у вас есть друг, он может в данный момент принести вам и наибольшую пользу, и наибольший вред. Как? Если два друга сближаются, их астральные тела связываются, энергии одного начинают переходить к другому и наоборот. Если один заболеет, заболеет и другой. Если один умрет, умирает и другой. Это факт. Если жена любит своего мужа и он умирает, она умирает вслед за ним. Это происходит, если они очень привязаны друг к другу. Но если жена возвысит свою мысль, она возвысит и своего мужа, потому что никто сам не падает и не встает.

 

Иной раз мы хотим связаться с Христом. Как это сделать? Если мы свяжем с ним свою порочную жизнь, мы причиним Ему страдания. Христос не хочет, чтобы мы так с Ним связывались.

 

В оккультной школе нужно развивать мужество, силу, работать ради своего возвышения. Некоторые из вас имеют лучшие условия, другие — худшие. Пусть более сильные, у кого ум развит, помогают более слабым, у кого ум не так развит, кто не может рассуждать глубоко. У одних неразвит практический ум, другие не могут мыслить философски, третьи имеют волю, но сердце их сухо. Собирайтесь друг с другом и старайтесь дружить с теми, кто имеет добрый ум и доброе сердце. Так же поступайте и в отношении воли. В этом отношении люди могут помогать друг другу.

 

И не думайте, что мы все можем сделать. Человек все может сделать, но только тогда, когда он связан с Христом, когда связан со всеми добрыми, сознательными людьми, имеющими одно и то же стремление. Когда вы станете учениками, вы свяжетесь со всеми учениками на Земле.

 

Иной раз я говорю, что вы — не ученики. На физическом плане вы — ученики, но в астральном мире, в Божественном мире — нет. Вот что я имею в виду. У всех вас должно быть сознательное стремление. Я не хочу, чтобы у вас работало только сознание, чтобы вы осуждали себя, но хочу, чтобы вы жили и своим подсознанием, и сверхсознанием. Иной раз нужно отдалиться от сознания и самосознания, они вас останавливают. Если человек начинает заниматься ошибками, своими или чужими, они его останавливают.

 

Не стремитесь скрывать ошибки. Может ли художник скрыть ошибки в своей картине? Может ли музыкант скрыть ошибку в пении или игре? Может ли оратор скрыть дефект речи? Есть искусства, в которых можно скрыть ошибку, но что касается художника — и дети заметят его ошибку. В музыке тоже нет ничего скрытого, у писателя, у оратора — тоже. Читая книгу, человек увидит ошибку.

 

Скажи: "Это моя ошибка, я ее исправлю", — и ничего больше! Не ищи оправданий. Ошибка состоит в том, что ты взял неверный тон. Не говори, что-де выпил немного вина, или воздух холоден. Нет, причина не в воздухе и не в вине. Причина во мне, я должен петь правильно, и ничего больше! Если не умеешь писать — признай это. И чем честнее признаешь, тем лучше потом научишься писать. Факты нужно признавать. Есть вещи, которые невозможно скрыть.

 

Будьте смелы и решительны. Не говорите: "Из меня ничего не получится, я неспособный". Нет, в вас есть больше способностей, чем вы предполагаете, но вы не знаете, как разработать эти способности.

 

Я столько лет говорю с вами в Болгарии, прошел через наихудшие условия, испытал их, но человек должен постоянно бодрствовать, а если не бодрствует — его может смести. Если человек бодрствует, нет трудности, которую он не мог бы победить. Иной раз вещи сами по себе разрешаются. Будьте смелы и решительны. Верьте, не сомневайтесь.

 

Кто-то меня спрашивает: "Где это Белое Братство?" Могут появиться и другие вопросы: "Где Господь? Где Христос?" Если спросите ясновидящего, он вам скажет, здесь сегодня Христос или нет. Ясновидящий Его увидит. Не бывает собрания, на котором люди воодушевлены и охвачены возвышенными мыслями, которое Христос, — или другой представитель Белого Братства, — не посетил бы самое малое на 5-10 минут. Достаточно двум людям возвысить свою мысль, и их посетит Христос.

 

Вы скажете: "Может ли Христос быть одновременно в столь многих местах?" Это смешное понимание. Христос может одновременно присутствовать на всех собраниях в мире. В духовном мире нет времени и пространства. Не то что они там не существуют, но они там не являются препятствием. В духовном мире время и пространство облегчает сближение людей. Здесь они отдаляют людей, а в духовном мире — сближают.

 

Я могу привести такое сравнение: все оккультные собрания, которые происходят по лицу земли, можно собрать в одну ореховую скорлупку. Тогда спрашиваю: разве Христос не может слушать их все одновременно? Это зависит не от формы вещей, а от их внутренней интенсивности. Я вам объясню, что такое эта скорлупка. Сознание Христа, Его присутствие обладает такой силой, что Он идейно схватывает умы этих людей. Этот орех столь велик, что все собрания могут в нем поместиться. Только не понимайте это буквально.

 

Итак, поскольку Сатурн господствует над болгарами, будьте к нему внимательны. В каком отношении? — Не рассказывайте ему свои идеи. Молчите, старайтесь его удивить. Когда нечто реализуете, тогда он поймет. Если скажешь, что задумал, — он испортит тебе дело. У болгар дело идет хорошо, пока никто о нем не знает. Если кто-то узнает, все испортит.

 

Возьмите, например, балканский союз. Его создали, но Сатурн пришел, вмешался и испортил дело. Он заварил такую кашу, что болгары и сербы до сих пор не могут помириться. И в религиозном отношении Сатурн мешает, и в школе — он повсюду. Смотрю, пришли сомнения — опять все он!

 

Вы должны иметь критический ум. О чем бы ни шла речь, рассуждай здраво. Мы не боимся учеников, которые рассуждают здраво. Мы готовы принять и людей с противоположными взглядами, и даже тех, кто думает, что может все испортить, — пусть попробуют. В школе для них готовы раскаленные иголки.

 

Будьте умными! Эта школа существует испокон века. Через нее прошли тысячи существ. Те, кто прошел и соблюдал правила, получили диплом и благословение, вышли из этой школы и сейчас радуются. И вы постарайтесь пройти тем же путем, чтобы получить диплом и благословение.

 

Не думайте, что программа школы изменится. Это Божественная школа, вы пройдете ее по всем правилам. Не критикуйте ее. Имейте веру, посмотрите, можете ли вы подвергнуть все самому большому испытанию. Но после того, как испытали, — не сомневайтесь. Я могу дать вам микроскопические опыты — попробуйте, но не сомневайтесь, чтобы не останавливать себя в пути ученика.

 

Я бы хотел, чтобы вы все прошли через эту школу и все считали за привилегию быть учеником, чтобы все старались быть примерными учениками. Скажите это в себе самих: "Я буду одним из примерных учеников!" Придут сомнения, но вы им не верьте, настаивайте: "Буду, буду, буду!"

 

Я верю, что вы будете!

 

Спойте упражнение "Сила жива, изворна, течуща".

 

(Размышление).

 

 

Происхождение правильных мыслей

Произход на правите мисли

Link to comment
Share on other sites

 Share