1923_02_11 Сомнение и воля


Рассвет
 Share

Recommended Posts

СОМНЕНИЕ И ВОЛЯ

 

11 февраля 1923 г., София

 

18 лекция общего оккультного класса (2 год)

 

(Размышление)

 

(Читается несколько сочинений на тему "Рождение и перевоплощение)

 

О каких важных вопросах говорилось в предыдущей лекции? Рассматривался в основном вопрос о сильной воле и использовании малых возможностей.

 

Иной раз вы спрашиваете, почему не можете преуспеть в жизни. Я вам отвечу. Вот здесь вы видите музыкальный инструмент, скрипку. Кто умеет играть на скрипке, тот сумеет прокормиться и даже отложить что-то, а кто не умеет, тот каждый вечер будет просить у других. Почему? В чем состоит это искусство? В пальцах: нужно знать математические отношения, в которых сокращаются струны, знать, как изменяются тоны.

 

Вот вы называетесь оккультными учениками, но как вы думаете, будут ли ваши дела идти хорошо, если вы не умеете обходиться со своим телом? Вы будете похожи на человека, который не умеет играть на скрипке. Некоторые из вас только и умеют, что тренькать. Но вам многого не хватает. Вы скажете: "Можно и так играть, и так сойдет". — Нет, нет, так не годится!

 

Почему струны так скрипят, когда вы за них дергаете? Не такие ли вы скрипачи — только и умеете, что дергать за струны? Не производит ли такие сотрясения каждая дисгармоничная мысль? А потом говорят о ком-то, что он-де прекрасный мыслитель, оккультный ученик.

 

Вам необходимо иной раз оказаться в положении детей. У вас должна появиться простота в понимании, как у ребенка. Если вы не вернетесь в положение детей, способных учиться, вы не будете в состоянии воспринять Великую Божественную науку. Знаете ли, почему? На этом пути вы должны знать условия, при которых материя может превращаться из одного состояния в другое. Скажем, вам дано серебро, а нужно золото. Вы должны уметь алхимически превратить одно в другое. Или, если вам нужен вам драгоценный камень, вы должны уметь сделать его из окиси углерода, которая образуется в ваших легких. Или из лишнего железа, которое есть в вашем организме, нужно уметь сделать прекрасный органический нож, которым вы сможете пользоваться.

 

Такие знания есть в оккультной науке. Каждый ученик хочет иметь такие знания, пользоваться ими, но есть законы Провидения, которые установил Господь. И это не железные законы, а алмазные. Железные законы ничего не стоят, так же как и гранитные. В Божественном мире действуют алмазные законы — законы, которым добровольно подчиняются самые возвышенные умы, самые возвышенные сердца, самые возвышенные духи. Это живые законы!

 

Учителю легко настроить струны: sol-re-la-mi-la-re-sol... Понимаете? Это музыкальный язык. Сейчас я на этом языке высказал вам великую истину. Вы скажете: "Смотри, как Учитель трогает струны". Так можно передать и грубое движение. (Учитель трогает струны определенным образом, так что образуется нечто подобное грому). Это сердитый человек — "буу".

 

Изучайте жизнь в ее проявлениях! Это течения, которые есть в каждом организме. Есть музыкальные течения, есть течения мысли. Нужно знать их законы. Зная эти законы, вы сможете зарабатывать себе на жизнь.

 

Всем вам нужно иметь определенный идеал. Если я вас спрошу, в чем состоит ваш идеал, некоторые скажут: "Познать Бога", — другие: "Усовершенствовать душу, ум и сердце". Каким же действительно при нынешних условиях должен быть ваш идеал? К чему вам следует стремиться? Вот задача, над которой вам следует подумать.

 

Этот идеал не одинаков для всех вас. Вы не можете понимать идеал одним и тем же образом. Если десяти скрипачам дать скрипки, они будут играть на них по-разному. Например, некоторые люди внимательны к порядку, у них все лежит на своих местах, они любят систему. Другие говорят, что им система не нужна, и все у них разбросано. Третьи способны к широкому полету воображения; они не консервативны, принимают широкие, возвышенные идеи. Иные же говорят: " В этом мире не нужно много идей, достаточно одной". Как говорят англичане: "Одна идея и один друг". — Одной идеей жизнь не создается.

 

Когда я с вами так говорю, некоторые из вас пытаются разгадать, к какому выводу я приду. Вы хотите, чтобы я в беседе пришел к определенному выводу. Я не предложу вам никакого вывода. Я не имею права давать вам выводы, но скажу вам, зачем я сажаю нечто. Этому я могу вас учить: сажать нечто, чтобы посаженное росло. А выводы придут, когда плод созреет и вы его попробуете. Какие выводы? Чтобы получить вывод из моей беседы, нужно по меньшей мере десять лет. Вам нужно приобрести опыт. Если беседа не даст плода, — это беседа без вывода. Так обстоит дело. При нынешнем вашем положении не может быть выводов. Если вы как оккультные ученики будете соблюдать законы, то через десять лет постоянного, — хотя и не чрезмерного, — труда вы придете к определенным выводам, приобретете что-то.

 

Самое малое, что вы можете получить, — это умение справляться с жизнью: использовать все условия и жить жизнью почтенной и приятной. Ведь сейчас мы проходим через ужасные переживания. Например, человек за целую жизнь скопил небольшое богатство, надеялся себя обеспечить, но так случилось, что дом его сгорел и все богатство пропало. Он остался нищим, завшивел, и позаботиться о нем некому. И во всем этом он не видит никакого внутреннего смысла.

 

Спрашиваю: имеет ли смысл эта жизнь? Почему бы человеку не знать условия, при которых он может сохранить свое богатство? Иметь книги, которыми можно заниматься в старости, или взять немного земли и ее обрабатывать, или заняться пчеловодством, или приобрести небольшой капитал и пустить его в дело...

 

Оккультный ученик должен быть очень умным. Мы не должны попадать в крайности некоторых религиозных течений. Есть две крайности: одна крайность — полная нищета, другая — стремление первенствовать внутри церкви. Одни становятся монахами-постниками, другие занимают в церкви самые высокие посты, самое высокое положение в мире. Это две стороны, два положения.

 

Мы не можем их осуждать, так они мыслили. Собираясь изучать Божественную науку, мы должны освободиться от всех внутренних предубеждений. Например, иной раз я позволяю себе в беседах критиковать владык и попов всего мира. Но если сравнить владык и попов с каким-нибудь содержателем питейного заведения, их положение идеально. Если бы я сказал, что церковь не выше корчмы, это было бы безобразием. Если я скажу, что поп ниже корчмаря, это неверно.

 

Когда я говорю о духовности, я имею в виду самое возвышенное, идеальное, благородное, — великий идеал, к которому мы должны стремиться. А сейчас мы — как корчмари. Они превращают самое лучшее в его противоположность. Нет, с возвышенным и благородным нужно поступать иначе.

 

Если я буду говорить с вами иным образом, это будет плохо для самого говорящего. Когда мы говорим об Истине, не может быть никаких компромиссов! Когда говоришь истину, скажи ее так, какова она есть. Если не можешь сказать истину, никто не заставляет тебя говорить. Если нужно сказать истину, я скажу ее так, как она есть по отношению к великому идеалу, который Бог установил в далекие времена.

 

Что духовенство, верования в мире находятся выше уровня обычной жизни, — это другое дело. Но считать нынешнее духовенство самым лучшим из возможных значит остановиться на этом и это реализовать. Поэтому вы, как ученики, имеете право размышлять. Иной раз, когда я говорю, что попы такие-сякие, — я смотрю с точки зрения идеального, Божественного. Есть белизна белее той, которую вы знаете. Есть чистота чище той, которую вы знаете.

 

Так что в своем внутреннем понимании вы должны быть совершенно искренними, искренними в самих себе. Например, одинаковы ли побуждения тех, кто пришел сейчас в класс? Нет. Одни пришли в класс, побуждаемые теми или иным идеалами, а иные, — как я вижу с Божественной точки зрения, — по совсем другим соображениям. И каждый получит в соответствии со своим запросом. Это закон природы.

 

Когда какой-то человек тебя любит, он даст себе лучшее. Он наполнит твои карманы. Если не любит, он тоже может наполнить твои карманы, но будет выбирать червивые яблоки. И природа поступает так же. Она очень внимательна. Как ты мыслишь, так и будет. Если мы приближаемся к Богу как к самому великому разумному существу и соблюдаем Его великие законы, если мы имеем в виду иерархию разумных существ, которые завершили свой путь эволюции и находятся на других планах бытия, — мы достигнем своего идеала. Если мы не следуем их великим мыслям, их внушениям, которые они каждый день нам посылают, — мы не достигнем ничего.

 

Иной раз некий ангел, когда у него остается свободная минута от его великой миссии в мире, обращается к какому-то человеку и говорит ему: "Слушай, ты отклонился от пути, впал в ошибку". Тот ему отвечает: "Не твое дело, я знаю, как решить этот вопрос, я читал такого-то автора," — и ангел замолкает. Хорошо, ты будешь несколько лет читать этого автора, найдешь и других, но ошибку свою не исправишь. Некий ангел тебе говорит: "Слушай, ты вошел в такую-то церковь, но идешь не тем путем". — "Не твое дело разбираться с моими религиозными верованиями, я свободен верить, во что хочу". — Вслушивайтесь в великую мысль! Если не можете вслушиваться, вы не можете быть учениками, вы не ученики, не можете использовать условия.

 

Что я имею в виду, когда говорю об использовании условий? Представьте себе весенний день, погода прекрасная, но вы заперлись в комнате, несколько дней не открываете ни окон, ни дверей, у вас душно. Вы говорите: "Подожди-ка немного, как бы я не простудился," — и целый день не открываете окно. Спрашиваю, как вы используете хорошую погоду? — Никак. Вам нужно или выйти из комнаты наружу, или открыть окна, чтобы свет мог к вам проникать без препятствий.

 

Если свет проходит сквозь стекло, он оказывает не то влияние, что свет, приходящий к вам без препятствий. Не думайте, что свет, который проходит через стекло, так уж хорош. Это не лучший свет. Наилучший свет — тот, который проходит через воздух. Кроме того, важно, чтобы в воздухе было как можно меньше влаги. Выбирайте дни не совсем сухие, но с малым количеством влаги. Ищите такие дни среди года; их не так много, по пальцам можно перечислить. И в оккультной науке время, когда можно изучать великие вещи, распределено, не в любой момент это может происходить. Когда свет проходит через слегка влажную атмосферу, через ее течения, он вносит в ваш организм наилучшие желания и мысли.

 

Иной раз вы сидите и думаете, что делать. Тем из класса, кто свободен, я бы рекомендовал прогулку на Витошу, чтобы использовать хорошие влияния. Есть дни, которые очень полезны, и если в эти дни вы подниметесь на гору, получите хорошие результаты. Это для вас полезно, потому что сейчас приходит экваториальная прана Солнца, которая несет в себе жизнь, обновляет организм. Иные из вас обновят там нервную систему или ум, справятся с какими-то болезненными состояниями, с дурным настроением. Все это нужно преодолеть, чтобы человек мог мыслить правильно.

 

Вот мы собираемся здесь, но, поскольку все вы дышите, выделяется много углекислоты, такая атмосфера неблагоприятна для оккультной школы. В такой атмосфере нельзя говорить о великих вещах. А если мы выйдем на Витошу, там прана настолько сильна, что она изменит ваше направление.

 

Когда мы поднимемся туда, мы не будем расположены к приобретению знаний. Почему? Знание должно прийти только тогда, когда человек здоров. Есть два вида знаний: знание больных людей и знание здоровых людей. Врачи, например, знают все симптомы болезней. Увидев побелевший язык, пожелтевший глаз, почерневший нос, врач узнает все дурное, все симптомы болезней. Иной психолог изучает науку отрицательных черт человека. Современные люди еще не начали изучать людей в их хороших проявлениях. Все изучают только отрицательные черты человеческого развития. И действительно, мы только разрушаем, разрушаем, только этому и учимся.

 

А оккультный ученик должен начать изучать науку здоровых людей. Например, можете ли вы преобразовать свое состояние? Иной человек говорит, что у него есть знания. Если у него есть знания, может ли он преобразовывать состояния?

 

Один приятель из Америки пишет мне, что начал учиться, что многое понял. Пишет, каковы условия американской жизни, с какими трудностями он столкнулся, пишет, что должен справиться с этими трудностями и с умами людей. Как ему справиться?

 

Вот, например, вы слышите про Белое Братство, говорите, что вы — ученики Белого Братства. Но кто из вас встречал кого-нибудь из Белых Братьев? Скажите, есть ли кто-нибудь из вас, кто знаком с Белым Братом? Вы говорите: "Мы — члены Белого Братства". Встречали ли вы хоть одного члена Белого Братства? Если вы — Белое Братство, вошли ли вы в контакт с сознанием существ Белого Братства, которые завершили свою эволюцию и руководят судьбами человечества? Или вы думаете, что достаточно просто присутствовать в оккультном классе, чтобы кто-нибудь из Белых Братьев обратил на вас внимание?

 

Нет, закон таков: учитель обращает внимание на способного ученика. Ему приятно преподавать такому ученику. Он говорит, например: "Вот ученик, способный к музыке," — или к чему-то еще. Когда учитель видит способного ученика, его душа открывается, и он может передать ему больше знаний. Спрашиваю: есть ли у вас эта готовность учиться?

 

У меня уже сложилось мнение о вас. Я испытал всех вас и знаю, на каком уровне вы находитесь и что думаете обо мне. Больше мне не нужно вас испытывать. Я знаю, меня ничем нельзя обмануть, у меня есть все факты и данные. И от своего правила я не отступлю. Почему? Божественное дается только людям, у которых нет абсолютно никакого сомнения!

 

Я не сомневаюсь в вас, но вы сомневаетесь. Говорю: мне не нужно бороться с вашим сомнением. Это вы должны бороться и победить свое сомнение.

 

Допустим, вы голодны, и я дам вам хлеба. Но у вас, может быть, болят зубы, так вас родила ваша мать. Хлеб кажется вам жестким. Ты спрашиваешь: "Нет ли у тебя ступки, чтобы растолочь эту твердую пищу?" Говорю: обстановка такова, пустыня, воды нет, есть только сухой хлеб. — "А нет ли у тебя немного слюны?" — Хорошо, для кого-то одного у меня может хватить слюны, но для других, для ста человек, — нет. Я не в таком положении. Говорю: у тебя самого должна быть слюна для твоей пищи. Вот что требуется от ученика. Пусть ученик, у которого нет слюны для своей пищи, сидит снаружи, пусть копит слюну.

 

Только не поймите это неправильно. Таковы законы в мире, с которыми вы должны бороться. Провидение кармически ставит вас, как учеников, перед испытанием. Кроме испытаний, которые я вам предлагаю, вы проходите другое испытание, и я не хочу, чтобы вы потерпели в нем неудачу. Я хочу, чтобы вы, при нынешнем вашем сознании, прошли его благополучно.

 

Вы проходите великое испытание, и оно больше не повторится. Не по отношению ко мне, а по отношению к вашему сознанию. Это сочетание больше не повторится. Того, что вы сейчас изучаете, в другой раз вы не будете проходить. В нынешнюю культуру входят тысяча и один миллион существ, которые принимают участие в реализации этой Божественной мысли.

 

И вы принимаете небольшое участие, здесь, в Болгарии. Следовательно, ваше усилие, как бы оно ни было мало, входит в это общее течение, в общий результат, и благодаря этому имеет большой смысл. Вне этого общего течения оно не имеет никакого смысла. Маленькая стрелка в часах, как бы они ни была мала, — важна.

 

Сейчас я вам говорю о сомнении, чтобы вы могли укрепить свою волю. Сомнение необходимо в определенных случаях, но если я настаиваю, чтобы в вас не было сомнения, это потому, что сомнение — большое препятствие для правильного развития вашей воли. Потому что ваша воля без сомнения разовьется одним образом, а когда есть сомнение — другим. Если ваша воля развивается по закону Любви, Мудрости и Истины, это будет происходить одним образом, а если в противоположном направлении — то другим. Нужно в данном случае понять основной закон.

 

Каково ваше стремление, то стремление, которое вы имеете в своей душе? Вы должны иметь импульс. Вы имеете этот импульс и не сомневайтесь в себе. Вы должны применить то, что имеете с детства, с юности, чтобы оно стало основой для проявления Божественного. Потому что только в хорошую почву можно посеять Божественное семя.

 

Оккультный ученик должен иметь хорошее расположение духа, должен быть тих и спокоен, непоколебим во всех трудностях, с которыми может встретиться. Какие бы трудности вам ни встретились, вы должны остаться тихими и спокойными. Даже если вас постигнет смерть, вы тоже не испугаетесь, вы без страха перейдете из одной жизни в другую.

 

Всякий страх вреден. Даже в смерти, если вы боитесь ее, это вас остановит, потому что вы войдете в другую жизнь с этим чувством страха. Если войдете смело и решительно, без страха, ваше сознание прояснится.

 

Христос — единственный фактор, на который вы можете рассчитывать. Когда мы говорим о Белом Братстве, о Христе, мы знаем Его — Он Единственный, Кто пришел на Землю, пострадал и воскрес. Один из членов этого Братства сошел на Землю. Оставим вопрос о том, кто каков. Дело в том, что это Божественное, этот Божественный мир проявился в лице Христа. Но не так, как понимает это церковь.

 

И если в вас зародится то же стремление, какое имел Христос, вы будете делать то же, что и Он делал. Потому что если вы не имеете Его стремления, вы не можете вызвать Дух Христа. Он говорит так: "Если слова Мои не пребудут в вас..." — это условие: Его слова — это разумное Слово. Учение, которому Он учил, не только то, что есть в Евангелии. Слова : "Если Я пребуду в вас и если вы пребудете во Мне, Я и Отец Мой создадим жилище в вас," — подразумевают великий закон. "Тогда Я вам явлюсь, каждому из вас". Вот опыт, который вы можете пережить.

 

Иной раз я вижу, как некоторые ученики думают, что можно посредством насилия заставить нечто им явиться. Нет, посредством насилия нельзя этого сделать. Вы можете исплакаться, говоря солнцу: "Разве ты не видишь, что я целый кувшин наполнил слезами, прошу тебя, пошли мне свои лучи". Но если твои окна не открыты, если ты не выйдешь из дома, оно не обратит на тебя внимания, не подвинется. Солнце не любит ходить в гости. И Христос не любит ходить в гости, не любит, когда ты пытаешься заставить Его послать тебе то или это.

 

Кто-нибудь будет цитировать мне стих: "Вот, стучу в дверь сердца вашего". Но сердце — это целый мир. Солнце стучится не в одно сердце, а в мир сердец, и туда посылает свои лучи. Если ты выйдешь, чтобы его увидеть, — примешь всю его благодать. Оно говорит: "Там, в мире сердец, приготовлю вам угощение". Там, как в природе, ты увидишь все цветы и деревья расцветшими, завязавшими плод, и все тебе скажет: "Вкуси моих плодов," — и поблагодарит тебе за сделанное добро.

 

Но допустим, что вы приобрели магическое знание иным образом, что ваши руки обладают магической силой. Кто-то тебя оскорбил, ты говоришь: "Ослепни!" — человек слепнет. Другой тебя ударит ногой, и ты скажешь: "Чтобы у тебя нога отсохла!" — и так и станет. Ты напугаешь всех людей. Люди повсюду будут бегать от тебя, и в доме, который ты посетил один раз, тебя больше уже не примут. И как услышат люди: "Вот идет этот знаменитый сильный человек!" — все будут убегать, как болгары от турецких разбойников. Раздастся крик: "Разбойники! Турки!" — и все бегут в лес, потому что знают, что разбойники все пожгут.

 

Как придет такой разбойник в дом болгарина, тот ему зажарит курицу, испечет пирог, жена и дочь его станцуют перед ним турецкий танец, а потом ему еще заплатят тридцать монет — по монете на каждый зуб. И, в конце концов, проводят его на 2-3- километра от дома и только там с ним расстанутся. Спрашиваю: когда во второй раз услышишь, что приближается этот разбойник, будешь ли ждать его?

 

Некоторые говорят: "Давайте изучать оккультную науку!" Если бы современные люди владели силами оккультной науки, они были бы такими разбойниками. Они были бы чем-то ужасным! Однако по великому Божественному закону сила, чтобы ее можно было правильно использовать, непременно должна пройти через среду Любви.

 

Потому что Любовь в то же время и среда, то есть она — среда, когда находится в более густом состоянии, когда проявляется и должна пройти через более тонкую среду — Мудрость. Мудрость — тоже среда. Истина же — самая тонкая среда. Каждая сила должна пройти через все эти среды. Сейчас мы говорим о Любви и Мудрости не как о принципах, а как о средах и условиях, при которых в каждом данном случае в нашем сознании может проявиться Божественная жизнь.

 

Говорю, что если мы приобретем это знание таким образом, мы сможем использовать его для благо человечества. Тогда, если я войду в ваш дом, я не буду вам мстить, а преобразую ваш ум, чтобы вы имели правильное понимание, увидели свои ошибки и исправились. Вы исправитесь, и я вас буду благодарить. Так нужно поступать.

 

Только Бог имеет в мире право наказывать и делать добро. Только Он один в мире имеет право и наказывать и делать добро одновременно. Только Бог, никто другой! Каждый другой, кто позволит себе такое, — на ложном пути. Только Бог имеет это исключительное право — одновременно наказывать и благословлять! Он может мгновенно тебя умертвить и после этого воскресить.

 

Умерщвляя тебя, Бог проведет тебя через ужасные страдания, а через некоторое время, освобождая тебя от этих страданий, Он даст тебе знания и другие возвышенные блага, так что все уравновесится. Каждый, кто не понимает этот закон, причинит тебе только страдания. Иной раз мы позволяем себе наказывать кого-то. Насколько я знаю, это прерогатива только Бога. А что касается нас, от нас требуется благость, а не критика.

 

Не думайте, что если мы стремимся быть благими, мы такими и будем. В человеке все равно есть нечто горькое. Оккультная наука говорит, что основа человеческой жизни горька. Корни человеческой жизни горьки, а плоды — сладки. Это два принципа, которые действуют в нас. Один принцип постоянно рождает отрицательные качества, привлекает отрицательные силы, и мы не можем с ними справиться. Апостол Павел жалуется: "Вижу в себе закон, который действует — хочу служить Богу. Этот закон действует в моих органах, но когда я делаю то, что очень хорошо, одновременно делаю и то, чего не хочу".

 

И после того, как он долгое время учился в Школе, Братья показали ему выход. Есть выход! И там же, в восьмой главе, он пишет: "Есть путь, которым человек может выйти!" Следовательно вы, как ученики, обнаружите себя в большом противоречии, как апостол Павел. И еще большие противоречия придут. Это естественно. И если вы не можете выдержать этих противоречий и приобрести свет, вы не сможете их использовать.

 

Некоторые говорят: "И тут тебе уважение, и там почет..." Нет, нет, в Божественном мире нет никаких привилегий. В Божественном мире иметь привилегию — значит стать самым последним в мире и не получить никакой пользы. Ничего больше! Дойдя до Божественного, мы не щадим никого.

 

Иной раз я вижу, что когда я делаю кому-нибудь замечание, вы обижаетесь. Некоторые обижаются очень быстро. У меня нет цели вас обидеть. Говорю: путь, которым ты идешь к своему идеалу, неправилен. Кто-то мне отвечает: "Разве ты не мог мне сказать этого наедине, не компрометировать меня перед братьями?" Но ведь они знают, каков ты! Все ученики знают, что такой-то человек боязлив; но если Учитель это сказал, он-де человека осрамил. Но ты же издавна осрамлен! Или разве в классе не знают, что такой-то ученик со всеми ссорится?

 

Иной раз люди не говорят нам о наших ошибках, но мы не должны строить себе иллюзии, что они о них не знают. Люди не слепы, они все видят в тебе. Вот, иной раз, кто-то входит в мою комнату и заглядывает под одеяло, чтобы посмотреть: пододеяльник у Учителя чистый, а вот нижняя простыня чиста ли? Потом посмотрит под кровать, что там, какая обувь у Учителя. И знают, где у меня что, — где скрипка, где чемодан. Это любопытство! Тот, кто заглядывает мне под одеяло, и в жизни будет таким же.

 

Так думаете ли вы, что при таком вашем любопытстве кто-нибудь, придя к вам, не посмотрит, как у вас что обстоит? И вас будут осматривать. Будут спрашивать о вас, как вы обходитесь с другими, щедры ли, можно ли у вас попросить деньги. И кто-нибудь скажет, что ты не так уж щедр, но скажет это тихонько. Где же искренность у людей?

 

Это останавливает внутренний прогресс. Невидимый мир крайне недоволен. Это вас останавливает, отдаляет ваш ум от цели.

 

У кого нет этой скупости? Например, кто-то нанимает возницу, тот просит тридцать левов. Ты говоришь: "У меня дети… нельзя ли за двадцать восемь?" — "Нет" — "Ладно, даю двадцать девять…" — Почему хочешь выторговать один лев? Не потому, что беден. И даже если не так богат, иной раз пожертвуешь 200-300 левов, а у этого бедного извозчика хочешь выторговать один лев. Почему? Это скупость, скупердяйство! Пойди и узнай, сколько что стоит. Спроси: "Сколько это стоит?" — "Столько" — "Действительно столько?" — "Да". — Дай столько, и все тут! На Западе так не торгуются, там с этим покончили. Когда приходишь в магазин, тебе точно говорят: "Вот это — из шерсти, а это — и хлопка". А если в чем-то ошиблись, можно вернуть товар назад.

 

Говорю всем вам, как ученикам: вам нужно научиться быть точными, вовремя приходить в класс. Иной раз я делаю исключение для тех , кто опоздал, вхожу на пять-десять минут позже половины восьмого. Но нужно приходить точно. Это правило Школы, одно из правил. Когда-нибудь вы будете держать испытание на точность. Это необходимо, иначе нельзя.

 

Иной раз, находясь в своей комнате, я принимаю от вас мысли о наряде, который дал вам на соборе, так что решил больше не давать вам такого длинного наряда. Кто-то говорит: "Зачем мне нужно каждое утро вставать и бормотать что-то, это похоже на поповские правила. Один раз, другой, — больше не хочу". Другой ворчит, что наряд слишком длинный. Третий: "Мало одного чтения, так нужно еще и петь!" Четвертый: "Еще и упражнения, нельзя ли без них? Я хочу быть свободен, нечего навешивать на меня ярмо!" Ворчат и говорят: "Не хочу это выполнять, не хочу то выполнять, я сам могу подумать о себе".

 

Но я же вам говорил: если вы дали обещание добровольно и исполните его, — возвысите себя. Не делайте это ради меня. Себе я сказал: не было у бабы забот, купила порося. На будущий год сделаю наряд таким коротким, чтобы можно было выполнить за минуту.

 

Это искушения, которые идут из так называемой зоны отсталых душ, черной зоны, которая опоясывает Землю. Есть тысячи и миллионы отсталых душ. Это очень вредные существа, они не хотят никакого прогресса, никакого света, никаких знаний. Они стремятся остановить все человечество. Они говорят: "Не нужно тебе вверх, незачем тебе отправляться к Господу, побудь с нами, ешь и пей; мы — нечто реальное. Все здесь, на земле". А "здесь" — это значит, что они смогут тебя использовать целиком.

 

Итак, я хочу, чтобы вы развили свою волю, потому что в оккультной науке есть опасность из-за слабой воли привлечь противоположные влияния и заблудиться. Оккультный ученик должен быть смелым. Потому что всякий страх, всякое сомнение, всякое слабоволие привлекут незваных гостей, и когда они к вам придут, будет очень плохо.

 

Я был к вам очень внимателен. В будущем я приму более строгие меры, чтобы некоторые из учеников не пропали. Иной раз человек может ожесточиться: ум его потемнеет, настроение испортится. Нужна воля, воля! Не поддавайтесь! Допустим, нет у тебя настроения с утра молиться. Встань, направь внимание наверх, и кто-нибудь из Белых Братьев придет тебе на помощь. Если обещал, нужно выполнить. Или, скажем, ты болен, плохо себя чувствуешь, но сказал себе, что погуляешь, пройдешь хотя бы полкилометра. Встань и выйди! Болен, не болен — выйди! Упражняй волю!

 

Старайтесь преодолеть маленькие трудности. Вы думаете, что если встали на Божественный путь, он вам будет устлан розами, вас встретят венками и скажут, что таких учеников, как вы, больше нет. Это не так. Это будет так, когда мы перейдем на другую сторону этой зоны, но пока мы ее пройдем, нужно иметь алмазную волю. Нужно бороться с этими незваными гостями, беречься от этой напасти. Из-за них рождается много болезней. Так что развивайте волю — нужна алмазная воля.

 

Вот я дал вам музыку и смотрю, как вы снизили оккультные песни до обыкновенных. Первое правило для оккультных песен: если ты не в настроении, если ум твой не расположен — не пой. Пойте обычные песни. Для оккультных песен нужно соответствующее настроение, волевое расположение, и ум должен присутствовать.

 

Или вот дал я упражнение: вынесите руки вперед и около десяти минут сосредоточивайтесь на своем теле. Забудьте внешний мир, думайте только о теле, но с открытыми глазами. Некий ученик говорит себе: дай-ка я закрою глаза. Закрыл глаза, и через десять минут заснул. Нет, концентрация осуществляется с открытыми глазами. Иной хочет зажмуриться. Нет, лечи себя с открытыми глазами, думай о руках, о ногах, проведи ум через нервную систему, через живот, кишки, по всему телу. Будь как хозяин, который проходит по всему своему имению, смотрит, что в каком положении находится. Вот что такое концентрация.

 

Когда поете оккультные песни, ваш ум должен быть концентрирован в песне, тогда увидите результат.

 

Возьмите, например, упражнение "Изгрява слънцето" ("Встает солнце"). Когда поете "встает солнце", вы должны увидеть это встающее солнце. Нужно, чтобы и руки приняли участие (Учитель плавно выносит руки вперед). Что делает солнце, когда встает? — Посылает свет (Учитель разводит руки в стороны). Что приносит свет? — Благословение: "Носи радост за живота тя" (Учитель сводит руки к груди).

 

Вторая часть — живая сила. Что она в себе несет? Каково действие этой живой силы? — Она всегда течет, бьет ключом (болг. "извира"). Дай всему организму импульс — сердцу, уму, воле. Вот что такое усилие воли.

 

Если не расположен, не готов к концентрации и усилию — не пой. Если поешь упражнение — пой по всем правилам.

 

Пусть какой-нибудь ученик, доброволец, самый способный, споет "Изгрява слънце" (молчание). Действительно, имеете право. Это притеснение. (Один из братьев поет упражнение, после него поют несколько сестер).

 

Я не певец, но пою правильно и хочу, чтобы вы научились у меня правильно брать тоны. (Учитель поет и играет на скрипке "Изгрява слънцето").

 

Иной раз вы боитесь и не говорите того, что у вас на душе. Научись быть смелым. Думай о своем сердце и не бойся. Может быть кто-нибудь из вас, спев один раз, второй раз не решится петь, потеряет охоту, потому что не получит поощрения. Послушав его, люди скажут: "Будь так добр, не заставляй нас слушать тебя еще раз". Это потому, что люди любят красивое.

 

(Все поют "Изгрява слънцето").

 

Вам обязательно нужно вдохновение. Постарайтесь, чтобы двойник вошел в горло. Можно научиться технике, но наша цель не только в этом. В пении нужно выражение. Человек все может сделать, но нужны воля и расположение. Если есть расположение — можешь, нет расположения — не можешь. Когда дело доходит до расположения, вы должны знать, что Господь в мире не любит несерьезного отношения. Если поешь — пой по всем правилам. Если мыслишь — мысли по всем правилам, которых требует мысль. Если не можешь- стой в сторонке. Имейте идеал!

 

Вложите себе в ум мысль, что вы можете петь хорошо. Музыка — не для внешней стороны вашей жизни, это помощь для укрепления воли.

 

Задано ли вам какое-нибудь упражнение? ("Да, упражнение для сознания, — искать черное пятно".) Я вам дам еще одно упражнение. Насколько я вижу, вы не нашли никакой черной точки. Это трудное упражнение, в котором вы, может быть, достигнете результата через год, не сейчас. Но выполняйте его.

 

Упражнение, которое я вам сейчас дам, касается вашего здоровья. Оно состоит в следующем. Положите руки рядом друг с другом, пальцы упираются в стол, ноги тоже стоят рядом. Сидите и думайте о своем теле, как я вам говорил. Давайте выполним это упражнение в течение десяти минут, с открытыми глазами. Думайте о руках, о ногах, о легких — только о себе, о своем теле, ни о чем другом не думайте. Концентрируйтесь и своим умом пройдите по всему телу.

 

(Все выполняют упражнение).

 

Обратите внимание, я не хочу, чтобы вы остались в том положении, какого вы сейчас достигли. Это одно из опаснейших положений. Не стоит доводить человека до середины пустыни и там оставлять. Не думайте, что можно там остановиться. Иные говорят: "Нам этого достаточно". Нет, нужно достичь определенной станции. Там тот, кто захочет, может остановиться, а кто захочет, может отправиться дальше. Но то положение, в котором вы находитесь сейчас, опасно. Здесь я не могу вас оставить.

 

Мы проходим сейчас через пустыню, используя то, что имеем. Может быть, воды нет в изобилии, пройдем с малым, с лишениями. Так что нужно примириться с условиями жизни. Мы проходим пустыню, на верблюдах, не на современном поезде. Так что нужно примириться с этим и не философствовать. В пустыне бывают бури, все может произойти. Мы должны знать, что и в оккультном мире бывают бури.

 

Мы должны быть умными, потому жизнь наша может совпадать с Божественным развитием вещей. Нужно знать, когда отправляться в путь, а когда остановиться и переждать. Мне рассказывали, что на Балканах путники проходят через горы в снег, в бурю, в такой холод, что у них пальцы отваливаются от мороза. Зачем переходить горы в такое время, когда от холода отваливаются пальцы? Побудь дома недельку, подожди. Но если задумал идти, — не откладывай, а то буря придет. Ты думаешь, что можешь пройти этот путь за два дня, но приходит буря и задерживает тебя.

 

Человеку нужно понимание. Поэтому будьте внимательны, потому что оккультный мир — это мир порядка, и вещи нужно исполнять точно, всем без исключения.

 

(Тайная молитва)

 

 

Сомнение и воля

Съмнение и воля

Link to comment
Share on other sites

 Share