1922_12_17 Музыка – средство концентрации


Рассвет
 Share

Recommended Posts

МУЗЫКА — СРЕДСТВО КОНЦЕНТРАЦИИ

 

17 декабря 1922 г., София.

 

12 лекция Общего оккультного класса (2 год)

(Тайная молитва)

 

Тема сочинения к следующему разу — "Пробуждение Божественного сознания в человеческой душе". Запомните ее, думайте о ней; напишите сколько сможете, хотя бы две-три строчки.

 

(Читается несколько сочинений на тему "Предназначение рук и пальцев").

 

Выберите из класса 10-15-20 человек, которые будут составлять резюме классных сочинений, извлекать из них основное, чтобы вы могли получить вывод из всего написанного. Материал можно распределить между ними.

 

Наша цель не в том, чтобы сделать вас писателями или музыкантами. У наших сочинений, как и у пения более высокая цель: все это средства для развития человеческой души. Мы используем пение как средство, одно из мощных средств. Пение, размышление — это средства. Вы должны работать, потому что посредством этих вещей вы научитесь концентрации. Более всего необходима концентрация ума.

 

Например, зачем я даю вам музыку? Сначала, когда человек спускался на Землю, свет и чувства прошли через человеческий ум и поляризировались в сердце. Лучи сужались, сужались, и мы пришли к точке пересечения линий в треугольнике. Сейчас мы совершаем обратный процесс — поднимаемся наверх: все наши чувства и желания мы должны провести через ум. Нужно не отбросить наши чувства, а провести их через призму нашего ума. Здесь, при правильной концентрации, они соединятся в центре. Вам может показаться, будто вы все потеряли, но после прохождения через центр этой призмы лучи начнут расходиться и расширятся настолько, насколько душа захочет.

 

Посредством пения как метода вы разовьете свою чувствительность. Когда поете, не думайте об окружающих, о том, что кто-нибудь будет над вами смеяться. Это неважно. Старайтесь концентрироваться. Вы упражняетесь ради чего-то более великого. Для будущего важна концентрация, а не рассеянность ума. Ваш ум может быть занят тысячей вещей, но эта тысяча вещей вам не поможет. Они временно могут быть вам полезными, но знаете ли, в каком положении вы окажетесь, когда оставите тело? Вся ваша философия, вся ваша религия и все ваши молитвы не будут стоить ни гроша. Почему? Нужно знание, причем Божественное знание.

 

Не думайте, что я недооцениваю ваше стремление. Нет, но это стремление должно быть непрерывным, а не то чтобы один день ты чувствовал себя религиозным, а на другой день — нерелигиозным. Это не религия. Религия — это постоянное стремление к Божественной Любви. Так корни растения должны быть посажены в почву, чтобы они постоянно могли извлекать соки, а ветки постоянно должны быть на свету. Необходимы оба процесса. Если лишить растение света или почвы, его жизнь прекратится.

 

Другой закон, который вы, как ученики, постоянно должны помнить: у вас есть слабость думать, что вы все знаете. Я не хочу, чтобы вы думали, что ничего не знаете, но помните, что есть еще многое, что нужно узнать. Пусть это будет для вас стимулом, пусть ваше нынешнее знание будет ступенью, которой вы достигли. Скажите себе: "Я прошел одну ступень, вторую, третью, четвертую," — пусть это будет стимулом. Не думай, что когда ты достиг чего-то, — это конец работы. Нет, вы только начинаете свою жизнь.

 

Следовательно, пусть корни вашей жизни будут в сердце, а ветви — в уме. И все соки посылайте к этим ветвям, к Богу. Это эволюция, чтобы сформировались ваши цветы и в будущем ваши плоды могли созреть.

 

В другом, невидимом мире вами будут интересоваться настолько, насколько вы что-то понимаете. Это подобно тому, как если вы окажетесь в Англии и будете обращаться к тамошним жителям по-болгарски: "Господин, прошу вас..," — человек пройдет мимо, не остановится. Ты говоришь по-английски? Если скажешь на его языке: "Извините, господин, я иностранец, попал в чужую страну..," — англичанин остановится и ответит: "All right! Я позабочусь о тебе".

 

Так же, отправляясь в духовный мир, ты должен знать, понимать тамошний язык. Скажешь что-то на языке ангелов, и ангелы тебе помогут. А вы думаете, что когда попадете на тот свет, вас сразу же встретят по-царски и начнут о вас заботиться. Это не так. Войдите скромно, говорите смиренно и с почтением. Это закон, и этот закон не может измениться. Если вы, попав в Божественный мир, не знаете тамошнего языка, это считается пренебрежением. Вы будете выглядеть гордецами, людьми, не заслуживающими того, чтобы даже ваша нога туда ступила. Такова Истина.

 

Бог — это Бог смиренных, а горделивым Он противится. Если вы — горделивый человек, если Бог вам противится, чего вы ищете среди ангелов? Тогда, если выйдете из тела, окажетесь на Земле. Эту истину вы как оккультные ученики должны знать. Пока вы на земле, концентрируйтесь и изучайте язык духов, начните говорить с ними. Иной раз вы ошибетесь, но, войдя в ангельский мир, вы должны знать хотя бы десять слов. Этого достаточно. Если отправляешься в ангельский мир, ты должен уметь связать два слова. Турок говорит: "Экмек вар?" Когда приходит болгарин, он скажет: "Есть ли у вас хлеб?" — Есть, есть. Когда-нибудь вы дойдете до такого положения.

 

Не создавайте себе безосновательных идей. Могут быть и забавы, но я хочу, чтобы как ученики вы все учились. Иной раз вы говорите: "Можно и без упражнений". Без всего можно в мире, но каждая Школа имеет свои методы, и вы должны их изучать. Царского пути ни для кого нет. Царский путь — это путь трудолюбия, концентрации, смирения, чтобы каждый думал, что должно быть так, что сказал Господь. А Господь сказал, что мы должны учиться! Вот что Он сказал! И тем ученикам, которые учатся, Он всегда помогает.

 

Энергия, которая в вас накопилась, должна быть использована для работы. Допустим, царь путешествует, и у него замерзли руки. Сможет ли он играть? Не сможет. Ему нужно по крайней мере 10-15 минут погреться, пока кровь побежит по пальцам, тогда он сможет играть. И ноги должны быть теплыми. По тому же закону, если наши сердца не теплы, если наш ум не свеж, не светел, как мы сможем работать? Это наши два инструмента. Если вы пришли с тяжелым сердцем, если вам все не мило, ничего не хочется, — чему будете учиться? Если у вас на уме тяжесть и вы постоянно все критикуете, как будете учиться?

 

Я хочу, чтобы вы прежде всего согрелись. Если вы голодны, мы устроим вам трапезу, принесем супа, чтобы вы хорошо согрелись. Потому что если ты голодал 3-4 дня, ты только и будешь говорить про суп. И всякое беспокойство в вашей душе вас останавливает. Учитесь так, чтобы не было много беспокойства.

 

А вы сейчас излучаете беспокойство. Беспокойство множится, как вши. Они ползают и ходят в гости. Как сядешь, некоторые из них, белые вши, — они сообразительнее, — влезают под одежду и находят жирные места, на спине не останавливаются. Говорят, что вши глупы. Нет, они выбирают лучшие части тела. Как им хватает ума? А черные вши выбирают место наверху головы, собираются на жирном месте. Для них гребень нужен, гребень, и из одежды нужно их выбросить. Болгары умеют чиститься. Это искусство.

 

Не думайте, что легко человеку концентрироваться, быть терпеливым. Терпение — одно из труднейших искусств. Я знаю по опыту, что такое терпение. Когда человек нащупает этот закон, научится быть терпеливым в каждый момент и концентрироваться, он приобретет замечательное искусство.

 

Поэтому я вам и даю эти прекрасные 12 упражнений. А сегодня вечером добавлю тринадцатое: "Бог е Любов" ("Бог есть Любовь"). И одно мы еще не выучили: "В зарите на живота" ("На заре жизни").

 

Это упражнения для концентрации мысли. Вы не можете спеть упражнение, если ваш ум не концентрирован. Если ты не мыслишь, упражнение — не упражнение. Нельзя петь, если ум не сосредоточен. Размышляй над упражнением, и каждый тон, каждое слово окажет на тебя влияние. Попробуйте это!

 

Скажу и о другом. У вас появляется желание распространить наши песни. Но они — для вас. Вне Школы никому не давайте эти упражнения. Нам нужно самим их испытать. Прежде всего мы сами должны все попробовать. Вы еще не проделали опыт, а уже показываете людям. Испытайте сами, и если получите хороший результат, тогда мы дадим это людям. А если мы сами не получим результата, зачем давать наши упражнения внешним людям? Попробуйте сами, убедитесь, что то, что я говорю, верно. Если не получится, — мы изменим упражнения. Поэтому я говорю, чтобы песни пока оставались в Школе.

 

Выучите их хорошо. Вы все можете петь. Сейчас софиянцы оказались лучшими певцами. Это не в похвалу. В вас заложено нечто хорошее.

 

Пойте упражнения просто, правильно, с концентрацией ума. Не беспокойтесь, не бойтесь. Мы начнем с ошибок, и кончим гармонией.

 

Сегодня вечером здесь присутствуют три ученика, которые споют "Духът Божий".

 

Выучим сегодня вечером упражнение "Бог е Любов". Несколько молодых учеников помогут нам спеть эту песню.

 

(Учитель поет:

 

"Бог е Любов, Бог е Любов,

 

Бог е Любов, Любов, Любов!

 

Вечна, безгранична,

 

Пълна със живот,

 

Живот на Благия Божи Дух.

 

Дух на благостта,

 

Дух на святостта,

 

Дух на пълен мир и радост

 

За всяка душа, за всяка душа!") (*)

 

_____(*) "Бог есть Любовь, — вечная, безграничная, полная жизни, жизни Благого Божьего Духа, — Духа благости, Духа святости, Духа полного мира и радости для каждой души"._____

 

Это только первая часть упражнения. Пойте верно. Готовы ли те, кто знает упражнение? Начните совсем тихо, поскольку упражнение картинно.

 

(Учитель играет, и некоторые из учеников поют).

 

Сегодня мы споем так, очень тихо, а другие будут слушать внимательно. Пусть мысль будет сосредоточена. Не будьте рассеянными. Когда поете, сила в переживании.

 

Теперь я один спою. (Учитель поет один).

 

Иные скажут: "Другие поют лучше, чем я". Нет, в оккультной музыке мы хотим петь, не как люди поют, а как ангелы поют. Таким образом исправится ваше горло. Концентрируйте ум. Душа должна однажды спуститься в горло, жить там, и тогда вы будете прекрасными певцами.

 

Вы сейчас думаете, что только некоторые люди рождены быть певцами. Это не так. Эти люди — певцы, потому что в прошлом освоили этот закон: их душа живет в горле. Если вы научитесь этому искусству, и вы будете певцами. Вы думаете, что это — специальная благодать. Для тех, кто научился рассуждать, — специальная благодать, а для тех, кто не подчиняется закону, нет специальной благодати. Мы изучаем великий закон, который не может быть иным. Вы все можете быть хорошими певцами. И кто поет, пусть знает, что душа его — в горле.

 

Если бы наша душа жила в горле и тогда, когда мы говорим, -какие хорошие слова мы говорили бы! Но поскольку душа не живет у нас в уме, мы не можем сказать ничего идейного.

 

Главное, что посредством музыки мы можем привлечь ангелов, они заинтересуются нами. Мы скажем им: "Мы будем изучать вашу музыку, мы хотим петь, как вы". Они ответят: "Хорошо, мы вам дадим наше присутствие и окажем содействие". И мы будем петь, как они. Этот не произойдет сразу. Начните со смирения, слушайте, как они поют.

 

Иной раз мы услышим очень хорошие вещи. Многие сестры рассказывают, что слышали нечто замечательное, но когда пытаешься это выразить, оно пропадает. Это оккультное пение. Если мы будем так петь, от нас будет исходить гармония, мы станем источниками.

 

Спойте сейчас все вместе "Бог е Любов". (Все поют).

 

Постарайтесь потом переписать эти упражнения. Они созданы для вас. Это не для внешних певцов. Проделайте опыт, проверьте, посмотрите, каков закон. Воспользуйтесь одним упражнением, другим, третьим, четвертым. Если одно на вас не подействует, возьмите другие. Проверьте все и посмотрите, какое упражнение в каждом данном случае может вам помочь, облегчить ваше состояние.

 

Но когда поете, начинайте тихо. (Учитель поет и играет "Бог е Любов" очень тихо).

 

Что может быть лучше этого: "Дух полного мира и радости для каждой души"? Это тот мир, та радость, которых вы ищете для себя, — вот они. Вы должны это постичь, все без исключения. Если вы печальны, если грустите, если вы в замешательстве, ум ваш не работает, — этот Дух, благий Дух, Дух высшей Божьей интеллигентности -- для вас. Эта радость — для вас. Если вы постигнете это, ум ваш заработает, сердце заработает, и вы обретете гармонию. Вы сможете говорить с ангелами, будете их понимать, будете радостны, как они, всегда будете радостны.

 

Ангелы не знают, что такое скорбь. Когда какой-нибудь ангел захочет узнать, что такое скорбь, его посылают жить среди людей. И когда он возвращается наверх, людям говорят: "Приходите, взамен вашей скорби мы вам дадим понимание, что такое радость".

 

Это первая часть упражнения, а вторая — труднее (Учитель поет и играет:

 

"Ний ще ходим в тоя път

 

На светлината, на светлината, на светлината,

 

В която царува

 

Божията Любов, Божията Любов.") (*)

 

_____ (*) "Мы пойдем этим путем света, в котором царит Божья Любовь"._____

 

Пойте с чувством. Мы пойдем этим путем, другого нет. Мы пойдем этим путем света, в котором царит Божья Любовь. Это — нечто великое!

 

И в этих прерываниях пения есть исполнение. (Учитель поет тихо с прерываниями).

 

Когда выучите первую часть, возьмете вторую. Кроме того, поскольку в упражнении между двумя частями есть некоторое различие, пусть вторую часть поет общий хор. Вам всем нужно единодушие, чтобы вы могли так петь. Если говорится "Бог есть Любовь", если это так, — тогда все будут петь: "Мы пойдем этим путем света".

 

И когда мы выучим упражнение хорошо, споем его в один голос на общем собрании. Вы увидите, какова его сила. Дадим концерт, выйдем все, не только специальный хор. Так как мы ученики, мы выйдем все вместе, и я выйду, буду среди вас играть на скрипке (смех среди учеников). Слушайте, если мы собираемся проверить закон, не нужно смущаться. Не думайте, что я хочу просто поиграть на скрипке. Мы разбираемся в музыке, мы не развлекаемся.

 

Мы понимаем в музыке то, чего они еще не знают. Мы не хотим их разубедить; то, что они имеют, хорошо, я их хвалю, они прекрасно разбираются в музыке и не должны думать, что не разбираются, но они не знают того, что следует дальше. В этом все дело. Я говорю: там, где вы останавливаетесь, мы начинаем. Но если бы я преподавал этим музыкантам, как вам преподаю, они бы вас обогнали.

 

Можем ли мы вынести эту музыку перед миром? Ты можешь исполнять эту музыку на площади, но и 15 грошей не бери. Если же возьмешь хоть раз, — кончено дело. И кто тебя услышит, пусть скажет: "У этого человека, который поет на площади, есть идея". Пой, как поешь для себя, а потом ступай, как будто ничего не произошло.

 

Вы же начнете говорить: "Что скажет общество?" Когда люди сидят по пивным, поднимают кружки, они не думают об обществе. А вы, собираясь запеть оккультную песнь, беспокоитесь, что скажет общество. Но общество — это мы. Скажи: "Дружок, я хочу попробовать свой голос. Поскольку это свободная страна, я могу свободно петь". Если хороший певец поет даром, никакой полицейский его не заберет в участок. Пой хорошую песню, и тебя будут слушать.

 

Пусть так и будет! Когда-нибудь мы пошлем одного из вас петь на площадь. Но это — задача. Если нужно будет подвергнуть кого-то из вас испытанию, я ему скажу, чтобы он пел. Но люди не только не будут смеяться, но захотят еще вас слушать.

 

Давайте споем теперь "Сила жива". (Учитель играет, все поют).

 

Не бойтесь, когда дойдет дело до пения на площади, вы ответите: "Если мы дошли до этой задачи, мы будем действовать по закону Любви". Но не все вы для этого предназначены, не бойтесь того, что это может вас коснуться. Все вещи, которые мы делаем, мы делаем по великому закону Божественной Мудрости, ничего глупого не будем делать, знайте это.

 

"Сила жива" и "Скръбта си ти кажи" — эти два упражнения идут вместе, одно является ответом другому.

 

Споем упражнение "Сладко-медено". (Учитель играет, ученики поют).

 

Когда поете, всегда держите в уме мысль исполнить упражнение по всем правилам. Думайте: "Я могу исполнить упражнение хорошо". Если поместишь в ум эту мысль, исполнишь. Работайте так.

 

Но стремитесь брать тоны ясно. Например, если бы ваш слух был развит, при "сърцето си отвори" вы услышали бы особые колебания. Это пульс сердца. Сердце пульсирует ритмично. У некоторых людей пульс бьется тише, у других — сильнее. Два удара и между ними — промежуток. Всегда, что бы мы ни говорили, что бы ни делали, мы должны соответствовать ритму и силам нашего сердца. Многие из нынешних песен написаны вразрез с пульсом сердца и вследствие этого мы их не любим.

 

При некоторых песнях пульс усиливается, поэтому нужно использовать минорную гамму, а там, где пульс слаб, нужно его усилить. (Учитель играет очень тихо с постепенным замиранием звука). Если я так вам поиграю полчаса, вы унесетесь в мечты и заснете. Это однообразные движения. Сон — не что иное, как то, что все ваши движения становятся однообразными, тогда клетки мозга начинают замедлять работу, и мы засыпаем. Когда они отдохнут, пульс становится разнообразным, мы пробуждаемся освеженными.

 

Все болезни происходят от понижение темпа. Если, например, человеку в лихорадке поиграть или попеть, от определенной музыки лихорадка исчезнет. Но есть и такие пьесы, что если вам их сыграть, вы заболеете.

 

Повышение темпа ума и сердца всегда должно находиться выше общего уровня, тогда болезнь не сможет вас затронуть. Все, кто не понимает этого закона, сталкиваются с замешательством, а после замешательства всегда следует болезнь. Когда два человека поссорятся, приходит простуда или какая-нибудь рана, или инфекция. Когда организм силен, никакая инфекция ему не страшна, никакой болезни не может быть.

 

Поэтому дома заставляйте больных петь, и они выздоровеют. Пусть поет "Сладко-медено", потом другие упражнения. Так человек может выздороветь. Иной раз, если больной сам не может петь, попойте ему вы. Некоторые люди могут лечиться музыкой. Но не все болезни так можно лечить. Есть и другая крайность. Кто-нибудь скажет: "Мне нужно делать операцию, пусть мне попоют". Нет, вместо операции не получится. Делайте это только там, где возможно.

 

Спойте теперь "Бог е Любов".

 

Не смущайтесь. Одно из правил оккультной музыки: если сделаете ошибку, не смущайтесь. Поместите в ум мысль, что вы ее исправите. Я слушал здесь и в Америке многих виртуозов; они тоже иной раз берут неверный тон. И самые способные иной раз ошибаются в такте, отнимают восьмушку или шестнадцатую.

 

Я слушал знаменитейших скрипачей. Лучше Паганини скрипача не было. Он единственный играл очень хорошо. А другие, играя, делают ошибки, особенно при legato. Чтобы играть легато, нужно искусство, чтобы, когда играешь на скрипке, а кто-то поет, нельзя было различить, скрипка звучит или пение. Вот искусство! Нужно вложить душу в скрипку, тогда ты сможешь играть. А если не вложишь душу в скрипку, будешь делать ошибки: палец поскользнется, позиция неверная.

 

Не обескураживайтесь. Виднейшие скрипачи в одной пьесе делают по десять ошибок. Ваши ошибки больше, но вы все равно не бойтесь. Сделав ошибку, скажем в своем уме: "Я ее исправлю". Вторую сделаем — тоже исправим. Исправим, исправим, пока в конце концов научимся петь. Вот так.

 

Пусть братья, которые пели "Духът Божий", споют. (Три брата поют).

 

Высокие прерывания в оккультной музыке показывают высоту (Учитель поет с прерываниями "Махар Бену Аба"). Когда духи услышат эти слова на древнем языке, они вас поймут. Современные языки они не понимают. Это священный язык. Услышав эти слова, они приходят. И мелодия — их. Это восточный мотив, в нем ум и сердце принимают участие. Это священная песнь, священное упражнение. Мы не можем спеть священную песнь, но можем исполнить священное упражнение.

 

Вы стесняетесь. Нужно петь естественно. Я — не хороший певец, но пою естественно, свободно (Учитель поет "Духът Божий"). Это разговор в пении, музыкальный разговор. Будь совершенно свободен, вырази свою душу. Вы можете, можете петь.

 

Сейчас выберите по крайней мере десять человек, которые прочтут сочинения и составят резюме. Выберем их уже сегодня: десять братьев и десять сестер. Сказано и сделано. (Выбирают десять братьев и десять сестер)

 

(Тайная молитва).

 

 

 

ОККУЛЬТНАЯ МЕДИЦИНА

24 декабря 1922 г., София

 

13 лекция Общего оккультного класса (2 год)

(Тайная молитва)

 

(Читается резюме сочинений "Значение рук и пальцев").

 

Какая у вас тема на сегодня? ( -"Пробуждение Божественного сознания в человеческой душе"). Прочтем несколько сочинений.

 

Правило: когда пишете, пусть ваши листочки будут хорошо оформлены. Не пишите на чем попало. Пусть лист будет хорошо вырезан. Вы же в оккультной Школе! Можешь писать и на четвертинке листа, но чтобы листок был чистым и аккуратным. Напиши хоть три-четыре строчки, но чисто, хорошо. Я ничего не имею против маленьких листочков, но пусть они имеют хорошую форму. Ученик должен быть внимательным в мелочах. Старайтесь писать хорошо, не спешите. Хоть четыре строчки, но внимательно.

 

Когда ты пишешь сочинение, некий Белый Брат наблюдает за тобой, так что пиши внимательно, думай. А ты глядишь туда-сюда, лишь бы что-нибудь нацарапать. Или кто-то напишет что-нибудь, потом зачеркнет, потом сотрет, и говорит: "Сойдет и так". Не "сойдет"! Каждый листок должен быть чистым, без пятен. Это — правила для вас, как учеников оккультной Школы, соблюдайте их. По возможности пишите красиво, ясно и отчетливо. Можете писать карандашом, чем хотите, но пишите как можно лучше. Разве мы не по Любви работаем?

 

Многие ученики стареют раньше времени, потому что спешат в учении. Старайтесь изучать предметы хорошо, чтобы получать пользу. Не спешите, потому что все, что вы изучаете, нужно применять. Вы многое знаете, но все оккультное знание, которое вы получаете, нужно применять в самих себе.

 

Имейте в виду, что оккультные познания приходят совершенно иным путем, по другим законам, чем обычные. Всякая оккультная наука, истинная наука, начинает с самого малого, с малых методов и результатов. Поначалу ваши результаты будут микроскопическими. Но тот, кто спешит, не сможет получить никаких результатов, поскольку Природа никогда не спешит. Когда все условия приготовлены, тогда она движется с быстротой молнии. Но при нынешних условиях вам не нужно учиться быстро. В вашем сознании все предметы должны пройти постепенно.

 

Все, что вы видите в мире, имеет к вам отношение. Вы думаете, что успокоитесь тогда, когда попадете на небо. Как вы себе это представляете? Небо — место благ; но если вы не умеете использовать блага, которые вам там дадут, какая вам от них будет польза? Скажем, тут вы не бережете свои тарелки; но знаете ли вы, что на небе за одну разбитую чашу вы будете изгнаны?

 

Вы скажете: "Что такого, что я разбил тарелку?" Да, на земле разбитая тарелка не представляет собой ничего особенного, но на небе разбитая чаша означает многое. Если бы вы представляли себе последствия разрушений в мире! — "Разобьем то, выбросим это". -Если бы вы знали последствия! Но если я вам расскажу об этих последствиях, в вас родится страх, вы начнете бояться собственной тени, не будете знать, куда ступить.

 

Прежде всего, оккультный ученик должен быть внимателен. Обдумайте хорошо каждое слово, которое я вам говорю, не спешите, схватите глубокий смысл.

 

Если кто-то говорит тебе обидные слова, остановись, скажи в себе так: "Как ученик я сейчас стою перед лицом тех братьев, которые знают больше меня. Я хочу понять, почему мне говорят обидные вещи". Брат говорит, а ты думай. Он говорит, я рассуждаю и возвышаюсь, и после того, как я поднимусь выше, этот брат, который полчаса меня ругал, скажет: "Извини, братец, я ошибся". Но если ты не будешь так думать, не поднимешься выше, он скажет: "В другой раз, как встречу тебя, я еще не такое тебе скажу".

 

Нужно владеть собой. Не теряйте свою энергию в мире. Этот мир — мир препятствий. Везде нас будут останавливать, поскольку испытывают нас. Мир — место учения.

 

Ты говоришь: "Как я в свои 45 лет могу быть учеником? Поздно мне учиться". Но на небе есть духи, которым несколько миллионов лет, и они там учатся. Что вы на это скажете? Есть ученики, которым по десять миллионов лет. И знаете ли, с каким усердием они учатся? Прекрасные ученики! А вы думаете, что в 45 лет вы стары. Если вам кажется, что вы состарились, — для этого есть совершенно другие причины. Ученичество — закон омоложения. Если ты не станешь ребенком, не сможешь учиться. И Христос говорил: "Если не будете как малые дети…" Пожилой человек должен стать, как малое дитя, и начать учиться. Его ум и его сердце должны начать заново. Поэтому люди рождаются.

 

Но мы не будем приходить, чтобы повторять все заново. Это тяжелый, кармический закон. Усыпят тебя, а потом заново разбудят. Это — длительный процесс. А ты должен пробудиться в одной жизни, сознание должно быть пробужденным. И оккультная Школа имеет своей целью научить ученика поддерживать пробужденное сознание. Некоторые из вас испытают смерть, и когда она придет, нужно уметь перейти из этой жизни в другую с пробужденным сознанием.

 

А сейчас вы пугаетесь и зовете врачей, а сознание ваше прерывается. Врачи вас усыпляют, и когда вы переходите из этого мира в другой, вы не сознаете этого. Умирающий может почувствовать страдание, но пусть скажет: "Я властвую над смертью". Ты можешь вместо врача сделать себе как бы укол и спокойно ждать часа, чтобы сознательно перейти из одного мира в другой. А когда войдешь в другой мир, почувствуешь себя более свободным, чем в этом мире. Если испугаешься, тебя усыпят. Если не испугаешься, будешь в сознании и, когда вернешься с того света, будешь помнить, будешь знать, откуда пришел.

 

Итак, прежде всего, продвинутые ученики должны следить, чтобы сознание их было пробужденным. Все ошибки происходят от того, что наше сознание не бодрствует. Я наблюдал и видел, что ошибки возникают, когда человек находится в спящем состоянии. Замечтался человек на улице, и на него наехала машина. Если твое сознание бодрствует, никакая машина тебя не заденет, потому что ты мыслишь и сознаешь, что происходит сзади и спереди от тебя. Кто-то скажет: "Пусть Господь меня бережет". А для чего Господь дал тебе глаза?

 

Многие из вас полагают, что не простудятся. Иной встанет с утра, не обуется, ходит босой, — и простужается. Вы говорите, что вас простуда не возьмет. Но когда человек невнимателен, у него начинается кашель. Это показывает, что он не соблюдает закон. Если бы твой ум, твое сознание были на месте, ты бы не простудился. Если простудишься, это показывает, что есть пробелы в сознании.

 

Каков закон? Как встанешь, надень теплые носки, теплую одежду, и тогда не простудишься. Кто-то говорит: "Я не боюсь простудиться," — а как выйдет, простужается. Вы говорите: "Нас простуда не берет!" Но это говорит ваше честолюбие. Если начнешь кашлять, скажи: "Я не выучил урок". Если у тебя замерзнут руки и ноги — не выучил урок. Это не стыдно, но нужно учиться.

 

Проецируйте волю в замерзшие пальцы. Скажи: "Я приказываю крови направиться в мои пальцы и согреть меня самое большее за пять минут. Вынь часы и посмотри, за какое время руки согреются. Увидишь силу своей воли. Если скажешь, и сразу руки согреются, — у тебя сильная воля. Но эта воля должна быть разумной. Прежде всего мы должны соблюдать Божьи законы.

 

Знаете ли, почему сейчас в Софии такой туман? Я не буду в это углубляться, но скажу вот что: когда электричество положительно, и вверху и внизу, — повсюду из влаги образуется туман. И небесное и земное электричество положительны. Это электричество распространяется по земле, но поскольку и наш организм положителен, часто в туманное время люди больше всего простужаются. Вся атмосфера полна электричества. А электричество вообще остужает. Оно — проводник холода. Притом наш организм не магнетичен, чтобы иметь возможность преобразовать эту влагу, он положителен, и начинается борьба, — и тогда мы простужаемся.

 

Что нужно сделать, когда выходишь наружу? Ум должен бодрствовать. Проделайте опыт: выйдите из дома, и пусть все время ум будет сосредоточен, пусть охватывает тело, — посмотрите, простудитесь ли. При таких условиях ты не простудишься, ты будешь и положителен, и отрицателен, будешь преобразовывать электричество. А его можно преобразовать только если присутствует сознание.

 

Сейчас вы по поводу кашля обращаетесь к врачам. Попробуйте вылечиться без врачей. Я даю вам эту задачу: без врачей. Прежде всего дышите глубоко, кроме того, представляйте в уме, что вся артериальная кровь движется гармонично по всему телу, и венозная гармонично возвращается. Представьте себе в уме, что образуется внутренняя гармония, и постепенно ваш кашель начнет утихать.

 

Если кто-то не сумеет так вылечиться, — примите тысячелистник, и кашель пройдет. Летом собирайте тысячелистник, белый и желтый, чтобы тот, кто не может вылечиться с помощью воли, пил травы. Наберите также синей горечавки (болг. "синя тинтява"). Это магнетические растения, которые помогают. Наберите также тимьяна (болг. "мащерка"), зеленые листья, они тоже лечебны. Наберите также мелкой ромашки. Пусть у вас будет целая аптека. Положите листья и цветы в стеклянные банки с крышками и выставьте на солнце, чтобы они прогрелись и приняли от него энергию. Не держите их во влажных местах.

 

А когда придет простуда, кашель, — выньте немного, сварите в молоке половину кофейной чашки лекарства. Как пить? Возьмите глоток в рот и представьте себе, что этот тысячелистник сейчас растет, что он — живой, и что этот тысячелистник поглощает ваш кашель, привлекает его к себе.

 

Если хотите знать, что такое привлечение, здесь есть химики, пусть они вам расскажут, как взаимодействуют элементы. Врачи создают определенные химические соединения, которые вытягивают вредные, ненужные вещества из организма. Хорошо, если вы можете применить свою волю к горлу. По теории Куне (на самом деле это теория древних индусов, он ее переработал) эти отложения в организме направляются наверх, стремятся завладеть головой. Для лечения нужно привлечь эти вещества к желудку, а потом, посредством потения, выбросить их вон, чтобы освободить организм от нечистот.

 

Некоторые из вас тут начали кашлять. Если вас лихорадит, если вы простудились, есть способ лечения — вера. Имейте веру!

 

Правило — пейте горячую воду, или чай, до шести стаканов, пока не начнете потеть. Тогда снимите одежду и оботритесь. Потом снова пейте воду. Можно также взять деревянного масла (болг. "дървено масло"), намазать ноги и руки и полежать. Попробуйте этот способ, у вас не будет болеть голова. Вы сейчас говорите: "Я не боюсь простуды". Но эта простуда может перейти в более острую форму и вы испугаетесь, позовете врача.

 

Другое правило. Если простудишься, прежде всего прими очистительного, очисти желудок и кишки от всех ненужных веществ. Они должны быть выброшены вон. Один-два дня воздерживайся от еды, пей по 3-4 стакана горячей воды, 2 стакана шпинатного сока с солью. Можно съесть две тарелки супа из картошки с небольшим количеством соли. Ешьте понемногу, не переедайте, и все легко пройдет.

 

Болезни нужны, при них происходят необходимые человеку кризисы. Нужно, чтобы даже и самые здоровые люди болели. Болезнь — это настройка (болг. "тониране"), музыкальная настройка. Когда Господь хочет сделать людей более мягкими, более чувствительными, Он дает им поболеть. Самые великие люди болели. Толстой несколько раз болел и после каждой болезни переживал просветление, к нему приходили новые мысли. Не думайте, что болеть — это несчастье. Это не несчастье, а настройка.

 

Но чтобы болезнь могла развиваться естественно, вы должны принимать меры — пить очистительное и теплую воду, чтобы в болезни не потерять равновесие, чтобы болезнь могла принести полезные последствия во всей вашей жизни. Мы не употребляем лекарств. Не говорите, что мы не зовем врачей. Но мы зовем только умных врачей. Нам нужны врачи, посланные свыше, прирожденные врачи, а не ремесленники. И каждый из вас должен быть врачом для себя. А уж когда не умеешь себе помочь, — зови врача, посланного свыше.

 

Теперь, имейте в виду, что когда я вам говорю о музыке, я не хочу, чтобы вы впадали в крайность. У человека, в его теперешнем состоянии, есть больше ста способностей, но только сорок из них проявлены. Музыка — одна из этих сорока способностей, то есть одна сороковая часть от способностей человека. Человек должен развивать свои способности. От этих способностей зависит его здоровье. У некоторых из вас развит рассудок, а музыка слабо представлена. У других память сильно развита, а наблюдательность — слабо. У иных слабо представлено милосердие, у иных — Божественная Любовь, вера, совесть.

 

Оккультный ученик должен правильно развивать все свои способности, чтобы они действовали в своем нормальном состоянии. Когда он разовьет все способности, он войдет в Божественный мир. Тогда все Божественные силы смогут с вами говорить. Допустим, вы войдете в мир духов, они начнут говорить вам нечто о музыке, но что вы поймете, если у вас это чувство неразвито? Или, скажем, вы войдете в мир разума, но, если у вас не развита эта способность, духи не обратят на вас внимания.

 

Так что не впадайте в крайность, не говорите, что вам нужна только музыка. Нет, все ваши способности должны развиваться в правильном направлении.

 

А музыка должна быть идейной. Человек должен мыслить, когда поет. Если вы поете без мысли, это не пение. Оккультное пение требует, чтобы человек пел и мыслил. И это — один из оккультных способов работы с чувствами. Потому что у человека есть чувства, страсти, желания, и если мы не умеем провести их через музыку, они будут направляться к центру Земли. Каким бы ни был человек, это движение направляется иной раз наверх, а иной раз — вниз. Если ты не понимаешь этого закона, в тебе родится наихудшее расположение духа, как будто тебя пекут на сковородке, и ты начнешь искать, с кем бы поссориться. Если ты разбираешься в музыке, ты сумеешь провести эти чувства через ум, приобретешь приятное расположение духа и силы, и внешние твои дела двинутся вперед.

 

Так что музыка в оккультной науке используется как метод проецирования наших мыслей, чувств и страстей из низшего мира в высший, позволяющий дать пищу причинному телу, чтобы оно развивалось. Посредством музыки мы готовим ему пищу.

 

Вот почему все религии используют то или иное звучание. На востоке начинают так тихо, хм-м-м-хмм-м-м. Когда человек так поет, он проводит эту энергию наверх через мозг, а потом проецирует в свои чувства. Смотришь на человека, сначала он весь бледный, а потом видишь, что от музыки его лицо оживает, не проходит и получаса, как от лица музыканта исходит сильный свет. Он понимает закон. А посмотришь на другого, — поет, играет, руки у него дрожат, только и смотрит, как бы получить где-нибудь лев-другой. Это не пение.

 

Эти упражнение вы должны петь оккультно. Посидите 5-10 минут тихо, выберите какое-нибудь из них, потом начните петь тихо, на один голос, но очень точно. Так, как будто поете для себя, чтобы вам стало приятно. Вот пение. Всем ученикам предлагаю правило: пойте по закону Любви. Сиди тихо, пой для себя, и пусть никто тебя не смущает.

 

Пойте в одиночестве. Выбери день в течение недели, найди 5-10 минут чтобы спеть одно упражнение. Если первый опыт не получится, повтори еще раз, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Это один из методов, один из сильных методов. А после этого мы приступим к другому методу — еде. Экскурсии — третий метод.

 

А сейчас мы взяли музыку. Она относится к умственному миру. Это переходный период от чувств к уму. Музыка относится к изящным искусствам. Мы переходим от одного состояния к другому. Следовательно, мы создадим в себе умственное настроение; нужно мыслить, мыслить. И постараемся в своем уме постичь, что все в мире разумно.

 

Некоторые слышали, как поют ангелы. Ангел — существо с высокой интеллигентностью, когда он начнет петь, в его пении — глубокий смысл. Сейчас мы не можем слышать ангелов, но когда-нибудь у нас разовьются такие чувства. Если человек прожил сто лет, чтобы услышать, как ангел поет, жизнь его прошла не напрасно. Это нечто великое — услышать пение такого небесного артиста, увидеть, как он выходит петь. В его глазах, в его лице вы не только прочтете эту музыку, но он передаст вам смысл всей гармонии в Природе. И все это оживет, так что ты забудешь все тревоги в мире, и в твою душу вселится мир и радость.

 

Следовательно, небо — место музыки, какой человек никогда не слышал. В ангельском мире все поют. Знаете ли вы, как встают в ангельском мире утром? И ангелы иногда спят, хотя их сон не похож на наш. Но когда пробуждаются, все встают особым образом и начинают петь. Я видел и слышал, как они начинают мелодию тихо-тихо, постепенно она усиливается, усиливается, и когда доходит до верха, здесь, на Земле встает солнце. Так они начинают свою песнь. Скажем, ты переживаешь величайшую скорбь в мире, тебе уже не хочется жить, но если услышишь, как миллион ангелов поет, ты все забудешь и скажешь: "Имеет смысл жить". И возвысишься. Вот искусство!

 

Как мы можем перевести оккультную музыку ангелов? Мы должны ждать еще тысячи лет, пока достигнем их искусства. Мы должны послать учеников, чтобы они учились и возвращались на Землю, должны искать специальные способы, чтобы перевести эту музыку. Но есть способы это сделать. И эта музыка поможет нашему возвышению и облагораживанию современного человечества.

 

Утром, если просыпаетесь в неблагоприятном расположении духа, пойте. Ангельский мир не так далеко от Земли. Бывает, что утром, когда небо лазурно, появляется мягкий астральный свет, будто нечто волшебное спускается с Солнца. И в нашей душе зарождается нечто великое, Божественное, светлое, — желание петь.

 

Так бывает в мае, когда происходят определенные пересечения, поскольку в мае Земля проходит через орбиту, через определенный узел. Тогда мы ближе всего к ангельскому миру. Все цветы начинают оживать. Поэтому в мае все чувствуют нечто волшебное. А когда проходит этот месяц, мы отдаляемся от ангельского мира. Сейчас мы очень далеко, а через несколько месяцев снова будем близко.

 

Прежде всего мы должны постичь музыку как нечто идейное, возвышенное, в чем не только ум, но и вся наша душа должна принимать участие. Возвысимся и будем петь так, как ангелы поют. Это будет в будущем.

 

Когда вы слышите какого-то певца, не говорите, что это светское пение. Иной раз светские певцы поют очень хорошо. Они учатся этому искусству, у них есть стремление, и можно сказать, что они больше ценят музыку. Пойдите на какой-нибудь концерт, — вы увидите, с каким благоговением сидит публика, какая тишина стоит. Люди гораздо более внимательны, чем вы здесь. Когда артист играет на фортепиано, стоит тишина, все слушают, стараются постичь идею, которую выражает музыкант. Я бы хотел, чтобы оккультные ученики брали с них пример, учились такому сосредоточению мысли. А мы не так поем. Например, поем "Бог е Любов", а не думаем о том, что Бог есть Любовь.

 

Эти слова могут быть разработаны. Если будет время, я, может быть, займусь этим и дам вам разработанное упражнение. Но нужно найти для этого специальное время.

 

Имейте в виду, что мы берем музыку как средство провести эти течения через ум, чтобы принести пользу нашему разуму, высшему в нас, чтобы Божественное в нас создало самое возвышенное. Ум наш нуждается в пище, и музыка может дать эту пищу, иначе чувства увянут, не будучи использованными, и в вас зародятся отрицательные желания. И ради этого, ради блага вашей души, ради блага этих цветов, которые должны расцвести, мы будем учиться этому искусству, и научимся им пользоваться.

 

Давайте сейчас споем "Духът Божий".

 

Я вам говорю, что даже если бы мне дали две тысячи левов за концерт, я бы не вышел играть. Понимаете? Эта музыка — для меня. Я делаю одно исключение. Поскольку мы занимаемся Божественным искусством, я хочу дать вам пример, показать, что я уважаю музыку. Я это делаю ради самой музыки.

 

(Все поют "Духъть Божий").

 

Давайте теперь споем "Мусала".

 

Голоса у вас несколько слабеют, но это зависит от влаги. Споем теперь "Сила жива", "Скръбта си ти кажи". Споем "Бог е Любов".

 

Я бы советовал всем сестрам и братьям, у которых есть возможность, играть эти упражнения на пианино. Учите их в одноголосии, но играйте верно. Сейчас, когда вы поете, вы делаете небольшие отклонения, теряете 1/16 тона. (Ученики несколько раз поют "до-ми-соль-до). Каждую песню нужно схватить правильно.

 

Между обыкновенным тоном и оккультным есть небольшая разница. В оккультном тоне есть определенные колебания, внутренняя мягкость, в его извлечении принимает участие мысль. А если мысль принимает участие, это выражается в определенных колебаниях. Скажем, иной раз поешь ты "до" одним горлом, а если бы мыслил, спел бы "до" ясно. Чем больше мыслишь, тем яснее получается, а если не мыслишь, — не получается.

 

Вы все должны быть хозяевами своих голосовых связок. Начните желать добра своему горлу. Каждое утро молитесь, чтобы голос ваш стал мягким, чтобы и речь наша была тихой, мягкой, приятной — музыкальной. Тихо и спокойно возьмите 3-4 тона, но всегда имейте желание взять их верно.

 

Допустим, в тоне "до" имеется переходное состояние. Пусть музыканты скажут. В церкви, например, поют с изгибами, "до — - -". Вы, например, хотите сделать такие украшения на слове "истина", придать ему весомость. На какой слог поместите это украшение? Можно поставить ударение на любом из слогов: на первом, на последнем, или в середине.

 

Или возьмем слово "благость".

 

Пусть каждый из вас выберет себе какое-нибудь слово и создаст музыкальное упражнение. Возьмите два слога и музыкальным образом, на музыкальном языке скажите их себе. Иной раз вы хотите сказать кому-то, что любите его. Спойте это слово, например, "благость", себе, выразите, что некто вас любит. Спойте свое любимое слово так, чтобы вас можно было понять, а поняв — почувствовать радость. Прежде всего скажите его себе. — "Как? Можно ли?" — Конечно можно. Только себе. В тебе живет другой и тебя слушает.

 

Тут, наверху головы, живет один, в горле — другой, в груди — третий, под ложечкой, в желудке, и т.д. Но тот, кто живет под ложечкой, молчалив, он живет тихо, и он может тебе сказать: "Тон неверный, нужно немного поправить". Потом опять послушает и опять скажет: "Нет-нет, еще поправь". А ты слушай.

 

Человек не одинок. Не думайте, что вы одиноки. Величайшее заблуждение думать, что вы одиноки. Человек никогда не бывает один. Всегда по меньшей мере трое: один наверху (около темени), другой — в центре между глаз, а третий — во всем теле. Мы им поем, а они со стороны слушают и одобряют или не одобряют.

 

Они принимают участие и в нашей мысли, говорят, верно мы думаем или нет. Они могут сказать: "Твоя мысль неправильна, поскольку не выражает существенной идеи, да и не чиста". Другой скажет, что ты не произнес слова хорошо, мягко. И ты начнешь думать, что такое мягкость. Ты слушай, а они тебя будут учить.

 

Например, иной раз ты хочешь говорить, ораторствовать; они тебе продиктуют стихотворение и скажут: "Выучи его", — и ты его выучишь. "Декламируй". — Ты начнешь, а они говорит: "Не так, подожди, не так. Найди себе учителя, пусть он тебя научит". Ты говоришь: "Я — пожилой человек, стыдно мне учиться декламации". — "Нет, найди учителя, и учись у него".

 

Я однажды слушал американского учителя ораторского искусства, его называли silver nail — серебряная игла. Ужасный критик!. Он подвергал критике учеников, которые закончили университет, богословскую академию и пр. Они приходили к нему в особую аудиторию. Сидит профессор, выходит ученик и начинает беседу. Только начинает говорить, профессор его останавливает и говорит: "Я не понимаю, что вы хотите сказать". Тот спускается, объясняет. — "А, теперь понимаю". Потом опять начинает говорить, и опять "не понимаю". По три четыре раза вызывает ученика и сажает на место. Человек выходит из аудитории, как мокрая курица.

 

И сам он может произнести речь и говорит: "Критикуйте теперь меня вы, укажите на ошибки". Но его никто не может критиковать, так хорошо он говорит. Говорит, как читает — каждое слово на месте, ничего лишнего. Когда студенты его слушают, говорят: "Он имеет право критиковать, мы не так искусны".

 

Иной раз вы оказываетесь у таких учителей, которые вас осаживают, потом опять вызывают, — раз, и второй, и третий, но человеку стоит научиться говорить, рассуждать.

 

Будем петь, потому что это жизнь. Жизнь — это музыка, жизнь — поэзия. Это вещи реальные. С ними мы войдем в высший Божественный путь, и когда спустимся, по-прежнему будем нести их в себе.

 

К следующему разу тема для сочинения будет "Польза от цветов".

 

(Тайная молитва)

 

Музиката – средство за концентриране

Link to comment
Share on other sites

 Share