1922_11_19 Музыка и пение – средства для настройки


Рассвет
 Share

Recommended Posts

МУЗЫКА И ПЕНИЕ — СРЕДСТВА ДЛЯ НАСТРОЙКИ

 

19 ноября 1922 г., воскресенье — София

 

8 лекция Общего оккультного класса, 2 год

 

Мы еще находимся в области оккультной музыки. Рассматривая оккультную музыку, я вам дам и образцы. Может быть, мы посвятим изучению оккультной музыки еще несколько занятий.

 

Мы проследим, как возникала музыка в далекие времена у разных народов, восточных и западных, в том числе и у болгар. Так что если иной раз вас что-то удивит, вы сможете сказать: "Мы знаем, откуда произошел этот отрывок". Все имеет свое происхождение.

 

Оккультная музыка — музыка образов и картин. Когда мы поем, у нас всегда должна возникать картина. Когда пишем стихи, у нас тоже должны возникать не обыкновенные, не мертвые, а живые картины. Живые картины дает только живой свет, они незабываемы. Понятно, что сначала у вас должны развиться соответствующие чувства.

 

Если бы сюда в этот вечер пришел какой-нибудь религиозный человек, его бы несколько озадачили те два упражнения, которые мы сегодня будем исполнять. Он сказал бы: "Что это они играют? И это набожные люди!"

 

Какие вещи набожны? По моему пониманию, набожных вещей в мире нет. Как люди набожны? Иной человек в уме набожен, а в сердце — никоим образом не набожен. У других сердце набожно, а ум не набожен.

 

Кроме того, имейте в виду, что мы занимаемся только упражнениями, а не оккультной музыкой: исполнения еще нет, тоны берутся неверно, такт не соблюдается, образы туманны и неясны.

 

Все это исправится. Имейте терпение и увидите, как музыка вам поможет. Я хочу, чтобы вы себе помогли. То, что заложено в вас, посредством музыки может развиться, чтобы у вас могли создаться новые образы. Язык картинен, и наша будущая поэзия и музыка должны быть картинны, содержать много живых образов.

 

Я начинаю следующее упражнение:

 

Сила жива, сила жива,

 

Кажи ми, кажи ми:

 

Где вода извира,

 

Где вода изсвера,

 

Извира, извира,

 

Где вода извира? (*)

 

_____ (*) Сила живая, скажи мне, откуда течет вода (где источник)._____

 

Вот оккультный образ. Это один мотив.

 

Второй мотив такой:

 

Скръбта си ти кажи,

 

Сърце си ти отвори

 

На светлите лъчи. (*)

 

_____ (*) Выскажи свою скорбь, отвори свое сердце светлым лучам._____

 

Это другой оккультный мотив. Дальше следует:

 

Лъчи от Бога благост ще ти донесат,

 

И в душа ти радост ще внесат. (*)

 

_____(*) Лучи от Бога принесут тебе благость и внесут в твою душу радость._____

 

Это последнее мы сейчас не будем петь, исполним первые два мотива.

 

Я хочу, чтобы вы постигли идеи оккультной музыки, поскольку сейчас мы этим занялись. В другой раз может быть мы не будем этим заниматься. Когда курс закончится, мы не будем к этому возвращаться. То, чему вы сейчас научитесь из области музыки, вам останется. А тому, что останется не освоенным, другой вас научит.

 

Примените то, чему научитесь из оккультной музыки, к современной музыке. Самая лучшая песня из нынешней музыки может стать оккультным упражнением, но не может стать оккультной песней. Оккультное упражнение может стать хорошей песней, но оккультную песню никоим образом нельзя перевести в обыкновенную, это немыслимо. В этом различие между оккультной и обыкновенной музыкой.

 

Сейчас в оккультной музыке вам нужен образец, чтобы мы не только говорили о ней.

 

(Учитель играет на скрипке, а восемь братьев поют первый мотив:

 

Сила жива, сила жива,

 

Кажи ми, кажи ми

 

Где вода извира...

 

В этом мотиве мы ищем, где источник. Источник на большой высоте. Спускаясь, ручей пляшет, скачет среди камней. Из этих звуков пастухи создали свою музыку. Пляски болгар происходят от звуков воды, которая скачет по камням. В оккультной музыке мы представим себе, как вода из какого-то горного источника стекает вниз, как прыгает по камням, потом как она, доходя до ровного места, меняет темп. Мы изобразим все перемены. Когда вода ручья впадает в море, оно может быть бурным или тихим. И в песне должно быть понятно, какое море. Так что по музыке вы будете знать путь воды от одного конца до другого: откуда вытекает вода, как спускается, где протекает и куда впадает.

 

Теперь второй мотив.

 

(Учитель играет, братья поют :)

 

Скръбта си ти кажи

 

Сърце си ти отвори

 

На светлите лъчи...

 

Во втором мотиве мы имеем одно негативное слово, с отрицательным смыслом — "скорбь". Как ее преобразовать? Вот преобразование:

 

Скръбта си ти кажи

 

Сърце си ти отвори

 

На светлите лъчи...

 

Солнце лечит. Скорбь всегда зарождается от недостатка света. Всегда, когда кто-то скорбит, в его уме и сердце присутствует темнота, нет света. Если приходит свет, скорбь исчезает. Если в сердце тебе приходит скорбь, спой "Скръбта си ти кажи". Спой один раз, два, три, четыре, пять раз, много раз, — и преобразуешь это состояние в другое, преобразуешь эту энергию.

 

Те из вас, кто хочет быть поэтом, должны не только перефразировать слова и искать рифмы; язык их должен быть картинным, идейным, в нем должны быть образы. "Скръбта си ти кажи" — сильные слова. "Сърце си ти отвори на слънчеви лъчи".

 

Вы можете еще больше украсить упражнение, но не добавляйте ничего лишнего. Этот отрывок можно разработать. В нем есть широкий замах. В нем даны оккультные образы, как в природе. Он простирается на две октавы, из него может получиться хорошая музыка. Он еще не закончен.

 

Спойте еще раз. (Все поют).

 

Теперь спойте первое упражнение. (Все поют "Сила жива"). Это народный мотив. Я затрагиваю болгарскую музыку. Этот мотив взят от течения ручья высоко в горах. Ручей постепенно спускается вниз, скачет по камням. Это приятная картина. На этот мотив можно создать и другие песни.

 

Теперь спойте второе упражнение : "Скръбта си ти кажи", — тихо. (Все поют вместе с Учителем).

 

Болгарские народные песни, игривые и хороводные, происходят от ручьев. Природа жива. А минорные, протяжные песни возникают при дневном свете.

 

Минорную окраску придают песне сильные контрасты. Например, бедный человек выходит на улицу в красивый солнечный день и видит всех людей хорошо одетыми, а он оборван; все люди на прогулке, а у него обувь рваная, он не может выйти на прогулку. Тогда он поет грустную минорную песню. Видя людей, он не может им радоваться.

 

А в уме пастуха, который видит, как течет, как скачет ручей в горах, рождается мажорная гамма. Он танцует, поет и думает: "Я буду делать то же, что делается в природе. Как вода скачет по камням, так и я буду приплясывать". Так действует человеческий дух.

 

Выскажи свою скорбь. Только солнце может тебя научить, почему нужно рассказывать свою печаль. Только солнце может тебе помочь, излечить тебя. Выскажись в песне.

 

Если ты сильно скорбишь, выскажи свою печаль другу, но не в вечернее время. Если хотите помочь себе, не ходите к друзьям вечером рассказывать свои горести. Выбери светлый, ясный солнечный день, позови друга в лес, расскажи ему свои беды, и так излечишься. Вот метод, которым, если хотите, можете лечиться. Если у вас есть скорбь, которую трудно излечить, выберите хороший, светлый ясный день, идите в поле или на луг, спойте эту песню: "Скръбта си ти кажи," — и с сердца упадет камень, тебе станет легче и ты скажешь: "Слава Богу, порадовался и обновился". Если пойдете лечиться вечером, можете посетить сто семейств, всем рассказать про свои беды, но вам не только не полегчает, а станет тяжелее.

 

Поэты правы, когда, сочиняя свои стихи, стремятся на природу. И у поэтов бывают скорби и беды, поэтому они ходят по лесам и там их высказывают. Больше всего скорби у поэтов, потому что чувства у них развиты, но условия неблагоприятны, они бедны: торговать не умеют, денег у них нет, одежды нет, люди их не ценят. (Я говорю поэтическим языком.) И когда возвращается поэт из леса, он говорит: " Я живу в мире, где люди меня не понимают". Но придет время, когда их песни будут петь.

 

Потом мы коснемся и духовной музыки, увидим, как она родилась, при каких условиях, Я вам дам образец духовной музыки. Греческое пение, как сейчас поют в церкви, — это не духовная музыка. Придет время, я вам дам образец, чтобы вы знали, что такое духовная музыка. Нужно, чтобы небо отворилось, когда вы поете нечто духовное. А так, как сейчас поют, это не оккультная музыка, небо не отворяется. Это и не упражнение.

 

Что может создать греческая голова? В живописи — да, признаю, но не грекам создавать музыку. Пение нужно искать у арабов, у индусов, у египтян, до некоторой степени и у евреев. Но не искать же пения у англичан, у французов! В самом их произношении нет глубины, оно носовое, голос поверхностен. А при оккультном пении голос должен до некоторой степени спускаться в гортань.

 

В оккультной музыке нужно быть спокойным, иметь некий живой образ, нечто живое, что ты воспеваешь — реку, гору, солнце, человека — красивую девушку или юношу, или какой-нибудь дом. Это зависит от таланта того, кто работает .

 

Сейчас нас многое останавливает. Эти преграды мы должны преодолеть разумным образом. Сейчас, если поешь много набожных песен — плохо, если поешь много светских песен — тоже плохо. Мы будем петь песни, которые близки к природе. Будем воспевать ручьи, горы, восходящее солнце, звезды, реки, будем воспевать добродетели какого-нибудь человека, — живого, реального.

 

Мы говорим и играем просто, но верно. Есть люди, которые говорят очень научно, высокоумным языком, но то, что они говорят, неверно. Таковы лживые вещи. Мы начнем с простых, микроскопических вещей, но они будут верными. Откуда ты взял этот сюжет? — "Видишь эту реку? Вот откуда взят мой сюжет. Отдохни рядом с этой рекой, и ты станешь похожим на нее. Послушай ее — станешь так же весел, как она".

 

Далее, те же вибрации, те же движения имеет и свет. Как скачет этот ручей, так и свет сходит по наклонной плоскости и совершает такие же быстрые движения. Кто готов к этому, тот может заметить те же движения, когда придет свет. (Учитель играет "Скръбта си ти кажи"). Движение света приблизительно напоминает движение ручья.

 

Замечаете ли вы разницу между этими двумя упражнениями? Заметьте микроскопическую разницу в их строении. Почему они верны? Потому что выражают те звуки, которые есть в природе.

 

Так что же могут родить болгары? Вы скажете про этот мотив: "Это народное, болгарское, мы это слышали". Пусть тот из вас, кто слышал, споет, если это болгарская народная песня. Слышали ли вы где-нибудь этот мотив?

 

(Учитель играет "Сила жива, кажи мне, где вода извира".)

 

Если вы споете этот мотив громко, а потом сразу же тихо, вы почувствуете различные влияния. Если споете сначала громко, а потом тихо, вы движетесь снизу; образуется волна, а потом — вторая волна, тихая. Если пройдет кто-то, когда вы поете громко, скажет, что поете сильно, но это неверно. Я вам сыграю сейчас тихо (Учитель играет тихо, а потом громко "сила жива").

 

Так появляются переплетения. Вот где заблуждение в музыке. (Учитель играет "Изгрява слънцето"). Эти переплетения тонов неверны, и поэтому мелодия изменяется. От этого искривления в тонах она принимает другое направление. Основные тоны тут — "где вода извира" (Учитель играет только чистые тоны, без украшений).Теперь переходим к оккультной музыке (Учитель играет с украшениями). Заметьте разницу между одной и другой игрой. В малых пропусках появляются заблуждения и рождаются образы, которые неверны.

 

Теперь появляется второй мотив этой песни. Можете ли вы спеть второй мотив? Давайте споем тихо: "Скръбта си ти кажи". (Все поют, после этого Учитель поет один).

 

Так откуда взялось это греческое пение, это "иее, иее"? (Учитель поет протяжно "Блааагооост", много раз, с разными украшениями). Делая отклонения в этих тонах, исключили согласные, тогда осталось только это "иее, иее". В оккультной музыке нужно придать смысл этим слогам. (Учитель поет много раз "блааагост", ао-ао-ау-аоу). Нужно исправить их духовную музыку. В ней слова разбросаны без разбора.

 

Они говорят, что евреи перевели псалмы. Видели ли вы оригинал, чтобы сравнить с еврейским текстом? Еврейский язык аналитичен, в нем два времени, прошлое или будущее, настоящего нет. А они переводят еврейское слово когда с определенным, когда с неопределенным артиклем, а иногда не только в прошлом или будущем, но и в других временах, не свойственных еврейскому языку, и этим придают словам совсем другой смысл, и вибрации, которые образуются в уме, получают другое происхождение, так что в душе создается другое течение. Например, первый псалом неправильно переведен. Иной раз я вижу ошибки и в переводе Евангелия.

 

Чтобы нечто перевести, нужно это пережить, перенестись в те времена, когда жил Христос, понять Дух, Который проникал в Павла, в Петра, в Христа. Тогда можно переводить. А сейчас дают буквальный перевод, и поэтому люди, читая Евангелие, не верят в него. Не верят, потому что перевод неверен. Там нет Духа. Это не в качестве критики, но вы, как оккультные ученики, не должны обманываться. Ваша оценка вещей должна быть верной: ни больше, ни меньше. Не будем строги в оценке вещей, но будем говорить Истину, как она есть. Нам нужна правильная оценка вещей!

 

Некоторые говорят, что вот это — светская музыка, а вот это — духовная. Я вам задам тему: "Различие между светской и духовной музыкой, между светским и духовным пением". Напишите мало, но с образцами. Возьмите несколько духовных песен и несколько светских песен, посмотрите, чем они различаются.

 

В болгарской музыке есть картины. "Либе ле, либе ле, Стояне!" Когда это слушает религиозный человек, в нем возникнет определенное настроение, он скажет: "Об этом ли собирались сегодня говорить?" — Хорошо, когда ты приблизишься к Богу, какое положение займешь, в качестве кого Его примешь? Ты можешь принять Его как судью, который тебя судит, можешь принять Его как благодетеля, который тебе помогает, и, наконец, можешь принять Его как возлюбленного, Который может тебя любить. И много других положений можно принять.

 

"Либе ле, либе Стояне" — что в этом плохого? Когда вы произнесете это предложение, сразу заметите, что в нем содержится мысль, которая не поэтична, а стала эротичной. Образ "либе ле, либе Стояне" представляет не Любовь, а банкира, который дает деньги взаймы: "О банкир, ты меня обдерешь, или я тебя обдеру? Кто на ком наживется?"

 

Хорошо, придет поэт, как он тебя воспоет? "Красавица моя..." В чем состоит красота? За красотой должна стоять добродетель. Красота без добродетели — ничто.

 

Говорят, что вот эта девушка красива. Что в ней красиво? — "У нее черные глаза". Черные глаза — выражение глубины чувств. Черные брови — выражение силы и энергии. Тонкие брови — мягкость чувств и нежность. "Наша Мара е красива, в тънки вежди писана"(*).

 

___(*)(Наша Мара красива, у нее тонкие брови, как на картинке).___

 

Когда поэт описывает тонкие брови Мары, это значит, что у Мары — мягкое, нежное сердце. Тонкие брови должны произвести такое впечатление. А если, произнося эти слова, вы имеете в виду нечто слабое, бесхарактерное, — эти брови ничего не значат. Если в черных глазах ты не видишь глубины чувств, они ничего не стоят.

 

Что означают синие глаза? — Нечто идейное, возвышенное, то, что есть наверху, на небе. Если нет этой идейности, синие глаза ничего не стоят. Каждый символ, — черные ли или голубые глаза, — должен иметь в себе смысл. Это музыка! Иначе поэт будет сам себя опровергать. Поэт должен так направить сознание, чтобы идея оживала.

 

Нынешние поэты, описывая нечто, должны прежде всего определить, какова идея. Тонким бровям не может соответствовать низкий лоб. Эта Мара с тонкими бровями не может иметь лоб шириной в два пальца. Голова ее не должна быть слишком широкой, как у английского бульдога, она должна быть несколько продолговатой, сверху закругленной. Всей ее фигуре должен быть придан такой колорит, чтобы было понятно, что в ней есть духовный импульс. Нос должен быть правильным, глаза без раскосости.

 

Должна возникнуть картина. Если этого нет, остальное — фразеология. Если поэт не находит деталей, которые составят разнообразную картину, язык становится эротическим. Потому что красивый человек и добрый человек имеют образы. Так это в природе. У волка есть образ, у овцы есть образ; все животные в соответствии со своим характером, чувствительностью и интеллигентностью имеют форму, которая соответствует тому, что в них скрыто. Мы не можем создать чего-то нового, нужно описывать вещи такими, каковы они есть.

 

И каждый может изменить свою внешнюю форму. Для того вы оккультные ученики, чтобы уметь изменяться.

 

Я хочу, чтобы вы прежде всего любили музыку, потому что для вашего благородства требуются как поэзия, так и музыка.

 

После этого мы должны войти в жизнь, не так ли? Не трудиться, труд показывает, что вы вне рая. Работа — в раю, а мучение — в аду. Все говорят: "Будем трудиться!" Не пользуйтесь словом "труд", скажите: "Будем работать". Дух трудится и работает, Он начинает с труда, а кончает работой. Некоторые говорят: "Будем работать и трудиться". Это значит, что сначала вы в раю, а потом вас выгоняют вон, и там вы будете трудиться. Если мы трудимся, мы не в раю. Будем работать, чтобы войти в рай. "Труд" означает, что ты находишься между двумя принципами — трудно тебе. А работа — дело свободы. Работа происходит по свободному выбору.

 

Поэтому музыка — работа, поэзия — работа. Пение, чтение, учение — это работа, а не труд. Говорят: "Этот ученик трудится". Если он трудится, пусть идет вон. Труд — на поле, а в школе нужно работать. Почему я говорю, что в школу нужно идти с расположением? Если ты идешь в школу без расположения, тебе здесь не место. Здесь вы в раю; забудьте о своем труде, забудьте о волнениях про ваш референдум и пр. Оставьте эти вопросы снаружи.

 

Референдум пройдет точно так, как определила карма, ничего больше! И получится очень хорошо. С этими референдумами в следующий раз они получат хороший урок. Господь их позовет и спросит: "Так будете вы наконец учиться?" И там есть школа, но по закону Моисея. А здесь школа — по закону Христа. Здесь есть музыка, все есть, все позволяется: пойте, пишите стихи, изучайте искусство лечения, путешествуйте, — вы имеете все наилучшие вещи.

 

Кто-нибудь из вас скажет: "Но ведь жизнь не такова". Мы сделаем ее такой. До сих пор она не была такой, поскольку принципы, с которыми мы работали, не были такими, но мы это сделаем. Это зависит от нас.

 

Я хотел бы, чтобы то, что я вам сказал сегодня утром, не кто-нибудь съел за вас, а чтобы вы сами наполнили свою тарелку. Почему? Потому что от этой тарелки, от этой еды зависит ваше будущее. Вы будете учиться, будете петь.

 

Ты говоришь: "Этот человек очень хорошо поет". — И ты будешь петь. — "Я не рожден для этого". — Нет, нет, рожден, но позже пренебрег своим даром. Учись: ты рожден, чтобы учиться.

 

Мы вернем все потерянное. Вы уже восемь тысяч лет как загипнотизированы: того у тебя нет, этого у тебя нет, — ничего нет, ты — грешник. И так продолжалось, пока вы не дошли в конце концов до положения идиотов. Теперь мы отправимся в обратном направлении. Если у нас не осталось способностей, мы снова их обретем. Как бы то ни было, через восемь или через десять тысяч лет, я верну себе этот дар. Мне может потребоваться долгое время, но я буду работать. Пусть мне потребуется десять тысяч лет, но сейчас я начинаю, и через десять тысяч лет обрету этот дар.

 

- "Но это такое долгое время!" — В оккультной школе десять тысяч лет можно собрать в один час. В один час ты можешь совершить такую работу, как за десять тысяч лет. Так обстоит дело. Это великая Истина. Время и пространство зависят от способов, от методов, которые вы используете. Я сейчас говорю вам это, чтобы дать вам импульс, чтобы вы не думали, что вы стары.

 

Вы говорите: "Мне уже 45 лет, что из меня выйдет?" Посмотрим, что будет, когда старые запоют. Есть пословица: "Когда старая навозная куча загорится, — беги вон." Но это в переносном смысле. Когда большое старое здание загорится, это опасно, получается большой пожар, не легко его погасить. Но я, говоря это, не имею в виду пожар. Потому что если мы зажжем человека человеческим огнем, он сгорит, но если его зажечь Божественным огнем, он не сгорит.

 

Говорю: различие между человеческим и Божественным огнем таково: на человеческом огне можно зажарить ягненка, но плод на нем не может созреть. На Божественном огне нельзя зажарить ягненка, но плоды зреют, а ягнята растут. Тем отличается Божественный огонь — он дает плодам зреть, ягнятам расти. А человеческий огонь сжигает и поджаривает. Следовательно, если вы зажжены человеческим огнем — сгорите, а если мы вас зажжем Божественным огнем — вы вырастете, созреете, запрыгаете и запоете.

 

Я хочу, чтобы вы все вы, ученики этой школы, были зажжены Божественным огнем, чтобы у вас было желание петь, играть и поощрять друг друга. Во всех вас я вижу достаточно способностей, — и музыкальных, и прочих, и вы можете их разработать, развить. У одних способностей больше, у других меньше.

 

Спойте второй мотив, "Скръбта си ти кажи" (Учитель играет, все поют). Теперь давайте споем "Духът Божий" (Учитель играет, все поют). Блага дума на устата". Еще раз спойте "Блага дума" — один раз громко, потом тихо. "Венир Бенир. (Все поют). Кое-что неверно спели, но мы это исправим. Спойте "Сладко медено", "Сила жива, кажи ми". Эти две песни подходят друг другу, потому что вода и мед умеют договориться. Следовательно, эти две песни можно петь вместе.

 

Теперь спойте тихо "Сила жива, кажи ми, де вода извира" (Все поют, Учитель делает движения руками, как будто нечто течет)

 

Теперь отдохните немного, прислонитесь к чему-нибудь, расширьтесь. (Отдых семь минут).

 

"Сила жива, кажи ми" — все поют 3 раза.

 

Представьте себе, что кто-нибудь вас спросит, чем отличается оккультная музыка от обыкновенной. Она отличается крайней мягкостью, ясностью, картинностью и природными образами. К этому вы все должны стремиться — чтобы в вашем пении были ясность и мягкость. И упражнения должны быть мягкими. Никогда нельзя петь оккультное упражнение без мягкости. Оккультное упражнение отличается крайней мягкостью, а мягкость придает ему крайнюю пластичность, гибкость.

 

Если хотите упражняться как оккультные ученики, есть такие мотивы, — духовные, для созерцания. Начните напевать одно слово, повторять его постоянно, изменять его. Есть законы, по которым можно его изменять и так настраиваться. Например, начните со слова "благость". Пойте его, изменяйте, пока не обретете в себе определенное настроение.

 

Мы будем выполнять разные упражнения. Утром, как встанете, соберите семейство — детей, отца и мать, и начните оккультные упражнения. Начните "Сила жива, кажи ми, где вода извира", пусть все поют. Потом другие оккультные упражнения. Пусть все в доме, в том числе и дети, поют. Потом "Скръбта си ти кажи". Посмотрите, можете ли вы таким образом, посредством музыки, воспитывать детей. Если у нас будет нечто оккультное, мы получим результат. Детей можно воспитывать посредством картин, образов. Язык должен быть картинным. Это язык природы. Дети крайне впечатлительны к образом, поэтому нужно создавать такие мотивы. А передать это в обыкновенной музыке трудно. Нелегко создать оккультный мотив.

 

Вы не знаете, какими будут следующие два мотива. До сих пор мы поднимались, дошли до вершины, теперь будем спускаться, потом повернем к другой вершине.

 

Это пение отразит различие ваших характеров: некоторые станут более спокойными, сдержанными, другие — более активными, некоторые более музыкальные и поэтичные, начнут мыслить серьезнее, глубже. Оккультная музыка отразится на вас различно, придаст вам различное направление, она создаст в вас не однообразие, а разнообразие, и в этом разнообразии будет внутренняя гармония.

 

Но я не хочу, чтобы вы думали, что с помощью музыки вы всего можете достичь. Нет, это только одно из средств.

 

Музыка — искусство ангелов. Следовательно, для нас эта музыка непонятна, но для ангелов каждый музыкальный тон — определенный звук. Эти звуки непонятны для нас, но для ангелов это язык — красивый ангельский язык.

 

Музыка — это язык ангелов. Этот тон, например, "до", нечто означает, он не просто мертвый звук, это — живой звук. Мы издали слышим только звук, но содержание этого звука нас не достигает, Однако если в вас разовьется внутренняя, оккультная музыка, и если я, например запою (Учитель поет "Сила жива" без слов), вы сразу будете знать, каковы слова. Все эти звуки имеют определенные слова.

 

Музыка — восходящее искусство, а поэзия — нисходящее. Поэзия принадлежит более высокому миру, но, поскольку она спускается вниз, слова так запутаны, что в них не осталось никакой поэзии.

 

Мы говорим, например, о "месте" и "пространстве". По звукам, по своей первой причине пространство и место различаются. Чем? Что такое — место? (Учитель перекладывает смычок с одного места на другое). Вот я перемещаю (болг "местя") смычок. Причина его перемещения — вне него. Я двигаю смычок и он перемещается, так? В отношении пространства причина — внутри. Например, я простираю свою руку. Вы — живое существо, я до вас дотрагиваюсь, от моего пальца исходит живая жидкость, которую вы не видите. Отодвигая руку, я продолжаю в своем сознании действовать на вас. То есть сила, которая действовала, не снаружи, а внутри меня. Так что не следует смешивать место и пространство, потому что в отношении пространства причина находится внутри.

 

Мы сейчас живем в перемещении вещей, а не в пространстве. Например, человек, который перемещается, движется только в одном направлении. Я одновременно перемещаю смычок и простираю руку, беру что-то. Значит, когда я простираю (руку), у меня есть воля взять нечто и дать нечто. А в перемещении нет воли.

 

Не говорите, что вы перемещаетесь в этом мире. Перемещаются только мертвые люди, а живые — простираются. Простирая, мы вызываем, как говорят англичане, проекцию: нечто проецируется в пространство (болгарин сказал бы: пробивание). Только то, что было внутри, в сознании, может проецироваться. В проекции корень — "эко" — отзвук произошедшего движения. Бросаешь нечто, но это бросание имеет отражение.

 

Итак, каждое слово в нашем сознании вызывает определенную идею или определенное содержание, которое оно имеет по природе, в соответствии с тем, как первоначально образовалась эта форма в Божественном мире. Тогда для каждого слова у нас должен быть определенный звук, но эти звуки позже переведены, и слова изменилось.

 

Например, немецкое слово milch — молоко. Каким было в первоначальном языке слово, которое означало "молоко"? — "Мама" или "мать" (болг. "майка"). Звук "ма" произносят почти все дети, это самый легкий звук: "ма-ма-ма". Так и молодой теленок говорит, и мы говорим "ма-ма". Какой это содержательный звук! "Ма" — звук ребенка.

 

Умный человек — только тот, кто может спускаться и подниматься. Кто не может спускаться, кто только сидит на вершине горы — тот не умен. "Мама" означает существо, которое может подниматься наверх и спускаться. Только мать может жертвовать собой, потому что умеет спускаться и подниматься, богата верхними и нижними переживаниями, владеет всеми условиями природы и жизни.

 

Потом возьмем звук "б". Когда произносишь этот звук, это значит, что определенная сила заперта и ищет путь, на котором может проявиться. Ты соединяешь губы, верхнюю и нижнюю, и надуваешь щеки — "б-б-б". Значит, активный принцип Мудрости и активный принцип Любви соединяются, чтобы родить "б". Тогда приходит "а". Звук "а" — эмблема человеческого ума, и если соединить "б" и "а", получается "ба".

 

Интересно, какой звук мы произносим, когда смеемся? "Ха-ха-ха". Если же ты говоришь "ох", значит встретился с какой-то трудностью. Звуки "а" и "о" означают радость. Звук "х" — звук мучения. Тот, кто смеется, говорит "ха", "х-а", а тот, кто встретился с трудностью, мучением, плачет и говорит "о -х". Два элемента тут меняются местами: "а" или "о" находятся то перед "х", то после. Когда говорим "ох" — радость, буква "о", впереди, перед мучением, а когда говорим "ха", значит перед радостью была трудность.

 

Значит, чтобы быть радостным, нужно трудность поставить перед глазами, не нужно оставлять ее за спиной. Неприятеля всегда нужно держать перед глазами, Это безопасно. Если поместишь его за спиной, дело другое — будешь охать. Если говоришь "ха-ха", значит говоришь "знаю тебя". Если говоришь "ох", где "х" сзади, — это другая философия.

 

"Ох" — это уравнение, которое тебе следует разрешить. "Х" — неизвестная величина; найди, чему она равна, помести "х" впереди, чтобы суметь преодолеть эту трудность. Есть у тебя, например, слуга, который тебя нервирует, потому что плох. Найди причины, выясни, почему он плохой слуга. Есть причины. Твой слуга за пять минут может стать хорошим, и за пять минут может стать таким, что ты его не узнаешь, потому что наше тело — поляризация нашего ума. В нашем теле находятся энергии, которые неподконтрольны нашей воле, и нужно знать, как ими управлять. Каждый должен знать эти законы, иначе может произойти взрыв.

 

Некто гневается. Гнев — это потеря существовавшего равновесия. Но кто из нас, идя по дороге, не споткнется и не упадет? То устройство нашего тела, которое мы сегодня имеем, не очень надежно. Животные гораздо умнее нас. Растения, зная, что находятся в мире противоречий, засунули головы в землю и стоят прямо. А мы взгромоздились головой вверх на две ходули, которые движутся по земле. Если потеряешь равновесие — упадешь. Растения умнее.

 

Итак, человек падает. Когда падает человек? Приходит какое-нибудь существо снаружи, немного подтолкнет тебя, и ты теряешь равновесие. Человек падает, когда пугается. Если ты в самом себе мыслишь, никогда не упадешь. Значит, человек, который гневается, вышел из себя, потерял равновесие и падает.

 

Что такое гнев? Берегись, не ходи туда, где много народа, чтобы тебя кто-нибудь не задел, потому что иначе ты потеряешь равновесие и упадешь. Вполне естественно, это совсем не стыдно. Разгневаться — это падение. Встанешь, почистишься и скажешь: "В другой раз буду ходить там, где нет людей". Так и пройдешь, чтобы тебя на задели.

 

Когда мы приходим в столкновение с людьми, мы падаем. Поскольку вы не понимаете закона, каждый может тебя задеть. Тот заденет, этот заденет, — и если меня заденут двадцать человек, и я все время буду падать, что со мной станет, на что я буду похож, когда вернусь домой? — Буду жаловаться на того, на другого, голова перевязана, рука перевязана, ноги перевязаны. То же происходит и в моральном отношении.

 

Не ходите туда, где много людей. И когда я вас сейчас здесь собираю, нужно быть осторожными. Я хочу, чтобы вы не толкали друг друга, чтобы между вами было по меньшей мере 2 — 3 метра расстояния. Это возможно, потому что мы можем — в оккультном смысле — расширить пространство, а можем уменьшить или сгустить.

 

Итак, что такое гнев? Считайте, что во всех этих моральных недостатках, моральных слабостях , которые у вас есть, нет ничего плохого, ничего постыдного. "Но я упал, согрешил!" Говорят о моральном падении. Что такое физическое падение, что такое — моральное? Какова разница? В физическом отношении человек знал, видел, что упадет, а в моральном отношении — не видел. Дойдет человек до какого-то места и может упасть.

 

Мы будем толковать вещи естественным образом, все принимая во внимание. Я хочу дать вам определенные правила, чтобы вы их применили, и ваша жизнь стала более осмысленной. Потому что если мы не поумнеем, если наш ум не разовьется, если не разовьется, не разбогатеет наше сердце, если воля наша не окрепнет, — зачем нам это знание? Я хочу, чтобы вы разбогатели, чтобы имели правильные суждения о вещах.

 

Все вещи вы должны проверить на опыте. Например, ты говоришь: "Я так думал". Как ученик оккультной школы, ты должен понимать, почему так думаешь, какова причина. Объясни, почему эта картина неестественна.

 

Но есть еще много областей, которые мы пока оставим, не будем их трогать. Если, например, мы затронем нынешний общественный строй, начнем его разбирать, — только его и видели. Лучше его не трогать. Есть вещи, которые сейчас совершенно не следует трогать. Достаточно прикоснуться, чтобы все рухнуло. Оставим временно эти вещи, пока строим новое.

 

А вы потом говорите: "Господь знает". У меня нет никакого сомнения, что Господь знает, но и мы должны знать, что Он знает и что нам заповедал. Нам следует это знать! А мы приходим на готовое. Вы говорите: "Господи, Ты знаешь!" — Нет, ты ученик, у тебя есть обязанности, определенная работа, будут у тебя и труд, и мучение. Иной раз пошлют тебя в ад, не откажешься. Потом будешь трудиться и работать. Тебе придется пройти эти состояния — мучение, труд и работу.

 

Когда проходишь через одно состояние, другое, третье, четвертое — не отчаивайся. Такова воля Божья. Тот, Кто даст тебе радость, даст и тень радости, потому что без теней жизнь — не жизнь. Сама жизнь, которую мы сейчас переживаем, несет их в себе.

 

Жизнь без теней несет в себе зло. Красота несет в себе зло. Красивая женщина хочет хорошо одеваться, Сильный человек хочет иметь деньги. У кого сильная спина, тот может украсть. Крадут сильные. Могут ли украсть больные, слабые люди? Преступление совершает сильный.

 

А теперь я спрошу: сила здоровья, которая у нас есть — зло ли? Нет. Это заблуждение, которое вошло в мри и существует в нем испокон века. Черная ложа дала такое направление жизни.

 

Хорошо, ты кого-то любишь. Ты уверен, что от того, кого ты любишь, зависит твое счастье, что он внесет нечто хорошее в твою жизнь? А если после того, как ты его полюбишь, он тебе принесет несчастье?

 

Сегодня вечером я вам приведу объяснение. Я должен говорить с вами конкретно, давать вам разъяснения, чтобы вы понимали философию вещей.

 

Представьте себе, что я и еще какой-то человек заперты в замке, и так герметически запечатаны, что неоткуда войти воздуху. Мой товарищ отчаивается, говорит: "Кончено наше дело, здесь мы и умрем". Однако я работаю, читаю, и обнаруживаю, что в этой комнате есть задний выход, Когда мой товарищ ложится спать, я выхожу наружу. Снаружи — солнце, чистый воздух, я хожу по горам и лесам, а когда возвращаюсь — он меня видит бодрым, веселым, радостным.

 

Он говорит: "Этот мир плох, как жить?" — и спрашивает меня, чему я так радуюсь. Я ему говорю: " Я беру нечто снаружи". — "Как снаружи, разве я не вижу, как ты живешь?" Я говорю: "Есть другой мир снаружи". — "А ты его видел?" — Видел. — "Расскажи это кому-нибудь другому!" Он опять засыпает больной, немощный, я опять выхожу на солнце, радуюсь, а он удивляется, откуда у меня это настроение. И в конце концов однажды я его убеждаю, вывожу наружу, так что мы оба выходим на открытое место. — "Ну, что скажешь?" — "А-а!"

 

Я хочу вам сказать, что сейчас ваше положение именно таково: этот мир, в котором вы живете — замок, в котором вы заперты, и в нем есть задняя дверь, через которую вы можете выйти и пойти в Божественный мир. Не говорю вам, чтобы вы вышли и не возвращались. Нет, выходите и возвращайтесь, выходите и возвращайтесь, И тогда ты скажешь своему другу: "Здесь я выдержу, это — место работы, я могу работать целый день в этом замке". Это не иллюзия, это реальность!

 

Знаете ли вы, зачем я вам играю? Я вам показываю дверь, через которую можно выйти. Выходите, и ничего больше! Есть люди, которых только музыкой можно вывести. Я снаружи, я вам играю, вы прислушиваетесь и говорите: "Там, снаружи кто-то играет, давай посмотрим, откуда можно его послушать". Когда вы выйдете через эту дверь наружу, увидите того, кто играет. А увидев того, кто играет, увидите и солнце. Вот живая философия.

 

Это не только образный пример, этот пример реален. Не сомневайтесь! У вас есть душа, верьте в нее! А сейчас вы один день верите, что есть Господь, а на другой день не верите. В конце концов, на чем вы основываете свою жизнь? На том, что Бог есть Любовь. И эта Любовь всюду проникает. Она — в нас внутри, она проникает не в это наше тело, а внутрь нашего сознания, в нашу душу. Всюду, постоянно проникает. В наибольшей скорби верьте в Любовь, не отчаивайтесь, держите ее в своем уме.

 

Все внешние предметы, внешние условия хотят удерживать тебя в тюрьме. Не думай о тюрьме, не сиди внутри! Когда все внешнее засыпает, выходи через заднюю дверь наружу. Вот картина. Пусть нас не пугает нынешний мир, нынешняя жизнь. Мучения могут быть и будут, но есть задняя дверь, и мы через нее должны выходить и входить. Она реальна.

 

Вы входите и выходите через нее, но иной раз выходите с завязанными глазами, Нет, я хочу, чтобы у вас открылись глаза. Я хочу, чтобы вы выходили с открытыми глазами. Я не хочу, чтобы, выйдя, вы сказали: "Почувствовал, что есть какое-то тепло, но ничего не видел". — У тебя завязаны глаза. Говорю: снимем эти повязки! — "Но мне говорили, что их нельзя снимать!" — Можно, можно, — "Но это опасно!" — Совершенно не опасно. "Но такой-то оккультист мне это сказал. Некий адепт, некий учитель так сказал." — Оставь этого учителя! — "Такой-то профессор..." — Оставь этого профессора.

 

Вы сами ли слышали этого учителя? — "Нет, его ученики так говорят." — Пейте прямо из источника! Я вам говорю, чтобы вы не слушали учеников, а проверяли вещи и были в согласии с великими принципами. Я хочу напомнить вам вещи, которые вы забыли, не новые, а старые вещи говорю я миру, известные издавна.

 

Я вам говорю: слушайте, мир изменился, настало уже другое время. В чем изменился? Раньше мы спускались вниз, а теперь поднимаемся к Богу. Сейчас мы начинаем с закона эволюции, начинаем подниматься, и будем искать свое счастье в Любви. О Любви я вам еще буду говорить, много еще должен вам сказать о Любви.

 

Требуется вера, абсолютная вера — вера, вера, вера! И мы ее испытаем.

 

Я хочу, чтобы вы не смущались, когда поете. Я умею слышать, и когда вас слышу, могу сказать — у вас получится. Ничего, если ты ошибешься. Однажды я был на концерте, где дирижер был так строг (Учитель делает движения руками, как будто ругает кого-то) , так строго дирижировал, что все съежились. — Нет, если ты сделал ошибку — ничего страшного. Она будет исправлена. Ничего не случится от одной, двух, десяти ошибок. Мы сделаем еще много ошибок. Подождем, каждая ошибка имеет и положительный результат, ошибки несут и добро в мир.

 

Кто-то взял фальшивый тон; по отношению к той гамме, которую я даю, этот тон фальшив, но по отношению к другой гамме он гармоничен, он связан с другой гаммой. И тот, кто взял фальшивый тон, не виноват. Говорю: гамма не та, измени гамму. — "Как, это же ошибка!" — Нет, измени только гамму!

 

Нужно смотреть на вещи конкретно, реально, видеть их такими, каковы они есть. Нет ошибок в мире. Ошибки есть по отношению к определенному верованию или пониманию. Иной раз я говорю, что нечто не является ошибкой. — "Как, разве мы не знаем?" — Да, но то, что ошибка для вас, ошибка в определенном отношении, то может быть великой Истиной в другом отношении.

 

Следовательно, ошибки, которые вы найдете в своей жизни, являются ошибками по отношению к определенному положению, определенному пониманию, но не во всех отношениях. То, что для вас ошибка, в другом отношении — великая Истина.

 

Я бы вам привел некоторые пояснения. Не нужно смущаться; в мире, в котором вы сейчас живете, есть какая-то мораль. Не то чтобы у нас не было морали, но у нас нет еще такой морали, которую можно применять. Я читал многих моралистов; что в них морально? Христос сказал: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". Что ты хочешь, чтобы тебе сделали? Принцип правилен, но это сложная задача, которую нужно разложить на составные части. "Давайте любить друг друга". — Как? Это задача.

 

Любить Господа- это великая задача. В ней есть четыре неизвестных. Любить умом, любить сердцем, любить душой, любить силой. Но ведь ты в душе своей даже еще не веришь в Господа, как же тебе любить Его душой? У тебя в уме — сомнение, ты говоришь: "Есть ли Он в моем уме?" Кто этот ум? Ты и в сердце своем Его не чувствуешь. Тогда тебе остаются неизвестные величины. Потом говорится: "Люби ближнего как самого себя". Кто этот "сам"? Есть две самости; одна — высшее "Я", а другая — низшее "я".

 

Что есть высшее, а что — низшее? Нужно не только говорить непонятные слова, нужно знать, что высшее, а что — низшее. Все это — задачи. Не то что это неверно, это верно, но это вещи, которые мы сами не проверили, их проверили другие. То, что вы проверите сами, верно для вас. Вы можете это проверить в другом смысле, то есть применить сообразно вашему развитию. Поэтому я говорю, что хочу, чтобы вещи были верны.

 

Однажды вечером со мной был приятель, и я сказал ему: центр, который образует окружность, больше самой окружности. — "Как такое может быть?" — Представьте себе, что у вас есть маленькая дырочка, через которую может течь вода, и вы пускаете воду через эту дырочку в цистерну емкостью сто тысяч тонн. Вода, постоянно втекая через эту маленькую дырочку, в конце концов наполнит цистерну. Спрашиваю: сила, которая пришла, больше ли цистерны? Понятно, больше. Этот центр — только соединительная точка с большим миром.

 

Нынешний мир создан из такого центра и соединен с другим, более великим миром, энергия которого в сто миллионов раз больше энергии нашего центра. Через этот центр текут силы Божественного космоса. Мы этого не схватываем и говорим, что эта точка не занимает никакого пространства в нашем мире, она вне нашего мира. Допустим, что этот центр не занимает никакого пространства, но представляет собой отверстие, через которое течет вода в цистерну. Спрашиваю: занимает ли это отверстие какое-нибудь пространство? Нет, но не занимая пространства, оно наполняет целую цистерну. Вы говорите: "У этого отверстия нет ни времени, ни пространства". Эта точка может не занимать никакого времени и пространства в этом мире, но иметь место и пространство для другого мира, вне вашего.

 

Есть и другие состояния. Это философские вопросы. Пусть это вас не смущает. Есть ли Господь, нет ли Господа? В мире все одновременно существует и не существует. Вы спросите: "Как так, существует и не существует?" — Я для вас существую, а для муравьев не существую. Они не думают обо мне, я вне их сознания. Это показывает, что вещи существуют, когда мы их в себе сознаем.

 

Если ты любишь кого-то, он для тебя существует. И если тебя спрашивают, существует ли некий ангел, ты скажешь: Может быть существует, может быть нет, не знаю, я не видел ангела". Но о человеке, которого любишь, скажешь, что он существует. "Я знаю его, я держал его за руку". Все вещи, с которыми мы связаны, существуют, проявляются для нас, и они реальны не по отношению к целокупному Бытию, а только для нас. Следовательно, когда кто-то говорит, что вещи существуют или не существуют, это лишь по отношению к нашему пониманию.

 

Думайте таким образом, и пусть вас не смущает вопрос, "выйдет ли-де из меня человек". Из каждого может выйти человек. Каждый из вас может думать, каждый из вас может чувствовать, и каждый может действовать. Это абсолютно возможно! И каждый из вас — хозяин своей жизни.

 

Все эти геометрические круги показывают человеческую жизнь. Сечения плоскостей в круге показывают возможности, которые существуют в человеческой жизни. Это отношения важны для нас, поэтому нужно изучать геометрию. Но оставим это на будущее. Если у нас будут благоприятные условия, мы проделаем опыты, потому что каждая теория подкрепляется опытами. Я вам объясню на опыте, что человек — это круг, и его сознание исходит из центра. Мы погрузим кого-нибудь в магнетический сон.

 

Вы скажете: "Я первый, меня погрузите". Но здесь и кроется ошибка. Представьте себе, что болгарское правительство дает десять тысяч левов на научные цели, чтобы несколько человек отправились в научную экспедицию в Африку. Каждый скажет: "Я поеду". Но если человек не умеет делать наблюдения, не имеет знаний, зачем его посылать в Африку? Вернувшись, он будет рассказывать вам небылицы. Пошлите ученого человека, человека с пробужденным умом.

 

Вы говорите: "Пошли меня, Учитель". Хорошо. Что ты видел? -"Э-э, видел ангелов". — Какие они? — "Выше человека. И потом дома у них большие, ладони у большие". — И думаете, что сказали нечто научное. Но высокое существо — это еще не ангел. И большие дома не важны для ангела. У ангела должно быть другое отличие. Вы хотите опытов. Я не могу показать вам опыты, пока ваше сознание не готово.

 

Если я предложу вам опыт, вы скажете: "Посмотрим-ка, удастся ли опыт, посмотрим, посмотрим". Но я-то вижу, чего вы хотите. Если я хочу вас обмануть, хочу взять что-то у вас, — я легко вас проведу. Хорошо, значит нечто наполовину верно. А если я хочу сказать вам Истину — скажу. Что лучше, как вы думаете? Я скажу вам Истину, ничего больше. Это положительное. Держитесь вершин.

 

Но каждая вершина имеет свою долину. Человек, который говорит Истину, говорит и ложь. Вот афоризм. Значит, тот, кто говорит истину, отбрасывает тень. Люди неправильно его поймут, и из Истины, без желания говорящего, люди извлекут ложные учения. Так что тот, кто говорит Истину, говорит и ложь, Но и тот, кто говорит ложь, скажет истину.

 

Это нужно понимать, это глубокая философия. Ваш ум должен быть гибким, хорошо схватывать вещи. Скажите: "Тот, кто говорит Истину, говорит и ложь". Но это двусмысленное слово. Вы еще не научились языку.

 

Значит, там, где говорится Истина, говорится и ложь. Где есть богатство, там есть и воры. Где есть зерно в амбаре, там есть и мыши. Это значит, что только при Истине можно сказать ложь. Если ты говоришь Истину, найдется лжец, который будет к тебе прикомандирован. Там где говорится Истина, будет говориться и ложь. Тот, кто говорит Истину, скажет и ложь, потому что в человеке есть двое: один говорит Истину, другой говорит ложь.

 

Один тебе говорит: "Что ты теряешься, поправь-ка свои дела, построй себе дом, возьми деньги!" Другой говорит: "Нет, оставь, будь человеком идеальным, бескорыстным". И ты не знаешь, кого слушать, не можешь решиться. Ты примешь сторону или одного или другого. Ты можешь солидаризироваться с нижним, сказать: "Дай-ка я добуду денег". Вы с ним станете компаньонами, начнете лгать, красть. Вас схватят, побьют, посадят в тюрьму. Придет другой, скажет: "Слушай, разве я тебе не говорил, не водись с тем". — "Хорошо, я отказываюсь от него, тебя буду слушаться". Выпускают человека из тюрьмы, он начинаешь жить по-божески. Но его снова бьют. Тогда снова приходит первый и говорит: "Слушай, ты же со мной хорошо начинал".

 

Но дело не в этом. Мы раздвоены в себе. Если тебя бьют, причина в том, что ты говорил Истину без Любви. А каждая истина, сказанная без Любви, — наполовину ложь. Когда я говорю что тот, кто говорит Истину, говорит и ложь, я подразумеваю, что тот, кто говорит истину без Любви, говорит наполовину и ложь. А тот, кто говорит Истину с Любовью, говорит полную Истину. Это факт.

 

Так что если вы говорите истину без Любви, это наполовину ложь. Если говорите ее с Любовью, это — полная Истина. Вот в каком смысле верно утверждение, что тот, кто говорит истину, говорит и ложь.

 

Чтобы избежать такой возможности, нужно нести Любовь. Если придет Любовь, придет и Мудрость. Если в нас есть эти два принципа, всякая ложь исключена. Тогда мы будем находиться в мире гармонии, у нас будет много друзей, которые будут беречь нас от противоречий, существующих сейчас в мире.

 

(Тайная молитва.)

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОККУЛЬТНОЙ МУЗЫКИ

9-я лекция общего оккультного класса, 22-11-26

(Читается несколько домашних работ на тему "Различие между светской и духовной музыкой")

Музыка — это соединительное звено, соединительная нить между ангельским и человеческим мирами. И потому все религиозные, все духовные упражнения начинаются с музыки.

 

Музыка — язык духов. Духи знают этот язык. Когда вы хотите привлечь какого-нибудь духа, воздействовать на него, хотите, чтобы он вас понял — нужно играть или петь.

 

Музыка требует длительной работы, и не только длительной, но и интенсивной. Это необходимо, чтобы понять оккультную музыку не только с ее внешней , но и с внутренней стороны. Например, если я сыграю некоторые оккультные упражнения, иные из них могут вам показаться настолько же бурными, как и внешние, светские, или бессмысленными, как внешние. Но мы в этом имеем целью развитие чувств.

 

Находясь около источника или реки, вы даже не подозреваете, что у реки есть музыка, в ней есть смысл. В самом плохом расположении духа можно проделать маленькое упражнение. Пойдем на Эли-Дере, выберем там крутое место, где речка поворачивает, где стоит домик, — пройдем вдоль реки и будем наблюдать ее течение. Мы уйдем оттуда в прекрасном расположении духа. Речка создает прекрасное настроение.

 

Когда поднимешься наверх и послушаешь этот шум воды, камней и листвы, в тебе появятся веселье и радость. Это жизнь! В этих камнях, в этих водоворотах есть музыка. Кто-то скажет, что это не музыка. Хорошо, этот шум произвел на тебя благотворное влияние, как самый лучший концерт великого виртуоза. Но не только это. Пойдите на какой-нибудь балканский ручей, — только не грязный, в грязных ручьях музыка другая. Выберите чистый, прозрачный ручей, где есть большие и маленькие камни, и вода бурлит тут и там. Послушайте, какая там музыка! Потом, когда пойдете в лес, там услышите такие симфонии, арии... Нужно вас вывести, есть особое время в году, когда вы можете услышать этот концерт.

 

Вы не наблюдали природу. Ваш ум был занят другими мыслями, вы проходили, но не наблюдали. Идите на природу, забудьте все ваши заботы и слушайте. Утром в лесу все тихо, потом замечаешь тихий шелест, слабый шум, который постепенно усиливается, усиливается, налетает ветер, раскачает все ветви, а потом снова утихает. Если у вас есть слух, вы услышите, что качание каждого листа имеет особые звуки.

 

Оккультные гаммы в природе иные, чем наши гаммы, они с ними в дисгармонии. С нашей точки зрения та музыка иначе настроена. И если вы настроитесь на эту музыку природы, и споете нечто таким образом, вас начнут спрашивать, откуда вы взяли эту музыку, кто ее автор.

 

Я хочу, чтобы вы таким образом познакомились с оккультной музыкой, чтобы вы черпали силы и вдохновение из живой природы, особенно от деревьев. Пойдите в лес, только не в хвойный, там музыка другая, а в буковый, или дубовый, выберите красивое место, где есть определенные изменения внутри , в почве.

 

Мы в нашем сознании сейчас заняты только мыслями о небе, думаем, что небо — очень красивое место. Но в чем состоит красота неба? Давали ли вы себе отчет, в чем именно состоит красивая жизнь? Красивая жизнь — это разумная жизнь, ничего больше! А в чем выражается эта разумная жизнь? Она имеет и внешнее, и внутреннее выражение. Внутреннее выражение сейчас для нас — это музыка.

 

В нас есть музыка. Каждый человек, когда радуется, поет сам для себя, хотя бы он и не был певцом; он поет про себя, внутренне, или молится. Что такое молитва? — Это Божественное пение. Молитва — это недосягаемое внутреннее искусство. Для молитвы уже требуется другой инструмент. Следовательно, у нас есть пение, звуки, а дальше мы должны сочетать Божественную музыку с ангельской. Мы, люди на земле, даем только технику. Деревянные инструменты — наши. Грубая часть — человеческая: сделать скрипку, струны, смычок. Вибрация воздуха — ангельский мир, а смысл, который музыка может выразить, — это из Божественного мира.

 

У современных людей сложилось представление, что внешний мир мертв, и, следовательно, только мы — живые люди, разумные существа. Это не так!

 

И вы в данный момент можете быть мертвы для кого-то. В каком отношении? — Вы нисколько не интересуетесь его жизнью. Вы заняты своими делами, и до определенного момента некий человек не существует в вашем уме, он как бы мертв для вас. Но когда-нибудь этот человек может вас заинтересовать. В вашей жизни было много людей, о которых вы первоначально ничего не хотели знать, а через некоторое время ими заинтересовались.

 

Итак, музыка — это способ сделать так, чтобы природа ожила для вас. Оживут камни, деревья, ручьи — все вокруг оживет, и жизнь ваша станет выносимой. Вы всюду сможете настроиться и получить энергию. Я уж не говорю о городской жизни, но и в деревенской не найдете такой свежести.

 

Например, болгары постоянно говорят о своей музыке. Так ведь за последние пять-шесть веков, со времен рабства, мы ничего не создали, а любим хвалиться. Болгарин все прошлым живет. Рассказывает: "Каким скрипачом, каким дудочником был наш отец! На меня не смотрите, но вот мой дед, а уж прадед, и бабка моя — какая певица была!" — Хорошо, дед твой и бабка были музыкантами, заложили основу; а ты что сделал, ты что добавил к этой основе? И ты должен что-то добавить. — "А мне, — говоришь, — музыка не нужна." — Тогда уходи вон из жизни! — "Не нужна мне молитва." — Убирайся из жизни!

 

Современные светские люди придают музыке большее значение, уделяют ей больше времени. Это хорошо, они на правильном пути, и я их хвалю. В то же время современные оккультисты и многие религиозные люди думают: "Нам много пения не нужно, нам нужно глубокое размышление." — А что такое глубокое размышление? Индусы, например, которые сейчас пользуются для концентрации определенными системами, веками упражнялись в пении игре на музыкальных инструментах. Они прошли первую ступень учеников и сейчас дошли до концентрации. У них подготовлены и могут пробудиться те способности, которые лежат выше.

 

А что происходит с европейцем? Он концентрируется, и пока думает, думает — засыпает. Это не концентрация! Потом опять откроет глаза, напряжется и говорит: "Я буду концентрироваться!" — Ты уже испортил концентрацию. Успокойся, расслабься, положи руки спокойно, свободно, не дергайся, не сжимай мышцы.

 

Некоторые из вас напрягаются и при пении. Нет, расслабьтесь, ваше горло должно быть свободным. Кто-то беспокоится: "Что обо мне скажут? Я в музыке не разбираюсь." — Оставьте вашу критику. У тебя есть желание петь, да? Сделаешь ошибку, сто ошибок сделаешь, но научись петь. Ошибки мы тебе простим. Но если будешь говорить: "Я сначала научусь, а потом буду петь," — никогда не научишься. Это неправильное понимание. Оставьте ваше честолюбие и тщеславие.

 

Если вы поначалу не берете тоны правильно, это ничего не значит, это не должно вас обескураживать. Мы научим вас петь. И если вы используете все мои правила, — исправите свое горло. Возможно улучшение.

 

Около пятнадцати лет назад я провел первый опыт. Это было в Варне. Там была одна ученица, шестиклассница, которая не могла спеть правильно двух звуков. Все смеялись, что она музыкальна, как бревно. Над нею посмеются, а она плачет. Я сказал ей, что она может научиться хорошо петь, и она научилась и потом пела на людях. Но в человека нужно вдохнуть уверенность, что у него есть способности.

 

Человек должен поверить, чтобы научиться петь для себя самого. Я не буду вас учить петь на сцене, вы будете петь для себя. Самая лучшая музыка, когда поешь или играешь для себя. Я по своему опыту это знаю. Со своей скрипкой я провел лучшие минуты. Возьму ее, поиграю всем своим скорбям и страданиям, и когда я им играю эти песни, — я их называю оккультными упражнениями, — все духи уходят, и я остаюсь один, радостный и веселый. Но если не играть и не петь — очень злы.

 

Иные интересуются, как поступаю я сам. Я когда устаю — играю и пою. А когда иду в лес — слушаю, как лес поет, как ручьи поют, как птицы поют — ко всему прислушиваюсь. Птичка запоет, я остановлюсь, прислушаюсь и говорю: "Как хорошо! Здесь хорошо поешь, а вот в этом месте ты немого испортила. Слушаю, наблюдаю соловьев. Некоторые из них мастера, хорошие певцы. Хорошо исполняют трели. Но иногда я говорю: "Тебе нужно еще поучиться".

 

Однажды иду я к Борисову саду (Прим. перев. — Большой парк в Софии) и по дороге слышу — соловей поет. Хорошо поет, отличный певец, но скрылся в соснах, и не видно его. Соловей очень скромен. И так он меня заинтересовал! Тоны берет правильно, чисто. И захотелось мне увидеть, где он спрятался. Подошел, туда загляну, сюда загляну, наконец увидел его, а он закрыл глаза, поет, и уносится своим пением. Я его слушаю, а он открыл глаза и увидел меня, подпрыгнул и говорит: "Как ты меня испугал!" — Я ему говорю: "Слушай, мне понравилось твое пение, ты отличный певец!"

 

Человеку нужно быть наблюдательным. Иной скажет: "Что же я сяду и буду учиться у этого соловья? Что мне, делать больше нечего, как соловьем заниматься?" — Если ты не занимаешься этим, и другим не сможешь заниматься. И когда Господь увидит, что ты ищешь великих дел в мире, Он скажет: "Наш сын не на добром пути". — А если увидит, что ты обращаешь внимание на малые вещи, и великие придут.

 

Некоторые из вас думают, что пение — мелочь. Говорят: "Знаем мы, кто поет!" — Болгары думают, что петь должна девушка, пока не выйдет замуж, или поп, потому что у него такая должность, или церковный певчий. "А я, — говорит, — не певчий, не поп, и не девица на выданье, что же мне петь!" — Или, может быть, раз в год, как пойдешь куда-нибудь, когда тебя позовут на угощение, там развеселишься, можно и попеть. -Таково понимание в народе.

 

Такие представления возникли, когда болгары опустились. В своей первоначальной жизни, более высокой, болгары проявлялись как музыканты, но позже потеряли музыкальную культуру. Болгары были музыкальны! У них была культура, но когда они потеряли свою музыку, потеряли и свою литературу. Сейчас от славянской литературы ничего не осталось, а при том славяне — очень музыкальный народ, но в них должен заново проявиться музыкальный дух.

 

Сейчас мы начинаем просто, с маленьких, элементарных упражнений. Но я хочу, чтобы те из вас, кто поет, пели добровольно и по любви. Если хотите учиться, если хотите, чтобы эти упражнения подействовали на вас, вы должны все это делать по любви, и тогда почувствуете эффект. Соблюдайте законы.

 

Не берите тоны легато, не тяните звук долго, но учитесь брать звуки очень точно и чисто. Сначала научитесь брать верно четыре основных тона, основу музыки: до-ми-соль-до (верхнее). Берите их верно. Всегда можете петь эти четыре звука. А после этого постепенно научитесь брать и другие звуки.

 

Я не говорю, что без музыки вы не можете жить, можете, но жизнь ваша будет невыносимой. Люди, которые больше всего страдают в жизни, — это люди без музыки. Музыкант не страдает. То есть он страдает, но радостен в своих страданиях. Я видел таких нищих. Лучшие нищие те, кто играет на своей скрипке. Он играет, и когда кто-то проходит, он говорит: "Я не попрошайничаю, у меня есть искусство!" — Хорошо играет, воспитывает людей, стоит на дороге и говорит: "Я предлагаю вам свое искусство, играю даром!"

 

В новом учении я непременно хочу от вас знания музыки. Кто не музыкален, тот не может быть учеником в школе. У всех у вас должен быть слух, различающий тонкие оттенки звука.

 

Но нужно не просто стать чувствительными, чтобы это не привело вас только к тщеславию и гордости; нужно, чтобы у вас возникали образы, чтобы чувствительность превратилась в образную музыку. Образы — качество человеческого ума. Чувствительность необходима для сердца, как пар, но этот пар должен превратиться в энергию. Всегда, когда мы поем, в пении должны возникать прекрасные образы природы.

 

Для мира у вас будут другие песни. Вам необходим переходный период между нынешней музыкой и оккультной. И при том, как будут меняться гаммы, вы научитесь этой смене, будете переходить от одного состояния к другому.

 

Иной раз у вас голос грубеет. Это происходит потому, что вы не научились контролировать свою волю. Переместите ее в гортань, проделайте определенные упражнения, чтобы овладеть голосовыми связками. Нужно разумно перемещать свою волю. Гнев, сомнение, злоба, безверие — все это портит горло. Человек может быть очень талантливым, но эти отрицательные качества постепенно повлияют на его гортань, а потом и на его мысль. Человек сосредотачивается, хочет выразить себя, и эта мысль постепенно проектируется через его гортань.

 

И сама речь выражается музыкальным образом. Например, если вы скажете "Я хочу" ("Аз искам") — это музыка. Первоначально язык был чисто музыкальным, но после грехопадения остались звуки, в которых нет музыки. Сейчас в оперной музыке хотят восстановить музыку через пение и драматическую игру, а мы иной раз считаем это кривлянием.

 

Если современные люди нас спросят, как правильно двигаться, какие манеры считать правильными, мы ответим: те, которые согласуются с природой. Знаете ли вы, например, как правильно подавать друг другу руку? По сравнению с общим временем человеческого развития рукопожатие руки — не старый обычай. Каждое движение выражает определенный музыкальный тон. И вместе с музыкой мы изучим эти движения.

 

Когда движение совпадает с тоном, который ему соответствует, — это великая сила. И псалмопевец говорит: "Ручьи, реки, леса Тебя призывают." — Вся природа принимает участие в прославлении Господа. Как Его славят? — Пением.

 

Не думайте, что я имею в виду пение в современной музыке. Это еще не музыка. Через некоторое время люди будут рождаться с музыкальными способностями. Сейчас, насколько я вижу, среди вас есть музыкально одаренные люди. Это хороший признак. Музыка пробудит в вас и другие способности, сделает вас более нежными и мягкими. Нам нужна нежность и музыкальная мягкость.

 

Я использую музыку как последний метод, чтобы гармонизовать ваши отношения. Если этот метод не сработает, у меня есть еще один, но я позже его вам покажу. Вы подумаете: "Небось речь о розгах," — но моя мысль совсем в другом. У меня есть метод еще лучше, но я хотел бы им воспользоваться после того, как вы усвоите музыку. Он может использоваться и раньше, но после него вам придется вернуться назад. Этот метод обязательно вернет вас к изучению музыки. Поэтому лучше сейчас начать с музыки, чтобы, пользуясь следующим методом, вы могли лететь вперед как птицы, высоко поднимая крылья, и чтобы ваш путь был свободен.

 

Вернемся теперь к нашим двум упражнениям. Они почти завершены. Такой урок, когда мы занимаемся этими упражнениями, я бы назвал развлечением. Пусть несколько учеников споют первое упражнение в законченной форме. После этого споем упражнение про солнце — "Скорбь свою поведай" (Учитель играет, братья поют).

 

1 упражнение целиком: "Сила жива, кажи ми, де вода извира; кажи ми сладки думи две, твойте думи две — сладки думи две".

 

2 упражнение целиком: "Скръбта си ти кажи, сърце си ти отвори на слънчеви лъчи. Лъчи от Бога благост ще ти донесат и в душа ти радост ще внесат".

 

(Ученики спели упражнения много раз).

 

Давайте споем второй мотив так, чтобы когда мелодия поднимается вверх, постепенно голос усиливался, а когда спускается вниз — затихал, затихал, пока дойдем до слов "радост ще внесат", а потом опять вверх, а когда снова вернемся вниз — снова тихо. Это показывает, что в музыке при движении вверх есть определенные трудности, которые мы постепенно преодолеваем, как при восхождении на скалистую вершину, а начинаем опять тихо. Подъем наверх волнообразен.

 

В первой песне, на словах "кажи ми сладки думи две" есть полутоны и скачки. Как широка область оккультной музыки! В обычной музыке это разделено на четыре части, и то едва возможно.

 

Применяйте музыку в своей жизни! Допустим, вам нужно сделать что-нибудь трудное — начните петь (Учитель поет): "Лучи от Бога благость тебе принесут, и в душу твою радость внесут". Пой вот так, свободно. Потом можно на этот мотив составить много песен. Это правила. Можете сочинять какие хотите песни.

 

Вы скажете, что это болгарские песни. Нет, это песни природы. Не болгары это выдумали. Некий ясновидец услышал и спел в хороводе. Ни болгарин, ни тем более англичанин или француз не смогли бы такого выдумать. Это мотивы природы!

 

Поскольку болгары много плясали под эти песни и даже употребляли их во зло, это может иной раз ввести в соблазн; кто-нибудь скажет: "Это же пляски," — но эти "пляски" лечат, восстанавливают здоровье.

 

Когда кто-нибудь болен, не пойте ему минорные гаммы, пойте мажорные. Если твой муж заболел — попляши ему немного дома, тихонько, не громко; он сначала скажет "не надо", а потом начнет говорить "еще немножко", начнет подпевать, смотришь, болезнь и кончилась.

 

Вы скажете, что вам стыдно плясать. Еще больший стыд -лежать в постели здоровым, вздыхать и требовать, чтобы принесли тебе то или другое. Это еще смешнее. Другое дело, если ты отдыхаешь, — а разболеться и ввести в смущение весь дом — это стыд. Попляши, поиграй — есть болезни, которые лечатся таким образом — музыкой. Пойте негромко, чтобы не испугать больного, потому что его ухо очень чувствительно; тихо пойте, но живо.

 

Например, когда переходим ко второму упражнению, мотив очень серьезен, сначала в миноре, а потом становится живее: "Лъчи от Бога благост ще ти донесат".

 

Мы применим музыку и при воспитании детей. Проделаем опыты с маленькими детьми. Хотите — с вами проделаем опыты. Вы использовали много моральных правил, а теперь примените к детям некоторые из этих оккультных упражнений и увидите, каково их влияние.

 

Музыка в будущем будет представлять собой хорошее воспитательное средство, которое можно применить и к самому себе. Если не можешь решить какую-нибудь задачу, возьми одно музыкальное упражнение, другое, спой все упражнения и увидишь результат. Эти упражнения, которые я вам даю готовыми, — сокращение труда, иначе эти упражнения вам пришлось бы искать в рильских горах, в лесу, у ручьев, в конце концов и в народной музыке. Но нужно уметь понять, каков истинный мотив.

 

Болгары во времена рабства своими песнями лечили. Минорными песнями они лечили свои горести, а в мажорных говорили: "Нужно попрыгать, поплясать, а утром снова идти пахать". — Когда снова придет печаль, снова поет в минорном ладу, а в радости — снова в мажорном, и т.д. Мы тоже подвергаемся страданиям в мире, а музыка — способ лечения.

 

Давайте теперь отдохнем, посмотрим, что тут ученики пишут о музыке (читается еще несколько домашних работ).

Нет светской и духовной музыки, музыка — не светская и не духовная, это два перевода. Музыка — это музыка, можно сказать, что это — принцип. Когда мы говорим, что человек должен быть в хорошем настроении, — это музыка. Всякое приятное настроение основывается на музыке. Чтобы проявилось добро, нужно обязательно воспользоваться музыкой, это оболочка. В мудрости есть ряд и порядок, как в музыке. Значит в Мудрости, в Истине, в Любви все пользуются музыкой. Это внешние средства для проявления самой жизни.

 

Музыка — это граница между интеллектуальными и музыкальными способностями человека. Здесь сбоку, на выпуклости лба находятся несколько способностей человека. У некоторых людей эта выпуклость не так сильно развита, значит музыкальные способности менее развиты, а у музыкантов эта выпуклость над глазами больше.

 

Интеллектуальный мир — это ангельский мир. Когда говорится, что человек — это манас, это касается мира ангелов. Это точки соприкосновения. Самый великий наш философ в сравнении с самым простым ангелом — невежда, маленький ребенок. На небе так говорят: там самый малый ангел — офицер, не простой солдат среди ангелов, а здесь офицер — не ангел. Есть дела более важные, чем вся жизнь нынешнего человечества.

 

У нас о себе высокое мнение, иной раз, я слышал, говорят, что люди — выше ангелов, выше архангелов. Так мы думаем. В будущем может быть так и будет, возможно, но сейчас... В Писании говорится: "Сотворил его несколько ниже ангелов". Но иные богословы толкуют, что человек выше ангелов. Это не верно! Если брать форму ангелов — ладно, но если брать их сущность, есть нечто в чем ангелы не могут прогрессировать — они не могут грешить. Это существа абсолютно чистые! Они — образец чистоты и Любви. Если хотите Любви, можете найти ее среди ангелов. И какая Любовь! Если кого-нибудь из вас послать к ним, увидите, что у них не такая любовь, не такая культура, как ваша.

 

Между вами и ними такая преграда, что вам трудно попасть в их школу. Много жизней нужно провести в посте и молитве, много молитв отправить к Богу, пока вас там примут. В рай легко попасть, но к ангелам попасть трудно. В раю — человеческие души.

 

Могу вам сказать, что пламя, огонь создают ангелы, это существа огня. Мы должны быть скромнее. У ангелов — прекрасная культура, такая культура, о чистоте которой мы можем иметь лишь смутное понятие. Иной раз какой-нибудь ангел может сойти на землю, но они приходят со специальной миссией. Души людей тоже могут иметь ангела-руководителя, но они редко сходят. Не стройте себе иллюзий! Ангелы сходят редко, не потому, что им это не нравится, а у них много дела.

 

Поскольку человечество отстало, они стараются приготовить святых для него. И у ангелов есть эволюция, они готовят святых. Они вас готовят в качестве святых. Это не шутка. Святой — это тот, кто проявляется, кто может учить и помогать. Почти все службы, которые выполнялись анеглами, сейчас выполняются святыми.

 

Сейчас здесь очень мало ангелов, они уходят в свой мир, у них работа там, некоторые из них очень заняты управлением солнечными системами. Они не будут сходить, чтобы заниматься Иваном или Драганом, у них есть важные дела.

 

Это чистые существа, крайне чистые, столь нежные, что ты, столь порочный, не можешь к ним приблизиться. У них, как у пчел, больниц нет, врачей нет, если у них кто-то согрешит, его сразу выбрасывают вон. Там нет прощения, там никто не плачет — выбрасывают и забывают. Так что между нами достаточно этих падших ангелов. Не то чтобы падших — без крыльев.

 

Есть предание, что когда люди пали и пришли на землю, сюда послали миллион ангелов, чтобы им помочь. Когда они пришли, то увидели человеческих дочерей, которые были очень красивы, стали на них жениться и остались на земле. Так говорится в предании: Сыновья Божьи увидели, что человеческие дочери красивы, женились на них и стали обзаводиться своими домами. А Христос пришел, чтобы сказать ангелам: "Ваша миссия была помочь человечеству, чтобы люди, когда придут в сознание, спасли других при помощи этих связей". — Это оккультный рассказ, который надо разъяснить, потому что если оставить его без разъяснения, вы неправильно его поймете.

 

Я вам скажу, как мы связаны с ангелами. Ангелы связаны через растения, через животных, а мы связаны с ними. (Я говорю оккультным языком). Деревья — это дети ангелов. А животные — дети архангелов. Эти их дети, растения и животные, служат людям. Ангелы и архангелы им говорят: "Учитесь здесь, изучайте человеческую жизнь" — Не думайте, что растения простого происхождения. Они когда-нибудь вернутся наверх, к своим родителям.

 

Сейчас у вас появляется отрицательная мысль — есть ли у ангелов дети? Есть, конечно, но они не рождаются так, как рождаются люди. Способ, каким рождаются люди, не самый удачный. "Рождено от плоти и рождено от духа" — Как рождаются от духа? Вы ученики, вы должны думать. Если к вам приходит мысль, обдумывайте ее. Есть и другой способ рождения.

 

Так что мы должны быть очень внимательны к растениям. Они — дети ангелов, поэтому у яблони, у груши такие замечательные соки. Чувствуете их силу? Это огромное богатство! Любовь их совершенно бескорыстна, они жертвуют собой. Но иной раз, когда мы преступаем закон, они выносят свой суд, и часто человек может поплатиться жизнью.

 

Вы говорите: " Бог создал растения, деревья как строительный материал." — Ученики оккультной школы должны освободиться от этого заблуждения. Это не так! Деревья не для того созданы, чтобы стать бревнами в наших домах. Это мы делаем их бревнами, и мы едим млекопитающих. Но они не созданы для того, чтобы мы их ели. Если они добровольно жертвуют собой — это другое дело, но того, как мы их используем, как мы их насилуем, первоначально не было. Растения, животные, млекопитающие имеют совсем другое предназначение.

 

Когда Адам был в раю, в чем было его предназначение, что было ему предоставлено? Не сказано ли в Библии, что он должен был обрабатывать землю, заботиться о растениях и животных? И не только это, но и дать имена всем животным. Нигде не сказано, что он должен был их есть. Животным была дана трава, чтобы есть, а человеку — плоды. Выйдя из рая и став хозяином, он преступил Божий закон.

Итак, мы должны научиться петь — это самое важное для нас. Музыка, которую я вам рекомендую, оккультная музыка, должна дать вам свежесть ума. Если ты правильно поешь оккультную песню, твой ум прояснится. Если тебе нужно решить какую-то задачу, пой — и ты решишь задачу правильно. Попоем тихо пять минут, и после этого бери свое перо. Ты не только возродишься, но и решишь правильно свою задачу. Если музыка может внести качество расширения ума, свет и чистоту, она движется в согласии.

 

В музыке есть тоны, которые связаны со словами. Мы связываем их со словами, чтобы в нас развилась чувствительность. Однако иной раз чувствительность плохо отражается на нашей памяти. Нынешние музыканты очень чувствительны. Вообще музыканты честолюбивы, легко вспыхивают. Возьмите капельмейстера, или дирижера, он не может терпеть ошибки. Он должен бы быть тихим и спокойным. (Однако идейной музыки еще нет). Но нечего его осуждать. Он прав, хорошо нужно петь. Он не может слышать неверных тонов.

 

Итак, для кого мы будем петь? Мы будем петь по Любви. Положим в основу Любовь и будем петь. Если кому-то тяжело на душе, не поется — пусть поет! Единственное, что может тебя вылечить — это пение. Почему не поешь, нужно петь!

 

Я уже вам сказал сегодня, нужно помнить, что мы очень дорого стоим невидимому миру. Я как-нибудь вам посчитаю, сколько аждый из вас стоит. На нас тратится такая огромная энергия, что стыдно находиться в таком положении. Не миллион, не десять миллионов, много миллиардов левов на каждого! А вы при этом рассуждаете: "Что из меня выйдет?" — Что выйдет? Как назвать ученика, на которого отец тратился, тратился, все, что имел, протратил? Как назовете такого сына? — Сами найдите слово.

 

Все сбудется, все сбудется! Главное, чтобы прошел этот переходный период человечества. Ученики окажутся в особенном состоянии, пусть это вас не обескураживает. Позже дойдем до основных упражнений и перейдем в другую область — в геометрию и математику.

 

Я хочу вам сейчас сказать, как растут идеи. Например, я взял образ "Сила жива, изворна, течуща", — и все эти упражнения вышли из этой картины. Принцип — сила созидания. Потом у нас будет упражнение про Мусалу: "Един си ти, мой Мусала! Видяли ли сте изгрева от Мусала? Мусала, Мусала, мой Мусала!" После этого будет упражнение на слово "истина" — целое упражнение, научитесь произносить это слово; название и песня — одно и то же слово. У нас будет три упражнения — "Мусала", "Истина", "В зорите на живота". Потом выучим еще одно упражнение — "Бог е Любов". А после этого посмотрим, продолжать ли дальше. Вместе с последним у нас будет двенадцать упражнений, это первый цикл оккультных упражнений по музыке.

 

Это будут упражнения только для вашего свободного времени. Музыке будете уделять только 5-10 минут. Когда скорбите или тужите, так что не можете работать, тогда пойте, но если можете работать, песни вам не нужны.

 

Давайте теперь сотворим тайную молитву.

 

Музика и пеене – средство за тониране

Link to comment
Share on other sites

 Share