1922_10_15 Влияние музыки, пения и движений


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ДВИЖЕНИЙ

 

15 октября 1922 г. — София

 

3-я лекция Общего оккультного класса, 2 год

 

 

Можете ли вы спеть упражнение "Сила жива, изворна, течуща"? (Все поют это упражнение, потом — "Фир-фюр-фен")

 

Имейте в виду, что оккультную музыку изучать трудно. Нужен острый слух, сосредоточенное внимание. Кроме того, нужно освободиться от всех традиций; обыкновенная музыка в своем нынешнем развитии — это только предисловие, подготовительная ступень к оккультной музыке.

 

В светской музыке есть два момента, — момент радости и момент скорби, момент созидания и момент разрушения. Поэтому она всегда незакончена. Она предлагает вам созидание и распад, и в конце концов не оказывается ничего определенного. Вы можете сами это проверить: вернувшись вечером с концерта, вы почувствуете какую-то тяжесть. Это показывает, что в такой музыке есть нечто незавершенное. Такое состояние не должно приходить. Музыка должна оставлять радостное чувство, чувство восхождения, творчества. Когда творишь, в этом есть музыка.

 

Но это не причина для того, чтобы мы перестали петь. Мы понимаем музыку иначе. Некоторые люди разделяют музыку на светскую и духовную. Я разделяю музыку на восходящую и нисходящую. Первая расширяет, а вторая — это светская музыка, в которой есть упомянутые два момента. Но и та и другая нужны, они дополняют друг друга.

 

В музыке должна быть естественность. Слова, которые мы поем, должны иметь смысл. Какие слова в языке содержательны? Например, слово "голод" содержательно: каждый понимает, что такое голод. Но это пассивное и отрицательное слово. Голод означает страдание. "Жажда", "смерть" — тоже содержательные слова. Можно разделить слова на пассивные и активные. Многие слова активны по своей природе, но в другом смысле пассивны.

 

Например, голод портит настроение. "Голодный медведь в хороводе не пляшет". Голодный человек не может петь. Подержите человека 4-5 дней голодным и после этого заставьте его петь — у него голос не будет работать. Но и пресыщенный человек тоже не может петь. Голод создает состояние чрезмерной активности, но эта активность не планомерна, не ритмична, в ней есть определенные прерывания, возбужденное состояние. У сытого все происходит наоборот. У него настроение противоположно, но пассивно. Хорошо наевшись, человек становится сонным.

 

Эти два состояния не соответствуют музыке. Музыка находится посередине. Музыка — не в скорби и не в радости, она уравновешивает силы, которые создают эти состояния в человеческой душе. Единственное искусство, созидательное во всех отношениях, — это музыка.

 

Без музыки вы ничего не можете сделать. Прежде всего у вас должно быть хорошее настроение, а чтобы иметь хорошее настроение, нужно иметь музыку в душе. Это музыкальное настроение нужно удерживать.

 

Можно петь и про себя. Если тебе трудно петь вслух, пой про себя, и это пение постепенно материализуется, ты проведешь его через голосовые связки и выразишь в словах.

 

У болгар, как и вообще в современном обществе, поют молодые. Болгарин поет, пока молод, неженат, а когда женится, сразу ему уже не поется. Он еще может петь в особом положении, — на свадьбе, на вечеринке, во время еды и питья. Болгарин поет и во время жатвы. Но те, кому за сорок пять, говорят: "Мы постарели, пусть молодые поют". Есть среди болгар прирожденные певцы, они поют всю жизнь, — и в молодости, и в старости. Женщины, как бы ни были стары, поют. У женщин музыкальное чувство сильно развито.

 

Понятно, что у всех вас музыкальное чувство развито в различной степени. Лоб (по обе стороны) должен быть развит, широк. Если он не развит, вы не можете быть музыкальны. Музыка вложена в вас, но орган не развит. Материал есть, но вы не работали. У некоторых из вас это чувство сильно развито. Некоторые из вас могут даже стать хорошими певцами, некоторые могут научиться хорошо играть. Но в общем вы — не самые способные ученики, не из самых талантливых. Талантливый музыкант должен иметь особенный организм.

 

Я предпринимаю опыт в отношении музыки. Вообще все новые религиозные течения всегда начинают с музыки. Не считайте, что музыка — нечто маловажное. Нет, музыка имеет первостепенную важность.

 

Посредством музыки вы можете создать в себе характер. Например, если вы разгневаны, хотите кому-то отомстить, запойте "Сила жива, изворна, течуща" или "Фир-фюр-фен", и когда споете десять раз, скажете: "Ладно, я откажусь от этого". Так дело прекратится, и вы сбережете энергию. Посредством музыки вы научитесь трансформировать энергию.

 

Сейчас вы допускаете в оккультной музыке определенные ненормальности. Почему? Знаете ли вы, что если бы я сыграл чисто оккультную песню, этот салон бы разлетелся? Следовательно, чтобы не произошли разрушения, чтобы соблюдать равновесие, мы оставляем определенные диссонансы. Так и в человеческой жизни: диссонансы, которые у нас есть, необходимы. Зло, например, с музыкальной точки зрения — это диссонанс в жизни. Если бы не было этого диссонанса, наш организм разлетелся бы. Чтобы нас остановить, возникает диссонанс. Следовательно, с музыкальной точки зрения диссонанс необходим, а после него сразу появляется гармония.

 

Итак, мы совершим музыкальный опыт, посмотрим, что может сделать музыка. Испытаем силу музыки.

 

Колебания в оккультной музыке — более сильные, с более короткими вибрациями. Я замечал, что известные музыканты, здесь и в Америке, используют эти колебания при игре(*). Но эти музыкальные волны долги, и вследствие этого при таких колебаниях звук не полон. Некоторые очень известные музыканты достигли многого, дошли до границ оккультной музыки, но таких можно пересчитать по пальцам.

 

(*) (Прим. перев.) Может быть, имеется в виду прием "вибрато" — особый прием "оживления" звука при игре на скрипке. В наше время любой ученик часто пользуется этим приемом, меж тем как в 19 веке вибрато практически не применялось. Нам сейчас трудно представить себе, что Паганини играл без вибрато.

 

С помощью музыки вы можете узнать, каково ваше состояние. Попробуйте спеть самую простую песню: если вы можете брать тоны чисто и ясно, без дрожи в голосе, — вы в хорошем состоянии. Посмотрите, как подействует на вас эта песня.

 

Иной раз у вас появляется кашель. Это происходит из-за неправильного движения энергии в вас. Если возникает прерывание, горло перехватывает, и начинается кашель. Если поешь постоянно, это должно исчезнуть.

 

Есть ораторы, которые во время своей речи выпивают несколько стаканов воды. Такой человек не имеет в себе музыки, музыкальный оратор не будет пить воду. Когда музыканты играют на свадьбе, им наливают вина. Если музыкант пьет вино — он не музыкант. Когда пение и игра кончаются — пей чистую воду. Это — правило для того, кто хочет быть музыкантом. То же правило должны соблюдать те, кто хочет петь. Кроме того, нужно избегать большого количества острого перца, а также не есть кислого. Однако лимонную кислоту можете употреблять. Нужно избегать холодной воды, стараться не дышать ртом. Все это вредит музыкальному органу.

 

Чтобы уберечься от простуды, когда выходите на улицу — сосредоточьте внимание на горле, думайте о своих голосовых связках. Когда ум присутствует в горле, ничего плохого не случится. Проделайте опыт. Многие певцы теряют голос по невниманию. Выходят на улицу, и ум их не присутствует горле; приходит какая-нибудь электрическая волна, и они теряют свой голос. Так и многие сестры потеряли голос. Когда выходишь на улицу, ум должен быть сосредоточен в горле. Когда потеплеет, появится солнце, — можно расположиться, но если сядешь под какое-нибудь тенистое дерево, — будь опять настороже. Не спи в тени, никогда не спи с северной стороны скалы. Это предохранительные меры, которые нужно соблюдать, если хотите научиться петь.

 

Я хочу, чтобы в будущем вы стали музыкальными учениками. Понятно, что молодые поют, но я хочу чтобы и старые, шестидесятилетние пели. Мы переустроим ваше горло.

 

Мы используем оккультную музыку и для другой цели. Поскольку мы входим в чрезмерно активную область, мы встретим там невидимых существ, которых можно укротить только музыкой, поэтому она там необходима. Дурные мысли, которые нападают на нас — это такие существа. Начните им петь.

 

Например, придут существа, воинственные духом, и ты начнешь ссориться с кем-то. Как можно себя укротить? (Учитель играет тихо, ритмично, с прерываниями). Все духи, которые есть поблизости, уйдут. (Учитель играет и тихо подпевает). Это звуки, которые существуют в природе. (Учитель поет "хм-хм-хм")...Это все оккультные упражнения, они ритмичны.

 

Каким бы ни было твое состояние, с помощью музыки ты можешь его изменить. Эти упражнения можно использовать и тогда, когда ты находишься в возбужденном состоянии, для смены энергий. Иной раз энергии может быть набрано так много, что она грозит взорваться как бомба. (Учитель играет). Всегда переходите от громких песен к тихим, от громкого к тихому.

 

Болгары как заиграют "Цвете мило", так и продолжают все его играть.

 

Современные музыканты не знают того, что из каждого пальца исходят особые энергии. Скажем, я возьму третью позицию третьим пальцем, а потом басовую струну вторым. Это два разных тона по качеству и по существу. Те, кто занимается оккультной музыкой, увидят, что упражнения в ней несколько иные, некоторые позиции совпадают, но есть и особенные распределения. Это оккультное исполнение знал только Паганини, он расставлял аппликатуру особенным образом. Его игру не могут воспроизвести, потому что он играл пальцами особенным образом.

 

Напрягите немного свой ум, подумайте, чтобы у вас создалось желание петь. Перед сном скажите себе: "Хочу стать музыкальным, музыкальным, музыкальным". И будьте уверены, что ваше счастье в мире зависит только от музыки. Если, например, коммерсант лишится внутренней музыки, он может потерять кредит; будучи в дурном расположении духа, можно обидеть того или иного человека и таким образом создать себе неприятности. Если же человек музыкально настроен, он и к людям будет относиться музыкально. Если мы музыкальны, мы и говорить будем естественно.

 

Я бы хотел, чтобы вы вслушивались в природу. Вы еще не слушали музыку текущих ручьев. Какая приятная музыка возникает между мелкими камешками! В некоторых лесах, когда шумит листва, звучит особенная музыка. Когда выходите на природу, черпайте из этого вдохновение. Если не будете вслушиваться в пение природы, ничему не научитесь. В природе коренится всякое искусство! Вслушивайтесь, как поет ручей, старайтесь понять голос животных, птиц. Когда поют птицы в лесу, это звучит как настоящий концерт. Даже басы можно услышать, как в оркестре! Музыкант, у которого есть слух, услышит такое, чего в жизни не слышал.

 

Если бы какой-нибудь современный композитор написал музыкальное произведение, как птички начинают свою молитву, он произвел бы фурор. Некоторые пытаются подражать грому, схватить самое грубое, но и это не всегда получается. А пению птиц удается подражать только некоторым скрипачам. Но в оккультной музыке все это возможно.

 

Мы не стремимся к тому, чтобы вы, как оккультные ученики, все стали музыкантами, но хотим, чтобы вы понимали оккультную музыку, пользовались ею.

 

Некоторые религиозные люди скажут: "А как же религиозные книги?" Когда читаешь книгу в музыкальном настроении, поймешь ее одним образом, а если у тебя нет музыкального настроения — поймешь другим образом. Божественный Дух всегда работает музыкально. Когда Он сходит, Он всегда говорит музыкально, никогда не говорит грубо. Он говорит музыкально, даже размеренно.

 

В Божественном языке нет лишних слов. Слов мало, но они содержательны. Все слова определены, им нельзя дать двух значений. Даже в Библии многие слова имеют несколько значений. Это не Божественный язык. Священный язык неизменяем! Есть такой язык, он чисто Божествен. Только тот, кто понял музыку, поймет этот язык, поймет Божественную поэзию вещей.

 

Итак, мы начинаем с музыки. Благодаря музыке вы станете благороднее, создадите себе характер. Без музыки все усилия в каком бы то ни было направлении будут парализованы. Поэтому я бы хотел, чтобы многие из вас играли и пели.

 

У нас будут люди, умеющие играть на музыкальных инструментах, и как только где-то возникнет спор, какое-то недоразумение, они заиграют, и любой спор утихнет. Нам не понадобится посылать особые комиссии. Если два брата поссорятся, мы позовем их и, не упоминая, что они ссорились, устроим им концерт, споем им особенные песни, и они, послушав, решат помириться. А если отправлять комиссию, чтобы их примирить, опять получится спор. Музыка может создать нечто, что никаким иным образом нельзя сделать. Мы будем изучать оккультную музыку в ее применениях.

 

Некоторые из вас поймут быстрее, и мне это будет приятно. Пусть они отправят свой импульс к другим, чтобы и у других возник этот музыкальный импульс. Я хочу, чтобы вы все стали музыкальными. Те, кто отстает, остаются в хвосте, пусть не обескураживаются. И хвост нужен. И барабан, когда в него ударишь, далеко слышен.

 

Музыка — средство для развития наших способностей. Музыка необходима для развития нашего ума и нашего сердца. Поэты создают свои произведения летом, когда природа пробуждается, когда птички поют, когда можно слышать пение девушек: послушав, поэт возвращается домой и создает свои стихи.

 

Когда поешь, ты уносишься мыслью, не думаешь, что тебя кто-то слушает. Но некоторые поют для эффекта, заботятся о том, слышит ли их кто-нибудь. Если ты, когда поешь или играешь, думаешь о том, кто тебя слушает, — это обыкновенная музыка. Играть и петь для себя самого — это настоящая музыка.

 

Более одаренные ученики очень помогут вашему развитию.

 

Рассеянная, слабая память — причина того, что музыкальное чувство в вас неразвито. Потеря памяти происходит от раздражения, тревоги, насилия. Современный мир полон беспокойства, оно встречаются на каждом шагу. А музыкальное чувство постепенно преодолеет это беспокойство и создает равновесие души. Тогда ум будет сохранять покой, и память будет сильной.

 

Сейчас спойте "Сила жива", но тише. (Все поют упражнение).

 

Первое время наиболее способные из вас будут уделять музыке час, утром или вечером, можно по полчаса утром и вечером. Средние по способности пусть занимаются по полчаса, другие — по 15 минут. Упражняйтесь в пении не меньше 15 минут. Тот, кто не расположен, начнет говорить: "Э, 15 минут, — да пока настроишься, то-другое, как раз время и пройдет". Пятнадцати минут достаточно, чтобы дать импульс. Тому, кому следует развиваться, нужно много. Этот импульс постепенно усилится.

 

Тому, у кого органы не развиты, трудно упражняться долго. Если его заставлять, он может даже отказаться от музыки. А упражняться по пятнадцать минут может каждый. Тех кто будет петь по часу, несколько человек, десяток. Но не делайте этого из амбиции; пойте по расположению, чтобы после того, как попоешь час, у тебя появилось желание попеть еще, и ты остановился только потому, что так определено. И тот, кто поет пятнадцать минут, тоже пусть скажет, что хотелось бы еще, чтобы осталось нечто, небольшой импульс, побуждающий к пению. Таково правило.

 

Я дам вам, как ученикам, тему, чтобы вы ее представили в музыке. Дам вам несколько слов, чтобы вы сочинили на них мелодию, кто какую сможет. Если кто-то не сможет, мы не будем считать это за грех. Как сумеете. Если не умеете записывать нотами, спойте. Это будет приятная забава. Получится что-то вроде оккультного концерта.

 

Более одаренные из вас с помощью оккультной музыки исправят свою музыку в мире. Они начнут отличаться от других музыкантов. Оккультная музыка не для мира, но она может послужить импульсом современной музыке, и каждый музыкант может воспользоваться этим импульсом, представить в несколько ином свете и пение, и игру.

 

Как нужно петь? У нас будет один способ пения, другой, третий, и вы на опыте увидите, чем отличается оккультное пение. Если ты поешь оккультным образом, где бы ни запел — сразу наступит полная тишина. Когда человек поет оккультно, это заразительно, ты не можешь противостоять желанию послушать. Ты оставишь свои дела и скажешь: "Отлично поет".

 

В оккультном пении человек переживает то, что поет, и умом, и сердцем, и душой. В ум и сердце входят силы, все бытие поет, принимает участие. Это нельзя выразить словами. И в народе есть люди, даже простые люди, которые поют оккультно. Но они поют только по настроению, не всегда поют.

 

Этот воскресный вечер не подходит для урока по музыке. Не всякий час благоприятствует оккультной музыке.

 

Допустим, вас осудят на смерть и скажут вам: "Помилуем вас, только если за год вы научитесь хорошо петь. Только тогда подарим вам жизнь." Сможете ли научиться? И еще как будете петь, с каким вдохновением! Да и как не петь? И действительно, влюбленные поют хорошо. Влюбленный говорит: " От этой песни зависит моя жизнь". А тот, кто не осужден на смерть, не может петь…

 

Вот вы поете "Сила жива". Я вас спрошу: одно ли и то же значат выражения "сила жива" и "жива сила"? В оккультной науке "сила жива" значит сила, которая исходит от животных, а "жива сила" — та, которая исходит от людей. Одна сила должна пройти через животных, она исходит из материального, а другая исходит от жизни. От жизни исходит сила, которая разумна. Вот оккультное значение слов "сила жива" и "жива сила".

 

Когда мы говорим "я люблю", это относится только к физическому плану, это материальный человек любит кого-то. А когда говоришь "люблю", эта любовь не материальна, она духовна. Когда нет "я", — это не материально. "Я люблю" значит, что ты имеешь определенный интерес. Когда говоришь "я верю" — это слабо, это материально, это значит, что у тебя есть интерес верить. А вот "верю" — сильно.

 

Все слова, которые нуждаются в подкреплении, слабы. "Хочу пить" — это сильно. А тот, кто говорит "Я голоден" — не голоден. У голодного человека нет времени говорить "Я голоден". Он сокращает время и говорит: "Есть хочу!" — а не "Я очень, очень голоден, так что у меня живот подвело..." и т.д. Это психологический закон. "Люблю" — это сильно. "Я вас очень люблю" — в этом нет никакой любви, человек не любит. Это можно проверить на опыте.

 

В болгарских словах "любя" и "обичам" (по-русски и то, и другое переводится как "люблю") вибрации различны. Сознаете вы это или нет — это другой вопрос. Но начав петь, вы это заметите. Только посредством музыки вы узнаете, какое слово сильнее, а какое слабее.

 

Например, вы можете провести опыт со скупым человеком, у которого, как говорят, "змея в кошелек влезла", — он крепко его держит кошелек и не может открыть. Вы начинаете ему петь "Люблю, люблю" (Учитель тихо поет эти слова). Если вы своим пением настроите человека, его внимание начнет отвлекаться от денег, он вынет кошелек и его откроет.

 

Есть музыканты, которые знают этот психологический закон. Такой музыкант сидит, ничего не говорит, не ходит с шапкой. Он садится и начинает играть, и слушатели веселеют; людям приходят в голову какие-то идеи, и наконец человек говорит: "В конце концов, могу и я поступить по-человечески, дам ему лев". Лезет в кошелек, вынимает один лев, второй, — а тот все играет, — третий, десятый, двадцатый; и когда отдаст деньги, ему приятно.

 

Это вибрации, настроенные на расширение сознания. Как-нибудь я предложу вам спеть определенному человеку. Вы будете мысленно ему петь, и мы посмотрим, откроет ли он свой кошелек. Я вас испытаю, умеете ли вы петь. Важно не только петь, важно, можешь ли ты произвести результат. Если ты можешь подействовать на сознание скупого человека, твоя музыка оккультна, Божественна, ты можешь ею работать.

 

В Америке это практикуют, но не всегда удается получить деньги. Идут петь к какому-нибудь богачу, который мог бы дать и десять тысяч левов, но он не только не открывает кошелек, а завязывает его потуже и дает человеку только 20-30 левов, не больше. Они много поют, но не могут затронуть глубину души. А некоторые сестры идут вместе куда-то, споют какую-нибудь песню, и богач открывает свой кошелек им дает 10-15-20 тысяч. Таким образом они собирают деньги. Другие идут петь целым хором, но получают едва ли сотую часть того, что имеют первые несколько.

 

Природа открывает свой кошелек только для тех, кто согласен с ее законами. Поэтому я говорю, что мы должны работать сообразно живым законам природы, которые в своих результатах не имеют никаких исключений.

 

Вслушивайтесь в голоса тех, кто поет, слушайте, как играют. Некоторые из вас не слушают. Если ты не можешь владеть своим голосом, слушай тех, кто поет чище, учись у них. Если вы все будете внимательно слушать, мы научимся хорошо петь, мы за год научимся большему, чем умеем сейчас. Тогда облегчится работа тех братьев, которые сейчас руководят пением.

 

Я решил выделить немного времени, несколько уроков, чтобы преподать вам элементарнейшие вещи из оккультной музыки. Есть вещи, которые я не могу вам доверить. Я сам их редко играю. Даже при том, что я хорошо разбираюсь в музыке, у меня начинает иначе биться сердце, когда я играю некоторые из этих пьес. Эти пьесы опасны для сердца, иной раз оно может и остановиться, поэтому я очень редко их играю. Сколько раз я ни играл эти пьесы, обязательно кто-нибудь умирал. Почему? Ритм этой пьесы не соответствует сердцу человека, он его умерщвляет. Но если бы соответствовал, человек бы воодушевился.

 

Сильная музыка опасна, поэтому оккультные упражнения сейчас не играются. Вам нужно подготовиться.

 

Я редко пользовался оккультной музыкой, только однажды сыграл в Варне. Я был в одном доме, вечером. В соседней корчме подняла шум толпа пьяниц. Я поиграл 15 минут, в корчме утихло. С тех пор корчма опустела, а корчмарь оставил дом. Хозяйка корчмы потом говорила, что корчмарь ушел, а другой не появился. Но такие случаи редки.

 

Музыка — большая сила. Разве не взял Моисей город трубным гласом? Музыкой он сокрушил Иерихонские стены. Затрубили трубы, и все закричали. Это были не просто крики, а музыкальный крик. И когда закричали, все стены рухнули. Нынешним людям это кажется смешно.

 

В этом году у нас был небольшой опыт, когда мы с песней вышли из библиотеки в Тырново. Если мы поем оккультно, толпа или разбежится, или присоединится к нашему пению. Это страшная артиллерия! Когда солдаты отправляются на поле боя, они поют и становятся бесстрашными. Если перестанут петь — повернутся и побегут. Пока человек поет, он смел и решителен. Когда перестает петь, — начинает думать, как бы убежать.

 

Пойте! Первое искушение — не петь. Как встанешь утром, — напевай, насвистывай. Если хочешь, чтобы целый день твои дела шли хорошо, попой пятнадцать минут. Это правило. Встань утром и пой. Жена и муж, которые не поют, с хозяйством не справляются и детей не могут воспитывать. Попробуйте! В этом году вы проделаете опыт, проверите мои слова. Пойте по 15 минут сознательно, и через год мы увидим, какие будут результаты. С помощью музыки наше положение улучшится по меньшей мере на 50% во всех отношениях.

 

Но в музыке есть еще одна опасность: может проявиться тщеславие или жадность, желание разбогатеть с помощью музыки. Поэтому человек должен быть чистым. Если ты начнешь петь и играть за деньги, если деньги будут побудительной причиной, — с тобой все кончено. Музыка должна быть даром! Когда поешь, в твоей душе и мысли не должно быть о деньгах. Если кто-то даст тебе деньги, если тебе дали 5-10 левов, — не думай, что тебе заплатили за музыку. Оккультно исполненную пьесу ничто не может оплатить.

 

Тем, кто играет на фортепиано, на гитаре, на скрипке мы дадим оккультные правила, — как держать смычок, как играть, — дадим им упражнения для этого. Потом обратим их внимание, как ставить пальцы. Но не нужно рассказывать это другим скрипачам. Эти упражнения можно вставлять иногда, но не постоянно.

 

Если я сейчас попрошу одного из учеников спеть какую-нибудь песню, споет ли кто-нибудь сразу, не задумываясь? Я попрошу спеть кого-нибудь, у кого хороший голос. Первое, что проявится у вас, — это стеснительность; вы подумаете, что люди вокруг вас — критики. Нет, они не критики. Здесь все друзья, ученики, здесь нет критики. Кто согласен, пусть споет половину песни, или один куплет какой-нибудь песни. Согласен ли кто-нибудь спеть?

 

Я знаю, что не все расположены петь. Половина из вас не расположены петь. (Учитель играет и поет на новую мелодию "Сила жива"). Спрашиваю: можно ли быть в дурном расположении духа, если можешь так петь? Можете ли записать песню нотами? То немногое, что уловите, — ваше.

 

Некоторые из этих упражнений мы введем в ваши концерты, и вы будете наблюдать, как они действуют на публику. Среди других номеров введем оккультное упражнение, чтобы посмотреть эффект. Вы увидите, какое брожение оно произведет, сразу отметите шум в публике. Среди публики, которая раньше сидела спокойно, возникнет по меньшей мере какое-то движение. Это показывает переход от одного состояния в другое. Когда человек меняет состояние, в нем происходит движение.

 

Эти упражнения предназначены только для настройки (болг, "тониране") организма. Если ты лишен магнетизма, находишься в дурном расположении, — начни петь оккультное упражнение, 5 -10 — 15 — 20 минут, и настроишься.

 

Я замечаю, что иной раз вы поете лучше, а иной раз в ваших голосах слышно какое-то дребезжание. Нужно долго петь, пока настроитесь. Вам необходим целый год, чтобы настроить чувства. Это не легко. Нужно долгое время петь и играть, поскольку мы находимся в мире, где происходят ужасные бури, и нам нужно уметь укротить это бурное море. Эти оккультные упражнения предназначены только для определенной области.

 

Кроме того, есть определенный способ ходьбы, с особыми движениями. Мы будем ходить и петь на открытом, широком месте. Это произведет определенный эффект. Но чтобы никто нас не видел. Нам нужно ровное место, но высоко, там мы выполним это упражнение. Принесем скрипки, гитары, будем играть, ходить ритмично, вы увидите, какой будет эффект. Когда вернетесь после этого домой, целый день будете напевать. Вы так настроитесь, что будете готовы не моргнув глазом войти в Софию ритмичным шагом. Когда человек музыкально настроен, он не склонен к осторожности. Но мы проведем там, наверху, достаточно много времени, чтобы вернуться в город нормальными, то есть нормальными для мира.

 

Мы именно в нынешнем состоянии ненормальны, а они считают нас нормальными. Там, наверху, мы все в нормальном состоянии, а когда спустимся вниз, снова придем в прежнее ненормальное состояние. Так что угодим и себе, и миру.

 

Если вы хотите убедиться в силе этих упражнений, мы проделаем в конце года опыт, дадим урок софийским жителям. Соберем сто или двести человек и с пением пройдем по городу. Люди пойдут с вами рядом, — и мужчины, и женщины. И пока вы пройдете от одного конца города до другого, вокруг вас соберется по крайней мере 200-300 человек.

 

Душа отзывчива. Во всех оккультных школах играли и пели. Саул, попав в музыкальную школу пророков, стал похожим на них. Когда идешь рядом, заражаешься этим пением и движением и не можешь остановиться.

 

Разумеется, это лишь опыт. Если хотите, можем проделать такой опыт, но это произведет большую сенсацию. Можем так сделать, что и министры пойду за нами, и попы и владыки. Владыка не будет сознавать, что делает, а вернувшись домой, скажет: "Что это было?" — и ему будет приятно. Он сам будет удивляться.

 

Это так естественно! Как некое течение может тебя унести, так и это музыкальное течение может тебя захватить вопреки твоей воле. Владыка пойдет рядом с вами в своей рясе, а когда вернется домой, его ум настроится иначе, он будет иначе думать. Говорю вам, нет человека, который может противиться этому течению. Есть определенные числа, определенные законы, которые действуют, если только вы пойдете. Мы можем проделать опыт, доказать влияние музыки.

 

Поэтому мы применим музыку и в воспитании детей, для того, чтобы внести порядок. Это Божественное средство, но требуется изучение оккультных законов, которые несколько трудны. Я верю, что мы проделаем малые, микроскопические опыты и увидим, как действует музыка на нас. Прежде всего проделаем опыты над собой, а потом уже над внешними людьми. И когда мы так выйдем, можете быть уверены, что 200-300 человек пойдут за нами.

 

В оккультной музыке требуется значительное присутствие ума, сердца и воли, требуется равновесие, нужно иметь дисциплинированную волю, которую ничем нельзя смутить, поскольку это великий Божественный закон, который царит во всем космосе, во всей природе. Если ты в согласии, в гармонии с собой, — вся природа в тебе, и никто не сможет тебе противиться. Если ты в согласии с природой, если она с тобой, — все может произойти.

 

Потом мы займемся изучением и других областей с этой точки зрения. Музыка не займет все наше время. В течение года у нас будет 5-6-7 музыкальных уроков, самое большее 10.

 

А сочинения на тему о плаче остались у нас непрочитанными. Прочтем их в следующий раз.

 

Теперь немного отдохните, сделаем небольшой перерыв на несколько минут.

 

(Тайная молитва).

 

Влияние музыки, пения и движения

Влияние на музиката, пеенето и движенията

Link to comment
Share on other sites

 Share