Разумность в природе


Рассвет
 Share

Recommended Posts

РАЗУМНОСТЬ В ПРИРОДЕ

 

«Под словами Живая Природа я понимаю нечто иное, чем то, что понимают современные естественники. Для нас она нечто великое не только по устройству, но и по той интеллигентности и разумности, которые она являет.

 

Вселенная представляет собой совокупность мыслящих существ, которые являются атомами, кирпичиками в этом великом разумном мире».

 

Учитель

 

 

Красота и мудрость видны в малейших проявлениях природы. Удивление и восторг наполняют человека, когда он наклоняется над каким- либо цветком и изучает мудрое устройство и предназначение всех его частей. В нём пробуждается такое же благоговение перед этим проявлением Разумной Природы, какое возникает при виде гармонии великого звёздного мира!

 

Зачатки этой разумности заметны уже в минеральном царстве. В кристаллах проявляется стремление вещества иметь форму и воля к её сохранению. Таким образом стремление и воля проявляются в двух направлениях. Однако, в чём проявляется разумность? У кристаллов замечается тенденция, стремление приблизиться к наиболее устойчивой, наиболее совершенной форме – сфере. Это достигается различными способами: или увеличением числа граней у простых форм или путём комбинации и сращивания нескольких кристаллических форм, когда ребра и вершины притупляются до плоскости граней. Так получаются более округлые, более устойчивые формы.

 

Кристалл имеет и другие свойства. Минеральное^ вещество, будучи однородным, перейдя в кристаллическую форму, начинает проявлять в разны> направлениях различные свойства, то есть неодинаково пропускать свет теплоту и электричество в ту или иную сторону. Следовательно, в кристалла) проявляется та же тенденция, что и в организме, который в разны> направлениях различен. Другими словами, эти формы имеют уже определённую индивидуальность и в этом отношении приближаютс5 к организмам. Кроме того, кристалл имеет оси, которые есть и в организме По отношению к созидающим эфирным силам у человека три оси, такт образом, и здесь мы наблюдаем аналогию между кристаллами и организмами

 

Это первая ступень разумности.

 

Мы проходим мимо небольших цветов и травинок, встречающихся на нашем пути. Но в их малом мире сокрыто величие такой мудрости, о которой многие не подозревают.

 

Возьмём, к примеру, красивое растение руту душистую (Ruta graveolenz). Его цветки имеют четырёхлепестковый венчик с 8–10 тычинками и в середине – один пестик. Когда тычинки и пестик созревают, тычинки распрямляются, касаются пестика, оставляя на нём свою пыльцу, и опять отклоняются в стороны, принимая первоначальное положение.

 

У синего цветка чернушки дамасской (Nigella damascene), украшающего наши поля и луга, – пятилепестковый венчик, пять тычинок и в середине цветка – пять пестиков. Когда тычинки и пестики созревают, пестики – здесь они активны – наклоняются в пяти направлениях, касаются тычинок, берут от них пыльцу и опять выпрямляются.

 

Фасоль, когда ей встречается какой-нибудь вертикальный кол, обвивается вокруг него. Но если за колом есть живое деревце, фасоль огибает кол, добирается до деревца и обвивается вокруг этого деревца.

 

Все восхищаются соснами, украшенными шишками. Но мало кто знает, какую великую мудрость проявляют эти шишки. Сосновая шишка выращивает в пазухах своих чешуек крылатые семена. Чтобы достичь своей цели, сосна создаёт свои чешуйки гигроскопичными. Когда семена созревают, шишка в хорошую погоду открывается, и ветер далеко разносит крылатые семена, что облегчает их посев. Благодаря гигроскопичности, во влажную погоду чешуйки сжимаются и закрывают шишку. Тогда крылатые семена остаются запертыми внутри, так как нет условий для их распространения на большие расстояния.

 

Организм наделён разумностью, которая следующим образом проявляется в описанном далее случае. При переломе кости соседние ткани превращаются в ткани, необходимые организму. Установлено, что мускул рядом со сломанной костью превращается в хрящ, а затем и в костную ткань. При потере крови мы видим, как проявляется удивительная разумность в клетках, тканях и органах тела: все периферийные кровеносные сосуды сжимаются, увеличивая этим относительное количество остающейся крови. Больной чувствует жажду, и вода, которую он пьёт, сразу восполняет утраченный объём плазмы крови. Жидкость из тканей и мускулов через стенки капилляров проникает в кровеносную систему. Кровяные тельца покидают те органы, где они находились в резерве, и поступают в кровь. Органы, производящие кровяные тельца, начинают вырабатывать их в большем количестве.

 

Многим известна такая стрекоза как чёрная оса. Это малоподвижное насекомое, но какую удивительную разумность и предусмотрительность она проявляет. Перед наступлением лета она приготавливает в земле ямку и откладывает в неё своё яичко. Для питания маленькой личинки, которая должна вылупиться, она заготавливает 6–8 пауков определённого вида и затем запечатывает норку. Спрашивается, как сохранить эту резервную пищу в свежем виде, чтобы она не разложилась, пока личинка полностью не разовьётся? Эту задачу стрекоза решает гениальным способом.

 

Хватая паука, она стискивает челюстями два его мозговых центра, от которых зависит движение его тела, и, которые находятся сзади на его голове. Стрекоза стискивает их ровно настолько, чтобы парализовать всякое движение. Этим достигается двоякий результат: паук неподвижен и не может повредить личинку, в то же время он жив, и пища остаётся свежей, не разлагается. Сама личинка сначала съедает подкожные ткани паука, а затем переходит к важным органам, что вызывает его смерть, но он уже съеден. Чуть более сильное сдавливание умертвило бы паука, и цель не была бы достигнута. Стрекоза безукоризненно выполняет операцию, как самый опытный хирург.

 

Здесь видны предусмотрительность и сообразительность подсознательной разумности. Эта разумность выказывает иногда такое предвидение, что проникает в будущее. Таких примеров можно привести много.

 

Есть маленькая птичка, которая называется водяной соловей. Она живёт у рек и ручьёв. Водяной соловей имеет обычай вить своё гнездо в ветвях у самой воды. Каждую весну он вьёт новое гнездо, и каждый год располагает его на разной высоте. Не было случая, чтобы вода снесла гнездо водяного соловья, как бы высоко ни поднялась вода, она всегда оказывается ниже гнезда.

 

Чем выше уровень природного царства, тем более сознательно проявляется разумность. Чисто механически объяснить эти примеры невозможно. Великая разумность, мудрость пронизывает всю природу.

 

В разумности есть нечто характерное. Где бы мы ни встречались с ней во всех её необозримых проявлениях, мы не можем перепутать её ни с чем другим. Она – повсюду.

 

Разумность координирует свои проявления во всех природных царствах, эти проявления дополняют друг друга и сочетаются в совершенном единстве. Так поддерживается в природе всеобщая жизнь. Можно привести много примеров такой координации.

 

Растения при ассимиляции поглощают двуокись углерода и выделяют кислород. Животные при дыхании, наоборот, потребляют кислород и выделяют двуокись углерода. Растения тоже дышат, но у них ассимиляция сильнее дыхания. Растительное и животное царства взаимно помогают друг другу, и, благодаря этому, жизнь в природе становится возможной. Животные используют кислород, который выделяют растения, а растения используют двуокись углерода, которую выделяют животные. Учитель говорит:

 

«Солнечный свет на своём пути к земле встречает 12 трансформаторов, 12 сред, через которые он проходит. Так постепенно ослабляется его энергия, чтобы её могли выдержать земные существа. Если бы солнечная энергия достигала земли в своём первоначальном виде, она бы разрушила организмы. Между той разумностью, что создала эти трансформаторы и той, которая поддерживает жизнь на земле, существует координация, посредством которой поддерживаются общий порядок и гармония в природе».

 

Итак, повсюду в природе мы видим проявления разумности, и во всех этих проявлениях присутствуют координация и единство. Это показывает, что разумность исходит из Единого Великого Центра Природы. Этот высший Центр Разумности в природе мы называем Первопричиной, Разумным Началом, Вечным Началом, Безграничным, Богом.

 

Это слово вызывает у многих людей негативную реакцию, и они правы. Они понимают под этим словом заблуждения прошлого. Мы, однако, этим именем называем Великую Реальность, с чьими проявлениями в природе мы встречаемся каждый день.

 

Это Разумное Начало действует и в человеке, и у него зарождается внутреннее стремление к познанию Разумной Природы и её изучению. Это означает переход к сознательной жизни.

 

Божественная жизнь и Разумность пронизывают всю природу! Учитель говорит:

 

«Мудрец чувствует себя счастливым, когда видит и малюсенькую травинку между камнями. Почему? – Через неё он входит в общение с той Высшей Интеллигентностью, которая её создала.

 

Изучив формы растений и животных от самых малых до самых больших, вы придёте наконец к познанию той Высшей Интеллигентности, которая в них работает».

 

Эта Интеллигентность, эта Разумность чувствительна и отзывчива. Человек может вступить в общение с ней. Так, наши мысли и чувства, наша любовь находят отзвук в растениях.

 

Учитель рекомендует проведение различных опытов с растениями. Посадите в саду две яблоньки. Каждое утро подходите к одной из них, кладите на неё руки и посылайте ей добрую мысль, хорошие пожелания, свою любовь. И вы увидите, что она поднимется раньше, вырастет более сильной, раньше расцветёт и будет давать плоды изобильнее. Такие маленькие опыты покажут вам, какое влияние оказывает добрая мысль. Другую же яблоню только поливайте и всё.

 

Подобный опыт можно проделать и на полях. И вы увидите, что и пшеничное зерно отзывается на добрые мысли и чувства. Учитель говорит:

 

«Иной раз я разговариваю с Живой Природой. Разговариваю и с растениями. Их язык не такой, как наш. Вы говорите, что деревья – бессловесные существа, а человек – существо говорящее. Я не согласен. В природе нет бессловесных существ. Просто каждое из них разговаривает особым способом. Для меня – всё говорящее. Вы движетесь в Разумном мире».

 

Вся природа проникнута Мудростью. Божественный свет Мудрости наполняет весь космос, им пронизаны все вещи, все Бытие.

 

Всё пространство проникнуто разумом, мыслью. Мы живём погруженные в Божию Мудрость так же, как и в Божию Любовь.

 

«Когда говорят о великих свершениях, знайте, что они являются делом великих сознаний».

 

Разумность в природе совершенна. Её методы проникнуты Мудростью.

 

У различных существ степень разумности различна. Это зависит от "ого, на каком расстоянии от Великого Разумного Центра они находятся. Более других удалены минералы. Они имеют лишь волю к форме. Далее идут растения. Они ближе к Разумному Центру. Затем идут животные. Потом – человек. Он ближе всех к этому Центру.

 

Необходимо различать методы Разумной Природы и проявления несовершенных существ – её детей. Многие существа проявляют себя не лучшим образом, это зависит от степени их развития.

 

Даже если какое-либо существо проявляет себя далеко не совершенно, природа работает в нём совершенным образом. Например, когда это существо поранится, заживление раны происходит самым мудрым, самым целесообразным способом. В этом процессе заживления действуют силы и методы Разумной Природы.

Link to comment
Share on other sites

 Share