Рассвет Posted March 31, 2012 Report Share Posted March 31, 2012 ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ Люби совершенный путь Истины и Жизни. Поставь Добро основой своего дома, Правду – мерилом, Любовь – украшением, Мудрость – оградой, Истину – светилом. Только тогда познаешь Меня, и Я тебе изъявлюсь». Завет Учителя Один ученик так описывает свою первую встречу с Учителем: «Был летний день. Светлый покой царил над землёй. Маленькая, вся залитая светом тропинка, идущая среди виноградников старинного города, «случайно» привела меня к имению, где в то время пребывал Учитель. Первое чувство, которое я испытал, увидев Учителя, было удивление; было ощущение, что я уже видел Его, что Он мне знаком и близок. Это чувство все сильнее овладевало мною, пробуждая глубокие и странные воспоминания. Во мне возникло какое-то мучительное напряжение, желание уловить, понять, овладеть всем этим. Потом будто рухнула какая-то преграда, и долго сдерживаемые воды вдруг хлынули со всей силой. Учитель стоял передо мной, тих и спокоен. Меня охватило блаженное чувство. То была радость человека, который когда-то, очень давно, потерял нечто святое и теперь вновь обрёл его. Все неясные воспоминания отошли в сторону, только светлая радость осталась в душе. Учитель улыбнулся и подал мне руку. Я схватил и с благоговением поцеловал эту руку, которая вела и поддерживала меня во все дни моей жизни. Это чувство никогда больше не покидало меня на протяжении всей моей жизни с Учителем. Со временем многое прояснилось, картины и образы приобрели очертания; многое из того, что прежде было неясным, стало понятным, но чувство блаженства от встречи с моим Учителем горело в моей душе, как лампада, зажжённая невидимой рукой Бога. В эту первую встречу мы почти не говорили – безмолвный разговор душ порой несовместим со словами человеческой речи. Каждый раз, пытаясь говорить с Учителем, я чувствовал, что самое важное, самое существенное ускользает, его нельзя выразить, и оно остаётся невысказанным. Того, что мы можем сказать о Нём, всегда слишком мало и недостаточно. Поистине, иногда Великий, Безграничный принимает образ человека и живёт среди людей и вместе с ними. Это счастливые и незабываемые дни для человеческих душ». Учитель был среднего роста, имел благородную осанку, порой столь величественную, что выглядел выше и больше всех окружающих. Длинные волосы, уже посеребрённые, спускались до плеч. Мы видели, как с годами эти волосы стали совсем серебристыми, светящимися. Лицо Учителя было красиво. Оно выражало спокойную силу, внутренний мир. Лоб прямой, ясный, глаза слегка опущены, нос правильный; хорошо очерченный подбородок, широкие скулы придавали лицу мощь и устойчивость. Общее выражение доброе, отеческое. Взгляд был глубок, благ и чист, в нём не было никакого раздвоения; глаза выражали лишь одну мысль – любовь и бескорыстие. Иногда в этом взгляде чувствовалась нежность матери, иногда – сила и доброта отца. В нем была сила, власть, он мог держать зло на расстоянии. Он успокаивал, ободрял, внушал веру и упование на Бога. Взгляд Учителя светился предвечной мудростью Великого, и в этом свете вопросы представали простыми и ясными. Порой во взгляде струилась солнечная радость возвышенного мира, но иногда в нём проглядывала скорбь всего человечества. В нём никогда не было заметно упрёка или осуждения, в нём не было никакого насилия, и каждый испытывал желание довериться ему, открыть свою душу. Когда этот взгляд встречал красоту или добро, в нём светилась детская радость, в нём чувствовалось присутствие прекрасной светлой мысли. Этот взгляд всегда и совершенно выражал Истину. Учитель держал голову прямо, ходил свободно и легко; пробуждённое сознание проступало в каждом Его движении. Всей Его фигуре была присуща естественность и гармония, что придавало красоту и искренность каждому Его поступку. «Естественность создаёт условия для проявления Любви». У Учителя был мягкий, приятный низкий голос. Говорил Он обычно тихо, без всяких риторических эффектов; и хотя голос Его был тих, он был слышен далеко. Учитель сопровождал свою речь спокойными, плавными, гармоничными движениями, такими же выразительными и ясными, как и Его Слово. Учитель прекрасно и вдохновенно пел. У Него был приятный глубокий голос. Часто Он пел те песни, которые предлагал нам. Он показывал, как их нужно исполнять, или играл их на скрипке. Самые простые упражнения Он исполнял так выразительно, так проживая их, что они наполнялись содержанием и смыслом. Каждое Его движение, каждая мысль, каждое чувство, каждый поступок были музыкой. Вся Его жизнь была музыкой – ритмом, мелодией и гармонией. Он посещал концерты больших мастеров и слушал их внимательно, сосредоточенно и углублённо. Его оценки были совершенны. Музыкой был тот красивый мир, в котором Он жил,– созвучием мысли, чувства и поступка. Музыка создавала вокруг Него атмосферу гармонии и света, которую чувствовали все. Эту внутреннюю музыкальность Он иногда выражал в песнях, которые создавал естественно, свободно, непосредственно. Песни рождались в Нём сразу как выражение той музыки, которую Он нёс в своей душе. Так Он создал большинство песен и упражнений – на наших глазах, а иногда и вместе с нами. Учитель был за естественную жизнь, без всякой эксцентричности. С людьми Он держался естественно и просто, был учтив, внимателен и терпелив со всеми. Одевался всегда чисто, опрятно и красиво, любил свободную, широкую одежду, предпочитал светлые тона. Он говорил: «Не одеждой, а лицом следует отличаться. И не лицом, а душой». Учитель был подвижен, ходил лёгкими, уверенными шагами, мог проходить большие расстояния. Иногда Он двигался так быстро, что мы едва поспевали за ним. Учитель любил чистые, высокие места в горах, отыскивал их и часто туда приходил. Он говорил: «Природа поместила там священные вещи». Питался Учитель скромно, Он не любил пышных трапез. Учитель любил плоды и считал их идеальной пищей. Он радовался крупным, правильным и красивым плодам, говорил, что они идут из возвышенного мира. Он связывал с ними много хороших идей, мыслей и чувств и давал методы использования тех сил, что в них содержатся. Он говорил: «Плоды чистят как тело, так и мысли и чувства. Когда человек питается, он должен быть исполнен благодарности и любви, тогда он полностью использует Божественные блага, вложенные в пищу». Учитель приступал к еде со священным чувством. Принятие пищи – одно из великих таинств жизни. Посредством пищи мы общаемся с Великой Реальностью, принимаем силу, жизнь и знание. Учитель дал следующее правило: «Ешь хлеб с любовью и думай, что в нём Бог. Пей воду с любовью и думай, что в ней Бог. Дыши воздухом с любовью и думай, что в нём Бог. Принимай свет с любовью и думай, что в нём Бог. Под словом любовь мы подразумеваем Бога, а Бог – повсюду. Хлеб, вода, воздух и свет – проводники жизни». Учитель любил солнце. Он любил все моменты жизни, в которых участвует солнце. «Всё хорошее может случиться, когда светит солнце»,– говорил Он. «Как мы греемся на солнце, так мы должны жить в Божественной Любви». Учитель любил свет – обильный свет. Вокруг Него всегда был свет – ив прямом, и в переносном смысле. Учитель жил и работал в скромной обстановке. Он не любил расточительности и небрежности в материальных благах, однако, когда следовало, Он был щедрым и знал, когда и как давать. Учитель использовал любой случай, чтобы преподать урок ученикам. Только в этом Он видел смысл материальных благ, а сами по себе, как объект достижения, они для Него значения не имели. Никогда и ни о чём Он не говорил, что оно Ему принадлежит. Учитель говорил: «Истинный дом человека – в его душе. У человека нет дома вне него». Вокруг Учителя царила атмосфера чистоты и святости, которую чувствовал и уважал каждый, кто к Нему приближался. Учитель был хорошим собеседником и становился центром везде, где бы ни появлялся. Вокруг него собирались люди, жаждавшие слышать Его Слово. Разговоры с Учителем протекали непринуждённо – во время экскурсий, во время остановок, после бесед или после обеда. Тогда Учителю задавали спонтанно возникавшие вопросы. В них затрагивались все стороны жизни, но основным мотивом оставался путь человеческой души к Богу. Для того, чтобы выйти из джунглей старой жизни, рассеять вековые заблуждения и высветить будущее, к которому стремился каждый, были необходимы знание и свет. Чаще всего Учитель бывал радостным и весёлым, Он был остроумен, часто заставлял слушателей смеяться и сам хорошо смеялся. Его юмор был ясен и чист, будто искрился луч, падающий на капли росы. Он был похож на большой изобильный источник, чистые струи которого несли веселье всюду, где протекали. Учитель был доволен любыми условиями. Его наполнял глубокий внутренний мир. В самых тяжелых обстоятельствах Он находил что-то хорошее, видел в них смысл и разумно их использовал. Его внутреннее равновесие никогда не нарушалось. Он говорил: «Хоть путь и труден, но по нему хорошо идти, если он озарён светом». Бывали редкие моменты, когда Учитель был закрыт, непроницаем, молчалив. Тогда Он ни с кем не встречался, никого не принимал. Каждый чувствовал, что нужно держаться в стороне. Все мы знаем, что и Божественным посланникам нелегко исправлять иные вековые людские недуги. На земле бывают трудные моменты, опасные, судьбоносные, ответственные. Велики препятствия, лежащие на пути Любви. Учитель был точен и учил быть точными нас: назначив какое-то время, Он бывал абсолютно точным. Он придерживался правила: мало обещай, но всегда исполняй. Он не любил что-либо откладывать, и если что-то планировал, то в назначенное время сразу приступал к работе. Когда Учитель начинал пусть даже самую небольшую с виду работу, она приобретала значение и смысл, служила великой жизни. Учитель работал ради того, чтобы Царство Божие пришло на землю. Всё, что Он делал, было служением Богу. Он всё делал внимательно, заботливо, наилучшим образом. «Что бы вы ни делали, делайте это для Господа». Каждое Его движение было красиво, каждый поступок полон достоинства. «Помни, что ты всегда предстоишь перед Великим Разумным Началом». «Великое дело – служить Богу. С Богом всегда хорошо. Воля Божия включает благо всех живых существ. Желай того, что разумно. Желай того, что является добром для всех. Желай того, чего желает Бог!» Учитель работал в любое время дня и ночи. Он использовал для работы и те часы, когда шум обычной жизни затихал, – тихие ночные или ранние утренние часы. В это время в Его комнате часто был виден свет. Учитель отдыхал мало, работал много. Он говорил: «Самые трудные вопросы человек разрешает в абсолютной тишине, когда все спят и только Бог бодрствует». Учителем была совершена работа колоссального объёма и значения. Он был неутомимым работником, строгим и в то же время любящим. «Наибольшее благо, полученное человеком от Бога, – это жизнь. И наибольшей благодарностью человека за жизнь является работа. Работает только тот, кто работает из любви, кто работает из обичи*. Кто уважает работу других, тот и сам работает. Кто понимает, тот мыслит. Кто понимает, тот работает. Сказано: «Отец Мой работает, и Я работаю». Работа, которую выполнял Учитель, была большой и многогранной, но при этом Он совершал её так же просто и естественно, как дышал, будто не прилагая никаких усилий. Каждый мог получить от Учителя ценные сведения по своей специальности. К Нему приходили люди разных профессий, различного общественного положения, и каждый получал от Него наставления. Земледельцу Он предлагал ценные правила, чтобы работать и выращивать культуры в соответствии с великой Божественной наукой. Она предусматривает участие не только сил человека, но и участие его души, его мыслей и чувств – так устанавливается живое общение и сотрудничество с Разумной природой. Результаты были удивительные. Природа чувствительна, отзывчива, она реагирует на каждое наше проявление. Он подолгу беседовал с учителями и воспитателями об их работе, давал много полезных сведений, методов и правил, которые они применяли, разрабатывали, а результаты обсуждали с Ним. Так создавалась новая педагогика, построенная на глубоком понимании человеческой души и законов Живой Природы. Результаты ободряли и вдохновляли. Большая часть идей Учителя об образовании изложена в книге «Учитель об образовании»1. Иногда к Нему приходили артисты. Большинство из них ожидало получить лишь самые общие идеи и рекомендации. Но задававшие вопросы относительно своей работы бывали удивлены глубокими познаниями Учителя в их искусстве. Он давал толкование движений, поз, выражений, толкование душевных переживаний, откуда многие посетители почерпнули ценные сведения. Музыкантам и певцам Учитель дал много идей, знаний и правил, отвечавших Божественной науке. В этом направлении разработана целая школа, которая однажды, быть может, станет общим достоянием. К Учителю приходили и мастера по изготовлению музыкальных инструментов, и им Он давал ценные советы, обращая внимание на высокие требования к материалу, к методам работы в этом искусстве, подводил их к пути, которым шли старые мастера-классики, предлагал новые, неизвестные прежде методы и правила работы. Как-то раз один старый опытный юрист захотел проверить, как Учитель разбирается в праве, и остался крайне удивлён обширными познаниями и глубиной прозрения Учителя в этой области. Много полезных сведений, правил и методов дано Учителем в области гигиены и медицины. Рекомендованные Им средства были просты и естественны. Человеку нужно научиться черпать силы из Живой Разумной Природы теми естественными методами, которые она предоставила в его распоряжение. Причины большинства болезней –духовные, следовательно, больной сам должен совершить главную работу по лечению, сам должен сделать усилие, чтобы вылечиться. К Учителю шли писатели, поэты, изобретатели, и все получали от Него идеи, советы, напутствия на будущее. Божественное знание необходимо во всех областях жизни. Учитель был носителем этого знания. Он давал щедрой рукой, но закон таков: «Ищите, стучите, просите» Когда наступало время отдыха, Учитель умел отдыхать безмятежно и благодарно. Ясный мир царил вокруг Него. Присутствие красивой мысли ощущалось без слов, всё казалось светлым и прекрасным. И Любовь ощущалась без слов, она улавливалась душами. Внутренняя полнота, внутренняя радость наполняли всех. Учителя посещали Небесные посланники. Он знал, как встретить их и как вдохнуть в нас священное отношение к ним. Каждую работу Учитель начинал с молитвы и по окончании работы Он опять благодарил молитвой, Он говорил: «Разумный Невидимый Мир участвует во всех наших делах здесь, на земле. Молитвой мы призываем Его помощь. Благодарность же есть выражение того, что мы ценим эту помощь, она – выражение наших красивых чувств». В другом месте Учитель говорит: «Будь всегда связан с Богом Любви. Вне Бога возникает грех. Я всегда молюсь. Человек должен ограждаться от влияния преходящего молитвой, чистой мыслью и непрестанной любовью к Богу. Каждый день открывай своё сердце перед Возлюбленным своей души, чтобы Он видел самые сокровенные твои глубины. Каждый день открывай свою душу перед Господом. Каждый день! Молитва достигает своей цели, когда переживаешь Божественное состояние. Благодаря молитве ты узнаешь, какова Воля Божия». О созерцании Учитель говорит: «Созерцание – это тот священный момент, когда возвышенные образы наполняют сознание ученика». Иногда Учитель удалялся и в тишине и молчании предавался размышлению и созерцанию. Потом Он выходил озарённый новым светом, исполненный силы и мощи, с новыми идеями, новыми мыслями. Тогда Его Слово изливалось в совершенных, кристально чистых формах. Он говорил: «Тихое озеро отражает горные вершины, небо, солнце и звёзды. В душе своей ученик всегда слышит речь Бога. Тогда страх исчезает, и в нём наступает глубокий мир. Он свободен». Молитва, созерцание и размышление были важными методами духовного роста и общения с Богом. Более совершенный способ общения с Богом – это любовь. Любовь к Богу – это первая и величайшая заповедь. Священными были мгновения, когда Учитель говорил о Боге, о Великом Разумном Начале. Озарённый внутренним светом, Он проникновенно говорил: «Бог есть вечная гармония. Когда ты переживаешь её в себе, Он тебя посетил. Бога легче всего найти в себе самом. Когда человек найдёт Его в себе, он будет способен найти Его повсюду вокруг. Пока мы находим Бога в себе, наша жизнь полна, радостна, в ней есть смысл. Вне Бога существуют лишь несчастья и страдания. Наша жизнь – только в Боге. В душе есть священное место, которого никто не может переступить. Оно предназначено только Богу». Свою миссию Божественного Посланника Учитель очертил так: «Учитель сходит, чтобы проявить любовь. Это не внешний процесс. Через него проходят чистые струи любви ко всему живому. В чём выражается любовь Учителя? Он хочет приблизить души к свету и радости, в которых живёт сам». В другом месте Учитель говорит: «Иной спрашивает, кто я. Я послан Божественным миром проявить любовь, внести в жизнь её силу, её мощь. Каждый, кто проповедует Божественное учение, неуязвим. Божественное учение неделимо: оно было в прошлом, есть сейчас, будет завтра. Следовательно, неважно, кто его проповедовал, кто проповедует его сегодня, кто будет проповедовать его завтра. Божий Дух один и тот же во все времена и эпохи. Следовательно, никакая сила в мире не в состоянии Его победить». О миссии Божественного Слова Он говорит: «То, что я говорил в течение сорока лет, уже наполняет мир, и от этого ему невозможно освободиться. Это не мое – это Божественное. Однажды люди примут это изнутри». О своей миссии Он также говорит: «Я пришёл сказать людям, что Бог решил создать новый мир, новое небо, новую землю и переменить всех людей. Это будет. То, что я говорю, Божественное. Мою проповедь услышат все, её не могут не услышать, ибо это – Бог, Который говорит в мире, а Он – всюду. Как проповедует солнце? Слышите ли вы его голос? Моя проповедь подобна солнцу. Не останется ни одного, кто не услышал бы её, – не того, что сказано, а того, что остаётся невысказанным. Оно проникает во всех людей, оно – Божественное. Это Божественное Начало почувствуют все и начнут жить хорошо. Мир создан Богом, и этот мир станет таким, каким хочет Бог». Когда приходит Учитель, Он служит связью между небом и землёй. Только Небесная Мудрость разрешает земные противоречия. Только Небесная сила лечит недуги земной жизни. Только Божественная Любовь превращает силы, служившие злу, в служителей добра. Это высшая магия, которой Учитель как Божественный посланник владел в совершенстве. Во всех Его беседах, лекциях и разговорах это великое умение передано во всей полноте. Есть одна мистическая священная песнь, которую нам дал Учитель: «Запали се огънят на огнището» («Зажёгся огонь в очаге»). Это священный огонь, который горит пламенем бессмертия. Все великие бессмертные души, исходя от Бога, несут в себе этот священный огонь, и куда бы они ни направились в необъятной вселенной, они работают с этим огнём. Этот священный огонь Учитель нес в своей душе, этот огонь привлекал все души, и они были готовы служить ему во всём. «Сохраняйте в себе Божественное пламя как самое ценное в человеческом духе». Каждый чувствовал, что в присутствии Учителя он становился лучше. Рядом с Учителем все испытывали священный трепет, глубокое уважение. Все ощущали в нём Великое, Необъятное, Доброе, Красивое, Вечное. Каждый чувствовал собственную малость и одновременно испытывал благодарность, желание слиться с Великим, Разумным и выполнить Его волю. Учитель служил Богу, и каждый, кто приближался к Нему, тоже испытывал это желание служить. Учитель говорит: «Старайтесь понять Божественный Дух, изучайте этот Дух, просвещающий и раздающий все блага, являющийся источником Божественной Любви, носителем Божией Мудрости, носителем Божией Истины, Правды и Добродетели. Это Великий Дух, слушайте Его! Когда человек достигает умения слушать свой Дух, он приобретает самый лучший опыт. Для человека пришло время познать Бога». Учитель всё окружал любовью и светом. Рядом с Ним все чувствовали себя хорошо – и растения, и животные, и человек.Он всех их знал в том Великом, Реальном, Неизменном мире, откуда пришёл, каждому Он нёс подарок – благую весть с его родины. Случалось ли вам останавливаться возле изобильного источника, погружать взгляд в его кристально чистые воды, выходящие здесь на свет? Какие чувства вы испытывали? Радость, благодарность, желание, чтобы эту воду пили все, а не только вы. У вас не возникало желания присвоить это богатство, у вас был один импульс – раздавать. За этим источником вы улавливали присутствие Великого Вечного Источника. Нечто подобное испытываете вы и рядом с Учителем. «Каждое разумное существо, которое мыслит, чувствует и действует, как Бог, едино с Ним». О любви Учитель говорил много, в беседах и лекциях Он больше всего говорил о ней. Несмотря на это, Учитель говорит: «До сих пор я говорил вам лишь о дарах любви. То, что я говорил вам до сих пор, – лишь предисловие. О любви я вам ещё не говорил. Любовь – это внутренний мир, наполняющий жизнь смыслом. Любовь даёт человеческой душе глубокий импульс к Богу. Это для понимающего. Тогда человек может жить и один, то есть с любовью. А Бог есть Любовь. И где Бог, там – всё». Учитель служил любви, служил Богу! В основу новой жизни Учитель положил принцип Божественной любви, любви вечной и неизменной. Эта любовь была основной чертой Его характера, вот почему ученики по праву назвали Его Учителем Любви. «Спасение человечества кроется в Великой религии, объединяющей все религии в качестве органов одного Целого. Эта религия – Любовь. Она объединяет всех людей, примиряет и разрешает их противоречия и вносит радость и веселье». Учитель говорит: «У Любви есть два важных качества: милосердие и чистота. Любовь создала весь космос. От неё произошло всё живое в природе. Всё существует благодаря любви Бога. Кто познает любовь, тот говорит только о величии Бога». Учитель был нежен и внимателен ко всем. Для Него положение, которое занимал человек, не имело значения, оно ничего ему не прибавляло и ничего не убавляло. Он ценил в человеке чистоту и честность. «Нежность подготавливает путь любви. Нежность не наступит на сломанный тростник и не угасит мерцающую лампаду». «Добро есть плод любви. Любовь – плод Духа. Дух есть изъявление Бога». Учитель всегда выглядел скромно. Он не открывался перед нами в своём величии, а предоставлял каждому узнавать Его в соответствии с возможностями, которыми тот располагал: столь велика была в Нём свобода. В Нём не было рисовки, Он никогда не подчёркивал своего знания, возможностей и могущества, тем самым оставляя нас свободными. Только любовь, которую мы испытывали к Нему, была единственным законом. Знание Он давал естественно и просто. «За всё, что вы сделаете, воздавайте славу Богу». Совершая великое, Он выглядел так, будто не делал ничего особенного. О смирении Учитель говорил: «Смирение – это выражение любви к Великому». Смирение есть качество служителей Божиих. В заповедях блаженства сказано: «Блаженны нищие духом». Через них Божественная жизнь проходит чистой, а Божественная Истина проявляется совершенно. Они не насилуют Божественное, не налагают на него своего отпечатка. Учитель говорил не от своего имени. Учитель был терпелив, Он знал, что всему своё время, и умел ждать. Мир обрушивал на Него потоки хулы и клеветы, однако, Учитель оставался тих и спокоен, никогда не спорил и не защищался. Он никогда не отвечал хулителям, и те, оставшись без пищи, затихали и исчезали. Свет рассеивает тени мрака. Учитель даёт следующий закон: «Умного человека арестовывают только за Истину. Только за Истину можно подставить свою спину. Пускай бьют. Если тебя бьют за Истину, молчи. Предоставь Истине защищать тебя. Тот, кто сегодня трижды тебя ударил, спустя годы будет твоим другом. Но когда? Когда ты промолчишь ради Истины. Тогда он придёт к тебе и скажет: «Извини, я совершил в отношении тебя большую ошибку, поэтому отныне я твой друг». Учитель говорит: «Терпение – одно из великих качеств Бога. Терпение – это великая наука. Терпение с любовью. Терпение с миром. Терпение с радостью. Только любящий терпелив. Только мирный человек терпелив. Только радостный терпелив. Только разумный терпелив». О кротости Учитель говорит: «Кротость – большой, чистый источник жизни. Будь всегда кроток и свято храни в своей душе всё, что исходит из этого источника». На всех малых существ Учитель смотрел с любовью и называл их маленькими братьями. Он уважал их свободу и право, данное им природой. Он видел разумность и необходимость их существования на земле. Учитель часто обращал наше внимание на самых маленьких, незаметных существ, освещая их своим светом, и мы видели их нужды, их подвиги, борьбу и их значение для Всеобщей жизни. «Всё ваше счастье в мире покоится на страданиях этих малых существ, которые вам служат». «Все растения, цветы, букашки, млекопитающие, – пусть все почувствуют, что Бог живёт в вас, что всё вам мило, что вы всё цените. Только так вы можете понять великий закон любви». Учитель был чуток и внимателен ко всем. Он часто улавливал нужду какого-нибудь скромного человека, не смевшего её высказать, и приходил ему на помощь, оказывал поддержку, видимую и невидимую. Он в совершенстве следовал священному правилу: «Будь чутким, как Разумная Природа, которая прислушивается к зову о дожде самых маленьких букашек и цветочков и снабжает их влагой». «Будь чуток к тому, чего желает от тебя Божий Дух. Это и есть чуткость: уметь угодить Богу в себе и в других». Учитель входил в положение каждого существа, понимал его и с любовью помогал, к каждому проявлял особое отношение. Однако Он никому не оказывал предпочтения, никого не отмечал, никого не хвалил. Он был крайне скуп на похвалу, но при этом каждый, находившийся рядом с Ним, ясно чувствовал, когда поступал хорошо, а когда – нет. Если Учитель хотел тебя подбодрить, Он делал это незаметно. Случалось, что какой-то ученик бывал унижен, другие им пренебрегали или даже презирали за какой-то поступок или слабость. И когда он чувствовал себя одиноким и покинутым, отвергнутым всеми, когда в нём возникало раскаяние, Учитель всегда находил способ приободрить его, и делал это так, как умел только Он один. Он мог одним словом, одним неприметным поступком, небольшим вниманием вернуть веру, утешить, помочь восстановить внутренний мир, необходимый, чтобы продолжать работать и следовать по своему пути. Однажды один из пожилых братьев совершил ошибку, сильно смутившую всех остальных. Все собрались, рассмотрели и строго осудили его поступок, дав ему почувствовать это своим поведением. Наступили соборные дни. Все были исполнены светлой радости, ходили с сияющими лицами, учились и выполняли свою ученическую работу. Этот брат был забыт. Он сильно страдал, тем более, что и физически он был неказист, и это заставляло его чувствовать своё унижение ещё сильнее. Наступил день, когда ученики группами пошли молиться в горницу. Никто не пригласил этого брата в свою группу. Он чувствовал себя отвергнутым, несчастным, но всё переносил героически, стараясь сохранить равновесие. Когда все распределились по группам, этот брат, одинокий и всем чужой, проходил мимо горницы. Учитель открыл окошко и, никем не замеченный, тихонько окликнул его по имени и сказал: «Иди сюда, помолимся вместе». Вскоре из горницы вышел возрождённый человек, лицо его прояснилось, взгляд был устремлён вперёд. Трудно сказать, что происходило в его душе, только глаза его были как будто слегка влажными. Учитель говорит: «Не думайте, что люди грешны. Лишь Бог знает, почему они грешат и почему страдают». Учитель любил искренних, честных людей, им Он всегда оказывал поддержку. Для неискренних Он становился внутренне недоступным. Он ценил искренние и священные поступки, в которых проявлялся Бог. Учитель обращал внимание на положительное в жизни и с этим работал. Если иногда Он и касался отрицательных проявлений, то использовал их как фон, как тень, чтобы выделить положительное. Встречаясь с отрицательным, Он сразу поляризовался: искал противоположное этому, находил положительное и утверждал его. Именно с помощью этого метода человек может сохранить свои силы. «Не ищите недостатков у других. Не останавливайтесь на их ошибках. Человек есть то, что вложено в него от Бога». «В Боге жизни есть одно качество: Он любит в нас самое хорошее. «Возлюбил истину в человеке». Самое возвышенное в нас, самое чистое – вот что любит Бог. Радоваться всем людям – значит видеть в них добро». Каждая душа индивидуальна, она одна-единственная и неповторимая в Бытии. У неё свой путь, свои нужды, свой вкус, своё особенное отношение к Богу, к Великой Реальности. И у Бога к каждой душе особое и неповторимое отношение. Учитель говорит: «Сущность человека – добро. Человек должен разрабатывать в себе добро, для этого он послан на землю. Для добра нужна воля. Чтобы идти вверх, нужна воля. Ведь только совершая добро, поднимаешься вверх. Для зла воли не нужно: ты лишь отдаёшься течению, и оно само повлечёт тебя книзу. Воля нужна для добра». Каждое движение, каждый поступок Учителя, всё, что исходило от Него, имело глубокий смысл и значение. Он владел вечной мерой вещей – Божественной правдой. Учитель говорит: «Всему, что происходит, найди место – то есть найди внутренний смысл. Так войдёшь в Царство Мира». Учитель говорил убедительно, умел просто и легко выразить самые трудные вещи. Так говорит человек, который видит, а не просто описывает. Он сразу вызывал доверие, с Ним каждый чувствовал себя уверенно. Такую уверенность ощущает маленький ребёнок, которого отец взял за руку и ведет по райскому саду: он знает, что на эту большую, сильную и добрую руку всегда может положиться. Учитель переводил из Великой Божественной книги вечные слова жизни, которых жаждет душа. Иногда Он долго и тщательно искал подходящее слово для какого-то понятия, и, случалось, воскрешал, вызывал к жизни некое забытое, утерянное прекрасное слово. Произнесённое Учителем, оно начинало сиять во всей своей красе, во всей полноте содержания и смысла. Иногда Он решал трудную задачу – очистить понятия, запачканные людьми в течение долгой и небрежной жизни. Учитель относился к словам как к живым существам, Он призывал их как друзей, с вниманием и уважением. Сила слова – не во внешнем выражении, она – в невидимом присутствии, неуловимом и невыразимом – в присутствии Духа. Если Он отсутствует, то те же самые слова и выражения становятся бессодержательными. Дух–тот, кто говорит душе, Его слов она ждёт так, как голодный ждёт хлеба. Учитель умел говорить уму, сердцу, но более всего Он говорил душе, Вечной, бессмертной человеческой душе. Он призывал её пробудиться, осознать своё высокое происхождение, приступить к исполнению своей Божественной миссии, ради которой она послана на землю. Учитель с большой любовью выполнял эту работу. Для разъяснения некоторых идей Он часто использовал примеры, обращался к древним сказаниям, создавал легенды и сказки, брал примеры из живой природы. Существуют идеи, которые сегодня невозможно изложить людям напрямую, со всей ясностью. Они звучат как иносказания, как притчи, и как сокрытые дары остаются для будущих поколений, которые до них дорастут, поймут их и приложат. Учитель часто прибегал к языку символов. Это синтетический язык и он экономит время; но это также и строгий язык, и им могут пользоваться только мудрецы. «Если я решу перевести вам мою символическую речь, то потребуются годы. Нужен год, чтобы говорить об одном символе. Мои определения использованы не случайно, они следуют определённым законам. Существует определённое сочетание. Это целая музыка. И природа говорит так же. Это особый язык, который в будущем вы будете изучать». Учитель освещал и разъяснял положение, в котором сегодня оказалось человечество, современные условия жизни. Он стремился вывести нас из мира равнины, чтобы мы могли с высоты увидеть и понять этот мир. «Рыба не может понять воду, в которой живёт, пока не выйдет из воды, чтобы жить в воздухе». Духовный мир обширен. Физический мир, который мы познаём посредством наших органов чувств, – лишь бесконечно малая его часть. Необъятны области духовного мира, в них проявляется жизнь в бесконечном разнообразии. Мир души – это внутренний, духовный мир. Между духовным и физическим мирами существует соответствие. Как устроен внутренний мир, так устроен и внешний. В мире души происходят перемены, аналогичные тем, что происходят во внешнем мире, и это непрерывный, вечный процесс. И во внутреннем мире есть свет и тьма, день и ночь, лето и зима. Когда душа охвачена сомнением и страхом, когда она плутает в тупиках, – это ночь. В духовном мире время определяется и измеряется результатами. Завершение процесса определяет конец некоего времени. Здесь двенадцать часов наступает, когда какой-либо процесс уже завершен. Внешнего, механического времени, равномерно распределённого на часы, минуты и секунды, здесь не существует. Нет здесь и календарного распределения времени на дни, месяцы и годы. В мире души «близко» и «далеко» – совсем другие понятия, они не измеряются метрами, всё определяет жизнь. Время и пространство определяются действием принципов, законов и сил. Здесь может быть полный мрак, тогда как снаружи светит яркое солнце; может быть холодная зима, когда на улице лето, и наоборот. Учитель говорит: «Вам нужно понимать внутренний язык природы. Великая сила, которая делает людей разумными, идёт изнутри. Великая сила, которая лечит людей, идёт изнутри. Любовь, возвышающая человека, – и она идёт изнутри. Снаружи существуют лишь условия, поводы. Внутренний мир – это реальный, истинный, действительный мир». Восход солнца – это величественное явление во внутреннем мире, мире души. Это – целая эпоха. Пробуждение души – это рассвет, внутренний прилив света, знания, силы и жизни. Проявляется Свет*. В этом явлении участвуют Разумные, Продвинутые существа, они создают его своей мыслью. Душа пробуждается к новой жизни. Восходит Божественное солнце, это торжественный момент. Когда приходит знание, оно приходит сильно и мощно. Наступает день – время учиться и работать. Приход Учителя на землю соответствует этому рассвету в духовном мире. Учитель – это солнце. Жизнь, знание, сила, которые Он несёт,– это лучи восходящего солнца. Оно рассеивает мрак, согревает землю и создает условия для роста, развития и учёбы всему живому. «Когда мы говорим о культуре того мира, мы подразумеваем всех Разумных Существ, завершивших своё развитие ещё миллионы лет назад и сегодня управляющих всем космосом. Одни из этих существ управляют солнечной системой, другие – жизнью на каких-либо планетах, третьи управляют отдельными народами; четвёртые управляют водами, пятые – растениями в мире, и так далее. Каждое существо исполняет службу соответственно степени своего знания и развития. Все люди окружены этими Разумными Существами, которые заботятся о них и направляют их жизнь». Учитель вводил нас в этот мир уверенной рукой зрячего, к тому же хорошо знающего путь. Он направлял нас к работе над собой, над нашим умом, сердцем и волей, Он давал нам естественные и простые методы для того, чтобы мы могли справиться с трудностями и войти в новые области жизни. См. прим.2 на стр. 17. Иногда Он водил нас «на гору»; там, наверху, в великом молчании, в священной тишине слышался тихий голос Вечного. Иногда Учитель раскрывал перспективы будущей науки: «Придёт время, когда учёные будут проповедовать новые учения, новые теории. Это будут учения и теории новой, положительной, Божественной науки. Будущая наука будет живой, она будет работать с живыми величинами, будет изучать живую материю». Об учёных Он говорит: Учёные представляют собой горные вершины различной высоты. С этих вершин нисходит Божественная энергия». Учитель не пренебрегал физической жизнью. Он говорил: «Сначала нужно понять физическую жизнь и постепенно идти к духовной и Божественной жизни». «Физический мир – это место учения, а не развлечения. Учение делает жизнь полной, красивой и радостной, учение придает жизни содержание. Служение Богу придаёт жизни смысл. Человек лишь проходит через физический мир, он не останавливается там. На земле всё преходяще. Ученик будет пользоваться букварём и грифельной доской до тех пор, пока не закончит первый класс; потом он двинется вперёд, а их оставит другим. Незачем букварь и грифельную доску нести с собой в университет». В физическом мире энергия света накоплена в растениях и плодах. Гигиена физической жизни начинается с правильного питания. Учитель говорит: «Питание – это предисловие к физической жизни. Музыка – предисловие к духовной жизни. Молитва – предисловие к Божественной жизни». Учитель одухотворял всё, к чему прикасался. В своих беседах Он часто брал в качестве примера какое-либо растение, плод, родник или животное, и с этого момента они наполнялись для нас содержанием и смыслом, мы будто видели их впервые. Они входили в нашу школу и становились для нас предметным обучением. Учитель вкладывал в них идеи, вызывал в нас добрые мысли и чувства, и таким образом вносил силы, необходимые для нашего роста. Он благословлял, ободрял; всему живому Он давал импульс к росту и развитию. Люди, животные, растения – все чувствовали себя хорошо в Его присутствии. Так Он вёл нас от физического к духовному. То, что возлюбил Учитель, начинали любить все: оно выглядело новым, будто впервые открытым. Учитель владел Божественным искусством говорить душе, прикасаться к ней своим словом. Он говорил: «В мире есть разумные души, которые хотят подняться, жить сознательно. Ради них сходят на землю Великие Учители, им помогают все Любящие и Светящие Души, работающие в мире». Учитель знал, кому Он говорит. Когда Он говорил с человеком, то обращался не к его телу, а к душе и говорил ей. Это оказывало глубокое воздействие на человека и пробуждало его внутренние силы. И если Учитель иногда произносил твоё имя, ты будто слышал его впервые – так по-новому оно звучало, и тебе становилось так радостно, будто ты нашёл давно потерянного друга. Едва ли существовал такой вопрос, волнующий человеческую душу, которого не затронул бы Учитель и на который не дал бы ответа. Освещение и рассмотрение всех человеческих проявлений в свете Божественной Мудрости и Любви – исключительное событие. Может ли человек восстановить первоначальную чистоту своего стремления? Может ли вернуть себе первоначальную детскую веру? Может ли обратить свой взгляд к Богу с детским чистосердечием? Может ли потерянность смениться надеждой, отчаяние – верой? Может ли болезнь смениться здоровьем? Может. Это всё бесчисленные чудеса, совершённые Учителем в тишине – скромно, незаметно, без блеска и внешнего эффекта. Учитель предвидел события заранее. Он сильно страдал, видя своенравие и непослушание людей, их упорство в нарушении Великих Божественных законов. Учитель ясно видел последствия этого и всегда о них предупреждал. Он жил в одну из самых бурных и неспокойных эпох – эпоху больших международных катаклизмов, эпоху больших страданий, – но и в них видел светлое будущее. «Человечество лишь в одной фазе своего развития проходит через область страданий. Они закаляют нервную систему, чтобы она выдержала грядущий новый свет». Учитель понимал значение малейших проявлений, происходивших в окружающей среде. В собравшихся вокруг Него людях были представлены силы, действовавшие во всём человечестве. Он наблюдал, как встречаются эти силы, как они взаимодействуют, как реагируют на Божественное. Даже самые небольшие проявления много значили для Учителя. Для Него не существовало незначительных вещей. Он наблюдал за облаками, за изменениями погоды, ветра, температуры, наблюдал растения, животных. «Между всеми явлениями природы существует тесная связь. Каждый человек, который может разгадать проявления природных явлений, сможет разгадать и путь своей жизни». Учитель намекал на законы, постижение которых превосходит возможности обычного ума, постигающего вещи на ощупь. Он видел взаимную зависимость и связь тех явлений, которые на первый взгляд, казалось бы, таковой не имели. Однако Его слова всегда сбывались. Вся природа говорила Ему. «Через сотни и тысячи лет люди поймут тесную связь, которая существует между жизнью всех существ». Учитель был внимателен к малейшим переменам. Он их понимал, правильно толковал, знал их причины, понимал их язык. Между явлениями существует внутренняя связь, поэтому зачастую незначительные, казалось бы, явления имеют в жизни большое значение. С другой стороны, заметные явления, весьма шумные и яркие, могут не иметь никакого значения. Учитель говорит: «Ученик должен выдержать всё, что с ним случается. За всем, что происходит в жизни, он должен видеть деятельность Необъятной Любви, которая всё объединяет». Учитель умел использовать противоречия, умел приводить их к гармонии, использовать их силы на доброе. Он предвидел то, что произойдёт, и вовремя принимал меры. В таких случаях Он действовал быстро и решительно, времени для объяснений не было. Однажды на Риле Он распорядился свернуть лагерь и немедленно спускаться вниз. Всё делалось настолько быстро, насколько было возможно. Всего лишь через несколько часов разразилась сильная буря и пошёл такой проливной дождь, что реки вышли из берегов и едва не снесли нас вместе с повозками. В таких случаях нужно только действовать. Учитель учил нас видеть любящую руку Бога во всём, что происходит вокруг. Учитель был хорошим педагогом, Он никогда ничего не давал преждевременно. Прежде, чем внести новую мысль, новую идею, Он заботливо подготавливал условия, – как садовник заботливо обрабатывает землю, прежде чем посеять семена. Он возделывал мысли и чувства в Божественном саду души, наблюдая за тем, чтобы было достаточно света, тепла и влаги. Он знал, кто в чём нуждается, и в соответствии с этим каждому давал необходимое. Ученики чувствовали благотворную работу Учителя, и за ней – помощь и поддержку всего неба. Это наполняло их благодарностью и благоговением. Существуют законы физического мира, и их нарушение создаёт несчастья. Все существа этого мира должны соблюдать эти законы. Существуют законы духовного мира, их нарушение ведёт к страданию, и их следует изучать и соблюдать. В своих беседах, лекциях и в разговорах Учитель даёт много сведений об этих законах. Он говорит: «Законы, действующие в природе, — это выражение Высшей Разумности» Учитель часто говорил о том свете. «Человек должен приготовиться сознательно уйти из этого мира. Тот мир — это школа, где он будет продолжать учиться. Этот мир и тот мир — это один мир». У Учителя было священное правило: «Никогда не корректируй Божественного. Оно абсолютно. Где есть Божественное, – нет другого мнения. Каждый, кто думает, что может изменить законы природы, окажется в положении оторванного листа, который увянет, а на его месте явится другой, более достойный». То, что Учитель говорил своим ученикам, было для Него жизнью. «Сила и Жизнь» – так назвал Он своё Слово, ибо всё, что говорил Учитель, исходило из глубокого внутреннего опыта. Каждый, кто знал Его, чувствовал это. В этом был источник Его неотразимого обаяния и той любви, которую все испытывали к Нему. Слово и жизнь Учителя дополняли друг друга и были одним целым. Его жизнь была для нас наглядным примером, приложением того, чему Он учил. Так Он показывал нам, как нужно справляться с любыми трудностями. «По отношению к страданиям не будь пассивным. Когда придёт страдание, прими его тихо и спокойно. Так твоё положение станет тебе ясным, и ты извлечёшь из него пользу. В то же время работай, чтобы справиться с ним. Сколько бы оно ни длилось, не теряй равновесия и мира, тогда у тебя будет разумное отношение к нему, и ты поймёшь его внутренний смысл и значение. Так ты превратишь страдание в гармонию». «Смотрите, как делаю я». «Единственная реальность – это Истина. Истина – это Дух Любви. Человеку нужно возвыситься до Истины. Это путь совершенства. Истина – та сила, что движет человека по вечному пути; она его освобождает. Тот Свет*, который мы имеем, проистекает от света Истины. Любовь идёт свыше, от Истины. Красота – также выражение Истины». Учитель ценил красоту. Он испытывал к ней священное чувство. Он не упускал случая обратить наше внимание на самые скромные проявления красоты: на самые маленькие цветочки, на капельки росы,– маленькое проявленное добро. Его взгляд замечал малейший трепет Божественный жизни. «Красота – одежда Истины». Учитель не выносил лжи. Единственное, что не прощается человеку, идущему по пути Истины, – это ложь. Истина исключает ложь. Учитель говорит: «Вы должны исключить в себе ложь, абсолютно исключить всякую ложь, белую или чёрную. Во лжи заключены все препятствия, в ней заключены все условия нашего рабства. То, что не лжёт в нас, – это Божественный ум, который всегда говорит Истину. – Из этого ума исходят Божественные мысли. Сказано: «Истина сделает вас свободными». И затем: «Истина несёт свободу и простор душе человека». У человеческой души есть великое стремление, великая мечта – быть свободной. Это великий внутренний импульс человека, в котором пробудилось Божественное. Учитель уважал свободу каждого существа, ту священную свободу, которую ему дало Великое Разумное Начало, чтобы расти, развиваться, учиться. Для Него было ценным лишь то, что каждый делал свободно, по внутреннему побуждению, из любви. Свобода для Него была мерилом сознательной жизни, мерилом достижений учеников на их пути. Учитель любил, чтобы каждая работа совершалась свободно, по чувству внутренней дисциплины, идущей от сознания, а не навязанной извне. Он не любил насилия, какую бы форму оно ни принимало. «Свобода – это закон гармонизации в разумной жизни. Освобождение человека не приходит механически, извне. Человеку нужно подняться вверх, в те условия, где душа его может расти и развиваться правильно. Это непрерывный процесс пробуждения и освобождения. Это коллективный процесс, это стремление всех Разумных Существ. Существует закон: когда поднимается один, поднимаются все». Свобода необходима для внутреннего приближения к тому высшему Идеалу, к которому стремится человек. Единственное, чего хочет Бог, – чтобы все существа были такими же свободными, как Он. Сказано: «Где Дух, там свобода». Это означает дать Богу жить в нас, проявиться, это означает слушать Его советы. Господь не ограничил нас, Он дал нам великую свободу вершить добро и зло. «Когда ты мыслишь, чувствуешь и действуешь свободно, ты имеешь возможность изучать всё, что создал Бог». Мы не знаем случая, чтобы Учитель чего-то требовал от кого-то из нас или принуждал что-то сделать. «Всё, что сделано с Любовью, несёт благословение окружающим и тому, кто это делает». В жизни Учителя ощущался космический ритм. Некое великое, светлое, радостное будущее пронизывало всё, что делал и говорил Учитель, – то долгожданное будущее, которого жаждут души с незапамятных времён и которое они воплотили в идее грядущего Спасителя, Мессии. Каждый, кто приближался к Учителю, чувствовал, насколько ему можно приблизиться. Существовала некая священная дистанция, священное пространство, которое никто не позволял себе нарушить. Внутренний закон определял это расстояние для каждого. И хотя Учитель всегда был окружён нами, Он был одинок. Высокую горную вершину солнце озаряет в ранний час. Долины сияют, когда она принимает благословение света. Она бодрствует, когда другие ещё спят. Она пробуждена и слышит голос Вечного. Она принимает Божии блага и посылает их в долины, туда, где растёт хлеб и зреют плоды. Высокая горная вершина, озарённая лучами восходящего солнца, одинока. Однажды мы сидели с Учителем высоко на Эл-Шадае. Был один из тех тёплых солнечных дней раннего лета, когда небо спускается до земли. Все было пронизано светом и теплом. Какой-то блаженный трепет смягчал очертания предметов. Земля будто утратила свою плотность и неподвижность. Учитель сидел на своём любимом месте возле скалы и, прикрыв глаза, вслушивался в светлое молчание. Разговор затих. Каждый жаждал Слова Учителя, как солнечных лучей. Неожиданно кто-то сказал: «Учитель, спойте что-нибудь, чего Вы никогда ещё до сих пор не пели». Воцарилось глубокое молчание. Никто ранее не обращался к Учителю с такой просьбой. Ненадолго углубившись в себя, Учитель взял скрипку и, легко касаясь струн, спел «Песню странника». Никто до этого её не слышал, и никто не слышал её потом. Все, затаив дыхание, вслушивались в песню, пленённые её чудной красотой с оттенком грусти. Странная, неожиданная песня. Это была молитва. Она пробудила в наших душах чувства, молчавшие прежде. Мелодии никто не запомнил, но слова записали: «Странник Я в этом мире. Никого не знаю, кроме Тебя. Ты, Господи Боже мой, создал всё для меня. Я возношу свою благодарность к Тебе. На Тебя, Господи, возложил я своё упование. Да вознесётся мольба моя к Тебе». * В болгарском языке два слова - любовь и обич – переводятся как «любовь». Учитель всесторонне объясняет отличие этих двух понятий. Он говорит об активном и пассивном (ответном) проявлении любви; о любви дающей и принимающей; о бескорыстной любви Бога к своему творению и любви творения к Богу; о творческой и созидающей любви; о самопожертвовании и щедрости; о любви и вере в любящего. Мы передаём слово «обич» в оригинальном написании, не присваивая ему при переводе единого термина-значения, а его конкретное значение каждый раз уточняется контекстом.– Прим. перев. 1 Составитель Боян Боев.– Прим. перев. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts