Учреждение Школы


Рассвет
 Share

Recommended Posts

УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЫ

 

 

«Вы вошли в Божественную школу, чтобы научиться жить разумно».

 

«Я называю путём ученика строгое самоопределение».

«В ученичество Белого Братства входят одновременно пути Любви, Мудрости и Истины».

 

Учитель

 

 

Когда Учитель открыл школу, это стало новой эпохой в нашей жизни. Ежегодные соборы и воскресные беседы были подготовкой к школе. Прежде всего Учитель открыл молодёжный класс, и первые ученики были приглашены им поимённо (1922 год). Затем Он открыл класс для взрослых, в который вошла и молодёжь, и он стал называться общим классом.

 

Око Божие открылось, чтобы видеть, что делают эти дети здесь на земле, чего они достигли, в чём нуждаются, где задерживаются на своём пути, что им мешает и что они теряют на этих жизненных тропах.

 

Учитель пришёл на землю скромно, незаметно. И пока внимание мира было отвлечено большими событиями – политическими, экономическими, социальными и другими, которые бывают всегда,– Учитель тихо совершает своё благословенное дело. Он находит своих учеников, призывает их и начинает над ними работу, которая, по сути, является работой над всем человечеством. В этом небольшом кругу, возле этого живого Божественного центра, разрешаются вопросы, которые волнуют человеческие души в данную эпоху. Тут возникают проблемы и противоречия внешнего и внутреннего характера. Тут испытываются силы, способности и возможности человеческой души, тут разрешаются многие задачи, излечиваются вековые недуги, ликвидируется старая жизнь – жизнь прошлого – и подготовляются условия для новой жизни. Применяется новое знание, оно подвергается испытанию, и результаты тщательно изучаются. Возле Учителя представлены различные расы, племена и народы в виде отдельных личностей, характеров и типов. Здесь представлены все недостатки, от которых страдает человечество, но и все добродетели, дарования и способности тоже представлены тут. Над ними заботливо ведётся работа подобно тому, как работает садовник над своими деревьями и посевами. Учитель говорит:

 

«Добродетели – та естественная сила в человеке, которая может сделать его мощным, это великий капитал, вокруг которого начинают циркулировать силы Живой Природы. Вот почему под человеком понимается сумма всех добродетелей».

 

Все положительные и отрицательные силы имеют своих представителей возле Учителя. Здесь начинается духовная алхимия, важнейшая работа над человеческим естеством: исправление ошибок прошлого, переоценка настоящих возможностей и достижений и выявление очертаний пути в будущее.

 

Как в современной химической лаборатории проводятся опыты со всеми элементами, проверяются все реакции, исследуются новые соединения, и результаты этой работы ценны для всей земли, так обстоит дело и с работой Учителя. Поэтому здесь ничем не пренебрегается, здесь нет маловажной работы: самое малое принимается во внимание, всё предусматривается.

 

Человек и человеческое естество подвергаются в школе всестороннему исследованию и проверке: испытывается тело, его качества – устойчивость, выносливость и реакция; испытывается ум, его восприимчивость и возможности; испытывается и сердце, его чувствительность, его готовность к служению и жертве. Всё проверяется и постоянно улучшается. Человек оторвался от Живой Разумной Природы и физически, и духовно. Одна из первых задач школы – восстановить те пути, по которым живые силы природы движутся и обновляют человека. Школа приготовляет учеников к тем новым условиям, при которых проявится жизнь.

 

Даже из тех, кто участвует в этой деликатной и ответственной работе, немногие сознают её значение и смысл. Тому, что совершается в этом малом кругу, предстоит совершиться во всём человечестве. То, что может быть достигнуто здесь, возможно и достижимо для всего человечества. Знание, которое даётся здесь, даётся людям-братьям на всей земле.

 

Работа в духовной школе – это работа над человеческой душой, над человеческим сердцем, над человеческим умом, над человеческой волей.

 

«Задача Божественной школы – подготовить умы и сердца людей к пониманию и приложению Истины. Одно из качеств великой школы жизни – школы Белого Братства или так называемой Божественной школы – следующее: она подвергает всё изученное исследованию на опыте, в ней теория и практика идут рука об руку. Она указывает ученику не только путь к Истине, но и способы её приложения».

 

Лекции в общем и молодёжном классах различны. Первые учитывают пройденный человеком путь, где совершён ряд ошибок и отклонений, которые необходимо исправить. Созданы уже известные привычки, над которыми нужно работать; ум, сердце и тело достигли своего развития.

 

Обстановка, в которой работает молодёжный класс, иная. Лекции молодёжного класса имеют в виду начало: ум, сердце и тело только раскрывают свои силы; их следует организовать, придать им правильное направление, нужно создать благоприятную и здоровую атмосферу для правильного развития. Молодёжный класс Учитель называет «классом вечной молодости, Божественной нежности и чистоты». Он говорит:

 

«Я бы пожелал вам навсегда остаться детьми, но не по уму, а чтобы души ваши были детскими или, иначе говоря, души ваши да будут нежными. Знаете ли, как нежна человеческая душа? В ней нет абсолютно никакой грубости. Нежность и благость, которыми она обладает,– качества Бога. Это – идеал. Душа чиста и светла, когда стоит перед Богом. Она произошла от Божественного Дыхания. Чистая душа не может себя опорочить, она всегда чиста. Никакая сила не в состоянии превратить человеческую душу в уголь. Она на вечные времена остаётся драгоценным камнем Царства Небесного. Держите эту мысль в себе: «моя душа чиста», и не отчаивайтесь».

 

В классах даются темы, упражнения и задачи, посредством которых знание прилагается и подвергается проверке.

 

Вековые заблуждения следуют, как тени, за человеческими душами, они омрачают взор, отнимают силы, останавливают на пути. Много Любви нужно для этой работы – Любви Бога. Много света нужно для работы над душами – Мудрости Бога. Нужно много силы – силы и терпения Бога. Такова задача Учителя, когда Он приходит работать над душами. «Он берёт грехи человеческие на себя»1.

 

Сначала, пока мы были в городе, занятия в обоих классах проводились вечером. Однако с переселением в Изгрев и постройкой нашего солнечного салона2, школа стала открываться в ранние утренние часы, до восхода солнца.

 

Поистине, рука Любви блага, как рука матери. Но рука Любви и сильна, как рука доброго отца. С каким терпением вёл нас в те годы Учитель, с какой Любовью и благостью. Преподавание Божественного учения означает начало новой эпохи на пути человеческих душ. Учитель говорит:

 

«Нет ничего прекраснее для человека, чем быть учеником Великой Разумной Природы».

 

«Путь ученика – это то новое, что сегодня входит в жизнь человечества».

 

Первое воздействие Слова Учителя на наши души было подобно воздействию солнечных лучей на семена в почве: они встрепенулись, ожили и проросли. Много сил дремлет в человеческой душе, много дарований и способностей. Всё это было призвано к жизни. Весь мир ожил: душа ученика подобна саду, в котором зреют плоды. Учитель говорит:

 

«Каждая ваша мысль, каждое ваше чувство – это плод в духовном мире. И каждый ваш поступок – это зрелый плод. Вы словно плодовые деревья в мире ангелов. Каждое дерево, приносящее плод, благословляется».

 

Знание пути человеческой души к Богу – это великое знание жизни. Учитель чутко вслушивался в наши души. Много противоречий, много сомнений и предрассудков надо было устранить. Нужно было ликвидировать старую жизнь тысяч поколений, далеко зашедших в своём отклонении от правильного пути.

 

Работа в школе Учителя велась планомерно и последовательно 22 года. С Любовью и терпением Он вводил нас в мир души – мир обширный, как вселенная. Существует ряд правил и законов, которые ученик Божественной школы должен соблюдать. Одно из первых правил – смирение. Идея такова: Вечное, Безграничное не может вместиться в ограниченном. Ученик должен знать своё место: есть ученики начинающие, есть ученики продвинутые; знание первых по отношению к знанию последних ничтожно. Ученик знает, что счастье его покоится на познаниях, которые он приобретает здесь. Поскольку свою будущую жизнь он будет строить на основе этих познаний, он приступает к работе в школе с благоговением.

 

Другое правило Божественной школы гласит:

 

«Знание приобретается по закону Любви. Знание, обретённое без Любви, не приносит пользы. Божественная школа отвечает на многие вопросы, но не на все. Каждый вопрос должен рассматриваться в своё время. Как жить, как улучшить свою жизнь, как обновить, как развить ум, как очистить сердце, как развить свои душевные силы, – на все эти вопросы даются полные ответы и предлагаются методы работы».

 

«В школе прежде всего приступают к основательному изучению человека, нынешнего человека, в его настоящей фазе – с теми силами, которые развиваются в его организме, проявляются в его уме, действуют в его сердце и реализуются в его воле. После того, как человек будет изучен таким образом, приступают к другим областям, более широким и приятным. Изучать положительную сторону человека приятно, изучать же его отрицательные стороны неприятно. Ученику нужно быть смелым и решительным. Изучать человека – трудное дело. В Божественной школе ученику даются знания о том, каким способом овладевать положительными и отрицательными силами своей природы. Земля – это школа, и нужно её окончить во что бы то ни стало».

 

Знание, которое даёт современная наука, должно использоваться, оно служит основой. Учитель говорит:

 

«Современная наука – лишь предисловие к Великой Божественной науке. Если вы не можете приобрести знание, которое она даёт, то как приобретёте Божественное знание? Говорю вам: знание одно, свет один, но знание приходит не из одного места, и свет входит не через одно окно».

 

Правило ученика гласит:

 

«Только то, что ты приложишь и проверишь, может принести тебе пользу».

 

Одна из первых задач ученика – познать себя и силы, данные ему в распоряжение: овладеть ими, научиться ими управлять, регулировать их; установить правильные отношения с Живой Природой, использовать её силы, установить связи с невидимым Разумным Миром, управляющим жизнью. Понятия, которыми пользуется ученик, живые, они растут вместе с ним, сопровождают его, как добрые друзья, и помогают. Учитель говорит:

 

«Путь ученика подобен рассвету».

 

В этой совместной работе строятся прекрасные отеческие и сыновние отношения между Учителем и учениками. Познавание Учителя – это чисто внутренний процесс. Учитель приходит как внутреннее, разумное проявление. Поэтому узнавание Учителя происходит внутри, в душе человека. Многие воспринимают некоторую мысль по внушению и думают, что это им говорит изнутри их Учитель. Существует, однако, огромная разница между голосом Учителя изнутри и внушением. Внушение есть акт насилия; речь Учителя – это акт свободы, и потому, когда Учитель говорит изнутри, ученик обретает вдохновение. Но и когда Учитель говорит извне, на каком-либо языке, речь Его обладает особыми качествами. Каждое слово Учитель употребляет к месту; Он знает, почему употребил это слово, и какое воздействие окажут его вибрации. Понятие Учитель строго определено Живой Природой. Учитель только тот, в ком нет никакого насилия: Он силён, но не применяет насилия. Учитель лишь тот, в ком нет никакой лжи: Его возвышенная разумность исключает ложь. Учитель лишь тот, в ком нет никакого зла: Его доброта исключает всякое зло.

 

Мир Любви – красивый и необъятный мир. Учитель говорит:

 

«Нечто великое для человека – испытать Любовь в её развитии и непрерывном проявлении, начиная с физического мира, пройдя через духовный и достигнув Божественного. Нечто великое – испытать свет во всех формах, которые он создаёт. Нечто великое – испытать мир и радость. Это те области, которые ученику нужно пройти, испытать и изучить на своём пути».

 

1 Ис 53:11 «Он... оправдает многих, и грехи их на Себе понесёт». 1Ин 3:5 «Он явился для того, чтобы взять грехи наши».

 

2 Салон – так назывался дом, выстроенный учениками в Изгреве. Его основное помещение – большой зал, предназначенный для проведения лекций и бесед Учителя, а также музыкальных концертов, праздников. Рядом была комната для приёма посетителей, приходивших к Учителю, и несколько подсобных помещений. Наверху была маленькая комнатка Учителя.– Прим. перев.

Link to comment
Share on other sites

 Share