Перейти к содержанию

1926_10_17 Любовь и вера


Elena

Recommended Posts

 

Любовь и вера

 

4-ая лекция 6 год

Молодёжный оккультный класс

17 октября 1926 года

Воскресенье в 19 часов

София Изгрев

 

Верен, истинен, чист и благ всегда будь! 

 

Размышление.

 

Читали резюме на тему: «Самая важная работа после еды». 

Читали эссе на тему: «Самый маленький импульс в жизни». 

 

Когда говорят о маленьком импульсе, это подразумевает существование большого импульса. Говорим маленький, слабый импульс. Есть ли какая-то разница между маленьким и слабым импульсом? Говорим маленькое, слабое дитя. Что мы имеем в виду, говоря «маленькое и слабое дитя»? Под словом «маленькое» дитя имеем в виду ребёнка, который по росту мал. Слабый же ребёнок тот, у кого тело слабое. И тогда, какой самый маленький импульс в жизни? По представлениям некоторых, бездействовать - это иметь самый маленький импульс в себе. В сущности, это не так, потому что в природе не существует бездействия. Когда человек думает, что он в полном бездействии, даже тогда он не бездействует. Он говорит, что ничего не делает, а сам в это время ест. Значит, что-то он да делает! Он боится проявляться свободно, чтобы с ним чего-нибудь не случилось. Именно это показывает, что человек интересуется своей жизнью. Представьте себе, что вы входите в общество людей, в которых нет никаких противоречий. Какая жизнь там существует? Какие люди в том обществе? Чтобы не вызывать никаких противостояний, они должны быть совершенно одинаковыми и по росту, и по внутреннему устройству. Есть ли какое-либо соотношение между ростом человека и маленьким импульсом, как и между большим импульсом и большим ростом? Маленький импульс скрывает в себе возможности стать большим, увеличиваться. Это находится в зависимости от времени и пространства. Природа пользуется маленькими и большими импульсами, но из соображений экономии, она предпочитает маленькие импульсы большим. В маленьких импульсах расходуется мало сил, мало материала, а в больших - больше сил и больше материала. При этом результаты маленьких импульсов всегда хорошие. 

 

В природе существует ряд разумных сил, которыми она работает, как импульсами человеческой души. Одна из этих разумных сил любовь, а другая - вера. Какая из двух сил даёт больший импульс человеку? Вы скажете, что любовь даёт больший импульс. Почему? Потому что она включает в себя все силы. Это необходимо доказать. Вы утверждаете, что любовь включает в себя всё, и при этом утверждаете, что мать включает в себя своего ребёнка. Если бы это было верно, ребёнок не выходил бы наружу из утробы матери. Когда положение рыб стало очень тяжелым, некоторые из них решили оставить воду, чтобы выйти из неё и не вспоминать о прошлой жизни. Вода сказала им: что бы вы ни делали, куда бы ни отправились, а без меня вы не сможете. Всё равно будете искать меня, чтобы хоть горло смочить. Никакое живое существо не может без воды. Как вода вымывает, выглаживает, вычищает всё, так  и любовь всё улаживает в жизни. 

 

Когда люди сталкиваются с определёнными противоречиями, они отчаиваются от всего и говорят: «Нам не нужна любовь, нам ничего не нужно». Нет, без любви невозможно жить. Что вода для рыб, то же и любовь для человека. Она среда, в которой он живёт и без которой не может. Значит, любовь - это вода, в которой человек плавает, как рыба. Чтобы не захлебнуться, он должен понимать и познавать её законы. Следовательно, когда вы войдёте в воды любви, смотрите, чтобы не утонуть. Когда вы подниметесь на её высоту, смотрите, чтобы не упасть. Когда войдёте в огонь любви, смотрите, чтобы не сгореть. Когда дойдёте до света любви, смотрите, чтобы не почернеть. Когда находитесь под красотой любви, смотрите, чтобы не стать уродливыми. 

 

Чтобы не впасть в такие состояния, человек должен быть готов пользоваться любовью. Она та сила, через которую человек может трансформировать свои состояния. Любовь - космическая сила, которая движет всё в мире. Кто не понимает смысл любви, тот говорит: «Не хочу думать, чувствовать, работать, двигаться». Это непонимание жизни, непонимание любви. Любовь движет все планеты, все солнца, весь мир, и, вопреки этому, маленький человечек решил себя ей противопоставить. Ты думаешь, чувствуешь, работаешь, двигаешься вопреки своей воле. Любовь движет мир, а не человек. Это не значит, что человек движется по пути солнц и планет или по пути других людей. Каждый человек движется по своему определённому пути, но он непременно должен двигаться. 

 

Итак, чтобы быть свободным, у человека должно быть  определённое направление в жизни, к которому он может стремиться. Это направление различно для различных людей. Поэтому сказано, что каждый движется в своём кругу, по своей специальной орбите. Не понимая, что означает круг движения, многие называют его «заколдованным». Говорят о ком-то, что тот попал в заколдованный круг. Это показывает, что этот человек вышел из собственного круга движения и влез в чуждый ему круг. Это означает, что человек может быть околдован, только когда оставляет свой собственный круг деятельности и вступает в чуждый для него круг. Если же он движется в своём кругу, человек может осуществить все свои желания. Но если движется не в своём кругу, дела его не идут хорошо. В первом случае, он может стать и министром, и царём - кем пожелает. Во втором случае, он может реализовать свои желания только на сцене. Там его могут видеть и как учёного, и как молодого и старого, и как царя. Эти положения кратковременны, пока он на сцене. Как только спустится со сцены, он обыкновенный человек. 

 

Наблюдая людей, вы видите, что они коренным образом отличаются друг от друга. Если один работает методами веры, другой непременно работает методами любви. Если оба изобретатели, первый будет применять один из методов любви и скажет: «Поскольку я люблю свою работу, то верю, что достигну успеха». Кто может верить в успех своего дела? Только тот, в ком есть знание и любовь. Только разумный может верить. Вера подразумевает разумность. Человек не может верить в устойчивость моста, построенного из вербных прутиков. Но, если мост построен из крепких, здоровых брёвен, каждый будет верить в его устойчивость. Что это показывает? Это показывает, что верить можно только сильному. Значит, вера имеет отношение к сильному, разумному человеку. А любовь имеет отношение к слабым, страдающим. Если, к примеру, из двоих один верующий, а другой любящий, и вы предлагаете им маленький домик и большую, высокую виллу, кто что предпочтёт? Человек любви выберет маленький домик, а человек веры - большую, высокую виллу. Почему? Потому что вера любит большие, великие вещи. Она работает с большими величинами, а любовь с маленькими, со слабыми величинами. Отсюда мы видим, что вера и любовь - это две разумные силы, которые работают как с противоположными методами, так и с противоположными величинами. 

 

Следовательно, если вы оказываетесь перед большими мучениями, вы должны пользоваться законом веры. В маленьких мучениях пользуйтесь законом любви. Вера побеждает большие мучения, а любовь - маленькие. Если люди не достигают успеха в своей жизни, это связано с тем, что они путают методы, которыми они должны воспользоваться. Они применяют любовь там, где должны работать верой. Они хотят победить большие мучения любовью, но не справляются. Чтобы решить какие-либо мучения любовью, вы должны умалиться, уменьшиться, чтобы предстать в самой малой её форме. 

 

Представьте себе, что некто должен вам сто тысяч левов. Поскольку он не может их вам выплатить, он приходит к вам и умоляет, чтобы вы простили ему этот долг. На что рассчитывает этот человек? На вашу любовь. Однако, он не знает, что сумма в сто тысяч левов - величина большая, и любовь не может работать с ней, пока постепенно её не уменьшит и не превратит в величину, которая может войти в круг её деятельности. С этой целью вы зачеркиваете один ноль из суммы сто тысяч левов и говорите: «Сейчас ты должен выплатить десять тысяч левов». «И их я не смогу выплатить». Через какое-то время любовь зачёркивает ещё один ноль. «А тысячу левов можешь выплатить?» «Не могу». Через какое-то время любовь вычёркивает ещё один ноль. «А сто левов можешь выплатить?» «Не могу». Тогда вы зачёркиваете ещё один ноль.   «А десять левов можешь?» «Не могу». Любовь зачёркивает и последний ноль и оставляет человеку выплатить только один лев, по крайней мере за семя, которое она дала. 

 

Таким образом любовь уменьшает мучения человека до минимума и представляет их в таком виде, что они становятся легко разрешимыми. Поэтому говорят, что любовь слепа к ошибкам, к слабостям человека. Она их представляет столь малой величины, чтобы не огорчить человека и не погрузить его в отчаяние. Когда он видит их настолько уменьшенными, у него хватает силы и духа внутри себя работать над их исправлением. А если он видит свои ошибки в преувеличенном виде, то отчаивается и теряет и силу, и веру в себя и не может их исправить. А закон Мудрости, в котором принимает участие вера, не уменьшает вещей. Он принимает их в той форме, в какой они существуют, и требует их исправления. Ученик извиняется перед своим учителем за то, что не выучил урока, потому что мать его была больна или у него не было учебника и т.д. Учитель говорит: «Я знаю всё это и вхожу в твоё положение, но урок ты всё же должен выучить». Значит, Мудрость выслушивает человека и не судит его, но не извиняет. 

 

Как ученики, вы должны прилагать при самовоспитании оба закона - и любви, и веры. Когда дойдёте до маленьких мучений, прикладывайте любовь. Когда дойдёте до больших мучений, побеждайте их верой. 

 

Все большие борцы начинали законом любви, а заканчивали законом веры. Чтобы развить свои мускулы, они начинали с любви. Они любили свою работу, и поэтому им нравилось делать ряд упражнений, каждый день их увеличивая, чтобы переходить ко всё более тяжёлым и серьёзным. Когда они доходили до определённого умения, они выходили на борьбу с более слабыми, чем были сами, чтобы приобрести веру в свои силы. Постепенно они боролись со всё более сильными борцами, пока однажды не были уверены в своей силе полностью и были готовы объявить себя готовыми вступить в борьбу. Они достигали веры в себя и умели с ней работать. 

 

Так что, если хотите работать над собой, чтобы исправить свои ошибки, начинайте с самых маленьких величин и двигайтесь к большим. Это не означает, что нужно искоренять свои ошибки и выбрасывать их вон от себя, не давая им возможности дальнейшей жизни. Если искорените в себе одну ошибку, посадите её в землю, пусть развивается подальше от вас. Это один из методов любви. Как ученики, вы должны работать любовью, чтобы преодолеть внутренний страх в себе. 

 

Многие боятся жабы, змеи, медведя, волка, даже некоторых насекомых. Что должен делать человек, чтобы преодолеть в себе страх и отвращение от этих вещей? Если он боится жаб, ему нужно проводить опыты, постепенно приближаясь к ней, трогать её, смотреть на неё до тех пор, пока привыкнет. После того, как человек преодолеет внешний страх от животных и зверей, он должен справиться со своим внутренним страхом. Например, иногда человек внушает себе мысль, что он болен какой-либо неизлечимой болезнью, и начинает бояться, что умрёт. Работая над собой, чтобы преодолеть свой внутренний страх, человек придёт к убеждению, что многие болезни связаны с напряжением, вызванным природным электричеством или магнетизмом на данные органы. Например, человек жалуется на боль в голове, в сердце или в лёгких. Эти боли связаны с давлением, которое атмосферное электричество оказывает на эти органы. Человек должен знать, каким способом трансформировать излишнюю энергию в своём организме. Иногда магнетизм в организме выше, чем необходимо, из-за этого человек может испытывать болезненные состояния. Изучая свой организм, человек доходит до понимания, что многие его болезненные состояния связаны с атмосферными воздействиями. В этом отношении он становится чувствительным, как барометр, и воспринимает и самые слабые изменения в атмосфере. 

 

Придя на землю, человек сталкивается с чередой испытаний и противоречий, из-за которых его жизнь сходит с рельсов.  Он гневается, обижается, огорчается, но должен сознательно работать над собой, чтобы трансформировать эти состояния. За несколько минут он должен переменить своё состояние, чтобы освободиться от гнева или обиды. Вы скажете, что человеку не нужно испытывать влияние внешних условий жизни. Нет, искусство в том, чтобы, испытав эти влияния, можно было легко трансформировать свои состояния. Что бы человек ни делал, он не может избавиться от влияний. На него влияют атмосферные изменения, Книги, которые он читает, люди, которые его окружают и т.д. Влияние благоприятных условий нужны человеку, чтобы расти, развиваться, преодолевать мучения, встречающиеся на пути. Пока человек не дойдёт до этой мысли, он всегда отчаивается в испытаниях и говорит, что ничем не интересуется. Какой человек ничем не интересуется? Мёртвый. Если он не может достичь своих желаний, то говорит: «Не за что больше держаться». Другой же говорит обратное, а именно: «Убей в себе любое желание!» Нет, эта мысль неправильная. Человек не должен убивать в себе свои желания, но должен начинать постепенно воспитывать их. Воспитав одно желание, затем может приступить ко второму. Если человек держит в своём сердце все свои желания, он окажется в состоянии невозможности их воспитывать. В нём есть ряд противоречивых желаний, которые могут быть гармонизованы в некое возвышенное желание. 

 

Например, желание достичь совершенства в состоянии гармонизовать все остальные желания. Через одно возвышенное желание  он связывается с сознанием возвышенных существ, которые помогают его желаниям. В этом случае, человек живет в сознании этих существ, как в свете. Вообще возвышенные существа используют даже малейшие мысли и желания людей, как маленькие источники и цветочки. Одновременно они используют все человеческие энергии, сколь бы отрицательными они ни были. Например, гнев, который выпускает разрушительную энергию, они впрягают в работу, как мы используем энергию электричества. 

 

Когда же мы доходим до Божественного мира, там нет никаких противоречий. Какой бы ни была человеческая жизнь, она может поднимать или понижать человека, но во Вселенной это не производит плохих результатов. Силы Вселенной распределены так, что они трансформируют всё, что встречается им на пути. Но плохая, злая жизнь имеет отношение только к человеку. Вот почему он должен остерегаться того, чтобы совершать ошибки и преступления, которые препятствуют его росту и развитию. На пути своего развития человек делает ошибки, падает и встаёт, наталкивается на смешные положения, но, если он связан с Божественным сознанием, он всегда справляется со своим положением. «Но я не хочу быть смешным!» Хочешь ли, нет ли, ты часто попадаешь в смешные положения. Разве не смешон профессор, время от времени почёсывающий голову, когда хочет что-то вспомнить, что забыл? Разве не смешон человек, которые ест? Он кладёт пищу в рот и только время от времени перемещает её с одной стороны на другую. Человек может не попадать в смешные положения, только когда его действия находятся в гармонии с природой. Это и означает, что человек живёт гармонично. Пока человек доберётся до гармонии природы, он часто совершает негармоничные движения. Вопреки этому, он должен быть свободен. Важно работать над собой, а то, чего ты не можешь постичь сразу, ещё ничего не значит. 

 

Как ученики Великой Школы, вы должны выстраивать свой характер. Когда это случится, не важно. Человек не может преобразовать себя сразу. Это постепенный процесс. Если он хочет понять нечто, ему надо прежде всего отправить это желание в свой ум, как мысль, а потом приступать к его реализации на физическом уровне. Например, кто-то желает быть милосердным. Для этой цели он прежде всего должен обдумать способ, как приложить это желание на практике. Придёт ему на ум мысль посетить какую-то бедную вдову с несколькими детьми. Когда он придёт к ней домой и увидит условия, в которых она живёт, в нём пробудится чувство сострадания, и он начнёт искать способ, как ей помочь. Проводя различные опыты, человек развивает в себе различные центры. Задача ученика разработать свои умственные способности и чувства, чтобы пользоваться ими в жизни. Если у человека сильно развито воображение, то оно может ему препятствовать. В таком случае он должен применить свою волю, чтобы справиться с определёнными мучениями. Например, вы видите, как человек свободно ходит по доске длиной пять метров, положенной на землю. Он ступает на доску, идёт от одного края до другого и ничего не страшится. Но, если вы поставите эту доску на невысокий дом и заставите его идти по ней, он сразу откажется делать это. Почему? В нём работает воображение. Он представляет, как ступит на эту доску, как может упасть с дома и убиться. Если бы он приложил свою волю, он бы смог свободно идти по доске, нисколько не боясь за свою жизнь. 

 

Следовательно, пока мучения человека находятся на поверхности земли, на которой человек действует, они преодолимы. Но как только мучения поднимаются на высоту 10-15 метров в воздух, человек отказывается проходить через них. Он боится упасть с этой высоты и умереть. Почему нужно бояться, если он уже прошёл через мучения? Сейчас ему не остаётся ничего другого, как проявить чуть большую смелость и пройти через мучения, как по доске, по которой он свободно двигался, пока она была на земле. Значит, любое огорчение и отчаяние являются не чем иным, как прохождением по доске длиной пять метров, поднятой высоко в воздух и подпёртой двумя досками. Множество подобных мучений существует в жизни, и они должны быть решены естественным способом. Кто боится проходить через какие-либо мучения, тот должен найти две души, среди которых один человек пугливее его, а другой смелее, и получить от обоих поддержку. Например, боится человек жаб или мышей. Тот, кто пугливей его, пусть настроит его подойти к жабе и потрогать её. А более смелый пусть покажет, как нужно поступать и настроит его взять жабу. Все растения и животные представляют из себя возможности самовоспитания. Если, к примеру, человек хочет развить в себе терпение, он должен наблюдать , как паук ткёт свою паутину. Он постоянно перемещается из одного угла в другой, чтобы схватить свою жертву. Если не успевает, он не отчаивается, но часами ожидает, когда рядом с ним пролетит какая-либо муха. Только построит свою сеть в каком-либо месте для мух, как подует ветер и порвёт её. Без какого-либо ропота, с большим терпением паук снова начинает ткать свою паутину. Всё это время он работает спокойно и терпеливо удваивает нить, чтобы она выдержала сильный ветер. Наблюдая, как паук работает, скажите себе: «Если паук, это маленькое существо, проявляет такое терпение, почему я, человек, не буду терпеливым?» Это самый маленький импульс в жизни человека. 

 

Таким образом, от паука человек учится терпению, от муравья - трудолюбию, от пчелы - чистоте и порядку. Если хотите понять, что такое чистота и порядок, подойдите к какому-нибудь улью и понаблюдайте, что делают пчёлы, не трогая их. Если вы встанете на их пути, непременно испробуете их жало. Тем самым они говорят человеку: «Любое нечистое желание или нечистая мысль, которые окажутся на нашем пути, должны быть ужалены. Значит, когда человек не думает правильно, это показывает, что на его пути оказалась некая кривая мысль, которую необходимо ужалить, чтобы её удалить, потому что она мешает ему. 

 

И тогда вы, как ученики, должны быть пробуждёнными, знать, какие мысли или желания допускать к себе. Если впускаете их безразборно, вы преждевременно постареете. Что делают современные люди? Они говорят исключительно о своём прошлом. Хороша жизнь прошлого, но в неё нет втекания. Учитель рассказывает о своей прошлой жизни, что он делал, когда был учителем, пока был молодым. Скрипач рассказывает о своей скрипке, на которой он играл в молодости. Нет, и молодым, и старым человек должен непрестанно работать, вносить нечто новое в своё сознание. До последнего дня своей жизни скрипач должен играть, а когда придёт день покинуть этот мир, он скажет своей скрипке: «Сожалею, что оставляю тебя, но я вернусь и продолжу свою работу». 

 

Человек должен спускаться на землю с импульсом работы, чтобы обрести нечто новое. С тем же импульсом он должен и уходить с земли. Иначе он попадёт в область однообразия, которое умерщвляет человека. Красота жизни и обновление человека находятся в разнообразии, великом единстве, в стремлении к Богу, как к центру. Если человек живёт таким образом, он становится мощным. И при этом он и отчаивается, и сомневается, и использует силы, которые скрыты в отрицательных проявлениях человеческого естества. Разумный учится и от своего злого и горького опыта. 

 

Какая мысль основная в этой лекции? Законы любви и веры. Вы поняли, что любовь обращает внимание на малые вещи, а вера - на большие. Воистину, когда любишь кого-то, ты замечаешь малейшее: что он тебе сказал, как на тебя посмотрел. Любовь извиняет вещи, но растряхивает человека. Она всё преувеличивает, чтобы всё хорошо увидеть. А потом человек переворачивает подзорную трубу и понимает, что все вещи были слишком маленькими. Пока ты любишь человека, ты думаешь, что он умён, добр, талантлив. Как только перестаёшь его любить, всё это исчезает. Чтобы не впасть в разочарование, человек должен время от времени вслушиваться в Божественное в себе, оно всегда узнаёт истину. Слушаешь, как играет некий человек, скажи себе: «Не спеши пока выносить суждение, талантлив он или нет. Он нарисовал только одну линию. Имей терпение дождаться завершения целой картины, только тогда можешь говорить». «А я хочу подбодрить его». Нет, человек должен быть искренним в себе. Вслушиваясь в голос Божественного, человек всегда имеет право переоценить вещи - и в отношении себя, и в отношении других. Если же он не вслушивается в этот голос, то причинит страдания своим близким, но и они причинят ему страдания. 

 

Держите в своём уме мысль, что вы пришли на землю учиться. Применяйте оба этих закона своей жизни: закон веры и закон любви. 

 

Что касается вашего воображения, будьте внимательны, чтобы не оказаться в ловушке его болезненных проявлений. Несколько лет назад я встретил молодую женщину-врача, у которой было чрезмерно развитое воображение, оно создавало ей большие неприятности. Например, когда она выходила из дому, то представляла, что с ней что-нибудь случится и она упадёт по пути. Чтобы не упасть, она садилась на камень или дерево и ждала, пока успокоится. После этого продолжала свой путь. Ей потребовалось некоторое время, пока она смогла освободиться от отрицательных болезненных представлений в её уме. 

 

Это не означает, что человек должен избегать страданий. Есть смысл человеку страдать, чтобы можно было ему пользоваться своими страданиями. Вы должны знать одно: хорошо человеку не страдать, но в нынешних условиях жизни страдания неизбежны. В страданиях скрыты возможности и условия роста и подъёма человека. 

 

Верен, истинен, чист и благ всегда будь! 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...