Перейти к содержанию

1926_08_29 Добро и совершенство


Elena

Recommended Posts

 

Добро и совершенство

 

Соборная беседа

29 августа 1926 года 

Воскресенье в 7:30 вечера

София Изгрев

 

В. И. Ч. Б. В. Б.!

 

Размышление 

 

Я хочу этим вечером говорить с вами очень кратко, поскольку многие вещи сказаны. Некоторые из них до какой-то степени поняты вами, некоторые совсем не поняты, то есть теоретически вы понимаете вещи, но не понимаете их практического приложения - вы далеки от этого восприятия. 

 

Представьте себе, что у вас есть маленький круг, который соответствует одному маленькому зародышу, в котором скрыта потенциальная Божественная энергия. Эта энергия из потенциальной превращается в кинетическую, то есть из того зародыша проклюнулось растение и оно развивается.  Значит, в духовном, в Божественном мире добро - это плюс, оно проявляется. Другими словами, в Божественном мире добро кинетическое, зло потенциальное, а в физическом мире зло кинетическое, добро потенциальное. 

 

Возможности, которые у нас есть для реализации этих живых идей, создают в мире радости и скорби. Когда вы теряете одну радостную идею, что приходит на её место? Скорбь. Закон верен и в обратном смысле. Когда исчезает скорбь, на её месте появляется радость. Есть ли у вас теперь ясное представление, когда появляется в человеческой жизни скорбь? Энергии, которые действуют, они те же? Не те же. Следовательно, у вас должно быть представление о быстрой смене этих энергий в жизни. Допустим, у вас есть кратковременная радость. Что она показывает? Что она заменится скорбью. Эта радость - введение к большой скорби. Много раз маленькая скорбь бывает введением к большой радости. Этот закон верен в обоих случаях. 

 

Спрошу вас сегодня: с чисто философской точки зрения, можете ли вы объяснить, почему мир создан так? Не только вы, но и самые видные философы, самые большие мыслители человечества не были в состоянии объяснить внутренний смысл жизни. Человек может догадываться до смысла этих вещей, но сколько он ни   философствует, не может объяснить, почему именно он теряет свою радость. Почему именно в скорби вы отчаиваетесь? Как только приходит скорбь, не только вы, молодые, но и старые не могут её выносить. Спрашиваю: почему вы недовольны скорбью? И наконец, почему вы довольны из-за радости? Дайте философское объяснение. Вы знаете, что эта радость, которой вы так довольны, меньше, чем через полчаса, принесёт вам большую скорбь? Тогда почему вы радуетесь? И опять же эта скорбь, которая через полчаса принесёт вам большую радость, вы не хотите с ней встречаться и говорите ей: «Проваливай!» А это смена энергий. 

 

Всегда одна положительная энергия Божественного мира соответствует одной отрицательной энергии земли. Это вещи, которые в невидимом мире проявляются как добрые, на земле они проявляются как злые. («От чего зависит это противоречие?») Вы можете знать, от чего зависит это противоречие, а при этом всё же не можете приложить закон. Чтобы быть добрыми, нет необходимости знать, что такое добро. И чтобы быть плохими, нет необходимо знать, что такое зло. Если вы поднимаетесь на большую скалу, а потом спускаетесь с неё, нужно ли вам знать, что такое глубина? («Не нужно»). Когда спускаетесь вниз, вы уже знаете, что такое глубина. Допустим, вы в одной машине, которая поднимается вверх, но вы не знаете пока, что такое высота. Необходимо ли вам знать, что такое высота? («Не необходимо»). Если машина, типа аэроплана, поднимет вас вверх, вы почувствуете, что такое высота. Значит, в нас происходит целый ряд перемен независимо от нашей воли. Имейте в виду следующее: на земле человек не может знать, что такое истинная радость и что такое истинная скорбь. Скорбь и радость составляют одно целое и в некотором отношении скорбь - предвестник радости, а в другом отношении радость - предвестник скорби. Радость и скорбь - это одежды Божественного мира. Только в одеждах радости и скорби мы познаём реальность вещей. Все великие существа, являющиеся в мир, несут радость, несут и скорбь. Поскольку все вы учёные, то если вы подумает немножко над этими словами, вы поймёте, что закон этот очень верен. 

 

Скажем, что у вас есть один бедный друг, которого вы очень любите, но вы должны знать, что любовь к нему непременно принесёт вам скорбь. Почему? Вы должны делить с ним свои средства, свою постель, сочувствовать ему в страданиях, помогать ему - нечто связывает вас с ним. Вопреки всем страданиям, которые он может, и не желая того, причинить вам, вы ощущаете некое расположение, внутреннее удовольствие от него. Сейчас обращаю ваше внимание на приложение этого закона. Вы молоды, хотите работать, проявляться, но, если вы не можете вовремя проявить вашу энергию, в вас появляется некое спящее состояние, вы начинаете засыпать. Я смотрю, здесь, в классе,  как и повсюду в собраниях, многие из слушателей засыпают. Что такое засыпание? Я вижу, что вы собрали и сложили в себя много энергии и не работаете с ней, поэтому засыпаете. Что такое засыпание? Засыпание - это погружение в более плотную материю. 

 

Когда часто говорят об одном и том же вопросе, который вас не интересует, вы говорите: «Этот предмет меня не интересует». Почему? Ваше сознание не пробуждено. Допустим, у вас есть план организовать издание одного журнала. Вы собираетесь и говорите об этом один раз, второй, третий, исследуете, но ничего не делаете. После того, как вы столько об этом проговорили, все становятся индифферентны, вы говорите: «Да не нужен никакой журнал, и никакие мероприятия тоже не нужны!» Почему так? Не нужно много говорить. Как только поговорили, сразу же начинайте работать! Можете сделать множество ошибок, но не бойтесь! Работайте! Когда вы работаете, в вас рождается импульс, стремление к работе. Поэтому предпочтительнее в этом мире делать ошибки и работать, чем быть пассивными. 

 

В Болгарию часто приезжают американцы, но они не разговаривают на болгарском. Они говорят: «Когда научимся как следует разговаривать, тогда начнём говорить». Некоторые из них, которые решаются заговорить, воистину делают ошибки, но они уже изучили болгарский язык, а те, кто не позволяют себе говорить, не изучили. Если вы отправляетесь в странствие и не начинаете говорить на соответствующем языке, пока как следует его не выучите, вы никогда не научитесь говорить. 

 

Если вы хотите быть хорошими, добрыми, если вы хотите быть совершенными - вдруг, сразу, вы никогда не станете такими. Вы будете делать много ошибок, пока станете совершенными. Цель жизни человека не в том, чтобы он стал добрым, а в том, чтобы он стал совершенным. Цель, идеал человека - стать совершенным, а быть добрым - это просто средство. Поэтому, когда я вам говорю, что надо быть добрыми, я говорю о средстве, благодаря которому достигается совершенство. Следовательно, доброта - не идеал в жизни человека, а только средство и условие для постижения совершенства. Тогда я объясню, почему нужно быть добрыми: нужно быть добрыми, чтобы быть совершенными. Почему нужно быть совершенными? Чтобы быть добрыми. Кто понимает закон, тот знает, что, когда говорят, что человек должен быть совершенным, чтобы быть добрым, нужно разуметь условия; а когда говорят, что человек прежде всего должен быть добрым, подразумевается, что добро необходимо для постижения совершенства. У совершенства два образа: в Божественном мире совершенство переживается большой радостью, которая содержится в Духе. Но когда Дух приходит на землю, то переживается большой скорбью. И если вы не хотите страдать, вам нужно подняться выше - и больше ничего! Но если вы не можете проявиться наверху, непременно нужно проявиться внизу - в этом законе нет исключений. Если человек входит в жизнь, он должен проявиться или в радости, или в скорби. Или говоря научным языком: человек должен проявиться или среди людей, или среди ангелов. Среди людей ты проявишься как страдающий человек, а среди ангелов проявишься как добрый человек. 

 

Следовательно, с этой точки зрения говорю так: страдание - это корни дерева, а радость - это ветви. Корни и ветви, то есть страдания и радость вместе, составляют дерево жизни. Без корней не может быть растения, и чем больше вы страдаете, тем корни становятся всё длиннее и сильнее, а если сильнее корни, то и ваши ветви сильнее - есть соответствие. Значит, энергия, эта разумная сила, которая проявляется в корнях вашей жизни, которая действует внизу, в земле, проявится и в ветвях, то есть в высших областях жизни. Чтобы вы были сильными в мире, эта идея должна срастись с вами. 

 

Этим утром я говорил вам, что человек должен любить Бога. Эта идея, которая должна стать в вас плотью и кровью, если вы хотите быть мощными и сильными, чтобы могли образоваться корни вашей жизни. Чтобы вы могли победить все мучения, непременно нужно поставить перед собой задачу любить Бога и реализовать эту задачу. Если действовать обыкновенным способом, как действуют люди сейчас, у вас будет обычный опыт разочарования. Земля покрыта лишь разочарованиями, земля покрыта лишь костями, а все кости - останки существ, двигавшихся по неверному пути. Никакой святой не оставляет свои кости на земле. Святой, оставляющий свои кости на земле, не полный святой. Святые, чьи кости хранят люди, проходят через большие страдания.  

 

 Поэтому говорю: поскольку вы приготовились к работе в мире, именно сейчас пришло и ваше время проявиться. Не ожидайте, когда станете совершенными! Каждый день делайте по микроскопическому опыту. Если проделаете маленький опыт, в вас родится маленький импульс. Не теряйте напрасно свою энергию, потому что другим путём у вас будет тот опыт, который был у всех людей, живших до вас. Скорби и страдания - это не жизнь. То, что становится причиной радости, это закон совершенства, поскольку Божественная жизнь находится в совершенстве. Когда мы предчувствуем то совершенство, которое будет у нас в будущем, оно приносит нам радость. Но, когда мы чувствуем, что не можем обрести это совершенство, в нас зарождается скорбь. 

 

Сейчас прежде всего вы должны знать, что я не даю вам сразу все оккультные силы, с которыми вы взаимодействуете, потому что не хочу вводить вас в интенсивную деятельность, поскольку ваш мозг и ваша нервная система расстроятся. Даже и то малое, что у вас есть, многих из вас порой приводит в отчаяние, и они становятся индифферентными. Индифферентность не что-то иное, как отпускание, от неё мозг размягчается. Мозг должен постепенно закаляться, должно закаляться и человеческое сердце, должен закаляться и человеческий ум - всё должно становиться пластичным, выносливым. Точно так же должны закалиться человеческая душа и человеческий дух. Или, говоря чисто материалистическим языком, должна закалиться нервная система, чтобы Божественная энергия постоянно протекала через неё. 

 

Сейчас вы возвращаетесь с собора. Как вы будете работать в этом году? Оказавшись среди людей, вы заразитесь их идеями и, встретив самое незначительное сопротивление, отчаетесь и отступите. Отступив, вы спрячетесь в этой позиции, поднимете голову, как суслик, и скажете: «Подождём, вот придёт благоприятное время, моё время ещё не пришло, я не созрел». Начнёте так рассуждать, споткнётесь. Пока не созреете, в вас нет места для работы, а когда созреете, начнёт действовать другой закон. Зрелый плод подразумевает совершенство. Если ты созрел, ты входишь уже в Божественную жизнь, а на земле работаешь, пока зелен. Как только созреешь, тебя заберут с земли, нечего тебе искать тут. Поэтому, пока ты на земле, не нужно тебе хотеть созревать. Кто хочет жить на земле дольше, пусть подольше остаётся зелёным, а кто хочет созреть, уходит. Какие люди зелёные? Зелёный человек отличается тем, что не желает много работать. Он хочет самого существенного, только того, что нужно сегодня. Он, как дети, удовлетворяется малым. 

 

Так что сейчас вы все вернётесь в мир и войдёте в столкновение двух лагерей противоположных сил, поэтому вы все должны понимать, как с этим справляться, не оставлять свой ум, чтобы он качался, как маятник часов. Наша задача не только определять время, как маятник. Некоторые считают, что, двигаясь направо и налево, как маятник часов, они что-то совершают. Эти часы могут механическим способом определять время, но вам не важно определение времени. Цель вашей жизни - совершенство. В этом году у вас, молодых, будет задача быть совершенными. Что я подразумеваю под словами «быть совершенными»? По крайней мере, вы должны уравновесить скорбь и радость и чтобы они равномерно сменялись. Если у вас было полчаса скорби, должно быть и полчаса радости. А вы иногда, не понимая закона, поскольку вы недовольны, переживаете полчаса радости и два часа скорби. Скорбь ваша более продолжительна. 

 

Сейчас от вас, молодых, требуется определить один общий план действий, как вы будете работать здесь, в Софии, а так же и как в провинции. Во всех вас должна родиться инициатива. Я столько раз говорил вам, что вы должны писать. Письма ваши должны быть идейными. А вы заняты сами собой. Я смотрю, сегодня вы думаете о работе, которую необходимо оставить на следующие десять лет. Возьмите и напишите письмо какому-то вашему брату из провинции, подбодрите его, так подбодрите его, что подбодрите и себя. А вы что делаете? Рассуждаете о положении Софии, о том, каково положении болгарского народа и каким оно будет в ближайшие 10 лет, каким способом исправится мир и т.д. Хороши эти философствования, но я называю их не чем другим, как хорошими упражнениями. Когда вам нечего делать, это хорошие упражнения для ума. Все философские работы - отличная гимнастика для ума. Не думаете же вы, что все философские работы, существующие в мире, верны? Скажем, a+b=c. Как доказать, что a+b=c? Это только предположение. Я могу сказать, что a+b не равно c. Можно устроить спор об этом. Могу привести ряд аргументов, так что вы увидите, в каком отношении a+b=c. Кто из вас математики, скажите, что представляет это равенство? («Оно выражает одно количественное отношение»). Существуют и другие равенства: c-b=a; c-a=b и т.д. 

 

Существует одна высшая математика, которая может исчислить, через сколько времени, когда ты начал страдать, твоё состояние изменится. Например, если вы сделаете большой порез на руке, выздоравливание этого пореза зависит от вашего ума. Ваша рука может выздороветь за 5 минут, за одну минуту, за 15 или за 20 минут, за один день, за два дня, а может и за несколько месяцев. Чем слабее интенсивность вашей мысли, тем дольше по времени будет продолжаться исцеление. Поэтому для всех идей, которые вы проводите в мир, вам нужна усиленная интенсивность, то есть энергия, которая расходуется на постижение этой идеи, должна соответствовать самой реальности. Этот закон существует в механике. От интенсивности силы, которую выбрасывает, например, граната, зависит, на какое расстояние в пространстве она продвинется, то есть какое расстояние преодолеет. 

 

Итак, вернувшись домой, вы должны вложить в свой ум идею, что всё, чего вы желаете в течение этого года, вы можете достичь. Поставьте себе задачу - один достижимый идеал. Например, идеал ваш может состоять в достижении следующих вещей: изучить французский, английский или какой-либо ещё из современных языков; другой может научиться играть на каком-то музыкальном инструменте; кто-то может научиться рисовать и т.д. Вообще, поставьте себе задачу постижения некой конкретной идеи, которую вы можете осуществить. 

 

Например, столько уже лет я преподаю вам оккультные лекции, но если я спрошу вас, какова третья лекция этого года или какова первая лекция первого года, что вы мне скажете? Все вы думаете, что уже прошло время, и вы знаете только заглавия лекций, а самого материала в вас нет. Я должен возвратиться к ним, показать вам существенные места в лекциях. В каждой лекции есть одна существенная мысль. Разумеется, вы ещё не готовы к этому материалу. То, что я вам говорил, эти идеи прорастут в вашем уме, может быть, лет через 10-20. 

 

Одновременно вы  должны задать себе задачу, чтобы работать не только индивидуально, но и коллективно. Большое искусство - уметь человеку работать! Например, сломалась твоя машина - искусство в том, чтобы починить её самому, без чьей-либо помощи. При этом если над машиной работают человек десять и каждый знает, что поправить и как, работа движется быстрее. Если вы сами исправляете свою машину, это может занять у вас целый день, но необходимо знать всё и нужно быть в состоянии решить эту трудность. Приходит к вам определённая трудность, вы должны быть сами в состоянии решить её. Каждая трудность - это ваша задача. Не нужно решать всю задачу самостоятельно, но хотя бы маленькую её часть. 

 

Сейчас на вашем пути расставлены определённые препятствия, определённые трудности, какие у вас были и во время собора. Едва приготовились к собору, встали утром, не можете собраться все вместе - одни остались снаружи, другие внутри. Что делать в таких случаях? Те, кто внутри, пусть молятся, а те, кто снаружи, пусть работают. Поэтому в течение года используйте каждый подобный случай, который вам даётся, каким бы маленьким он ни был, для вашего подъёма. Используйте все случаи, которые вам даются. Каждый должен быть на своём месте. Каждая мысль, каждое чувство должны быть на своём месте. Делай добро на своём месте, отдыхай на своём месте, молчи на своём месте - каждая вещь на своём месте. А сейчас спойте песню: «Тъги скърби вдигай, слагай»... [перевод: «Тоску, скорбь поднимай, складывай»].

 

Вы можете их поднять? Не можете. Легко петь, трудно поднять. Часто я проверяю тяжесть вашей скорби. Когда кто-то скорбит, я беру его скорбь и нахожу её достаточно тяжёлой. Говорю: достаточна тяжела эта скорбь, невыносима для него. Такая скорбь очень тяжела для ребёнка. Есть скорбь, которую одни люди могут перенести, а другие нет. То же и с радостью. Радость для некоторых доступна, а для других недоступна. («Разве Господь раздаёт скорбь и притом столько, сколько могут вынести?») Нет, мы от обжорства набираем побольше страданий. Некоторые из вас по десять раз в день ходят и стучатся к страданиям, не зная этого. 

 

Как видите, я не исполнил свои слова. Сказал, что буду говорить кратко, а говорил больше. Посейте этот орех, и он прояснит вам Истину, покажет вам, что есть в нём. 

 

На работу! От молодых требуется работа. Вы можете работать, но многие из вас сидят и отдыхают. Смотрю, как некоторые садятся под грушей и спят. Они похожи на тех пастухов, которые оставляют своих овец полудневать, а сами спят. Проходит полдень, а они всё спят. Иногда глаза их сгорают и в них заводятся черви. Говорю: опасно спать днём. Многим пастухам надо лечить глаза от червей. 

 

Сейчас вы богаты, полны энергии, но будьте внимательны, чтобы не отдавать всю энергию, которая у вас есть, а только ту, что от изобилия, от излишка. Таким образом, в вас придёт новая энергия. Вы не должны быть, как тот банкир, который постоянно откладывает, богатеет, хочет чтобы образовался у него большой капитал, разбогатеть, чтобы подстраховаться. Не нужно быть и как тот торговец, который с малым капиталом делает большой оборот. Вы должны быть из тех культурных учеников, что делают культурный оборот малыми силами. Так вы больше обретёте, чем если располагаете большими оккультными познаниями, что связано с большими трудностями. Именно поэтому продвинутые ученики дорого платят. 

 

Вы должны поливать все ваши семена. Приложите в действии все ваши благородные порывы и желания, которые у вас есть в жизни, и не откладывайте! Какой план у вас есть, его и примените. Я не имею в виду глупый план. Нет, у каждого из вас пусть будет хороший план. Этот ваш план приложите! Какие бы благородные намерения у вас ни были, не откладывайте их! А вы думаете об их последствиях. Проведите в этом году опыт, приложите их, не думая о последствиях. Даже при самой большой неудаче, которая у вас может быть, вы получите больше, чем если не приложите свои идеи. Приложите добро, которое есть в вас! Часто молодые говорят: «Посмотрим, как работают старые, а потом тогда и мы». А старые говорят: «Посмотрим, как работают молодые». Вы ожидаете от старых, а старые ожидают от вас. В этом смысле все должны работать. 

 

Прежде всего примените к себе закон внушения. Внушайте себе и работайте! Скажем, что многие из вас находятся под влиянием лени. Что нужно делать, чтобы освободиться от неё? Пользоваться законом внушения. Скажите себе: «Завтра встану в 4 часа!» Но просыпаете и встаёте в 5 часов. На второй день опять скажите себе: «Завтра встану в 4 часа!» Но встаёте в четыре с половиной. На третий день всё то же. Продолжаете так, пока не выработаете навык вставать точно в то время, когда хотите. Это может продолжаться и месяц, и два, и три, пока выработается этот навык. Как только выработаете навык, переставайте делать это упражнение, начинайте другое. Например, скажите себе: «За три месяца выучу эсперанто». Если не сможете за первые три месяца, продолжите ещё на три месяца. Если не сможете опять, продолжите ещё на три и т.д. Продолжайте до тех пор, пока не выучите эсперанто. Что означает эсперанто? Надежду. 

 

И так все должны работать над собой по закону внушения. Есть у тебя одна скорбь, скажи себе: «Завтра скорбь моя будет поменьше». На второй день скажи то же самое, на третий день опять и т.д. Внушай себе так, пока не преодолеешь скорбь. Таким образом, скорбь уменьшится, но может стать и наоборот. Это значит, что через закон внушения можно привлечь радость, то есть можно скорбь превратить в радость - неудачи в жизни могут превратиться в удачи. Когда изучите закон внушения и сможете его прикладывать во всём в вашей жизни, вы будете иметь полный успех. 

 

В. И. Ч. Б. В. Б.!

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...