Jump to content

1926_07_09 Педагогические правила 


Elena
 Share

Recommended Posts

 

Педагогические правила 

 

Молодёжный собор

9 июля в 7 часов утра

1926 год 

София Изгрев

 

В. И. Ч. Б. В. Б!

 

Размышление 

 

Давайте восстановим наши внутренние связи с Истиной. 

Есть один закон в мире, который гласит: не всё высказывается и всё не может быть высказано. Всё не определяется и не всё может быть определено. Всего не видно и не всё может быть увидено. Невозможно, чтобы это произошло в данном случае. Чтобы можно было постичь всё это, требуются немного более пробуждённые умы. 

 

Допустим, что у нас в пространстве есть математическая точка А, которая проявляется как некий силовой центр. Спрашиваю: эта точка откуда возникла в пространстве? Вы этого не знаете, но факт остаётся фактом: эта точка А проявляется и действует. Представьте себе, что эта точка - некий источник, который истекает откуда-то из земли. Вы задаёте себе вопрос: откуда берётся эта точка, как она проявляется? Одна ли она в пространстве? Сейчас вы приметесь философствовать. Оставьте вашу философию, оставьте то, что вы знаете, потому что ваша философия - это такой аршин, которым природа не измеряется. Ваши философские взгляды не важны для природы и природных явлений. Они важны только для вас. А у природы другие мерки, другие способы, другие методы. Какие? Разумные. Она пользуется разумными мерками, способами и методами. Как появилась точка А? Эта точка может появиться в вашем уме, как мысль, и занимать вас. Откуда она пришла, как появилась и каково её место? Не знаете. Вы говорите: у меня в голове есть мысль. В каком месте головы эта мысль? Не знаете, не можете определить. До тех пор, пока вы не можете определить место этой точки, или этой мысли, или этой идеи, она переходная, вы не можете на ней строить. Она орех вашей жизни. Точка А подразумевает, что существует другая точка - В. Едва начнёшь думать, это показывает, что другой до тебя уже думал. Если какая-то мысль существует, это показывает, что кто-то другой до тебя её думал и твоя мысль - отражение его мысли. Никакая мысль не проявляется сама по себе. Ты не некий гений, который может родить мысль. Эта мысль возникла в другом уме, а в твоём уме проявилась как отражение. 

   

Я хочу привести вас к основному закону в педагогике. Педагог знает: воспитать одного человека - значит, дать ему достаточно питания, более ничего. А в этом человеке, после того, как он получил свою порцию, его организм дальше определяет, куда отправить эту пищу, ты уже не сможешь вмешиваться в эти внутренние процессы. По этой аналогии учитель повар, у которого должно быть десять или двадцать кастрюль, чтобы приготовить пищу для своих детей. Он спрашивает детей: «Что вы хотите сегодня на обед?» Они говорят ему, чего хотят. Он приготавливает им, наливает каждому ребёнку в его тарелку и больше не вмешивается, оставляет детей самих есть. Это педагогика! 

 

Спрошу вас: у каких педагогов есть рыбы? У каких педагогов есть волки? У каких педагогов есть овцы? У кого из них живут аисты? А у кого орлы, голуби, курицы? У кого из педагогов есть растения? Смотришь - целый лес бессчётных деревьев, они заняли громадное пространство, развиваются, растут сами вверх. Спрашиваю: что за педагог научил эти деревья, как им расти вверх своими вершинами и как сеять свои семена? Когда мы вмешиваемся в работу природы, мы искажаем свою жизнь. Только начинаем развиваться по методам природы, как, смотришь, является педагог и начинает действовать по своим правилам и методам. Посадишь растение - оставь его, не лезь к нему. Но приходит человек и хочет показать своё искусство. Он берёт от яблони или айвы веточку-прививку, хочет привить её к груше. Выходит дерево-бомба. Есть ли в природе такое дерево? Такие деревья существуют, но каждое по отдельности, а не на одном и том же дереве. Если на одном и том же дереве есть яблоки и груши, это связано с искусством человека, педагога. Половина дерева рождает груши, другая половина - яблоки. Но будет ли плод этого дерева одновременно и грушей и яблоком? Плод груши падает на землю, и, если семечко посадить, родится груша, а от яблони - яблоко. Они вернутся к своему старому состоянию. 

 

И тогда мы видим, что нынешнее воспитание, применяемое педагогами, это прививка, а после того, как человек умрёт, и помина не останется от этой педагогики. Даже после всех тяжких испытаний, которые мы переживаем в жизни, наши взгляды порой претерпевают коренное преобразование. Тогда вы говорите: «Я больше не думаю так, как раньше». Я спрашиваю: куда ушли его прежние взгляды и мысли? Вот, скажем, кто-то считает, что демократия исправит мир. Однако, когда его схватит некая тяжёлая болезнь или, другими словами, протрясёт его какая-либо не философская, а органическая, физическая лихорадка, он после неё становится монархистом. Говорит: «Демократия не может исправить мир, а монархизм исправит». Значит, точка А демократия, а точка В монархизм. Потом опять происходит переворот. После этого проявляются другие проекции точки, происходит превращение сил - наши взгляды переворачиваются. Сегодня ты можешь быть демократ, завтра - монархист и в обратную сторону. Сегодня можешь верить в педагогику, завтра скажешь: никакой педагогики не существует. Нет, это не значит, что педагогики в мире не существует. Вещи в мире, в живой уже природе организованы, незачем тебе их воспитывать. Ты только им немножко помогаешь. 

 

В соответствии с моими взглядами или со взглядами природы, каждый человек рождается организованным внутри себя. Может ли идеал всего искусства педагогики преобразовать один волк? Френологи доказали, что некоторые люди, сколько их ни воспитывай, какую религию им ни проповедуй, сколько ни говори им о Боге, если вы оставите их перед какой-либо кассой, откроют её и стащат из неё всё, потому что в них есть слабость к деньгам. В этом случае, все взгляды, которые им привили, что есть Бог, что есть закон возмездия - падут. Они не могут владеть собой. Куда уходит тогда вся педагогика? 

 

Каково первое правило педагогики? Первое правило следующее: отец должен любить своего сына, мать должна любить свою дочь. Второе правило педагогики: сын должен любить своего отца, а дочь должна любить свою мать. Это смена энергий. Сын, который любит отца, может любить и свою мать. Таков закон. Есть сыновья, которые очень привязаны к своим отцам, только и говорят о них. С точки зрения педагогики, если мать хочет привлечь сына на свою сторону, она должна понимать закон природы превращения сил.  

 

Как действует закон превращения сил? Если сын любит отца идейно, мать, чтобы привлечь сына на свою сторону, тоже должна любить своего мужа. Если она его не любит, все её усилия напрасны. Тогда она не только не привлечёт его, но в сыне зародится отвращение к матери. Значит, способ превращения сил следующий: если сын почувствует, что мать любит отца, как он его любит, он будет любить и свою мать. И обратное верно. Если дочь любит свою мать, а отец ревнует, какие бы усилия он ни прилагал, как бы ни угождал дочери, что бы ни покупал, кроме того, что не привлечёт её, но произведёт ещё большее отчуждение от него. Что требуется от него, чтобы привлечь свою дочь? Он должен любить свою жену, как дочь её любит. Если он так её любит, дочь может дать от своих чувств и отцу. 

 

Сейчас вы говорите, что займётесь воспитанием. Как вы будете воспитывать одного ребёнка? Прежде всего увидьте, любит ли вас это дитя. Потом наблюдайте, кого этот ребёнок любит. Иногда любовь детей корыстна. Они приносят учителю цветы, подарки, но их любовь не искренняя. Учитель должен знать, что ребёнок, каким бы маленьким он ни был, может быть очень развитой душой. Многие дети умнее своих учителей. Многие дети разбираются в законе внушения, законе трансформации энергий лучше своих отца и матери. Например, я часто встречаю тех, кто был генералом на поле битвы или кем-то при исполнении своей должности, строгих, неуступчивых, ничто не может сдвинуть их позицию или решение, никто не может на них повлиять. Но посмотришь на одного из таких генералов, когда подходит к нему его ребёнок, едва он погладит отца по голове, по лбу, поцелует его, отец сразу и смягчится, уступит. Что теперь ни говорит малое дитя, отец слушает его - сердце его отворяется. Значит, ребёнок хорошо знает закон трансформации энергий и применяет его. Он трансформирует те энергии, которые скопились в сердце отца, и тот готов исполнить любое его желание. 

 

Поэтому говорю: по-моему, вы не можете применять никакой педагогики на свете, если в вас нет любви к Богу, если вы Его не любите. Это основной закон. Вы выходите с вашими взглядами и говорите: «В Писании сказано, что Бога никто нигде не видел». Значит, этот Бог некая безымянная точка. Он непроявленный Бог. Он не хочет ничего знать о вас. Но проявленный Бог, которого вы познаёте, имеет связь с непроявленным. И если вы не любите и не познаёте непроявленного Бога, а любите и познаёте проявленного Бога, то через Него вы свяжетесь с непроявленным. Тогда и непроявленный вас познает. 

 

Теперь представлю вам одно математическое противоречие. Проявленный Бог живёт только в одном, а непроявленный живёт во всех. Как понять эту вещь? Это одна великая математическая задача. Проявленный Бог живёт только в одном человеке, только в одном месте. Он не во множестве мест. Непроявленный - во множестве мест. Следовательно, когда вы говорите, что Бог живёт в нас и мы живём и движемся в нём, - это способ трансформации энергии. Когда мы говорим, что мы все должны любить Бога, - это показывает, что мы все его познаём. Если вы мне скажете, что вы не познали Бога, вы не говорите Истину. Но если вы скажете: «Вы знаете, Бог живёт во мне,» - это уже проявление Бога в вас. Он проявляется. 

 

Так, когда вы говорите, что Бога никто никогда не видел, это торговый образ, это торговая сделка. Почему вы так говорите? Я должен взять у вас деньги. Я пришёл их взять, но вы мне говорите: «Я вас не знаю, у меня в кармане ни рубля». Если вы скажете, что знаете меня, то тогда будете должны отдать мне деньги, которые вы мне должны. Это ваше соображение, из-за которого вы не говорите Истину. У меня дома есть весы, и я говорю вам: «Идём ко мне, я взвешу вас на весах и докажу вам, есть у вас деньги или нет». Взвешу вас без одежды, я знаю, сколько вы весите, отмечу всё это и в конце увижу, что не хватает ещё десяти граммов. Это вес денег в вас, то есть золота, которое есть в вас. И я скажу вам тогда: «У вас внутри десять граммов золота, вытащите его наружу!»

 

Сейчас рассмотрим другую ситуацию, в которую часто попадают люди. Они говорят, что мир не устроен. Это их субъективное понимание. Они похожи на Ходжу Насреддина, который сказал, что когда умрёт его жена, то половина мира закончится, а когда умрёт он, то закончится весь мир. Это внутреннее, субъективное восприятие. Заработаешь немного денег, сделаешь себе дом, мир немножко исправится. Потеряешь дом, потеряешь здоровье, уволят тебя со службы, говоришь: «Мир развалился». Действительно, твой субъективный мир расстроился. Но те изменения, которые могут произойти в твоем личном мире, внешний мир даже не почувствует. 

 

Мы впадаем в заблуждения, когда хотим воспитывать людей. Не нужно воспитывать людей, а нужно быть соработниками Бога! Поскольку Бог самый старый из всех, у Него было время изучить все педагогические методы. Если мы хотим изучить и применить какой-либо метод, мы должны прийти к Богу. Все педагогические методы собраны в Его архиве. Самый старый педагог - Господь, к Нему придите! У Него есть все методы, Он вам скажет, какой из методов Он применял для каждой эпохи. И для новой эпохи есть определённый метод. Он скажет вам: «Вот, этот педагогический метод для новой эпохи». 

 

Сейчас приведу вам другую мысль. Хочу, например, поговорить с одной птицей или же поразговаривать с какой-то рыбой. Это два разумных существа. Одно разумное существо живёт в воде, другое - в воздухе. Что я должен сделать, когда хочу поговорить с рыбой? Она не может прийти ко мне, я должен спуститься к ней, я должен погрузиться в воду. Чтобы отправиться в воду, нужно снять одежду и стать, как она, с жабрами. Поэтому я возьму похожие на её жабры и заговорю с ней на её языке. После этого я хочу поговорить с птицей. Что я должен сделать? Я должен стать птицей, у меня должны отрасти крылья, я должен взлететь в воздух и парить, как она. Таким же образом и каждый человек должен изучаться специфически. У учителя самая трудная задача - воспитывать людей. Если у него 30 человек детей в классе или в параллели, это тридцать миров, целых тридцать микрокосмосов. Знаете, почему трудно воспитывать людей? Скажу вам. В каждом ребёнке сто миллионов солнечных систем. Умножьте теперь 30 на сто миллионов. Сколько будет? Три миллиарда. Это громадная энергия, с которой вы должны справиться разумно. Я говорю о разумной энергии, которая скрыта в душе каждого ребёнка, каждого человека. Некоторые думают, что дети глупы. Нет, дитя, когда ты его учишь, понимает, говоришь ты ему Истину или нет. Дети, выходя из школы, говорят: «Наши учителя не делают свою работу хорошо, они не говорят нам истины». И не пройдёт много времени, они заставят учителя солгать, они его испытают. А потом скажут: «Мы и думали так, как вышло - учитель не говорит нам Истины». 

 

Сегодня некоторые учителя заблуждаются, думая, что дети не понимают многих вещей, и говорят о них: «Да они ещё просто дети!» Нет более прозорливых существ, чем дети. Дети видят и через стены, так их знаю я. Впрочем, я не учил детей, и то, о чём я говорю, мои математические выводы. Откуда я их вывел?  Из общих законов. Я работал и работаю с большими детьми, их я опробовал. Но и маленькие дети, и большие дети - всё дети. Это только отношения, только различные семена. 

 

Каждого человека, каждого индивида мы можем представить как одну точку, например точку А. Эта точка, когда растёт, расширяет свой объём, при этом расширении она увеличивает и свою деятельность. Однако это не новые энергии, всё это энергии, которые существовали и раньше, только сейчас они более интенсивны, у них больший круг деятельности. Кто-то говорит, я сейчас более взрослый, больше понимаю и могу сделать больше всего. Это так, но вы должны знать, что то, что вы несли в детстве, вы несёте и сейчас, только в более расширенном, более разработанном виде. Так что вы и сейчас в том же состоянии, не останавливайтесь. И в будущем вы продолжите своё развитие, потому что есть внутри вас другие силы, ожидающие своего проявления. 

 

На данный момент вы большие дети, а в будущем вы станете старыми, перейдёте во взрослых людей. Предположим, что вы живёте тысячи лет. Каков будет ваш опыт, который вы приобрели за это время? Прежде всего вы расширяетесь, потом придёт время детскости, затем опять расширения и т.д. Что значит детскость? Это процесс просеивания. Дети останавливаются только на тех вещах, которые им нужны, они не занимаются ненужными делами. 

 

Сейчас я не стану останавливаться на слове «педагогика». Это слово внешнее. Пусть им занимаются те, у кого достаточно свободного времени. Нужно иметь в виду следующее правило: невозможно успешно использовать какой-то метод на других, если ты не использовал его на себе. Говоришь одному ребёнку о послушании, о подчинении, но если ты сам не слушаешься, если сам не подчиняешься, никакого результата не может быть. Говоришь ребёнку о трезвой мысли, а у самого мысль вовсе не трезвая. Если ты развиваешь одну тему, а сам её не понимаешь, как передашь её? Говоришь об Истине, а сам не понимаешь, что такое Истина. Например, прочёл человек какую-то книгу по астрологии, приходит ко мне рассказывать, что Юпитер был таким, Сатурн был таким, но я вижу, что он ничего не понимает в этом предмете. Астрология - отвлечённая наука. Нет ни одного астролога, который бы понимал, что такое астрология в её глубинном смысле. Астрология не есть что-то иное, кроме как физиология души. Когда мы говорим об астрологии, мы имеем в виду влияние различных звёзд и планет не на человеческое тело, а их влияние на человеческую душу. Это целый космос, совокупность необъятных сил, которые действует и ожидают свой момент для проявления. Настанет день, когда человеческая душа, оказавшаяся в благоприятных условиях, сможет проявиться как ангел. Каждый из вас может стать ангелом. Когда? Когда вам предоставят условия. Одной куколке нужно 40 дней, чтобы превратиться в бабочку. Эта бабочка, в сравнении со своим первым проявлением, становится ангелом. Куколка должна стать человеком, человек - ангелом. 

 

Сейчас вычислите, скольким человеческим годам равны эти 40 дней. Один день равен 1000 лет. Значит, человеку, чтобы превратиться в ангела, чтобы достичь определённого совершенства, нужны 40 000 лет. Но вы должны знать, что это очень большое число лет, это только разумные точки, через которые вы проходите в духовном мире каждый день. День это только для тех, чьё сознание что-то совершает. Если ваше сознание пробуждено, то это день; если ваше сознание не пробуждено, никакого дня для вас нет, в духовном мире темнота. Следовательно, если в этом мире твоё сознание не пробуждено, вы чувствуете ночь, если ваше сознание пробуждено, вы ощущаете день. Те люди, сознание которых непрерывно пробуждено, постоянно пребывают в дне. Вы можете применить этот закон и к земле. Если вы начнёте развиваться, то непременно в вашем сознании должен быть по крайней мере один непрерывный день. Это значит, в каких бы условиях вы ни находились, какие бы препятствия вам ни встречались, ваше сознание всегда должно быть пробуждённым. Вы скажете: «Наши условия очень тяжелы. Мы не можем всё время быть в пробуждённом сознании». Оставьте это! Когда речь заходит об условиях, я объясню вам, что это такое. Условия жизни - продукт нашего духа. Мы сами создаём условия. Мы хозяева условий, но мы забыли об этом, и тогда сегодня условия стали нашими хозяевами. 

 

Поясню свою мысль одним примером. Представьте себе, что двести человек строят совершенный корабль с турбинами, но при вычислениях они что-то пропустили, вследствие чего корабль сделан с одним маленьким незаметным дефектом. Все поднимаются на корабль и отправляются на нём по великому океану. Доходят до какого-то места, а турбины перестают работать. Закидывают в топку уголь, но ничего не случается - неправильность вычислений мешает. Говорят: «Таковы условия». Спрашиваю: в чём причина, что люди на корабле находятся в трудном положении? Природа ли создала такие обстоятельства или сами люди их создали? Они сами их создали. 

 

Следовательно, наша нынешняя жизнь, нынешние обстоятельства, в которых мы живём, не являются творением Бога. Я не говорю о душе, о Божественном начале в человеке, а говорю о проявлениях человеческого ума и человеческого сердца. Корабль, на который мы поднялись, наше произведение, следовательно, и условия жизни созданы нами. 

 

Порядок жизни, законы, которые создают учителя - всё это мы. А сейчас, не понимая законов, вы говорите: да, нужно знать, что этот корабль создал Господь. Нет, вы создали этот корабль. Потому что, если вы скажете, что этот корабль создал Господь и что-то в нём пропустил, и при этом вы считаете, что Бог всемудрейший, значит, выходит, что в Боге что-то отсутствует. Каково тогда ваше мнение о Боге? То, что порой в природе встречаются некоторые исключения, говорит об отклонении от разумных законов природы. Где есть отклонения от природных законов, там не работал Бог. Когда мы говорим о Боге, то подразумеваем те отношения людей, в которых нет абсолютно никаких ошибок. Когда я думаю правильно, когда моя мысль Божественна, я не делаю ошибок. Тогда во мне нет никакой алчности к деньгам, к богатству, к силе, к еде и питью. Когда я говорю, что не нуждаюсь в этих вещах, подразумеваю, что всё это есть в моем распоряжении. Не думайте, что духовный человек не нуждается в пище и не должен питаться. В нём процесс питания должен быть непрерывным. Я имею в виду еду в самом широком смысле слова. 

 

Сейчас вы находитесь в точке А, которая представляет физическую жизнь, но когда вы входите в точку В, то есть в духовную жизнь, тогда еда в вас будет непрерывным процессом. Эта глубокая мысль не может быть полностью воспринята и хорошо понята вашими умами, потому что человеческий мозг сегодня не в состоянии её воспринять. Почему? Потому что любая Божественная мысль, придя в физический мир, хочет осуществиться, а вы боитесь. Вы боитесь, потому что у вас нет материала для её осуществления - и вы боитесь. Например, идеи -  жертвование собой, жизнь друг для друга, любовь друг к другу, воспитание друг друга - это всё Божественные идеи, остающиеся неразрешимыми. Воспитывать человека - это значит начать с самого себя. Разумеется, тот опыт, который есть у учителей, полезен, он извлечён из природы. То, что верно в воспитании, что ученые приобрели как результат своего опыта, применяйте это и вы, пользуйтесь этим.  Сегодня существует множество систем обучения. Например, по сколько часов в день дети должны заниматься в школе? С какого предмета начинать?

 

Человек должен начинать с объективного ума, с наблюдения. Потом, во второй фазе развития, человек должен работать с субъективным умом. И наконец из этих двух методов должен быть извлечён третий - разумный метод, который приведёт его к выводам Божественного, то есть к философскому методу. 

 

Значит, прежде всего нужно начинать с материальных, с видимых вещей, всё должно быть объективно. Когда мы говорим, что нужно чистить источники, это символ. Я не буду сейчас объяснять вам этот символ. Поскольку дети материалисты, они рассуждают объективно, в них ещё не развит субъективный ум, поэтому нужно привести ребёнка к источнику и спросить его: «Красив ли этот источник?» Красив. Чиста ли в нём вода? Чиста. Ты радуешься этому источнику, когда видишь воду, как приятно, красиво она бьёт? Радуюсь. «Хорошо, тогда очисть этот источник!» Ребёнок чистит источник от листьев, камней, веточек и прочего. После этого опять говоришь ему: «Понимаешь, и твоё сердце должно быть таким же чистым!» Рассказываешь ему, что в сердце его не должно быть никаких камешков, никаких веточек, никаких листочков, ничего, что гниёт - вообще никаких внешних тел. И ты должен очищать свой источник - своё сердце. Это метод воспитания. После этого даёшь ребёнку семечко и говоришь: «Посей это семечко в землю!» Он сеет. «Теперь полей его!» Поливает. После этого даёшь ему съесть яблоко или грушу и рассказываешь, как позже из их семечек вырастет точно такой же плод. Будешь часто ходить вместе с ребёнком и смотреть, как растёт и развивается деревце, по аналогии с его развитием, будешь делать некоторые выводы о тех процессах, которые совершаются в его душе. 

 

Прежде всего учитель должен заставить ребёнка думать и только после этого начинать воспитание. При воспитании учитель должен быть на том же уровне, на котором находятся и дети. Он не должен говорить детям: «Теперь идём на прогулку!» Нет, он должен войти в ребёнка и сказать: «Дети, я хочу пойти на прогулку. А вы хотите погулять?» Когда он скажет, что собирается гулять, тогда и дети захотят пойти. Они любят свободу в своих действиях, а не правила. 

 

 

При этом учитель должен сохранять определённую дистанцию в своих отношениях с детьми. Если он истинный педагог, он никогда не будет ласкать одного ребёнка перед другими детьми. Это внесёт в отношения детей дисгармонию. Учитель должен остерегаться и не брать от детей никаких цветов, ни груши, ни сливы, вообще никаких предметных объектов. Ему нужно сказать ребёнку: «Если ты меня любишь, отведи меня в ваш сад и с дерева, которое ты посадил и за которым ухаживаешь, предложи мне сорвать плод”. Тот скажет: «Учитель, этот плод я определил для тебя». Тогда учитель тебе так ответит: «Я тебе очень благодарен, я сам сорву этот плод с дерева». Если ребёнок захочет дать тебе в руки плод, это внесёт в него соблазн. Если у меня есть сад и я воспитываю ребёнка, я скажу ему: «Вот, этот плод для тебя. Залезь на дерево и сорви этот плод сам». Когда ребёнок сам залезет на дерево, в нём родится ощущение самостоятельности. Это новый дух воспитания, свободный от всяких предубеждений. Иначе в учениках возникает мысль, что учитель любит одних детей больше, а других меньше. Таким образом, именно в ребёнке нужно искать импульс. Это Божественный метод. 

 

По тому же закону, мы должны призывать Бога.  Бог никогда не хочет, чтобы что-то давали Ему в руку. Он всё даёт, но когда ты даёшь нечто Ему, ты должен позвать Его к дереву твоей жизни и сказать Ему: «Господи, этот плод я предназначил от давних веков только для Тебя, сорви его!» Когда сорвёт его Господь с твоего дерева, ты почувствуешь большую радость. В этом смысл жизни. Кто-то спрашивает: «Как мы познаём Бога?» Когда мы живём чистой и святой жизнью. Но эти слова останутся непонятными. А знаете, что это значит - жить чистой и святой жизнью? Нечего мне об этом сказать вам. Все вы это знаете, но не хотите вести эту жизнь, или не хотите её проявлять. Может быть, вы и правы, может быть, условия, в которых вы живёте, таковы - это другой вопрос. С чисто моральной точки зрения, вы можете иметь свои соображения - понимаю и это. Вы не можете проявить свой свет так, как вы желаете - для этого есть причины. Я вижу причины. Ваша одежда испачкана, всё время идёт дождь. Я не стану вас спрашивать, почему вы так запачкались. Говорю: вы очень хорошо поступаете. Вижу кого-то другого, одетого в чистую, красивую, сухую одежду. Говорю ему: как хорошо, что в вашем месте не идёт дождь и нет грязи. 

 

Встречаются двое и разговаривают. Один спрашивает: «А почему ты не одет в новую одежду?» А другой говорит: «А ты почему оделся во всё новое? Что ты раздулся, как павлин?» И оба не понимают друг друга. И так все люди. Миры, в которых мы живём, разумны. В этом смысле, каждый человек представляет из себя особый мир. Часто я наблюдаю вас, как вы спорите. Все вы всё понимаете, все очень умные. Почему умные? Потому что вас родил Господь. Иногда вы устраиваете представление. Например, кто-то из вас видный профессор университета, но играет на сцене роль клоуна. Играет эту роль, кривляется, извивается перед публикой. Вы спрашиваете: «Что это тот профессор так кривляется? В своём ли он уме?» Что делает этот человек? Такова его роль! Автор написал эту смешную роль, и он силится в неё влезть, исполнить её как следует, выразить мысль автора. Нет, не нужно говорить, что эта роль смешна. По-моему, она не смешна нисколько. Некоторые думают, что только у них есть ощущение стыда. Знаете, что и павлин стыдится, когда у него из хвоста выпадают перья. Уходит, уходит, отворачивает голову в сторону, хочет, чтобы его никто не видел. Но когда все перья его на месте, он, увидев тебя, распушит свой хвост, выступает гордо. Только посмотрите на него, когда у него отрастают все перья, как он выходит! Идёт, смотрит по сторонам, говорит: «Герой дня я!» 

 

Современные люди при воспитании детей должны обращать большое внимание на их желания - направлять их и канализировать, поскольку у детей намного больше желаний, чем требуется. Именно в этом опасность для детей: часто мы поощряем детей больше, чем заложенные в их организм способности и таланты.  И потом иной раз вы говорите: «Мне не дали высказаться полностью, я должен договорить». В этом и современные учителя путаются. Им кажется, что хорош тот учитель, кто полностью, всесторонне развил и высказал свою мысль. А что тогда останется ребёнку? Разве не должен работать и его ум? Нет, это несчастье, когда человек высказывается полностью. Текущий источник никогда не может полностью вытечь. Не договаривайте! Радуйтесь, что педагогика не является установленной наукой. Это гибкая наука, растущая тысячи лет. Это девственная наука. Некоторые считают, что педагогике нельзя доверять именно потому, что она не установленная наука. Установленные науки - это тётки. Математика была установленной наукой. Математика точная наука, но не установленная. Это означает, что то, что применяется в данном случае, верно. Когда вы утверждаете, что математика установленная наука, я спрашиваю: а что понимают современные математики о том живом приложении математики в земной жизни? Эйнштейн, развивая свою теорию, вступил в новую область математики. Как видите, есть такие области в математике, которые только сейчас развиваются. Как объяснить некий умственный процесс математически? Как объяснить сердечный процесс математически? Эти процессы могут быть объяснены математически, поскольку каждая душа определяется специфическим родом энергии. 

 

Вы должны знать, к примеру, какие элементы входят в каждую любовь. Следовательно, можно вычислить математически, какие элементы входят в дружескую любовь. Качества дружеской любви могут быть разложены, и в ней окажется около десятка элементов. Если примусь говорить вам об этих элементах, то придётся рассказывать вам долгое время, каковы эти элементы и какие элементы вообще содержит любая любовь. Любовь, какого бы вида она ни была, не состоит лишь из одного элемента, она соединение сил, соединение элементов. Значит, в химическом отношении она сложное тело или соединение. Чтобы любить кого-то, ты должен веками собирать эту энергию. Приходит кто-то ко мне и говорит: «Я очень сильно люблю». Я начинаю вычислять его любовь и вижу, что она будет длиться едва лишь один год. Только на такое время у неё есть энергия. Через год и помина об этой любви не останется. Почему? Потому что на столько времени энергия у неё есть, а больше нет. 

 

Чтобы любовь проявилась, требуется энергия. Для всякой вещи необходимы условия. Например: торговля совершается с деньгами, еда возможна с пищей. Есть приём пищи, пока есть что есть, если же нет еды, что будешь есть? Из этого следует, что любовь - это сложный процесс. Прежде всего вы говорите: должен быть кто-то, кого я могу любить! В вас прежде всего зарождается желание, импульс любить. Таких желаний, собранных в одном месте, могут быть миллионы, пока наконец они не сольются в каком-то твоём друге. Ты вкладываешь в него своё чувство и говоришь: «Радуюсь, что могу любить, что я нашёл такого друга». Это образ Божественного в вас. Но когда вы говорите, что любите всех, тут речь совсем о другом, я понимаю законы. Не хочу над вами смеяться, но говорю, что проявленный Бог проявляется в одном, а непроявленный - во всех. В данном случае, для нас реальны только те вещи, которые имеют отношение к абсолютному бытию. В проявленном бытии важно только то, что занимает сознание, потому что вокруг сознания собираются все наши чувства, идеи, убеждения, движения, все общества и всё этому подобное. 

 

Поэтому каждый из вас должен быть педагогом! Здесь есть богатый материал для педагогики. Пользуйтесь светской педагогикой, учите её данные, факты, которыми она оперирует, перерабатывайте их и одновременно вносите в неё и нечто новое. Не думайте узко, не будьте узкогрудыми! И в светских людях живёт Бог. И в нас живёт Бог. Сейчас вы делитесь и утверждаете: мы люди духовные, а они не духовные. С точки зрения непроявленного Бога, всё в мире духовно. Если вещам нет места в жизни, в природе, тогда ничто не существует. То, что в данном случае проявляется, в этом нуждается природа. 

 

С этой точки зрения, как бы вы ни проявились, не считайте это слабостью. Это ни слабость, ни ошибка. Если в вас проявляется энергия гнева, не считайте, что этот гнев неуместен. Он на своём месте. Появляется в вас некое желание. Не считайте, что это желание не на месте. Оно на месте, только придайте своему желанию правильное направление. Если позволите своему желанию проявляться свободно, оно найдёт путь, не создавайте ему преград. Оставьте это желание двигаться, как река, в этом Божественном, бескрайнем направлении Божественного мира. Не стопорите его! Часто вы создаёте помехи, когда говорите: «Этого вопроса мы не понимаем». Это торможение, так стопорится энергия. И в другой раз я обосновывал вам это. Если есть свет, вопросы понятны, если нет света - их невозможно разобрать. Если вы говорите, что не понимаете какого-то вопроса, я же знаю, что в вашем сознании нет света. Я говорю, ключ не повёрнут, поверните ключ. Вы поворачиваете ключ. Тогда я спрашиваю: поняли ли вы этот вопрос? «Понял». В другой раз говорите: «Я не верю в Бога, не понимаю этого вопроса». Я говорю: ключ не отворил замок, поверни ключ! Вы проворачиваете ключ, говорите: «Теперь понимаю». Не понимаешь какой-либо вопрос. Почему? В тебе отсутствует свет. Поверни ключ. Как только приходит свет, все люди верят в Бога, все могут любить, все люди могут проявляться. И каждый из вас может стать человеком - это вопрос лишь времени и сознания. Я говорил вам в одной лекции, что в вечности скрываются все возможности.  

 

Вернёмся к сегодняшней жизни. Если вы находитесь в противоречии с самими собой, это показывает, что вы отрицаете нечто, некий факт. Неверие, к примеру, это следствие отрицания. Некоторые люди отрицают Бога,  и вследствие этого проявляется неверие. Неверие противоречит тем фактам, которые существуют в мире. Следовательно, все те, кто не верит, ощущают, что они находятся в столкновении с чем-то, что нечто их толкает. Что это их толкает? Именно тот факт, который они отрицают. Они в противоречии с проявлением А. Этот факт постоянно прибивает их к земле, к её влияниям. Поэтому все люди, которые не верят, в полном смысле слова расстраиваются, становятся нервными, пока наконец не примут этот факт, или он сам их пробьёт и выйдет наружу. Если он пробьёт вас, начнётся новая жизнь. 

 

Поэтому тот, кто хочет в вас проявиться, не противодействуйте ему, не противьтесь, не боритесь с ним! Христос сказал: «Не противься злу!» Тому, что однажды установлено в природе, дайте место, не боритесь с ним! В Писании сказано: «Не давайте места гневу, моё отмщение и аз улажу все дела!» Слово «отмщение» подразумевает мстить за что-то - разрешите его и таким образом отставьте его в сторону. Можете провести расследования по тем вопросам, которые волновали вас доныне. Вы говорите: «Мы не высказались». Некоторые говорят: «Ещё поговорим после!» Если речь будет идти о педагогике, вы можете говорить об этом ещё тысячи лет и не скажете всего. Вам нужны дети разных возрастов, с которыми вы сможете работать и из этой работы сделаете свои выводы. Если вы придёте через сто лет, какую педагогику вы создадите для детей! 

 

Так говорю: первое и основное правило для учителей - установить связь между учителями и учениками. Каковы отношения между самими учениками? Если в одном отделении есть 30 детей, любят ли они друг друга? Если эти дети распределяются в группки по двое, только в этих детях можно вычислить, какова любовь одного ребёнка к другому. Следовательно, если вы хотите оказать на детей некоторое влияние или если хотите привлечь детей к себе, вы должны любить этих детей или тех людей, которых они любят. Ты не можешь любить одного ребёнка, если не любишь его мать, его отца, его братьев и сестёр и других людей, которых он любит. Если ты их любишь, то у него возникнет доверие к тебе. Если ты отнесёшься к ним с пренебрежением, этот ребёнок не сможет полюбить тебя. Задача учителя очень трудна. Он должен работать не только с ребёнком, но и с его отцом, и с его матерью, и с сёстрами, и братьями его, с его друзьями - со всем обществом этого ребёнка. Учитель должен понимать его внутреннюю психологию. 

 

Сейчас и вы дети, и вы воспитываетесь. Иногда смотрю, кто кого любит. Каждый из вас хочет, чтобы кто-то его любил. Когда встречаются двое, любящих друг друга, им есть о чём говорить. Если они не любят, будь они хоть учёные, им будет не о чем говорить, в их работе не будет воодушевления. Помните следующее: все должны изучать закон трансформации энергий. Иногда, когда вы слушаете, как кто-нибудь говорит долгое время, ваш мозг утомляется. Причина этого в том, что чувства ваши взяли верх. Когда ослабевают чувства, ум становится очень острым, а человеку не терпится решить все вопросы сразу. Это другая крайность. В этом смысле человек должен удерживать свой ум, воздерживаться в своих проявлениях, потому что, сколько бы он ни спешил, решить все вопросы сразу он всё равно не сможет. 

 

Если я скажу что-то, мир не исправится от этого моего слова, поскольку он движется по своему определённому пути. То, что происходит снаружи,- это одно, а то, что происходит в космическом, Божественном мире, - это нечто иное, там вещи движутся по своему строго определённому пути, они происходят чрезвычайно разумно. Если мы осознаем этот факт, мы дойдём до того истинного внутреннего воспитания, в ином случае, воспитание будет просто дрессировкой. Воспитание подразумевает сознание. И когда мы говорим о воспитании без сознания, это дрессировка. Ты можешь выдрессировать обезьяну, но если ты её выпустишь в лес, обезьяна тут же станет обезьяной. В Америке есть люди, которые воспитывают блох: организуют из них взводы, полки, заставляют их маршировать, заставляют их впутываться в войны, но едва их отпускают на свободу, они теряют всё, что приобрели. Пока они находятся под колпаком, это одна вещь, а как только их отпускают на свободу - это совсем другое. Такое воспитание механическое. При сознательном воспитании обретённые результаты не теряются, при механическом - теряется всё. При механическом воспитании всё кратковременно, а при духовном, в котором принимает участие сознание, процессы продолжаются и за смертью, или, говоря другими словами, они продолжаются и существуют и сквозь изменения. Поэтому педагогика, воспитание как наука нужны не только учителям, но и вообще всем людям. 

 

Я беру слово «воспитание» в самом широком смысле. Все мы воспитываемся. Я вижу, что тому материалу, который вам дан в школе, вы не научены. Для того, чтобы ему научиться, требуется время, он должен быть проверен на опыте. Если он не проверяется, как можно довериться? Если хотите доверять, нужна проверка. Что вы приобрели, благодаря этим малым опытам, что сделали? На данный момент вы приобрели мало, но в будущем приобретёте больше. Нужна хорошая внутренняя проверка. 

 

И первая важная вещь в воспитании - учитель должен любить своих учеников! Хотя бы одного должен любить. Полюбив одного, он сможет полюбить и остальных. Если ты сможешь зажечь хоть одно полено своей спичкой, все остальные дрова загорятся. Но если не сможешь разжечь ни одну дровину, то и другие не сможешь разжечь. Полюбишь одного - всех сможешь полюбить, не полюбишь одного - и остальных не полюбишь. Человек говорит: «У меня нет друзей». Если у тебя есть хотя бы один друг, у тебя может быть много друзей; но, если у тебя нет даже одного друга, ты будешь несчастным человеком. 

 

Единый Абсолютный Господь должен проявиться в одном. И каждый должен проявиться в ком-то, каждый должен любить. То, что ты любишь, реально. Тот предмет, который может тебя стимулировать, должен быть в состоянии пробудить всю твою любовь. Дитя, которое может пробудить в матери любовь, стоит выше своей матери. И мать, которая может пробудить любовь в своём ребёнке, находится выше него. Учитель, способный пробудить любовь в своих детях, стоит выше них. И дети, способные пробудить любовь в своём учителе, находятся выше него. Я не говорю здесь об унижении, это факты. Когда какой-либо человек может пробудить в нас любовь, это, в соответствии с законами природы, показывает, что он находится на более высокой ступени развития, чем мы, и тогда мы радуемся, что нам даются условия создать в себе нечто прекрасное. Вы скажете: «Ничего не хочу знать о его любви». Ты произносишь себе смертный приговор. Человек, который говорит, что он не может любить, произносит себе смертный приговор и его ожидает смерть. И человек, который любит, тоже произносит свой приговор, но на жизнь. Его ожидает жизнь. 

 

Следовательно, вы можете произнести в своём сознании в каждый момент приговор на смерть или на жизнь. Это факты, которые каждый день потрясают сознание каждого. Сколько ночей вы не спали! Зовёте одного врача, зовёте другого врача, делают вам инъекцию, вторую, третью, но изнутри ничто не лечится. Зовут меня в одно место, чтобы я вылечил некую женщину лет 35-ти, она была неврастеничкой. Эта женщина страдала от того, что никого не любит. Говорю ей: слушай, полюби кого-нибудь, и я тебе помогу.  Плохо ли это? Я поступаю педагогически. Я говорю ей: я могу тебя сразу вылечить, но при одном условии - поскольку до сих пор ты никого не любила, то, если не найдёшь никого, кого сможешь полюбить, ты осуждена на смерть и через три месяца твоя жизнь закончится. Если за три месяца ты найдёшь человека, которого полюбишь, я в твоём распоряжении: вылечу тебя и от твоей болезни ничего не останется. Она говорит: «Умоляю вас, помогите мне, я полюблю кого-нибудь». И действительно, она полюбила, дала ход своим чувствам и выздоровела. 

 

Каждый человек должен любить хотя бы одного. Это великий Божественный закон. Мы иной раз считаем, что любовь это не важная вещь. Нет, вы должны любить с большим почтением. В этом состоит жизнь. Когда любишь, не нужно сознавать это. Только тогда создастся связь между Богом и тобой. Так проецируется этот закон. Любовь проявляется в сознании. Ты полюби, но не сознавай этого. Если полюбишь Бога на земле, в ком бы то ни было, в твоём уме проявится мысль, что ты любишь и непроявленного Бога. Только так в тебе сможет жить возвышенный идеал. Тот предмет, который ты любишь, приведёт тебя в соприкосновение с Богом. Ты возблагодари и скажи: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне; благодарю Тебя за эту точку, на которую я могу опираться, чтобы познать Тебя». Это каждый из вас может проверить. Проделывайте опыты! 

 

Те из вас, кто хочет быть учителем себе самому, так же, как и те, кто хочет быть учителем другим, в каком бы то ни было направлении, должны поместить свой метод в этот закон. У вас есть достаточно знаний, достаточно силы, только работайте! Когда вы работаете, вам приходят помогать и от земли, приходят помогать и от неба. И Господь вам поможет, и вы себе поможете. Так вы получите хорошие результаты. Поэтому старайтесь сейчас быть верными себе самим. Каждый пусть работает по своему естеству, в том месте, которого он достиг, не пересиливая себя, не насилуя, не создавая слишком напряжённых условий, чтобы не делать больших шагов - маленькие, но последовательные. 

 

Сейчас я не касаюсь педагогики, как вас самих. То, что я говорю вам, это основные принципы, с которыми вы уже можете проводить расследования. Вы скажете: «Многие вещи остаются тёмными». Я радуюсь тем вещам, которые остаются тёмными, потому что над ними вы и будете работать. Придёт день, когда эти вещи станут для вас ясными и светлыми. Так мы узнаем, что вы работали. 

 

Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...