Перейти к содержанию

1926_05_09 Место добродетели


Elena

Recommended Posts

 

Место добродетели

 

Двадцать шестая лекция 

Молодёжного оккультного класса

пятый год обучения

9 мая 1926 года

в 19 часов

София Изгрев

 

Верен, истинен, чист и благ всегда будь! 

 

Размышление

 

Как вы представите Добро символически? 

Ответ: В виде плода. 

Любовь? 

Ответ: В виде сердца. 

Значит, то сердце на месте, если происходят постоянные втекания и вытекания. 

Чему можно уподобить Истину? 

Ответ: Зажжённой свече или пламени. 

Мудрость? 

Ответ: Хорошо созревшему плоду. 

 

К следующему разу проведите такой опыт: поместите все добродетели - Любовь, Мудрость, Истину, Правду, Добродетель, милосердие, кротость, воздержание, терпение - на соответствующее им место в человеческом теле.

 

Пронаблюдайте, чему вы сможете  уподобить эти добродетели. Рассматривая в природе плоды - яблоко или грушу, например,- вы замечаете, что они различаются по форме, по цвету, по вкусу и т.д. Какие причины создали это различие: внешние или внутренние? Если вы исследуете сок яблони или груши, вы увидите, что в химическом отношении они отличаются друг от друга. Образование соков - это умственный процесс. Значит, яблоня и груша отличаются и в умственном отношении. Вообще где происходит химический процесс, там есть разумная жизнь. Верхняя часть груши обычно заострена, а яблока округла. Есть яблоки, у которых верхняя или нижняя часть тоже порой заострены, но вообще яблоко круглое. Однако о форме яблони или груши невозможно судить по движению их соков - текут они вверх или вниз. 

  

Изучая естественные науки, можно остановиться на следующем вопросе: «Почему листва тополя опадает каждую осень одним и тем же образом?» Кто наблюдает это явление, тот заметил, что листья тополя сначала опадают вверху и в середине, а потом в нижней части. На следующую осень наблюдается обратное: сначала опадают нижние листья, а потом верхние. Иногда опадают средние листья, а потом все остальные. По этому явлению судят о зиме, когда она будет самая холодная: в начале, в середине или в конце. Это показывает, что дерево чувствительно и может предсказать, в какой период зима будет самой холодной: в начале, в середине или в конце. 

 

Ученые наблюдают следующее явление в жизни растений. Если дерево сажают во что-либо сыпучее, расположенное на солнце, через некоторое время корни дерева начинают вылезать. Это связано со спящими бутонами на корнях, которые в одних условиях могут развиться в ветки, а в других в стебель. Этот закон относится и к человеку. Например. Если у человека отнять духовные элементы и заместить их материалистическими, он превратится в корень, то есть станет материалистом. В нём разовьётся симпатическая нервная система, замещая умственную. Это наблюдается в болгарах. Встречаете жителя села, он сухой, слабый, истощённый. Вскоре односельчане избирают его старостой села - кметом. Что дальше происходит с этим человеком? Не пройдёт много времени, год или два максимум, как он наполнится, растолстеет, разовьёт аппетит, и в нём исчезнет всякая сухость. С чем связано это потолстение? С развитием симпатической нервной системы. В симпатической нервной системе скрываются корни жизни. Если дать возможность развиваться корням, человек толстеет. Если отнять богатства человека, он начнёт думать и ослабеет. Слабый, сухой человек всегда больше думает, а полный больше чувствует. Философы, критики чаще слабые, сухие люди. Они много думают. 

 

Однако если человек поставлен в благоприятные условия для развития его ума, его тело будет хорошо развито. В этом отношении светлые идеи играют роль невидимого Солнца. Они оказывают влияние на развитие мозговой системы. Они вносят больше света в ум, а вместе с этим улучшают культуру не только отдельного человека, но и всего народа. Этот народ становится идейным. Когда один народ превращается в безыдейного, это показывает, что ему даются хорошие условия для развития корней его жизни, то есть симпатической нервной системы. Люди в нём становится материалистами, в них развивается соответствующая культура. 

 

Если вы отправитесь в Америку, вы увидите, что у американцев сильно развита мозговая система, из-за чего они люди сухие и слабые. Однако как объяснить тот факт, что именно среди американцев, столь энергичных и здоровых людей, столько неврастеников, сколько их нет ни в каком другом народе? Это явление можно объяснить только как предохранительную меру со стороны Разумной Природы. Поскольку американцы склонны к материализму, их симпатическая нервная система постоянно атакуется, чтобы их мозговая энергия спустилась вниз, в желудок, чтобы так она благоприятствовала развитию материализма. Этим искусственным образом природа тонизирует нервную систему американцев. Американец выпивает одну-две чашки горячего кофе, а после этого сразу съедает большую порцию ледяного мороженого. Так он и разрушает свои зубы, и расстраивает желудочную систему. Это неправильный способ питания, но, чтобы предохранить его от материализма, от чрезмерного развития симпатической нервной системы, природа оставила его временно жить в этом заблуждении. Сегодня американцы усиленно работают именно над этим - как освободиться от неврастении. 

 

Не только американцы страдают, но все современные люди обречены на страдания. Они не подозревают, что страдания - благо для них. Если бы современные люди не страдали, они стали бы крайними материалистами, и в этом смысле между ними и млекопитающими не было бы почти никакой разницы. Что за культуру можно ожидать от человека, у которого амбары заполнены пшеницей, склады полны вина, пищи и прочего? Такой человек не думает ни о чём другом, как только о еде и питье. Какой смысл в такой жизни? Для материалиста лучше такой жизни и нет. С другой стороны, встречаете сухого слабого человека, который целыми днями только и делает, что читает и размышляет. Он ест сухой хлебушек и доволен. Иногда и он мечтает о богатой жизни, но она не только не даётся ему, но и забирает у него то, что он имеет. Если дать ему то, чего он хочет, он превратиться в корень и станет большим материалистом. Разумная Природа говорит ему: «Поскольку богатый забрал все материальные блага и превратился в корень, тебе остаются только духовные и умственные блага. Ты должен превратиться в ветви. Он живёт в корнях, а ты - в ветвях». 

 

Всё это крайности жизни, которыми работает Природа в редких случаях для решения определённых вопросов. Но разумный человек не живёт в крайностях. Он уравновешивает те энергии, которые текут в корнях и в ветвях его организма. Если соки в его организме текут правильно, он развивается нормально. Как только речь идёт о страданиях, человек должен отличать те из них, что ему необходимы, от тех, что не нужны. Есть страдания в жизни, через которые человек с неизбежностью должен пройти. Они предвидены самой Природой. Разумные страдания представляют из себя ту разумную тяжесть в корабле или лодке, когда они плывут по морю или океану. Чтобы лодка или корабль могли плыть по океану, у них на дне непременно должна быть некая тяжесть. Тяжесть уравновешивает движение корабля. Без тяжести корабль не сможет удерживать равновесие. 

 

Следовательно, страдания - не что иное, как тяжесть, то есть балласт, который удерживает в равновесии силы человеческого организма. Если необходима тяжесть, чтобы удерживать корабль в равновесии, это не означает, что его нужно перегружать. Каждый корабль должен нагрузить в себя лишь столько, сколько он сможет выдержать. Нагруженный таким образом, корабль путешествует от пристани к пристани, сгружая одни товары и загружаясь другими. Когда корабль не скользит по поверхности воды, а почти потонул в воде, это показывает, что он сильно нагружен. Если он достигнет порта и разгрузится, он станет легче и сможет плыть по поверхности воды. То же самое можно сказать и о человеке. Есть моменты в жизни, когда человек ощущает себя чрезмерно перегруженным. Он говорит: «Я испытываю большие страдания» что он тогда должен сделать? Прийти в порт и разгрузиться настолько, чтобы ему стало полегче.  Но если он окажется в бурном море, он должен будет нагрузиться, чтобы сохранять равновесие среди житейских бурь. Какие страдания сейчас вы считаете большими? Если у человека нет дома, работы или чего-либо материального, может ли он сказать, что он сильно страдает? Человек богат не только тогда, когда он получает материальный доход, но когда может вдыхать и выдыхать. Какое богатство может быть больше или какую большую прибыль человек может пожелать, чем вдыхать и выдыхать? Кто может дышать правильно, правильно думать и правильно есть, тот приобрёл в жизни большое благо. У него есть возможность стать человеком. А если человек не дышит правильно, не ест правильно и не думает правильно, у него нет возможности стать человеком. Если молодое поколение будет работать в этом направлении: правильно дышать, правильно думать и правильно есть, это создаст для него в будущем определённый плюс. А если оно так не работает, то в будущем это принесёт череду минусов. Минусы пишутся чёрточками, в болгарском языке они называются тире. Эти тире не что иное, как минусы в их жизни. Минусы в жизни человека говорят о неразумно прожитой жизни. 

 

Некоторые писатели и учёныепользуются многоточием. Многоточие означает недовысказанные мысли. Кто-то начинает так писать: «Я... могу...» - что этот человек может? Если он умён, он от всего учится. Кто не умён, через многоточие высказывает сомнение. В сущности, что означают недовысказанные вещи? Что означает многоточие? Кто пользуется многоточием, тот человек со многими центрами. Чего можно ожидать от человека, у которого множество центров? Жизнь нынешних людей - цепь непрерывных испытаний. Все люди сейчас сдают экзамен на зрелость. Некоторые говорят: «Как мы это переживём?» Незачем думать об этом переживании. Вы сдаёте экзамен на зрелость. Или вы сдадите его, или вас провалят. Если вас провалят, вы умрёте, а это покажет, что у вас есть душа. Если выдержите, оживёте, а это покажет, что у вас есть Дух. Другими словами: смерть наступает как результат ненормальных чувств человека. Когда чувства человека берут верх над мыслями, он преждевременно умирает. Если человек думает только о еде и питье, когда он переедает, он умирает преждевременно. Если человек живет разумно, он может достичь возраста и в 100, и в 120 лет. 

 

Искусство для человека - справляться с внешними противоречиями, внешними мучениями и испытаниями. Встречаете вы, к примеру, человека весёлого, радостного. Если вы ему скажете вдруг, что он профан, что он большой невежда, он сразу изменится. Эти слова станут для него препятствием. Что означает слово профан? Англичане употребляют слово «профейн» в значении «светский человек, на которого нельзя рассчитывать». А слово «невежда» означает человека незнающего. Человек должен дойти до такого состояния, чтобы, сколько бы ему ни говорили обидных слов, он мог их принимать так, будто они к нему не относятся. Приходите к человеку и говорите ему, что он заражён туберкулёзом. Он сразу бледнеет, пугается, начинает плакать. Что страшного в этих словах? Разве вы не знаете, что рано или поздно вы всё равно должны будете умереть? («Ну пусть человек хотя бы поживёт»). Что он создаст, если будет жить на Земле более долгое время? («Всё же кое-что сможет создать»). Вот уже прошло четыре года, как вы изучаете оккультную науку. Что особенного вы создали? Кто-то из вас может сказать: «Вот стану министром в Болгарии, буду знать, что нужно делать». Возможно и так. Каждый может стать министром, но важно, что вы будете делать как министр. Если к такому министру придёт друг, он попросит его прийти в другой раз. Пока у человека нет власти, он много обещает, но едва получает власть, он оказывается под влиянием окружающей среды и поступает другим способом. Человек должен быть доблестным, разумным, понимать, как нужно поступить. Представьте себе одного богатого человека, который каждый день даёт своему слуге по килограмму хлеба и по десять левов, чтобы он отнес их одной бедной вдове. Слуга хлеб относит, а деньги оставляет себе. Хозяин интересуется положением бедной вдовы и часто расспрашивает о ней слугу. Слуга говорит, что бедная вдова в порядке. К концу года положение слуги улучшается, а вдовы ухудшается. Если хозяин проверит, как выполнена работа, возложенная на слугу, что проявится? Что приобрёл слуга тем, что удерживал для себя деньги? Не только ничего не приобрёл, но очень многое потерял. 

   

Важно завершение вещей, а не их начало. При создании человека есть такой момент, когда он полностью оформляется. Этот момент самый важный. Это момент, когда завершается дыхательная система. В этот момент ангел спускается с Неба, чиркает спичкой, зажигает огонь - и проявляется жизнь человека. В этот момент ребёнок выходит из утробы матери и начинает плакать. Плач соединяется с первым вдохом. Ребёнок начинает вдыхать и выдыхать. Пока ребёнок в утробе матери, он мучается. Как только выбирается из утробы, начинает плакать. Плач показывает, что свеча зажжена. Следовательно, знайте, что осуществление данной добродетели связано с большими мучениями. Любая добродетель представляет собой один организм, который постепенно растёт и развивается, пока не проявится дыхательная система. Как только проявляется дыхательная система, человек рождает идею, которая начинает светиться. Её свет показывает, что он уже зажжён, он родился. Чтобы родить добродетель, то есть чтобы проявить её, нужно понять, что связь между человеческой душой и Богом правильна. Точно так же и связь между человеческими мыслями, чувствами и действиями правильна. И тогда, встречаясь с препятствиями в своей жизни, человек сможет знать, что причина этого находится не в его судьбе, а в его неразумности. Судьба, как и Разумная Природа, всегда хорошо расположена ко всем живым существам по лицу Земли. 

 

Современные люди любят помогать, но не всегда знают как. Дают деньги бедной женщине, у которой развито чувство собственного достоинства, а она обижается. Как ей помочь, чтобы не обидеть её? Очевидно, что каждый человек несёт свои характерные черты, которые нужно узнать, чтобы суметь обращаться с ним. Нужно ему так помочь, чтобы не задеть его достоинство. По-моему, правильный способ оказывать денежную помощь следующий: когда ты помогаешь, у тебя должна быть касса, наполненная золотом. Если хочешь кому-то помочь, посылаешь ему по почте ключи от кассы с запиской: взять ключ, отворить кассу, которая находится на такой-то улице в таком-то доме, взять столько денег, сколько нужно, и отослать ключ на определённый номер. Когда человек справится со своими трудностями и ему станет полегче, он должен будет вернуть деньги назад. Таким образом этой кассой смогут пользоваться многие люди, не раня своё самолюбие. Если же они будут только брать, не возвращая, касса в скором времени опустошится. Многие считают, что блага общие для всех, но сами тем временем надеются получить эти блага от других, ничего не давая взамен. Это положение неестественно. Правильное, нормальное положение, когда все дают и все берут. Это правильный обмен между людьми. Кто хочет только брать, не давая, тот сам причинит себе зло. Он спроецирует эту мысль в пространство, и многие люди заразятся ею. Но если он даёт и сознаёт, что должен давать, он проецирует эту положительную мысль в пространство и помогает развитию щедрости между людьми. Если люди берут из кассы деньги, а ничего не дают взамен, в скором времени касса опустеет. Это материалистическая сторона вопроса взаимопомощи между людьми. В нынешних условиях отношения между людьми выработали достаточно много способов взаимопонимания и взаимопомощи. При этом каждый должен помогать тем умением, которое он выработал в себе, тем, что соответствует его характеру. 

 

Методы, которыми пользуется мир, достаточно хороши. Существует много примеров из жизни, которые определяют характер человека. Один бедный просит помощи у двух человек, один из которых человек религиозный, верующий, а другой не верит в Бога. Оба богаты. Первый не помогает просящему, а второй помогает. Бедный обращается к последнему и спрашивает: «Господин, когда нужно вернуть деньги?» «Когда сможешь». Что это показывает? Это показывает, что верованиями не определяется характер человека. Есть люди светские, неверящие, и они щедрее, благороднее людей верующих. Значит, в человеке живёт два бога: внешний и внутренний. Внутренний Бог создаёт между людьми естественные отношения. Основание естественных отношений между людьми - Любовь и Истина. Приходит к вам кто-то о чём-то просить, ни он вас мысленно не обманывает, ни вы его. Но есть и искусственные отношения между людьми, их нужно избегать. Приходит человек к другому и уверен, что несёт этому другому добро. Если он верит, что в человеке живёт Бог, этот человек и отнесётся к нему так, как поступает Бог. 

 

Итак, смысл жизни состоит в помощи человеком человеку, во взаимной помощи. Закон взаимопомощи не может работать среди людей, пока они не проникнутся сильным стремлением помогать друг другу. В клетках организма есть некое сплочение с целью взаимной помощи. В этой взаимной помощи заключено благо всего организма. Когда клетки индивидуализируются и каждая из них начинает думать о себе и жить для себя, для всего организма наступает смерть. Если организм умирает, клетки рассредоточиваются в пространстве. Однако через какое-то время они начинают тосковать друг о друге, собираются заново вместе и живут теперь уже в дружелюбии. Закон взаимопомощи должен существовать во всех сообществах. Сообщества должны составлять общий пшеничный колос, в них должно быть сильно развито желание взаимно помогать друг другу в мыслях, в чувствах и материально. 

 

Сейчас, когда я говорю о добре, давайте запишем это слово на нескольких языках: добро (на болгарском), good (на английском), gut (на немецком), bien (на французском), buono (на итальянском). В чём разница в добре у разных народов? Когда болгарин пишет слово «добро», он хочет сказать, что любая вещь в жизни должна иметь корни - д, но должны быть и ветки - б. Когда плод созреет, его можно взять рукой - р, и съесть. Буква «р» сильная. Она показывает, что болгарин хочет обрести Добро через насилие. Эта буква препятствует болгарину в Добре. В слове «радость» буква «а» смягчает силу буквы «р». В слове good видится разумность, интеллигентность англичанина. Он говорит: «Любой рост должен начинаться от корней. Когда плод созреет, у меня будет забота поместить его в амбар». Болгарин говорит, что растение должно начинаться с ветвей. В этом психическое различие между болгарином и англичанином. Болгарин верит в счастье, а англичанин - в работу. Он говорит: «Человек должен работать. Время - деньги. Работая, человек может приобретать». 

 

Вернёмся к вопросу о страданиях. Невзгоды, страдания представляют из себя маленький балласт самой жизни, который вносит в человека стимул. Для облегчения жизни человеческий Дух нуждается во внешних препятствиях. Через внешние препятствия и потрясения люди даже могут лечиться. Например, болгары лечат лихорадку испугом. Идёт человек, которого лихорадит по дороге, дрожит от холода, трясётся. В это время открывается окошко и оттуда на него выливают котёл холодной воды. Больной испытывает потрясение и сразу выздоравливает - лихорадка оставляет его. Люди восприняли этот метод от природы. Чтобы, к примеру, освободить человека от какого-то зла, природа посылает ему другое зло, большее, чем первое. Когда человек оказывается в этом положении, он сразу примиряется со своей жизнью. И тогда говорит: «Ну иди, зло, без тебя ещё злее». Вопрос не в том, чтобы человек лечился таким способом или так справлялся со своими сложностями. У человека должна быть основная идея в жизни, которую ничто не может поколебать. Она должна быть скалой его жизни. 

 

Сейчас всем вам рекомендую следующее: каждый из вас пусть выберет какое-либо искусство или занятие, которое доведёт до совершенства. Во всех случаях жизни вы должны на это искусство рассчитывать. Начните изучать различные ремёсла: обувное, швейное, изготовителя корзин, садовое и прочие. Другие пусть изучают лечебные свойства трав. Так же изучайте приметы изменения погоды: будет тепло или холодно, пойдёт дождь или нет.  Изучив этот раздел метеорологии, идите по сёлам и объясняйте крестьянам, какой будет зима, холодной или нет, какое сено пригодно для овец и так далее - этим вы облегчите их жизнь. У вас должно быть такое занятие, такое искусство, которое пробьёт путь повсюду. 

 

Упражнения, которые я дал вам на прошлой неделе с цветами света, продолжайте делать ещё неделю. Каждый день изучайте по одному цвету из спектра. Следите, какие цвета в какие часы дня преобладают. Эта работа для вас. Красный цвет, например, действует на ауру человек, делая его активным. Оранжевый цвет влияет на личную жизнь человека и делает его большим индивидуалистом. Желтый цвет даёт простор и успокоение уму. Чем больше вы входите в темные цвета, например, в тёмно-синий, тем большую тоску и скорбь вы ощущает в своей душе. А светлые цвета: светло-желтый, светло-синий - действуют на нервную систему человека успокоительно. Синий цвет - это среда духовной жизни человека. Зелёный цвет регулирует электрические и магнетические течения в организме человека. Он связан с растениями. Кто хочет расти и быть здоровым, тот должен связаться с зелёным цветом. Фиолетовый цвет имеет отношение к воле человека. Когда изучаете цвета, делайте это в таком порядке: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтый, четверг - зелёный, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье - фиолетовый. 

 

Верен, истинен, чист и благ всегда будь! 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...