Перейти к содержанию

1925_07_26 Свободные движения


Elena

Recommended Posts

 

Свободные движения 

Тридцать первая (последняя) лекция 

четвёртого года обучения 

31 лекция 4-мок

26 июля 1925 года

г. София

 

Доброта, Истина, Красота - это Любовь.

Прочли резюме работ на тему: «Происхождение пессимизма».

Прочли работы на тему: «Почему молодые отчаиваются?»

Какие энергии называют свободными? Есть ли в природе свободные энергии? 

Ответ: По современным представлениям естествознания свободных энергий не существует. 

Что в таком случае представляет из себя свободная воля? Что подразумевается, когда человек говорит, что у него свободная воля? 

Ответ: Человек свободен только в своём выборе.

Откуда произошёл корень слова «воля»? 

От латинского «воло», что означает «я хочу».

Воля подразумевает желание. 

В болгарском языке слово «вир», «извирам» (в переводе на русский «ток», «бить», «истекать, пульсируя, воде источника») имеет тот же корень. Корень слова «воля» означает импульс к сознательной жизни, то есть свободный импульс жизни. Только в разумной жизни есть свободный импульс. В этой жизни человек может проявляться свободно, то есть всеми правильными способами разумного действия. Свобода не предполагает отрицательных, произвольных действий. Это не свобода, это ограничение. 

Вы, молодые, как понимаете свободную волю? С вашей точки зрения, откуда начинает проявляться свободная воля? Какой свободы ищет молодой человек? Представьте себя ребёнком, который хочет быть свободным. Чего хочет этот ребёнок от своего отца и от своей матери? Или представьте себя учениками гимназии. Чего бы вы хотели от учителя, чтобы быть свободными? Вы захотите побольше свободного времени, поменьше упражнений, заданий, немного занятий и этой свободе будете радоваться. Если учителя построят программу в соответствии со свободой, которой желают ученики, всё равно будет что-то в программе, чем те останутся недовольны. Если дать ученикам самим выбирать программу, она будет относительно хорошей, но не в идеальном смысле слова. Многие ученики говорят: «Поскольку программа создана старыми людьми, людьми в возрасте, поэтому в ней множество недостатков». Если же программу будут делать молодые люди, в ней тоже будут недостатки, но в другом отношении. Взрослые стоят на одной позиции, молодые на другой, ровно противоположной. Взрослые забывают свою молодость и опираются в основном на опыт. Они говорят: «У нас есть жизненный опыт, мы много пережили и испытали». Если человеку сто двадцать лет, он считает себя очень умным. Но возраст вовсе не показывает ум человека. Он может быть и старым и притом чрезвычайным глупцом. И молодой человек делает глупости, но когда их совершает старый, то эти глупости чрезвычайны. Какую глупость, к примеру, может сделать старик? 

Ответ: Влюбиться, например. Его волосы совсем поседели, а он влюблён. 

Разве в белых волосах нет любви? Верна ваша идея, что смешно видеть старого человека влюблённым, но в чём именно эта ситуация смешна? Старый человек с побелевшими волосами представляет из себя зиму, а зимой человек не может ходить в лёгкой одежде. Зима не может дать человеку те блага, которые даёт лето. Смешно представить, что блага лета могут проявиться зимой. Что хочет сказать человек, когда рассматривает идею, что старый не бывает влюблённым? Это предполагает, что старый не должен ничего хотеть от того, кого любит. Его любовь должна быть совершенно бескорыстна. Смешное положение заключается в том, что старый человек, влюбляясь, вопреки всему своему опыту, всё ещё ищет корысть, хочет платы за свою любовь. Что будет самым мудрым, что может сделать старый? 

Ответ: Настроиться и помогать молодым в добре. 

Как определить несколькими словами самые существенные различия между старым и молодым? 

Ответ: У старого человека есть житейский опыт и мудрость. У молодого человека нет житейского опыта, но он сильный, у него много энергии. 

Старый человек очень чувствителен. Когда он говорит, голос его трепещет. Он особенно чувствителен ко всем услугам, которые ему оказывают и очень благодарен за них и за любое внимание, направленное на него. Если какой-либо ребёнок в чём-то поможет ему, он изливает душу в благодарности. Именно эти черты - благодарность и признательность делают старого человека любимым всеми. Он похож на ребёнка. Характерная черта молодого человека, ребёнка - его услужливость. Если два ребёнка играют и возникает необходимость помочь младшему, сразу старшие приходят на помощь. Если старшему три года, а младшему годик, старший берёт малыша на руки и таскает его. Если придёт ребёнок постарше обоих, он станет меньшим помогать. Когда ребёнок помогает маленьким, он не спрашивает, нужна ли помощь тем, кто младше, кто слабее. Он сразу принимается за заботу. Вот почему старый человек, нуждающийся в помощи, всегда обращается к детям. Он знает, что они готовы помочь и делают это с любовью и желанием. Каждому человеку необходимо пронести эту черту через всю свою жизнь. 

 

Быть услужливым - это великий импульс в человеке. Помощь проявляет в человеке Божественное. Пока в человеке работает импульс помощи, услужливости, в нём проявляется Божественное начало. И когда человек признателен и за самое маленькое проявление помощи - это тоже Божественное в нём. Быть услужливым - это значит ощущать связь с началом жизни, а быть признательным за ту помощь, которую тебе оказывают - это быть в связи с концом жизни. Когда в человеке соединяются эти две связи, он постигает самое важное в своей жизни - служение Богу. Вот почему человек должен быть готов и услужить, и быть признательным за услуги, которые ему оказывают. Любой человек, молодой или старый, должен обладать этими качествами. 

 

К следующему разу пишите на тему № 25: «Роль водорода, кислорода, углерода и азота в Природе». Есть четыре способа разработки этой темы, но вы пишите, как знаете. Какое свойство водорода самое важное? Он горит, но не поддерживает горение. При горении образуется вода. Значит, он носитель влаги, содержит в себе магнетизм. Водород - самый легкий из всех газов. 

Какое свойство кислорода самое главное? Он поддерживает горение, но сам не горит. Кислород - носитель жизни, тепла. 

Какое самое важное свойство азота? Он ни горит, ни поддерживает горение. Таким образом, своим присутствием в воздухе он укрощает буйное проявление кислорода. Азот благотворно действует на нервную систему. 

Углерод - самый важный элемент, принимающий участие в строительстве организма. Он твёрдое вещество. В таком случае, в алхимическом смысле, водород связан с водой; кислород - с огнём, со светом; азот - с воздухом, а углерод- с почвой. 

Вы, молодые, должны создать в себе алхимическую лабораторию, чтобы трансформировать в ней свои излишние энергии. Иногда в молодых содержится избыток одного из этих элементов, а иногда нехватка одного из них. Например, когда неправильно работает кровообращение, в крови откладывается двуокись углерода и делает кровь нечистой. Когда электрическая или магнетическая энергии не протекают правильно, тогда в нервной системе много отложений азота и излишек его засоряет организм. От этого засорения человек начинает задыхаться, возникает затруднение функции дыхательной системы, и человек часто засыпает. 

 

Когда речь идёт о свободных движениях, подразумеваются механические процессы. Они совершаются под давлением внешней воли. Первоначально свободные движения механические, неорганизованные, но с течением времени они могут оформиться, выстроиться, превратиться в разумные движения. То же самое происходит и в организме человека, поэтому нужно знать законы трансформации энергий. При изучении оккультной химии нужно изучить метод примирения сил. Если происходит засорение определённых каналов, то нужно найти способ их освободить. 

 

Для пояснения этой идеи воспользуюсь таким примером. У вас есть мать и отец, которых вы очень любите. При этом вы богаты и желаете отправиться в другую страну учиться. Но родители вас очень любят и разлучаться с вами не хотят. Вы начинаете бороться: с одной стороны, тревога родителей, с другой стороны, ваше сильное желание учиться, от которого вы не хотите отказываться. В какой-то момент вы даже хотите сбежать, но, поскольку вы человек моральный, это решение вы останавливаете. Первое решение образует движение а. Потом вы останавливаетесь, это движение в. Происходит остановка первого движения, процесс прекращается. Всё это показывает, что осуществление желания зависит от некоторых других факторов, d и е: отец d, мать е. Первая половина осуществления ваших желаний зависит только от вас. Это значит, что человеку необходимо изучать законы, которые уравновешивают или определяют его отношения с матерью и отцом. Он должен прийти с ними в согласие, чтобы появилась возможность осуществить свои идеи. 

 

Чтобы можно было приложить этот закон, необходимо знать, что человек не один в мире, не сам по себе. Какая бы мысль ни пришла ему в голову, он должен помнить, что он находится в связи с Живой Природой. Когда, например, некий человек хочет завершить свою работу, он должен иметь в виду, что он не единственный фактор, для того чтобы работа была закончена. Сам он может выполнить только один полукруг - полукруг а: проявить один жест, но всю работу закончить не может. Сам человек не может описать целый круг. Значит, в первый момент проявляется он, после этого он останавливается - приходит рассудок, который заставляет его колебаться, принять это решение или нет. Затем вмешиваются два других фактора - мать и отец, они выражают разумность. Если проявятся и они, образуется вторая половина круга, то есть образуется полукруг с. Как видите, описывание окружности выражает проекции, которые должны изучаться и вычисляться. В левом полукруге рождается деятельность, замысел, а в правом полукруге вещи реализуются. Если смотреть поверхностно, то кажется, что правое полушарие - это запас энергии, которая постепенно нейтрализуется. Но, в сущности, в правом полушарии вещи решаются разумно, а из левого полушария вовне отправляется энергия для осуществления разумных решений. Первое данное движение, первый импульс проявляется наружу от человека и вскоре прекращается, после этого человек занимается улаживанием своих отношений с жизнью, с Разумной Природой, а потом начинает размышлять, пока наконец осуществит свои желания, когда пойдёт по пути своих идеалов. 

 

В природе существует два разумных пути, на которых человек может осуществить свои идеалы: один путь прямолинейный, а второй - криволинейный. При прямолинейном пути время сокращается, а энергия тратится. При криволинейном пути время расходуется, а энергия сберегается. Сильный человек выбирает прямой путь, на котором сберегается время, а тратится энергия. Слабый человек выбирает криволинейный путь, на котором расходуется время, а энергия сберегается. Молодые люди обычно спешат. Говорю: кто силён, пусть спешит, кто слаб, пусть движется плавно, бережёт энергию. Один говорит: «Очень спешу, я напряжён, хочу поскорее закончить свою работу». Ты избрал правильный путь, но слишком напряжён, значит, слаб. Сильный человек не знает, что такое напряжение. Он тихо делает свою работу, спокойно, с большим удовольствием. Сильный человек ощущает удовольствие, когда взваливает мешок весом в сто килограммов на спину. Но если слабый попытается поднять такой мешок, он сразу почувствует напряжение. Поэтому, когда вы берётесь за работу, в которой стесняется ваш дух, это показывает не то, что вы не завершите этой работы, но что метод, избранный вами для её исполнения, неверен. Вы избрали прямолинейный метод, а нужно было криволинейный. Тем самым Природа хочет сказать вам: «Слабый не должен идти прямолинейным путём, а должен изгибать свой путь». Значит, слабый человек должен беречь свою энергию, а сильный человек должен беречь своё время. Обе вещи одинаково важны: и энергия, и время. 

 

Вопрос: Если человек не испытал себя, может ли он заранее узнать, силён он или слаб? 

Может. В самом человека есть внутреннее чувство, благодаря которому, он в каждом конкретном случае может понять, какой метод необходимо употребить. Когда речь идёт об осуществлении желаний, необходимо понять, какие из желаний нужно осуществлять, а какие не нужно. Есть желания, которые человек непременно должен осуществить - это первичные желания его души, вложенные в его жизнь изначально. После них идут второстепенные, третьестепенные и вообще незначительные желания, которые должны ожидать своей очереди на исполнение самыми последними. Если человек прежде всего осуществит свои первичные желания, и жизнь его будет двигаться своим естественным путём. Такой человек свободен, не раздражается, он в ясном состоянии духа и силы в его организме в равновесии. Иногда человек недоволен, когда не может достичь некоего своего желания. Нет, прежде всего он должен понять, точно ли необходимо осуществлять эту его мысль, это чувство или совершать этот поступок. Если он определится в этом, дальше ему предстоит понять, каким путём необходимо осуществлять эти желания: прямолинейным - путём сильного человека, или криволинейным - путём слабого человека. 

Если вы будете поступать так, вещи всегда будут происходить правильно и у вас будет много помощников в жизни. Разумная Природа пришлёт вам в помощь из Невидимого мира друзей, которые вас любят. Эти помощники называются ангелами, служебными духами, которые приходят на помощь, в услужение каждому человеку, который поступает разумно. Кто осуществляет свои первичные желания, всегда получает помощь. Если вы видите, что человек смог осуществить свои желания, это значит, что он занимался осуществлением своих первичных желаний, поэтому ему и помогает Невидимый мир. Человек должен быть добрым и умным, чтобы ему помогали его друзья. Закон таков: высокий Невидимый мир помогает только добрым и умным людям в мире. Почему им нужно помогать? Потому что и они скоро станут работниками, которые помогают тем, кто меньше их. Каждый хочет, чтобы у него были помощники, но и он со своей стороны должен помогать тем, кто слабее. Кто хочет, чтобы ему помогали, и сам должен помогать! 

 

Когда мы говорим о свободных движениях, о свободных действиях, то имеем в виду свободу в самом её возникновении и завершении. Например, человек хочет высказать одну идею. Прежде всего ему нужно решить глубоко в себе, может он высказать эту идею или не может. Решив однажды, что требуется её высказать, пусть не останавливается, не запруживает её, пусть высказывает её свободно, естественно, так, как она живёт в нём. Кто-то возразит: «Откуда мы можем знать, как следует её высказывать?» Оставим этот вопрос в стороне. Когда идея живёт глубоко в душе человека, он найдёт способ её высказать - притом самым естественным, самым правильным способом. Два метода существуют для высказывания вещей: прямолинейный и криволинейный. Наблюдая проявления детей, видно, какие свободные в них движения. Кто не понимает закона свободных движений, раздражается, наблюдая за проявлениями детей. Тем же способом и мухи проявляются свободно и независимо. Только вы займётесь каким-нибудь серьёзным вопросом, начнёте что-то читать, как какая-то муха сядет на ваше лицо. Вы раздражаетесь, сердитесь на неё, но тем самым она хочет вам сказать, что любит вас. Это такая любовь, нет ничего плохого в мухе. 

Вот так же пусть и ученики Оккультной школы проявляются естественно в своих поступках и отношениях между собой, естественно ведут себя друг с другом. Нужно избегать всего искусственного! На всех языках есть книги о хорошем обхождении, о добрых отношениях и добром поведении людей по отношению друг к другу: как человек должен говорить, как держаться, какое поведение нужно соблюдать между близкими и внешними людьми и прочее. Необходимо соблюдать ряд правил приличия и этикет между людьми. Понаблюдайте дипломатов: как они входят в какое-либо помещение, начинают раскланиваться направо-налево, вежливо пожимать руки, разговаривать со всеми. Когда вы наблюдаете за всем этим, вам кажется, что  этот человек абсолютно уважает всех людей. Он утончён, деликатен, внимателен к другим людям, но всё это внешнее, не внутреннее. Естественный же человек внешне не так утончён, не так деликатен, но зато внутренне мягок, учтив, благ. Иногда естественный человек внешне выглядит даже грубо, но это лишь видимость. 

 

В естественном человеке нет ничего насильственного. Он ведёт себя естественно, обходительно, и это соответствует его природе. Каждый должен стремиться к этому естественному обхождению, быть самобытным, не подражать другим. Например, один человек поклонился, но так естественно, что никто не может его сымитировать. Самобытный поступок нельзя ни повторить, ни сымитировать, потому что получится искусственно. Любой искусственный поступок и любое искусственное отношение отталкивается. Когда один человек рождён музыкантом, музыка его самобытна. Тот же, кто изучал музыку, не сможет подражать музыке первого. Первый музыкант, рождённый с музыкой в своей душе, несёт это качество в своём естестве. Если же человек приобретает музыкальность своей души через упражнения, через игру на каком-либо инструменте, он должен долго работать, упражняться, пока это качество станет плотью и кровью его природы, так что он может уже естественно пользоваться им и применять в своей жизни. Вот почему прежде всего человеку необходимо начать с самобытных качеств, врождённых для него, работать со своими маленькими талантами и так разрабатывать свои большие данные, для которых требуется усиленная работа, труд и постоянство. 

 

Итак, чтобы изучить и применить в своей жизни ту философию, которую я вам преподаю, необходимо быть свободными людьми и открытыми душами. Может ли человек, руки которого связаны, учиться, быть свободным? Не может. Чтобы человек  был в состоянии разрешить трудности своей жизни, он должен быть свободным в моральном отношении. Едва человек пожелает нечто постичь, перед ним сразу возникнет какое-либо мучение, и он говорит: «Эта вещь непостижима для меня». Один учёный спросил  маленького ребёнка: «А ты можешь носить Землю на своей спине?» «Могу». «Как можешь? Ты такой маленький ребёнок!» «Увидишь, что смогу». Он пошёл в город, купил картонный шар, у которого была форма Земли, поместил его на спину и, придя к учёному, спросил: «Что у меня на спине?» «Земля». «Значит, как видите, я могу носить Землю на своей спине». Учёный удивился словам этого разумного ребёнка и ответил ему так: «Если ты можешь носить Землю на своей спине, значит, сможешь решить и другие важные научные вопросы». 

 

Поэтому, когда какой-либо человек уверяет, что нечто для него непостижимо, ему следует поступать, как этому ребёнку, который пронёс на спине картонную Землю, и тогда понять, что непостижимое становится постижимым. Но с таким человеком нужно мастерство, правильный способ вести себя. Одни люди говорят другим людям: «Тот человек учёный, он очень много знает». Я отвечаю: за последние сто лет во Французскую Академию наук поступило девяносто девять теорий создания мира, и все они первоначально были приняты, а потом каждая была в свой черёд отброшена и замещена новой, более верной. Я задам вопрос: если некий человек такой учёный, пусть назовёт все эти теории верными, близкими к Истине. На какое-то время каждая теория становилась мерой вещей, верной, но постепенно, по мере продвижения исследований, в каждой теории появлялись факты, которые уже не могли быть объяснены, и тогда эта теория замещалась более точной, более близкой к Истине. Поэтому, когда о каком-либо человеке говорят, что он учёный, он не в полном смысле слова учёный, в этом смысле каждый человек может быть учёным. 

 

Великие Учителя и адепты знают сущность вещей, но они не сообщают теорий. Если вы спросите одного великого Учителя, что есть на Солнце, он, хотя и знает, что там есть, не станет рассказывать, но ответит вам так: «Я был на Солнце и всё проверил. Если вы мне не верите, я могу вам рассказать, как туда добраться, и вы проверите сами». Воистину для такого путешествия требуется много времени, но если вопрос касается науки, то это ничего не значит. 

 

Отправившись на Солнце, сами проверите, есть ли там жизнь или нет, увидите, какие существа живут там и всякое подобное. Для этого потребуется только время, концентрация мысли, и сильная воля, которая преодолевает трудности и мучения. Многие и не задаются этим вопросом, есть ли живые существа на Солнце, нет ли их там, потому что они не в состоянии использовать энергию этих существ. Когда в них пробудится высшее сознание и они смогут войти в контакт с разумными существами на Солнце, тогда они смогут пользоваться всем хорошим от них, пользоваться их энергией и разумно применять её в своей жизни. Вы скажете: «Ну, для этого время ещё не пришло». Для некоторых пришло, для некоторых не пришло. Те, для кого пришло время, пусть связываются с существами Солнца и пользуются их культурой! 

 

Итак, знайте вот что: скорбь идёт от Земли, а радость - от Солнца. Истина рождается на Небе, а Добро - на Земле. Если вы скорбите, знайте, что над вашей жизнью взяли верх земные энергии. Скорбь и страдания не уничтожают человека, но вносят в него добро, поскольку Природа работает и с земными энергиями. Важно справиться с этими энергиями и использовать их себе на добро. Страданиями и радостью человек изучает законы трансформации энергий. Что вы мне скажите сейчас, если я спрошу каждого из вас, что он хотел бы, чтобы одноклассники сделали для него? 

Ответ: Чтобы любили его, чтобы ему помогали. Чтобы делали ему добро, когда он оказывается в нужде. 

 

Приведу вам пример добра, совершённый очень красивым способом. У одного студента был друг, очень бедный молодой человек. Он пошёл на базар, купил ему обувь и всё искал способ, как же отдать её ему, чтобы его не смутить и не задеть его чувства. Он ходил вокруг его дома, когда того не было в доме, и заметил, что окошко его комнаты открыто. Он наскоро написал изменённым почерком такую записку: «Эта обувь твоя. Если возьмёшь её, ты очень обрадуешь того, кто тебе дарит эту пару». Забросил сумку с обувью в окошко и убежал. 

И правда, делать добро нужно так, чтобы щадить человеческие чувства, то есть ничем не унизить достоинство человека. Хорошо, когда окошко в комнате вашего друга открыто. А что делать, когда оно закрыто? Догадливый человек должен найти способ и в этом случае сделать добро, которое задумал. 

 

Приведу вам ещё один пример доброго дела. Один студент встретил своего друга, очень огорчённого, даже в отчаянии, готового на крайний поступки. Он пришёл домой и написал своему другу прочувствованное, сердечное и подбадривающее письмо, объясняя ему смысл страданий, благо, которое они несут человеку,  и другие подобные вещи. Послал письмо своему другу с добрыми мыслями и пожеланиями. Друг внимательно прочитал письмо, и его состояние сразу же изменилось. Он задумался над письмом и полностью согласился с советами, данными ему другом. Письмо было так умно, так убедительно написано, что всё, что он применил, принесло добрые результаты. Благодаря этим советам, он вышел из того трудного положения, в котором находился, и поблагодарил своего друга. Как видите, и таким может быть подарок от друга. 

Говорю: как ученикам великой Оккультной школы, я всем вам желаю стать авторами такого письма к вашему огорчённому и отчаявшемуся другу, которого вы так настроите, поддержите, выведите из трудного положения, в котором он оказался. 

Доброта, Истина, Красота - это Любовь. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Elena changed the title to 1925_07_26 Свободные движения
×
×
  • Создать...