Ани Опубликовано 18 мая, 2021 Жалоба Share Опубликовано 18 мая, 2021 Напутствия и образы 10 лекция 3-МОК 23 декабря 1923 г. София Напутствия и образы Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. Она постоянно нас веселит. Размышление. Прочитали резюме работ на тему: «Польза богатства и нищеты». Прочитали несколько работ на тему: «Разница между нравственным и духовным человеком». К следующему разу тема №13: «Присхождение нравственности». Как вам кажется, может ли нравственный человек быть духовным? («Может»). Может ли духовный человек быть нравственным? («Может»). Кого вы поместите выше? («Духовного»). Упражнение: правая рука поднимается снизу, движется вперёд и ставится на плечо со слегка сжатыми пальцами. Понемножку рука выпрямляется, ладонь повёрнута вниз. Сильно вытяните руку! Рука немного вниз влево, вверх, вправо. Движение по кругу несколько раз. Правая рука в стороны несколько раз, пока делает круги - вниз, вперёд, вверх и назад - несколько раз. Сядьте на места и начните: правая рука вправо, впереди перед грудью, влево. Потом опять вправо, сгибается в локте в виде круга. Рука проходит перед лицом: влево, вперёд и полукругом снова изгибается вправо. Наконец положите руку на стол и выпрямите тело. Левая рука вперёд, затем влево, вправо. Левая рука вправо, а правая влево, мягко изогнутая. Руки в стороны, потом опять перекрещиваются - правая сверху. Проделайте это несколько раз. Один раз правая сверху, один раз левая. Пальцы обеих рук встречаются и соприкасаются перед лицом горизонтально, ладони повёрнуты вниз. Движение рук вверх, вперёд, вниз - кругообразно, всё перед лицом. Теперь упражняйтесь и в дыхании во время движений. Когда руки проходят перед грудью, а потом вперёд кругом - вдох. Вниз и перед грудью - выдох. Руки раскрываются в стороны, потом опять встречаются перед лицом соприкасающимися пальцами и ладонями вниз. Так двигаются руки вниз-вверх несколько раз. Этим вечером буду говорить об «инструкциях и образах». Предположим, у вас есть единица. Что понимается в математике под словом «единица»? Вы, математики, что понимаете под словом «единица»? Что является основной идеей? («Единица неизмеряемое число»). Что подразумевается под словом «два»? («Два это число ряда или две счётные единицы»). Это значит, что единица - это мера, которой измеряют. Допустим, что метр берётся как единица меры. Делится ли эта единица? («Делится»). На сколько? («На 10 и на 100 равных частей»). Каждая из этих частей делится ещё на 10, значит, метр имеет ещё и 100 см и 1000 мм. В этом месте учёные останавливаются. По этим представлениям единица, которой измеряется данная величина, может ли быть поделена на более мелкие части? («В математике проводится разница между числом и величиной. Величины подлежат измерению, а сами числа, поскольку они являются абстракцией, не подлежат измерению. Само по себе число является идеей и служит мерой для измерения величин. Число не измеряется, а величина измеряется»). Тогда с чисто математической точки зрения, в чём особенность самой малой величины на свете? («Тем, что не может делиться. Математика принимает за самую малую величину ноль, поскольку у него нет никакого измерения или, другими словами, у него нулевое измерение»). Разумеется, если мы занимаемся мёртвыми числами, вопрос решён, но, если у нас есть одно-два-три или больше песчаных или пшеничных зёрен, вопрос стоит иначе. Есть у нас, например, одно пшеничное и одно песчаное зёрнышко. Скажем, что их вес почти одинаков. Можно спросить, чем отличается песчаное зёрнышко от пшеничного? (В пшеничном зерне есть особая сила, которая его увеличивает изнутри наружу. Посеянное пшеничное зерно после того, как прорастёт, завяжется и созреет, увеличится ли в размере, будет ли больше посеянного? При определённых условиях мы можем заставить его стать и больше, и меньше. Если вы возьмёте лучшее пшеничное зёрнышко, посадите его в лучшую почву, оно, вырастая, даст плод и лучше и крупнее посеянного. К следующей жатве оно увеличится ещё больше и так и дальше. И если так и будем продолжать, доведём его аж до размера куриного яйца, через селекцию, разумеется. Только разумный человек может совершить подобное. Человек может увеличить размер пшеничного зерна, потому что в нём есть живая сила, а в песчаном зёрнышке такой силы нет. Теперь допустим, что у вас есть кристалл соли размером с пшеничное зерно. Этот кристалл отличается тем, что, растворённый в воде, он после того, как соль выпарится, опять кристаллизуется точно так же, как и прежде. Вопрос тогда такой, можно ли из растворённого в воде кристалла соли получить два кристалла? Мы не будем выносить решение, можно или нельзя, но оставим этот вопрос для изучения. В пшеничном зерне происходит размножение. Некоторые оккультисты считают, что и кристаллы могут размножаться. Они считают, что золото образуется в природе не так, как утверждают современные учёные. Они утверждают, что золото растёт в земле, развивается и размножается так же, как яблочное семечко, поэтому и зёрна благородных металлов они называют «плодами». Но это их особая терминология. Итак, чтобы вы могли работать с определёнными идеями, вы в своём сознании должны иметь ясное представление о них. Знаете, в чём заключается ясное представление? Вы можете иметь ясное представление о пшеничном зерне, только когда имели с ним дело, когда оно выросло под прямой вашей заботой, когда вы сами собрали его плод и сами испробовали его и однажды, и дважды, и более раз. Ещё более ясное представление о пшеничном зерне вы будете иметь, если вступите с ним в общение. Возможно ли разговор между человеком и пшеничным зерном? Теоретически это допустимо, но сколько существует сейчас людей на земле, способных разговаривать с пшеничным зерном? Если бы вы вбросили идею, что можете разговаривать с пшеничным зерном, каждый посчитал бы, что в вас есть нечто ненормальное, и все тогда скажут: «Этот человек говорит что-то ненормальное». Войти в контакт с пшеничным зерном - при некоторых условиях невозможно, это верно. Но неужели вы думаете, что вы можете войти в общение с человеком, сердце которого погружено в скорбь? Можете ли вы чем-то заинтересовать его ум? Можете ли вы вообще разговаривать с ним? Предположим, что перед вами находится голодный, сознание которого занято единственной мыслью о еде, и ничто другое больше его не интересует. Сможете ли вы говорить с ним о красивых вещах? Что бы вы ему ни говорили, вы ничем не сможете заинтересовать его, кроме хлеба. Чем можно заинтересовать изнывающего от жажды? Водой. Чем можно заинтересовать ищущего знаний? Наукой. Психологически доказано, что душа в данный момент стремится к тому, что может быть удовлетворено лишь основной идеей. И эта идея сама по себе живая. Отследите это в себе. Все вы проходите через какой-то кризис, вы не в духе, вообразите, к примеру, что кто-то заговорит с вами о пшеничном зерне. Что вы сделаете? Вы скажете: «На что мне нужна сейчас эта единица - пшеничное зерно?» И вы правы, в этот момент вас интересуют другие дела, другие единицы. Кого-то, например, могут интересовать пшеничные зёрна, кого-то алмазные зёрна, третьего ещё какая-то идея, но у каждого человека есть своя основная идея, интересующая его живее остальных. Она объект его ума. Отсюда вывод - любая идея в мире должна иметь объект. Поясню свою мысль. Возьмём для примера гнев. Любой гнев без объекта вреден для человека. Ваш гнев должен иметь объект, чтобы он мог в этот объект трансформироваться. Если вы гневаетесь, не имея объекта, значит, вы не уверены, что человек, на которого вы гневаетесь, виноват. Тогда и не гневайтесь. Когда я говорю не гневаться, подразумеваю, не гневаться без причины, без объекта. Гневаясь, должны знать, на кого и за что гневаетесь. Все читали комедию Мольера «Скупой». Кто-то его грабит. Он кричит, злится, всех подозревает. Его спрашивают: кто ограбил тебя? «Весь мир меня ограбил!» Все перед ним виноваты. Нет, в данный момент все не могут быть виноваты. Не могут быть виновны ни два, ни три, ни четыре или больше. Если кто-то и причинил тебе вред, этот кто-то один, а не два. Таков закон. Два человека не могут причинить тебе никакого вреда. Вред тебе может причинить только один. С чисто оккультной точки зрения зло в мире может проистекать лишь из одного принципа. Сейчас мы говорим о зле, но необходимо, чтобы вы знали, что такое зло. К примеру, вы много раз говорите о реальности, но не знаете, что такое реальность. Этим утром в беседе я определил, что такое реальность. То, что связывает все свои части в единое целое и даёт им простор для развития, есть реальность. Следовательно, мы являемся единицей или частью, потому что единица может содержать в себе свои части, более мелкие единицы. Метр, например, является одной из основных мер, основной единицей, но он не мера природы. Французы вычислили, что метр составляет одну десятимиллионную часть земного меридиана, но это вычисление неверно. Французским математикам необходимо сделать новые вычисления, потому что Земля каждый год увеличивается. Со времени, когда была принята эта мера, и до наших дней прошло много лет, поэтому французам необходимо реформировать метр, то есть произвести новые вычисления. Это означает, что метр - условная мера на свете, но в природе существуют другие меры, другие основные единицы. На данный момент мы пользуемся этими искусственными единицами. Они не плохи, но с их помощью мы не сможем разрешить великих задач жизни. Это означает, что каждый должен иметь для себя определённые задачи, которые необходимо разрешить, но есть и общие задачи для разрешения. К примеру, вы иной раз недовольны, кислы, не понимаете причины этого недовольства, кто ни подойдёт к вам, вы вскипаете. Это такое психическое состояние. Отчего оно? Вы должны понять сущность вещей. Входит к вам кто-нибудь, спрашивает: «Почему ты не в духе? Что случилось?» Вы отвечаете: «Выйди вон, я не в настроении, разве непонятно!» «Почему?» «Не твоё дело». А потом решаете: причина в нём, он пришёл сегодня ко мне и растревожил меня ещё больше. Однако случается так, что едва выйдет первый, приходит второй, и вы говорите: «Уходи, я не в настроении!» Как он меня расстроил! А за ним приходит третий, четвёртый, пятый и наконец приходит ваш весёлый друг и вручает вам некое письмецо. Вы берёте письмецо и исчезает всякое плохое настроение. Начинаете прыгать, радоваться. Почему? Этот ваш друг коснулся вашего чувствительного места. Оно столь чувствительно, что малейший толчок, малейшее касание его способны заставить вас подскочить от радости. Вы спросите меня, с чем связано дурное настроение у человека. Оно связано с прерыванием связи с Богом, или я думаю, что плохое настроение - это следствие «психической противоположности». Плохое настроение, отчаяние, недовольство рождаются всегда, когда есть дисгармония между двумя сознаниями, соединёнными вместе, но стремящимися в противоположных направлениях. Возьмите, например, человеческий ум и человеческое сердце. Допустим, что ум величина А, а величина В - сердце. Если ум и сердце движутся в противоположных направлениях, тут же в самом человеке, в его внутреннем существе, в его душе возникает некое смущение, тревожность. Тогда ты, человек, постарайся склонить или своё сердце или свой ум к изменению направления своего движения. Ум движется в направлении к Т, а сердце по направлению к Д. Как им изменить своё направление? Как примирить свои ум и сердце? («Соединить их пути»). Хорошо, когда соедините их, образуется путь ТД. Чего этим добьётесь? («Равновесия. Согласия»). Нет, согласия не достигнете, лишь создадите арену борьбы. Таким образом вы ограничите зло. Война будет вестись в этом круге. Дойдём до реального. Предположим, что между сердцем и умом существует разногласие. Как примирить ваши сердце и ум? Представьте себе следующую ситуацию: с одной стороны, ваш ум всё время хочет учиться, у вас есть сильное желание отправиться путешествовать. С другой стороны, ваша мама настолько больна, что никто другой не может вас заместить, вам нужно остаться, чтобы присматривать за ней. Как примирить эти противоречия? Нужно ли отказываться от путешествия? («Нет»). А что тогда делать? («Подождать, пока мама поправится»). Да, но сейчас вопрос разрешён лишь наполовину. Представьте, что мать вас так любит, что не отпускает вас в странствие. Перво-наперво она использует болезнь как повод и не отпускает вас и, поправившись, продолжает не отпускать, говоря: «Нет, будь здесь. Там ты разболеешься, всякое может с тобой случиться». Если вы любите её, как поступите? («Возьмём её с собой»). Вопрос всё ещё не решён. Появляется теперь другая сложность. Ваш отец всё ещё жив, здесь у него служба и он не отпускает жену в странствие. («И его возьмём»). Да, но он никаким образом не может поехать, лишь говорит: «Как, вы покидаете меня одного?» Вас он отпускает учиться, но хочет, чтобы ваша мать осталась с ним, не согласен на её отъезд. Что теперь самое умное? Взять мать с собой, убедив отца отпустить её, или убедить мать остаться с отцом? («Пусть мать останется с отцом»). Другая ситуация. Допустим, вы молодой человек или девушка, но столь слабохарактерные, что в чужой стране пропадёте. Тогда лучше для вас будет, чтобы с вами поехала и ваша мать. Если ваш отец человек умный, он её отпустит. Если же вы натура сильная, то пусть уж мать лучше останется с вашим отцом. Таким образом, кто является связью между матерью и отцом? («Дети»). А кто является связью между сыном и отцом? («Мать»). Это значит, что в данном случае мать является реальностью. Отец не создаёт дом, его создаёт мать. Если отец умрёт, мать сможет поддерживать дом, но если умрёт мать, отец поддерживать дом не сможет. Отцу остаётся найти другую мать. Мать и отец - это условные величины. Представьте себе теперь другой вопрос, который касается лично вас. Предположим, что некто хочет пожить, повеселиться, поразвлекаться на этом свете. Низший ум внутри человека имеет эту потребность, в то время как дух его хочет вести чистую, строгую, возвышенную жизнь - он несёт в себе идею. Ум образован, к примеру, но желает отправиться за границу, чтобы поучиться, всё испытать, поразвлечься. В этой ситуации должен ли дух позволить уму самому решать? Что такое дух - муж или жена, мать или отец? («Мать»). То есть между духом и плотью существует борьба. Дух говорит плоти: без меня ты не можешь отправиться за границу. Если меня не будет, ты совсем пропадёшь. Так что вы должны хранить в своём уме основную идею. Что такое основная идея? («Слышать свой дух, свою мать»). Основная идея, с которой начинается жизнь, основная идея, с которой пробуждается сознание и с которой человек начинает работать сам над собой, это единица. Единица - это первичная идея, дающая толчок уму, сердцу и воле. Эту первичную мысль мы должны беречь. Почему? Потому что все люди по-разному измеряют свой внутренний мир. Чтобы не впасть в ошибку, вам не следует думать, что Бог одинаково относится к людям. Бог как основная идея имеет различное отношение ко всем существам, из него вышедшим. Даже к двум существам Бог не относится одинаково. Ко всякому разумному существу Бог имеет особое отношение. Это отношение, которое Бог имеет к одному, специальное. Он не может иметь такого же отношения к другому. Люди различаются именно по этому особому, специальному отношению Первичной Сущности, Бога. Эта Первичная Сущность отличает человека, она даёт ему толчок, стремление расти, развиваться, и она и есть основная идея, за которую все вы должны держаться. Если разуверитесь в этой первичной идее, непременно войдёте в тень и мрак. Так вы поскальзываетесь. Грехи всегда приходят к людям, когда они оставляют эту первичную идею. Не жертвуйте своей первичной идеей ничему! Держитесь за неё! Если человек держится за свою первичную идею, он будет смел и решителен. Иной раз вы падаете духом. Почему? Потому что не держитесь за вашу первичную идею. Моя речь здесь, моё отношение к вашей основной идее таково: я всего лишь хочу создать такие условия, при которых ваша идея сможет развиваться. Но, если вы невнимательны к условиям, которые я вам создаю, можно дойти до неблагоприятных результатов. Почему? Представьте себе, что я предвижу, что в вас есть желание построить дом на каком-то холме. Я знаю, что там пройдут проливные дожди и ваш дом может пострадать. Что делать? Начнём засаживать это место растительностью, чтобы защитить почву от проливных дождей. Представьте себе, что я посажу дерево, а вы его выроете. Я посажу второе, вы опять его выроете. Спрашиваю: может ли ваша основная идея так развиваться? («Нет, она пострадает»). Эти наводнения станут разрушительны для всей местности, в которой вы живёте. То же самое представляет собой современный критический ум, который ничего не принимает, всё отрицает. Ты спрашиваешь его: «Хорошо ли это?» Он говорит: «Это плохо». Э, а что тогда хорошо в мире? В данный момент, когда необходимо об этом высказаться, не говорите, что таков основной закон. С точки зрения великой Божественной науки, если вы обнаруживаете в себе некую ошибку, не стремитесь находить вторую, которой оправдаете первую. Любая ошибка в вас, какой бы она ни была, это тень, единица. Ошибки я обозначу минус единицей (-1). А перед теми вещами, которые удались, впереди помещу плюс. И обозначу эти вещи плюс единицей (+1). Так что, найдя у себя одну ошибку, не старайтесь находить вторую, а посмотрите, из чего проистекла эта ошибка и постарайтесь найти для неё соответствующую добродетель. Некоторый из вас частенько говорят мне: «Люблю гневаться, не могу сдерживаться». Что нужно сделать? Гнев есть во всех, и вы все не сдерживаетесь. Сейчас вы ищете лекарство, панацею против гнева. Значит, вскипаете иной раз... не думайте, что закипание - это нечто плохое. Вскипание - это неустойчивость. Это показывает, что в вас есть кислоты, которые заставляют вас кипеть. Прежде всего, вам нужно понять закон предохранения. Вы должны изолировать в себе все кислоты, взять их под контроль своей воли или ваша воля должна быть столь пробуждённой, чтобы кислоты оказывались вне вас. Вы должны работать с ними, а не они должны работать с вами. Спрашиваю вас: как вы лечите свой гнев? А вы его не лечите. Вы говорите: подожди, открою крышечку, посмотрю, что делает там этот друг. Кто открывает эту крышечку? Грех. Вы сдвигаете крышечку, и гнев опять разгорается. Потом снова её захлопываете. Нет-нет, это не лечение гнева. Порой, разгневавшись, вы говорите: «Никогда не прощу я этого человека». Но тут же в вас происходит некоторое смягчение, возникает желание превратить состояние гнева в некоторое более высокое состояние. Что необходимо сделать? Идите, поучаствуйте как-нибудь в этом человеке, помогите ему. Это я называю лечением гнева. На чём держится гнев? Гнев - это плод одного неосуществлённого желания. Я называю гнев «недоношенным ребёнком», рождённым в 5-6 месяцев. Во всех людях вообще гнев зарождается, когда определённая идея или мысль не могут быть достигнуты. Тогда человек или гневается или отчаивается. Отчаяние - это лишь фаза гнева. Иной раз гневом излечивается отчаяние, иной раз отчаянием лечится гнев. Прежде всего, разгневавшись, превратите гнев в отчаяние, а потом математически найдите между двумя отчаяниями некую маленькую радость. Между одним отчаянием А и другим отчаянием В спрятано течение С. Найдите это внутреннее течение радости и превратите гнев в отчаяние, а отчаяние в радость. Сейчас вы будете спрашивать меня, возможно ли это. Я представлю вам такой пример: вообразите, что у вас есть друг, которого вы очень любите. Он очень умён, добр, но хочет испытать вас. Вы студент где-то, отец прислал вам 10 000 левов, которые вы кладёте в чемодан. Он находит ключ и забирает ваши деньги. Увидев, что у вас нет ваших денег, что вы сделаете? Прежде в сего в вас проявится страх, потом отчаяние, наконец негодование и гнев. Эти три вещи - негодование, отчаяние, гнев - возникают одновременно. Но что происходит? Этот ваш друг приходит к вам, и вы ему говорите: «Кто-то украл мои деньги, не знаю кто это». Приятель ваш говорит: «Я их украл!» «А-а! Ты меня разыгрываешь!» «Я украл их и раздал». «Как это?» Представьте, что вы поняли, что ваш друг действительно взял деньги и раздал их. Я спрашиваю: из-за ваших 10 000 левов вы измените своё отношение к другу? Как думаете? («Нет»). Хорошо, если измените, ваш поступок будет -1, если не измените, +1. Значит, если вы переменитесь по отношению к вашему другу, у вас будет отрицательная величина, с которой надо будет работать. Вы потеряли доверие к нему. Этот ваш друг приходит через несколько дней и говорит вам: «Извини, я осознал свою ошибку и возвращаю тебе вместо 10 000 левов 12 000. Понимаю, что я не должен был так поступать». Что произойдёт с вами? Ваше положение улучшится, но ваше отношение к другу ухудшится. Тайная молитва. Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. Она постоянно нас веселит. ___________________________ Превод - Elena Ludevig Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Recommended Posts