Jump to content

1923_11_04 - Задачи истинной науки


Hristo Vatev
 Share

Recommended Posts

4 лекция 3-МОК

4 ноября 1923 года

София

Задачи истинной науки

— Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

— Она постоянно нас веселит.

ТМ

Прочли несколько работ на тему: «Отличительные качества пчелы».

Прочли резюме работ на тему: «Происхождение колеса». Тема на следующий раз (№4): «Роль красных и белых кровяных телец в крови».

Этим вечером буду говорить вам о задачах истинной науки.

Когда я разговариваю с вами, многие воспринимают отрицательную сторону беседы. Когда мы обозначаем недостатки определённых отраслей науки, например, медицины, науки о лечении человека, мы ни в малейшей степени не имеем в виду её критику, но, рассматривая состояние её нынешнего развития, указываем на возможности её развития в недалёком будущем. Большинство врачей начинает изучать медицину с болезненных состояний организма. Но это неверный путь изучения. Сначала необходимо рассмотреть здоровый организм, чтобы понять и  установить норму здорового состояния и, уже опираясь на неё, определять, когда человек в болезненном состоянии, а когда нет, что за болезнь, насколько она опасна и так далее.

1923-11-04--1_fig1.png

Допустим, что точка А, как живая точка представляет здоровое состояние организма человека. Его организм растёт и развивается правильно и достигает точки В, где, пустив корни в некую деятельность, встречает определённые препятствия, определённые помехи для своего развития. Эти помехи вызывают настоящие пертурбации в организме. Тогда А превращается в А2 (А во второй степени) и В превращается в В2 (В во второй степени). Путь А2В2 представляет собой путь развития живой точки А при её встрече с препятствиями, создающими в человеке внутренние противоречия. Чтобы избежать подобных потрясений, на помощь приходит медицина, показывающая, что лечение организма не единственная её задача, что у неё есть задача более высокая, чем данная. Вина не в слове «медицина», но в представлениях, которые есть у современных учёных о ней. В соответствии со своим восприятием, они определяют её цели и задачи. Возьмём другую область науки, например, астрономию. Как её изучают современные астрономы? Некоторые из них изучают пути планет, состав их, определённые отклонения, определённые пертурбации, которые происходят с ними, но данные, которые они исследуют, лишь внешние. Истинный астроном должен заниматься изучением внутреннего состояния планеты, чтобы коснуться великих истин, которые ищут современные учёные. Вы скажете: много вещей мы не знаем, потому что они находятся далеко от нас, а те, что близко, мы знаем, их мы изучаем легко. Но понятия «далеко» и « близко» определяются по отношению к скорости, с которой мы движемся. Если человек движется со скоростью света, Солнце очень близко от него, за восемь минут он там, но, если он движется со скоростью человека, в этом случае, Солнце очень далеко от него. Отсюда в мире образуются понятия постижимых и непостижимых вещей. Для умного человека во времени и пространстве всё постижимо.

Я хочу сейчас, чтобы вы воспринимали вещи правильно, чтобы не были партизанами в науке, а держались строго в рамках её задач и целей. Современные науки называются неправильно. Их имена не полностью соответствуют задачам, которыми они предполагают заниматься, так же, как и имена многих современных людей не соответствуют их характеру. Например, вы крещены Иваном, но этим именем недовольны. Вы хотите зваться Стефаном или Георгием, но выбор зависит не от вас. Отец ваш, мать ваша, дед ваш собрались и сказали: «Покрестим-ка это дитя Иваном!» В будущем мы будем иметь совершенно иное восприятие науки, незачем её критиковать. Поблагодарим науку за то, что она дала нам до настоящего момента на пути своего развития. Часто молодые люди говорят: «Это доказано наукой!» Раз они поверили в науку, они категоричны в своих заключениях и не принимают никакой новой мысли. Что и в чём доказала наука? Но по тем вопросам, о которых много спорят современные люди, она не доказала ничего положительно. Мы индивидуализируем науку, как некую личность, а в сущности наука есть результат усилия человеческого духа. Он создал философию, математику, естественные науки и все прочие области науки и сам окрестил их. В будущем в науке будет три раздела. Один будет заниматься физическими науками. Второй, духовный раздел, будет заниматься умственными науками, а третьим будет раздел происхождения человеческого духа, который прикоснётся к тем областям науки, которые сегодня непонятны современным учёным. Все вы должны использовать современную науку для вашего добра, для вашего блага. Всё то, что полезно для вашего развития, изучайте, но всё, что вредно для вас, отбрасывайте в сторону. Вам не следует загружать ум излишним багажом.

1923-11-04--1_fig2.png

Для вас, как для учеников духовной науки, изучающих жизнь разумно, большой интерес должна представлять френология.

Набросаю вам о ней несколько мыслей. Возьмём к примеру линию АВ, которая соответствует линии над бровями у человека. На этой линии лба, по мнению современных френологов, находятся все наблюдательные способности, а именно в точках а1, а2, а3, b4, b5, b6, каждая из которых представляет определённый центр. Какие, к примеру, есть на этой линии наблюдательные центры? Рассматривая предмет, вы сначала определяете его его форму, затем его размер, его тяжесть, какое место он занимает в пространстве и д.т. Эти и ещё ряд центров находятся на этой линии лба. Они собирают только внешние данные от природы.поэтому, изучая один предмет, вы сначала изучаете его внешнюю сторону, так, как делает естественник, и развиваете свои наблюдательные способности. И действительно, у всех людей, занимавшихся 20-30 лет естественными науками, нижняя часть лба над бровями сильно выдаётся вперёд, а верхняя остаётся немного наклонённой назад. У философов же, которые столь много не занимаются изучением внешних признаков предметов, а больше рассуждают, изучают принципы жизни, у них больше развита верхняя часть лба - рассудительность, сравнение, воображение - центр принципов вещей. Если представить лоб двумя линиями, верхней и нижней, естественники движутся по нижней линии, а философы - по верхней.

1923-11-04--1_fig3a.png

Сейчас, если рассмотрим линию ОР, на что она похожа? - На шаги.  Первый шаг - губы, второй - нос, третий - лоб. Это значит, что в своей жизни человек поднимается на горную вершину, двигаясь всё выше и выше. Колесо поворачивается и раскрывается новый кругозор, новые способности. На первый взгляд, в этой кривой линии нет никакого смысла, но если ей пририсовать глаз, ухо, она обретёт смысл.

Разные области современной науки имеют ту хорошую сторону, что всесторонне развивают человека. Например, физику ли вы изучаете, химию, анатомию, физиологию, ботанику, зоологию, философию, богословие или любую другую науку, каждая из них затрагивает особый отдел вашего ума и развивает соответствующие скрытые силы вашей души. Так что науки в их совокупности затрагивают  всю действительность полностью, то есть развивают все те центры, в которые вложены человеческие способности. Сегодня всё человечество работает над добычей материала для строительства идеального, нового человека. Когда материалы будут приготовлены, будет построено и новое человечество, будущая человеческая форма. Современная культура пользуется материалами, оставленными прошлыми культурами, а будущая будет использовать материалы настоящей культуры. Рассматривая вопрос таким образом, придём к глубокому пониманию, что всем в мире руководит высшая, разумная сила. Эта сила не единична, её проявление коллективно. Весь труд этой силы распределён по разным областям. Вещи, кажущиеся случайными на первый взгляд, в разумной природе строго определены. Плуг, проходящий через муравейник и разрушающий всю конструкцию его, для муравьёв случайное явление, но тот, кто пашет, знает причину. Он знает, почему он его разрушил. Если бы все философы этого муравейника собрались для того, чтобы решить, почему разрушено их гнездо, кто его развалил и ряд других вопросов, они не смогли бы решить их правильно. Они бы истолковали это разрушение разными способами, но только разумный человек, прошедшийся своим плугом по их гнезду, может определить, каковы причины этого разрушения. И всё в жизни, чего вы не можете объяснить, имеет свои разумные причины, которые, если не сегодня, то в будущем станут ясны.

Сейчас вы должны быть последовательны в своей жизни, не быть мелочными и не говорить: «Используем эту жизнь, как получится». Нет, вы должны использовать нынешнюю жизнь, как условие для того, чтобы заложить здоровую основу будущей жизни. Ты ученик школы, твой отец богат, у него есть средства тебя содержать, что ты должен при этом делать? Должен ли торговать? Должен ли приготовить всё необходимое для учения? Отец приготовил тебе и комнату, и одежду, и пищу, и учителя - от тебя требуются только труд и постоянство в учении. Вы, раз уж пришли на землю, должны учиться! Если усомнитесь и скажете: «Но мой отец когда-то умрёт, не должен ли я позаботиться о себе?» Нет, мы об этом думаем несколько иначе. Мы согласны с Христом, Который сказал: «Достаточно на день его зла». Человек должен думать только о нынешнем дне. Нынешний день - это основа всех остальных дней и все дни прошлого являются основой сегодняшнего дня. Сегодняшний день содержит в себе возможности всех будущих дней, и все будущие дни вложены в сегодняшний день. Когда вы воспринимаете эти вещи, в вас рождается вдохновение. Если вы не посмотрите на жизнь философски, вы огорчитесь и скажете: это не путь нашей жизни, мы должны найти другой путь.

Вы, молодые, должны изучать жизнь тех молодых, что были вашими предшественниками. Некоторые люди могут сказать вам, что вы не на верном пути, что вы заблудились и т.д. Может, это и так, не возражайте им, а всмотритесь в их жизнь, чтобы увидеть, нашли ли они истинный путь в жизни. И они его не нашли. Если старые не нашли его, насколько больше этого не сделали молодые! Если старые плутают, насколько больше плутают в поисках своего пути молодые! Однако это не плутание. Я называю это «сомнениями в жизни», из-за них современная философия утверждает, что для того, чтобы признать вещи, нужно от них отречься. Значит, необходимо потерять вещи, чтобы их оценить. Как оцениваем нечто, когда его теряем? У тебя есть друг, и, когда он умирает, ты оцениваешь, что он был очень хорошим. Что за польза, что ты оценил его после его смерти? Современная философия состоит в том, что все оценивают только умерших людей, поэтому это культура мёртвых. Христа оценивают сегодня. Существуют тысячи церквей, построенных во имя Его. Все жгут свечи и кадила, но что за преступления совершаются сегодня и всё во имя Его. Он всё молчит... поэтому Христос добр и идеален, что Он никогда не протестует. Если бы Христос жил на земле сегодня, Он вошёл бы в противоречие с теми, кто верит в Него. А сейчас все цитируют: Христос сказал так, Христос сказал эдак. Да, поскольку умер. Но что думал этот учёный человек, каковы были Его взгляды на жизнь, этого они знать не хотят. Все рассматривают вещи поверхностно.

Сейчас я не ожидаю, что вы станете гениальными философами. Моя цель, чтобы у вас была трезвая вера. Знаете, что означает «трезвая вера»? Приведу вам один пример, чтобы вы поняли, что я называю трезвой верой. Идёт ребёнок по дороге, но случается, что падает и начинает плакать. Когда он видит, что некому его поднять, он встаёт сам и идёт дальше. Другой ребёнок, тоже упав на землю, сразу встаёт, улыбается и продолжает свой путь. Это значит твёрдая вера. Я хочу, чтобы вы были, как этот весёлый ребёнок - когда упадёте, сразу встаньте и скажите: «В другой раз буду внимательнее». Большинство из вас похожи на первого ребёнка. Упав, сразу смотрите назад, есть ли кому поднять вас, а потом говорите: «Разбито моё сердце!» Ничего не значит, что ты упал, но твоё падение не случайность. У любого падения есть своя добрая сторона. Приведу вам один пример, который приводил уже в другой раз: один болгарин, работая, вывихнул ногу, друг сажает его на коня и везёт к костоправу поправить вывих - происходило всё в турецкое время. В какой-то момент конь заупрямился, подбросил его в воздух и тот, упав на землю, сказал: «Мало мне было одной покалеченной ноги, так сломалась и вторая». Однако, когда он встал, оказалось, что поврежденная нога вправилась на место. Если вас сбросил конь, это ещё не является знаком, что он хочет причинить вам зло. Если встречаетесь в жизни с каким-то препятствием, может, это препятствие вставит вам ногу на место, и вы будете радоваться. В этом случае наука может погрузить вас в противоречия, но иногда эта наука своими теориями может избавить вас от многочисленных заблуждений и вставить на место ваш ум. Почему, к примеру, в XIX веке появился материализм? Чтобы вставить на место умы людей. Их умы очистились от всякой паутины. Он пришёл вовремя, когда схоластика была на вершине своего развития и необходимо было внести более трезвую мысль. А сейчас должно прийти одно духовное движение, которое сможет истолковать факты так, как они существуют в живой природе.

Я говорил вам, что вы не должны быть партизанами ни в одной науке, не можете быть. Вы не можете требовать от науки больше, чем она из себя представляет. Потому что, когда какой-то там философ мыслит таким образом, он имеет право. Он видит, он мыслит - он дошёл до этого места. А вы скажите себе: этот философ для себя самого прав, на 50 процентов он прав и для других, но я знаю, что есть вещи, которые он не учёл. Вы ещё молоды и поэтому смотрите прежде всего на то, как построить свою жизнь, как упорядочить её. Иной раз вы думаете, как старики: как устроитесь, как найдёте себе работу, часто не спите целыми ночами, переживаете, что за жизнь будет у вас через 20 лет. Говорю вам, что через 120 лет и верблюд, и погонщик верблюдов уйдут из пустыни и больше не будут ходить по ней.

Но думайте лишь о сегодняшнем дне! «Того, что необходимо вам на день сегодняшний, имеете довольно, а завтрашний день сам позаботиться о себе», - сказал Христос. Умный человек в любой день найдёт необходимые условия для своей жизни. Есть они, эти условия, они всегда создаются. Вы все смотрите на вещи неодинаково, поэтому могут родиться различия в ваших взглядах. Одни из вас смотрят на вещи объективней, они более наблюдательны, у других больше развита способность к рассуждению, у третьих музыкальные способности развиты сильнее, у четвёртых - воображение, у пятых - память, у шестых - речь и так далее. Всё это, однако, не преимущество, напротив, этими вещами вы можете дополнять друг друга и гармонизироваться. Человек не может быть талантлив, гениален во всех отношениях, всё останется кое-что, чего ему недостаёт. Если бы он был завершён в целостности своего развития, дела тогда обстояли бы иначе. Если рассматривать с этой точки зрения науку, каков, к примеру, должен быть размер лица по отношению к телу? Старые греки считали, что длина лица должна составлять 1/10 общего роста человека, лоб должен составлять 1/3 лица.

1923-11-04--1_fig4.png

Мы можем спросить, почему именно лицо должно составлять 1/10 человеческого роста? Они ещё не обосновали этого, но обнаружили, что именно при таком соотношении именно эти люди симметричны, идеальны, в них преобладают красивые формы. К примеру, у жёлтой расы лоб внизу широкий, а наверху узкий, имеет форму наподобие трапеции, в то время как у белой расы лоб вверху немного выдаётся вперёд, в сравнении со лбом жёлтой расы, и пошире, почти прямоугольный. У индивидов белой расы камперов угол равен 80%, а у жёлтой 75%. Это показывает, что нижняя часть лба немного выдаётся вперёд, а верхняя прямая, немного отклонённая назад. Вы можете спросить, какое отношение имеют все эти параметры, если у одного камперов угол 80%, а у другого 75%, или какой может быть разница в разумности, интеллигентности, если лоб вверху шире, а внизу уже? Обычный человек не найдёт в этом ничего особенного, что связывает эти соотношения; он не может найти причин, почему верхняя часть лба шире, а нижняя уже, но учёные изучают эти вещи. Замечено, что когда человек занимается философией, его лоб расширяется вверху. И между собой можете заметить, что те, у кого лоб в верхней части не широк, в них способности рассуждения развиты слабее. Те, кто рассуждает философски, их лоб верху широк, они работали в прошлом, в них пробуждены те центры и способности, в которых проявляются их душевные силы. В вас должен пробудиться интерес к разным областям науки, чтобы постепенно развивались различные центры. Вот почему задачей оккультной науки является развитие вашей высшей способности, чтобы пробудить в вас Божественное и ваш высший разум. Если в вас пробуждается Божественное, у вас уже другое отношение к вещам и жизни. Ваша воля становится мощной, сильной, в ней есть новый элемент, в ней настолько сильно стремление вверх, что в каких бы условиях она ни находилась, её сила не изменится и не исчезнет.

Когда мы говорим о живой, разумной природе, некоторые люди понимают её неверно, говоря: Господь промыслит о нас. Я согласен с этим, но в каком случае? Если сын скажет, что отец подумает о нём, это верно. Воистину отец подумает о комнате, о пище, об одежде, о книгах, но он не сможет учиться за своего сына. Следовательно, Бог может подумать обо всём для нас, но он не может за нас учиться. Разумные существа могут подумать обо всём для нас, но они не могут сделать одного: они не могут за нас учиться. Значит, есть одна особая работа, для которой мы тут, на земле - учиться! Все вы должны учиться без отговорок, чтобы переживать, чтобы действовать, чтобы упражнять вашу волю, сердце и ум. Никто не сможет жить за вас, никто не сможет мыслить за вас, чужим умом невозможно мыслить, чужим сердцем невозможно чувствовать, чужой волей невозможно действовать. Чувствуйте вашим сердцем, думайте вашим умом и действуйте вашей волей!

Итак, как ученики оккультной школы, примените свои ум, сердце и волю, чтобы учиться, и учение должно быть соединено с внутренней мечтой, с любовью. Если в вас есть эта любовь, вы прикоснулись к великой Истине, которая является целью вашей жизни. И тогда, какое бы направление науки вы ни избрали, всё будет вам на пользу. Мы не принуждаем вас выбирать ту или иную научную область. Каждый из вас может свободно выбрать ту ветвь науки, которую он хочет, но знайте, что эта ветвь должна быть вашим помощником в развитии вашего ума, сердца и души.

Тайная молитва.

—Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

—Она постоянно нас веселит.

___________________________________

Перевод - Elena Ludevig

Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...