1923_10_10 Разумная жизнь


Ани
 Share

Recommended Posts

Разумная жизнь

1 лекция 3-МОК

третьего года

10 октября 1923

София 

Учитель приветствовал нас формулой: «Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине». 

Мы ответили: «Она постоянно нас веселит». 

Тайная молитва.

Этим вечером буду говорит с вами о разумной жизни. Современная наука определяет жизнь разными способами. Она определяет жизнь в её простой форме как импульс изнутри наружу, то есть от центра к периферии. Оккультная наука определяет жизнь как условие проявления разумного в мире. Поэтому разумная жизнь начинается с проявления двух переходных состояний - состояния радости и скорби, но не так, как вы это понимаете. Скорбь - это одно из великих условий жизни. Нет более великого блага в жизни, чем скорбь, поэтому она всегда предшествует радости. Эти состояния скорби и радости графически могут быть выражены следующим образом: из точки А вверх начинается движение к точке С.

1923-10-21-19_fig1.png

Это движение восходящее, которое отражает восходящее состояние ума. Из точки С к точке В существует другое движение, вниз, выражающее нисходящее состояние сердца. А третье движение из точки В к точке А - примиряющее состояние, которое выражает творческое собирание волевой энергии. Так могут быть классифицированны и все состояния радости и печали в жизни. Например, в восходящем состоянии от А к С вы тратите энергию, ноги ваши уменьшаются, но, поскольку ваша цель высоко вверху, в С, вы радуетесь, потому что, достигнув точки С, вы оказываетесь вознаграждены за все свои жертвы. Добравшись до точки С, вы начинаете спускаться к точке В, то есть начинаются страдания. И вы говорите тогда: всё уже закончилось, больше некуда, спущусь вниз. Но стороны АС и СВ постоянно движутся и в то же время постоянно увеличиваются и сокращаются, следствием чего становятся ваши маленькие радости и скорби. Сейчас остановимся только на этих двух состояниях: СА и СВ. В другой раз объясню вам, как связаны точки А и В и какую роль они играют в жизни. Иногда вы притягиваете страдания преждевременно, это происходит всегда, когда вы преждевременно притягиваете радость. Следовательно, если вы позволите вещам течь по их естественному, Божественному пути, по тем законам, которые определила для них природа, страдания и радости будут приходить к вам точно вовремя, и жизнь ваша тогда будет приятной и осмысленной. Сейчас я спрошу вас и ответьте мне философски: откуда в человеке берётся желание искать радость? Что происходит особенного в жизни в радости и в страданиях? Любая радость - это живое существо, страдание - это другое живое существо. Конь, на спине которого едет человек, страдает, но для человека это удовольствие, даже большая радость. То есть радость человека не является радостью коня. Но если конь этого человека сможет убежать куда-то в горы, он будет там радоваться, скакать, потому что он свободен. В этом случае отчаиваться будет человек. Я и говорю: когда ты едешь верхом на спине коня, ты радуешься, теперь радуется он. Значит, состояния меняются. Человек говорит: сбежал мой конь. Как буду путешествовать пешком? Когда радуется хозяин - грустит слуга, когда радуется слуга - грустит хозяин. Это не абсолютный закон, но это лишь выражение соотношения определённых сил. В нынешнем состоянии, в котором вы находитесь, в этой переходной жизни, которую вы проживаете, нужно так смотреть на вещи, чтобы ваш корабль мог свободно плыть и чтобы он не потонул где-нибудь в море. В будущем, когда жизнь устроится иначе, тогда одновременно и хозяин будет радоваться, и слуга сможет радоваться. 

С незапамятных времён рождающиеся дети появляются со сжатыми в кулак руками. Что это означает? Тем самым ребёнок говорит: «Я иду завладеть этим миром». Он подрастает, борется со своей жизнью, падает, встаёт, пока в один прекрасный день и умирает, раскрыв руки и опустив их вниз. Что означают раскрытые руки теперь? Этот человек говорит: «Ничего не смог удержать в своей жизни!» В будущем дети будут рождаться с раскрытыми руками, что будет означать следующее: мы молоды, сильны, будем трудиться, будем работать, чтобы что-то приобрести. А люди в возрасте, те, что работали в своей жизни, будут умирать со сжатыми руками, что будет означать: я несу одну великую идею с собой и не сожалею, что оставляю этот мир. Прожил жизнь с пониманием и сейчас знаю, куда иду. Однако о нынешнем состоянии человека хорошо говорят турки: «Телёнком пришёл, волом ушёл».

Страдания и сомнения внутри вас усилятся, но вы должны быть сильными, чтобы справиться. Ученики Оккультной школы должны быть сильными! В оккультную школу не могут поступить слабые ученики. Слабые ученики остаются снаружи. Прежде всего там испытывают ваш характер, чтобы понять, живёте ли вы из любви или из страха. Только духовные люди живут, копая по любви, по законам разумной жизни, а трусливые не признают любви, они люди жестокие. Всех поступивших в Школу первым делом испытывают на бесстрашие. Сегодня в Болгарии благоприятные условия, чтобы испытывать оккультных учеников. 

Дам вам одно правило: Гневайся, не гневаясь! Отчаивайся, но не возвращайся назад! 

Все вы несёте баклажки с водой, но, проходя мимо встречного человека, слышите, как он говорит вам о находящемся где-то здесь красивом, чистом источнике, и вы тут же выливаете свою воду и отправляетесь искать указанный источник. Идёте час, два, три, пять, десять и едва тогда находите этот источник. Не выливайте воды из своей баклажки преждевременно! Что выражает баклажка с водой? Ваши знания. Теперь допустите, что в вас зародилось желание всё знать. Есть ли у вас ясное представление, что значит знать всё? Я отвечу вам на этот вопрос частично. Знать всё - это определить возможности и условия около данной точки, в которой вы в данный момент находитесь. Любая точка содержит в себе определённые возможности, в которых вы можете проявиться. Этих возможностей может быть 1, 2, 3, 10 или  100, но если ты можешь определить их все, тогда это значит, что ты знаешь всё. Современные люди не хотят знать возможности лишь своей жизни, они интересуются возможностями жизни других людей, а от этого им нет никакой пользы.

Возьмите, к примеру, современного химика, и расспросите его о его материи, знает ли он нечто положительное об элементах, с которыми имеет дело? И действительно, он знает их свойства, знает законы, которым подчиняются одни элементы,   соединяясь с другими, но о сущности самой материи, о сущности скрытых в элементах сил, он знает столько, сколько тот, кто совсем не изучал химию.  Химик говорит, что водород и кислород, соединяясь, образуют воду, но видел ли он именно это? Не видел. Так утверждает наука. Можно возразить философски, что никакого водорода и никакого кислорода не существует. То, что водород и кислород образуют воду, может быть и так, а может быть и не так. Образование воды может быть объяснено и другим способом. Мы не хотим разрушать ваши нынешние представления о жизни, ваши нынешние познания в науке, но говорим, что в умах людей могут возникать различные возражения. Факт в том, что вода существует в мире, мы знаем ей цену, её пользу, но как она возникла, как образовалась - это вопрос будущей науки.

Вы ещё не начали изучать истинную науку. Та наука, которую вы изучаете в университете, лишь предисловие, приготовление к великой науке будущего. Современная наука представляет собой кирпичи, необходимые для строительства великого здания будущего. То знание, которое каждый из вас приобретает в продолжение 60-70-летней жизни, будущая наука поместит в котлы. В этих котлах будут вариться знания, приобретённые всеми людьми вообще, и будут собраны в один маленький флакончик, как розовое масло помещают в такие крохотные флакончики. Мал, но ценен такой флакончик! Каждый будет носить его в своём кармане и скажет: много работал в своей жизни, а выработал всего лишь этот флакончик. Таким же образом и природа варит в своих котлах наш опыт, знания, приобретения и вырабатывает из них нечто крошечное, но ценное. Для души, отправляющейся на небо, и малюсенькая иголочка неподъёмна, тяжела. С такой иглой она едва достигнет второго неба и там остановится. Настолько она тяжела для неё. И самая малюсенькая иголочка из этого мира в состоянии прервать ваш путь. Это значит, что любые желания в нисходящем состоянии, вас остановят, и вы начнёте спускаться. Вслед за этим появится восходящее желание, и вы подниметесь вверх. Так постоянно будут сменяться ваши состояния: вы будете радоваться и отчаиваться, подниматься и спускаться, при этом треугольник будет двигаться и подниматься всё выше и выше в точки С1 и С2. И наконец вы произнесёте: «Где же край этого треугольника?» А он без начала и без конца. 

1923-10-21-19_fig2.png

Итак, повернёмся к жизни. Жизнь - это условие проявления разумного. Вот почему мы должны стремиться к жизни, чтобы приобрести разумное, и только разумное сможет научить нас использовать те условия, в которые мы помещены. Сейчас вы все молоды, некоторые из вас закончили гимназию, некоторые студенты, третьи закончили университет. Всё это хорошо для данного момента, но через 50-60-70 лет вы станете старыми и потеряете то вдохновение, которым обладаете сейчас. Всё, что воодушевляет вас сегодня, растает так же, как тает лёд или снег. И я спрашиваю вас: на чём тогда базируется ваша жизнь? Пока вы не завершили учёбу, вы говорите: вот закончим университет и станем учителями. Хорошо, заканчиваете университет, становитесь учителями, преподаёте 20-30 лет, потом вас отправляют на пенсию. Спрашиваю вас: что вы приобрели от всего этого? Задайте себе следующий философский вопрос: что приобрела мельница, перемоловшая 15 тысяч тонн пшеницы? Ничего не приобрела. Сколько камней стёрлись, перемалывая эту пшеницу! Точно так же и наша жизнь проходит через нас, как проходит вода через мельничные колёса, и что нам за польза? Это не жизнь, это нечто механическое. Значит, страдания показывают нам, что наша жизнь неразумна - больше ничего. Почему мы страдаем? Потому что мы неразумны. Почему мы радуемся? Потому что поумнели. Радуемся, потому что есть нечто разумное, благодаря чему мы можем проявиться. Идиот не может радоваться. 

Поэтому не спрашивайте, почему приходят страдания, скажите себе: мы должны быть разумными! Вы же, однако, спрашиваете: «И зачем Господь посылает  мне эти страдания?» Этими страданиями природа хочет сделать вас разумными. Она говорит: «Ты не понимаешь жизни, послушай меня, я тебя научу!» Страдания - это язык природы. Вы, ученики оккультной школы, этот вопрос должны понимать так. Каждый день у вас, по крайней мере, десять возможностей это проверить. Приходит к вам некая неприятность, вы скажите: «Я должен быть разумным». Придёт ли некое недоразумение, вы говорите: «Я должен быть разумен!»- как только так скажете, в вас тут же начнёт брезжить внутренний свет, внутреннее удовольствие. И вот что ещё вам нужно иметь в виду: жизнь, которая дана вам сегодня, не произвольна. Тысячи разумных существ заботятся о вашей жизни. Все мысли, чувства, желания, все побуждения, импульсы, вдохновения, которые есть в вас для добра, - все они результат этих разумных сил жизни, работающих над вашей жизнью, чтобы она стала благотворной в нужном направлении. Они никогда не насилуют вас, оставляют вас свободными, поскольку работают разумно. Но когда они хотят вам показать, что вы ошиблись, они создают вам небольшое страдание. А когда хотят показать, что вы приобрели нечто новое в том, чему учились, создают для вас маленькую радость. Если вы будете понимать жизнь таким образом, и современная наука будет вам во всех отношениях полезной. Если вы, к примеру, врач, разумно понимающий жизнь, ваши лекарства и ваши методы дадут хорошие результаты. 

В противном случае, вы вскоре огрубеете, находясь среди больных, и откажетесь от этой работы. Незавидно положение врачей при современном понимании жизни. Врач приходит к одному больному, к другому больному, того потрогает, этого потрогает, отдаст от себя нечто, потому что все больные ожидают, что он им чем-то поможет. Незавидно положение и архитектора, и агронома, да и вообще любого ученого. Почему? Все эти учёные занимаются определённой отраслью науки, имеют дело с определёнными элементами, находящимися ниже их сознания и тем самым незаметно оказывающими на них некоторое влияние. Врач, например, изучает болезненные состояния организма человека; агроном изучает условия, благодаря которым растут растения; биолог изучает состояние клеток организма, способы их развития и т.д., но всё это ещё не наука. Это предисловие к той великой науке, которая будет в будущем. Если бы у современных людей эта новая наука уже была, они бы уже переустроили свою жизнь.

Наблюдали ли вы, как проявляются некоторые противоположности в вас самих? Заметьте, в оккультном классе или в каком-либо высшем учебном заведении, среди многих прекрасных дел обнаруживаются и отрицательные проявления. Например, некоторые ученики не могут друг друга терпеть. Вы говорите о морали, о любви, но, когда дело доходит до вашей морали, вашей любви, вы не знаете, как их проявить. Пока не поймёте, что такое сама жизнь, не сможете  понять и любви, поскольку вы движетесь по эволюционному пути - снизу вверх. Жизнь - это результат Любви. Следовательно, сначала вы должны понять результат, чтобы в конце концов можно было понять  этот великий принцип - Любовь, из которого возникает жизнь. Рассуждая таким образом, современные люди впадают в догматизм. Все люди понимают, что необходимо жить, но как? Говорят: нужно себя обеспечить. И в нынешних условиях жизнь понимается лишь как процесс еды и питья. Засеваем поля, вспахиваем, собираем урожай, наполняем амбары - во всём, что мы делаем, изучаем закон еды. Спросите кого угодно: куда вы отправитесь после смерти? Что будет после этой жизни? Все говорят: не знаем, поживём пока как-то, что думать о будущем. Это не жизнь, это лишь изучение закона еды. Если возьмём второй шаг жизни, то жизнь предстанет переходной стадией к разумной жизни, тогда возникнет правильное понимание вещей и всё в нашей жизни осмыслится. Я не говорю, что не нужно есть, но отношусь к еде лишь как к условию жизни, а жизнь - это условие проявления разумного в мире. 

И вот, рассуждая так, вы впадаете в ошибку. В чём эта ошибка? Вы считаете, что единственное  существенное в мире - вы, поэтому говорите, что вам необходимо заботиться о себе, обеспечивать себя. Это огромная ошибка. Вы должны знать, что в жизни каждого принимает участие как Божественный, так и ангельский свет. Значит, разумная жизнь принимает живое участие в вашей жизни. И часто меланхолия и пессимизм, охватывающие вас из-за того, что вы не можете достичь желаемого, что вы не можете проявиться, - это заблуждения. Всё осуществится в вашей жизни, только требуется терпение и постоянство, а вы спешите. 

Другая основательная ошибка, препятствующая вам, в том, что вы стараетесь понять внешнюю жизнь, не поняв внутренней. Если вы хотите разобраться сначала во внешней жизни, а потом во внутренней, то я покажу вам картинку вашей философии, чтобы вы увидели, в каком положении вы находитесь. Допустим, вы приходите ко мне в гости, а я приготовил очень вкусную еду в таком чугунке, но только открываю крышку чугунка и говорю: «Посмотрите сверху на еду и порассуждайте, поговорите о ней, только не пробуйте». Можно ли так сказать что-то о ней? Нет, еду надо сначала попробовать изнутри, тогда выводы о ней будут верными, положительными.

Один человек страдает. Войди внутрь себя, и ты поймёшь, почему он страдает, но не извне старайся понять, какова его печаль. Один человек радуется, ты хочешь понять, почему он радуется. Войди внутрь себя и поймёшь, почему радуется этот человек. Вы скажете: но как это возможно? Радуется или страдает человек, войди внутрь себя, чтобы понять причины его страдания или радости. Объясню вам, как может это происходить и почему необходимо. Допустим, вы приходите в дом к одному вашему другу и во дворе видите его сыночка или дочку, которая скачет, радуется чему-то. Вы интересуетесь, почему это ребёночек так радуется. Я говорю: войдите в комнату этого ребёнка и увидите, почему он радуется. Когда войдёте в эту комнату, вы увидите, что отец купил  ей красивую куклу, если это девочка, или красивого коня, если это мальчик. Вот причина его радости - и никакая другая! 

 Выводим из этого такой оккультный закон: чтобы понять жизнь других людей, нужно войти в себя, чтобы знать, как повернуть ключ света и осветить всё пространство вокруг. Только так поймёшь причину страданий и радости в людях. Всем вам нужен свет! Человек понимает других людей настолько, насколько он может пролить свет в то пространство, в котором они живут. Сможет пролить в него свет - он поймёт их, не сможет - их жизнь останется непонятной для него. И тогда мы говорим: жизнь понимается только при абсолютной вере, которую человек имеет к Богу, который является целью и смыслом разумной жизни. Все существа стремятся к Нему, потому что Он осмысливает их жизнь. Если иной раз кто-то из вас окажется не в духе, не огорчайтесь нисколько! Если ваша жизнь обессмыслится, если вы отчаетесь, в тот же момент отправьте взгляд свой, ум свой к разумному в мире, и помощь, необходимая вам, придёт. Если так поступите, то в каком бы положении вы ни оказались, ваша жизнь осмыслится. 

Одна молодая мать рассказала мне о своём опыте с её десятилетним ребёнком. Однажды он заболел, и очень серьёзно. От сильной простуды он потерял сознание, температура у него поднялась до 40 градусов. Мать вызвала врача. Врач, увидев ребёнка в таком состоянии, рекомендовал сделать ему холодный компресс. Мать начала приготавливать компресс, а ребёнок в это время поднялся и сказал: «Не хочу холодный компресс, хочу тёплый, с тёплой водой»,- проговорив эти слова, снова провалился в беспамятство, опять потерял сознание. Что это всё означает? Это означает, что разумное, или Божественное в этом ребёнке говорит за болезнь: тёплое лечится тёплым. Таков великий закон. На любовь действуют любовью и на ненависть действуют ненавистью. Отсюда приходим к заключению: скорбь не лечится любовью. У болгар есть поговорка, подходящая к этому случаю: «Клин клином вышибают». Как вышибается клин? Клин вышибается тогда, когда всё дерево расцепится, разъединится. А вы знаете, что такое разъединение? Разъединение, из которого рождается жизнь, я понимаю, но разъединение, производящее смерть, нет. Когда вы помещаете одно зёрнышко в землю, там происходит разъединение. Влага и солнечное тепло забиваются в зёрнышко, как клин. В этом зёрнышке происходит такое разрывание, расцепление, что в нём рождается сильное желание расти вверх. Эта сильная энергия отправляет его к солнцу. Как только оно вылезет на поверхность почвы, его страдания прекратятся. Так что всякое страдание предваряет сильный импульс к жизни, к данной цели. Эта цель может быть вам известна, может быть нет, но вы всегда должны давать дорогу этим энергиям,  не должны захламлять её. 

Итак, пусть в вас останется существенная мысль: жизнь - это великое условие проявления разумности. Разумное к тому же осмысливает цель, к которой мы стремимся. Если в вас есть это разумное или Божественное начало внутри, то вы всё можете постичь. Если в вас нет разумного, то вы будете страдать, пока не обретёте его. А как только обретёте его, вам тут же откроется путь. Христос выразил эту идею таким образом: «А это жизнь вечная, познать Тебя, Единого, Истинного Бога». А это означает: если приобретаем разумность, это жизнь вечная, поскольку Бог - это великая Мудрость, великая Разумность. Вы должны знать, что всё, что происходит в жизни, разумно. Когда говорим, что всё в жизни разумно, я не имею в виду, что всё, что вы делаете, всё, что вы понимаете, это разумно, но говорю, что всё то, что происходит в живой природе, что побуждает нас изнутри по какой-то необходимости, разумно. Если разумно, значит добро. Поэтому мы все должны быть смелыми и решительными, чтобы знать, что нет силы в мире, которая может вам воспрепятствовать и отклонить от пути, кроме вас самих. 

Сейчас, в связи с этим вопросом, задам вам другой вопрос: можно ли постичь человека, который сам себя не постиг? Познанным, постигнутым может быть только разумное. Если какой-то человек неразумен, как познаешь его? Пусть те из вас, кто изучает философию, скажут, можно ли постичь неразумного человека? Если скажете, что можно, то эта философия кривая. Почему? Допустим, у меня есть какой-то кошелёк и вы утверждаете, что знаете его. Спрашиваю, в чем заключается познание кошелька? Познание кошелька заключается в деньгах, которые он содержит. Если он пустой, что можно тогда познать? Но если откроете этот кошелёк, пересчитаете монеты, которые есть в нём, и скажете, что в нём содержится сто монет, я скажу: «Да, вы правы, вы познали этот кошелёк». Этот кошелёк существует для денег. Но, открывая пустой кошелёк, что я могу познать? Следовательно, глупые люди - это пустые кошельки, а умные люди - полные кошельки. Полный кошелёк можно познать, а пустой кошелёк лишь отпихнуть. В согласии с вашей философией вы говорите: «Мне нужен пустой кошелёк, чтобы класть туда деньги, когда они у меня будут». Тогда возникает этот средневековый вопрос: что было раньше, курица или яйцо? Что существовало раньше: кошелёк или деньги? Это глубокий вопрос, оставим его пока. На следующий раз задам вам тему №1: «Происхождение яйца и курицы». Развивайте эту тему философски, научно и обоснованно, доказательно.

Важная мысль, которую я оставляю вам этим вечером в связи с другими посторонними мыслями, заключается в том, что жизнь - это великое условие для проявления разумного в мире. Радость - это путь вверх, скорбь - это путь вниз. Это значит, что, когда разумная жизнь проявляется в мире, она несёт в себе скорби как разумный указатель пути. Поэтому разумные существа, когда радуются и блаженствуют, всегда отделяют половину своего блага и отдают его тем, кто страдает. Таким способом они разрешают задачи в этой жизни правильно. 

Я говорю вам сейчас об этом, потому что замечаю, что вы часто бываете не в духе. Иной раз вы воодушевлены, устремлены, вам кажется, что вы можете сделать всё, но не проходит долгое время, как я вижу вас с обвисшими перьями, и вы говорите: «Со мной покончено!» Я говорю: «Погоди-погоди, не спеши, и правда выпали несколько пёрышков, но очень скоро они опять отрастут. Через 5-6 месяцев снова сможешь вспорхнуть высоко, вернётся к тебе твоё равновесие».  И когда скорбишь, и когда сильно радуешься, оба состояния приятны. Не огорчайтесь! - это всё разумное в мире. Так должны поступать вы, как ученики Оккультной школы, как ученики Любви. Любовь не может быть ни больше, ни меньше. 

Все вы должны стремиться к здоровому рассуждению, а не к обыкновенному рассуждению. Как начнёшь много страдать, зарассуждаешь, почему страдаешь, каковы причины этого и т.д. Это необходимо вам, чтобы извлечь пользу из этих страданий. Имейте в виду, когда вы доходите до большой радости, за ней стоит большая скорбь; а когда к вам приходит большая скорбь, за ней находится большая радость. 

Например, умирает ваш дядя и оставляет вам в наследство десять миллионов левов - вы радуетесь. Но за этой радостью поджидают большие несчастья. Какие несчастья за этим для вас последуют, например? Если, скажем, вы до этого имели веру в Бога, любили своих ближних, но, разбогатев, вы отделяетесь от всех людей, начинаете думать только о себе, теряете веру в своих ближних, становитесь крайним эгоистом. Всё это несёт вам несчастье. Но если при таком богатстве вы сможете сохранить свою веру в Бога и свою любовь к ближним, тогда это богатство будет для вас благом. Если же богатство принесёт вам большое несчастье, оно вам не нужно. Вы возразите мне: как можно закончить университет без денег? Удивительные вы! Разве деньгами заканчивается университет? То, что вам помогает закончить университет, это ваш ум, который вам дал Бог, а деньги в этом случае лишь заблуждение для вас. Если вы отправитесь в Америку, то обнаружите, что там много бедных студентов и студенток, успешно заканчивающих университет, только с помощью того, что ходят к богатым людям и им помогают: растапливают печки, делают любую работу, которую найдут. Иногда встречаешь богатых сыновей, отцы которых зарабатывают по 40 или 50 тысяч в год, но те не могут ничего окончить. Есть исключения и среди богатых сыновей, как и среди бедных, но хочу сказать, что сила не в деньгах. Бедные есть и среди богатых, бедные есть и среди бедных. Богатый беден, когда неразумен, и бедный беден, когда у него есть все условия для того, чтобы быть разумным, а он их не использует. Тогда его бедность ещё больше.

Сейчас вы должны вдохновиться этими светлыми идеями, чтобы знать, что вы можете проложить путь к разумной жизни и что этот путь положителен. Только тогда вы поймёте, что этот путь вам предопределён и поэтому вам содействует всё разумное в том, чтобы вы могли его познать и идти по этому предначертанному вам пути. Не оставляйте священный путь, который предначертал вам Бог! Это путь разумного в вас. 

Упражнение. Левая рука свободно помещена на колено. Правая рука вытягивается горизонтально в сторону, затем вперёд, вверх, назад по кругу, горизонтально. Это вращение рукой повторяется несколько раз. То же самое проделывается и с левой рукой,а потом двумя руками вместе. Руки останавливаются горизонтально и опускаются вниз.

Делать это упражнение в течение недели, в том случае, когда ваши мысли или чувства запутаны. Когда беспорядочны мысли, делайте упражнение только правой рукой, а когда беспорядок у вас в чувствах, делайте упражнение только левой рукой. 

Упражнения, которые я вам даю, совершенно естественны, так действует природа. Природа всегда проявляется в человеке, не оглядываясь на то, осознаёт он это или нет. Идёте вы, к примеру, по дороге, и, не замечая того, вдруг взмахнёте рукой в сторону, сделаете некое движение. Что означает это движение? Влезла в ваш в ум какая-то мысль, которая вас беспокоит, и этим движением руки вы отгоняете её прочь. Это движение выражает некий волевой жест. Поскольку вы в физическом мире, ваши руки должны двигаться сознательно. Если вы вытягиваете правую руку вправо, с вами все разумные силы, которые направляют это движение. Это движение выражает, будто вам нечто дают, а вы это берёте. Если вы вытягиваете руку вперёд, вы берёте то, что вам дают. Иногда ты говоришь своему другу: «Можешь ли помочь мне небольшой суммой?» Он тут же залезает в карман, достаёт деньги и даёт тебе. Ты, довольный , берёшь эти деньги. Это его движение осмысленно. Если ваши движения сознательны, они приятны. Если же вы совершаете бессознательные движения, вы напрасно тратите энергию. Каждое движение должно быть осмысленно и священно! Поэтому все должны стремиться к красивым движениям. Каждое движение, в том или в другом направлении, должно пробуждать соответствующие разумные силы, с которыми вы можете войти в связь. Только тогда движения имеют смысл и пользу. Например, человек, который молится, не может держать свои руки просто вниз, он всегда поднимает их - a,b - вверх, в положение фигуры А. Человек, желающий сражаться за возвышенное и благородное в мире, также поднимает свои руки вверх, положение А. 

1923-10-21-19_fig3.png

Растение, вылезшее из почвы, отправляется наверх к Солнцу, занимая такое же положение. Но человек, который держит обе руки, а и b, таким образом, что это положение топора, собирается воевать за низкие, обыкновенные вещи в мире, он держит свои руки вниз и находится в положении В. 

1923-10-21-19_fig4.png

Это положение представляет собой готовую напряжённую стрелу, которая ждёт последнего момента нападения. 

Первое положение А и второе положение В - являются гармоничными движениями, находящимися в связи между собой. Следовательно, два существа, совершающие движения А и В, в соответствии со степенью своего развития, находятся в двух различных мирах, вследствие чего и их понятия о жизни совершенно различны. Но и то, и другое положение - вниз и вверх - выражают полюса жизни, которые необходимо изучать сознательно, потому что только жизнь приведёт вас в связь с разумным. 

Тайная молитва. 

— Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

— Она постоянно нас веселит. 

Перевод -  Елена Людевиг

Link to comment
Share on other sites

 Share