1923_06_27 Нежность и грубость


Ани
 Share

Recommended Posts

Нежность и грубость

31 лекция 2-МОК

27 июня 1923 г.

София

Последняя лекция 2 года МОК

— Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

— Она постоянно нас веселит.

Тайная молитва

Читали резюме по теме «Метод правильного дыхания».

Читали эссе на тему: «Воздействие сильных и слабых слов».

К следующему разу пишите на тему: «Происхождение силы и материи». Кто не может писать на эту тему, не мучьтесь придумывать. Лучше не написать ничего, чем обманывать себя, будто вы что-то знаете.

Пишите и на следующие темы: «Происхождение человеческой души», «Является ли ум принципом или нет?»

Чтобы правильно отвечать на все заданные вопросы, необходимо постепенно открывать окошки своего умственного и духовного мира, чтобы в них входило больше света. Возможно ли это? Так же, как человек может открывать или закрывать окна своего дома, он может открывать и закрывать окна своего умственного и духовного мира. Духовный мир человека это его внутренний мир. 

1923_06_27_f1.gif

Вообразите, что человек находится в физическом мире в центре С и перед ним открывается некоторое поле зрения. Он видит вещи только под углом АВС, как на рисунке 1. Этот угол составляет четверть круга и равен 90 градусам. Если он хочет увидеть вещи духовного мира, ему необходимо обернуться в направлении, противоположном направлению физического мира, и войти в поле того мира, который может быть представлен углом МСN. Физический, внешний мир, даёт лишь внешние представления о вещах. Чтобы проникнуть в их сущность, вы должны войти в духовный мир. Если у вас есть бутылка, герметично закупоренная, наполненная жидкостью, вы можете взять её в руки и рассмотреть её внешнюю форму. Если же вы хотите понять, каково её содержание, необходимо обернуть её горлышком вниз. Когда жидкость, которая была в ней, вытечет, вы узнаете, каково было её содержание. Содержанием бытылки и является духовный мир. Следовательно, когда вы хотите понять духовную сторону вещей, вам необходимо рассматривать их с позиции, ровно противоположной позиции физического мира. Поэтому, когда вы хотите понять внутреннее содержание вещей, вы должны абстрагироваться от их формы, от их внешнего вида.  По тем же причинам, когда вы хотите понять сущность человека, вам нужно на время абстрагироваться от его внешней формы. Громадна разница между внешней формой вещей и их внутренним содержанием.

Рассмотрим теперь практическую сторону этого вопроса. Каждый человек несёт в себе идеи, мысли и желания из своего прошлого, которое сейчас препятствует ему в его развитии. Он читает, интересуется новыми идеями, но лишь внешне. Как только он окажется в ситуации испытания, он не сможет применить свой новый опыт и поступит по-старому, в соответствии с  тем, что в нём есть от прежнего опыта. Долгое время необходимо ему работать со своими новыми идеями, пока они не станут его плотью и кровью. Это проверяется в жизни каждый день. Встречаете учёного, окончившего три факультета, о чём ни заговорите ним, он всё знает. Он знаком со всеми философскими системами. Но, вопреки всем своим знаниям, едва он оказывается в трудном положении, и он совершает те же ошибки, что и обычный человек. В таком случае разница между учёным и простым человеком заключается в том, что учёный совершит добро или зло, будучи учёным, а обычный человек - будучи человеком обычным. 

Значит, недостаточно только иметь знания, человек должен знать, как использовать их. То же самое можно сказать и об оккультных учениках. Для оккультного ученика недостаточно лишь приобретать знания, но ему необходимо их прилагать, чтобы понимать, как с ними справляться. В противном случае он будет похож на бедняка, работающего по принуждению, копающего что-то лопатой, но сознания в этом нет. Дайте такому человеку деньги - увидите, что он с ними сделает. Он тут же отбросит эту лопату, оденется красиво, отправится с друзьями по театрам, по концертам, ресторанам - займётся едой и питьём. Он отмоется, почистится, будет чистеньким снаружи, а будет ли он чист внутренне, об этом он  и не задумается. Этот человек похож на учёного, знающего состав и свойства пищи, понимающего, какая еда самая лучшая, но как только дело дойдёт до реального употребления еды, все его знания исчезнут. Это не наука и не знание. 

Первое, что требуется от оккультного ученика, это понимать себя, понимать свои чувства, составляющие основу его жизни. Какие чувства являются для него основными? Одно из основных чувств ученика, к примеру, это входить в положение всех живых существ и знать, что они страдают по меньшей мере так же, как и он. Сколь бы мало ни было существо, но и оно мучится и страдает. Легко сказать: это муха, это комар и т.д. Малы эти существа, но и у них есть муки и страдания. То,  что они не имеют такого же сознания, как человек, уже другой вопрос. Разница между всеми живыми существами заключается в степени их сознания, в степени их разумности. Изучая жизнь паразитов, вы видите, что и у них есть некоторая степень разумности, с помощью которой они узнают, в каких  местах человеческого тела мясо помягче, пожирнее, в каких местах кровь почище, туда они и нападают. Учёные называют эту особую разумность паразитов инстинктом. Так необходимо смотреть на всех живых существ. Если вы откажете в признаках сознания маленьким существам, вы не можете называться благородным человеком, а тем более оккультным учеником. Учеником является лишь тот, кто идёт по пути Белых Братьев. Белые Братья на всех живых существ смотрят с подобающим им уважением и почтением. Они уважают жизнь и самых маленьких существ, потому что всё в природе имеет своё великое предназначение. 

Таким образом, вы, как ученики, должны входить в положение всех живых существ, сколь бы малы они ни были. Чем больше войдёте в их положение, тем больше войдёте в положение человека. И насколько больше вы должны входить в своё положение, как учеников одной и той же Школы!  Входить в положение любых живых существ - это одно из самых нежных, самых благородных чувств человека, оно особенное и по своей форме, и по своему составу. Если вы исследуете нежные, благородные чувства человека, то увидите, что они и по форме, и по составу коренным образом отличаются от всех других чувств человека. Но и они вынуждены постоянно меняться. Такова природа духовного мира, к чьей области относятся чувства. Там всё меняется, всё находится в постоянном движении. Перемены происходят и с физическими телами. И они движутся, но только их движение происходит плавно, почти незаметно. Если на земле построить дом и через сто лет его разобрать, можно увидеть, что любой кирпич, любой камень, любая балка находятся почти на том же самом месте, на которое были помещены первоначально. Они немножко переместились, передвинулись в ту или другую сторону, но это движение, этот сдвиг почти незаметны обычным глазом. Это значит, что и континенты, и реки, и горы перемещаются, но незаметно.тысячи лет назад континенты были на других местах, по сравнению с нынешними. В будущем они переместятся, подвинутся, но не будут на тех же местах, на которых сегодня. Однако в духовном мире движение столь быстро, что если человек внезапно окажется в нём, он не сможет там ориентироваться никаким образом. Где есть движение, там есть жизнь. 

Подобное движение происходит и в клетках всех организмов. Такое же движение, такое же перемещение клеток происходит и в человеческом организме. Клетки ноги, например, через тысячи лет перейдут в мозг, поменяют свою службу. От места клеток в теле человека зависит их работа, и в то же время и их состав. Сколь бы ни были сходны клетки по составу, веществу, по материи, из которой созданы, всё же между ними есть тонкое, едва заметное различие. Например, кислород, входящий составной частью в клетки ноги, чем-то отличается от кислорода крови, а кислород крови отличается, в свой черёд, от кислорода клеток мозга. В физическом отношении, однако в них нет разницы. Где ни встретишь кислород, он повсюду тот же, всё тот же элемент кислорода. В органическом и психическом отношениях кислород различается по своим свойствам от кислорода физического. И поэтому можно сказать, что кислород обладает внешними, или физическими, свойствами, которые учёные называют химическими свойствами. Но и физические, и психические , свойства его отличаются по своим месту и службе.

Проведите следующий опыт, чтобы увидеть, в чём скрывается сила, которая образует, то есть создаёт вещи - вне их или внутри. Возьмите раковинку какого-либо моллюска, мелко раскрошите её, поместите в воду и посмотрите, восстановится ли её первоначальная форма. Что бы вы ни делали, вы не сможете восстановить её первоначальной формы. Это показывает, что сила, работавшая над созданием ракушки моллюска вне её. Но если вы растворите в воде несколько кристалликов морской соли, а потом выпарите воду, кристаллы соли восстановятся. Это показывает, что сила, которая действовала, образуя кристаллы, в них самих. Значит, в одних случаях, силы природы действуют снаружи тела, а в других случаях внутри самих тел. То же самое можно сказать и об атомах. Есть атомы, жизнь которых находится снаружи, есть атомы жизнь которых идёт изнутри. Это же можно заметить и в ваших идеях. Например, есть такие идеи, в которых жизнь атомов кислорода находится вовне; есть идеи, в которых жизнь атомов кислорода внутри них. Это создаёт различие и в самих идеях. Как атомы элементов меняются местами, выполнив свою работу, так и в человеческом организме клетки меняются местами и своей работой. Вот, к примеру, через тысячи лет клетки ноги войдут в мозг. Это называется эволюцией. Но если клетки мозга не смогут использовать своих благоприятных условий, то через тысячи лет они окажутся в ногах, заняв более низкое положение.  Это называют кармой или тяжёлой судьбой. На основании этого же закона и сам человек может быть или в ногах или в голове космического человека, вследствие чего он будет находиться либо в лучших, либо в худших условиях жизни. Если человек сможет разумно воспользоваться тяжелыми условиями, он перейдёт в лучшие условия жизни.

 

Потому что часть не может быть равна целому. Ум - это проявление целокупности Великого, Божественного в мире. То есть умным может быть лишь тот человек, кто познал Бога, через кого проявляется Бог. Без этого условия человек не может быть умным. Он всегда представляет лишь малую частицу, которая с целым не имеет ничего общего. Представьте себе, что вы смотритесь в плоское зеркало и видите в нём своё отражение. Имеет ли ваше отражение те же качества, что и вы?  С виду отражение похоже на вас, но у него нет ваших качеств. Вы слышите, как граммофон передаёт речь знаменитого оратора. Но обладает ли сам граммофон качествами человека, речь которого он воспроизводит? Есть ли в нём некая разумность? Ни в граммофоне, ни в фонографе нет никакой разумности. Они могут лишь отражать человека. Из этого следует, что отражение не равно реальности. И человек не может быть подобен Богу. Сказано в Евангелии: «Будьте как Бог». Это не значит, что человек может быть как Бог, но он должен стремиться обрести качества Бога. Одно из качеств Бога: после того, как Он занимался великими делами - созданием солнц и вселенных - Он в состоянии заботиться и о муравьишке. Заметив, что муравьишка тонет, он тут же придёт к нему на помощь. Божий глаз, Божье сознание пробуждено для всего, что происходит во Вселенной. Он всё видит и всякой вещи определяет её место.

Если человек не может проявить этих качеств в малом мире, в котором он живёт, что сможет он проявить в большом? От вас, как от учеников, требуется работать над собой, развивать в себе чувство внимательности, деликатности. Это чувство подобно семенам растений. Оно нуждается в подходящих условиях: почве, воде, воздухе и свете. Зная это, вы должны ухаживать за семечком без отчаяния. Если оно не принесёт плодов в первые пару лет, оно даст его на пятый или шестой год. Семечко должно быть вовремя посеяно и притом при благоприятных для него условиях. Каждая лекция, которую вы слушаете представляет собой благоприятные условия для того, чтобы посеять семена. Используйте эти условия, чтобы посеянное семя могло расти и развиваться. Божественное несёт нужные условия для роста. В нём нет отдыха, нет и нейтральных зон. Если вы входите в Божественный мир, вам непременно нужно определить направление. Там не позволяется никакой отдых, там все существа работают. Кто пробует находиться там, не работая, тот незаметно окажется покинувшим тот мир. В какой бы мир человек ни попал, он должен непременно работать над собой. Если он не работает над собой сам, над ним будут работать другие.

Что представляет собой Божественный мир? Божественный мир - это разумный, сознательный мир, а не механический, как представляют его себе некоторые. Если вы слабы, но разумно используете условия этого мира, вы станете сильными. Однако если вы сильны, но невнимательны, вы можете пережить самые большие разочарования. Почему? Потому что самая маленькая ошибка в Божественном мире в состоянии произвести плохие последствия. Чтобы не оказаться в таком положении, человек должен использовать благоприятные условия. В противном случае, он впадёт в крайность, как это часто случается с некоторыми людьми. Вы слышали, как некоторые люди говорят: «Бог обо всём позаботится». То есть он сидит и ждёт, когда Бог обо нём будет думать. Это крайность. Другой же говорит: «Мне необходимо самому много работать, ни на кого не могу расчитывать». И вы видите, как этот человек напрягается, прикладывает усилия преодолеть сложности, но никак у него не получается это. И это другая крайность. Вы должны знать одно: где-то думает Бог, где-то думает человек. Где-то работает Бог, где-то работает человек. Что имеем в виду,  произнося слова: «Бог работает»? Когда Бог работает? Когда человек слаб. Это значит, когда сын слаб, мать работает за него; когда слаба мать, за неё работает сын. В первом случае ребёнок, сын представляет человека, а мать - Бога, который за него работает. Во втором случае мать является человеком, а сын - Богом, работающим за неё. Таким образом происходит смена: когда один отдыхает, другой работает. Если бы не было этой смены, люди не могли бы помогать друг другу.

Итак, будьте внимательны к страданиям всех живых существ и знайте, что вокруг вас все страдают. Страдание это нечто красивое! Страдание не есть что-либо другое, как язык Бога. Оно великая мать. Кто хочет, чтобы с ним заговорил Бог, тот должен быть готов вынести самые большие страдания, быть готовым быть оставленным всеми людьми. И если в этом состоянии вокруг него и в нём всё затихнет, тогда он услышит Божий голос, тогда он свяжется с реальностью жизни. Пока человек здоров, пока он богат, пока у него есть друзья, Бог не заговорит с ним. Все могут говорить с ним, но не Бог. Кто страдал, тот приобрёл бóльшую мягкость, бóльшую нежность, бóльшие знания и опыт, чем те, кто не страдали. Вопреки этому, все люди хотят провести жизнь без страданий. Как только речь заходит о страданиях, вы говорите: «Пусть эти страдания находятся подальше от меня». Едва заговорят о радости, вы сразу улыбаетесь. Но радости и скорби идут друг за другом. Если позовёте скорбь, тут же за ней последует радость. Когда с каким-то человеком скорбь разговаривает слишком долго, она говорит ему: «Доныне я пахала и копала. Это я умею делать. После того как я распахала всю пашню, позову мою сестру, радость, вместе с нею мы её засеем. Она хорошо умеет сеять». Но, если человек позовёт радость до того, как он перепахал и перекопал своё поле, та скажет ему: «У меня есть сестра, она прекрасно умеет пахать и копать. Она должна прийди прежде меня и сделать эту работу, я приду после неё и засею пашню. Мы работаем вместе - она начинает, я завершаю. Затем я начинаю, а завершает она». 

Это значит, что без радости и скорби жизнь человека была бы несчастна. Работая вместе, они облагораживают человека, внося в него нежность и мягкость. Если над ним работает лишь скорбь, она его огрубляет, если только радость, то она делает его слишком затвердевшим. А когда они работают вместе, то вносят в характер человека мягкие, нежные, благородные чувства и возвышенные стремления. То же самое можно заметить и среди учёных. Пока человек занимается исключительно одним предметом, он в конце концов грубеет. Если учёный посвящает 20-30 лет жизни исключительно изучению жизни бабочек, он огрубеет. Что за польза в том, если он поймал за жизнь тысячи бабочек и препарировал их? Что за искусство препарирование? Что за наука в том, что человек научится препарировать различных животных? Настанет день, препарируют и этого человека, который препарировал тысячи стоящих ниже себя животных. Истинное искусство, истинная наука в том, чтобы мог человек изучать животных, не препарируя их. Пока наука занята препарированием животных, её направление неверно. Внося в жизнь доброе, она вместе с тем одновременно вносит в неё и злое, грубое, жестокое. Кроме возможности  изучения через препарирование, существуют и совсем другие методы изучения природы, отличные от нынешних.

Поэтому остерегайтесь огрубления своих чувств. Изучая естественные науки, математику, можно стать грубее. Если быть невнимательным, то огрубеть может каждый, министр ли он, учитель ли, священник или кто-нибудь ещё. Если учитель бьёт своих учеников, то не пройдёт и десяти лет, как он огрубеет. Любое дело может сделать человека грубым, ему нужно ограждать себя от этого, быть внимательным. Нет естественника, который не заплатил бы дорого за препарирование, которым он занимался. Нет рыбака, который не заплатил бы дорого за пойманную им рыбу. Нет мясника, который не заплатил бы дорого за убитых им овец и коров. Вообще нет человека в мире, который, нарушая Божественный закон, дорого не платил бы за это.  Так что тот, кто изучает природу, должен придерживаться определённых правил, с которыми не знакомы и которых не соблюдают современные учёные. Если кто-нибудь изучает бабочек, к примеру, то он должен отправиться к тому возвышенному существу, которое им покровительствует, чтобы просить его позволения изучать их. Если то существо позволит ему это, оно передаст ему и способ, которым нужно поступать с ними, чтобы при изучении они не пострадали. Если же этот человек войдёт в царство бабочек без позволения, их покровитель преподаст ему урок, который он запомнит на вечные времена. Если кто-то хочет как химик войти в царство элементов и изучать их, он тоже должен просить позволения у их хранителя - возможно ли их изучать, сколько элементов следует изучить и т.д. Требуется позволение на изучение в любой науке - это первое священное правило, которое необходимо соблюдать. В противном случае, за нарушение его придётся дорого платить. Многие платили даже своей жизнью. Каждая область науки священна и пожелавший изучать её должен иметь позволение от того, кто этой областью управляет. Если хочешь быть хорошим врачом и хорошо лечить людей, прежде обратись за позволением к тем существам, которые управляют этой областью, и тогда работай. 

От человека требуется только одно: вера! Он должен верить в то, что изучает. И когда лечит, человек тоже должен обладать верой. Лекарства, рекомендуемые больному врачом, имеют силу настолько, насколько у него есть вера.  А если так, то человек может лечиться и без лекарств. Представьте, что в некой больнице находится тридцать парализованных: у одного парализована нога, у другого рука и так далее. Если бы у этих больных была сильная вера, они излечились бы одной словесной формулой. Вера человека - это нечто мощное! И так же, как Вера является условием выздоровления больных, так и школа предоставляет условия для развития талантов и способностей, заложенных в человеке. Кто может использовать эти условия, тот станет учёным. Это означает, что школа не делает человека учёным, даже не даёт ему знаний, она предоставляет ему возможности приобрести знания, стать учёным. Церковь не делает человека религиозным, но создаёт условия для развития его религиозного чувства. Зная это, имейте в виду, что ваш класс не сделает вас мгновенно оккультными учениками, но предоставит вам возможность стать такими. Если вы разумно используете эти условия, вы станете хорошими учениками, если не используете их, как нужно, не приобретёте ничего.

Идеи, преподаваемые в школе, должны быть столь ясны вам, что не смогут вызвать никакой двусмысленности. Чтобы воспринять те идеи, которые вам преподаются, вы должны быть как дети. Нет ничего смешнее для человека, чем считать, что он стар, что он человек поживший, что он всё знает. Такой человек состарился преждевременно. Он похож на ребёнка, которому кажется, что он человек значительный. 

Шёл по улице одного городка во Франции некий француз, повстречавший мальчишку с сигаретой в зубах. Он остановил его и сказал: «Мальчик, это так плохо, что ты куришь табак. Ты ещё такой маленький!» «Господин, разве вы не знаете, что во Франции нет детей?» Несчастье Франции и состоит в том, что у неё нет детей. А кого ни встретите в Болгарии, каждый скажет: «Ты что, думаешь, что я обычный человек? Не думай, что я невежда!» Несчастие Болгарии заключается в том, что все болгары считают себя учёными. Думать человеку о себе, что он умён, это быть наполненной бутылкой, не отворяемой годами. Нет, если уж наполнили бутылку, должны использовать её содержимое, опорожнить её и заново заполнить свежей, чистой водой. Каждый из вас должен хотеть заполняться и опорожняться. Опорожняясь, не жалейте об этом, наполняясь, радуйтесь, что приобрели нечто новое. Но для этого все вы должны иметь положительный взгляд на вещи. Только таким образом вы сможете иметь успех и правильно развиваться. 

Теперь удержите в своём уме основные идеи этой лекции: 

Когда вы страдаете, входите в положение друг друга.

И вторую: что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, используйте его для развития в себе нежных, благородных чувств. То есть берегите себя от огрубления своих чувств  и развивайте в себе нежность и сострадание. 

—Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

— Она постоянно нас веселит. 

Перевод -  Елена Людевиг

Link to comment
Share on other sites

 Share