Перейти к содержанию

1923_05_09 Движение разумных сил


Ани

Recommended Posts

Движение разумных сил

28 лекция 2-МОК

9 мая 1923 года

София

- Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

- Она постоянно нас веселит.

Читали резюме на пятнадцатую лекцию первого года.

Читали эссе на темы: «Символы чего известняк и пепел?» и «Отличительные черты сильной воли». 

К следующему разу пишите на тему: «Разница между мудростью и знанием». 

Какое определение даёт относительная геометрия окружности? Окружность - это геометрическое место точек, одинаково удалённых от одной внутренней постоянной точки, называемой центром. Окружность - это крайний предел, до которого сознание человека может расшириться во всякий данный момент. Представьте, что у выс есть два маленьких круга. Один представляет семя  дуба, жёлудь, а другой семя кукурузы. Вычисляли ли вы, во сколько раз жёлудь больше и тяжелее кукурузного зерна? В чём состоит разница между жёлудем и кукурузным зёрнышком? Разница в их деятельности - круг деятельности жёлудя шире, чем круг деятельности кукурузинки. Что же касается их питательности, тут дело обстоит иначе. Свиней часто кормят желудями, но это не показывает, что они питательнее кукурузных зёрен. По происхождению кто древнее - дуб или кукуруза? Кукуруза древнее дуба. С позиции современных представлений, можете ли вы утверждать, что жёлудь содержит в себе те же возможности, что и дуб? 

По этому вопросу существует две теории. Одна теория утверждает, что любое семя, в том числе и жёлудь, содержит в себе самом все возможности, что и целое дерево. Другая теория утверждает, что семя содержит в себе условия, но не возможности, которыми обладает взрослое дерево. Каково ваше мнение по этому вопросу? Для прояснения этого вопроса возьмём следующий пример: представьте себе, что у вас есть одна мысль, высказав её, вы уже в состоянии оценить её качества. Содержатся ли её качества в самой мысли? Любая мысль, высказанная вовне, определяет своё внутреннее содержание. Зная об этом, вы должны наблюдать и изучать свои мысли, их качества и проявления. 

Как ученики, вы должны учиться, приобретать знания. Современные учёные - дети в науке. По отношению к прошлому они учёные, кажутся умелыми, но по отношению к науке будущего они ещё дети. По отношению к проявленному они гении, но по отношению к тому, что предстоит проявить, они дети. Зная это, вы должны быть готовы признавать своё невежество в данной области, признавать свои ошибки. Многие думают, что, признавая свои ошибки, они кажутся грешниками. Нет, человек должен быть искренним в себе, изучать свои ошибки и признавать их. Нарисовал художник образ одного человека, приходят люди, смотрят на портрет, видят, что нос на нём несколько кривоват, указывают на эту ошибку художнику, но тот отказывается её исправлять - он уверен, что нос и был у этого человека кривым. И несколько человек, посмотрев на нарисованный художником портрет, уверяют, что нос передан неточно. Наконец художник принимается исправлять его. После исправлений он и сам доволен портретом. Работая над какой-либо картиной, художник какое-то время рисует точно в соответствии с оригиналом - так и ученик должен работать над каждой своей мыслью, поправляя её. Многие ваши мысли искривлены и искажены. Вы должны работать над ними, чтобы их исправить. Но некоторые считаю, что любая их мысль Божественна, а раз так, то она непогрешима. Но это не так. Не каждая мысль, проходящая через голову человека, Божественна. Вы должны изучать свои мысли, чтобы уметь различать, какие мысли и правда Божественные, а какие человеческие. В человеческих мыслях есть ошибки, а в Божественных - нет. Анализируя свои мысли, стремитесь их применять. Если вы не применяете  свои мысли или идеи, вы похожи на человека, который хочет рисовать: покупает для этого кисти, краски, полотно, готовится начать свою работу. 

Всем рассказывает, что у него есть идея, что он готов рисовать, но пока не начал свою работу. Из этого следует, что идеи имеют смысл только тогда, когда применяются в жизни. Кто-то говорит, что он хочет быть добрым. Эта идея неприменима. Что это значит - быть человеку добрым? В другой раз он рассказывает, что хочет быть кротким. Это ещё одна неприложимая идея. Что это значит - быть человеку кротким? Каковы отличительные черты кротости и доброты? Рисуя курицу, изображаешь у неё на лапах точно определённое число пальцев: три спереди и один сзади. Рисуя человека, изображаете на его руке пять пальцев - ни больше, ни меньше. Любая вещь, созданная природой, точно определена. Так же точно определены отличительные черты кроткого человека, милостивого и т.д. Кто хочет понять, милосерден ли он, может провести следующий опыт: отправляетесь в долгий путь и берёте с собой килограмм хлеба, целый день не едите, откладываете на вечер, когда прибудете в определённое место. Если во время вашего путешествия вам встретятся три человека и попросят дать им хлеба, потому что они голодны и утомлены, а у них хлеба нет, что вы сделаете? Если дадите по маленькому кусочку, оставив всё остальное для себя, вы не милосердный человек. Если же разделите так, что на каждого придётся по четвертинке, вы человек милосердный. Иной хочет проверить, насколько он в состоянии мыслить философски, и задаёт вопрос, курица ли произошла раньше, или яйцо. Это две относительные величины, не абсолютные. Это символы, не решающие вопроса. Некоторые философы представляют космос в виде яйца, готового проклюнуться, однако и это всё лишь символы. 

Вернёмся к вопросу, содержатся ли качества выраженной мысли в самой мысли. Задавать такой вопрос - всё равно, что спрашивать, содержатся ли тоны, выходящие из скрипки,  в ней самой, в её струнах или в смычке. От сжатия струн, от их сокращения или удлинения производятся различные тоны. Но звуки производит скрипач, знающий законы музыки, помещая пальцы свои на скрипку. Вещий скрипач может производить тоны и без струн. Ему достаточно сосредоточить свою мысль на вашем слухе, чтобы вы услышали красивые, приятные тоны некой песни, которая исходит из скрипки. Однако это происходит не физическим путём, не через колебания воздуха, как обыкновенно передаётся звук, но другим способом - через мысль. Из этого можем сделать следующий вывод: как скрипка является условием передачи звуков, которые извлекает из неё скрипач, так и мысль является условием для передачи качеств тех, кто её производит. Так что ни скрипка не производит тоны, ни мысль не содержит в себе качеств того, кто её думает. 

Это всё ряд рассуждений, необходимых для развития вашей мысли, для пробуждения ваших мозговых центров. Без этих рассуждений мысли, проходящие через ваш ум, останутся лишь теорией, без всякого практического применения. И когда через ваш ум проходят различные мысли, а вы на них не останавливаетесь, не рассуждаете, то в конце концов засыпаете. Почему? Потому что ещё не привыкли пробуждать деятельность своих мозговых центров. Из-за этого, люди, размышляя над каким-то вопросом, оказываются не в состоянии следить за своей мыслью, но попадают под закон внушения, гипнотизма и засыпают. Это означает, что когда ученик размышляет над каким-то вопросом, он должен напрягать свой мозг, чтобы пробудить деятельность всех мозговых центров или хотя бы части их. Если в процессе мозговой деятельности пробуждён лишь один мозговой центр, человек непременно заснёт, потому что загипнотизирует сам себя. Именно этим объясняется потеря ума и отчаяние богатого человека, которому сообщают, что банк, в который он вложил все свои деньги, прогорел. Целую свою жизнь этот человек направлял всё своё внимание лишь на деньги, тем самым загипнотизировав себя. В тот день, когда он слышит о потере своих денег, он теряет и свой ум, и желание жить и работать. Сон это особое гипнотическое состояние, которое на человека часто наводит природа. Как только она помещает его в это состояние, он засыпает. В это время она забирает его в астральный мир, где показывает ему различные образы, сменяющие друг друга. Таким образом она создаёт внутри него разнообразнейшую жизнь, которую он будет стараться вспомнить, пробудившись, и начнёт мыслить. Через сны природа создаёт в человеке мысль. Мысль развивается в большом разнообразии.

Таким образом, от всех вас требуется сознательная работа - чтобы вы могли постепенно развивать в себе хорошие качества и способности. Например, если вы хотите развить в себе терпение, проведите такой опыт: попросите десяток ваших друзей уколоть вас иголками на миллиметр примерно глубиной, а сами следите, потеряете ли вы равновесие или сохраните его. Так вы закалитесь. Кроме этого, можете провести такой опыт: разуйтесь и пройдите босыми по полю, где растут колючие растения. Пройдя от одного края поля до другого, поймёте, удалось ли вам сохранить равновесие и доброе расположение духа. 

С этими же ситуациями человек встречается и в жизни. Плохие мысли и чувства людей ни что иное, как те же самые колючки, попавшие под кожу на миллиметр глубины. Плохие мысли и чувства подобны укусам комаров или блох - здесь вас укусит плохая мысль, там зацепит плохое чувство, пока вы не сойдёте с рельсов своего терпения. А если ваше равновесие не нарушается, это означает, что вы обладаете терпением. Если же нарушается, берите кисти и краски и рисуйте изображение терпения. Повторите, и в третий раз ещё попробуйте, пока наконец равновесие ваше останется с вами и вы всегда будете веселы. Как только вы будете всегда веселым, знайте, что свою картину терпения вы завершили.

Этот опыт касается только учеников и притом тех из них, кто силён. Слабые не должны проводить такие опыты, чтобы искусственно не нарушить своё расположение духа. Для них достаточно тех опытов, которые предоставляет им жизнь. Жизнь людей устроена так, что даже не желая, они пройдут через большие испытания - их испытания таковы, что они от боли подскакивают. При этом их укалывают не друзья, но те, кто расположен к ним без приязни. Все современные люди проходят через подобные опыты. В жизни эти опыты не являются ничем иным, как испытаниями, страданиями и мучениями, которые переживают люди. Невидимый мир постоянно подвергает людей этим опытам, чтобы увидеть, что они могут выдержать. Никто не может приобрести какой бы то ни было силы природы, пока не разовьёт в себе соответствующих качеств. Кто-то, к примеру, считает себя человеком честным, благородным, ему кажется, что ничто не может соблазнить его - а дадут этому человеку десять тысяч фунтов золотых стерлингов, чтобы он исполнил одну работу, а потом ещё десять тысяч фунтов золотом, чтобы он сделал другую работу. Он берёт деньги, но чем их становится больше, тем и искушение больше. И начинает человек этот так думать: «Разве я не могу взять эти деньги и с их помощью сделать нужную работу?» значит, человек должен быть честен до той степени, до которой в нём существует элемент честности.

Представьте себе, что некий честный человек заключен в тюрьму и осуждён на смерть. Он дал обещание, что не выйдет из тюрьмы, пока не будет произнесен приговор. Но один его хороший друг забирается в тюрьму и предлагает ему сбежать оттуда - открывает ворота и говорит ему, что он может свободно выйти из заключения. Этот человек начинает колебаться, думать, выходить или нет, но не решается, хочет сдержать своё обещание. Если он человек честный и к тому же адепт, располагающий знаниями, он может дематериализоваться, но дав однажды обещание не выходить из заключения, пока не будет произнесён приговор, он не может воспользоваться своим знанием. Однако в день приговора, он дематериализуется и моментально исчезает на глазах у всех. Таким образом судьи, правители видят, что они ошиблись, осудив совершенно праведного человека. Праведный не может быть приговорён к смерти никогда, для него смерти не существует. 

Следовательно, так же как закон имеет два различных отношения: к обыкновенному человеку и к праведному, так и мораль имеет двоякое проявление: абсолютная мораль - к Богу, относительна мораль - к людям. Это значит: абсолютная мораль познаётся только по отношению человека к Богу. Когда мы доходим до вопроса отношения человека к людям, тогда применяется относительная мораль.  Отношение человека к Богу всегда имеет одну и ту же цену, то есть никогда не изменяется. Отношение человека к людям и ко всем живым существам изменчиво. Если отношение человека к Богу верно, то оно в силе анулировать все остальные отношения, к кому бы то ни было. Но все эти отношения, однако, не в состоянии отменить отношения человека к Богу. Например, хочет некто помочь своей матери, своему отцу или всему человечеству и готов ради этого отказаться от Истины, то есть изменить своё отношение к Богу. Это ошибочная мысль, это неправильный вывод. Невозможно одним хорошим поступком помочь своей матери, своему отцу или всему человечеству. Когда отношение человека к Богу верны и поставлены на первое место, он только тогда в состоянии помочь людям, а также всем живым существам. Держите в своём уме мысль, что лишь отношение человека к Богу имеет одинаковую ценность во все времена и во все эпохи, а остальные отношения временны и переменчивы. 

Будьте внимательны к себе, раз вы ученики, чтобы не скопить большую энергию, чем требуется, в любой части своего организма. Берегите себя от складирования энергии. Природа не выносит никаких излишков. Когда человек скапливает в себе излишнее? Когда он начинает думать о том, чтобы быть застрахованным. Встречаетесь с человеком слабым, неудачливым, но в какой-то момент дела его идут в гору и он богатеет. Разбогатев, он начинает думать, что он застрахован, что теперь ему не нужно больше ничего. Разбогатев, он перестаёт думать. Вы видите, что этот человек постепенно полнеет, толстеет, становится, как торговец, накапливает в себе излишнюю энергию. Почему человек желает растолстеть, пополнеть? Чтобы занять большее пространство, чтобы стать более внушительным, привлекая таким образом к себе большее внимание. 

Что, в сущности, определяет пространство? Мысль. Крайний предел, которого может достичь в пространстве мысль, определяет её силу. Время же определяет внутреннее содержание мысли, то есть её длительность. Чувства человека определят смысл - дух мысли. Значит, любая мысль рассматривается прежде всего по объёму, по тому, какой объём она занимает в пространстве, то есть какова её внешняя форма; затем рассматривается внутреннее содержание мысли и, наконец, её смысл. Мысль движется по прямой линии. Её внутреннее содержание, то есть чувства, наполняющие мысль, придают ей кругообразную форму. Это значит, что прямая линия определяет форму мысли, круг определяет её содержание. В таком случае у вас есть идея времени и пространства. Для объяснения этой идеи воспользуемся стихом апостола Павла: «Любовь - это плод Духа». Любовь - это форма, жизнь является объяснением, то есть содержанием этой формы. Дух является смыслом, он осмысляет вещи. Когда мы говорим: «Бог есть Любовь», мы пониманием проявленный, явленный свет. Это значит, чтобы проявилась Любовь Божия, должен проявиться Божественный свет. Когда мы говорим о жизни, мы имеем в виду особое проявление Божьей Любви, идущей от всех живых существ. Каждое живое существо проявляет любовь своим особым образом - она выражает его жизнь. Бог есть Любовь - это подразумевает всеобщую жизнь, полноту Любви. Жизнь, выражаемая через всех живых существ, представляет собой частичное, индивидуальное проявление Любви. 

Сейчас мы выразим идею времени и пространства следующей формулой: весь человек представляет собой совокупность времени и пространства. Голова выражает пространство, необъятность, поэтому она ненасытна. Головой человек думает, как и какое место занять. Ненасытность головы видна по стремлению человека к знаниям: сколько бы их ни было, он приобретает всё больше и больше. Он хочет много домов, много складов, но умному видно, что можно прожить и лишь с одной комнатой. А тело человека выражает время. То есть тело представляет внутреннее содержание головы. Действительно, развитие головы проецируется на тело, проявленная деятельность всего тела выражает смысл головы. Желудок, в сравнении с головой, принимает в себя намного меньше. Сколь бы много пищи не принимал в себя человек, желудок его легко заполняется. А голова принимает обычно очень много и всегда остаётся несытой, сколько бы ей ни давали, она всё равно хочет ещё. Итак, когда человек живёт в своей мысли, он движется в пространстве; когда он живёт в своём сердце, он движется во времени; в содержании вещей.

Как современные философы рассматривают идею времени и пространства - как реальность или как относительность? Некоторые утверждают, что вещи существуют вне времени и пространства. Это означает, что вещи существуют вне трёхмерного мира. Например, вы рисуете на полотне некую картину, эта картина помещена на плоскость, то есть она  распростёрта в двухмерном мире. Но тот же образ может быть изваян, то есть изображён в виде статуи, выражаясь в мире трёх измерений. И наконец та же картина может быть выражена вне трёх измерений - быть нарисованной в мыслях. И это положение философы называют состоянием вне времени и пространства. Что тогда выражает собой круг? Круг не выражает целой идеи, но лишь малую, микроскопическую часть всей идеи, реальности. Круг часть сферы, а сфера это тело трёхмерного мира.

Всё это отвлечённые идеи, которые вводят вас в непонятную область без всякого приложения. Эти идеи имеют приложение только внутри сознания человека. Например, с помощью сознания человек может понять, приближается к нему или отдаляется от него какой-то субъект. Почему? Потому что приближение какого-то индивида процесс не внешний, но внутренний. Один человек может внешне приближаться к вам, а внутренне, духовно от вас отдаляться и наоборот - он может отдаляться от вас внешне, физически, но внутренне приближаться. Это показывает, что физическая близость всегда не соответствует близости между душами, умами и сердцами. На этих внешних и внутренних отдалениях и приближениях людей друг к другу основаны состояния радости или печали, которые вы испытываете ежедневно. Если к вам приближается несимпатичный вам человек, вам неприятно, а иногда и тоскливо, особенно когда этот человек сможет насильно что-то получить от вас. Если такой человек удаляется от вас, вы ощущаете радость, вам приятно, что он не находится близко ни физически, ни умственно, ни сердечно. И обратное - если к вам приближается человек, который вам приятен, вы радуетесь; а когда он отдаляется от вас, вы скорбите. Получается, что оба эти человека производят в вас и радость и скорбь, но в абсолютно различных обстоятельствах.

Когда неприятный вам человек приближается к вам, имея целью получить нечто от вас, вы ощущаете скорбь, когда он отдаляется - радость. Когда приятный человек приближается к вам, вы ощущаете радость, когда он отдаляется - ощущаете скорбь. На чём основываются эти состояния? На вашем сознании. В сознании человека есть отдаленные, смутные воспоминания, что тот, кто ему неприятен, некогда причинил ему вред,  какое-то зло, и сегодня он идёт с той же мыслью. Это может быть и некоторая иллюзия, некоторое заблуждение. Откуда вам знать, что человек, вам неприятный, приближается, чтобы причинить вам какое-то зло? Может быть сегодня он идёт к вам с намерением совершить для вас некое большое добро, которым он приятно удивит вас. Вы не знаете скрытых намерений людей. Часто человек, причинивший вам огромное зло, в состоянии совершить для вас огромное добро. 

Дружба бывает устойчивой и неустойчивой. Вообразите, что вы завязываете дружеские отношения с неким человеком. Знаете ли вы, сколько времени продлится ваша дружба? Она может длиться год, два, три, пять, десять лет и после этого разрушиться. Почему? Потому что дружба вообще основана на чувствах. А там, где управляют чувства, всегда образуются астральные соединения, отличающиеся большой неустойчивостью. Чтобы быть устойчивой, дружба должна соответствовать следующей формуле: Р.М.С.Т.СУ.Д. Буквы СУ выражают один элемент, значит в целую формулу дружбы входит шесть элементов. Каждый элемент взят в строго определённом процентном отношении. Чтобы дружба была устойчивой, разумность Р должна составлять три процента от целого, милосердие М - пять процентов, совесть С - девять процентов, твёрдость Т - шесть процентов, самоуважение СУ - семь процентов, дружелюбие Д - семь процентов. Те же числа могут быть взяты как числители дробей, чьи знаменатели: 6,8,10,12,15,16. Общая сумма числителей 3,5,9,6,7,7 равна 37. Общая сумма знаменателей: 6,8,10,12,15,16 равна 67. Тогда будем иметь дроби: 3/6; 5/8; 9/10; 6/12; 7/15 и 7/16. Приведите эти дроби к общему знаменателю который станет для вас методом для работы. Общая сумма числительных 37, знаменателей 67 дают новую дробь 37/67. Сложив их цифры, получаем: складываем цифры числителя (3+7=10=1) и знаменателя (6+7=13=4): 1+4=5. Это философское сокращение дробей. Таким образом, чтобы найти сокращённую формулу дружбы, нужно сложить числа 1+4. Сложив их, получаете число 5 - человека. Единица представляет Божественный принцип, а четвёрка - животный принцип, то есть человека, в котором самосознание ещё не пробуждено. Чтобы в человеке была проработана эта формула, он должен найти в себе Божественное - в этом состоит смысл жизни.

Зная это, начинайте работать. У вас уже есть основание (химическое) - число 5, на котором, как на почве, можете сажать, то есть строить вашу жизнь. В дроби 1/4 оба числа кислоты, 1 - кислота первой степени, а 4 - кислота второй степени. Степень подразумевает силу кислот и оснований. Число 5 является основанием второй степени. Кислота-единица растворяет в себе всё. Итак, настоящая дружба создана дробью, числитель которой - единица, а знаменатель - четыре. О дробях 3/6, 5/8, 9/10, 6/12, 7/15, 7/16 можем сказать следующее: дробь 3/5 выражает часть Божественной разумности, 5/8 - часть Божественного милосердия, 9/10 - часть Божественной справедливости. Я использую слово «справедливость» вместо слова «совесть», потому что о Боге невозможно сказать, что у него есть совесть - Бог справедлив, но не совестлив. Дробь 6/12 выражает часть Божественного терпения, которое на человеческом языке называется твёрдостью. Только твёрдый, а не упрямый человек может быть терпелив. Дробь 7/15 выражает часть самоуважения в человеке - такой человек никогда не изменяет своим словам. Дробь 7/16 выражает часть дружелюбия в человеке, то есть закона Любви. Теперь, сложив числители и знаменатели каждой дроби по отдельности, получим следующие числа: 3/6 —>3+6=9; 5/8—>5+8=13=1+3=4; 9/10—>9+10=19=1+9=10=1; 6/12—>6+12=18=9; 7/15—>7+15=22=2+2=4; 7/16—>7+15=23=2+3=5. Числа работают в момент зарождения дружбы между двумя людьми. Чтобы увидеть, будет ли эта дружба устойчивой, вы должны рассмотреть взаимодействие планет в момент создания этой дружбы. Дружба может быть устойчивой, если в момент её формирования принимали участие планеты Венера, Юпитер, Меркурий и Солнце. Когда в дружбу вмешиваются Марс, Сатурн или Луна, они непременно подрывают основы этой дружбы - не пройдёт много времени, как вы увидите, что основы её начинают сотрясаться.

Когда к вам в друзья приходит Марс, любое ваше слово может его спровоцировать; когда Сатурн становится вашим другом, он начинает сомневаться в каждом вашем слове, и, когда наконец с ним соединяется Луна, он начинает заваривать кашу. Луна, увидев, как проявился Марс, как проявился Сатурн, приделывает всему этому хвосты и запутывает всё ещё больше, после чего всякая дружба исчезает. Вообще Луна прямо не помогает даже росту растений, помогая им только косвенно. Когда светит Луна, растения останавливают свой рост, как только она скрывается, они начинают расти. Быстрее всего растения развиваются при солнечном свете. Поскольку Луна пробуждает в человеке зависть, даже растения от неё скрываются, в смысле перестают расти. То есть, когда человек завидует, мы можем сказать, что в нём взяла верх Луна.

Ученик должен изучать астрологию, изучать влияние планет на себя и сознательно им противостоять или подчиняться - в зависимости от их вредного или благотворного воздействия. Иногда человек настроен воинственно, готов сражаться, выхватывать нож - он находится под влиянием Марса. Если в этот момент явится и Луна со своим отрицательным воздействием на человека, она сразу привнесёт своё, усилит заблуждения и обман, добавит к его состояниям ложь, и он, поскольку настроен агрессивно, поддавшись её иллюзиям, воображает, как он достаёт нож, и тогда может пойти на всё. Это всё заблуждения, преувеличения - состояния, идущие от Луны, она любит запутывать и обманывать людей. Потому что в своих отрицательных состояниях пользуется ресурсом лжи и заблуждений. Сатурн вносит в человека сомнения, подозрения. Но вам нужно знать, что каждая планета может оказывать и доброе, положительное воздействие на человека, не только отрицательное. Венера, как женская планета, имеет слабость к любви - если она влюбляется в Марса или в Сатурна, то принимает их качества, смешивая их со своими, оказывая на человека таком случае нисходящее воздействие. Когда Сатурн сочетается с Венерой, он оказывает на неё влияние, и тогда в любовь примешивается его отрицательный элемент - сомнение и подозрительность. Но, если Венера в своём восходящем состоянии, она влияет на Сатурна - он подчиняется ей, слушается её и идёт по её стопам. 

Размышление

- Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

- Она постоянно нас веселит.

Перевод -  Елена Людевиг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...