Перейти к содержанию

1923 _03_21 Белый и чёрный свет


Ани

Recommended Posts

Белый и чёрный свет

21 марта 1923 года

София

2-МОК

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. 

Размышление

Читали резюме первой и второй лекций первого года.

В резюмированных лекциях говорится о страхе. В чём причина страха? В темноте. Когда ребёнок остаётся в темной комнате один, он начинает бояться. С чем связана темнота? Или каково происхождение темноты? Где отсутствует свет, там присутствует тьма. Если осветить круглое непрозрачное тело, одна сторона этого тела будет светлой, а другая - тёмной. Кто посмотрит на это тело издалека, увидит только светлую его часть, а тёмной не увидит. Не показывает ли это, что тёмной части не существует? Если тьма, то есть темнота - это неосвещённая часть какого-то тела, которая не видна, это связано с тем фактом, что свет не проникает сквозь него. Из этого можно сделать вывод, что тьмы не существует. Так ли это в сущности? В природе темнота существует как сила. Эта сила проявляется в виде лучей, отличающихся от светлых лучей, мы называем  их лучами темноты. Эти лучи вызывают в человеке сжатие, сгущение материи, вследствие чего в нём рождается целый ряд отрицательных чувств, таких как ненависть, зависть, злоба, лукавство, лицемерие и подобные. 

1923_03_21_f1.gif

 Из этого следует, что все грехи людей связаны с лучами темноты, или с так называемыми чёрными лучами Природы. Человек грешит, если попадает под влияние этих лучей, он несёт их признаки. Как лучи Света или белые лучи имеют свои особенные признаки, так же своими признаками обладают и чёрные лучи. Те и другие лучи взаимно переплетаются, образуя два треугольника: один - вершиной вверх, другой - вершиной вниз. У белых лучей направление восходящее, у чёрных - нисходящее (Рисунок 1). Белые лучи образуют треугольник АВС, а чёрные - треугольник А’В’С’. Эти треугольники представляют одновременность белого и чёрного света. Спектр белых лучей созидает, творит, он несёт в себе жизнь; спектр чёрных лучей разрушает, уничтожает, он несёт в себе смерть. Именно по этому признаку оккультисты отличают белые лучи от чёрных лучей. 

О чёрных лучах может быть сказано много, но не нужно их трогать, потому что они очень опасны. Ими могут заниматься только очень сильные, мудрые и добрые люди. Чем меньше говорится о зле, тем лучше. Будучи оккультными учениками, вы должны говорить о положительных вещах жизни, а не об отрицательных. Когда ваши ум, сердце и воля окрепнут, тогда вы можете изучать спектр чёрных лучей. Грешник знает тьму, ему не нужно изучать её специально. Он особым образом смотрит на вещи: что ни видит, хочет присвоить, удержать его для себя. Поэтому, если вы случайно окажетесь в области чёрных лучей, вам нужно сразу реагировать на них, встречно отталкиваясь, чтобы не позволить им поглотить вас. Как может человек реагировать на чёрные лучи? Чтобы реагировать на них, ему необходимо изменить направление своего движения. 

Допустим, что два живых существа А и В движутся по одному и тому же пути, образующему прямую линию АВ. Эта линия представляет собой направление или путь, по которому движутся чёрные лучи. Попав на него, вы должны тут же взять направление вверх, по перпендикуляру АС, чтобы освободиться от их влияния. Это и означает - среагировать на воздействие чёрных лучей. Нужно двигаться по перпендикуляру С, но только тогда, когда в этом есть смысл. Тогда есть зачем менять своё направление. Читаете вы, к примеру, книгу какого-то философа, создавшего путь АВ, и к вам приходит человек, начинающий оспаривать его идеи. Вы тут же противостоите ему, бросаетесь защищать идеи этого философа. Вы сходите с линии АВ и оказываетесь в направлении линии С. Ваши ли те идеи, которые вы защищаете? Это всё чужие идеи, вскормленные вами внутри себя, как кукушиные яйца, и вы боретесь за них. Но при этом вы не знаете, верны ли они. Если они неверны, вы вскоре покинете перпендикуляр С, спустившись опять на линию АВ. В любом конкретном случае человек должен понимать, какая из идей его, а какая чужая. 

1923_03_21_f2.gif

Современные люди отстаивают идею существования Бога, не спрашивая себя, их эта идея или она прилеплена к ним извне. Они услышали о Боге от своей матери, от своего отца, от проповедников, но эта идея не их, она не возникла в глубине их души. И потому точно так же, как сегодня они придерживаются идеи существования Бога, так завтра могут от неё и отречься. До тех пор, пока эта идея приложена к ним извне, они находятся в положении перпендикуляра С. Есть ли в них любовь к Богу, знают ли они Его, реальное ли Он существо для них? Если Бог является для них какой-то реальностью, какое отношение они имеют к Нему? Если бы люди имели отношение к Богу, первым их проявлением была бы Любовь. То есть Любовь это первое отношение, первая точка соприкосновения с Абсолютной реальностью, то есть с Безграничным, Вечным началом жизни. Вторая точка соприкосновения - Мудрость, а третья - Истина. Когда человек найдёт в себе эти три точки соприкосновения, он самоопределится по отношению к Абсолютной реальности как мыслящая душа. 

Таким образом, обнаружив первую точку соприкосновения с Великим началом, вы приобретаете жизнь, движение; обнаружив вторую точку соприкосновения, вы приобретаете свет и знание - условия развития вашего ума; отыскав третью точку соприкосновения, вы обретаете свою Свободу - первое условие развития воли. В ком нет истины внутри, тот человек без воли; в ком нет мудрости, тот человек без ума; в ком нет любви, тот человек без сердца, без жизни. То есть, потеряв свою любовь, человек обречён на смерть; потеряв мудрость, человек обречён стать глупым - он постепенно спускается в ад, в жизнь теней; потеряв истину, человек становится игрушкой и посмешищем людей. Так что лишь тот может сказать, что он узнал Бога, кто при первом соприкосновении с Ним приобрёл жизнь, при втором соприкосновении приобрёл знания и свет, а при третьем соприкосновении приобрёл свободу, которая даёт воле импульс  и направление. 

Жизнь покоится на этих трёх основаниях. Кто не верит, может выйти и состязаться в тем, кто испытал и пережил эти вещи. Мёртвый отрицает жизнь; я кладу руку ему на голову - и он оживает. Спрашиваю его: «А теперь веришь в жизнь?» «Верю». Глупый отрицает знания и мудрость; я кладу руку ему на голову, и он умнеет.  Спрашиваю: «Теперь веришь в Мудрость?» «Верю». И наконец встречаю того, кто стал посмешищем людей; кладу руку ему на голову, и в нём проявляется воля и побуждает его действовать. «Веришь ли теперь в Истину?» «Верю». Какие доказательства могут быть сильнее этих? Раскаркаются однажды рядом с вами вороны, как возле живых трупов, но едва Любовь возложит вам на голову свои руки, все вороны разбегутся. Сейчас в вас есть жизнь, свет и свобода - это те силы, которыми оперирует оккультная наука и ими разрешает вопросы. Она не ведёт от причин к следствиям, но ведёт от причин к причинам и от следствий к следствиям. Спросит меня кто-либо, Бог есть или нет, я не стану доказывать ему ничего теоретически, но положу руку ему на голову - и если в нём возникнет жизнь, вопрос решён. 

Сейчас постараемся дойти до сознания, до Первичной жизни. Дойдя до этой жизни, защитим всё то, что первично. Идеи некоторых философов вторичны, скопированы, вследствие этого их теории ведут к заблуждениям. Мы отстаиваем только такие идеи,  происхождение которых Божественно, потому что они несут для нашего сознания нечто ценное. Именно это представляет собой треугольник АВС, с его помощью мы изображаем белые лучи Света. Этот треугольник должен ожить в нас, с ним нужно связаться. Если этого не произойдёт, у вас будет лишь картинка треугольника, и она будет исключительно теорией, а не чем-то испытанным и пережитым. 

Что вы, к примеру, скажете о параллельных линиях? Они отмечают направление движения двух разумных существ. Это означает, что, когда два разумных существа движутся, между собой они всегда образуются две параллельные линии, и это показывает, что они понимают друг друга. Малейшее отклонение от такого движения свидетельствует о некой дисгармонии в их отношениях. Вы спрашиваете: «Разве нельзя людям приближаться друг к другу?» приблизиться к кому-то - значит, приблизиться к цели, к которой стремится тот человек, но не приблизиться по расстоянию. Приближение к цели, к которой человек устремлён, предполагает примирение противоречий его жизни. Приблизиться по расстоянию - натолкнуться на новые противоречия. Посмотрите, на каких громадных расстояниях друг от друга находятся солнечные системы. Чтобы между ними не произошло столкновения, природа их поместила на таком расстоянии, что каждая система свободно движется своим путём. И на этом же основании человеческий дух свободен, смел и решителен до тех пор, пока у него в распоряжении большое пространство, в котором он может развиваться. Сожмется пространство - дух начнёт терять свою смелость и решительность. 

Многие говорят о близости между людьми, они должны понять, что означает близость в прямом смысле слова. Между людьми может существовать только идейная близость по закону Любви, Мудрости и Истины. Любая близость вне этих трёх законов создаёт самые большие противоречия и несчастья для людей. Несчастья современных людей связаны с ошибкой, которую Космический человек совершил в прошлом: он исказил свой путь, нарушил правильные отношения между Богом и собой. Сегодня должны прийти новые учёные, новые философы и поэты, чтобы научить людей жить правильно, чтобы вернуть их на верный путь. Верный путь - это путь к Богу. Вы скажете, что вы любите только одного. Если под этим словом вы подразумеваете Единого, Безграничного, то ваша идея верна. Поскольку Он включает в себя всех существ. «А меня ты любишь?» Как только кто-нибудь задаёт вам такой вопрос, он вносит в себя зло. Если вы однажды полюбили Единого, вы не можете не любить всех, поскольку Он содержит в Себе самом все части. Он это Целое, а все остальные существа - Его части. Старайтесь не попасть в положение человека, который за объект своей любви принимает часть, забывая Целое. Мать говорит: «Люблю только своего ребёночка», дочь говорит: «Люблю только свою маму и своего папу», некий человек говорит: «Люблю только друга своего». Что в таком случае делает Природа? Она забирает ребёнка у матери, родителей у дочери, у человека друга, заставляя их таким образом задуматься, понять, что они на ложном пути. Они могут любить части, но сначала должны полюбить Целое, включающее в себя все части. 

Спрашиваю вас: что даёт человек своей любовью? Что даёте вы тому, кого любите? Когда Солнце любит дерево, оно даёт ему импульс расти, цвести, завязывать плод. А что даёт человек человеку, которого любит? Заставляет его идти, падать, вставать. Что это за любовь, заставляющая падать и вставать? Это не любовь. Любовь, разрушающая человека, не истинная, не Божественная любовь. Скажет вам человек, что любит вас, и сразу оглядывается, что можно у вас взять - сегодня возьмёт тысячу левов, завтра ещё тысячу, пока не обдерёт вас как липку. Это не любовь. Если ты любишь своего друга, скажи ему: «Ради своего друга люблю всех живых существ без различия». Это священное правило. Если скажешь, что не любишь всех, открываешь в себе врата зла, врата твоего падения. 

Давая вам священное правило, я предупреждаю вас не поскальзываться, не совершать ошибок. Если вы уже её сделали, старайтесь её исправить. Всегда помните: человек может любить только Единого, только Бога. А когда дело доходит до людей, надо любить всех. Пусть это правило станет для вас законом, а не только идеей. Проделывайте опыты и упражняйтесь любить в лице Бога всех и в образе одного тоже любить всех. Смотрите за тем, какова разница, когда вы любите всех и когда любите лишь одного человека. В первом случае вы ощутите необыкновенную полноту и расширение ума, сердца и почувствуете внутри себя Бога таким близким и знакомым, будто вы Его увидели. Во втором случае, даже когда перед вами любимый вами человек, вы ощутите опустошение, как будто вы никогда его и не видели. В Божественной книге, в широкой природе он вряд ли представляет даже запятую в предложении. Проводите глубокие психологические наблюдения себя самих, чтобы приобрести нужное смирение, чтобы осознать, сколь вы крошечная запятая в великой книге Жизни. Разве я запятая? Я сын Божий. А разве твоё отношение к Богу сыновнее? Каждый должен сам задать себе этот вопрос. При этом каждый должен знать, какой по счёту он сын: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, десятый и так далее. Есть первородный сын Бога, есть и последнеродный. Последнего ребёнка в семье болгары называют «изтърсак», вытряхнутый. То есть человек должен знать, какое место он занимает в Книге Жизни, чтобы точно представлять своё положение. 

Эти идеи сейчас необходимы для обновления вашего сердца, вашего ума, для освежения вашего восприятия. Без этих идей вы измельчаете. Когда человек мельчает? Когда у него нет достаточно пищи для пропитания. Отправляйтесь в деревню и наблюдайте, что значит измельчание. Понаблюдайте за курицей, у которой пятнадцать-двадцать крошечных цыплят, все цыплята снуют возле матери, все находят себе пищу. Самый маленький из них, последний из проклюнувшихся, никак не может добраться до пищи: только увидит зёрнышко и направится к нему, как его опережают другие цыплята и он остаётся на заднем плане. Поскольку Он не может питаться в должной мере, он остаётся слабым, немощным, едва кряхтит. Другие растут крупными, сильными, а он среди них как чужой. Каждый сам стремится наесться, насытиться и не думает о своём братике, о том, что он, слабенький, голоден. Кто ни посмотрит на него, смеётся, что он такой крошечный, мелкий. То же происходит и в школах, среди учеников. Каждый из учеников хочет развиваться, становиться значительным, вовсе не думая о своём брате, нуждающемся в пище, в том, чтобы её добыть. Для каждого живого существа природа предусмотрела своё особое место, свою долю. Это значит, что на свою долю каждый имеет право, а на долю брата своего уже не имеет. Никто не имеет права мешать себе, но и препятствовать другим он не имеет права тоже. Кто попытается создать препятствия для своего брата, сам споткнётся. 

От вас требуется одно: никакого лицемерия, абсолютно никакой лжи! В каждой своей мысли, в каждом своём действии и чувстве давайте себе отчёт, каковы ваши отношения к Богу, к ближнему, к себе самому. Делайте внутренний анализ всего, что проходит через вас. Этот анализ необходим вам, а не другим. Что же касается Существ, следящих за кармой человека, для них такой анализ не представляет никакого интереса. Они наблюдают за всеми вашими внутренними и внешними проявлениями и регистрируют их, они пишут вашу сегодняшнюю и будущую жизнь. Ваша нынешняя и прошлая жизнь определяют вашу жизнь в будущем. Эти существа очень строги, они не пропускают из вашей жизни ничего. Они разматывают ленту ваших прошлых жизней, рассматривают все формы, через которые вы прошли в мельчайших подробностях. Они следят за вашими проявлениями, определяя условия вашей будущей жизни. Сейчас время выплаты кармы, её ликвидация. Вы говорите: «Как это я должен признать свои грехи и преступления! Я не согласен!» - нет, признаешь все свои ошибки, все свои грехи, исповедуешься в них и так выплатишь свою карму. Если не хочешь расправиться с ней сегодня, придётся это делать завтра, в твоей будущей жизни. Всё же предпочтительнее справиться с этим сегодня - лучше сегодня, чем завтра. Лучше осудить себя самому и справиться со своими ошибками, чем предоставить это делать другим и дать им исправлять ваши ошибки. Как только осознаёте свою ошибку, тут же исправляйте её. Только таким образом в вас может проявиться благородное и возвышенное.

И сейчас вы хотите создать здоровую основу вашей жизни и строить на ней. Что за строение получится, если она создана из камней - слишком наполненных песком, из балок - прогнивших, из гвоздей - проржавевших? Никакое это не строение. Не пройдёт много времени и вы будете погребены под вашим домом. Это значит, что фундамент вашего дома должен быть из здорового и крепкого материала. Не обманывайтесь и не считайте, что качество вашего материала не важно. А это не так. Это важно - чтобы он был хорошим. При строительстве вашей жизни важно не столько количество строительного материала, сколько его качество. Сделав ошибку, некоторые говорят: «Ничего страшного, пройдёт». Да, сказать так легко, но иной раз ошибка не уходит, легко не исправляется. Дети частенько развлекаются, придумывают разные забавы. Берут верёвочку и нанизывают на неё несколько зёрнышек кукурузы. Увидев курицу, подбрасывают ей эту верёвочку, дают клюнуть зёрнышки. Курица бросается к кукурузе, клюёт, а проглотить не может. Дети держат верёвочку в руке, играют с курицей. Она опять подскакивает к кукурузе, клюёт зёрнышки, но они не проглатываются - курица удивляется, почему не получается их проглотить. И вам говорю: прежде, чем клевать зёрнышки, посмотрите, не нанизаны ли они на верёвочку. Если нанизаны, не нужно её заглатывать. Если нанизаны, будете как курица, скакать, глотать, но ничего не получите. 

И теперь вы, как ученики, должны быть внимательны, чтобы использовать то знание, которое вам даётся. Это знание необходимо, чтобы правильно решать задачи своей жизни и преодолевать её трудности. Страдания, испытания вы получите, но вам нужно решить их правильно. Вам нужно так решать их, чтобы стать примером для окружающих. Светские люди должны видеть в лице каждого из вас образец человека без лицемерия или лжи, человека дела, а не слов. Раз уж вы поступили в Школу, ваша задача преодолеть свою карму, освободиться от всех своих кармических связей, правильно развязать их. Если вы посмотрите на человека взглядом ясновидящего, то картина будет такой: в центре находится сам человек, а от него отходит множество нитей, которые его удерживают связанным. Эти нити как солнечные лучи. Задача человека, как ученика Школы, заключается в том, чтобы разорвать эти нити одну за одной. Разорвав последнюю нить, он станет совершенно свободен и сможет распоряжаться своей жизнью, как сочтёт лучшим. Пока человек ощущает себя связанным этими нитями, он ощущает постоянные препятствия: хочет думать, а не может; хочет чувствовать - не может; хочет проявить свою волю свободно - и этого не может. Хочет разорвать эти связи - и этого тоже не может. Почему? Он не знает законов, по которым они разрываются. Он не может разрезать их сам: берёт ножницы, настраивается разрезать, а страх говорит ему: «Не делай этого, опасно!» зная об этом, молитесь, совершайте усилия - отрезайте внимательно нить за нитью, до тех пор когда наступит день и вы отрежете последнюю нить и почувствуете себя человеком со свободными мыслями, свободными чувствами и свободными действиями. Это и значит, что человек выработал в себе алмазную волю. 

Сейчас всем вам предстоит решить один из важных вопросов: To be or not to be, быть или не быть (по-болгарски форма быть или не быть в отрыве от кому быть или не быть невозможна, это всегда я (ты,он) есмь или нет), то есть я есть раб или я свободен. Это значит: служить необходимости или Свободе. Слово «свобода» означает пробуждение, служение Духу. Закон необходимости означает закон первичного проявление Бытия. В Школе вам дадут такие задачи: в продолжение целого года не подумать ничего плохого, не почувствовать ничего плохого и не совершить ни одного плохого действия, ваши отношения в течение всего года должны быть сверхблагородны, должны быть основаны на взаимном уважении и доверии. 

Апостол Павел сказал: «Соревнуйтесь в оказании доверия друг другу». Именно таким образом вы сможете создать здоровое основание своей жизни, чтобы быть в состоянии решать задачи свои правильно, по законам высшей математики». Нет такой трудности в жизни, которую ученик не мог бы разрешить. Достаточно направить на неё свою иглу губерку (губерка - ковровая игла), нагретую до тридцати пяти миллионов градусов, чтобы её растопить. Нет препятствия, нет мучения, которое выстояло бы против этой иглы. Перед такой иглой все помехи, независимо от того, физического ли, сердечного, или умственного они характера, отступают. Как только ученик справится со всеми препятствиями, в его душе наступит абсолютный мир. Он вступит в Причинный мир, в мир абсолютной свободы, где царит Истина. Приготовьтесь прямо сейчас приобрести внутри себя силу этой иглы, чтобы, куда бы вы её ни направили, она произвела нужный эффект. Концом этой иглы можно совершить всё. 

Когда вы слушаете, что я говорю об этой игле, вам всё кажется несколько сомнительным. Для тех, кто не знает вещей, и правда, во всём этом есть какое-то противоречие, но для тех, кто знает и понимает вещи, здесь нет никакого противоречия. 

Для невежды, к примеру, тот факт, что человек умрёт, если через его тело пропустить ток в две тысячи вольт, и он не только не умрёт, но очистится и обновится, если через его тело пропустить ток в двадцать пять-пятьдесят тысяч вольт, - большое противоречие. Но для учёного это не противоречие: он знает причину неблагоприятного воздействия на человека слабого напряжения и благоприятного воздействия сильного напряжения. Именно это представляет собой Божественное тепло, исходящее из иглы Любви, - кого ни уколет такая игла, того обновит и очистит. Все вы пройдёте через эту иглу, через тесные врата, - не останется человека в мире, которого она бы не затронула. Вопрос только времени. 

Сказано в Писании, что всё пройдёт через огонь. Это подразумевает Божественный огонь, от которого всё загорается и плавится не сгорая. 

Итак, чтобы благополучно пройти через Божественный огонь, у вас должны быть чистые мысли, чувства и действия. Какое из блаженств для человека больше этого? Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога, блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю», это и значит, что так войдёте в Царствие Божие, в Царство Любви. Любовь не в противоречиях жизни. Любовь- это идеал, к которому каждый стремится. Она обо всём заботится, всему даёт изобильно. Любовь это тот гончар, который творит свои формы, будто переливаясь в их в стройность и красоту. Приготовит гончар глину для своих горшков, но пройдёт дождь и смоет её - для него это несчастье. Может быть он уже и вымесил глину, но её унёс дождь - это несчастье ещё больше. Он быть может и формы уже вылепил, но и их смыл дождь - а это ещё большее несчастье. И несчастье его совсем велико, если он уже обжёг эти горшки, но налетела буря и перебила их, а дождь добил, оставив от них одни черепки. Что делать гончару, чтобы такое огромное несчастье не посетило его? Раздать свои готовые горшки. Как только они обожжены, необходимо распределить их между людьми правильно, чтобы те могли пользоваться ими. Реально только то, что можно применить и чем возможно помочь людям, принести им наслаждение. Наши чувства, мысли и желания должны быть употреблены, чтобы и мы были довольны, и окружающим радость. Вот идеал, к которому вы все должны стремиться. Для осуществления этого идеала в Школе даются методы. 

Главная задача учеников - реализовать любовь к Единому, то есть любовь ко всем. Сейчас дам вам на неделю следующее упражнение: каждый вечер, когда ляжете, думайте по две минуты о любви к Единому, которого не знаете. Размышляя о Боге, представляйте Его центром, из которого исходит жизнь. А затем мысленно представьте крошечную букашку и отправьте к ней свою любовь, как к существу, вышедшему из Единого. Это задание контрастное, но вы поймёте идею Бога, Его величия, всего, что Он создал в Бытии, только через любовь, которую вы можете отправить к Великому и к малому. Сколь бы малы ни были какие-то формы, в которых течёт жизнь, они наполнены содержанием. Великий, Единый вложил свою мысль и в них. 

А сейчас проделаем упражнение все вместе. Первую минуту думайте о Боге, а вторую - о какой-либо маленькой, микроскопической мушке как о проявлении Божьей мысли. 

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. 

Перевод -  Елена Людевиг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...