1923_02_28 Развитие мозговых центров


Ани
 Share

Recommended Posts

Развитие мозговых центров

19 лекция 2-МОК

28 февраля 1923 г.

София

Fir - fur - fen.

Tau - bi - aumen.

Размышление

Читали резюме на тему: «Первая мысль, рождённая в человеческом уме».

К следующему разу пишите на тему: «Польза рек, морей и океанов». 

Люди часто говорят об эволюции человека, об эволюции всего в мире. Слово «эволюция» подразумевает движение, развитие, имеющее направление снизу вверх и сзади вперёд. Это движение замечено в развитии всех живых существ. Например, изучая змею, вы видите, что её голова срослась с позвоночником и образовала прямую линию без всяких отклонений. 

1923_02_28_f1.gif

Точка А (фиг.1) представляет голову змеи, которая образует вместе с позвоночником прямую линию АВ. Чем выше станете подниматься по вертикали животного царства, дойдя, к примеру, до собаки, тем яснее увидите отклонение от прямой линии, которая равняется углу в 45 градусов. Лицо начинает увеличиваться и продвигаться сзади вперёд. При таком отклонении головы от прямой линии собака проявляет уже более высокую (развитую) жизнь, чем змея.  Тяжесть мозга у животных расположена более в задней части, следствием чего является их движение параллельно земле. Когда центр мозга начинает сдвигаться вперёд, вместе с этим и животные начинают выпрямляться. Этот процесс происходил постепенно, пока не достиг наконец человека. Сегодня мы видим, что человек выпрямлен, ходит на двух ногах в направлении, перпендикулярном земле, лицо его при этом параллельно позвоночному столбу. То есть угол отклонения постепенно увеличивался: от 45 градусов он достиг постепенно 90 градусов, а от 90 дошёл до 180 градусов, как у человека. Так что лицо человека развернулось сзади вперёд под углом 180 градусов. Столь большое отклонение связано с силами, течениями природы, которые перешли из одного поля в другое. 

О некоторых людях порой говорят, что они двуличны. Что означает это слово: «двуличный»? Оно означает человека с двумя лицами: одно лицо спереди, как у людей, а другое лицо сзади, как у животных. Вследствие этого такой человек проявляется то как человек, то как животное, из-за чего на него нельзя рассчитывать. Человек отличается от животных кроме веса головного и спинного мозга, ещё и формой и размерами лица. Человек имеет такой лоб, которого нет у животных. По величине, по форме, по развитию мозговых центров в передней части лба можно судить о человеческой интеллигентности (разумности). Человек отличается от животных не только количеством, но и качеством мозга. Он создан при совершенно особых астрологических сочетаниях сил, отличающихся от тех, при которых были созданы животные. Другими словами, чтобы спуститься на Землю, человек при своём создании прошёл через особые врата. В процессе развития в утробе матери человеческий эмбрион проходит через примерно 400-500 тысяч форм, более низких по развитию, чем он, пока достигает формы человека. 

Сегодня форма человека самая совершенная из всех форм проявления жизни на Земле. Выше человеческой формы существует ещё множество форм, через которые человек пройдёт в будущем. Но в данный момент он должен развивать свой мозг, чтобы приготовить его к будущим условиям. При нынешнем устройстве организма человека тело его вынуждено претерпевать большие изменения. Какая-нибудь серьезная болезнь может, к примеру, отнять от его веса 20-30 килограммов. Но от веса мозга - почти ничего. Самое устойчивое вещество во всём организме - это вещество мозга. Таким образом, самое ценная вещь во всём его организме - это мозг. Именно поэтому человек должен овладеть своим мозгом, то есть познать законы, которые им управляют, чтобы уметь разумно пользоваться его энергией. Мозг - это огромный источник сил, электрической энергии, распределяемой по всему организму. Если бы человек умел правильно пользоваться этой энергией, он мог бы лечить сам себя. Вера, надежда, милосердие, благоговение, как и моральные чувства в нём, это всё положительные силы, которые расположены в определённых центрах, определённых областях мозга. Кто умеет ими пользоваться, тот сам убедится в их благом воздействии на человека. 

Некоторые же иные чувства, например такие, как предосторожность и страх, являются отрицательными силами. Кроме положительных и отрицательных чувств, в мозгу есть ещё много центров, некоторые из которых одновременно являются и положительными, и отрицательными. Таковы, например, совесть, самоуважение, общительность и другие. 

Кроме этих названных чувств и способностей, в человеческой голове есть ещё много иных: разрушительность, сравнение и др. Когда ум человека слишком критичен и в нём чрезмерно развито разрушительное чувство, человек проявляет себя в жизни, как большой разрушитель. Какое препятствие ни встретит на своём пути, хочет его разрушить, преодолеть. Человек, у которого развит центр сравнения, при встрече с препятствиями, преодолевает их своим разумом. Думает долгое время, а потом действует. Когда центр сравнения в человеке хорошо развит, он сопоставляет вещи, внимательно их изучает и лишь потом решает. 

Встретившись с двумя различными идеями, он начинает их сравнивать, сопоставлять, только после этого отбросив их или приняв, или приняв только одну, а другую отбросив. Когда способности рассуждать в человеке развиты, он любит искать причины вещей, а тогда уже разбирается и в их последствиях. А сильно развитое чувство предосторожности рождает страх. В животном мире страх это закон, регулирующий отношения. Там слабый спасается бегством. Чем длиннее его ноги, тем лучше для него. То, что это чувство развилось в животных, показывает, что условия их жизни не были благоприятны. Страх в животных - это страж, оберегающий их от опасности, на которую они могут натолкнуться. Нехорошо, когда это чувство чрезмерно развито у человека. Когда сильно развита совесть, а при этом слабо развит разум, человек становится большим фанатиком. И если моральные чувства сильно развиты, а способности рассуждать слабо - человек тоже становится фанатиком. 

Итак, посколько у современных людей центры мозга не развиты гармонично, они не могут правильно воспринимать энергии, спускающиеся из высших миров, вследствие чего мысли, чувства и действия их неправильны. Когда моральные чувства хорошо развиты, голова человека растёт вверх и принимает красивую форму в виде куба. Когда физические чувства, например, чувство самосохранения, развиты сильно, голова растёт в ширину. Когда общественные чувства чрезмерно развиты, голова растёт сзади. Если чувство самосохранения и общественные или так называемые домашние чувства развиты сильно, образуется движение влево, то есть голова больше развивается с левой стороны, следствием чего становится слабое развитие моральных чувств. Чтобы открыть движение моральных чувств, необходимо направить движение крови сначала вверх, а потом вправо. Кто хочет развивать рассудительность как способность, тот должен думать о причинах вещей. Вообще-то современная наука различными путями гармонично развивает в человеке все мозговые центры, чтобы он мог проявить свои способности. 

Теперь, как ученики, вы должны работать сознательно над тем, чтобы регулировать свои чувства. Ваши чувства должны уравновеситься, стать гармоничными между собой. Если у вас сильно развиты личные чувства, регулируйте их. Если слабо развиты моральные чувства и рассудительные способности, работайте над ними, чтобы усилить их. Человек может сказать: мне стыдно обманывать. Это мне не подходит. Ложь роняет моё достоинство, мою честь. В иных случаях человек исходит из своих полуморальных чувств. Он живёт в мире, где он сам является центром. Но если же ему кто-то скажет, что он неправильно поступает и вот по какой причине, то, независимо от того, в его ли пользу или ему во вред этот факт, он исходит из своих моральных чувств, идущих из высокого мира. 

1923_02_28_f2.gif

На фиг. 2 у вас несколько полукругов, являющихся проекциями сил. Какая из этих проекция самая большая? Последняя, то есть шестая. Из этого следует, что проекция силы будет тем больше, чем сама она интенсивней. Поэтому стремитесь иметь широкие взгляды, дающие большой простор. Чтобы выйти за пределы физического мира, на простор, на свободу, человек должен держать в уме своём великие, возвышенные идеи. Есть ли более великая идея, чем идея о Боге, о Первопричине вещей? Тот, кто может связаться с Божественным миром, будет пользоваться здоровыми энергиями природы, которые поднимают человека и омолаживают его. Чтобы воспринять эти энергии, человеку необходимо развить свои моральные чувства. Они находятся в верхней части головы. У современных людей максимально сильно развиты личные чувства, находящиеся в задней части головы, где отсутствует всякая культура. Если и есть некоторая культура, то крайне низкого уровня. 

То, что это так, мы видим по последней европейской войне. В этой войне между собой бились христианские народы с верой в одного и того же Бога. Война закончилась, но народы до сих пор не примирились. В чём коренится разногласие между христианскими народами? У них одно религиозное верую, но различные политические убеждения, различные интересы. Их интересы и убеждения доминируют над их религиозной верой, вследствие чего они становятся непримиримыми. Их личные чувства господствуют над их моралью. Наступит день, когда внутренние силы человека отправят его вверх, к моральному, возвышенному миру, тогда все личные, семейные, общественные, народные и общечеловеческие вопросы разрешатся моментально. 

Тот же закон относится и к каждому отдельному человеку. Примените этот закон в вашей личной жизни и увидите, как легко разрешатся все ваши вопросы. Представьте, что кто-то вас обидел. Если обида затрагивает ваши личные чувства, вы сразу настроитесь против этого человека и скажете: «Всё могу сделать, но обиду, которую он нанёс мне, не прощу никогда». И что приобретёте, не прощая? В другой раз кто-то обидится на вас и не будет вас прощать. А некто третий обидится на второго и не простит ему и так далее. Что приобретёте? Ничего не приобретёте, но образуется череда обиженных людей, у которых затронуты личные чувства. При таком положении вещей появится некто, утверждающий, что он человек благородный, что он легко прощает. А как это «прощает?»  Выплачивая свои долги с процентами. Но это не прощение. Так прощают все! Прощение - процесс не произвольный.  Он исходит из одного возвышенного мира, в голове человека место его в верхней части головы. 

Почему человеку необходимо прощать? Потому что любая обида, нанесённая вам сознательно или бессознательно, имеет задачу предохранить вас от какого-то зла, через которое вам предстоит пройти. Представьте, некто связывает вам руки и ноги и запихивает в мешок, внутри которого 500 кг золота. Вместе с мешком он запихивает вас в лодку и пускает её по воде. Что будет с вами? Проплыв над водой метров 10-20 лодка потонет и уйдёт на глубину. Но именно в этот момент какой-то вор ныряет к лодке, быстро разрезает верёвки на ваших руках и ногах, хватает мешок с золотом и вытаскивает вас на поверхность. Вы благополучно вылезаете на берег, радуетесь новой жизни. Будете ли вы сердиться на вора за то, что он забрал мешок с золотом? Не за что на него сердиться. Мешок с золотом станет его платой, поскольку он спас вас от потопления. Это моральные рассуждения, которыми вы должны пользоваться, когда хотите трансформировать своё состояние, чтобы превратить свою обиду в благо для вашей души. Это всё новая культура, которую необходимо воспринять человечеству. Новые идеи, новые понимания дают ученику возможность отличать своё состояние или своё понимание от чуждого. 

Какова например разница между бабочкой и гусеницей? Прежде всего бабочка и гусеница различаются манерой есть. Гусеница ест много и жадно, а бабочка - мало и скромно. Вот причина, по которой каждый может наступить на гусеницу. А кто может наступить на бабочку? Никто. У неё есть крылышки, она порхает с цветка на цветок и сосёт сок его своим хоботочком. За ней прилетает вторая, третья бабочки и все сосут сок того же цветка. Минимум двадцать бабочек могут питаться соком одного цветка, а гусенице не наесться и двадцатью цветами. Страшная, разрушительная сила - обжорство. Это то, что представляют из себя желания человеческие. Они ненасытны, как гусеница. Когда человек это осознаёт, он должен трансформировать те силы своего организма, которые рождают в нём ненасытность желаний. Силы и энергии гусеницы он должен превратить в энергии бабочки, удовлетворяющейся сладким соком цветов. Жизнь гусеницы может быть уподоблена материальной жизни человека, а жизнь бабочки - его духовной жизни. В бабочке развит интеллект. Это видно по её одёжке. Человеку приятно смотреть на бабочку. На таком маленьком пространстве столько красок, столько узоров, правильно и гармоничного сочетающихся, находящихся на своём месте. 

Таким образом, вы должны знать, что в моральном отношении любая мысль оказывает влияние на создаваемые будущие формы. Вот почему, независимо от того, какая мысль пришла вам в голову, стремитесь быть внутренне спокойными. Сколь бы отрицательная мысль вас ни посетила, не смущайтесь. Человек должен обрести такое самообладание, что, даже если иглой его начнут колоть, он не затрепещет, а останется тихим и спокойным, как будто с ним ничего не происходит. В этом отношении жизнь современных людей благоприятна. Её обстоятельства настолько переменчивы, что, и не желая, человек разовьёт в себе самообладание. Сегодня встречаете богатого человека, довольного своей жизнью, а завтра видите его бедным, несчастным. Сегодня он в прекрасном настроении, в нём огромный импульс работать, а завтра он в отчаянии, не видит в жизни смысла. Эти перемены условий жизни имеют цель испытания человека, чтобы он сам мог познать, увидеть, до какого уровня развития он дошёл. Если он приобрёл некоторое самообладание, он будет смотреть на жизнь трезво, спокойно. Если не приобрёл самообладания, испугается, отчается. Искусство состоит в том, чтобы, даже потеряв всё приобретённое до этого, человек смог опереться на свои способности и чувства, развитые им в течение жизни, и сказать: «У меня есть ум, сердце и воля - я ничего не боюсь». Это и  значит сильный человек, это и значит - человек с убеждениями.

Путешествуют вместе три человека. Смеркается, а они в каком-то неизвестном селе. Решают постучать в дверь первого дома села, чтобы переночевать в нём. Стучит первый путник. «Кто там?» «Умоляю вас, я припозднившийся путник, откройте мне, чтобы я смог отдохнуть и переночевать у вас». «Не можем, уже поздно. В такой час никому не отворяем». Стучит второй путник: «Прошу вас, откройте, чтобы отдохнуть и переночевать у вас». «Не можем. Не принимаем неизвестных путников». Третий стучит: «Прошу вас, откройте, чтобы нам укрыться в вашем доме». Те тут же открыли и приняли гостей. Почему не отворили первым двум, а последнему отворили? Чтобы объяснить причину этого, приведу вам такой пример. Путешествуют три человека и догоняет их пустая повозка. Первый путник обращается к вознице со словами: «Послушай, я человек бедный, не могу ли забраться в твою повозку и немножко отдохнуть?» «Не можешь». Второй просит возчика о том же, но и он получает отказ. Третий путник достаёт из кармана один наполеон, показывает его возчику и спрашивает: «Можешь ли подвезти нас в своей повозке?» «Конечно, могу. Забирайтесь». Что заставило возчика взять путников в свою повозку? Золотая монета. Что-то такое содержалось в голосе и стуке третьего путника, что хозяева согласились отворить ему и принять в своём доме. Это значит, что и в стуке есть разница, и в голосе и в словах людей. Поэтому в пословице говорится: «Благое слово открывает и железные врата». 

Приведу вам ещё один пример, чтобы вы поняли, что такое благое слово, чтобы увидели его силу. Три человека берут свои инструменты и отправляются в путь. Один несёт гайду, второй - тимпан, а третий - скрипку. Поздно вечером они доходят до одного села и останавливаются перед домом одного богача. Первый из них достаёт свою гайду и начинает играть. Хозяин пробуждается от сна, слышит писк гайды и сразу посылает слуг своих выгнать этого гайджию. Вскоре начинает стучать в свой тимпан тимпанщик, надеясь, что откроют ему. Выходят слуги, начинают его пинать, говоря, что хозяева хотят покоя, не желая слушать ни гайду, ни тимпан. И вот наконец третий путник достаёт свою скрипку и начинает играть тихо и нежно. Богатый хозяин встаёт с постели и начинает одеваться. Игра продолжается. Он подходит к окошку, открывает его и видит, что играет скрипач, молодой человек.  Он тут же приказал слугам пригласить скрипача подняться и поиграть им. К этому времени просыпаются дети его и жена, одеваются и входят в комнату послушать молодого скрипача. Получается, что этом случае благим словом оказалась скрипка, открывающая сердца людей и приходящая к ним в дом гостить. Пока человек пользуется в жизни своими грубыми чувствами и наклонностями, он всегда будет гоним, ворота перед ним не откроются. Как только он применит нежные звуки своей скрипки, то есть воспользуется моральными чувствами, все двери перед ним откроются, каждый дом его примет словами: «Добро пожаловать!» 

Следовательно, пока человек не знает, какие чувства и способности выражать, он всегда будет страдать. Страдания современных людей обязаны излишней энергии в их организме, с которой они не могут справиться. Энергия их неравномерно распредяляется по всем органам, из-за чего некоторые органы, некоторые центры страдают от избытка, а другие от недостатка. Это же происходит и в центрах мозга. Некоторые мозговые центры слишком активны, из-за собранной в них лишней энергии. Достаточно слабейшего прикосновения к одному из этих центров, чтобы произошёл взрыв. У некоторых людей излишняя энергия собирается в центрах за ушами. Как только в них прибывает кровь, они сразу взрываются. Для таких людей рекомендуется мотыга - пусть копают, отправляя часть энергии в землю. Встретив такого человека, или отбегайте подальше, или будьте с ним очень внимательны. Для трансформации энергий человеческого организма существует множество методов. Раз вы ученики, вы будете изучать эти методы и применять их. Представьте, что с вами произошло большое несчастье, вы отчаялись в жизни и хотите покончить с собой, бросившись с одной высокой скалы - это состояние, вызванное некой кармической причиной. Не спешите, не отчаивайтесь, но думайте, почему в ваш ум приходят такие мрачные мысли и постарайтесь найти способ изменить своё состояние. 

Один юноша в отчаянии от жизни решил покончить с собой. Забрался на высокую скалу и решил броситься с этой высоты. Пока он раздумывал об этом, жаль ему стало жизни своей, молодости и начал он плакать. Почему он плачет? Очень просто? Это не его состояние. Он пережил состояние какого-то умершего, который когда-то в прошлом с этой скалы бросился и погиб. Дух того умершего хочет отомстить ему, заставить его сделать то же самое, так же броситься со скалы и тем же образом погибнуть. Зная это, молодому человеку следует обратиться к духу умершего и сказать ему: «Послушай, брат, не заставляй меня совершать большую ошибку, которая ни мне, ни тебе не принесёт пользы. Вот, у меня есть тело, я предоставляю его и в твоё распоряжение. Войди в меня жить и работать вместе. В моё тело поместятся многие души, образуем большое содружество и будем все работать и жить во имя одной общей, великой идеи, которая нас поднимет, она осмыслит нашу жизнь. Поэтому не бегите от страданий, не скрывайтесь от мрачных мыслей, но учитесь от них. Нет ничего более приятного для человека, чем справиться со своими мрачными, отрицательными состояниями. Нет для человека ничего более великого, чем справиться со своими мучениями и страданиями и смотреть на жизнь с радостью. Так понимали жизнь первые христиане. Они страдали и славили Бога. Через какие бы страдания вы ни проходили, сохраняйте своё достоинство человека, ученика. Снаружи может быть слуга, исполняющий более простую работу, но внутри должен быть господин, хозяин. А многие внешне играют роль хозяина, но внутренне они слуги. Предпочтительнее для человека снаружи быть слугой, но внутренне хозяином. 

А сейчас все люди должны работать над собой, чтобы справиться со своим пессимизмом. Их пессимизм подобен детским состояниям. Играет девчушка со своей куклой. Та падает на землю и её ножка раскалывается. Малышка начинает безутешно плакать. Как только починят ножку у куклы, вся печаль её исчезает. Или мальчонка играет в лошадку. Лошадка падает на землю и ломается. Мальчик плачет, впадает в печаль. Как только купят ему новую лошадку, вся печаль его исчезает. Таков и пессимизм современных людей. Нет, человек должен исследовать себя, анализировать глубину своих чувств. Какими бы ни были его чувства, он должен их трансформировать, не поддаваться их течению. Что страшно в том, что некий человек потерял сто тысяч левов? Как потерял, так и найдёт. Он скажет, что он в таком отчаянии, что готов покончить с собой. Если из-за каких-то ста тысяч левов человек готов убить себя, он не понимает жизни. Жизнь ничем не выкупается. Кто позволяет себе противиться жизни, тот будет выброшен вон, в бездну, чтобы оценить что такое сама жизнь. 

Один молодой человек отправился в чужие края в поисках пропитания. Здесь поискал работу, там поискал, но нигде не смог найти её - голодал два-три дня, денег на хлеб не было.  И в это время он проходил мимо турецкого ресторана, из которого доносились запахи вкусной еды. Это сильно раздразнило его аппетит, он глубоко вздохнул и произнёс: «Почему Господь поставил меня в такое положение? Он не думает обо мне». Сильно отчаявшийся, он минует ресторан этот и продолжает свой путь. В это время что-то изнутри ему шепнуло: «Взгляни вниз на землю!» Посмотрел он вниз и увидел пол-лева. Быстро подобрал деньги и пришёл в ресторан поесть. Успокоившись, он возблагодарил Господа, что не дал ему умереть с голоду. И с этого момента дела его пошли в гору. Человек должен закалиться. Испытания нужны именно для того, чтобы он закалился, чтобы заставить его учиться, работать, искать глубокий смысл в жизни. Работая над собой, он развивает моральные чувства, в которых нет никакой апатии, никакого отчаяния. 

Пока вы отчаиваетесь, вы на физическом уровне, живёте в своих личных чувствах. Как только отчаетесь, читайте о жизни великих людей, чтобы увидеть, через какие большие испытания они проходили. Если вам не работается, изучайте Толстого. Он даёт мотивацию труда. Что бы вы ни делали, для всего требуется усилие, труд и работа. Когда впадаете в отчаяние и вам трудно жить, сделайте вот что: выйдите наружу, понаблюдайте небо. Свяжитесь с миром над вами и подумайте о тех разумных существах, которые работают над вами неустанно, без всякого вознаграждения, даже без благодарности от вас. Выйдите вечером, чтобы понаблюдать звёзды, луну, чтобы увидеть, как велик мир, сколько предстоит вам изучать. Если ночь мрачная, бурная, отправляйтесь в ближайшие горы, чтобы там ощутить величие природы. Проводите разные опыты, делайте разные упражнения, чтобы трансформировать своё состояние. Цель опытов, упражнений - поместить вас в такое положение, в котором вы переживёте нечто большее, чем ваше отчаяние. 

Что сильнее, величественнее того, чтобы связаться с живой природой, с разумным миром, с Богом! Вы должны быть смелыми и решительными, чтобы выносить жизненные трудности. Исцеляя людей от их отчаяния, природа помещает их перед большими потрясениями. Во сне или в пробужденном состоянии она устраивает им такие засады, что они забывают и отчаяние и печали, становятся готовы жить в весьма трудных условиях. Задумал человек напакостить своим ближним, а ночью ему снится, что он попадает в руки своих врагов, они преследуют его, мучают. Он борется, бежит, с трудом спасается. Проснувшись утром, он окончательно меняет своё намерение мстить или вредить своим ближним. Он становится мягким, внимательным, старается никому не навредить. Как только он поймёт ценность жизни, то встаёт на верный путь, на путь добра. 

Упражнение. Представьте мысленно такую картину: в лунную, светлую ночь вы поднимаетесь на высокую гору. Достигнув вершины, вы оказываетесь на высокой скале, садитесь на неё и начинаете размышлять, наблюдать небо. Сев, вы видите, как на небе появляются небольшие облачка, они постепенно растут, становятся большими чёрными тучами и закрывают от вас весь горизонт - не видна ни луна, ни звёзды. Вы сидите на скале неподвижно, сильно сосредоточившись в своих мыслях, и этот момент далеко где-то видите маленький свет. Облака рассеиваются, просвечивает заря и вскоре солнце появляется своей пурпурной золотой головой. 

Упражнение длится пять минут всего.

Fir - fur - fen.

Tau - bi - aumen.

Перевод -  Елена Людевиг

 

Link to comment
Share on other sites

 Share