Становление общества


Рассвет
 Share

Recommended Posts

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

 

В 1896 году, вскоре после своего прибытия в Болгарию, Учитель отдаёт в печать книгу «Наука и воспитание». В этом труде Он в сжатой форме излагает глубокие принципы, законы и методы, на основе которых в дальнейшем развивает всё своё философское и духовное представление о вечных началах Живой Природы и человека.

 

Годы 1895–1900 Учитель проводит в уединении и одиночестве, в размышлении и созерцании, в молитве и глубокой внутренней работе. В письме того времени к одному из своих первых учеников Он так говорит о своей работе на красивом старинном языке:

 

«Я здесь и подвизаюсь ради Господа. Упражняюсь в терпении и на помощь ему призываю добрый нрав и благость. Даю место великодушию и укрепляю его бескорыстием и смирением и призываю на помощь искренность. Украшаю чело своё учтивостью, добротой и незлобием. И когда закончу эту трудную работу, принесу избранный дар в жертву Господу Богу и буду благодарить Его за милость, с которой Он поддержал меня, дабы мне завершить и победить во Имя Его, и за то, что поместил меня в безопасном месте – в Своём доме».

 

С самого начала Учитель встречал большое противодействие вследствие традиционности представлений той среды, которая Его окружала. Однако с благостью и терпением Он превозмогал всё. Уже с этого начального периода целомудрие, чистота и святость окружают Учителя, и позже, во все дни Его жизни, та же атмосфера царит вокруг Него.

 

О своей миссии, о Божием деле, Он говорит со смирением и упованием на Бога. В одном из писем этого времени Он пишет:

 

«Да будем верны Его делу, и Он промыслит о своей работе. Молюсь и горячо желаю, чтобы дело это проходило по побуждению Духа Божия. Да научит Он нас поступать во всём не по человеческой мудрости, а по Богу, не человеческой силой, а Божией».

 

Законы материального мира обязательны для всех существ, приходящих на землю. Когда Учитель приходит на землю, Он в первую очередь преодолевает условия материального мира. Освоив их, он восстанавливает свои связи с Великим Разумным Миром, из которого Он пришёл, и эти пути остаются для Него открытыми в течение всей Его земной жизни. Это трудная, глубокая внутренняя работа, совершаемая в молчании. Эта работа необходима, она предшествует всякой внешней работе. Установив свои связи с Великим Разумным Миром, Он обеспечивает содействие и поддержку обитающих там Светлых Существ, и они помогают Ему в Его работе.

 

Учитель обдумывает своё дело и подготовляется к нему. Он сознаёт все трудности, стоящие перед Ним. Он говорит просто и скромно:

 

«Это дело трудное, сопряжённое со многими препятствиями и страданиями. Но всё-таки кто-то должен пожертвовать жизнью ради Славы Божией и ради добра для других».

 

Когда Учитель говорит о Боге, о Великом Вечном источнике жизни, Он говорит:

 

«Моя радость и мой мир покоятся в Его Любви».

 

К 1898 году Учитель устанавливает связь со своими первыми учениками и поддерживает с ними оживлённую корреспонденцию.

 

6 апреля 1900 года Он призывает своих учеников – тогда лишь троих – на встречу в Варну.

 

«Нашей встрече будут сопутствовать сила и благодать».

 

«Когда мы увидимся, обменяемся чувствами и мыслями наших душ, и Дух Господень пребудет с нами, – всё станет ясным».

 

В 1901 году Учитель начинает свои путешествия по Болгарии и делает доклады во всех крупных городах. Вход на доклады был свободным, а если бывал доход, то чаще всего он шёл на ученические столовые или благотворительные общества. Доклады привлекают много слушателей.

 

Совершив одну из поездок по северной части страны, Учитель пишет ученику:

 

«Радостно, что мы с верой и терпением смогли совершить то, что сейчас лучше всего, – смогли влить в жизнь новую струю и привести в движение все умы».

 

Целых 12 лет Учитель ездит по стране, выступает, учит и одновременно тщательно изучает болгарина не только в непосредственном общении с ним, но и путём многочисленных френологических исследований, которые Он проводит.

 

Каждый человек хранит в своей душе воспоминание о далёкой, светлой и блаженной жизни и испытывает к ней глубокое стремление. Человек может увлечься жизнью на земле, нагрузить себя большими, трудными делами, но всё же наступают моменты, когда он мечтает об этой красивой жизни и сознательно или неосознанно стремится реализовать её здесь, на земле. Эта мечта иногда затихает, но иногда неожиданно пробуждается с неудержимой силой и влечёт человека чудесными путями в неведомые страны. Когда-нибудь это стремление выведет его из противоречий земной жизни, вынесет из волн бурного житейского моря на спасительный берег. Однажды это стремление приведёт человека к Богу. Учитель говорит:

 

«Разумный Мир терпеливо ожидает того времени, когда человек проявит добро».

 

Человек не оставлен одиноким и беспомощным на своём пути. Светлые Существа заботятся о нём и охраняют его, наставляют и руководят им. Сколь бы непослушен ни был человек, их терпение и любовь преодолевают его своенравие и упрямство. Этими Существами могут быть отец, мать, брат, сестра, наставники, учителя, все добрые люди, которые так или иначе могут встретиться на его пути.

 

Но когда человек смирится, когда в его душе пробудится желание исправить свою жизнь, когда он обратится к Богу и попросит Его поддержки, тогда он непременно встретит своего Учителя, Небесного Посланника, который подаст ему руку и поведёт его узким путём в мир его мечты, далёкий мир света, о котором он хранит воспоминание в своей душе.

 

Согласно древним традициям Великого Белого Братства, веками руководившего человечеством на его пути, Учитель в первую очередь ищет те души, которые посланы помогать Ему в Его деле. Во время своих поездок по стране с докладами и встречами Он призывает их к работе ради этого дела. Первая и наиболее существенная работа – это работа над собой. Учитель говорит:

 

«Если хотите иметь в мире силу, то прежде всего станьте господином самому себе».

 

Как совершенный инструмент отзывчив под рукой мастера, так человеческая душа должна быть готова отозваться, зазвучать на каждый Божественный импульс.

 

Число учеников растёт постоянно, и они становятся ценными соработниками в осуществлении Его дела. Так Он находит, привлекает и связывает нитями любви работников ради Царства Божия.

 

В своих поездках по Болгарии Учитель находит небольшие самородные очаги духовной жизни, маленькие действующие группы, разбросанные тут и там. Он ободряет их и наставляет, радуется этим проявлениям духовной жизни и пишет друзьям:

 

«Господь послал меня увидеть Его чад».

 

В письмах к своим первым ученикам Он поддерживает их на трудном пути к Богу, объясняет их положение. Он пишет:

 

«Я несу вам радостную весть, что Бог вас любит».

 

Эти слова живы, они и сейчас звучат и исполняются. Они относятся ко всем ученикам всех времён. В другом месте Он говорит:

 

«Господь избрал вас и пожелал, чтобы вы Ему служили».

 

Он охраняет их и молится за них, ибо жизнь на земле похожа на большое и опасное море:

 

«Я усердно молю Господа просветить и благословить вас преизобильно, чтобы вы имели тот Дух Господа, который нас свяжет ещё теснее в духовном единстве, дабы в наших душах и сердцах была Его великая и несказанная любовь».

 

Созерцая пробуждение человеческой души, самое красивое явление на земле, Он восклицает:

 

«Сколь благ Господь, что пробудил вас Своим благим Духом искать путь Истины и служить Ему».

 

Он часто говорит им о великой грядущей эпохе, ради которой они призваны работать. Мы в преддверии великой эпохи любви и братства, света и свободы, наступающей как новый день:

 

«Вот свет идёт, и мрак, что окутывает мир и ваши умы, рассеется, и вечная заря Истины озарит вас и просветит».

 

В этой новой наступающей культуре Он указывает их место, предстоящую им работу и задачи, которые им нужно разрешить:

 

«Через каждого из вас пройдут определённые силы новой культуры, необходимые ей. Поэтому будьте все верны и истинны, не отвлекайтесь на второстепенные дела, будьте верны своему призванию и постоянны в своей молитве».

 

«Сегодняшняя темнота обернётся будущим Светом*, сегодняшние страдания создадут будущее добро».

 

«Радуйтесь, что ваш дух приближается к Богу. Предоставьте себя полностью Его руководству. Временные перемены в жизни преходящи, они подобны временам года. В нашей жизни происходит то же, что и в природе: то бурно и облачно или дождливо, то ясно, солнечно и приятно. Вера, надежда и любовь – основа. Сейчас сумрачно, но придёт день: это доказывает утренняя звезда на нашем горизонте. Это славный день, блаженный день жизни. Мы – пришельцы и странники в этом мире, наше отечество – в другом месте. Когда закончим свою работу, мы отправимся в дом нашего Отца Небесного».

 

«Итак, мыслите честно, чувствуйте благородно и действуйте бескорыстно».

 

Приход Учителя на землю сопровождается большими переменами, вливаются новые силы, чтобы работать в человечестве; они пробуждаются в человеческой душе и вступают в конфликт со старым. Силы, работавшие до сих пор, должны уступить новым силам, появляющимся сейчас. Отсюда эта борьба и наступающие перемены, но потом появятся хорошие условия для работы. Он пишет ученикам:

 

«Жизнь – это школа, где нужно приобрести знание и мудрость и научиться использовать блага этой жизни. Нужно смотреть на жизнь взглядом глубоким и широким, нужно быть вооружёнными верой, чтобы понять этот славный момент, это обширное воздействие любви, озаряющей этот мрачный хаос».

 

«Всякая душа подобна миру неустроенному и пустому, но лишь только в неё проникнет любовь, как проникает свет и тепло на землю, она вызовет к жизни всё благое и доброе в нашем бытии, всё чистое и святое, всё высокое и благородное. Она касается нас и призывает к жизни все заложенные в нас семена и зародыши вечных возможностей развития и совершенствования нашей души».

 

«Мы призваны жить, любить, подвизаться, размышлять, ходить с верой, надеяться и ожидать будущего, быть веселыми и радостными, видя и изучая великие Божии Дела, в которых мы призваны участвовать».

 

«Жизнь – в нас, в наших душах, и мы понимаем её согласно тому, как думаем и чувствуем».

 

От ученика требуется многое:

 

«Прежде всего наша жизнь должна развиваться согласно плану и способу, учреждённому невидимым нашим Отцом,– не так, как хочется нам, а как слагается сама жизнь. То, что нам дается по Воле Бога,– самое доброе и самое благое. Господь промыслит наилучший путь, и всё постепенно уладится, но Он хочет от нас послушания, терпения, полного упования и неколебимой веры. Бог свят, Бог есть Любовь. Ему необходимо, чтобы все мы были такими».

 

Жизнь постоянно предлагает ученикам экзамены. Учитель им пишет:

 

«В Жизни есть неприятности, но надо переносить их с духом терпения и благости. Это правило всеобъемлющей любви».

 

«Мы служим не людям, а Тому, Кто призвал нас к жизни и Свету*».

 

«Моя радость в том, чтобы вы росли в благодати и силе и были разумны и мудры во всём. Будьте все верны и усердны. Это – наше дело».

 

Когда в человеке рождается сознание служить великой идее, то первое противодействие приходит из его личной жизни. Его личностная природа сознательно или бессознательно хочет использовать и подчинить себе Божественное. От этого рождается борьба, тормозящая развитие и самого человека, и дела. Этот процесс неизбежен в человеческой среде, и здесь, чтобы выйти из этой трудной области борьбы, из области «земного притяжения», человеку необходимы большое самоотречение, полное бескорыстие, большая любовь. В человеческой душе происходит борьба между силами Солнца, света и силами мрака. Человек подвержен влиянию двух центров. Если возобладают силы, идущие от центра Земли, человек попадает в мрак, в рабство. Если перевесят силы, идущие от центра Солнца, человеческая душа войдёт в мир света и свободы, и человек поступает в Божественную школу.

 

Учитель предвидит возможную опасность, Он хорошо знает эту область. Он бодрствует и охраняет учеников, чтобы вывести их в безопасное место. Он работает вместе с ними, просвещает их и указывает способ преодоления этой опасной области на пути человеческой души к Вечному Началу. Он говорит:

 

«Да будет Любовь руководителем для всех нас.

 

Будьте все в мире и согласии, и пусть никто из вас не станет помехой делу. Если вы позволите неприятелю войти в свою крепость, то пострадаете все».

 

«Будьте мудры, всё обсуждайте, предпочитайте любовь.

 

Пусть каждый из вас ищет добра не себе, а другим».

 

От ученика требуется послушание Разумному, смирение и готовность к жертве. Иногда, если ученики поддаются сомнению и колеблются, или если силы их убывают, Учитель разговаривает с ними твёрдо:

 

«Как думаете вы служить Великому Разумному Началу? Силой или любовью? Наказания хотите или благословения? Пусть не смутят вас малые препятствия, и когда вас испытывают, не колеблитесь. Если падаете, вставайте опять. И если встретитесь с неудачей, проявляйте постоянство. Никогда не теряйте уверенности, никогда не слабейте. Держитесь крепко за Божию руку, и победа будет за вами. Слушайтесь совета Божия Духа. Всегда благословляйте, будьте духом в мире и согласии, и Разумное Начало вас укрепит».

 

«Наше желание – чтобы торжествовала любовь, а не сила».

 

Учитель объясняет им причины их состояний, которые они понимают не всегда.

 

«Неприятности и препятствия идут из другого источника, а не из того, который есть Свет*. Свобода – удел духовной жизни любви».

 

В то время некоторые из друзей были весьма тесно связаны с официальной церковью, с её формами, и искали помощи и поддержки там, откуда она не могла прийти. Учитель говорит:

 

«Если вас не связывает любовь, то как вы думаете выполнять Волю Божию? Не думайте, что частым хождением в церковь что-либо приобретёте. Церковь – в вашей душе, там нужно служить Господу. В этом вашем храме нужно приносить жертвы и возносить хваления».

 

«Когда вы спорите и состязаетесь друг с другом, то больше мне вредите. Но ничего, я вынесу и это. В конце концов, Господь исправит вас, откроет вам глаза, укажет путь и благословит. Рассудите между собой, как правильно поступить. Всякий успех приходит свыше».

 

Иногда к делу привлекаются неподходящие люди, ещё -е определившиеся в своём пути. О них Учитель говорит:

 

«Без этого ясного понимания любви Господа и готовности пошить Его Волю может ли быть успех? Те из наших друзей, которые этого не поняли, пусть идут куда им нравится, чтобы не задерживать -ни себя, ни других. Нам не нужно, чтобы нас было много. Лучше двое Духе, чем много – без Него».

 

«Не выдавайте своих планов и мыслей за Божии. Примите путь таким, как его устраивает и открывает Разумное Начало».

 

«Мы сеем, Великое Разумное Начало собирает.

 

«Мы работаем, Великое Разумное Начало строит».

 

Иногда бывали неясные вопросы. Учитель не спешил их разрешать. Он говорил:

 

«Я хочу смотреть на это спокойно и быть в молитве».

 

Во всём Он старается уловить, какова Божия Воля. В материальных делах, к которым люди весьма чувствительны, Учитель был крайне внимателен. Он отклонял всякую возможность появления таких материальных объектов, которые могли бы послужить соблазну. Он знал, что они становятся целью домоганий корыстолюбивых людей, и если таковые будут привлечены, это повредит делу. По той же причине Он не раздавал никаких отличий и похвал. Он сам работал безвозмездно, совершенно бескорыстно, и всех учил работать так же.

 

«Работайте с любовью, освободитесь от своего эгоизма. Если вложите малейшее эгоистическое чувство в свою работу, оно разъест её основы, как червь съедает молодые корни.

 

Каждая работа должна начинаться со священным трепетом и бескорыстием».

 

Один из пожилых братьев, весьма состоятельный человек, пожелал завещать своё состояние Братству. Некоторых братьев это воодушевило, и они его поощряли. Учитель предоставил ему полную свободу, но когда через некоторое время Он заметил в нём небольшое колебание, то немедленно отклонил это его желание. Учитель прежде всего заботился о том, чтобы чем-то не навредить делу, «которое Господь,– говорил Он,– доверил мне охранять».

 

«Мы должны бодрствовать, поскольку Великое Разумное Начало с нами».

 

Много огорчений встречает ученик на своём пути и от посторонних, и от близких. Учитель говорит:

 

«Сказано: хорошо мне, что я огорчился1. Сначала, прежде чем придёт благословение, должно прийти разочарование. Помните, что все люди имеют слабости и могут много раз доставить нам огорчения, не сознавая этого».

 

Он говорит своим ученикам:

 

«Я знаю, что прощать обиды вам трудно, но Вечная Благодать этого требует».

 

Учитель даёт и следующие советы ученикам:

 

«Безграничный всегда верен. И Его Любовь неизменна».

«Вслушайтесь в тихий голос внутри себя и в его наставления».

«Воля Божия в том, чтобы вы укреплялись в Его любви».

«Безграничный завершит своё дело в совершенной полноте. Требуется постоянство, разумное терпение, чистосердечие, ясность ума, свежесть души, бодрость духа».

 

Человеческие души на земле не изолированы друг от друга, они связаны между собой и образуют системы, подобные звёздным. Путь одной души – это путь многих душ, связанных с нею. Её благо – это и их благо; её успех – и их успех. Вот почему, работая над своими учениками, Учитель работает над всем человечеством.

 

Некоторые состояния учеников обязаны собою той среде, в которой они живут, и тогда, решая правильно свои задачи, они способствуют тому, что и другие разрешают свои задачи верно. Через учеников Невидимый, Разумный Мир работает над всем человечеством и ему помогает.

 

Как мать заботится о своих детях и охраняет их, так и Учитель бодрствует над своими учениками, ибо тысячи опасностей подстерегают ученика на его пути. Множество соблазнов протягивает к нему руки, чтобы отклонить его от пути Истины. Учитель предвидит всё, предупреждает, поучает, помогает, поддерживает изнутри и извне и делает это так, как действует свет – без всякого принуждения, по закону свободы.

 

 

 

1 Пс 118:71 «Благо мне, что я пострадал».

* См. прим.2 к подразделу "Болгария перед приходом Учителя"

Link to comment
Share on other sites

 Share