Перейти к содержанию

Отдайте Божие Богу


Recommended Posts

31 декабря 1916 года, София

 

5. ОТДАЙТЕ БОЖИЕ БОГУ

 

Тогда говорит им: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Матфей 22: 21,22.

 

 

«Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Христос, не но своей воле, затрагивает общественный вопрос. Надо ли отдавать дань? Этот вопрос и сегодня занимает людей. Он может рассматриваться и в широком, и в узком смысле. От правильного решения этого вопроса зависит счастье человека. Это сложная задача с десятью неизвестными. Ученики легко решают задачи с одним, с двумя, тремя неизвестными, но, столкнувшись с задачами, в которых неизвестных более, чем три, отказываются их решать. Однако жизнь предлагает людям сложные задачи с десятью и более неизвестными. Нужны тысячи лет, чтобы они решили эти задачи. Все люди плачут и смущаются, и всё от неизвестного.

 

Христа спросили: «Нужно ли отдавать дань кесарю?». Он ответил категорично: «Отдайте!» В эту главу Евангелия Христос вложил великие идеи, до понимания которых надо докапываться длительное время, подобно тому, как ботанику или минералогу надо долго исследовать растение или камень, чтобы их изучить. Нелегко постичь внутренний смысл того, что высказал Христос. Многие нынешние христиане усядутся на стул и начинают думать над разрешением того или иного вопроса. Одним обдумыванием вопросы не разрешаются, необходимы усилие, труд и работа. Женщина спрашивает: «Надо ли готовить для мужа?» Христос отвечает: «Надо. Муж – твой кесарь, ты будешь готовить ему». Когда ты хорошо приготовишь мужу, и он пойдет на работу, ты останешься одна в доме, и у тебя будет возможность служить Богу. Женщина говорит: «Если бы я была мужчиной!» И будучи мужчиной, ты отдашь кесарице причитающееся ей. Значит, есть кесарь и кесарица. Если ты – мужчина, отдашь кесарице ее, а Богу – Божие. Одно и то же требуется от мужчины и от женщины. Говоря другими словами, у тебя как человека есть обязательства и перед миром, в котором ты живешь, и перед Богом. Если ты пойдешь на бал, ты будешь сообразовываться с требованиями бала. Женщине следует одеться согласно требованиям моды в белое светлое платье, надеть специальные туфли, напудриться и так далее. Мужчина наденет официальный черный костюм, новую красивую обувь, белые перчатки.

 

– Я не люблю этим заниматься.

 

Раз не любишь, не ходи на бал. А если пойдешь к Господу, следует надеть ожерелье на шею, диадему на голову, браслет на руку. Ожерелье на шее – это любовь. Диадема на голове – это мудрость. Браслет на руке и на ногах – это добродетель. В Румынии некоторые женщины носят часы на ногах. Чтобы посмотреть, который час, они поднимают ногу. Многих это шокирует. Говорю вам: отдайте кесарево кесарю. Вы на земле, земная жизнь требует этого. Кто-то гневается, завидует, не может примириться с жизнью. Если не может примириться здесь, пусть идет на небо. Тот, кто жалуется, что нет сахара, что хлеба дают мало, по четверти килограмма, пусть идет на небо. Чего он ищет на земле? Кесарево – кесарю, отдай ему эту дань. Столько дает кесарь, ничего больше.

 

Первая задача человека – правильно разрешить жизнь. В разрешении этой задачи скрыта сила самой жизни. Кто не может дать себе отчет в том, что представляет собой жизнь, тот пигмей, ничтожество, микроб. Вопрос не в том, чтобы надуваться, как некоторые змеи, куры или индюки. Человеку достаточно приблизиться к ним, чтобы они надулись. Не сердитесь на них, они так это понимают, так и поступают. Не сердитесь и вы на то, что говорю вам истину. Говорю, пока вы на земле, думайте и работайте, чтобы правильно разрешить вопросы жизни.

 

Когда Бог изгнал человека из рая, он оставил ангела снаружи для охраны. Что охранял ангел? Разумность человека, то есть Божественное начало. Разумность осталась в раю. Змей обманул Еву, и она вкусила от запретного плода, затем дала есть и Адаму. Тогда Бог изгнал их из рая и сказал: «Поскольку вы не заслуживаете жизни, покиньте рай. Однажды, когда вы поймете жизнь, вы вернетесь ко Мне». Люди хотят быть счастливыми. Нет счастья людям, которые разоряют отцовское имение. Этим я не изобличаю вас, а объясняю принцип. Что касается обиды, вам не на что обижаться. Вы, сидящие передо мной, еще не истинный человек. Я вижу перед собой людей, облеченных в одежды, у них есть определенный вес и форма, но это не есть человек. У меня высокое мнение о человеке. В вас кроется великое, то, чего вы сами и не осознаете. Однажды Божественное в человеке проявится, и вы поймете, что такое жизнь, что такое сам человек.

 

Христос говорит: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Когда вы отдадите кесарево кесарю, вы освободитесь. Всякая плохая мысль, всякое плохое желание не ваши, они кесаревы, отдайте их кесарю. Кто кесарь в человеке? Дьявол. Ты говоришь: «Сегодня я рассердился». Отдал ли ты кесарево кесарю? Отдай кесарево кесарю. Отдавайте не только кесарево кесарю, но и Божие Богу. Кесарево – это человеческое. Мы должны человеческому. Следовательно, от нас требуется отдать каждому человеку то, что мы ему должны. Это будет означать, что мы понимаем смысл жизни.

 

Один отшельник много лет жил в пустыне. Наконец, он решил пойти к святому и спросить его, как понять смысл жизни. Святой ему сказал: «Пойди сегодня в одно из сел поблизости, проведи весь день среди крестьян; посмотрим, чему ты у них научишься». Отшельник пошел в деревню и попал в дом селянина, который собирался идти в поле. Отшельник решил пойти вместе с ним. Уходя на поле, крестьянин сказал: «Боженька!» Целый день он работал, пахал на волах, сеял, а когда вернулся домой, сел отдохнуть и опять сказал: «Боженька!» Отшельник вернулся к святому рассказать, что он видел в селе.

 

– Чему ты научился?

 

– Ничему особенному. Видел селянина, который два раза в день произнес слово Боженька.

 

После этого святой дал отшельнику кадильницу, полную деревянного масла, и сказал: «Обойди с этой кадильницей все село, но будь внимателен, не пролей ни капли». Отшельник хорошо выполнил возложенную на него работу и вернулся к святому, который его спросил: «Сколько раз ты вспомнил о Господе?»

 

 

– Ни разу.

 

– Почему?

 

– Все мое внимание было направлено на кадильницу, следил, чтобы не пролить ни капли масла.

 

Тогда святой сказал ему: «Ужели я вижу, что селянин, который кормит и свое семейство, и нас, нашел время хотя бы два раза в день вспомнить Господа, а ты, отшельник, не смог вспомнить Господа ни разу!»

 

Я спрашиваю нынешних ученых и философов, сколько раз в день они вспоминают о Господе? Причина несчастий нынешних людей заключается именно в том, что они не вспоминают о Господе. Поэтому Христос говорит: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Говорю, вам надо думать о себе, о своих руках и ногах, о своем уме и своем сердце, о своем развитии, но надо думать и о возвышенном, думать об улучшении той жизни, которая ожидает вас после смерти. Сегодняшняя жизнь – наша, завтрашняя принадлежит Богу. Как вы будете счастливы, если не отдадите Божие Богу? Несчастье людей связано с тем, что они дают только кесарю, а тот только берет, но не дает. Бог отличается тем, что дает и берет. Он заберет ребенка у какой-нибудь матери, но через год-два даст ей другое, лучшее дитя. Муж бьет свою жену. Бог заберет этого мужа и даст ей другого, лучше, чем первый. Так что, когда Бог берет у вас что-то, не сожалейте. Он всеблаг, справедлив и милостив. Взамен того, что Он взял, Он даст вам что-то лучшее. В этом отношении Господь – пример давания.

 

Христос говорит: «Так да просияют дела ваши, чтобы всякий, увидевший вас, прославил Отца вашего». Почему до сих пор не исправился мир? Потому что ваши дела не прославляют Господа. Ответственность за это лежит на образованных и духовных людях. Много ученых на земле, которые на небе не ученые. Много святых на земле, которые на небе не святые. Много благородных людей на земле, которые на небе не благородные. Видимость и сущность – не одно и то же. Чтобы вступить на правильный путь, человеку надо различать существенное и несущественное. Человеку надо быть свободным от всех амбиций о владении и присвоении.

Итак, чтобы вступить на правильный путь, человеку нужны четыре вещи:

 

– различать существенное и несущественное,

 

– освободиться от личных амбиций,

 

– хорошее обхождение и добрая жизнь,

 

– иметь в себе любовь.

 

Пока человек не обретет этого, ангел не пустит его в рай. Господь говорит: «Вы научились служить кесарю, но не Мне. Как бы вы ни сердились, Я еще не могу принять вас своими слугами». Разве хороший музыкант возьмется обучать музыке ваше недоразвитое дитя? Он скажет: «У меня нет времени заниматься с вашими недоразвитыми детьми». Бог, пренебрегая невежеством, оставит невежд путаться в своем невежестве. Сегодня, когда люди лучше готовы Его понять, Он посылает к ним Своего Сына.

 

Что делает нынешний человек? Встав утром ото сна, он умывается, причесывается, чисто одевается, и потом начинает другие дела. Его первое дело – служение кесарю. После этого он спрашивает: «Надо ли мне служить кесарю?» Ты будешь служить кесарю, потому что ты – в его царстве, тебе надо быть справедливым. Кто-то говорит, что не надо заботиться о своем теле. Кто тебе сказал это? Если живешь в доме, взятом в наем, его надо белить и чистить.

 

– Я – святой человек.

 

Святой ты, или нет, надо чиститься. Раз ты пришел на землю, даже если ты святой, будешь чиститься. Учитель поставил ученику плохую отметку, ученик недоволен учителем, собирается бить его. Многие учителя биты своими учениками. Я говорю ученику: учись, чтобы не было плохих отметок; учителю говорю: проверяй по несколько раз своего ученика, и только тогда ставь ему отметку. Учителю надо быть разумным во всех отношениях. Если учитель и ученик живут хорошо, они заложат себе хорошую основу для служения. Бог милостив и благ, но если ты служишь Ему, служи в духе и истине. Для этого требуется совершенство. Легко служить Богу, но только если у тебя есть глубокое внутреннее стремление к этому. Если у тебя нет этого стремления, Богу служить трудно. Ты говоришь: «Хочу уйти к Господу, чтобы учиться у Него». И это возможно, но тебе надо быть достойным Господа. Жена бьет мужа по несколько раз на дню, и, вопреки этому, хочет пойти к Богу. Нельзя ей идти.

 

– Почему?

 

Она еще не справилась со своим мужем.

 

Муж бьет жену, но и он хочет пойти к Богу. Ему путь к Богу закрыт. Муж и жена – два принципа, которым надо примириться. Если ты муж, отдай свою дань кесарице. Если жена, отдай свою дань кесарю. То, что происходит с мужем и женой как внешними формами, происходит и внутри человека. Кесарь и кесарица и вне человека, и внутри него.

 

Многие говорят, что мир плох. Я не верю в это. Скорее я верю, что люди плохи, а хорош или плох мир, определяется ими. Мир настолько же плох, насколько и люди. Когда вы говорите о мире, подразумевайте свой личный мир, но не мир, созданный Богом. Если ты не в настроении, не думай, что не в настроении все люди, ты не имеешь права делать заключение обо всех людях по своему расположению или нерасположению. Что касается кесаря внутри тебя, будь с ним внимателен и учтив, отдай ему дань. Изучи его характер и поступай с ним по-доброму.

 

– Он сборщик податей!

 

Что из того? Извинись, что задержал долг, и дай ему деньги. Не ругай его и не сердись, будь тих, спокоен. Если ты тут нервный, будешь нервным и наверху. Каков ты на земле, таким будешь и на небе. Там они крайне строги: за хмурое движение бровей, за то, что ты наморщился, тебя могут выгнать вон. На земле можешь морщиться, сколько хочешь, но на небе это не принимается. Только за то, что он раз сморщился, один ангел был отправлен на землю, где ему надо было провести целых тысячу лет. В этом отношении кесарь уступчивее, он не видит, когда человек слегка хмурится.

 

«Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Это значит: исполните свой долг перед Богом. Если вы не исполните своих обязанностей по отношению к Богу, то будете похожи на американца, который жил только ради денег, а когда ему пришел час отправляться на тот свет, стал сознавать свое положение и сказал сыновьям: «Не следуйте моему примеру. Я жил лишь ради богатства, и на том свете мне рассчитывать не на кого. Поэтому, – продолжил он, – положите мне в гроб деньги всех видов, может быть, они и там мне помогут». Попав на тот свет, он вскоре почувствовал голод и остановился у буфета, где были жареные куры, рыбы, фрукты. Он спросил, сколько стоит курица.

 

– Один рублик: тут все по одному рублику.

 

«Хорошо мне тут будет, при такой дешевизне легко прожить». Вытащил двадцать левов, и на них хотел купить все.

 

– Здесь эти деньги не в ходу. У нас разменная монета – рублик.

 

Богач сразу же направился к сыновьям и сказал им: «Тут в ходу только рублики. Пошлите мне котомку с ними». Получил он рублики и пошел купить себе что-нибудь в буфете.

 

– Здесь такие рублики не в ходу.

 

И на этот раз его выгнали.

 

«Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Только так человек освободится от страдания. Каждый, кто уходит в иной мир неподготовленным, страдает. Важно то, что жить надо. Как надо жить? Разумно. Кто-то гневается ни за что ни про что. Возьмите пример с солнца. Когда вы встречаете его утром, оно вам улыбается и здоровается с вами, вечером, заходя, поворачивается к вам спиной. Нужно ли на него сердиться? Вы часто сердитесь друг на друга, не имея на это права. Вы сердитесь, что кто-то не принял вас как следует.

 

Один писатель пришел в дом богача, чтобы попросить взаймы денег. Богач спрятался от него и приказал слуге: «Скажи, что меня нет». Писатель услышал голос богача, но ничего не сказал и не рассердился. Однажды богачу что-то было нужно от писателя, и он пошел к нему. Постучал в дверь, писатель ему открыл, показался ему и говорит:

 

– Меня здесь нет.

 

– Как так? Я тебя вижу и слышу, а ты говоришь, что тебя нет.

 

– Странно, – ответил писатель, – я поверил словам твоего слуги, а ты не веришь мне. Я здесь, но не для тебя.

 

В будущем, когда вы пойдете к Христу, Он вам скажет:

 

– Меня здесь нет.

 

– Как так? Мы Тебя видим.

 

– Я здесь, но не для вас.

 

Зная это, не гневайся на солнце. Оно не заходит и не восходит. Восход и заход – не что иное как иллюзия по отношению к вращению Земли вокруг своей оси. Так вертится и моя, и ваша земля. Когда ты идешь ко мне, тебе надо знать, вертится моя земля или не вертится, восходит мое солнце или заходит. Если мое солнце заходит, не приходи. Ты посещаешь людей кого-то вовремя и не вовремя, от этого появляются недоразумения, обиды, страдания. Ты говоришь: «Такой-то умер». Умер, потому что солнце его зашло. Значит, смерть подразумевает заход солнца. На одной стороне солнце заходит, значит, человек стареет и умирает. На другой стороне оно восходит: человек рождается. На западе – старость, на востоке – молодость. Вы скажете, что это аллегория. Нет, это алхимия. Когда-нибудь, изучив это искусство, вы будете преображаться по своему желанию: будете становиться молодыми или старыми, мужчинами или женщинами. То же происходит в театре: там молодой превращается в старого, старый – в молодого. Это закон иллюзий.

 

«Отдайте кесарево кесарю, Божие Богу». Поступают ли так все люди? Поступают ли так христиане? Есть христиане, которые не соблюдают этот закон, и вопреки этому критикуют других людей. Это показывает, что они не изучили законы мира. Мир и мирские люди – на своем месте, у них великое предназначение. Я уважаю мирских людей. Многие из них искренни. Если они хотят сказать о тебе что-то плохое, они скажут это тебе в глаза, а не у тебя за спиной. Если говоришь о ком-то плохое, будь искренен, будь кавалером, скажи ему это прямо в глаза. Мирские люди любят чистоту. Они часто моются, переодеваются и после этого пользуются духами, они любят аромат цветов. Религиозные люди отказываются от этого, считают это греховным. Если они не хотят пользоваться духами, пусть хотя бы моются чаще, чтобы от них не пахло. Нам надо преобразиться. Об этом говорил Христос в своих притчах.

 

«Царь, услышав, что званные на свадьбу отказались придти, разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (7 стих). Говорю: забудьте вашу личность и хорошо рассуждайте. Скажете, что я обтесываю вас, то есть давлю на вас. Ни на кого не давлю, не для этого послан. Я не научен этому мастерству. Обтесывать кого-то – это опасная работа, это хирургическая операция, для этого нужна вера и смелость. То, о чем я вам сейчас говорю – высшая математика. Она занимается числами от 1 до 10. Когда вы поймете внутренний смысл этих чисел, то определите свои отношения и к Богу, и к своим ближним. Самое большое число – единица. Поняв единицу, вы поймете все отношения. Остальные числа получены из единицы делением ее на меньшие числа.

 

Итак, единица – это дерево, а остальные числа – веточки, листья, бутоны, цветы этого дерева. Не зная своей стоимости, человек поднимает шум, гневается, ропщет. Он не подозревает, что является только веточкой, листом, бутоном или цветком главного дерева. Сколько бы он ни кричал, его слов не услышат. Если ты лист, будешь стремиться принять больше жизненных соков. Если ты корешок, будешь стремиться послать больше пищи дереву.

 

– Я хочу знать, что обо мне думают люди.

 

Если ты часть дерева, ты служитель Бога. Неважно, красив ли ты; важно, что тебе надо делать, находясь на дереве. Не смотри на листья, упавшие на землю, не осуждай их. Они упали не по своей вине, какая-то внешняя сила преждевременно оторвала их от дерева. Вопреки этому они отдадут свою дань кесарю. Через какое-то время они снова появятся на дереве и тогда отдадут Божие Богу. Так надо рассуждать и вам. И тогда у вас будут трудности и страдания, но ваши страдания будут сознательными. Существуют два вида страданий: сознательные, когда человек знает, для чего страдает, и получает пользу от страданий, и несознательные, когда человек кричит, ропщет и еще больше увеличивает свои страдания. Следовательно, умен, религиозен, культурен тот, кто справляется со страданиями и разумно их использует.

 

Под культурой в истинном смысле слова я понимаю приложение религии во всяком отношении. Истинно религиозен тот, кто живет не только умом и сердцем, но и душой. Культура подразумевает разрежение религии, а религия – сгущение культуры. Когда я говорю, что человеку надо быть культурным, то подразумеваю, что ему следует изучить все отношения, которые существуют между людьми, изучить устройство государства, знать его потребности, нужды всех институтов и учреждений. Это культура кесаря. Когда человек дойдет до глубоких внутренних отношений к Богу и природе, будет отличать существенное от несущественного, тогда он правильно поймет Христа и познает Его. Христос учил людей, как проявлять культуру и как прилагать свою внутреннюю религию. Кесарь – это культура, а Бог – религия. Я говорю: отдайте культуре то, что ее, отдайте и религии то, что ее. Религия без культуры ничего не стоит.

 

Человеку надо начать с видимого и постепенно идти к невидимому. Каков ты как культурный человек, таков будешь и как религиозный. Если ты нервный, если ты любишь приврать в своей культурной, то есть видимой жизни, то таким ты будешь и в своей религиозной жизни. Приврать – значит скрыть истину. Чистым, искренним надо быть человеку, в каждый момент он находится перед лицом Бога. Как вы посмотрите на гостя, который несет вам заразу? Вы зовете его в дом, радуетесь ему, а он несет в себе бациллы какой-нибудь опасной болезни и заражает весь ваш дом. Вы будете им крайне недовольны. Знайте, что каждый раз, когда вы посещаете своего ближнего, вы являетесь пред Богом. Чистыми надо являться к Богу. Есть религиозные люди, которые несут проклятие миру, самую страшную бациллу. Это может быть несознательным, но им следует иметь это в виду и чиститься. Следовательно, если ты не в настроении и гневаешься, не посещай своего друга. Посещай друга только тогда, когда Бог в тебе. Вот что проповедовал Христос людям.

 

Что представляет собой Христово учение? Это Божественная книга, читать в которой может каждый. Я каждый день просматриваю эту книгу. Кто-то говорит, что разговаривал с Христом. Это возможно, но с Христом может разговаривать лишь тот, кто поднялся на высокую ступень и очистился. Скажешь, что ты – образованный человек, что у тебя есть доступ к Христу. Может быть, ты образован по отношению к той среде, которая тебя окружает, но не по отношению к Христу. Твоя образованность не открывает тебе пути к Христу. Смирение нужно человеку. Если ты столько знаешь, скажи, сколько лет проживешь, сколько будешь иметь детей, какими они будут.

 

– Я не знаю ни сколько лет я буду жить, ни сколько детей у меня будет.

 

Ты не знаешь того, что относится к тебе, а говоришь о вещах, далеких от тебя. Тебе надо учиться. Есть учение для сердца и учение для ума. Сердце кесарево, а ум – Бога. Иногда наоборот: ум кесарев, а сердце – Бога. Следовательно, отдайте уму то, что его, а сердцу – то, что принадлежит сердцу. Не останавливайте течение источников, не останавливайте течение рек, поправляйте их русла, чтобы они свободно текли. Не осушайте свои реки, не вырубайте свои леса. Многое надо сказать современному человеку, чтобы он понял эти вещи в соответствии со степенью своего развития.

 

Сознание проявляется в трех направлениях: как механическое, физиологическое и психическое. В механическом сознании процессы протекают снаружи вовнутрь. Эти процессы происходят и в природе. Много рек со всех сторон стекаются воедино и образуют одну большую, мутную реку. В механическом сознании процессы не Божественны. В физиологическом и психологическом сознании процессы осуществляются изнутри наружу, не надо опускать ведро вовнутрь, чтобы достать воду, она вытекает сама по себе. Благодаря этому течению изнутри наружу, муть выходит наружу, и источник очищается. Над этим источником работает Христос, этот источник Он хочет пробить в вас. Как только вы видите это желание Христа, вы сразу противопоставляетесь и закупориваете источник. И, в конце концов, вы довольствуетесь теми малыми речками, которые сливаются в одну побольше, и говорите: «Я достаточно большой». Ты большой, но мутный. Лучше будь малым, но чистым источником, чем большим и мутным. Вот путь, который ведет к Царству Божию.

 

Делайте свободный выбор и сами решайте, быть вам большим источником, но мутным, или маленьким и чистым источником. От вашего решения зависит ваше благо. Вот что означает: отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...