Перейти к содержанию

Пять разумных дев


Recommended Posts

16 ноября 1916 года, София

3. ПЯТЬ РАЗУМНЫХ ДЕВ

А из них пять были разумны, а пять неразумны

Матфей 25:1-2

 

 

Эти строки – выдержка из великой Божественной книги, той, из которой черпал Христос. Десять девиц, пять разумных и пять неразумных, – предмет этой Божественной книги. Немногие читали и читают эту книгу. Остановлюсь на этих строках, чтобы объяснить их глубокий внутренний смысл настолько, насколько это нужно вам. Почему Христос берет десять девиц, а не пять? При том он делает различие между ними и говорит, что пять из них были разумны, а пять неразумны. Почему не две разумны, а восемь неразумны, или восемь разумны, а две неразумны? Значит, между этими числами есть определенное соотношение.

 

Многие спрашивают себя, что это за девицы. Десять девиц представляют все человечество, половина которого была разумна, а половина неразумна. Так же, как мы делим человечество на разумных и неразумных, мы можем разделить его на белых и черных. До сего времени существовали четыре расы людей: черная, красная, желтая и белая. Белая раса – самая молодая. Когда-то черная раса была на вершине своего развития. Тогда черные люди были интеллигентными, не такими, как сейчас. Грех впервые появился в черной расе, и доныне остались ее представители, пять неразумных дев. Пять разумных дев – представители белой расы, которая непрестанно работает ради восстановления Царства Божьего на земле. Говорят о ком-то, что он и хорош, и плох. Это неправильное понимание. Человек не может быть одновременно и хорош, и плох. Он или хорош, или плох. Золото не может быть одновременно и ценным, и, как обыкновенные металлы, неблагородным. Золото во всех случаях – ценный и благородный металл. Драгоценный камень во всех случаях драгоценен. Ценное всегда ценно.

 

«Пять дев были разумны». Качество этих дев – разумность. Христос употребляет слово разумность в его глубоком внутреннем смысле. Под разумностью Он понимает бесконечное Божественное п.пало, которое проявляется в человеке. Значит, Божественное начало проявляется в пяти разумных девах, а в пяти неразумных не проявляется.

 

Когда мы говорим о разумных и неразумных людях, возникает еще один контраст: хорошие люди и плохие. Чем отличается хороший человек от плохого? Плохой человек имеет в себе поры, отверстия, из-за чего легко вскипает и легко закисает. У хорошего человека нет таких отверстий. Он не вскипает, не прокисает, как плохой. Я употребляю слово поры в химическом, а не в обычном, физическом смысле. Химия говорит об устойчивых и неустойчивых соединениях, каковы азотные соединения. Значит, как поры делают материю неустойчивой, так неустойчивые соединения делают человека плохим. В этом смысле мы называем плохим мертвого человека, потому что материя его разлагается и превращается в газы с дурным запахом. При разложении этой материи элементы отделяются, и каждый уходит на свое место. Когда человек оставляет свое тело, каждый элемент освобождается и идет туда, откуда пришел. Этот процесс мы называем гниением, разложением, окислением, ферментацией, и происходит он на земле. Поэтому мы говорим, что земля – место, где образуются различные физические и химические процессы.

 

Что представляет собой небо? Место чистоты и разумности. Когда я говорю, что небо – место чистоты, это не означает, что земля – место исключительно нечистоты. Рассуждайте правильно, чтобы не впасть в заблуждение. Истина одна, но ее надо принять с любовью. Не принятая с любовью, истина причиняет человеку зуд, боль, как при боли в глазах, желудке, легких. Вместе с болью он чувствует, что кожа его зудит. Воспринимайте истину правильно, чтобы не было обратных реакций. Хороший и разумный человек принимает истину с любовью, поэтому он располагает элементами, посредством которых превращает зло в добро.

 

– Возможно ли это?

 

Разумеется, возможно. Некогда химия стремилась превращать неблагородные металлы в благородные, в основном, в золото; и нынешняя химия стремится к превращению одного элемента в другой.

 

Религия стремится к тому же: превращать низшие мысли и чувства в высшие, а неблагородные желания в благородные. В этом смысле религии – не что иное, как методы хорошей жизни, превращения зла в добро. С этой точки зрения неважно, какую религию вы исповедуете, важно, чтобы эта религия дала вам правильные методы хорошей жизни.

 

– Как найти ту религию, которая нам подходит?

 

Очень просто. Как вы узнаёте, какая пища для вас лучше? Идете в столовую, заказываете какое-то кушанье; если вам нравится, вы и во второй раз придете в ту же столовую. Если не нравится, идете в другую. Пища может быть дорогой – это неважно. Важно, чтобы она была доброкачественной. Если вас спросят, почему вы ходите в эту столовую, вы скажете: «Здесь пища чистая и доброкачественная, хотя и немного дороже, чем в других столовых». Дело не в деньгах, не в дешевизне. Обычно тот, кто продает дешево, далек от истины. Если я что-то продаю, я или продам дорого, или ничего не возьму.

 

Божественное надо ценить. Вы возразите, что Бог дает даром. Что вы понимаете под словом даром? У болгар есть обычай: когда молодая девушка выходит замуж, она дарит близким подарки: той подарит платок, этой кофту или еще что-нибудь. Вы думаете, что все это она дает даром? Она делает подарок, но ждет, что и она получит что-то от тех, кому дает.

 

Многие ждут всего от Господа, а сами ничего не дают. Такого закона не существует. Давая, Бог исполняет закон для Себя. Он ничего не ожидает от нас, но нам давать надо, чтобы облагородить себя. Нищие своим существованием облагораживают человеческие чувства, они побуждают человека давать. В этом отношении они – хозяева столовых, зовущие клиентов зайти к ним и поесть. Если добрые и благородные чувства в человеке не подпитываются, он останется бедной, необработанной почвой.

 

– До каких пор будут существовать нищие?

 

До тех пор, пока люди идут по закону своего развития.

 

Пять разумных дев и пять неразумных, о которых говорит Христос, именно и показывают, что в человеке есть разумное и неразумное начало, которые находятся в постоянной борьбе. Когда неразумный придет к разумному просить у него масла для своего светильника, последний скажет: «Не могу дать тебе своего масла, потому что и тебе, и мне не хватит. У меня есть масло только для себя. Иди и купи себе». Человеку надо приготовить себе все вовремя. Если он начнет искать масло в тот момент, когда оно ему потребуется, он поймет, что опоздал. Пять неразумных дев пошли купить себе масло, но когда вернулись, дверь была закрыта, они не смогли пойти. Господь сказал им, что не знает их, и нельзя отворить им дверь. Светильнику человека надо гореть постоянно.

 

Светильник представляет человеческое тело, а масло – его сердце. Свет светильника – это ум человека. Значит, человеку нужно иметь тело – светильник, масло – сердце, которое постоянно чувствует, и всегда мыслящий ум. Бог знает только тех, у кого сеть светящиеся тела. Тем, кто лишен тела, сердца и светящегося ума, Он говорит: «Идите, купите себе то, чего вам недостает».

 

– Почему Господь не принял и тех пятерых дев? Они, хоть и поздно, пошли купить масла и снова вернулись к Нему.

 

Мир – это рудник, где надо работать. Как вы пошлете слуг и этот рудник со светильниками без масла? Им нужен свет. Без света они ничего не могут сделать. Не работая, они не могут войти в Царство Божие.

 

– Где Царство Божие?

 

Тоже на земле, но не на нынешней земле, а на той, которая будет через тысячи лет. Земля одна, но она проходит различные фазы развития. Первоначально земля была не такой, какой мы ее видим сегодня. О ней говорится, что она была неустроена и пуста, и Дух Божий носился над бездной. Первоначально земля была паром и огнем, это процессы, через которые она проходила. Значит, земля прошла через воду и огонь, и пришла к тому положению, в каком мы ее видим сегодня. И человек проходил и продолжает проходить через эти процессы. В нем есть и кровь, и вода, и тепло, но это все не человеческая душа. По отношению к Божественной жизни человеческая душа и земля – это синонимы.

 

– Почему?

 

Потому что душа и земля проходят одни и те же процессы развития.

 

Итак, пять разумных и пять неразумных девиц – в вас самих. С френологической точки зрения у человека есть две половины, два естества, в каждой половине по пять центров, то есть по пять чувств. Значит, всего у человека десять чувств: пять в действии, активны, а пять – пассивны, в запасе. Когда все десять чувств работают одновременно, человек достигает идеала своей души. Он разумен, добр и справедлив. Вы не знаете, сколько было приглашенных на свадьбу. Знаете только, что есть жених и невеста, но Христос не сказал о числе приглашенных. По-моему, число гостей, вместе с молодоженами, было двадцать: десять и десять. Единица – Бог, а двойка – материал, сумма всех работающих живых частиц. И человеку как живой частице вселенной надо работать, надо видеть плод своего труда. Разумен он или неразумен – это другой вопрос. Человеку надо рассчитывать на свой ум и на свое сердце, ни на кого не уповая. Что может сделать самый лучший учитель, если ученик не учится? Что может сделать хороший врач, если больной не выполняет его советов и питается только отрицательными мыслями? Поэтому Христос говорит больному: «Да будет по вере твоей!»

 

– Что такое вера?

 

Качество разумного человека. Вера и надежда действуют вместе, как крылья птицы. Любовь – голова этой птицы.

 

– Зачем мне вера и надежда?

 

Чтобы летать. Без них никто не может летать. Пока ты в умственном мире, они тебе нужны как крылья, когда ты спускаешься на землю, они превращаются в ноги. Надежда и вера необходимы как для этого, так и для того мира. Пять неразумных девиц думали, что можно жить и без масла, то есть без веры и надежды. Вы возразите, что Бог щедр и милостив, что Он даст им масло. Он все им может дать, но нужны условия. Много богатств на земле, щедро данных Богом, но нужны условия, чтобы их использовать. Например, вам дано пшеничное зерно, но его надо вовремя посеять. Посеянное в землю, оно воспримет жизненные соки земли и вырастет, но это бывает весной. Пропустишь это время, потеряешь все благоприятные условия. Пшеничное зерно – это человеческий ум, которому надо развиваться вовремя, обрести знание и понимание. Это означает, что вы вовремя извлечете экстракт пшеницы и вовремя его используете.

 

– Нельзя ли это сделать другим способом?

 

Такой вопрос задает только тот, кто или ничего не понимает, или думает, что все знает. На такой вопрос нельзя дать ответ. Что делаю я? Изучаю великие Божии законы, не спрашивая, почему это так, и нельзя ли иначе.

 

Гермеса, великого учителя Египта, спросили, почему существует зло. Он лишь сомкнул губы, закрыл рот и ничего не ответил. Этот вопрос не задают. Вы спрашиваете, почему один святой ближе к Господу, а другой – дальше. Разве вы были у Господа, чтобы знать, к го и где находится, кто ближе, а кто дальше от Него? Я вижу, кто и где находится, но вижу, что все святые – на земле и усиленно работают в лабораториях жизни. Кто из нас прав, вы или я, докажет опыт. Я говорю то, что знаю, что испытал.

 

«Пять дев были неразумны». Почему они были неразумны? Потому что не исполнили свои обязанности по отношению к Божественному. Христос говорит: «Я был голоден, и вы Меня не накормили; Я жаждал, вы Меня не напоили; Я был болен, вы Мне не помогли; Я был в тюрьме, вы Меня не посетили». Говоря это, Христос имел в виду пять неразумных дев, то есть ту половину человечества, которая не исполнила свою задачу. Пять разумных дев исполнили все это и вовремя вошли в Царство Божье. Как проявляется неразумность людей, видно в притче о талантах. Двое слуг заработали вдвое больше того, что получили от своего хозяина, а третий мрыл свой талант в землю, и когда его господин вернулся, сказал: Господин, знаю, что ты жесток, жнешь, где не сеял, потому убоялся и чарыл талант, который ты мне дал. Вот, отдаю тебе твое». Значит, когда мы жестоки и неразумны, когда используем ложь, то думаем, что все люди такие же, как мы. Это не так. Если ты видишь вещи в гим или другом смысле, это обусловлено твоим внутренним светом. < ледовательно, пять неразумных дев представляют силы в человеке, которые нужно впрячь в работу. Это общий вопрос, вопрос для всех людей и народов, а не индивидуальный. Христос пришел не для того, чтобы отлучить один народ от другого, а для того чтобы объединить пароды. Вопреки этому сказано, что Христос отлучит овец от коз. Какое молоко безопаснее для детей – овечье или козье? Козье. Не юлько безопаснее, но и здоровее. Козы и овцы – это символы. Под ипцой подразумевается разумность и благородство человека, а под козой – неразумность и своенравие. Коза поднимается на высокие горные вершины, а овца любит ровные места. Коза любит приключения, как неразумные люди. Зная это, не спрашивайте, почему приходят страдания и радости. Все в вашей жизни – результат наших мыслей и желаний.

 

Говорю: все, чего человек сильно желает, добро это или зло, все реализуется. Для объяснения своей мысли я воспользуюсь сказкой из персидской жизни. Это случилось за десять веков до Христа. В то время у одного из персидских царей было обыкновение обходить столицу, чтобы понять, как живут его подданные. Однажды вечером, прогуливаясь со своим визирем, он проходил мимо маленького бедного домика, откуда был слышен какой-то разговор. Он остановился у домика послушать, кто говорит, и о чем ведется разговор. Услышал, что беседуют три сестры. Первая сказала: «У меня одно желание: выйти замуж за царского хлебопека, чтобы наесться белого хлеба». Вторая сказала: «Я желаю выйти замуж за царского мясника, чтобы наесться мяса». Третья сказала: «Я желаю выйти замуж за царского сына и родить ему разумное, доброе дитя». Царь решил исполнить эти желания трех сестер. Наутро он вызвал их в свой дворец и исполнил желание каждой: первую выдал замуж за своего хлебопека, вторую – за мясника, а третью – за своего сына. Все, чего человек сильно желает, сбывается. Две сестры были недовольны своим положением, они стали завидовать третьей, которая вышла замуж за царского сына. Почему бы им быть недовольными? Ведь их идеал реализовался? Здесь я остановлю свой рассказ. Это одна сторона вопроса.

 

Есть в мире люди, которые думают только о хлебе, и Бог им его дает. Другие думают только о мясе, о роскошной пище – и это им дается. Они мечтают о золоте и серебре, об этих элементах. Третья категория людей – те, кто имеет высокий идеал. Они хотят выйти замуж за царского сына – за Истину, и родить нечто разумное. Они подвизаются на Божественном пути. Первые две категории людей думают лишь о еде, как мельница думает только том, чтобы молоть зерно. Положишь зерно, смелешь его в муку, вымоешь камень и снова положишь зерно. Эти люди недовольны жизнью, они говорят, что жизнь не имеет смысла. Как может жизнь не иметь смысла? Что вы пожелали, то и получили. Если хочешь, чтобы твоя жизнь имела смысл, пожелай выйти замуж за царского сына, родить ему доброе и разумное дитя.

 

Говорю вам, человеческой душе надо стремиться к великому, ей нужно стремиться к связи с Богом, чтобы родить разумное. Лишь так человек может уйти от своей личности. Личность человека – маска, а индивидуальность – его высшее проявление, на котором ему надо остановиться. Неважно, каковы отношения человека к людям; важно, каково его отношение к Богу и к возвышенным существам. Второе отношение определяет первое. Когда ты играешь в оркестре, никто не обратит внимания, что у тебя красивое лицо и мягкие руки. Каждый будет смотреть, как ты играешь, находишься ли ты в гармонии с главными музыкантами. Мыслить, чувствовать правильно – это значит хорошо играть. Играть хорошо – значит оыть красивым. Всякий может быть красивым при условии, что он чувствует тончайшие вибрации любви. Когда человек думает доброе, он укрепляет, усиливает свое здоровье. Только здоровый человек может быть веселым и радостным. Несчастья и страдания людей проистекают из того факта, что и они, как те две сестры, пожелали выйти замуж за царского булочника и царского мясника, но, достигнув своих желаний, говорят: «Не стоит человеку жениться». Это так, не стоит человеку жениться с булочником и мясником.

 

Тот, кто написал сказку о персидском царе и трех сестрах, был не диким мыслителем. С ее помощью он хотел объяснить, почему люди физического мира раздвоены в своих мыслях и желаниях, а духовные люди не раздваиваются. Когда Божественное начало в человеке будет проявлено, Оно научит его, как наполнять маслом масленку, откуда его взять, и при каких условиях им пользоваться. Когда человек обретает эту разумность, Христос его принимает к себе, то есть принимает в Царство Божие. Ты не можешь иметь масла и масленки, если ты неразумен.

 

Изучая внутренний смысл жизни, вы видите, что первое проявление Бога – это Логос, то есть Разумное Слово. Потом является ' нет, как результат Божественного проявления. Это значит, что ты станешь одной из разумных дев, пожелаешь выйти замуж за царского сына и родишь разумное дитя. Это означает, что ты будешь | обе господином. Если в твоей масленке нет масла, Христос тебе | кажет: «Не знаю тебя». Так Христос сказал неразумным девам. И к вам приходит много друзей и подруг; об одних вы говорите, что их таете, о других – что не знаете их.

Каких людей вы узнаете, а каких нет? Вы узнаете лишь тех, кто вам сделал какое-нибудь добро или услужил вам. Тех, кто не сделал вам ничего хорошего, кто не проявился по отношению к вам, вы не знаете. Каждый, кто что-нибудь дал вам – ваш знакомый. Тот, кто ничего вам не дал, считается незнакомым. И Христос определяет свои отношения к людям по этому закону давания. Он говорит: «Только тот войдет в Царство Божие, кто Меня накормил, когда Я был голоден, кто Меня напоил, когда Я жаждал, кто Меня утешил, когда Я был болен, посетил, когда Я был в заточении. Того, кто ничего не сделал для Меня, Я оставлю для другой эпохи, когда он снова придет на землю, чтобы работать для Бога».

 

Я хочу быть на небе вместе с Христом.

 

И это возможно, но спроси себя, пожертвовал ты когда-нибудь за Христа жизнью? Если пожертвовал, будешь с Христом. Если не пожертвовал, останешься снаружи, для будущей эпохи, для далеких времен. В какое из двух положений вы будете верить, это ваше дело. Важно, что среднего пути нет. Верные вещи сами себя проверяют. Там важную роль играет опыт.

 

Как мы войдем в Царство Божие?

 

Через усиленную работу, выполненную с любовью. Помните: в теле, в мозге кроются силы, которые вам надо разработать.

 

Мы хотим, чтобы эти силы в нас раскрылись.

 

Каждый сам может их раскрыть. Достаточно употребить по часу в день для размышления над великими духовными вопросами, чтобы прозреть. В день, когда откроются ваши глаза, вы пожелаете пожениться с царским сыном, то есть войти в мир Истины и стать разумными.

 

Теперь продолжу сказку. Третья сестра, на которой женился царский сын, родила ребенка. Поскольку две сестры завидовали сестре-царице, они втайне решили украсть дитя и вместо него подложить другого ребенка, искалеченного и недоразвитого. Они исполнили свое решение: царского сына отдали куда-то на воспитание, а вместо него отцу и матери подложили чужого, увечного ребенка. Царь, недовольный царицей, которая не исполнила своего обещания родить хорошее, разумное дитя, приказал отправить ее в тюрьму. Царский сын попал в дом садовника, который часто работал в царском дворце. Ребенок рос, хорошо развивался и стал большим, красивым юношей. Когда он прогуливался по местам, где работал его отец, он услышал об одной прекрасной царской дочери, которая отличалась способностью превращать молодых юношей в камни. Многие царские сыновья приходили к ней, влюблялись в нее, и тогда она превращала их в камни. Вся местность там была покрыта камнями. Молодой юноша, царский сын, пожелал ее увидеть. Он узнал ее имя: ее звали Халял-Каза. Царский сын решил испытать свое счастье и появиться перед ней. Сел верхом на коня и отправился во дворец прославленной Халял-Казы. В пути он поговорил со своим конем и сказал ему: «Как услышишь, что я произношу имя Халял-Казы и третий раз, заржешь изо всех сил». Юноша приехал к дворцу и еще издали прокричал: «Халял-Каза!» Услышав свое имя, царская дочь произнесла: «Стань камнем!» Царский сын превратился в камень, но только до колен. От колен и выше он сохранил свой вид и образ. Он не испугался, и в третий раз воскликнул: «Халял-Каза!» Тогда конь заржал так сильно, что царская дочь смутилась и забыла сказать юноше, чтобы он стал камнем. Поняв, что она уже не может проявиться, царский сын приказал ей вымыть его, восстановить и вернуть его силу. Потом он вскочил на коня, объехал всю местность, и, где ни проезжал, говорил: «Вставайте, герои прошлых веков, идемте со мной!» После этого пришел к Халял-Казе, рассказал ей историю трех сестер и предложил и ей идти с ним.

 

Что представляет собой Халял-Каза? Это человеческая душа, а люди вокруг нее – камни, ждущие времени своего воскресения. В этом смысле, существует два вида людей: живые мертвые и мертвые живые. Я бы желал, чтобы все вы были живыми. Когда человеческий ум будет пронизан Божественным светом, любая девушка скажет: Вот кого я ждала годами».

 

Чего я хочу от вас, от нынешних людей? Хочу, чтобы они искали Господа, а не меня. И Христос говорил: «Слово, которое Я проповедую, есть Господь. Его ищите, а не Меня». Кто из вас, слушая притчу о десяти девах, посвятил несколько дней размышлениям, чтобы проникнуть в ее внутренний смысл? Достаточно искренне пожелать понять больше, чем то, что вы читаете, и вам будет дано откровение. Только так вы поймете, что вы – одна из пяти разумных дев. Вы – первая дева, тело, в него входят остальные четыре – ум, сердце, душа и дух. Пять дев сливаются с Христом в одно целое. Пока вы не поднимитесь на высоту своего ума и не войдете в область своей души, вы не сможете понять Христа и не сможете слиться с Ним. Ошибка, мешающая этому, не в вас, а в месте, на котором вы стоите. Поднимитесь выше, чтобы перед вами был открыт весь горизонт, и вы увидели, что земля – не мертвое тело. Это светящаяся женщина, посылающая свет повсюду.

 

Говорят, что земля – большая грешница. Нет, не грешница, но время от времени она встряхивается, этим она хочет сказать своим немирным детям: помиритесь. Я желал бы, чтобы и у вас было терпение земли. Кто не пользуется ею? Кто не берет ее плодов? Ее перекапывают, пашут, жнут, а она ничего не говорит. Когда она хочет дать какой-либо урок своим детям, она встряхивается, закрывает все входы и известное время ждет, пока они поумнеют. Потом она утихает и успокаивается. Поэтому я говорю: будьте и вы терпеливы, не как Бог, но хотя бы как земля. Кто-то говорит:

 

Когда же я оставлю грешную землю?

 

По мне земля – это рай, на ней живут святые. То место, где живут обыкновенные люди, – это место греха, юдоль плача. Если вы на той земле, у святых, радуйтесь. Это изобильно рождающая мать-земля.

 

Крепко эта мать нас схватила.

 

Не знаю, кто кого схватил, она вас, или вы ее.

Нынешние люди еще слепы, не видят своей матери-земли, не видят ее забот, как она их кормит и готовит для встречи Христа. Кто-то скажет, что хочет уйти на другую планету. Куда бы ты ни шел, у тебя потребуют свободный билет с земли. Ни на одной планете не принимают людей, которые не почитают свою мать.

 

Я отправлюсь на Венеру.

 

И там не принимают без свободного билета с земли.

 

Я отправлюсь на небо.

 

Где это небо? Никто не может оставить землю, пока не заплатит дань. Когда человек не слушает Господа, Он говорит: «Отправьте его к матери, пусть она его воспитает». Тогда она раскрывает свои объятия и принимает его. Все говорят, что такой-то умер, и его зарыли. Его близкие плачут о нем, а земля его утешает: «Не беспокойся, я тебе приготовлю другую одежду, лучше нынешней. Ты снова придешь на землю вместе с десятью девами – пятью разумными и пятью неразумными». Живите на земле как царские сыновья, не злоупотребляя своими правами. Следует ли вам поступать со своими ближними, как волк поступает с ягненком?

 

Волк повстречал ягненка и сказал ему:

 

Зачем ты в прошлом году плохо говорил обо мне?

 

Как я мог говорить о тебе плохо, если в прошлом году я еще не родился?

 

Зачем ты мне воду мутишь?

 

Как я могу мутить тебе воду, если ты выше меня по реке?

 

Мутишь ты мне воду или не мутишь, я тебя съем.

 

Сколько бы ягнят ни съел волк, все волком останется. Зная это, не

поступайте, как этот волк. Сегодня мстишь одному, завтра другому, пока на твоем лице не появляются морщины. Такие морщины Бог начертал на лице Каина, чтобы каждый, кто его встретит, узнал его и не стал убивать. Каину надо жить, иначе он будет еще более вреден. Нам следует взять на работу свои дурные мысли и желания, иначе они будут более вредными.

 

Индусы говорят: «Убей всякое желание в себе». Я говорю: впряги каждое свое желание в работу, не убивай его. Христос говорит: Отрекись от себя». Я говорю: возлюби себя. Вы скажете, что это противоречие. Спрашиваю: зачем надо отказываться от самого себя? Время возлюбить себя. Кто не возлюбит себя, не сможет войти в Царство Божие. Возлюбить себя, то есть Божественное начало в себе, значит быть умным, добрым и благородным. Возлюбить Бога н себе, самого себя, или свой высокий идеал – это значит облагородить себя, стать разумным.

 

Когда я говорю о пяти разумных и пяти неразумных девах, не хочу, ч тобы вы задавали себе вопрос, к каким девам вы относитесь, и путались. Раз вы пришли меня слушать, думайте, что вы из разумных.

 

А мы из избранных?

 

Если случится, что сейчас вас изберут, ваша работа закончена. Лучше, однако, не знать, из каких вы, и не интересоваться этим вопросом. Лучше, чтобы вы стремились расти и богатеть, не зная,

что вы богаты. Пять разумных дев имеют отношение к человеческому уму и человеческому сердцу. Ум проявляется трояко:

 

как объективный или предметный, как внешний ум;

 

как ум, имеющий отношение к памяти,

 

и как высший ум или высший разум.

 

И сердце проявляет, главным образом, три вида чувств:

 

высшие моральные чувства – любовь к Богу,

 

любовь к ближнему,

 

и любовь к самому себе.

 

Одна дева занимает заднюю часть мозга, другая – верхнюю часть мозга, а остальные три – переднюю часть, лицо. Вместе пять дев образуют треугольник. Как видите, они в нас, и заставляют нас мыслить и чувствовать. Некоторые говорят, что у человека два ангела. По мне, у человека десять ангелов – пять разумных и пять неразумных. Когда проявляются неразумные девы, вы сходите с рельсов своей жизни. Когда вас посещают разумные, вы начинаете работать с любовью, и все идет хорошо. Первые девы вас раздевают, а вторые одевают и несут великое благословение. Когда на вас сходит Божие благословение, вы не теряете равновесия, вы в положении парохода в руках хорошего, опытного капитана. Как ни качался бы ваш пароход, сохраняйте равновесие. Раз вы стремитесь к Богу, вы всегда будете идти в жизни правильным путем.

 

Что представляет жизнь на земле? Пароход, плывущий под зорким и вещим оком своего капитана. Пароход крепок, с хорошими и крепкими машинами и опытными матросами. Вы, подобно путешественнику, плывете на этом пароходе по Великому океану. Вы можете переживать состояние человека, который боится погибнуть. Или, возможно, вы тихи и спокойны, полностью рассчитываете на капитана, на матросов и на пароход. В первом случае вы будете сжиматься, дрожать, наблюдать за машинами, спрашивать капитана и матросов, когда пароход приплывет к пристани, как будете причаливать, достаточно ли угля и так далее. Что бы вы ни делали, как бы вы ни боялись, вы ничего не сможете сделать. Предпочтительнее оставить себя в руках опытного капитана и наблюдать, по каким местам вы проплываете – по крайней мере, что-то узнаешь.

 

Земля – это большой, крепкий, надежный пароход. Все машины, то есть все ее силы, на своем месте, и, в конце концов, этот пароход доставит вас в Божественный мир. Земля может состариться, снова помолодеть, и снова состариться, но она никогда не разрушится. Как человек проходит через детство, юношество, зрелость и старость, гак и земля проходит эти четыре периода. В сущности, эти четыре I (ериода земли определяют четыре человеческих возраста. В Писании сказано: «Грешные не воскреснут». Иными словами, когда пароход достигнет пристани, все пассажиры сойдут, чтобы показать там свои паспорта. Те, у кого паспорта точно заверены, имеют право войти в город. Те, у кого нет паспортов, или их паспорта не в порядке, снова возвращаются на пароход и продолжают свое путешествие. Они говорят:

 

Мы близки к небу.

 

Первые, те, кто вошел в город, говорят:

 

Мы уже на небе. Мы увидели и поняли, что оно представляет.

 

Что происходит с пассажирами на пароходе, происходит и с людьми на Земле. Вы вышли из матери-земли, путешествуете вместе с ней, и однажды снова вернетесь к ней. Она оденет вас в более красивые одежды, даст вам лучшие условия для развития. Другого пути нет. Только одни войдут в Божественный мир раньше, а другие позже. Пять разумных дев вошли в Царство Божие раньше, а пять неразумных остались снаружи ждать своего времени.

 

Вы говорите:

 

Зачем нужно проходить такие мучения и страдания?

 

Чтобы создать условия для вхождения в Божественный мир.

 

Зачем нам все это?

 

Прежде всего, знайте, что вы сами создаете себе страдания. Чтобы не страдать, советую вам слушать мать-землю, и, съев один из ее плодов, говорить: «Матушка, благодарю тебя за плод, который ты мне дала. Я буду стремиться день ото дня становиться все добрее и разумнее». Съев кусок хлеба, скажи: «Матушка, благодарю тебя за хлеб, который ты мне дала». А ты что делаешь? Съедаешь хлеб и говоришь: «Плохой был хлеб». Бог строг и взыскателен. Он слышит тебя и спрашивает: «Почему ты не почитаешь мать-землю?» Учитесь почитать эту свою мать: она крайне добра, щедра и отзывчива. Это не «юдоль слез», как некоторые ее называют. Бог создал землю как часть неба. Поэтому тот, кто хорошо живет на земле, будет хорошо жить и на небе. Кто хорошо живет на небе, будет хорошо жить и на земле. Значит, земля и небо составляют одно целое. Раз ты пришел на землю, изучай все, что она тебе предлагает. Изучай камни, растения и животных. В каждом животном кроется известная добродетель, или какое-то искусство. Например, муравей – символ трудолюбия, паук – мастер ткачества. Все в мире, будь то растение или животное, имеет великое предназначение. И паразиты: вши, блохи, клопы, – сколь они ни нежелательны, учат человека чистоте. Тот, кто не понимает внутреннего смысла жизни, природы, всего существующего, говорит:

 

Нет смысла жить. Мир создан бессмысленно.

 

Значит, все бессмысленное, а ты, маленький человечек, осмысленный. Кто тебя создал, такого осмысленного и единственного в мире?

 

Один американец, любознательный человек из Нью-Йорка, встретил своего знакомого, редактора большой газеты, и спросил его:

 

Где ты был?

 

Ходил смотреть, как обучают маршировать блох.

 

Не шути, говори серьезно.

 

Я действительно видел, как блохи по команде выстраиваются в отряды, взводы, полки и маршируют.

 

Этот господин заинтересовался и пошел посмотреть и проверить истинность этих слов, а потом сам рассказывал:

 

Я видел, как блох обучают военному искусству; и стал думать о том, как они этого достигли. Нелегко отучить блоху прыгать. На вопрос, как они этого достигли, дрессировщик блох ответил: «Действительно, тут была величайшая трудность. Чтобы отучить блох прыгать, я помещал их между двумя стеклышками и известное время их так держал. Уверившись, что это достигнуто, я поднимал стекло и начинал их обучать.

 

Спрашиваю: если блоха может научиться военному искусству, разве вы не можете научиться Божественному искусству? И Бог сейчас поступает тем же способом. Когда Он хочет отучить вас от |старой привычки прыгать и бегать, он помещает вас между двумя стеклами. Они подвергают известному напряжению ваши ум и сердце, и вы начинаете мыслить правильно. Только так вы поймете, какие девы разумны, а какие неразумны. Первые говорят, что все в мире разумно и осмысленно, а вторые говорят, что все неразумно и бессмысленно.

 

Итак, желаю вам не выходить замуж за булочников и мясников, желаю пожениться с царским сыном и родить хорошего, разумного ребенка.

 

Желаю вам найти царскую дочь Халял-Казу, вызвать ее по имени два раза и чтобы на третий раз конь ваш заржал. После этого поговорите с царской дочерью и превратите камни вокруг вас в живых людей.

 

Думайте над всем этим, чтобы обрести новый свет. Сейчас я даювам лишь скелет этой новой мысли, а вы сами заполните промежутки. Тогда к вам придет Божие благословение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...