• Объявления

    • Hristo Vatev

      Вход в форуме   08.05.2017

      Для входа на форум используйте свое отображаемое имя на форуме, например «Ани» или «Hristo Vatev»
Ани

1924_02_17 Моральные чувства

В теме 1 сообщение

18 лекция 3-мок

17 февраля 1924 года

София

Моральные чувства

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

Размышление.

Прочитали резюме темы: «Основные элементы геометрии». 

Прочитали несколько работ на тему: «Отношения между моральными чувствами и умственными способностями».

1924-02-17-19_fig1.png

Вы говорите о многочисленных моральных чувствах. Сколько их числом? («Одно»). Что это за чувство? («Чувство к Богу»). А другое? («Совесть»). Если чувство к Богу только одно, человек будет похож на такой треугольник, в вершине которого его голова, то есть ум. Моральными чувствами являются совесть (С), милосердие (М), вера (В), надежда (Н), твёрдость (Т) и любовь к Богу (Л). Вы можете наблюдать, каков центр милосердия у всех милосердных людей. Чувство милосердия находится в верху головы человека, оно определяется величиной угла ВАМ. Этот угол одновременно определяет и умственные способности человека. Не все люди одинаково милосердны - чем уже угол ВАМ, чем он более сжат, тем тем больше сокращается милосердие. Линия АВ показывает основание мозга, то есть при проведении прямой линии через уши она пройдёт через плоскость АВ и пересечёт её. Высота этой плоскости определяет моральность человека. Высота перпендикуляра ДЛЯ определяет силу и качество моральных чувств. Современные психологи, или даже вы, определяя, какой человек морален, а какой нет, должны иметь в виду именно эту высоту. Степень развития моральных чувств также определяется величиной различных углов. Это так, потому что каждая вещь имеет и свои внешние признаки. Мы говорим: «Тот или этот человек красив». Чем определяется красота человека? Есть признаки, по которым она определяется. Мы говорим, что кто-то умён, или что этот человек - тип интеллигентного человека. Как это узнать? И опять и в этом есть внешние признаки. 

Наблюдая умную кошку, вы заметите, что средняя часть её лба несколько выдаётся. От этой выпуклости лба и происходит вся её интеллигентность. Её интеллигентность выражается в особой догадливости. Я говорю об интеллигентности кошки, поэтому сравниваю интеллигентность одной кошки с другой, не сравнивая её с человеком. У некоторых кошек, однако, сознание развито почти так же, как у человека. 

Современные психологи сейчас сталкиваются с одним трудным вопросом, он таков: почему все люди не одинаково морально сильны или почему не все люди одинаково умственно развиты? По очень простой причине: у умного человека соответствующие органы развиты больше, чем у глупого. Из этого следует, что человек проявляется через органы. Каждое моральное чувство имеет свой орган - от степени развития этого органа зависит, может ли проявиться то или другое чувство. Моральные чувства не относятся к области эгоистических чувств. К области АСВ, представляющей некую пирамиду, относятся личные чувства человека. Если превратим треугольники ВАС, ВАМ, АЛВ в пирамиды, мы сможем определить проявления этих органов. Если вы сомневаетесь в этом, проводите свои наблюдения. Возьмите двух человек из вас: пусть один милосерднее, а другой нет - вы увидите различия в устройстве их голов. Голова милосердного человека отличается от головы немилосердного. Голова совестливого человека отличается от головы несовестливого. Все органы на голове человека отличаются своим устройством. Если в человеке сильно развито чувство к Богу, любовь к Богу, то его голова образует подъём вверх, выпуклость в вершине головы. Это чувство, сколь бы оно само по себе ни было благородно, если не образует гармонии с прочими умственными чувствами, иногда рождает фанатизм. Человек может быть фанатиком, когда это чувство в нём сильно развито, а с интеллектом оно не образовало согласия - его вера слепа. И любовь может быть слепа, если она не управляется умом, но когда чувство соединено с умом человека, тогда оно развито правильно и образует одну из лучших черт характера. Только такой человек может быть нежен, крайне чуток и учтив. Только набожный человек, не столь очевидно, но, если его сердце затронуто самым благородным в мире, может быть чрезвычайно устойчив и чуток по отношению к окружающим его людям. 

Нет ничего лучше, чем полное развитые моральных чувств у какого-либо человека: совести, милосердия, веры, надежды, твёрдости, чувства Бога. Такой человек никогда не впадает в меланхолию. Он смел и решителен, он побеждает всякие трудности. А проявление меланхолии в вас обнаруживает отсутствие некоторых из этих чувств. Когда в человеке слабо развито милосердие, он становится скупым; когда слабо развита совесть, человек готов унижаться; когда твёрдость развита слабо, то какой ветер подует, в ту сторону человек и сгибается - что ему велят, то он и делает; когда нет любви к Богу, такой человек как тело без головы. Если лишить человека моральных чувств, он похож на животное, он не знает, какая вещь правильна. Правильность рождается совестью. Человек без моральных чувств не имеет моральной устойчивости. Только человек, в котором есть воля, может обладать моральной устойчивостью. У животных нет воли, нет и устойчивости, у них есть только инстинкт, связанный с желаниями. Животное может быть смелым, когда оно голодно; удовлетворится его голод - и смелость куда подевается. Ум животных не настолько пробуждён, как ум человека - большую часть своей жизни животные проводят в сонном состоянии. Овца, наевшись, устраивается спать. Потому что ей нечего делать, она не может думать, никакие философские мысли её не занимают. Иной раз она вздрогнет, проснётся и опять засыпает. Пока для неё есть опасность, пока она чувствует голод или что-то другое, она пробуждена, но после опять засыпает. А человек не так.

Поэтому помните, что моральные чувства определяют характер человека, то есть человек является человеком, благодаря своим моральным чувствам. Заберите у него совесть, милосердие, веру, твёрдость, любовь к Богу - и вы вернётесь на миллионы лет назад, в некотором отношении он будет ниже и самой низко стоящей обезьяны. И у обезьян развиты некоторые моральные чувства. Обратите внимание, обезьяны - полные вегетарианцы, плодоеды - вы никаким образом не сможете заставить обезьяну есть мясо. 

Теперь, изучая объективно умственные способности и моральные чувства в человеке, спросите себя , какие ещё моральные чувства могли бы в нём проявиться. Вы скажете: «Человек должен быть благороден». Хорошо, но в чём заключено его благородство? Пусть кто-то из вас напишет на тему: «Благородный человек». Что бы вы написали? Много всего вы можете написать. Вообще очень красивые вещи вы можете привнести в характер благородного человека: совесть, твёрдость, любовь, целый ряд интеллектуальных способностей, разумность обхождения, правильное разрешение любых вопросов, щедрость, способность легко ладить с людьми и т.д. Как бы вы охарактеризовали благородство в человеке: способность это или что это? Это философский вопрос, не стыдитесь об этом высказываться. Что такое, по-вашему, благородство? Не только вы, но многие философы споткнулись, рассуждая о том, как определить моральные чувства в человеке. То, что определяется, должно быть верно, должно быть в согласии с тем, что происходит в природе. 

Тогда, по-вашему, куда отнесётся благородство - к моральным чувствам или к умственным способностям? Как видите, у благородного человека есть и личный элемент. Когда говорят, что какой-то человек благороден, это всегда подразумевает высокое происхождение. Сознание же высокого происхождения всегда включает часть личных чувств. Благородство идёт по крови, о таком человеке говорят, что он рождён благородным, что у него чистая кровь. Некоторые благородные люди царского происхождения. Часто благородство отдают человеку крови, говоря: «У этого человека благородная кровь». 

Если бы я задал вам такую тему: «Разница между моральными, личными, эгоистичными и собственными чувствами», - что бы вы написали, как бы вы это определили? Сейчас я хочу, чтобы вы изучили этот вопрос в корне. Если вы не можете познать себя самих в самом коренном, всё другое изучать бесполезно. Представьте себе, что вы приходите в гости к вашему другу и он встречает вас очень холодно, может быть, он встречал вас множество раз, весело и радостно улыбаясь, а сейчас вы пришли - и он серьёзен. Вы выходите из дому его с чувством досады. Эта досада с чем связана? («С личным чувством»). На что вы досадуете в данном случае? («Что-то затронуло наше личное чувство»). Нет, мы не рассматриваем вопрос лично, мы рассматриваем только проявления вещей. Каждый из вас это чувствует, это некое общее явление, и оно передаётся всем вам. Это вещи, случающиеся каждый день. Вы досадуете на этого вашего друга, выходите от него и говорите: «Больше и шагу не ступлю в его дом!» и теперь я спрашиваю вас: на что вы досадуете, что за предмет у вашей досады? («Потому что он в чём-то не угодил нам»). 

Сейчас приведу вам другой пример: допустим, что я каждое утро выхожу встретить Солнце, и оно каждое утро улыбается, я его приветствую и оно меня приветствует - так я считаю. Но однажды утром, когда я опять прихожу его встретить, гляжу, а погода мрачная, горизонт хмурый, покрытый облаками, и Солнце не показывается. Спрашиваю: виновато ли Солнце, что произошло такое помрачнение? Почему Солнце скрывается за облаками, почему не выходит, разбрызгивая свои лучи, не улыбается мне навстречу? И тогда я говорю: «В следующий раз не выйду, чтобы не унизить своё благородство!» я спрашиваю: при таком состоянии погоды был ли сговор между Солнцем и облаками, виновно ли Солнце? («Нет»). Э, что же тогда на него сердиться? («Потому что мы виноваты»). Нет, и мы не виноваты, но мы сделали неверный вывод. И знаете, с чем этот ошибочный вывод связан?

1924-02-17-19_fig2.png

Представьте себе, что АВ - это такие весы, а С - их точка опоры. Но эти весы работают неправильно, немножко заржавели. С одной стороны на одну чашу весов кладут гирьки, а с другой стороны на другую - предмет, который взвешивают. Вы где-то купили полкило какого-то товара, но с другой стороны должны быть положены гирьки, граммы, чтобы весы были уравновешены. Почему это так? Но в весах где-то есть какое-то сопротивление. Тогда сделайте поправку по граммам. Но если тот человек, который продал вам что-то из своего товара, пойдёт перевешивать его в другое место, то что он обнаружит? Что или дал вам больше, или дал вам меньше. Если дал вам меньше, чем граммов на другой чаше весов, вы скажете: «Этот человек нечестен». Подобная нечестность проистекает от одной ошибки, как и подобное благородство тоже. То есть, пока я бессознательно давал вам больше, я был благородным человеком, но, давая опять-таки бессознательно, меньше, я уже человек бесчестный. Я спрашиваю: есть ли какая-то связь между этими двумя явлениями? («Есть»). Связь в том, что тот, кто продаёт, должен проверять свои весы. Он сам не виноват, что дал больше или меньше. Вина заключена в его весах - они должны быть исправны. 

Что в человеке выражают весы? («Совесть, моральные чувства»). Вы соглашаетесь, что моральные чувства - это весы? Если бы кто-то сказал вам, что моральные чувства - это мерные гирьки, которые помещаются на весы, существует ли тогда связь между человеком и этими его чувствами? Одно моральное чувство характеризуется такой особенностью: оно разрешает вопросы вне самого человека. Например, право и совесть не решают вопрос, исходя из того, в мою он пользу или нет, верно ли это для тебя или искажено. Оно только говорит: «Это неправильно» - и больше ничего. И милосердие разрешает вопрос вне личной жизни. Человек должен быть милосердным, вне условий, вне связи с тем, беден он или нет. Милосердие говорит: «Ты должен сделать это». И такому чувству милосердия ты не можешь представить никаких оправданий. Моральные чувства не принимают оправданий или извинений, в то время как личные чувства извинения принимают. В моральных чувствах исключения встречаются очень редко, там нечем оправдаться, у них нет исключений. Из этого следует, что чем больше в вас оправданий и исключений, тем слабее ваши моральные чувства. Чем меньше исключений, тем сильнее моральные чувства. 

Бывают такие случаи, когда ваш друг не может рассердиться на вас за целую жизнь. Если вы приходите к вашему другу с полными руками, он никогда не рассердится на вас. Но однажды он не встретит вас приветливо, это потому что вы пришли к нему с пустыми руками - и больше ничего. Допустите следующее: если моральные чувства вашего друга недостаточно сильны, чтобы ассимилировать противоречия, которые существуют в данный момент, он откажется вас принять. Ещё только увидев вас, он издалека почувствует какое-то сжатие внутри - он не готов принять вас. Говоря научным языком, его моральные чувства не в состоянии выдержать противоречий, которые проявляются в данном случае. Приведу вам такой пример: идёт к вам ваш друг, хочет одолжить 50 тысяч левов, но вы бедны, не в состоянии помочь ему. А он требует с упорной настойчивостью, говоря: «Или ты найдёшь мне эти пятьдесят тысяч левов, или я покончу с собой». Вы чувствуете эту его мысль в себе ещё до того, как он пришёл к вам, и говорите: «У меня нет никакой возможности оказать тебе эту услугу,» - и отказываетесь принять его. В другом случае, может обнаружиться такое противоречие: предположим, что ваш друг тонет в воде, а вы не умеете плавать, но бросаетесь его спасать. Он хватается за вас и увлекает вас в воду. Спрашиваю: умно ли это, морально ли это, спасать кого-то, не зная, как это сделать? («Не умно»). Тогда что нужно сделать? В данном случае, позвать кого-либо, кто может ему помочь, потому что когда тонут два человека, это обнаруживает, что между ними есть любовь, но и зло между ними существует в двойном объёме. Поэтому любой поступок, который вы совершаете в мире, должен быть разумно обоснован, все моральные поступки должны быть разумны.

Я бы хотел, чтобы к следующему разу кто-нибудь из вас нарисовал изображение человека морального типа. Весь клас должен согласиться с точностью этого образа. Можете взять его откуда угодно, но от вас требуется именно моральный тип. И относительно него весь класс должен дать согласие. Можете найти его среди вас, но лучше взять этот образ из внешнего мира, чтобы между вами не возникло состязания. Я бы хотел, чтобы это был моральный тип в широком смысле слова, а не какой-то фанатик или ограниченный человек. Моральный человек: имею в виду того, у кого широкий взгляд и в мыслительном, и в чувственном, и в физическом, и в духовном, и в Божественном мире - чтобы у него был более-менее широкий взгляд во всём. Не только широкий взгляд, но и поступать он должен в соответствии со своими взглядами, то есть всегда должен быть готов жертвовать. К следующему разу принесите мне образ такого морального типа, а потом принесёте образ духовного типа, чтобы мы увидели, как вы их разграничите. И после этого мы определим разницу между моральным и духовным типом. Например, святой - это духовный человек, а благородный относится к моральному типу. Все благородные люди относятся к моральному типу, а все святые - к духовному. 

Вы должны изучать себя строго, не тревожась, потому что в жизни вы встретитесь со многими мучениями. В прошлом сталкивались, берегитесь того, чтобы и сейчас не встретиться с нежелательными мучениями. Сейчас вы можете сказать: «И в будущем это случится». Нет, многие вопросы неотложного порядка именно для сейчас. Сейчас вы должны разрешить их правильно и пользоваться этим разрешением. Болгары заметили, что у некоторых коров молоко горчит. А знаете почему оно горчит? Когда некоторые коровы съедают полынь, её горечь попадает в молоко их и оно горчит. И личные чувства человека часто проникают в моральные, и тогда в них образуется какая-то горечь. Кроме этого, в человеке пробуждены и более низкие личные чувства - эгоистические чувства, чувства собственности. И когда их соки проникают в моральные чувства, образуется подобная горечь. Болгары оберегают коров от поедания полыни, чтобы их молоко не горчило. 

Развитие моральных чувств необходимо для каждого из вас. Только с моральными чувствами вы можете быть физически здоровы. Моральные чувства дают простор, широту человеческому Духу. Они приносят расширение и кровеносным сосудам: дыхание - свободно, а кровообращение - правильно, внутри человека нет никакого сжатия. Многие из болезней являются следствием неправильного развития моральных чувств. И поэтому все вы стремитесь к тому, чтобы исправить свои недостатки. Я покажу вам все эти недостатки и дам методы освобождения от них. У вас, молодых, много недостатков, но знайте, что Природа не шутит. Некоторые вещи вы совершаете по незнанию, но Природа наказывает одинаково, независимо от того, знаешь ты или не знаешь. Кто знает и кто не знает, для неё безразлично. Разве только, если знаешь, когда она хватает тебя, чтобы наказать, ты понимаешь, за что тебя бьют, а когда не знаешь, но она тебя наказывает, тебе непонятно, за что бьют-то. Она молчалива, и ты удивляешься, за что бьют, спрашиваешь её, но она говорит: «Не знаю». Или чаще - ничего не говорит. Только хранит последний закон: за всякое преступление она математически точно знает, какое число ударов тебе причитается. А ты считаешь, сколько ударов получил, и по их количеству узнаёшь, за какую ошибку получаешь. Считать должен ты. Если тебе слишком больно и ты забываешь о счёте, будешь бит ещё много раз. А если, когда она выдаёт тебе удары, ты начинаешь счёт: «Один, - при следующем ударе говоришь, - два,- после следующего,- три»,- она уже понимает, что ты знаешь закон. И она говорит: «Это дитя умное»,- а ты считаешь, - четыре,- и на этом она завершает. Число «четыре» означает, что ты преступил закон справедливости, совести. Природа выдаёт тебе удары, но как следует, чтобы у тебя болело. Если ударов пять, значит ты нарушил что-то человеческое: обидел кого-то, брата своего, затронул его личные чувства. Тогда тебе нужно исправить своё поведение. Она работает с образами. 

Это только для объяснений. Из-за разных ошибок, которые мы совершаем в этом мире, в нас поражаются различные органы. Сделаешь некую ошибку, у тебя заболит или желудок, или сердце, или лёгкие, ты почувствуешь боль в ногах, или в локте, или в кишечнике, или в пальцах, или в позвоночнике, или в печени... Локализация болезни в разных местах показывает, что за ошибку ты совершил. У Природы особенная медицина и педагогика её особенная. И тогда примените мораль. Чтобы вы не просто философствовали, но извлекали из этого пользу, чтобы могли легче исправить те ошибки, которые у вас есть. Потому что если вы их не исправите, то их исправит кто-то другой, но всегда лучше исправить их самому человеку - это самое хорошее. И все таланты, все человеческие способности, - писательские, поэтические, в любом искусстве - все они зависят от морального спокойствия, которое в нас есть, от той внутренней уверенности, что мы поступаем сообразно с великими законами Природы. Только тогда мы можем быть сильными. Потому что если вы не сильны в моральном отношении, в чём тогда разница между вами и другими людьми, извне? Если вы к примеру входите в какое-то общество, где вас могут соблазнить деньгами, чтобы вы совершили какое-то преступление, что вам за польза от того, что вы всё это слушали? Ваши страдания только увеличатся. Вы говорите: «Мы не нуждаемся в таких соблазнах и подкупах». Да, но вы должны быть сильными, чтобы ничем вас нельзя было подкупить, чтобы вы не просто говорили об этом. 

Вы должны быть готовы прийти на помощь любому - это то красивое, что вам нужно развивать в себе, это задача нынешней вашей жизни. Всё остальное, чему вы учитесь на Земле, это лишь временный багаж, а приобретённое усилием вашей воли останется с вами, соединится с вами и в будущем. То, что вы прочли Шекспира, Платона, Канта - все эти работы вы забудете, а то, что вы пережили, ваши справедливые поступки, совершённые в данный момент, изучение живого урока Природы - это будет вами. Только знание Природы становится мерой, и то, чему мы от неё научаемся, мы никогда не забываем и, входя в другой мир, продолжаем знать это. Павел сказал: «Мы отчасти знаем и отчасти мудрствуем, а когда дойдём до совершенного, то есть Божественного, то, то что отчасти, исчезнет». А вдругом месте он добавил: «Когда я был младенцем, рассуждал, как младенец, а когда возмужал, оставил младенческое». 

Теперь вы понимаете, какова ваша задача на следующий раз - создать рисунок морального человека. 

Тайная молитва.

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

____________________________

Превод - Elena Ludevig

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты