Перейти к содержанию

1914_04_27 Таланты


Рассвет

Recommended Posts

ТАЛАНТЫ

 

«И одному дал он пять талантов,

другому — два, иному один, каждому по силе его» (Матфея, 25:15).

 

 

Я буду говорить вам о 15 стихе из 25 главы Евангелия от Матфея. Вы, конечно, много раз читали эту главу и раз­мышляли о талантах. Может быть, вы делали какие-то вы­воды, одни ближе к истине, другие — дальше от нее. Я возь­му этот стих в его обычном смысле.

 

Когда Иисус говорил что-то или рассказывал притчу, Он имел в виду фундаментальную Божественную мысль, Божий Закон. Он не говорил просто так по любому поводу, Он высказывал определенные истины.

 

Мы можем задать вопрос: почему одному дано пять талантов, другому два, а последнему — один? Случайно или обдуманно? В природе все, что создал Бог, не случайно; нет ничего случайного. Мы многое называем случайным, ког­да не можем объяснить. Встречаем человека и говорим, что случайно его встретили. Один из законов жизни говорит, что эта встреча обусловлена определенными предшествующими причинами, которые заставили людей встретиться. Не зная закона, мы говорим, что встречаемся случайно, без всякой причины, но это не так.

 

Что нужно понимать под словами «пять талантов», «два таланта», «один талант»? Есть три вида людей: одни соот­ветствуют пяти, другие — двум, а третьи — одному таланту. Кто такие люди одного таланта? — Это те, кто живет только для себя: «Три раза в день поесть, попить, полежать, чтобы тело пополнело; одеться красиво, вот для чего, — говорят они, — пришли мы на этот свет.» — Это эгоисты, бесплод­ные, бессемянные, — люди с одним талантом. А кто с двумя? Человек, который женился, — один талант, а жена его — вто­рой. Соединяются и приобретают еще два таланта: рождают­ся у них дети, и становится их четверо. И говорят они: «Гос­поди, мы использовали два таланта: вырастили детей и приобрели еще два.» — Это один смысл. В другом смысле — это люди, которые живут для своего общества, для народа. Те же, кто с пятью талантами, имеют уже и нечто большее. Пять талантов — это люди, у которых все чувства — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – на своем месте. Это люди, способные правильно судить обо всем, что Бог создал: они понимают природу, понимают, что происходит, причины и следствия событий. Это Учители мира , они живут для всего человечества.

 

Теперь пересчитаем таланты, которые раздал хозяин: один, плюс два, плюс пять — получается восемь. Произволь­но ли число восемь? Нет, это число труда. Писание говорит, что Господь создал мир за шесть дней; на седьмой Он от­дыхал. Мы живем в восьмой день. И Господь говорит лю­дям: «Вот, Я создал мир, теперь начинается ваш день, ра­ботайте, и однажды Я приду проверить вашу работу.»

 

Мы живем в восьмой день, и поскольку мы не умеем работать, то делаем ошибки. Но Господь говорит: «Рабо­тайте, идите вперед; понятно, что вы будете делать ошиб­ки.» — Какой учитель не ждет, что ученики порвут книги и насорят в школе? Какая женщина, работая по хозяйству, не насорит? Какой художник не испачкается, пока рисует? Ка­кой человек, работая, не испачкает и не порвет одежду? На пути своего развития не нужно хотеть невозможного, нуж­но постоянно ожидать перемен и порчи.

 

Вот вы боитесь смерти. Но что такое смерть? Смерть — это постарение, обветшание вашей одежды. Таков закон. Те­ло постепенно меняется. Писание говорит: «Бог создал че­ловека по Своему образу и подобию.» — Да, таков Божий план. Но поскольку Он оставил нас работать, создавать се­бе мозг и сердце, вырабатывать характер, воспитывать се­бя, то ничего не значит, что при исполнении этого Божьего плана мы испачкаемся и насорим вокруг. Когда строится дом, то на стройке разбросаны камни, кирпичи, песок — мно­го всего; но когда дом построен, все это прибирают, и тогда люди входят в этот дом и живут в нем. Мы сейчас в пе­риоде восьмого дня, мы строим. И в этом строительстве работают три категории людей: у одних — по одному талан­ту, у других — по два, у третьих — по пяти.

 

Теперь сложим таланты того, кто приобрел на пять та­лантов еще пять — всего десять, с талантами того, кто на два приобрел еще два — четыре, вместе — четырнадцать, и с тем, который зарыт в земле — пятнадцать. Если из этого числа

 

вычесть таланты, которые были даны, останется семь приоб­ретенных талантов. Что означает число семь? Как я сказал — отдых. Вот закон, мысль, которую Христос скрыл в притче, и которую поймут только те, кто знает Писание: кто хочет отдохнуть, должен был работать, а кто не работал, не дол­жен отдыхать, потому что Господь, поработав шесть дней, на седьмой отдыхал.

 

Мы часто говорим: «Когда же отдых?» — Ты еще не на­чинал работать, какого же отдыха хочешь? Только что под­нял мотыгу на плечо, — и уже хочешь отдохнуть! Когда пе­рекопаешь весь виноградник, тогда желай — и придет от­дых. Нужно понять фундаментальный Божественный закон, что отдых — результат работы. Лишь те будут радостны, ве­селы, кто работал.

 

И Христос говорит: «Те, кто работал, войдут в радость Господню; все блага, какие Я имею, и они будут иметь.» — А что Он сказал тому, кто не работал, а зарыл талант в землю? — «Возьмите у него один талант и дайте тому, у кого было пять, а его выбросите вон, во тьму, чтобы там на­учился работать.» — Что это за «тьма внешняя?» — Черви, которые работают внизу в земле. Если не научитесь рабо­тать, Господь сделает вас червями и отправит в землю, чтобы вы работали в темноте, пока не научитесь. Все, кто хочет философствовать по поводу Божественного закона, испыта­ют, правильны ли эти слова. Я говорю вам нынешним утром об этом фундаментальном законе: мы должны работать. И лишь когда работаем для Бога — это работа; когда работаем для себя — это труд.

 

Работа подразумевает знание. Тот, кто взял пять талан­тов, имеет пять чувств; ему Господь дал все способности и необходимые знания. И тот, кто имеет два таланта, тоже обладает способностями сообразно своим знаниям.

 

Вот еще одно сравнение. Человек с одним талантом по­хож на минерал, который не может размножаться, — он всегда остается один. Он хорошо преломляет солнечный свет, но не может быть разумным существом. Если ваше сердце затвердеет как минерал — вы человек, у которого только один талант. И в этом кроется опасность, потому что Писа­ние говорит: «Возьму у вас каменное сердце.» — И этот один талант должен преобразоваться и начать рождать и раз­виваться.

 

Два таланта подразумевают пшеничное зерно, расти­тельную жизнь, которая стоит несколько выше минералов; она размножается и возрастает. Что могут нам принести в жизни красивые минералы? Мы все бы умерли, если были бы вынуждены жить лишь ими. Благодаря пшеничному зер­ну, несущему два таланта, благодаря трудолюбию, и бла­годаря еще тем пяти талантам — способностям, которыми обладает для более высокой духовной жизни наш ум, пока­зывающий, как нужно разрабатывать блага, которые Бог нам дает, — мы можем избавиться от многих бед на этом свете.

 

Мы должны задать себе вопрос, что значит «каждому по силе его»? Каждый из нас должен знать свою силу. Час­то люди говорят: «Я хочу иметь больше дарований, больше способностей.» — Хорошо, но если ты не использовал те дарования, те способности, которые у тебя есть, если ты не знаешь, как их разрабатывать, — кто даст тебе больше? Каждый из нас имеет столько дарований, что если бы мы их разработали, они были бы достаточной основой для пяти талантов. А пять талантов есть у немногих.

 

Я верю, что большинство из вас, из тех, кто меня здесь слушает, имеет по два таланта. Даже положительно могу сказать, что все вы имеете по два таланта. Но если вы пре­вратите эти два таланта в четыре, будет другое. Что озна­чает число четыре? — Что нужно найти способ очищения ва­шей жизни. Вам нужна вода, но она замутнена; не должны ли вы найти средство для ее процеживания? Если вы будете пить ее с грязью, она вам повредит. Значит, число четыре — это Божественный процесс, посредством которого процежи­ваются в этом мире наши желания и мысли. Те, кто имеет два таланта, должны работать до тех пор, пока не сделают фильтр.

 

А знаете ли вы, сколько он стоит? Спросите молочника. Пойдите на сыроварню и спросите тех, кто делает сыр, что остается в фильтре. Через него может пройти только сы­воротка. Ваш фильтр — это ваш критический ум, который должен оценивать то, что происходит в жизни: ценное остав­лять, а ненужное пусть уходит вниз. Это, впрочем, зависит от того, что вы процеживаете; если процеживаете творог, он остается в фильтре, а если процеживаете воду, то чистая вода выходит из фильтра, а осадок остается в нем. Ваш фильтр должен иметь два существенных качества, значит — два таланта. Когда употребляете один талант — ценное дол­жно остаться в фильтре, когда другой — ценное должно вы­ходить из фильтра.

 

Вот другое сравнение: Фильтр с творогом — это ваш пшеничный амбар; вода из фильтра — ваша пшеница, посе­янная снаружи, в поле — в жизни. Первый талант должен пользоваться плодами, которые дал вам Бог, а второй та­лант нужно посеять — работать с ним. У вас разные предназначения в мире; иной раз вам удаются ваши предприятия, а иной — не удаются, это ни в какой степени не должно вас обескураживать, потому что тот, у кого мало талантов и кто хочет приобрести больше, должен больше работать. Та­ков закон. Опасно тому, у кого один талант, и кто совсем не работал с ним. Первое, что от нас требуется — уметь ра­ботать.

 

Я вам сказал, что у вас два таланта. Вы спросите, ка­ковы они. Ваш ум и ваше сердце — вот эти два таланта. Спросите: «На что я могу употребить свой ум?» — Вон на дороге у человека сломалась телега, вы проходите мимо, у вас есть знания, — поправьте его телегу. Он будет вам признателен, а когда-нибудь в свою очередь вам поможет. В таком случае и вы выиграете.

 

Второй талант — это ваше сердце. Некий человек бо­лен; ваше сердце должно побудить вас навещать его и по­могать ему. Два таланта — это две опоры нашей жизни. Под сердцем мы должны понимать корни нашей жизни, а под умом — ветви и листья. Вы знаете, что в природе су­ществует соотношение между корнями и ветвями. Каждой ветви соответствуют небольшие корешки в земле, и когда высыхает корешок, сохнет и соответствующая ветка. Это за­кон, который нужно соблюдать: если у вас засохнет какое-то желание, непременно засохнет и определенная мысль; если засохнут два желания, засохнут две мысли; если засохнут три желания, засохнут три мысли. И если, в конце концов, ваши чувства совершенно атрофируются, то засохнут и все ветви, и вы превратитесь в людей, у которых только один талант.

 

Возьмем человека, у которого есть пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Какую роль играют эти чувства в нашей жизни? Это пять дверей, через которые че­ловек входит в этот мир. С их помощью мы постигаем при­роду. Это пять областей, из которых мы можем черпать наши богатства. Человек, в полном смысле слова лишенный слуха — глупый человек. Быть психически лишенным зре­ния - значит быть лишенным возможности видеть истину, Быть лишенным в психическом отношении обоняния — значит быть лишенным своего интеллекта, быть лишенным вку­са — значит быть лишенным любви, и т. д. — таких вещей можно перечислить много. Каждое из пяти чувств соответ­ствует великой Божественной добродетели, и каждый из нас должен следить, чтобы они были в гармонии с его сердцем, чтобы они были связаны с истиной.

 

Посмотрим на этот мир — это одежда истины; видимый мир — выражение истины. В каждом листе, камне, ручье, в каждой скале заключены великие уроки, в них скрыты великие смыслы. О, какие истины может природа нам раскрыть. Вот мы берем камешек, повертим его и забросим, - говорим, что он ничего не стоит. Мы не поняли смысла этого камеш­ка. Или берем цветок, пообрываем его лепестки и бро­саем, — ничего-де он не стоит. Мы не поняли смысла этого цветка.

 

Обратимся к слуху; слышим слово «любовь» — это цве­ток. Поняли ли мы смысл этого слова, его значение? Нет. — «Что это? — спрашиваем мы. — Да так, ничего,» — и отбра­сываем его. Слышим слово «истина» и говорим, что это пустое слово. Что же тогда самое важное для нас? — «Нуж­но человеку поесть, а после того, как поел, выпить чашку винца,» — говорят иные люди. Что касается удовлетворения вкуса, это верно, но не все заключается в еде. Действительно, человеку нужно питаться, но по закону о пяти талантах нуж­но питаться пятью видами пищи: каждое чувство нужно кор­мить соответствующей ему пищей, иначе оно атрофируется.

 

Вы видите, что христианство — это наука, оно не для забавы. И знаете ли, какая наука христианство? Это вели­кая школа, со своим детским садом, начальной, средней школой, университетами, академиями, и каждый, кто по­ступает в нее учиться, должен понимать, что происходит в классе. Мне не нужны люди, с одним талантом, который они зарыли в землю. В школе, в которой я преподаю, нужны люди с двумя талантами. Почему? Потому что я не хочу терять время на бесплодную работу. Понравилось ли бы вам разводить вшей или блох? — Это существа с одним та­лантом. Все паразиты — люди с одним талантом, тунеядцы, лентяи, которые живут за счет других, и их ожидает боль­шое наказание.

 

Испытывайте духов; как появится дух, прежде всего, возьмите его и изучите. Если у него два таланта — примите его и угостите; если один — не принимайте его, с одним та­лантом — вон; это вошь, блоха, это волк, который не может развиться, стать благороднее. Иные говорят: «Этот человек может развиться,» — я говорю, что он может толь­ко вшей разводить.

 

Как поступил хозяин с тем, у кого был только один талант? Взял его и выбросил вон, чтобы научить его рабо­тать. Никогда не следует поощрять человека с одним талан­том. Нужно ему сказать: «Тебя, дружище, ожидает самая большая опасность в жизни.» — Не нужно его обманывать, нужно сказать ему истину. А мы часто говорим: «Ничего страшного.» — Если видишь, что у твоего ребенка один та­лант, — выброси его вон. Пусть идет скитаться по свету. Вы скажете: «Не жестоко ли это?» — Возьмите у него талант, по­тому что он не умел его использовать. Вот у вас сын с од­ним талантом, вы посылаете его за границу изучать фило­софию, или медицину, или искусство, он вам пишет: «Папа, пришли мне 400—500 левов, потому что мне нужно то и другое,» — а на самом деле берет деньги и гуляет по ресто­ранам. Проходят два года, три, семь, десять лет, сын все не кончает учение. Отец говорит себе: «А-а, это очень глубо­кая наука,» — истратит на него 20—30 тысяч левов, и мно­гого от него ожидает. Через семь—десять лет сын возвра­щается, но мало того, что не приобрел знания, мало того, что истратил столько средств, — он возвращается на десять ступеней ниже, совсем разложившимся, развратным в мыс­лях и желаниях, и тогда отец говорит: «Господи, зачем Ты мне его дал?» — Господь тебе его дал, или ты сам его взял? Когда воришка крадет монеты, которые не имеют хожде­ния, тот ли, у кого он украл, виноват? — Нет, сам воришка, который украл. Часто, когда кто-то крадет у Господа, берет то, что ничего не стоит.

 

Своей беседой я, конечно, не хочу вас пугать, моя цель не в этом. Когда ученик приходит в школу, когда его при­водят в лабораторию для экспериментов, учитель должен объяснить ему свойства разных вещей и сказать, что если он не будет внимателен, то опыт может ему стоить очень дорого, потому что многие по невниманию потеряли зрение и другие чувства.

 

Применим Христово правило в общественной жизни. Часто меня спрашивают, почему Болгария страдает. Так вы же ставите во главе, в качестве министра—председате­ля, человека с одним талантом, и хотите, чтобы он спас Бол­гарию. Как же это возможно? Этого человека, как говорит Христос, нужно снять и выбросить вон. На пост министра-председателя нужен человек с пятью талантами, даже не с двумя. Люди с двумя талантами могут быть жандармами воинами; офицеры должны иметь по четыре таланта, гене­ралы и министры по пять, а царям, которые занимают выс­шие места в государстве, нужно десять талантов. Болгария страдает, потому что ею управляют люди, не имеющие пять талантов. Часто во главе оказываются люди с одним талан­том, а потом их вызывают в суд; как видите, и сейчас у нас их судят. Те, кто воровал, глупы, а те, кто поставил их у власти, еще глупее. Человек нанимает негодного слугу и ожидает от него хорошей работы, а потом удивляется, по­чему ничего не получилось. Скорее нужно удивляться хозяи­ну. И сейчас в Болгарии нам нужны люди с двумя, четырь­мя, пятью, десятью талантами. Если найдем их — будем первым народом в мире; не будет для нас трудностей и пре­пятствий. Даже если все державы ополчатся против бол­гарского народа, — ничего у них не получится. Тогда, — уве­ряю вас, — никакое несчастье нас не постигло бы. Поэтому молитесь, чтобы появились такие люди. Они придут. Вовле­чем таланты — два, четыре, пять и десять, — в работу.

 

И, наконец, спрашиваю: зачем нам ум, который нам дал Господь? — Прежде всего, это фильтр. Пропустили ли вы через него молоко? Умеете ли делать простоквашу и сыр? Нужно применить в жизни закон процеживания!

 

Часто люди жалуются: «Нет у меня друзей в мире!» — Почему у вас нет друзей? Если вы скажете мне, что у вас нет ни одного друга, я могу усомниться или решить, что вы — человек с одним талантом. Если вы скажете, что вас никто не любит, я сделаю заключение, что вы человек с од­ним талантом, который — все Божественное в себе — он за­рыл в землю. Эгоист, живущий только для себя, заслуживает того, чтобы не иметь друзей, быть во тьме внешней. Вот что говорит Христос этой притчей о талантах.

 

Вы спросите: «А что это за закваска, с которой надо работать?» — У вас она есть, но нужно уметь заквашивать молоко и превращать его в сыр. Если молоко очень холод­ное, может ли закваситься? — Не может. И если очень горячее, тоже не может. Нужно соблюдать фундаментальный закон при заквашивании: питать добрые чувства, добрые желания, подквашивать человека доброй закваской; нужно так его подквашивать, чтобы он не прокис. Нужно закваши­вать его Истиной. И если вы так его заквасите — вы люди с двумя талантами, и будете иметь и четыре. А если у вас четыре таланта — вы уже люди спасенные. Значит, вы приме­нили закон Иисуса, прошли через процесс самоусовершенствования, очищения от дурных желаний. Это два таланта, которые нужно применить в своей жизни.

 

Может быть, вы слушали и другие проповеди о талантах. Таланты означают деньги, способности, силу, это — нечто объективное, не субъективное. Талант — всегда сила, вне­сенная извне, которая может быть нам дана и снова взята. Таланты никогда не могут быть собственностью человека, они принадлежали и принадлежат лишь Богу, Он их даёт и берет в соответствии с нашими поступками. Вы рождае­тесь на земле, Бог вам дает два таланта и говорит: «Работай! Если приобретешь еще два, умножу их, дам тебе пять, войдешь в Мою радость!»

 

А если Господь дал вам только один талант — и для него есть место в мире. Если такой человек скажет, что хочет добыть еще один талант — спасется. И если мы видим, что такой человек делает усилия и страдает, это показывает, что он хочет добыть еще один талант, потому что когда че­ловек страдает, в нем страдает то первоначальное грешное существо, у которого есть только один талант. Такой чело­век должен перейти от единицы, от своего «я», от своего эгоизма к Божьей Любви, самопожертвованию. Человек, у которого есть только один талант, должен пожертвовать со­бой, чтобы обрести два.

 

Обработать свое сердце и свой ум — значит иметь два таланта, а иметь пять — значит развить все свои чувства в совершенство. Знаете ли вы, что это такое — развитие всех чувств? Многие смотрят и не видят, слушают и не слышат, вкушают и не понимают блага. Например, когда человек ест, говорит ли: «Господи! Благодарю Тебя за хлеб, который Ты мне дал, благодарю Тебя за жизнь, которую Ты вно­сишь в меня через него!»? — Если не благодарите, это по­казывает, что вы не только не поняли, что такое вкус, но­не поняли и того, зачем создан рот. Он необходим, чтобы вошла в него прежде всего жизнь Любви, которая есть ос­нова всего.

 

Удержите в себе эти мысли. Если Господь дал вам один: талант, молите Его быть с вами и дать вам два — в этом спасение. Христос пришел, чтобы спасти мир, больше всего — чтобы спасти тех, у кого есть только один талант. Но зна­ете ли, какой скорби стоили Ему эти лентяи? — Очень доро­го. Если у человека один талант, оставьте его Господу. Я вам говорю — прогоните этого человека. Почему? Потому что только Господь в состоянии его излечить, спасти его. Вы этого сделать не можете. Когда я говорю вам, чтобы вы вы­бросили его вон, я хочу, чтобы вы этим сделали ему добро, чтобы он нашел Господа, потому что пока он держится за вас, он никогда не будет работать. А если он обнаружит себя оставленным, он обернется к Господу и будет спасен. Не давайте ему есть, пусть поголодает два, три, пять дней, пусть потрудится немного — что из этого! — «Как так?» — Ребенок сколько раз в день плачет? Если не заплачет, мать его не накормит. В людях с одним талантом нет жизни. Насколь­ко мертвое тело может работать, настолько и человек с од­ним талантом. Насколько может скупой пожертвовать, на­столько и человек с одним талантом может помочь.

 

Говорю всем вам, кто находится здесь, у кого есть по два таланта: если станете похожи на такого человека, пре­вратитесь в человека с одним талантом, — вы совершите ве­ликое преступление. Вы — люди, которые могут иметь по че­тыре таланта, и когда увидит Господь, что вы работаете, и скажете Ему: «С двумя талантами, которые Ты мне дал, Гос­поди, я приобрел еще два,» — Он скажет: «Добрый раб, вой­ди в Мою радость!»

 

ТАЛАНТЫ

 

«И одному дал он пять талантов, другому — два, иному один, каждому по силе его» (Матфея, 25:15).

 

Я буду говорить вам о 15 стихе из 25 главы Евангелия от Матфея. Вы, конечно, много раз читали эту главу и раз­мышляли о талантах. Может быть, вы делали какие-то вы­воды, одни ближе к истине, другие — дальше от нее. Я возь­му этот стих в его обычном смысле.

 

Когда Иисус говорил что-то или рассказывал притчу, Он имел в виду фундаментальную Божественную мысль, Божий Закон. Он не говорил просто так по любому поводу, Он высказывал определенные истины.

 

Мы можем задать вопрос: почему одному дано пять талантов, другому два, а последнему — один? Случайно или обдуманно? В природе все, что создал Бог, не случайно; нет ничего случайного. Мы многое называем случайным, ког­да не можем объяснить. Встречаем человека и говорим, что случайно его встретили. Один из законов жизни говорит, что эта встреча обусловлена определенными предшествующими причинами, которые заставили людей встретиться. Не зная закона, мы говорим, что встречаемся случайно, без всякой причины, но это не так.

 

Что нужно понимать под словами «пять талантов», «два таланта», «один талант»? Есть три вида людей: одни соот­ветствуют пяти, другие — двум, а третьи — одному таланту. Кто такие люди одного таланта? — Это те, кто живет только для себя: «Три раза в день поесть, попить, полежать, чтобы тело пополнело; одеться красиво, вот для чего, — говорят они, — пришли мы на этот свет.» — Это эгоисты, бесплод­ные, бессемянные, — люди с одним талантом. А кто с двумя? Человек, который женился, — один талант, а жена его — вто­рой. Соединяются и приобретают еще два таланта: рождают­ся у них дети, и становится их четверо. И говорят они: «Гос­поди, мы использовали два таланта: вырастили детей и приобрели еще два.» — Это один смысл. В другом смысле — это люди, которые живут для своего общества, для народа. Те же, кто с пятью талантами, имеют уже и нечто большее. Пять талантов — это люди, у которых все чувства — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – на своем месте. Это люди, способные правильно судить обо всем, что Бог создал: они понимают природу, понимают, что происходит, причины и следствия событий. Это Учители мира , они живут для всего человечества.

 

Теперь пересчитаем таланты, которые раздал хозяин: один, плюс два, плюс пять — получается восемь. Произволь­но ли число восемь? Нет, это число труда. Писание говорит, что Господь создал мир за шесть дней; на седьмой Он от­дыхал. Мы живем в восьмой день. И Господь говорит лю­дям: «Вот, Я создал мир, теперь начинается ваш день, ра­ботайте, и однажды Я приду проверить вашу работу.»

 

Мы живем в восьмой день, и поскольку мы не умеем работать, то делаем ошибки. Но Господь говорит: «Рабо­тайте, идите вперед; понятно, что вы будете делать ошиб­ки.» — Какой учитель не ждет, что ученики порвут книги и насорят в школе? Какая женщина, работая по хозяйству, не насорит? Какой художник не испачкается, пока рисует? Ка­кой человек, работая, не испачкает и не порвет одежду? На пути своего развития не нужно хотеть невозможного, нуж­но постоянно ожидать перемен и порчи.

 

Вот вы боитесь смерти. Но что такое смерть? Смерть — это постарение, обветшание вашей одежды. Таков закон. Те­ло постепенно меняется. Писание говорит: «Бог создал че­ловека по Своему образу и подобию.» — Да, таков Божий план. Но поскольку Он оставил нас работать, создавать се­бе мозг и сердце, вырабатывать характер, воспитывать се­бя, то ничего не значит, что при исполнении этого Божьего плана мы испачкаемся и насорим вокруг. Когда строится дом, то на стройке разбросаны камни, кирпичи, песок — мно­го всего; но когда дом построен, все это прибирают, и тогда люди входят в этот дом и живут в нем. Мы сейчас в пе­риоде восьмого дня, мы строим. И в этом строительстве работают три категории людей: у одних — по одному талан­ту, у других — по два, у третьих — по пяти.

 

Теперь сложим таланты того, кто приобрел на пять та­лантов еще пять — всего десять, с талантами того, кто на два приобрел еще два — четыре, вместе — четырнадцать, и с тем, который зарыт в земле — пятнадцать. Если из этого числа

 

вычесть таланты, которые были даны, останется семь приоб­ретенных талантов. Что означает число семь? Как я сказал — отдых. Вот закон, мысль, которую Христос скрыл в притче, и которую поймут только те, кто знает Писание: кто хочет отдохнуть, должен был работать, а кто не работал, не дол­жен отдыхать, потому что Господь, поработав шесть дней, на седьмой отдыхал.

 

Мы часто говорим: «Когда же отдых?» — Ты еще не на­чинал работать, какого же отдыха хочешь? Только что под­нял мотыгу на плечо, — и уже хочешь отдохнуть! Когда пе­рекопаешь весь виноградник, тогда желай — и придет от­дых. Нужно понять фундаментальный Божественный закон, что отдых — результат работы. Лишь те будут радостны, ве­селы, кто работал.

 

И Христос говорит: «Те, кто работал, войдут в радость Господню; все блага, какие Я имею, и они будут иметь.» — А что Он сказал тому, кто не работал, а зарыл талант в землю? — «Возьмите у него один талант и дайте тому, у кого было пять, а его выбросите вон, во тьму, чтобы там на­учился работать.» — Что это за «тьма внешняя?» — Черви, которые работают внизу в земле. Если не научитесь рабо­тать, Господь сделает вас червями и отправит в землю, чтобы вы работали в темноте, пока не научитесь. Все, кто хочет философствовать по поводу Божественного закона, испыта­ют, правильны ли эти слова. Я говорю вам нынешним утром об этом фундаментальном законе: мы должны работать. И лишь когда работаем для Бога — это работа; когда работаем для себя — это труд.

 

Работа подразумевает знание. Тот, кто взял пять талан­тов, имеет пять чувств; ему Господь дал все способности и необходимые знания. И тот, кто имеет два таланта, тоже обладает способностями сообразно своим знаниям.

 

Вот еще одно сравнение. Человек с одним талантом по­хож на минерал, который не может размножаться, — он всегда остается один. Он хорошо преломляет солнечный свет, но не может быть разумным существом. Если ваше сердце затвердеет как минерал — вы человек, у которого только один талант. И в этом кроется опасность, потому что Писа­ние говорит: «Возьму у вас каменное сердце.» — И этот один талант должен преобразоваться и начать рождать и раз­виваться.

 

Два таланта подразумевают пшеничное зерно, расти­тельную жизнь, которая стоит несколько выше минералов; она размножается и возрастает. Что могут нам принести в жизни красивые минералы? Мы все бы умерли, если были бы вынуждены жить лишь ими. Благодаря пшеничному зер­ну, несущему два таланта, благодаря трудолюбию, и бла­годаря еще тем пяти талантам — способностям, которыми обладает для более высокой духовной жизни наш ум, пока­зывающий, как нужно разрабатывать блага, которые Бог нам дает, — мы можем избавиться от многих бед на этом свете.

 

Мы должны задать себе вопрос, что значит «каждому по силе его»? Каждый из нас должен знать свою силу. Час­то люди говорят: «Я хочу иметь больше дарований, больше способностей.» — Хорошо, но если ты не использовал те дарования, те способности, которые у тебя есть, если ты не знаешь, как их разрабатывать, — кто даст тебе больше? Каждый из нас имеет столько дарований, что если бы мы их разработали, они были бы достаточной основой для пяти талантов. А пять талантов есть у немногих.

 

Я верю, что большинство из вас, из тех, кто меня здесь слушает, имеет по два таланта. Даже положительно могу сказать, что все вы имеете по два таланта. Но если вы пре­вратите эти два таланта в четыре, будет другое. Что озна­чает число четыре? — Что нужно найти способ очищения ва­шей жизни. Вам нужна вода, но она замутнена; не должны ли вы найти средство для ее процеживания? Если вы будете пить ее с грязью, она вам повредит. Значит, число четыре — это Божественный процесс, посредством которого процежи­ваются в этом мире наши желания и мысли. Те, кто имеет два таланта, должны работать до тех пор, пока не сделают фильтр.

 

А знаете ли вы, сколько он стоит? Спросите молочника. Пойдите на сыроварню и спросите тех, кто делает сыр, что остается в фильтре. Через него может пройти только сы­воротка. Ваш фильтр — это ваш критический ум, который должен оценивать то, что происходит в жизни: ценное остав­лять, а ненужное пусть уходит вниз. Это, впрочем, зависит от того, что вы процеживаете; если процеживаете творог, он остается в фильтре, а если процеживаете воду, то чистая вода выходит из фильтра, а осадок остается в нем. Ваш фильтр должен иметь два существенных качества, значит — два таланта. Когда употребляете один талант — ценное дол­жно остаться в фильтре, когда другой — ценное должно вы­ходить из фильтра.

 

Вот другое сравнение: Фильтр с творогом — это ваш пшеничный амбар; вода из фильтра — ваша пшеница, посе­янная снаружи, в поле — в жизни. Первый талант должен пользоваться плодами, которые дал вам Бог, а второй та­лант нужно посеять — работать с ним. У вас разные предназначения в мире; иной раз вам удаются ваши предприятия, а иной — не удаются, это ни в какой степени не должно вас обескураживать, потому что тот, у кого мало талантов и кто хочет приобрести больше, должен больше работать. Та­ков закон. Опасно тому, у кого один талант, и кто совсем не работал с ним. Первое, что от нас требуется — уметь ра­ботать.

 

Я вам сказал, что у вас два таланта. Вы спросите, ка­ковы они. Ваш ум и ваше сердце — вот эти два таланта. Спросите: «На что я могу употребить свой ум?» — Вон на дороге у человека сломалась телега, вы проходите мимо, у вас есть знания, — поправьте его телегу. Он будет вам признателен, а когда-нибудь в свою очередь вам поможет. В таком случае и вы выиграете.

 

Второй талант — это ваше сердце. Некий человек бо­лен; ваше сердце должно побудить вас навещать его и по­могать ему. Два таланта — это две опоры нашей жизни. Под сердцем мы должны понимать корни нашей жизни, а под умом — ветви и листья. Вы знаете, что в природе су­ществует соотношение между корнями и ветвями. Каждой ветви соответствуют небольшие корешки в земле, и когда высыхает корешок, сохнет и соответствующая ветка. Это за­кон, который нужно соблюдать: если у вас засохнет какое-то желание, непременно засохнет и определенная мысль; если засохнут два желания, засохнут две мысли; если засохнут три желания, засохнут три мысли. И если, в конце концов, ваши чувства совершенно атрофируются, то засохнут и все ветви, и вы превратитесь в людей, у которых только один талант.

 

Возьмем человека, у которого есть пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Какую роль играют эти чувства в нашей жизни? Это пять дверей, через которые че­ловек входит в этот мир. С их помощью мы постигаем при­роду. Это пять областей, из которых мы можем черпать наши богатства. Человек, в полном смысле слова лишенный слуха — глупый человек. Быть психически лишенным зре­ния - значит быть лишенным возможности видеть истину, Быть лишенным в психическом отношении обоняния — значит быть лишенным своего интеллекта, быть лишенным вку­са — значит быть лишенным любви, и т. д. — таких вещей можно перечислить много. Каждое из пяти чувств соответ­ствует великой Божественной добродетели, и каждый из нас должен следить, чтобы они были в гармонии с его сердцем, чтобы они были связаны с истиной.

 

Посмотрим на этот мир — это одежда истины; видимый мир — выражение истины. В каждом листе, камне, ручье, в каждой скале заключены великие уроки, в них скрыты великие смыслы. О, какие истины может природа нам раскрыть. Вот мы берем камешек, повертим его и забросим, - говорим, что он ничего не стоит. Мы не поняли смысла этого камеш­ка. Или берем цветок, пообрываем его лепестки и бро­саем, — ничего-де он не стоит. Мы не поняли смысла этого цветка.

 

Обратимся к слуху; слышим слово «любовь» — это цве­ток. Поняли ли мы смысл этого слова, его значение? Нет. — «Что это? — спрашиваем мы. — Да так, ничего,» — и отбра­сываем его. Слышим слово «истина» и говорим, что это пустое слово. Что же тогда самое важное для нас? — «Нуж­но человеку поесть, а после того, как поел, выпить чашку винца,» — говорят иные люди. Что касается удовлетворения вкуса, это верно, но не все заключается в еде. Действительно, человеку нужно питаться, но по закону о пяти талантах нуж­но питаться пятью видами пищи: каждое чувство нужно кор­мить соответствующей ему пищей, иначе оно атрофируется.

 

Вы видите, что христианство — это наука, оно не для забавы. И знаете ли, какая наука христианство? Это вели­кая школа, со своим детским садом, начальной, средней школой, университетами, академиями, и каждый, кто по­ступает в нее учиться, должен понимать, что происходит в классе. Мне не нужны люди, с одним талантом, который они зарыли в землю. В школе, в которой я преподаю, нужны люди с двумя талантами. Почему? Потому что я не хочу терять время на бесплодную работу. Понравилось ли бы вам разводить вшей или блох? — Это существа с одним та­лантом. Все паразиты — люди с одним талантом, тунеядцы, лентяи, которые живут за счет других, и их ожидает боль­шое наказание.

 

Испытывайте духов; как появится дух, прежде всего, возьмите его и изучите. Если у него два таланта — примите его и угостите; если один — не принимайте его, с одним та­лантом — вон; это вошь, блоха, это волк, который не может развиться, стать благороднее. Иные говорят: «Этот человек может развиться,» — я говорю, что он может толь­ко вшей разводить.

 

Как поступил хозяин с тем, у кого был только один талант? Взял его и выбросил вон, чтобы научить его рабо­тать. Никогда не следует поощрять человека с одним талан­том. Нужно ему сказать: «Тебя, дружище, ожидает самая большая опасность в жизни.» — Не нужно его обманывать, нужно сказать ему истину. А мы часто говорим: «Ничего страшного.» — Если видишь, что у твоего ребенка один та­лант, — выброси его вон. Пусть идет скитаться по свету. Вы скажете: «Не жестоко ли это?» — Возьмите у него талант, по­тому что он не умел его использовать. Вот у вас сын с од­ним талантом, вы посылаете его за границу изучать фило­софию, или медицину, или искусство, он вам пишет: «Папа, пришли мне 400—500 левов, потому что мне нужно то и другое,» — а на самом деле берет деньги и гуляет по ресто­ранам. Проходят два года, три, семь, десять лет, сын все не кончает учение. Отец говорит себе: «А-а, это очень глубо­кая наука,» — истратит на него 20—30 тысяч левов, и мно­гого от него ожидает. Через семь—десять лет сын возвра­щается, но мало того, что не приобрел знания, мало того, что истратил столько средств, — он возвращается на десять ступеней ниже, совсем разложившимся, развратным в мыс­лях и желаниях, и тогда отец говорит: «Господи, зачем Ты мне его дал?» — Господь тебе его дал, или ты сам его взял? Когда воришка крадет монеты, которые не имеют хожде­ния, тот ли, у кого он украл, виноват? — Нет, сам воришка, который украл. Часто, когда кто-то крадет у Господа, берет то, что ничего не стоит.

 

Своей беседой я, конечно, не хочу вас пугать, моя цель не в этом. Когда ученик приходит в школу, когда его при­водят в лабораторию для экспериментов, учитель должен объяснить ему свойства разных вещей и сказать, что если он не будет внимателен, то опыт может ему стоить очень дорого, потому что многие по невниманию потеряли зрение и другие чувства.

 

Применим Христово правило в общественной жизни. Часто меня спрашивают, почему Болгария страдает. Так вы же ставите во главе, в качестве министра—председате­ля, человека с одним талантом, и хотите, чтобы он спас Бол­гарию. Как же это возможно? Этого человека, как говорит Христос, нужно снять и выбросить вон. На пост министра-председателя нужен человек с пятью талантами, даже не с двумя. Люди с двумя талантами могут быть жандармами воинами; офицеры должны иметь по четыре таланта, гене­ралы и министры по пять, а царям, которые занимают выс­шие места в государстве, нужно десять талантов. Болгария страдает, потому что ею управляют люди, не имеющие пять талантов. Часто во главе оказываются люди с одним талан­том, а потом их вызывают в суд; как видите, и сейчас у нас их судят. Те, кто воровал, глупы, а те, кто поставил их у власти, еще глупее. Человек нанимает негодного слугу и ожидает от него хорошей работы, а потом удивляется, по­чему ничего не получилось. Скорее нужно удивляться хозяи­ну. И сейчас в Болгарии нам нужны люди с двумя, четырь­мя, пятью, десятью талантами. Если найдем их — будем первым народом в мире; не будет для нас трудностей и пре­пятствий. Даже если все державы ополчатся против бол­гарского народа, — ничего у них не получится. Тогда, — уве­ряю вас, — никакое несчастье нас не постигло бы. Поэтому молитесь, чтобы появились такие люди. Они придут. Вовле­чем таланты — два, четыре, пять и десять, — в работу.

 

И, наконец, спрашиваю: зачем нам ум, который нам дал Господь? — Прежде всего, это фильтр. Пропустили ли вы через него молоко? Умеете ли делать простоквашу и сыр? Нужно применить в жизни закон процеживания!

 

Часто люди жалуются: «Нет у меня друзей в мире!» — Почему у вас нет друзей? Если вы скажете мне, что у вас нет ни одного друга, я могу усомниться или решить, что вы — человек с одним талантом. Если вы скажете, что вас никто не любит, я сделаю заключение, что вы человек с од­ним талантом, который — все Божественное в себе — он за­рыл в землю. Эгоист, живущий только для себя, заслуживает того, чтобы не иметь друзей, быть во тьме внешней. Вот что говорит Христос этой притчей о талантах.

 

Вы спросите: «А что это за закваска, с которой надо работать?» — У вас она есть, но нужно уметь заквашивать молоко и превращать его в сыр. Если молоко очень холод­ное, может ли закваситься? — Не может. И если очень горячее, тоже не может. Нужно соблюдать фундаментальный закон при заквашивании: питать добрые чувства, добрые желания, подквашивать человека доброй закваской; нужно так его подквашивать, чтобы он не прокис. Нужно закваши­вать его Истиной. И если вы так его заквасите — вы люди с двумя талантами, и будете иметь и четыре. А если у вас четыре таланта — вы уже люди спасенные. Значит, вы приме­нили закон Иисуса, прошли через процесс самоусовершенствования, очищения от дурных желаний. Это два таланта, которые нужно применить в своей жизни.

 

Может быть, вы слушали и другие проповеди о талантах. Таланты означают деньги, способности, силу, это — нечто объективное, не субъективное. Талант — всегда сила, вне­сенная извне, которая может быть нам дана и снова взята. Таланты никогда не могут быть собственностью человека, они принадлежали и принадлежат лишь Богу, Он их даёт и берет в соответствии с нашими поступками. Вы рождае­тесь на земле, Бог вам дает два таланта и говорит: «Работай! Если приобретешь еще два, умножу их, дам тебе пять, войдешь в Мою радость!»

 

А если Господь дал вам только один талант — и для него есть место в мире. Если такой человек скажет, что хочет добыть еще один талант — спасется. И если мы видим, что такой человек делает усилия и страдает, это показывает, что он хочет добыть еще один талант, потому что когда че­ловек страдает, в нем страдает то первоначальное грешное существо, у которого есть только один талант. Такой чело­век должен перейти от единицы, от своего «я», от своего эгоизма к Божьей Любви, самопожертвованию. Человек, у которого есть только один талант, должен пожертвовать со­бой, чтобы обрести два.

 

Обработать свое сердце и свой ум — значит иметь два таланта, а иметь пять — значит развить все свои чувства в совершенство. Знаете ли вы, что это такое — развитие всех чувств? Многие смотрят и не видят, слушают и не слышат, вкушают и не понимают блага. Например, когда человек ест, говорит ли: «Господи! Благодарю Тебя за хлеб, который Ты мне дал, благодарю Тебя за жизнь, которую Ты вно­сишь в меня через него!»? — Если не благодарите, это по­казывает, что вы не только не поняли, что такое вкус, но­не поняли и того, зачем создан рот. Он необходим, чтобы вошла в него прежде всего жизнь Любви, которая есть ос­нова всего.

 

Удержите в себе эти мысли. Если Господь дал вам один: талант, молите Его быть с вами и дать вам два — в этом спасение. Христос пришел, чтобы спасти мир, больше всего — чтобы спасти тех, у кого есть только один талант. Но зна­ете ли, какой скорби стоили Ему эти лентяи? — Очень доро­го. Если у человека один талант, оставьте его Господу. Я вам говорю — прогоните этого человека. Почему? Потому что только Господь в состоянии его излечить, спасти его. Вы этого сделать не можете. Когда я говорю вам, чтобы вы вы­бросили его вон, я хочу, чтобы вы этим сделали ему добро, чтобы он нашел Господа, потому что пока он держится за вас, он никогда не будет работать. А если он обнаружит себя оставленным, он обернется к Господу и будет спасен. Не давайте ему есть, пусть поголодает два, три, пять дней, пусть потрудится немного — что из этого! — «Как так?» — Ребенок сколько раз в день плачет? Если не заплачет, мать его не накормит. В людях с одним талантом нет жизни. Насколь­ко мертвое тело может работать, настолько и человек с од­ним талантом. Насколько может скупой пожертвовать, на­столько и человек с одним талантом может помочь.

 

Говорю всем вам, кто находится здесь, у кого есть по два таланта: если станете похожи на такого человека, пре­вратитесь в человека с одним талантом, — вы совершите ве­ликое преступление. Вы — люди, которые могут иметь по че­тыре таланта, и когда увидит Господь, что вы работаете, и скажете Ему: «С двумя талантами, которые Ты мне дал, Гос­поди, я приобрел еще два,» — Он скажет: «Добрый раб, вой­ди в Мою радость!»

 

Беседа Учителя 27 апреля 1914 г. в Софии.

 

Таланты

Талантите

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...