Перейти к содержанию

1919_05_25 Трапеза Нового Завета


Рассвет

Recommended Posts

ТРАПЕЗА НОВОГО ЗАВЕТА

 

25 мая 1919 г.

 

"И когда Иисус возлежал в доме, мытари и грешники пришли

и возлегли с Ним и учениками Его" (Матфея, 9:10).

 

Вот стих, кажущийся лишенным смысла и содержания, подобный обычному камешку, который держит свое богатство не снаружи, а внутри.

 

Слово "мытарь" я перевожу на современный язык как "простой человек". Бедняк и грешник — два брата. Бедняк лишен денег, золота, у него нет средств, а богач всегда использует бедняка для работы. Грешник — это человек, который лишен мудрости, знания, поэтому он и грешит. Простых людей я называю банкирами. А современных банкиров я называю сборщиками налогов. Они собирают дань, сколько могут: по пять, по десять процентов налога.

 

Все эти мытари и грешники пришли и расселись на трапезе у Христа. Вы спросите, как возможно, чтобы такой Учитель позволил этим людям сесть вместе с Ним за трапезу. Под словом "трапеза" я понимаю школу, но не старую школу, не старый, Моисеев завет, а новую — школу Христа.

 

Ученики Христа — первые ученики новой школы, Нового Завета. Мытари и грешники представляют старую культуру, старое учение, Моисеев закон. Разве все дети, которые приходят в школу, учены? — Большинство из них просты и невежественны. Как много в школе детей в рваной одежде, которые учатся во много раз прилежнее, чем дети богатых родителей! Следовательно, эти мытари и грешники — ученики, которые пришли постигать новое учение.

 

Современные христиане, не понимая этого глубокого смысла, разделили церкви на грешников и праведных, на действительных членов церкви и оглашенных. Оглашенные есть во всех церквях, и много лет будет длиться их испытательный срок, пока они станут членами церкви. Такого человека, который 10-15 лет считается оглашенным, спрашивают, чему он научился в христианстве, а он отвечает: "Когда придет Христос, объяснит".

 

Я бы хотел, чтобы современных христиан подвергли испытанию на аттестат зрелости, чтобы выяснить, заканчивают ли они какой-нибудь класс, или им предстоит уже окончить школу. Тогда мы столкнемся с противоречием, которое можно проиллюстрировать следующим рассказом из старых времен.

 

Один великий, мудрый царь древности хотел выяснить наклонности своих самых лучших, самых ученых подданных и для этого устроил испытание десятерым из них, представителям каждого из существовавших тогда сословий.

 

И у нас существуют такие сословия. Эти сословия и тогда носили какое-то имя, данное им их основателем, как всякого новорожденного ребенка называют каким-то именем. Человек освящает свое имя, а не имя создает человека. Не фирменная марка делает торговца честным, а честный торговец создает репутацию своей фирме. Не кадильница делает священника святым, а сам священник заставляет светильник светиться. Не книга делает человека умным и содержательным, а человек делает книгу умной и содержательной.

 

Итак, мудрый царь собрал десять человек, пригласил их в великолепное здание, где были разложены десять предметов, и предложил каждому выбрать себе один из них. Эти предметы были таковы: драгоценная корона, которая стоила миллионы; большой старинный кувшин, полный золота; золотая сабля; золотое перо; подзорная труба; пузырек с эликсиром жизни, который, как говорили алхимики старых времен, омолаживает людей; циркуль; пшеничное зерно; книга великого мудреца и яйцо.

 

Первому, кто вошел, понравилась золотая корона, которую он надел себе на голову. Второй взял кувшин с золотом. Третий взял саблю и тут же надел ее себе на пояс. Четвертый взял золотое перо, пятый — подзорную трубу, шестой — пузырек с эликсиром продления жизни, седьмой — циркуль, восьмой — пшеничное зерно, девятый — книгу мудреца, а последний — яйцо.

 

Кто из них выиграл? Как вы, умные, разрешите эту загадку?

 

Первый человек, взявший корону, стал царем. Второй стал банкиром, третий — самым знаменитым генералом государства, четвертый — законодателем, величайшим знатоком законов и писателем, потому что он занимался Божественным правом (нынешнее право — человеческое). Пятый, взявший подзорную трубу, стал астрономом, с этого времени началась астрономия. Шестой, взявший эликсир жизни, стал врачом. Седьмой, взявший циркуль, стал инженером. Восьмой, взявший пшеничное зерно, стал земледельцем. Девятый, взявший книгу мудреца, стал учителем. Все девять приобрели какое-то ремесло.

 

Человек, который взял яйцо, не приобрел, — в отличие от других, — никакого ремесла. Он стал думать, что же ему делать с этим яйцом. Попытался его продать, но никто его не купил; это яйцо на вид не имело никакой цены. В конце концов ему пришло в голову подложить яйцо под какую-нибудь курицу, — может быть, что-нибудь из него вылупится. Из яйца вылупился красивейший петух, который, однако, был очень жаден, так что другие куры и петухи не хотели с ним водиться. Хозяин начал его кормить, но столь многим нужно было для него жертвовать, что он был вынужден начать попрошайничать. Ему пришлось отправиться к тем девятерым, кто получил нечто от своих предметов, чтобы просить помощи для своего петуха.

 

И действительно, сейчас все говорят об этом петухе. Образуются благотворительные общества, целью которых является улучшение положения этого петуха, — то есть положение того народа, ради которого они собираются работать. Создается новая партия, программой которой является "улучшение положение нашего народа". Мы все нынче в мире имеем хорошие стремления, хорошие желания, но что самое существенное? Разве те предметы, которые получили девять человек, исполнили свое истинное предназначение?

 

Каждый предмет, попавший в хорошие или дурные руки, может исполнить то или иное предназначение. Например, саблей или ножом можно сделать операцию больному и этим улучшить его положение, но можно и отрезать голову человеку на поле боя. Пером можно написать хорошую книгу, но можно написать и такую плохую, что ее отрава будет разноситься веками, а можно пером подписать смертный приговор. В подзорную трубу можно увидеть что-то новое, что принесет пользу всему человечеству, но можно и выследить какого-нибудь раба, который убежал от хозяина, и передать его властям — стать предателем.

 

Эликсиром можно продлить жизнь людей, но можно с его помощью и разбогатеть. Когда заболевает какой-нибудь богатый человек, он поднимает на ноги самых знаменитых европейских врачей, и они делают все возможное, потому что им хорошо заплатят. А бедный человек не может рассчитывать на такую заботу, его предоставят милости Господней. Когда умирал русский царь Александр Третий, все европейские знаменитости были там.

 

Я объясню стремление современного человечества. Когда Христос пришел на землю, с Ним вместе на трапезе было много мытарей и грешников. Это две категории людей Ветхого Завета. Эти ветхозаветные люди еще занимают видное место в современном обществе, хотя и крестились новыми именами. Государство, в котором людям отрубают голову, в котором людей вешают, где есть тюрьмы, — ветхозаветное. В Царстве Божьем нет виселиц, нет тюрем и расстрелов. Вот Христово учение.

 

Но вы скажете: "Что делать с теми грешниками, преступниками, которых так много на земле?" — Дайте каждому взять то, что ему необходимо. Если вы дадите человеку саблю, или перо, или подзорную трубу, или циркуль, вы создадите работу для его ума, которая его удовлетворит. Не осуждайте его за его импульсы, пусть попробует.

 

Я не осуждаю человека, который надел корону, чтобы управлять другими. Пусть испытает и это свое стремление. Если Бог допустил волков, медведей, и разных вредных насекомых, почему и нам не допустить все эти проявления в жизни, как ее импульсы? Если Бог и вредным животным посылает свет и пищу, что мы можем иметь против этого? Поэтому и мы быть толерантными, терпеть всех и ни от кого не отворачиваться.

 

Волки и лисы не только снаружи, в природе, — они среди людей. Вы имеете у себя все их виды, — всех этих волков, лис, медведей, насекомых и пр. Вы убиваете волка за то, что он съел овцу, а в обществе есть люди-волки, съевшие и по десять человек. Вы им ничего не говорите. Где справедливость? Бедняк крадет хлеб, чтобы накормить свое бедное и больное семейство, и его сажают в тюрьму на несколько месяцев, а какой-нибудь богач крадет тысячи левов, и о нем говорят, что он получил комиссию с такой-то сделки. Сорока съест яйцо одной из ваших кур, и вы ее убиваете. Я оцениваю жизнь сороки в тысячу яиц, так что вы имеете право ее убить, только когда она съест эту тысячу. Тот же закон применим и к волку, и его вы имеете право убить, только когда он съест тысячу овец. Таково Божественное правило в мире.

 

Мытари и грешники, собравшиеся вокруг Христа, слушали новое учение, которому Он учил. Многие говорят: "Вот бы и нам попасть на Христову трапезу!" — Но эта трапеза была очень проста, не похожа на царские обеды; там не было ни жареной баранины, ни цыплят, ни фаршированных помидоров, ни супа с яйцами, ни тыквы, фаршированной мясом ягнят, ни шашлыков, ни жареной бараньей брыжейки — ничего такого. А раз не было всех этих хороших вещей, чего стоила такая трапеза? Разве вы пошли бы на банкет, на котором не было бы всех этих блюд?

 

Говорится: "Эти мытари и грешники собрались вместе с Христом и Его учениками". Учение в мире — великий процесс, это великая трапеза, на которой есть прекраснейшие кушанья. Но сначала вы должны научиться присутствовать на обыкновенной трапезе для желудка. И современное человечество проходит эту трапезу.

 

Я не буду вам описывать сейчас, какой должна быть трапеза желудка, уступаю это вам, потому что в этом вы — специалисты. Вторая трапеза, на которой человек должен присутствовать, — это трапеза дыхательной системы. И после этого, пройдя процесс очищения, человек будет присутствовать на прекраснейшем банкете, какого мир еще не знает.

 

К трапезе желудка приготовлено десять миллионов приборов. Каждый из гостей поднимает чашу, берет вилку и говорит: "О, как приятна эта работа!" С этими десятью миллионами душ или клеток и мы принимаем участие в трапезе и переживаем их радость. Это не аллегория, это факт: в желудке десять миллионов клеток, которые едят, пьют и работают.

 

В легких еще больше гостей, еще большее количество клеток, которые выполняют определенную работу. Когда мы приходим на горную вершину и дышим чистым воздухом, клетки легких поднимают свои чаши и говорят: "Как здесь приятно! Да здравствует наш хозяин, который привел нас на такое высокое место!"

 

Если вы подниметесь выше, в мозг, куда были позваны мытари и грешники, — там трапеза еще более величественна. Там три миллиарда шестьсот миллионов клеток — вот сколько гостей приглашены вместе с Христом и Его учениками. Поэтому, когда через твой ум проходит великая мысль, в твоем уме происходит такой банкет, какого ты не можешь почувствовать ни в желудке, ни в легких. Умственные переживания — самые высокие.

 

Это не иллюзия. Разве то, что ты переживаешь в желудке и в легких — иллюзия? Когда вы говорите: "У нас есть дома, поля," — вот иллюзия. Все, что можно потерять, это иллюзия. Иллюзия — не что иное, как закон движения. Это вещи реальные, но преходящие. Это значит, что один раз они проходят через нас, а другой раз — мы через них. В одном случае наши мысли и желания пройдут перед нами, как кинофильм, а в другом случае мы пройдем перед ними, как путники.

 

Следовательно, в современном обществе эти процессы сменяют друг друга, только вот тех путников, которые обходят Землю, мало.

 

Рассказывают историю, характеризующую англичан, немцев, французов и русских. Четверо представителей этих народов были где-то в Европе на курорте и вместе ели и пили. Вдруг они заметили, что в небе парят две большие птицы. Англичанин сразу обратил внимание на направление, откуда они прилетели. Увидев, что они летят с востока, он схватил чемодан и сел на первый же пароход, — отправился их исследовать. Француз схватился за шапку и побежал выяснять, что пишут вечерние газеты, — не говорится ли что-нибудь о появлении птиц. Немец отправился в библиотеку, чтобы справиться в литературе, написанной учеными до него, — не предсказывается ли что-нибудь по поводу прилета этих птиц.

 

Русский же лег на спину и, посмотрев, сказал: "А-а, это орлы!" — Кончено дело! Вот как легко славяне и болгары решают все вопросы. И болгарин, выпив пол-литра вина, скажет: "Да это же орлы, чего о них думать, не нужно много философии, орлы — и все тут!" Это вопрос знания. Имея знание, ты говоришь: "Я знаю этот вопрос, не нужны мне ни газеты, ни библиотеки, я вижу, что это орлы, и все тут".

 

Я не отдаю предпочтения никому из этих людей, потому что каждый из них действует сообразно своему темпераменту. Все люди проявляют свой характер в соответствии со своим темпераментом.

 

Изучая быт народов, я рассматриваю его объективно, с помощью положительной науки. В свете этой науки нет ничего скрытого. Мы, например, можем сказать, что такой-то человек честен и почтен. Да кто же не честен и не почтен? Разве волк, который съедает ягнят из чужих стад, не честен? Или тигрица, которая играет со своими детьми, не почтенна? То, что волк поступает нечестно — чужое мнение. Волк говорит: "Меня не интересует мнение людей".

 

Вы говорите, что ягненок, овца — благородные животные. Спросите траву, что она скажет об овцах, которые ее щиплют, топчут, так что она не может больше расти. Мы говорим, что овца — символ благородства. Какая овца? Вы заблуждаетесь, если думаете, что овцы, которых пасут ваши пастухи, благородны. Есть другие овцы в мире, а эти овцы — тени истинных. Христос говорит: "Я имею других овец, не из этого дома, и их соберу".

 

Что подразумевает Христос под словом "агнец"? Вы скажете: "Знаем мы, что такое агнец, ягненок; он рождается от овцы, хорошенький, шаловливый, а если ему отрезать голову — вкусный". Агнец означает огонь, который очищает жизнь. И когда говорят, что Христос — агнец, это означает, что Он — Божественный огонь, который очищает человечество. Каждый, кто может найти этот Божественный огонь, нашел эликсир здесь, на земле.

 

Теперь я оставлю вопрос об овце, подумайте об этом слове. В другой беседе поговорю об овцах. Я с ними разговариваю каждый день, когда они мне встречаются, и нахожу, что с ними поступают несправедливее всего в мире, но они — самые благородные, и нет их счастливее. Волк не может их съесть, глисты не попадают в их желудки, парша их не берет, от голода они не умирают, пастушьего ножа не боятся, шерсть с них не стригут, сыр и масло из их молока получить невозможно. Но знайте, что их влияние, их облик несет жизнь и благословение всему миру.

 

Они мало говорят, не очень красноречивые ораторы; они говорят только в промежутке, во время паузы, когда оратор поднимает чашу; за это время они успевают сказать только одно слово. Но все великие изречения, которые высказаны испокон веков и не потеряли свой смысл, высказаны ими. Автор этих великих изречений неизвестен, но благодаря им мир существует и нынешние авторы прославляются. Сейчас иной автор, написав книгу, говорит: "Эта книга написана мной, и никто не имеет права печатать ее без моего разрешения."

 

Слушая, как я говорю, вы, наверное, думаете, что у меня есть какая-то особая цель, а я просто хочу с вами поговорить, дать вам угощение. Я не занимаюсь философскими вопросами, не отнимаю права у этих авторов, я сам люблю их читать; пусть занимаются философией. Я не трогаю царские короны, не беру ни мешок с золотом, ни подзорную трубу, ни циркуль, ни перо, ни пшеничное зерно. И яйцо не трогаю. Я выбрал число 11.

 

Число 11 — несчастливое число в мире. Для евреев более несчастливого числа не было, как для европейца считается несчастливым число 13; европейца трудно поселить в тринадцатой комнате какой-нибудь гостиницы. Почему число 11 — несчастливое? Это число без матери и отца в мире, число противоречий в жизни. Почему в жизни существуют противоречия? Есть определенная причина для их существования. И число 4 — закон противоречий, но по причине Правды.

 

В мире есть причины, которые определяют всякую деятельность. Вы не можете найти красивые цветы в зимнее время, потому что зима выражает число 4. Цветы нужно искать в определенное время года — в числах 1 и 2. Если вы ищете разные виды плодов, найдете их тоже в определенное время года — в числе 3. Для всех проявлений в жизни есть определенное время.

 

Когда болгары говорят, что бывают несчастливые дни, они правы. Это не суеверие. Например, вы отправляетесь в путь на северный полюс, но уезжаете в жаркий летний день. Если не подумаете о том, что для северного полюса вам понадобится теплая одежда, то, приехав туда через два месяца, вы простудитесь. Следовательно, зимние, холодные дни — несчастливые дни в жизни.

 

Некоторые болгары, как я слышал, не выходят из дома и не начинают никакого дела во вторник и в пятницу. Они правы, потому что поистине бывают несчастливые дни в жизни. Хотел бы я посмотреть, куда доберется человек, который не верит в суеверия и отправился в путь в несчастливый день. Если это ученый человек, он скажет: "Я не смог добраться до определенного места вовремя, потому что был туман, буря и пр." Простой человек объяснит неуспех дела тем, что начал его во вторник или в пятницу — тяжелый день.

 

Ученый говорит, что гром гремит, потому что соединились две противоположные силы. Простой человек говорит, что по небу едет святой Илия на двухколесной колеснице. Простой человек знает, что электричество — причина образования туч, но принимамет еще и некую другую, высшую силу. Предание говорит, что святой Илия едет по небу на колеснице с двумя конями, так что кроме положительного и отрицательного электричества есть еще два коня и один человек, то есть разумная причина, которая направляет эти две силы.

 

Объясните мне, как ученые люди, как происходит вот что. У меня есть снаряд, который можно послать за 50 км, и я нахожусь от вас за 50 км. Когда снаряд разорвется около вас, вы услышите гром и одновременно вас достигнут осколки моего снаряда. Спрашиваю: какая причина принесла к вам снаряд? Вы скажете, что это — взрывное вещество. Это верно, но вы объясняете только третью часть истины, потому что есть и другая причина, которая заставляет соединиться эти вещества. Затем вы дойдете до ума изобретателя. Так что у этого взрыва есть несколько причин.

 

Для всякого явления в жизни есть одновременно три причины. Поэтому мы не можем сказать, что очень учены: мы не знаем всех трех причин, которые вызывают определенное действие. Мы говорим, что определенное политическое событие произошло так-то и так-то, что люди, которые в этом участвовали, были подкуплены, и т.д. Однако причина, по которой определенный человек был подкуплен, находится гораздо дальше, чем мы ее видим. Этот психологический момент — не объяснение. Как возможно, чтобы человек, который любит свое отечество, продался за какие-то деньги, даже и за несколько миллионов? Причина может быть совсем другой.

 

Говорят, что Иуда продал Христа за 33 сребреника. Это еще не все, важна причина, которая заставила его предать Христа. Причина этого предательства гораздо глубже. Когда мы объясним себе истинную причину, мы не будем никого судить. Благодарите Иуду, который исполнил эту эту незавидную роль предателя. Если бы Христос не был распят на кресте, не пришло бы и спасение человечества.

 

Вы скажете: "Вот человек, который говорит нелогично". Я вам объясню, почему я так мыслю. Если я посажу в землю пшеничное зерно, не буду ли я для него Иудой? Для этого зерна я временно окажусь предателем, но в то же время я для него и спаситель. Как бы это зерно могло развиваться и размножаться, если бы не было посажено?

 

Так что вещи нужно обсуждать умно, серьезно и без осуждения. В нынешних газетах можно встретить только нападки и критику. Это не наука. Нужно всегда исследовать истинные причины событий, и тогда о них судить. Если мы хотим исправить человечество, нужно понимать законы, которые управляют человеческой душой.

 

Меня спрашивают: "Думаешь ли ты, что, говоря так много, исправишь мир?" Я отвечаю, что у меня и цели такой нет, я только предлагаю угощение своим гостям. Те из вас, кто испытывает голод или жажду, пусть приходят ко мне на банкет. Человек наестся и напьется, а потом путь идет, куда хочет; я даже имени его не запишу, когда он выйдет из моего дома, — не хочу помнить, что он мне чем-то обязан. Если у него пыльная одежда или обувь, я ему дам щетку, чтобы он почистился; пусть оставит пыль в моем доме и выйдет совсем чистым.

 

Как вы примирите это противоречие? Христос говорит: "Когда выйдете из города, где вас не приняли, отряхните свои одежды". Где? На улице. А я говорю: "Выходя из моего дома, где я тебя накормил, отряхни свою пыль не на улице, а в моем дворе". Если ты понимаешь этот великий закон, пусть гость отряхнет свою пыль в твоем доме, чтобы ты разбогател. Это закон, который вы можете проверить на себе. А вы что делаете? Когда к вам кто-то приходит, вы заставляете его отряхивать пыль на улице, чтобы он входил к вам чистым. Вы выбрасываете свое благословение, и после этого у вас психологически начинает действовать закон разрушения.

 

В Божественном мире разрушения не допускаются. Все в мире должно творить. Зло и грех — это только ребусы для людей. Говорят о ком-то, что он — большой грешник. Это показывает, что этот человек — мастер больших грехов, поэтому я хотел бы иметь некоторые из его ребусов. Такие люди очень изобретательны.

 

Некоторые ополчаются против дьявола, но современное общество не знает, сколь многим ему обязано. Вы должны благодарить дьявола. Если бы он исчез из мира хоть на один день, настала бы большая смута: деньги бы обесценились, священникам некому было бы проповедовать, матери перестали бы рожать, не стало бы еды; желудок, легкие и мозг отказались бы работать, все хотели бы быть освободиться, и т.д. А сейчас все говорят о дьяволе, что он очень плох.

 

Когда приезжает телега, чтобы вывезти ваши нечистоты и нечистоты ваших знакомых, вы все говорите: "Ох, как дурно пахнет эта грязь!" — Нет, благодарите эту телегу, которая вывозит нечистоты, иначе, если бы они остались при вас, вы все бы разболелись. Поэтому вы ныне должны благодарить тот великий дух, который несет грехи людей.

 

Кто бы сейчас ни согрешил — поп, владыка, царь, мать, отец — все дьявол виноват! А я вам все же говорю: "Этот дьявол — прекрасный учитель". Иной раз я его встречаю, здороваюсь с ним и спрашиваю его: "Где был?" — "Живу среди этих культурных людей, которые только воюют, убивают друг друга, я их учу одному, а они делают другое, а потом жалуются своему Отцу, что-де я виноват в их ошибках".

 

Христос говорил: "Видел Сатану, как он падал сверху вниз, как молния". Я вам скажу: видел, как солнечные лучи падали сверху вниз. Что означает падение? Если бы солнечные лучи не падали, что бы стало с Землей? Современный христианский мир полон противоречий и заблуждений, и нет учителей, которые бы правильно объясняли вещи, как они происходят в природе.

 

Например, кто-то говорит, что нужно быть очень умным, мудрым, чтобы стать царем. Другой говорит, что для того, чтобы человек мог управлять, он должен быть очень богатым. Третий говорит, что человек должен быть генералом, чтобы управлять людьми. Но смысл жизни не состоит во всех этих вещах. Я знаю два вида царей, банкиров и генералов. Знаю генералов, которые воюют, не убивая людей, и мы в современном обществе очень нуждаемся в них. Некоторые говорят, что нам не нужны генералы. Нет, они нам нужны, но только они должны правильно исполнять свой долг. А жаловаться на богатых, чтобы занять их место, — это не разрешение вопроса. По мне, два или три человека не могут носить одну саблю, так что пусть тот, кто рожден генералом, исполняет свою службу.

 

В оккультной науке говорится, что на один и тот же стул могут сесть несколько существ, не беспокоя друг друга. Вы спросите, как это возможно. Я вам объясню. Допустим, у вас есть бидон определенной емкости. Наполним его доверху железными пулями. Мы скажем, что бидон полон, однако в промежутки между пулями можно поместить еще несколько килограммов дроби. И опять мы скажем, что бидон полон, но в оставшиеся промежутки можно насыпать мелкий песок, пока и они не заполнятся. В тот же кувшин мы можем налить еще по крайней мере литр воды, и все еще останется немного места, в которое можно налить немного хорошо очищенного спирта. Таким образом эти элементы занимают свое место в бидоне, который на первый взгляд казался доверху наполненным пулями.

 

Так что идея, что на моем стуле не может усесться много душ, неправильна; на моем стуле могут сидеть десять человек, которые взяли по одному предмету у царя, и я, одиннадцатый, тоже могу сесть на этот стул. В этом нет никакого противоречия.

 

Я выбрал число 11, потому что оно заставляет людей мыслить. А это происходит, когда человек проходит через величайшие испытания. Все великие народы, обладающие собственным характером, прошли через величайшие испытания, через огонь и воду. Героям в мире нужно подражать, а не жалеть их. Такие люди сами выбрали свою судьбу и легко могут нести свою ношу. Героев не нужно спасать, они сами себя спасают. Сейчас и среди вас, болгар, есть герои.

 

Рассказывают об одном разбойнике в Англии. Полиция сумела его поймать, его посадили в тюрьму, и, чтобы он не убежал, связали ему руки и ноги. Сторож, который его связывал, однажды вечером забыл у него свечу. Разбойник сразу сообразил, что может с помощью этой свечи спастись. Он осторожно пережег свечой веревки на ногах, а потом — на руках. Увидев себя свободным, он сразу прыгнул в окно и был свободен.

 

Вы, когда обнаруживаете себя запертыми, как этот разбойник, начинаете жаловаться, что вас преследует тяжелая судьба. Знайте, что дьявол, который вас поймал и связал, всегда оставляет вам зажженную свечу, которая может вас спасти, и говорит: "Посмотрим-ка, герой ли это?" Но вы останавливаетесь, начинаете рассуждать, говорите: "Как, разве это возможно? Свеча жжется, лучше я буду связанным, чем обожгусь." — Будь героем, сожги веревку и выходи!

 

Такая зажженная свеча есть у вас у всех: это человеческий ум. Дьяволу, который доставляет вам неприятности, Господь заповедал оставлять вам каждый раз свечу, с помощью которой вы можете спастись. Тогда дьявол говорит: "Посмотрим-ка, герой ли ты, человек ли неба, или ты останешься моим рабом. Достоин ли ты того, чтобы быть развязанным и отправиться узким путем наверх, или останешься пахать у меня?" Почему нынешние болгары пашут? Они не смогли освободиться в свое время, не сумели развязаться, и дьявол их запряг и кричит: "Но-о, но-о".

 

Это аллегория, чтобы вы мыслили. Многие сейчас говорят: "Так сказал когда-то Пифагор, так писал Трисмегист в изумрудной скрижали, так сказал Кант, и т.д." — Мое почтение всемэтим труженикам, но знаете ли вы, откуда взяли эти ученые люди свое учение? Все восхищаются их учениями и начинают их толковать. Эти толкования похожи на то, как некоторые современные богословы толкуют послания апостола Павла и др.: они начинают рассуждать о том, что ап. Павел неправильно использовал тот или иной артикль, и в этом состоит вся их критика и толкование.

 

Когда пишете что-то, не думайте о том, как использовать тот или иной артикль, смотрите, чтобы мысль ваша была правильной, чтобы было содержание. Апостол Павел мог писать и без артиклей, и без запятых, все равно он выразил бы ту же мысль. Когда кроите одежду, одна часть будет передней, другая — задней. Определенный артикль (болг. "член"), показывает, что кто-то — определенный прихожанин какой-то церкви, а неопределенный — что кто-то остается оглашенным, но в этом нет никакой особенной философии.

 

А глубокая философия состоит в том, что выработала природа. В одном цветке больше содержания, чем в научном трактате Пифагора, или в "Чистом разуме" Канта, или в Десяти правилах Трисмегиста, написанных на изумрудной скрижали. Ты проходишь по поляне и наступаешь на цветок, который стоит больше, чем книги этих людей, и продолжаешь философствовать: "Так сказал Кант", — Да дружок, ты наступил на цветок и не прочел, что написано в нем, в его книге. Говоришь: "Я верю в Бога". — Нет, дружок, ты невежда, ты — человек старого завета, мытарь и грешник, поднявший большой шум по поводу субботы.

 

Мир не создан ни для каких суббот, и нет определенных суббот для отдыха. В мире есть только одна суббота — это суббота Любви и крещения огнем. Героем, хозяином своих добродетелей будет тот, кто соблюдает закон Любви. Тот, кто крестится Божественной Любовью и Мудростью, будет Сыном Божьим.

 

Следовательно, Любовь без Мудрости ничего не значит, и Мудрость без Любви — также. Эти две великие силы, Мудрость и Любовь, должны глубоко в вас проникнуть, чтобы вы их поняли во всей их широте и глубине, то есть так, как они проявляются в этом широком Божественном мире. Тогда нынешнее учение осмыслится.

 

Если я возьмусь рассказать вам об алгебре и геометрии, они оживут. Если правильно изучать искусства рисования и поэзии, будет совсем другой результат. В нынешней поэзии обращают главное внимание на рифмы. Например:

 

"По плет се скитам,

 

и за тебе питам", -

 

("Вдоль плетня хожу, о тебе спрашиваю"), или:

 

"Раз, два, три,

 

генералът се скри"

 

("Раз, два, три, генерал скрылся"). — И такой поэзией полон мир.

 

Вы скажете: опасно, если генерал скрылся. — Нет ничего опасного в том, что он скрылся. Человек, который скрывается, скромен, не хочет, чтобы его видели.

 

О каком-то человеке говорят что он любит быть заметным. Его можно сравнить с фонарем, он служит для освещения. Или это горная вершина, по которой можно издали определить направление. Нет ничего дурного в том, что человек любит быть заметным.

 

Как понять стих "по плет се скитам"? Это значит: изучаю законы в Болгарии. "И за тебе питам," — значит, делаю все это ради тебя. Вы скажете: "Этот поэт написал глупые строки". Напротив, это очень умная фраза. Умное и неумное — вещи относительные.

 

В рассказе о людях, которые выбрали по одному из десяти предметов на царской выставке, больше всех выиграл тот, кто выбрал яйцо, из которого получился петух. Что такое петух, который постоянно ест? — Это закон самопожертвования: ты постоянно даешь, а другие берут. Благодаря этому закону самопожертвования мир движется вперед, и все девять предметов — корона, перо, подзорная труба и т.д., — обязаны своим прогрессом этому петуху.

 

Есть нечто много более высокое, чем петух, а именно: при всех неудачах находить смысл в жизни (*).

 

_____ (*) Так в тексте. _____

 

Надеваешь на голову царскую корону, но тебя не удовлетворяет это положение, и петух кричит "кукареку!" Это значит: не вовремя пропел; взял корону, но не нашел существенного в жизни. Или ты торговец, но возвращаешься домой обескураженный, недовольный, петух опять кричит "кукареку!" Или написал книгу, но она не имеет большого успеха, ты чувствуешь себя несчастным, и опять петух кричит "кукареку!" Посеял пшеницу и другие злаки, но был неурожай, и ты остался разочарованным в своих надеждах, и петух кричит "кукареку!" Современный петух говорит людям во всех их делах "кукареку!" Это кукарекание многое значит.

 

Я вас оставляю рассуждать о слове "кукареку" до следующей беседы.

 

 

Трапеза Нового Завета

Трапезата на Новия Завет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...