Педагогические вопросы


Recommended Posts

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

 

Многие из братьев и сестёр были учителями. В своей работе они применяли методы воспитания, которые давал Учитель, и, приходя к Нему, рассказывали о своих опытах. Учитель слушал их с большим вниманием, развивал и дополнял то, что уже дал, знакомил их с методами Разумной Природы, указывая, как применять их в школе. Так постепенно Учитель заложил основу новой педагогики.

 

Однажды на экскурсии в горах возник вопрос о воспитании детей. Учитель сказал:

 

– Система образования должна измениться, в неё необходимо внести нечто новое. Человеческий дух стремится к новым способам и методам, которыми могла бы проявиться на Земле Божественная Жизнь. Каждый должен чем-то оказывать содействие Новой Культуре. При воспитании человека необходимо внести то новое, что должно в корне изменить его взгляды на жизнь.

 

Некоторые применяемые ныне воспитательные методы – это не что иное, как дрессировка. Вы воспитываете человека при определённых условиях, но как только он окажется в других условиях, он опять проявится по-прежнему. Не то чтобы ребёнок этого не знал, но оконце, через которое он смотрит, мало. Но чем больше он растёт, тем больше становится оконце. Возможности ребёнка заложены в нём самом: Бог насадил в человеке новое, и оно внутри. Воспитатель должен создать условия для развития и роста того, что вложено в душу Богом, а не насаждать в ней новые идеи на свой лад.

 

При современном воспитании мы хотим сделать детей такими, каковы мы сами. Это ошибка. Дайте ребёнку импульс для развития того, что заложено в нём. Если какой-то ученик нервный, пусть останется нервным; пусть тихий останется тихим; ты можешь заставить ребёнка прыгать, но это будет для него неестественно.

 

Человеческую жизнь можно разделить на периоды по 7 лет. Но с другой точки зрения мы можем разделить её на периоды по 33 года. На 33-м году своей жизни каждый человек сознательно или неосознанно вступает в духовную жизнь, в нём что-то внутренне уравновешивается. На 66-м году жизни человек вступает в Мудрость, и потом уже он живёт в Божественном Мире, в нём проявляются душа и дух. Это нужно учитывать при воспитании, потому что в первые десять лет даётся импульс тому, что в соответствующий период принесёт свои плоды.

 

Закон гласит: ты не можешь передать другим то, чего не имеешь сам. Ты не можешь в чём-то убедить людей, если сам в это не веришь; не можешь пробудить добро в людях, если нет доброты в тебе самом. То же самое относится к знанию и к любви. Этот закон имеет применение и в педагогике.

 

Воспитание детей – в руках матери. Очень важно, что вложит мать в ребёнка ещё в период беременности. Когда ребёнок родится, воспитывать его труднее. Поэтому я говорю: матери исправят мир. Во время беременности мать может вдохнуть в ребёнка разумность, интеллигентность, может дать импульс его чувствам, усилить его волю.

 

После рождения внутренняя связь между ребёнком и матерью продолжается, хотя уже иным образом. Ребёнок, которого мать не носила на руках, теряет нечто ценное. Существует связь между эфирным двойником матери и ребёнка, поэтому ребёнок не должен жить вдали от матери хотя бы до 14–15 лет. То, что мать может дать ребёнку за один год, родные и окружающая его среда не могут дать ему даже за двадцать лет. Статистика показывает, что дети, росшие до двадцатилетнего возраста окружёнными любовью родителей, благороднее тех, кто был лишён родительской любви.

 

Закон таков: чем больше дети болеют, тем любовь родителей к ним слабее. Чтобы ребёнок был здоров, любовь матери должна глубоко проникать в его душу.

 

Если отец и мать задумают совершить преступление, то их сын может его совершить, поэтому люди должны быть чисты в своих мыслях и чувствах. Если человек питает нечистую мысль, она может воплотиться в его ребёнке. Пусть мать, гладя ребёнка по голове, скажет: «Да проникнут в тебя Божественные мысли, чтобы ты нёс свет человечеству, помогая своим более слабым братьям; да проникнут в тебя благородные чувства!»

 

Кто хорошо относится к растениям и животным, тот будет внимателен и к людям. Это мораль Новой Культуры.

 

Мать должна научить ребёнка, что Божественная Жизнь проникает во всю Природу – она в цветах, в деревьях, в мушках, в птичках – во всём.

 

Пока ребёнок верит, что учитель не лжёт, последний имеет авторитет. Если ребёнок почувствует, что учитель лжёт, он уже не будет авторитетом для ребёнка. То же самое относится и к родителям.

 

Никогда не говорите детям в отрицательной форме: «Не делай этого, не делай зла»..., а говорите: «Делай добро». Вместо слов «не лги!» – скажите: «Говори истину!» Чем меньше вы говорите об отрицательном, тем лучше, нужно говорить о положительном.

 

Иногда одарённые дети, уйдя в иной мир, помогают оттуда и способствуют развитию менее одарённых детей на Земле.

 

Один из братьев спросил Учителя: «Сохраняется ли связь между членами семьи в будущих перевоплощениях?» Учитель ответил:

 

– Сохраняется, но согласно той любви, что существовала между ними.

 

Есть три вида учеников, и вы должны это учитывать. Первый вид – ученики объективного мира; это ученики фактов, наблюдений. Второй вид – ученики литературного ума; это ученики, которые могут перейти от фактов к законам. Третий вид – ученики философского ума, которые идут от фактов к законам и от законов к принципам. Работая с учениками, вы должны считаться с этим и знать, как поступать с каждым учеником.

 

Одна учительница сказала: «Так как я не могу знать, к какой группе принадлежит каждый ученик, а в классе необходимо работать со всеми, то на своих уроках я буду давать пищу ученикам трёх видов – ученикам фактов, законов и принципов. Тогда каждый из учеников воспримет и поймёт то, что ему необходимо».

 

Учитель продолжил:

 

– Невозможно воспитывать одним и тем же способом даже двоих. Сколько людей на Земле, столько и различных методов воспитания, поэтому при воспитании можно применить один и тот же принцип, но не один и тот же метод. Беда современной культуры заключается в том, что воспитатели пользуются одним и тем же методом, это механическое воспитание. Не обращайте внимания, если кто-то из учеников гримасничает. До прихода учителя в классе стоит пыль, однако, войдя в класс, учитель не проявляет недовольства, а велит открыть окна. Прежде всего, не нужно обращать внимания, если дети шалят. Например, если ученик украл фрукты, пусть учитель позовёт его к себе и даст ему целую сумку фруктов. Работая с детьми, человек должен иметь великое терпение. Одна учительница мне рассказала, что когда она вызвала ученика отвечать урок, он не захотел встать, и она рассердилась. Будь я на её месте, я оставил бы этого ученика, раз он не хочет отвечать, и вызвал бы его соседа. Если бы и тот не захотел отвечать, вызвал бы другого. В следующий раз я опять вызвал бы первого ученика, и если бы он не захотел отвечать, опять оставил бы его. И после нескольких таких опытов он, наконец, захочет встать и ответить.

 

Одна сестра спросила: «А если какой-нибудь ученик шалит и нарушает дисциплину, как нужно поступить?»

 

– Подойдите к нему, начните с ним разговаривать; спросите, как зовут его отца, мать, чем занимается его отец, есть ли у него братья и сёстры, как их зовут, сколько им лет и прочее. Тогда этот ученик сблизится с вами и станет смирным.

 

Вам нужны методы культивирования хороших мыслей и чувств. Способ современного воспитания механический – это лишь сортировка фактов.

 

Другая сестра спросила: «Ученики задают мне много вопросов, и раз в месяц я рассматриваю их во время урока. Каким образом мне поступать с этими вопросами?»

 

– Прежде всего старайтесь, чтобы они сами отвечали на вопросы, чтобы ответ был получен с их помощью; а то, на что они не могут ответить, объясните сами. Учитель должен строить на том, что есть в учениках, в них заключены большие богатства, и учителю нужно только помочь раскрыться этим богатствам. Учитель должен сказать об этом ученикам, и они поймут, что богатства в них самих. Говорите ученикам о Любви, несущей здоровье, о Мудрости, освобождающей от противоречий, и об Истине, освобождающей от ограничений. Молодое поколение может исправиться только тремя способами: по законам Любви, Мудрости и Истины. Если опереться на закон Любви, появится правильная Жизнь. Если опереться на закон Мудрости, явится правильная мысль и придёт знание. Если опереться на закон Истины, родится свобода. Эти три вещи должны соединиться воедино.

 

В Любви необходимо начать с еды. – «Как, с еды?» Например, тот, кто ест, пусть поделится едой с другими, с этого начнётся проявление Любви. Значит, Любовь начнётся с материальных вещей. Прежде всего воспитание должно начаться с пищи, питья воды, дыхания и принятия света.

 

В начальной школе дети должны творить сердцем и воображением, а в гимназии – сердцем и умом. Если воспитатель хочет исправить ученика и обращается только к его уму или сердцу, то результата не будет. Но если он обратится и к его душе, то получит результат. Ученики шалят и делают пакости, когда знают, что учитель их не любит. Тогда пусть учитель найдёт в них хорошую черту, полюбит их, и они преобразятся. Своими шалостями они хотят сказать: «Вот, мы такие, какими ты нас считаешь. Ведь ты считаешь, что мы плохие, вот мы и плохие!»

 

При обучении и воспитании ребёнок должен учиться у Природы. Нужно заняться выращиванием цветов – это метод нового воспитания. Дети должны изучать растения, они должны их любить. В каждом школьном дворе должен быть сад, где нужно сажать различные растения, – необходимо всё, что является проводником Божественных энергий: черешни, яблони, груши, сливы, айва, орех и другое.

Жёлтые цветы придают интеллигентность, красные – жизнь и здоровье. Поощряйте детей сажать цветы – жёлтые, красные, белые, и своим цветом эти цветы будут их воспитывать. При каждой школе должен быть сад, в котором будут работать дети, притом необходимо знать пропорцию: сколько яблонь, слив, груш и других деревьев нужно посадить и какое влияние оказывает каждое дерево. Каждое дерево, которое выращивает ученик, оказывает на него влияние. Таким образом всё в Природе действует воспитательно. Плодовые деревья учат детей щедрости, любви, служению. Необходимо объяснить детям, что деревья дают нам плоды, не ожидая от нас ничего, – нужно только посеять их семена. Скажите детям: «Будьте работящими, как пчёлы, будьте постоянными, как растения, будьте крепкими, как дуб, и непоколебимыми, чтобы никто не мог отклонить вас от вашей идеи».

 

Так нужно изучать Природу. Если бы вы дали детям такие объяснения, у вас были бы совсем другие результаты. Всё это дало бы новый импульс человечеству.

 

Первый метод, с которого необходимо начать новое воспитание, это музыка. Я желаю всем болгарам стать музыкальными – чтобы музыка работала в их умах и сердцах. На музыку как на важный фактор воспитания нужно обратить особенное внимание. Необходимо ввести в школе Паневритмию. Один час в день, использованный на Паневритмию, подготовит новое поколение.

 

Органическую геометрию, то есть изучение форм, фигур и линий, встречающихся в Живой Природе, можно сделать очень интересной для учеников. При воспитании детей каждая форма влияет особым образом. Груша, кисть винограда – это творения Ангелов, а они великие художники. В будущем детям не будут говорить о добре и зле, о прямой или кривой линии, о том, как правильно брать тоны, им не будут читать мораль. Им будут говорить о жизни музыкально и геометрически – чертежами и линиями; они будут изучать фигуры и формы Природы и будут делать перевод.

 

Если бы я был учителем, то сочинил бы много рассказов, доступных для детей. Сказками нужно обратить внимание детей на то, что, делая добро, человек выигрывает, а делая зло, теряет: лишается силы, богатства или красоты. Нужно рассказывать детям сказки о камнях, о цветах, о деревьях, о животных.

 

Почва, на которой посажен гениальный ребёнок, очень хорошая, у него хорошие внешние и внутренние условия, и тогда работать легко. Почва талантливого ребёнка не так хороша, а у обыкновенного она ещё хуже. Из обыкновенных детей получаются талантливые, а из талантливых – гениальные. На десять обыкновенных детей один ребёнок должен быть талантливым, а на десять талантливых один – гениальным. Если среди учеников нет гениальных, то ученики не могут развиваться правильно: гениальные и талантливые дети будут служить стимулом для обыкновенных. Я бы посадил вороватого ребёнка между двумя честными и совестливыми детьми, они будут воздействовать на него и воспитывать. Если же ребёнок очень щедр, я посажу его между двумя плохими детьми, чтобы те уравновесили его доброту, тогда и те, и другие получат пользу.

 

Человек должен учиться не для того, чтобы зарабатывать на пропитание, – знание необходимо для человеческого развития. Человек должен любить знание, а не смотреть на него только как на профессию. Если человек рассматривает знание как условие для пропитания, он постепенно вырождается; если же он примет его с любовью, он поднимется. Это нужно применить при воспитании.

 

Новое Учение, которое несёт Всемирное Белое Братство, нужно прежде всего применить в школе. Молодым, которые приходят сейчас, необходимо предоставить условия для созревания – они идут с большими капиталами.

Link to comment
Share on other sites

 Share