Рассвет Posted April 5, 2012 Report Share Posted April 5, 2012 СТУПЕНИ ЛЮБВИ В Евангелии приводится следующий рассказ: однажды, когда Христос был среди народа и со всех сторон Его теснили, одна женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, коснулась сзади Его одежды и тотчас выздоровела. Иисус почувствовал, что сила вышла из Него. Он обернулся к народу и спросил: «Кто прикоснулся к моей одежде?»1 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ Тебя теснит и говоришь: «Кто прикоснулся ко мне?» Но Он оглядывался, чтобы увидеть ту, которая это сделала. И тогда женщина, трепеща, открыла Ему всю истину. В этом рассказе выявлен важный закон: все теснили Христа, но сила вышла из Него только тогда, когда прикоснулась эта женщина. Почему? Потому что она прикоснулась с верой. Этот закон справедлив для всех областей жизни. Он справедлив и для любви. Великая волна любви сходит из Божественного мира ко всем существам, но каждое из них принимает её согласно степени своего развития – по своей вере. «Бог одинаково любит святого и грешника, Он одинаково встречает святого и комара». В каждом случае важна восприимчивость данного существа к жизни, исходящей от Великого сердца мира! Не все существа одинаково восприимчивы к этой жизни. В Писании сказано: «Бог разгневался на евреев»2. Этот стих нужно понимать в таком смысле: когда евреи впадали в грех и становились невосприимчивы к жизни, идущей от Разумной Природы, они воздвигали преграду между собой и любовью. «Гнев Божий» означает в данном случае уменьшение хороших условий жизни. Когда в человеке начинает преобладать животное начало, приходят страдания, и человеку нужно начать мыслить, чтобы подняться в более высокий мир – человеческий. Кто хочет подняться на более высокую ступень, должен следовать путём любви. Любовь имеет много степеней. Любовь неизменна. Какой она была тысячи лет назад, такова она и сегодня. Когда мы говорим о различных видах любви, то имеем в виду отношение к ней людей. Они воспринимают и прилагают любовь неодинаково, вследствие чего и проявления её различны. Когда мы говорим «эволюция в любви», то следует понимать: эволюция восприимчивости существ к Божественной любви. Представление человека о любви будет соответствовать степени его развития. Каждое существо воспринимает столько любви, сколько может обработать и проявить. Изучая любовь, человек достигает тонкого различения её проявлений. Он видит разницу в проявлении любви обыкновенного человека и высокоразвитого. Учитель говорит: «Я не говорю, что вы не жили в любви. Но существуют степени, через которые необходимо пройти. Например, любовь муравья, пчелы, голубя не может сравниться с человеческой, но и человеческая любовь не может сравниться с ангельской. Люди ещё не знают любви, хотя и говорят о ней». В чём человек грешит больше всего? В отношении любви! Человека определяют не внешние положения, через которые он прошёл, а его внутренняя жизнь – любовь в его душе. Чем выше мы поднимаемся, тем более глубокий смысл находим в любви. Учитель говорит: «Своими грубыми телами человек больше живет в низших степенях любви, но однажды, когда он создаст себе Божественное тело, он вступит в её высшие области и таким образом заложит основу будущей культуры». В Писании сказано: «Бог есть огонь всепоядающий»3. Учитель объясняет это так: «Эти слова означают: любовь есть огонь, который всё сжигает. Тронешь её, и твои руки сгорят. Увидишь её – ослепнешь. Если услышишь, как она говорит тебе, оглохнешь. Вы спросите: «Как же тогда мы познаем Бога как Любовь?» Познаете Его постепенно. Начните с самой малой любви и идите к большой. Когда закалитесь и приготовитесь к Божией Любви, тогда познаете Бога. Тому, кто сознательно ищет Бога Любви, необходима здоровая и устойчивая нервная система. Как ребёнок в первом классе изучает букву за буквой, пока не научится читать, так и человек воспринимает любовь капля по капле, пока не придёт день, когда он воспримет её во всей полноте». Учитель различает четыре степени любви: как стремление, как чувство, как силу, как принцип.4 «Любовь доступна всем существам. Нет существа, нет живой материи в мире, которая бы тем или иным способом не была связана с любовью и не испытывала её влияния. Мы познаём Бога в любви. Этот Бог Любви не внешний, Он не только во вселенной, но и внутри нас». «Любовь как стремление действует в сердце, как чувство – в душе, как сила – в уме и как принцип – в духе. Это полный цикл человеческого развития от начала до конца». Любовь как стремление, как чувство, как сила и как принцип имеет общую основу: это Любовь Абсолютного, которая проходит через человека при разных степенях его развития. ЛЮБОВЬ КАК СТРЕМЛЕНИЕ На первых стадиях своего развития человек не может подняться выше любви-стремления. Иной говорит, что сердце его сгорело от любви. Учитель говорит: «Горение сердца – не любовь. Между горением сердца и любовью громадная разница. Горение сердца – это одна из первых фаз развития любви. Любовь современных людей преходяща, сегодня в мире господствует такая любовь. Человеческая любовь может быть видна только на огнище, где она горит, сгорает и превращается в пепел. Человеческая любовь – это любовь пепла. Влечение, как результат магнетизма, это не любовь, это магнетичная, неустойчивая и преходящая любовь. Магнетичная любовь или любовь как стремление – это начало любви». Любовь, исходящая от Великого Солнца жизни, достигая человека на ранних стадиях его развития, входит в более плотную среду, преломляется в его сознании и ограничивается. Так зарождается любовь как стремление. Любовь как стремление кратковременна и неустойчива. О ней Учитель говорит: «Любовь как стремление – это лишь направление, ведущее к любви». «Девушка сидит спокойно дома, ничто её не тревожит, но однажды она встречает молодого человека, и внезапно у неё возникает стремление, она теряет покой. То же происходит и с юношей. Значит, для них наступает время беспокойства. Я говорю: это начало их любви как стремления. Каков конец? Они поженятся, у них родятся дети. Конец ли это любви? Нет! Потом постепенно появляются первые проблески любви как чувства». ЛЮБОВЬ КАК ЧУВСТВО Второе проявление любви – проявление её как чувства – действует в душе. Это более высокая степень любви. Любовь как чувство развивается между друзьями и братьями. Следовательно, каждый, кто имеет друга, брата, должен был уже пройти через первый огонь любви. Братство основано на любви как чувстве, проявляющемся в душе. Тут уже любовь затрагивает духовную природу человека, он проявляет свою моральную суть. Любовь достигает большей чистоты и устойчивости. Любовь как чувство сначала проявляется в более низкой форме, затем постепенно возвышается и очищается. Любовь как стремление – это корни в земле, в физическом мире. Любовь как чувство – это ветви. ЛЮБОВЬ КАК СИЛА Постигая любовь, человек постепенно возвышается до любви как силы. Любовь как сила в начальной стадии выражается в том, что человек желает всем того же блага, что и себе. Право, которого он хочет для себя, он предоставляет всем. Свободу, которой хочет для себя, он признаёт для всех. Свобода – основа общественной жизни. Сначала она проявляется по отношению к обществу, затем она расширяется, охватывая народ, а затем и всё человечество. Человеческое проявление любви как силы в начальной стадии может выразиться в нетерпимости, шовинизме и фанатизме. Много раз отдельные индивиды, общества, народы и человечество проходят через эти ранние стадии любви как силы, много раз они падают и поднимаются, пока постепенно не достигнут более высоких её стадий. Любовь как сила в своей более высокой стадии проявляется как любовь ко всему человечеству. Но и тут есть ряд переходных степеней. Когда любовь к человечеству достигает своего высшего расцвета, человек приходит к идее братства между всеми людьми, к идее самопожертвования. Высшее проявление любви как силы Учитель определяет так: «Любовь как сила в своём чистом виде, в своей высшей стадии проявляется только у святых, у людей, готовых пожертвовать собой ради Божественной идеи. Все те, кто воспринял Истину и хочет защищать Любовь, имеют силу Христа, силу святых и запечатлевают свою любовь в жертве». 1 Мк 5:30-33; Лк8:43. 2 Втор 1:34; 1Пар 27:24; 4Цар 13:3; Чис 32:13. 3 Евр 12:29. 4 Любовь как стремление Учитель называет различными именами: физическая любовь, магнетичная любовь, человеческая любовь, любовь теней и прочее. Любовь как чувство и как сила называется Учителем ещё духовной любовью, ангельской любовью и прочим. Любовь как принцип называется ещё Божественной Любовью, любовью реальностей, космической любовью, всемирной любовью, всеобъемлющей любовью и прочим.– Прим. сост. ЛЮБОВЬ КАК ПРИНЦИП «Когда поднимемся на вершину любви, высочайшую вершину, мы услышим голос всех людей, и все нам будут милы! Когда человек достигнет любви, то свет, вода, ветер, деревья – всё ему становится мило». «Добро, Любовь одинаково относятся ко всем. Когда мы любим Бога, то одновременно любим всё, что Он создал. Если мы не любим Бога, то наше отношение к Его созданиям неправильно. Как только вступите в новую жизнь, вы полюбите всех, поскольку они составляют одно целое. Если вы достигнете этой любви, то все вы будете свободны и счастливы. Если любите, войдёте в бессмертие». «При истинной любви ты видишь Бога во всём, видишь, как в самом малом проявляется Бог. Человек должен походить на источник, на солнце, на то широкое пространство, где должны вместиться все». Учитель Любовь как принцип сейчас едва вступает в мир! Любовь как принцип возникала и прежде, но сначала она затрагивала лишь вершины человечества, самые передовые души; постепенно она сходит в низины, чтобы охватить всё человечество. Все эти фазы необходимы, ибо прежде чем достичь любви как принципа, человеку нужно пройти предыдущие три ступени, служащие подготовкой. Можно провести следующую аналогию. Если озеро волнуется, то небо и соседние вершины не могут отразиться в нём. Когда волны утихнут и вода очистится, небо и соседние вершины отражаются в его водах. Когда же ветер утихнет совершенно, и озеро станет чистым и гладким, как зеркало, они отразятся в его водах отчётливо. Озеро здесь соответствует человеческой душе, а небо и соседние вершины – необъятной любви, которая воспринимается человеком в соответствии со степенью его совершенства. До любви как силы существуют и ненависть, и влечение, и отталкивание. Любовь как принцип охватывает собою всё. Учитель говорит: «В любви как принципе нет никаких противоречий. Она примиряет все противоречия в мире. Для неё нет зла, для неё всё хорошо и возвышенно, и в этом – бессмертие, то есть мир, в котором нет смерти, а есть воскресение. Об этой любви в Писании сказано, что она «путь к совершенству»\ Новая связь с любовью – это воскресение, это переход человеческого сознания на более высокую ступень. Любовь как принцип – это всемирная Любовь. Она связана с пробуждением в человеке сверхсознания. Человеку нужно проявить любовь, существующую в сверхсознании. Познать её – значит познать Божественную жизнь. Учитель говорит: «Человеку нужно пробудить своё высшее я, то есть сверхсознание. Только так он составит ясное представление о любви и познает Бога. Человек может полностью проявить любовь, если станет жить своим сознанием в причинном мире, где Один живёт ради всех и все – ради Одного». «Каждому, кто хочет понять смысл жизни, нужно не бежать от неё, а пройти через все её стадии, а именно: через корни, ветви, через цветок, который есть сила любви, и отведать её плод – принцип любви. Пройдя последовательно через корни, ветви и цветок любви, придёшь, наконец, к принципу – плоду любви, и он явит тебе смысл». Когда человек начинает обретать Божию Любовь, он постепенно расширяется, пока не охватит собою всех людей. Но сейчас в его сердце нет места для всех. «Чтобы любить всех людей, человеку прежде всего нужно любить Одного, нужно любить хотя бы одно существо в мире. Пусть ваша любовь будет образцом! Тот, кого мы любим, должен быть для нас идеалом. Если человек правильно любит Одного, он будет в состоянии любить всех. Если человек не может любить Одного, он не может любить всех людей». «Если вы не любите своих близких, то не можете любить и чужих людей. Что это за любовь, если каждый день она не охватывает собою всё больше людей!» Человеку нужно постепенно расширять круг своей любви. Любовь в нём должна непрерывно разрастаться и приближаться ко всеобъемлющей любви. «Любить кого-то – это значит облечь его в одежды, сотканные из твоих наилучших мыслей и чувств. Разлюбить этого человека – значит снять с него эти одежды и отдать другому. Правильно ли это? Почему ты не оставляешь одежд на первом, а раздеваешь его? Если полюбишь кого-то другого, одень и его в новые одежды. Скольких людей полюбишь, столько новых одежд и нужно выработать. А раздевать одного, чтобы одеть другого – это непонимание любви. Это влюблённость, а не любовь. Влюблённость – процесс непостоянный, прерывистый. Когда человек влюбляется, он держит перед глазами образ любви, своего возлюбленного, вследствие чего не видит других образов и предметов. Не видя ничего иного, кроме одного образа, он прерывает свои связи с теми людьми, которых прежде видел и любил». Невозможно полюбить сразу всех людей, но постепенно это возможно. Сначала полюбишь одного, потом двоих, потом троих, и так круг твоего сердца будет расширяться, пока однажды ты не объединишься со всеми людьми и не станешь с ними одним целым. Учитель говорит: «Если человек сумеет установить сознательную связь со всем человечеством, он будет свободен. О таком человеке мы говорим, что он как человек завершил свою эволюцию». «Если Бог, Великий в мире, обращает на нас внимание, то не можем ли и мы, маленькие люди, обратить внимание хотя бы человек на десять и помочь им, как помогают нам? Занимайтесь главным стремлением своей души – её стремлением к любви. Пусть вас не останавливает то, какого мнения кто-либо о вас, но следите за тем, чтобы все ваши чувства были искренни. Стремитесь каждый день проявлять всё больше любви, чтобы любовь ваша расширялась и вмещала в вашем сердце и душе всё больше существ. Если ты любишь кого-то одного, это не любовь. Говоря о любви, я подразумеваю Бога, тот принцип, который работает в мире. Нужно дать проявиться в себе этому Великому Господу. И этот Дух одинаково деликатен со всеми. Иной говорит: «Я люблю отца и мать, люблю своих близких, люблю общество, люблю человечество». Этого мало. Человек Любви, Мудрости и Истины любит всё как одно целое. Если он не любит всего, то он не истинный человек. Если же любит всех, то он постоянно растёт и развивается». Любите не только своих друзей, любите всех и будьте готовы, как Бог, дать своё благословение всем существам. Так человек всё больше приближается к тому идеалу, суть которого – любить так, как любит Бог. Любовь стремится предоставить свободу каждому существу, чтобы оно проявилось так, как проявляется Бог. Если мы не любим Бога, то всегда будем относиться к двум людям по-разному. Бог есть Любовь, и мы должны быть любовью! Только всеобъемлющая любовь есть Божия Любовь. Нужно любить всех. Любовь включает благо всех существ. «Когда Божия Любовь озарит человека, он любит всех людей. Его связывает с их душами любовь. В Абсолютной реальности существует только одно отношение: любовь ко всему живому! Если вы проходите мимо источника или какого-то маленького растения, мимо какой-нибудь груши, остановитесь перед ними, рассмотрите то прекрасное, что скрыто в них где-то глубоко, и полюбите их. Когда вы проходите мимо цветка, приласкайте его, понюхайте, полейте водой и отойдите. Если увидите змею, медведя, волка, полюбите их ради того, что в них прекрасно! Встретив бедного человека или богатого, простого или образованного, полюбите их ради прекрасного, Божественного в них. Ничего не бойтесь. Перед любовью страх безоснователен. Красота любви заключается в том, что вас любят все существа, а не только одно!» Нужно радоваться всему живому вокруг нас. Это Учитель называет любвеобильностью. «Когда человек достигает этой фазы, он не ищет славы, он обращает внимание на самых малых существ, он всех любит, и ему приятно служить всем людям, всем животным, кому бы то ни было! Он видит всех как души!» «Да живёт Бог повсюду в мире, да будет Он всё и вся для нас – вот великая задача, существующая сейчас в мире». Обретя любовь, человек скажет: «Я знаю, что все люди друг другу братья». Знать это – значит видеть лицо Бога! Учитель говорит: «Кто однажды увидел лицо Бога, тот любит всех существ». Сказанное можно обобщить словами Учителя: «Первая связь – от Бога к нам. Вторая связь – от нас к Богу, то есть от создания к Богу. Третья связь – от человека к человеку. И четвёртая, самая возвышенная, – от Бога к Богу. При четвёртой связи человек видит Бога в лице других так же, как видит Его в себе». 1 1Ин 4:17 «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда»; Кол 3:14 «Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts