Jump to content

Первобытное коллективное сознание


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ПЕРВОБЫТНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

 

Каждая культура предоставляет человеческой душе условия, при которых она развивается. Эти условия созданы разумно, они приходят последовательно, планомерно, в них есть согласование, единство. Великий Божественный план осуществляется в жизни. Когда мы говорим о развитии жизни, мы подразумеваем пробуждение сознания. В этом случае жизнь рассматривается не с позиции отдельного существа, а с точки зрения этого плана Великого Разумного Начала.

 

Когда наступает весна, солнце начинает подниматься всё выше, становится теплее, день увеличивается. Нечто аналогичное происходит и в сознании, когда наступает новая культура. То, что происходит в природе, происходит и в человеке, в человеческой душе, в человеческом сознании.

 

Современная культура белой расы завершила свою задачу, выполнила своё предназначение. Её достижения, как и приобретения всех прошлых культур,– это богатство; они станут условиями для приближающейся новой культуры, признаки которой уже ощущаются.

 

Учитель благовествует сегодня об этой культуре всему человечеству. У неё есть своя программа, свои задачи. В сравнении с нынешней, это будет культура истинного братства. Её задачи Учитель определяет так:

 

«Сознательная жизнь придёт благодаря Любви. Светлая интеллигентность – по закону Мудрости. Сильная воля и свобода человечества – по закону Истины».

 

Учитель указывает тот путь, на котором будут реализованы эти задачи. Он говорит:

 

«Разумная Природа их реализовала, а мы их воспримем и осуществим».

 

Сегодня создаются условия для новой культуры. Мир готовится к её приходу. Царство Божие идёт, идёт непрерывно в течение всей вечности, как идёт весна.

 

Прежде чем остановиться более подробно на трёх основных принципах новой культуры: Любви, Мудрости и Истине, прольём свет на некоторые процессы развития сознания, чтобы ясно увидеть настоящее и очертить грядущее. Например, если мы сравним человека первобытного общества и современного человека, то обнаружим большое различие в их сознании. Различие заключается в трёх качествах: в широте; в ясности или пробуждённости; и в отношении к природе. Что касается широты, первобытный человек имел широкое сознание. Он считал единым целым всех членов группы или племени, к которому он принадлежал на основе кровного родства, а все остальные люди были вне круга его коллективного сознания.

 

Они были существами, чуждыми ему. Вот почему в первобытном обществе существовали племенная вражда и войны. Ощущение единства с членами племени было скорее бессознательным или полусознательным. Такое сознание называется племенным, групповым или первобытным коллективным сознанием. Сознание первобытного человека было неясным, туманным, оно не имело пробуждённости и ясности сознания современного человека.

 

Таким было, например, сознание человека лемурийской расы. Он не имел самосознания, не мог сказать о себе «я», считая себя частью племени, к которому принадлежал, теряясь, как капля в чаше воды.

 

В следующей, атлантической расе начинает появляться личное сознание. Оно характеризуется тем, что отношение к другим людям и окружающей среде определяется личным вкусом. Постепенное развитие личного сознания происходит за счёт коллективного подсознания или широты сознания, которая начинает уменьшаться. Установление специфических отношений предполагает появление некоторого внутреннего критерия. Так, в этой расе заметны начатки развития умственных способностей – первый проблеск ума, который вносит в сознание ясность и пробуждённость.

 

Из изложенного ясно, что два качества сознания – широта и ясность – развиваются в противоположных направлениях: широта уменьшается, но с её уменьшением усиливается ясность или пробуждённость сознания.

 

Степень сознания всегда отражается на экономической жизни племени или рода. Вот почему первобытное сознание шло рука об руку с коллективной собственностью.

 

Человек как индивидуальность был обезличен. Племенной дух охватывал всех членов племени и руководил ими как единым коллективом. Не могло возникнуть и вопроса о стремлении к индивидуальной свободе. У человека не было ощущения свободы, мечты о ней, не было восприятия свободы как драгоценнейшего дара человеческой души. Личной жизни, как нечто ярко выраженного, не существовало. Отдельный человек был так же обезличен, как обезличены клетки в организме или отдельные индивиды в муравейнике или улье.

 

Что касается третьего качества сознания, а именно отношения человека к природе, то для человека атлантической расы вся природа была одухотворённой, живой; духовная, внутренняя сторона природы для него была даже реальнее, чем внешняя, материальная сторона.

 

После атлантической1 началось развитие белой расы. Но остатки лемурийской и атлантической рас сохранились и поныне, впрочем, достаточно изменёнными. В качестве остатков лемурийской расы можно указать большую часть негритянских племён в Африке, в Австралии и на тихоокеанских островах, а остатки атлантической расы – это краснокожие жители Америки, туранская и монгольская расы в Азии.

 

1Значительная часть атлантической расы погибла при погружении континента Атлантида, который находился в нынешнем Атлантическом океане между Европой и Африкой с одной стороны и Америкой – с другой.– Прим. сост.

Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...