Первобытное коллективное сознание


Рассвет
 Share

Recommended Posts

ПЕРВОБЫТНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

 

Каждая культура предоставляет человеческой душе условия, при которых она развивается. Эти условия созданы разумно, они приходят последовательно, планомерно, в них есть согласование, единство. Великий Божественный план осуществляется в жизни. Когда мы говорим о развитии жизни, мы подразумеваем пробуждение сознания. В этом случае жизнь рассматривается не с позиции отдельного существа, а с точки зрения этого плана Великого Разумного Начала.

 

Когда наступает весна, солнце начинает подниматься всё выше, становится теплее, день увеличивается. Нечто аналогичное происходит и в сознании, когда наступает новая культура. То, что происходит в природе, происходит и в человеке, в человеческой душе, в человеческом сознании.

 

Современная культура белой расы завершила свою задачу, выполнила своё предназначение. Её достижения, как и приобретения всех прошлых культур,– это богатство; они станут условиями для приближающейся новой культуры, признаки которой уже ощущаются.

 

Учитель благовествует сегодня об этой культуре всему человечеству. У неё есть своя программа, свои задачи. В сравнении с нынешней, это будет культура истинного братства. Её задачи Учитель определяет так:

 

«Сознательная жизнь придёт благодаря Любви. Светлая интеллигентность – по закону Мудрости. Сильная воля и свобода человечества – по закону Истины».

 

Учитель указывает тот путь, на котором будут реализованы эти задачи. Он говорит:

 

«Разумная Природа их реализовала, а мы их воспримем и осуществим».

 

Сегодня создаются условия для новой культуры. Мир готовится к её приходу. Царство Божие идёт, идёт непрерывно в течение всей вечности, как идёт весна.

 

Прежде чем остановиться более подробно на трёх основных принципах новой культуры: Любви, Мудрости и Истине, прольём свет на некоторые процессы развития сознания, чтобы ясно увидеть настоящее и очертить грядущее. Например, если мы сравним человека первобытного общества и современного человека, то обнаружим большое различие в их сознании. Различие заключается в трёх качествах: в широте; в ясности или пробуждённости; и в отношении к природе. Что касается широты, первобытный человек имел широкое сознание. Он считал единым целым всех членов группы или племени, к которому он принадлежал на основе кровного родства, а все остальные люди были вне круга его коллективного сознания.

 

Они были существами, чуждыми ему. Вот почему в первобытном обществе существовали племенная вражда и войны. Ощущение единства с членами племени было скорее бессознательным или полусознательным. Такое сознание называется племенным, групповым или первобытным коллективным сознанием. Сознание первобытного человека было неясным, туманным, оно не имело пробуждённости и ясности сознания современного человека.

 

Таким было, например, сознание человека лемурийской расы. Он не имел самосознания, не мог сказать о себе «я», считая себя частью племени, к которому принадлежал, теряясь, как капля в чаше воды.

 

В следующей, атлантической расе начинает появляться личное сознание. Оно характеризуется тем, что отношение к другим людям и окружающей среде определяется личным вкусом. Постепенное развитие личного сознания происходит за счёт коллективного подсознания или широты сознания, которая начинает уменьшаться. Установление специфических отношений предполагает появление некоторого внутреннего критерия. Так, в этой расе заметны начатки развития умственных способностей – первый проблеск ума, который вносит в сознание ясность и пробуждённость.

 

Из изложенного ясно, что два качества сознания – широта и ясность – развиваются в противоположных направлениях: широта уменьшается, но с её уменьшением усиливается ясность или пробуждённость сознания.

 

Степень сознания всегда отражается на экономической жизни племени или рода. Вот почему первобытное сознание шло рука об руку с коллективной собственностью.

 

Человек как индивидуальность был обезличен. Племенной дух охватывал всех членов племени и руководил ими как единым коллективом. Не могло возникнуть и вопроса о стремлении к индивидуальной свободе. У человека не было ощущения свободы, мечты о ней, не было восприятия свободы как драгоценнейшего дара человеческой души. Личной жизни, как нечто ярко выраженного, не существовало. Отдельный человек был так же обезличен, как обезличены клетки в организме или отдельные индивиды в муравейнике или улье.

 

Что касается третьего качества сознания, а именно отношения человека к природе, то для человека атлантической расы вся природа была одухотворённой, живой; духовная, внутренняя сторона природы для него была даже реальнее, чем внешняя, материальная сторона.

 

После атлантической1 началось развитие белой расы. Но остатки лемурийской и атлантической рас сохранились и поныне, впрочем, достаточно изменёнными. В качестве остатков лемурийской расы можно указать большую часть негритянских племён в Африке, в Австралии и на тихоокеанских островах, а остатки атлантической расы – это краснокожие жители Америки, туранская и монгольская расы в Азии.

 

1Значительная часть атлантической расы погибла при погружении континента Атлантида, который находился в нынешнем Атлантическом океане между Европой и Африкой с одной стороны и Америкой – с другой.– Прим. сост.

Link to comment
Share on other sites

 Share