Elena Posted November 23, 2024 Report Share Posted November 23, 2024 Естественная среда 15 лекция Учителя для молодёжного оккультного класса седьмой год обучения 1927/1928 г. 18 декабря 1927 года София Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. Размышление. Тема эссе: «Причина ограничений». Все люди говорят о свободе, но вопреки этому ограничивают друг друга и каждый сам себя ограничивает. Видные люди, профессора, учителя, проповедники, выходя говорить, стесняются, чувствуют себя ограниченными. Должно пройти определённое время, пока они освободятся. Одна из причин ограничений и стеснения людей — страх. Каждый боится потерять то ценное, что несёт в себе. Генерал и полковник объезжают свои позиции во время сражения. Неприятель обстреливает их, гранаты и пули сыпятся рядом. «Как вы, господин генерал?»- спрашивает полковник. «Очень хорошо. А вы?» «И я очень хорошо». Оба очень хорошо, но их зубы стучат. Не легко двигаться под дождём из пуль и гранат. Каждое мгновение жизнь подвержена опасности. Не легко объезжать свои позиции во время боя и не думать о своей жизни. Представьте себе, что в этот моменте заставляю кого-то из вас спеть одну песню. Он сразу почувствует стеснение, ограничение. Не легко — гранаты летают по воздуху. На какой-то позиции прошипит граната, напугает вас. Страшны гранаты критиков. Начнёшь петь, возьмёшь неверный тон — сразу граната прилетит к тебе. Как петь в таком положении? Другой вопрос, если вы выходите петь в дружеской среде, где нет ни пуль, ни гранат. Пусть каждый из вас прочтёт первую главу Евангелия от Иоанна и остановит своё внимание на стихах от 6 до 14, которые устроены музыкально. Шестой стих такой: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн». Как видите, Слово передано в музыкальной форме. Это показывает, что любая речь может быть выражена музыкально — вместо того, чтобы говорить, поют. Это новый способ отношений между людьми. Разве опера не музыкальная речь? В какой гамме идёт разговор, неважно — может и в мажорной, может, и в минорной. Мажорная гамма более ограниченна, а у минорной — образы более богаты. Когда поёт, человек делает движения, как в опере. Пропойте первую фразу: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн» — с движениями. При этом вы должны знать, какое слово самое сильное, его поставить на первое место или поставить на него нужное ударение. Слова могут иметь степени, как и числа. Степени чисел представляют ступени человеческого развития. Например, числа 2, 22, 23 показывают фазы, через которые человек прошёл. Первоначально человек питался водой, поскольку двигался в водной среде, подобно рыбам. Постепенно он сгущал свою пищу, пока не дошёл до твёрдой пищи. Какую пищу употребляет человек, такой у него и характер. Как внешняя среда оказывает влияние на характер и развитие организмов, точно так же и пища влияет на всё. Рыба, например, живёт в воде, но в ней нет внутреннего тепла. Она хладнокровная, потому что у неё в организме больше электричества, чем магнетизма. В ней мало воды внутри. Некоторые люди похожи на рыб. Мысль их логическая, но холодная, мало воды в ней. Когда преобладают чувства, мысль человека тёплая, магнетическая. В пути своего развития человек перешёл из области чувств к мысли, то есть в умственный мир. Тот, для кого мысль становится необходимостью, живёт в умственном мире. Для него чтение, учение — такая пища, как хлеб. Как только он перестаёт читать и учиться, он ощущает большую потерю энергии, как при отлучении от хлеба. Лишить человека умственной пищи — значит обречь его на голод и страдания. Не таково положение тех, кто не дошёл до умственной жизни. Когда наестся, когда удовлетворит свою жажду, когда подышит чистым воздухом, он говорит: «Больше ничего мне не требуется. Достаточно услышать отсюда-оттуда, что произошло в мире — больше меня ничто не интересует». Кто интересуется развитием человека, всех живых существ, тот читает не только писаные книги, но читает по камням, по источникам, по листьям, по деревьям. Много книг в дикой природе, но человек должен открыть их, чтобы их понять. В будущем, когда люди будут пользоваться шестым чувством, они будут читать книги природы, их понимать и пользоваться ими. Чтобы коснуться жизни низших существ, каковы микробы, учёные пользуются микроскопами, увеличивают их в несколько тысяч раз и так их изучают. Однако это увеличение временно. Нельзя увеличить вещи искусственно, изменить естественные мерки, которые даны. Например, если человеческое лицо увеличить, человек становится некрасивым. Очень естественно. С увеличением размеров человеческого лица требуется увеличить размеры всех окружающих тел, даже на земле. Если этого не будет, появится определённая дисгармония, которая нарушает красоту в природе. Значит, размеры человеческого лица соответствует первичному плану Бытия. Если увеличите лица или уменьшите, вы встретитесь с иллюзиями жизни. Величина и тяжесть земли определят величину и тяжесть всех существ, которые живут на ней. Через свою мысль человек может увеличить и уменьшить свой вес. Достаточно думать только о земных вещах, чтобы увеличить свой вес. Когда он думает о возвышенных вещах, о небе, вес его уменьшается. Он становится лёгким, подвижным, едва ступит на землю. Изучая походку, движение человека, узнаете, материалист вы или идеалист. Материалист ступает тяжело, грубо, а идеалист — легко, едва касаясь земли. Но пока человек на земле, он не должен подниматься очень высоко. Вы скажете, кто летает высоко, тот человек бесстрашный. На земле нет абсолютно бесстрашных людей. Даже авиаторы, которые кажутся бесстрашными, находясь на большой высоте в пространстве, испытывают страх, чувство одиночества, отдаление от земли. Если они ощущают себя одиноко, то хотят вернуться назад. Это испытали многие писатели и поэты. Через мысль они поднимаются высоко в пространство и доходят до такой высоты, которую больше не могут выдержать и сразу спускаются на землю. Мыслью они достигают и до солнца, но и там не останавливаются. Нелегко жить человеку в среде, к которой он не приготовлен. Многие мечтают войти в общество благородных, учёных, возвышенных людей, но, попадая к ним, чувствуют себя одинокими, никто не обращает на них внимания, из-за чего они хотят вернуться к себе домой. Эта атмосфера для них не переносима. Оставив общество учёных, они возвращаются не пустыми. Им наполняют их сумки и говорят: «Идите на здоровье и расскажите близким, что видели и слышали среди нас». Когда человек входит в определённую среду, он должен быть к ней готов. Иначе он войдёт к учёным и возвышенным существам, но опять почувствует себя не удовлетворённым. Чтобы не отягощаться, человек должен найти свою естественную среду, которая помогает его развитию. Большое разнообразие в природе — причина существования различных сред. Сколько времени живёт человек среди учёных? Сколько времени святой может жить в пустыне? Когда святой проводит в пустыне определённое время, он испытывает большое напряжение и ищет способ освободиться от собранной в нём умственной энергии. Он спускается к людям, разговаривает с ними, делится приобретённым знанием и снова возвращается в пустыню, довольный и облегчённый. Никакой святой не остаётся в пустыне до конца жизни. Он должен вернуться к людям, передать им своё знание, чтобы обменяться с ними. Как получил он своё знание? Через созерцание, размышление и наблюдение. Он наблюдает растения и камни, берёт у них пример терпения и выносливости. Как ученики, вы должны изучать среду, в которой живёте, и знать, естественна она или искуственна, Божественная или человеческая. При этом, когда вы переходите из одной среды в другую, необходимо делать разумные связи с существами, обмениваться правильно: давать и брать. Только таким образом человек может быть доволен среди своих, дать им любовь и расположение от богатств, которые он носит в себе. Какую большую радость вы получаете от тех, кто ваш близкий, вы можете разговаривать с ними, есть вместе, после этого лечь спать. После работы идёт отдых. Поэтому природа создала сон, чтобы дать отдых своим детям. Пока они спят, она вычистит свой дом, как заботливая мать, обновит их и разбудит, чтобы продолжать свою работу. И кто хочет развиваться правильно, создавать в себе характер, должен найти свою естественную среду и своё естественное направление движения. Это направление слева или справа? Со всех сторон. Ветер дует со всех направлений и ты должен знать, как справиться с ним. Акробат, который ходит по верёвке, переживает внешние мучения, но вся сила в нём самом. Если есть внутреннее равновесие, он может справиться со всеми внешними мучениями. Это неприятели, которые нападают на человека со всех сторон. Если он справится со своими мучениями, он поднимется и спустится по верёвке беспрепятственно. Если не справится, упадёт с верёвки и все присутствующие будут смеяться. Придут противоречия справа и слева, придут противоречия в ум и в сердце, но никто тебе не поможет. Войдёшь в душу свою, возьмёшь прут и с ним сохранишь равновесие. Когда вы находитесь в больших противоречиях, которые атакуют вас со всех сторон, знайте, что вы находитесь в естественной среде своей жизни. Поскольку вы сильны в своей естественной среде, именно поэтому вас атакуют. Если выдержите, вам будут рукоплескать. В какой-то момент своей жизни человек обязательно пройдёт по верёвке. Некоторые только готовятся пройти по верёвке, другие на неё вскочили, а третьи в конце. Это неизбежный путь. Нет человека в мире, который может его избежать. Это вопрос только времени, раньше или позже. Следовательно, когда вы подходите к большим противоречиям, знайте, что пришёл момент вернуться к своим. И для святых приходит время оставить своё святилище, вернуться в мир, показать людям, как они живут. Людя рубят деревья в лесу, крошат камни — тогда святой вынужден оставить лес. Он говорит: «Лучше среди людей, чем среди деревьев». Люди жалуются на страдания и пытаются их избежать. Это невозможно. Что бы вы ни делали, вы пройдёте по тонкой верёвке. Храните равновесие ума и сердца и уповайте на свою душу. К вам может прийти сомнение, страх, ненависть, зависть — наклонитесь влево, а потом опять выправьтесь. К вам придёт гордость — наклонитесь вправо, а потом опять исправьтесь. Смотрите только вперёд, двигайтесь по законам своей души. Не отклоняйтесь налево или направо, по законам сердца или ума. Так что не спрашивайте, потому что придут противоречия, но вернитесь в естественную среду, в которую поставил вас Бог, там найдёте себя самого, высшее Я. Как только человек находит самого себя, он приобретает внутренний мир, становится господином себе самому. Помните: каждый человек акробат своей жизни. Неверующий он или верующий — это не важно. Есть что-то более высокое, чем безверие и вера, это Любовь, которая регулирует жизнь. Надежда и вера — это степени, фазы жизни, которые ведут к Любви. Под словом «Любовь» понимаем Божественное начало в человеке. Войдёшь в этот закуток, вот ты и дома. Пока ты не дошёл до Любви, ты среди камней, источников, среди людей — поэтов, философов, учёных и других. Какую поэзию читаешь, какую музыку слушаешь, на какую картину смотришь — ничто не приносит пользы. Это решение задачи человеческой души. Желаю всем вам идти вперёд, не отклоняясь вправо или влево, и вернуться в свой дом — в отечество вашей души. Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts