Перейти к содержанию

1927_03_20 Две стороны


Elena

Recommended Posts

 

 

Две стороны

 

 

25 лекция Молодёжного оккультного класса

6 год обучения

20 марта 1927 года

Воскресенье 19 часов

София Изгрев

 

ТОЛЬКО СВЕТЛЫЙ ПУТЬ МУДРОСТИ ВЕДЁТ К ИСТИНЕ. 

 

Размышление.

 

На следующий раз у вас есть одна задача: выберите одну звезду, назовите её имя. Какая звезда, в каком созвездии, какой величины I, II, III, до VI величины. Оставьте себе звезду по своему вдохновению, когда наблюдаете ясное небо. Увидим, кто на какую звезду попадёт. Затем наблюдайте, в какую фигуру вписана звезда, которую вы выбрали, с окружающими звёздами: в треугольник, квадрат или какую ещё они фигуру образуют. Они образуют известные фигуры, а эти фигуры есть центры определённых влияний. 

 

Можете ли сказать мне, о какой философский вопрос люди спотыкаются? Каждый человек решает один философский вопрос. Должен ли человек решить все философские вопросы? Например, если вас кто-то спрашивает: «Зачем человек живёт?», сколько тех, кто может дать ответ? Зачем человек живёт? Кто-то скажет: «Человек живёт, чтобы мучиться». Другой скажет: «Человек живёт, чтобы есть». «Человек живёт, чтобы учиться». Всевозможные ответы. Но какой ответ правильный? 

 

Сейчас вопрос, живёте ли вы. Можете ли доказать, что вы живёте? («Я мыслю, следовательно, существую»). Вы живёте, но живёте ли вы — это другой вопрос. Потому что и камень существует — но разве он живёт? Если человек живёт в том высоком смысле, который подразумевается, сознание в нём остаётся непрерывающимся. Никто не может лишить его сознания. Живёт тот человек, чьё сознание нельзя прервать. А не живёт тот, чьё сознание прерывается. Он только думает, что живёт, а, в сущности, не живёт. 

 

Изучайте те методы, которые природа вложила рядом с вами. Если вы хотите обладать знанием, которое основано на реальном фундаменте, необходимо пользоваться простыми методами природы. 

 

Сейчас кто-то скажет: «Я должен быть свободен». Оставим пока философскую сторону, что такое свобода — это глубокий вопрос. Когда свободен мой указательный палец? Пока держится за руку. В этой свободе есть ограничения. Можно сказать, что у этой свободы есть связь, внутренняя. 

 

В жизни есть два вида свободы. Мой палец может быть свободным от своей работы, чтобы не мучиться, но так он перестанет жить. Если я прикоснусь к огню, например, то палец почувствует боль. Эта боль, согласно физиологам, находится не в пальце, а в мозгу. Следовательно, если отрезать палец, он перестанет страдать. 

 

Что лучше для человека в мире теперь: быть свободным или быть ограниченным? Когда человек свободный, то это всегда подразумевает некоторые обязательства. Свободный человек что-то делает. Следовательно, свободный — в одном отношении, ограниченный — в другом отношении. Свободен, чтобы учиться, но будешь сидеть каждый вечер, будешь всё-таки ограничивать себя. 

 

Что подразумевают философы под словами «абсолютная» свобода? Имеет ли человек полную свободу, как о том говорят философы? («Существуют два мнения: одни отрицают свободу, другие её утверждают. Считается, что свобода человека зависит от условий. И, кроме того, есть фатализм»). Обе стороны правы. Есть свобода, нет свободы — это как вопрос о сфере: снаружи сфера выпуклая, а изнутри вогнутая. Одновременно и выпуклая, и заглублённая. Если два существа изучают сферу, один изнутри, а другой снаружи — какие мнения у них будут? 

 

У человека и есть свобода, и нет свободы. Когда нет свободы? Когда нечего делать. «С» — это закон перемен. Свобода подразумевает перемены, стремления в определённом направлении. Перемены разумного направления. Если движешься в том направлении, которое природа определила для тебя, прямым, правильным путём — ты свободен. Или, другими словами, ты постиг тот внутренний смысл, то знание, которое поставил себе человек. 

 

Если вы встретите себя через 10 тысяч лет, сможете ли себя узнать? Очень трудно человеку узнавать себя. Идёшь иной раз по дороге и чувствуешь, что будто падаешь вот прямо сейчас, как будто ты не хозяин себе, начинаешь терять свою мысль. В Софии есть одна врач — когда к ней в пути приходит такое состояние, она теряет веру, что может держаться на ногах, ложится прямо на дороге и лежит, пока не пройдёт это состояние и пока не вернётся к ней уверенность, что она может ходить. 

 

Как объяснить это? К примеру, такое состояние: человек теряет свою смелость. Один болгарский офицер в Бургасе, во времена доктора Мирковича, когда прочёл его «Новый свет», где так живо были описаны духи, вышел с саблей на поясе, а жена его охраняла. В нём обнаружился страх. От чего возник страх? Он носил саблю с собой, но всё равно ему стало страшно. Кого он боится? Духов. 

 

Я рассказывал вам такой случай: один из самых способных болгар, которого я знал, который говорил так, будто речь льётся из источника, вышел в Америке на амвон. В публике находилась женщина с чёрными глазами. Как посмотрела на него, он и забыл всё. Стоял, стоял и спустился. Всё потерял, ни слова не мог сказать. 

 

Самовоспитание — это значит, у вас есть задача. Самые трудные вопросы сейчас - это закон самовоспитания человеческой чувствительности. И действительно, хорошо человеку находиться в гармоничной среде, нет ничего лучше. Она нормально воздействует на его чувства, на его способности. Когда же он находится в дисгармоничной среде, то всегда может сойти со своих рельсов. В этом смысле мир решил вопрос практически. Там, где есть поэт или музыкант, его подбадривают. Говорят: «Очень хорошо написал». Прекрасно, когда есть подбадривание. 

 

Допустим, ты написал псалом, описываешь цветок. Прочёл его однажды, дважды, 5, 10 раз — читая, остался доволен. Большего критика, чем сам человек, нет. Если вы хотите знать, хорошо ли вышло, прочтите себе написанное, если вы довольны как критик, читайте и другим. Если же тебе не нравится, не жди, что другие его одобрят. Если же ты сам одобрил, напиши его 10-100 раз. Через тысячу лет все люди станут читать. 

 

Допустим, вы совершили ошибку и вас приговаривают к смерти. Вам оставлена только одна возможность, последнее условие свободы: сделать такое описание подснежника, чтобы всем людям оно понравилось. Если понравится, вам простят прегрешение. Если нет, вас повесят. Как написать, и знаете ли вы вообще, что такое поэзия! Самое меньшее, будете молиться десять раз в день. И я говорю: тот, кто решал бы вопрос так, сделал бы отличное описание. Я бы желал, чтобы вас немножко осудили к повешению, чтобы заставить вас писать хорошо. Человека, который хорошо пишет, не могут повесить. И того, кто говорит сладко, и его не могут. Вешают только тех, кто не умеет ни писать, ни говорить. Но и смерть, и она боится тех, кто умеет говорить. Она их душит, но они воскресают — не умирают. 

 

Допустим сейчас, что у вас есть три единицы разных категорий. Одна  — пшеничное зерно, вторая — заяц, третья — человек. 1пш. 1з. 1ч. Чем отличаются эти три единицы? («Своим сознанием, физически — формой, возможно»). Между первой и второй единицей, какая будет самая большая польза? («Пшеничное зерно»). А разве заяц не находится на более высокой ступени развития, неужели он не поможет? Что ж, он уже помог миру, всё разумное благо заяц уже принёс и всю светскую мудрость внёс. Где мир умён, он умён от страха. И наука, и всё написанное — это пишется от страха. Есть такой внутренний страх, который заставляет людей работать. Сейчас есть исключения, но я говорю о мире вообще. Есть люди, которые похожи на пшеничное зерно. Ну а человек, что он принёс в мир? Он принёс эту единицу. 

 

Напишите единицу, которая представляет собой жёлтую расу. Вторая единица — чёрная раса. Третья — красная. И четвёртая — белая. Чем отличается жёлтая раса? Жёлтая раса отличается своим объективным , предметным умом. Чёрная раса отличается своим воображением, развитыми чувствами. Красная раса — своей активностью: геометрия, математика. Белая раса отличается тем, что взвешивает вещи, на весах взвешивает, с тех пор как пришла, всё взвешивает — Солнце, звёзды. Белая раса — разумность. Жёлтые люди идейны. Восточные народы благорасположены, сидит такой под грушей целый день, и ему всё блаженство. Белый человек очень разумен, но идеи у него нет... Белая раса систематизировала качества жизни... Шестая раса, которая придёт, образует некий внутренний синтез. Разумеется, мы оставили лемурийскую расу. Если человек объективен — в нём есть нечто от жёлтой расы. Если в нём построено всё на чувствах, фантазии, воображении — он из чёрной расы. Если активен, воинствен — из красной. Белые, воинственные до сих пор, связаны с красной расой — воинственные люди выносливы. А белые всё взвешивают на весах, измеряют. 

 

Куда в человеке мы поместим жёлтую расу? Они крайне консервативны. Их можно назвать религиозными фанатиками. Всё это состояния, через которые прошёл человек, в одной из жизней человек желтеет. Все состояния, через которые он проходит, он делает это иногда сознательно, а иногда бессознательно. Вы не должны удивляться, что иногда попадаете в особые состояния, противоречия — это связано с вашим прошлым развитием. Это лишь одна фаза жизни. Иногда в вас зарождается желание кем-то овладеть, раскусить. Вы переживаете состояние льва, тигра, медведя, которые всё кусают. И удивляетесь — были таким кротким, а откуда сейчас это взялось? Значит, из того сознания, оно внутри. И когда речь идёт об очищении ваших мыслей и желаний, это от всех тех мыслей и желаний. Потому что и у волка есть хорошие черты, и у медведя, и у льва. Лев крайне признателен. Сделай льву добро — он тебя не забудет. Читали ли вы истории о признательности льва? Слон очень признателен. Некоторые черты глубокого психологического происхождения, не от животных даже, а ещё дальше уходят. В льве есть особое достоинство. Такая прекрасная черта: схватив свою жертву, он не гонит её больше. Он похож на турка — «от меня пусть уходит». 

 

На поле одного турецкого бея, который засеял это поле пшеницей, родилось так много сусликов, что они съели всю пшеницу. Поднимает этот бей двустволку — все суслики стоят прямо, подняв лапки вверх. «А, - говорит, - признаёте меня господином!», снимает ружьё и возвращается назад. 

 

Иногда маленькая ошибка в вашей жизни  — это такой суслик, поднимаешь двустволку и — «Прочь, прочь, пусть пройдёт это мимо!» Одна маленькая ошибка, одно зло похоже на одного суслика, который пришёл на твоё поле, и откуда он что узнаёт?!  Откуда у этих сусликов взялся навык подниматься и стоять столбиком? А как увидят тебя, быстро юркнут в дырочку. Я наблюдаю, у нас тут есть сверчки, они не скрываются. Когда приближаешься, он, как философ пятится задом, как молодая девушка, увидев старца, тут же кланяется ему. Суслик, он, когда ты приближаешься, поворачивается к тебе задом. А сверчок наоборот оказывает тебе почёт лицом. Хорошо. 

 

У людей есть такое же поведение, как у сусликов. Должен кто-то дать денег кому-то, разгневается, повернётся спиной, скажет: «И копейки тебе не дам». Спрашиваю этого человека: «А разве ты сам работал?» Нет, он суслик, если бы он поднялся на свои ноги, ему бы простилось. А другой, светлячок, поворачивается лицом, говорит: «Господин, подождите немножко, сейчас у меня нет ничего, но как только появится, я вам дам. Да ещё и спою вам немножко». Вопрос решается просто. В природе необходимо изучать характеры животных. Вы можете приобрести их навыки, исправить многие свои ошибки, при этом выработать много хороших черт. Всё животное царство и всё растительное царство не что иное, как человек, разложенный на свои части. Сознание человека разложено во всей природе, в растениях, в камнях, в животных, в рыбах, в реке, в воздухе — повсюду. Следовательно, изучать природу — это изучать состояние своей души. В этом философия, великое жизни. И это только для Земли, а когда начнёте изучать небо — то это для будущего. В этом смысле все науки имеют свою цену. Чтобы дать нам всё знание, которым они обладают — это коллективный труд всего человечества. Эти гениальные люди, которые стоят сзади, подталкивают всё человечество, и нынешняя наука для них. Не стремитесь изменить свой характер! Характер нужно очистить, облагородить. Если ты вспыльчив, будь вспыльчив, пусть так, но будь справедливо вспыльчив. А если мало проявляешься — пусть будет так, не старайся становиться вспыльчивым. Кто какой есть, пусть будет каждый на своём месте. Разнообразие — это красота жизни. Если же ты быстр в речи, и этого не изменяй, и это хорошо. Нужны и быстро говорливые. Или кто-то вообще не разговаривает. Он похож на некий забитый источник — мало воды в нём. У говорливого обильная вода. Ольга, почему смеёшься? («Ты сейчас сказал, чтобы я была такой, какая есть, и другой раз ругаешь меня за это»). В среду я ругал вас за то, что вы не такие, какие есть, а желаете стать другими. Результатом должно быть, что каждый окажется на своём месте. Если заяц примет человеческую форму, наденет цилиндр, рукавицы, станет ли он человеком? И когда заяц хочет скрыться, он вскакивает и бежит. Пусть в жизни всегда проявляются эти качества, они хороши. Если ты пуглив — хорошо, научись быть благоразумным. Если ты вспыльчив — работай. Вспыльчивым мне кажется конь, которому нужно сделать работу, не бей его, не надо. 

 

Мне рассказывали об одном коне в Варненском округе, его звали Колаксас. Это был конь Атанаса Черибашии в Николаевке. Он взял этого коня крайне слабым, но тот стал очень умным конём. Когда Черибашии нет в поле зрения, конь идёт медленно, спотыкается. Как только завидит Черибашию, как будто силы прибывают, припускает почти бегом. Спрашиваю сейчас. Что это такое, что заставляет его бежать, едва завидев Черибашию? Конь любит. Они оба любили друг друга. 

 

В мире есть один закон — Любовь всегда боготворит. Есть в истории египтяне, они боготворят Аписа, то есть быка. Любовь узнаётся по тому, что, если любишь кого-то, должен его боготворить. Если не боготворишь, твоя любовь неполная. Значит, если в тебе есть определённая идея и ты её не боготворишь, это не идея. Идею, которая есть основа твоей жизни, ты должен боготворить. Если человек может боготворить Аписа, змею, зайца — почему же не боготворит свою священную идею? Её должно боготворить. Когда любишь что-то, должен это боготворить. 

 

Если ты любишь, тебя любят. Вас не могут любить, пока вы не любите. Если мы любим Бога, мы считаем Его идеальным, потому что Он любит. Бог нас боготворит, всем жертвует ради нас. И если Он иногда нас наказывает... а Он нас и не наказывает. Он никого не возвращает с неправильного пути — Он хочет сделать нас такими, как Он Сам. У человека в мире есть великое предназначение. Идея Бога должна быть его священной идеей. Эта идея даёт мощь современной науке, всему в человеке. Это идея Бога. 

 

Итак, какими качествами отличается Любовь? Как вы определяете Любовь? Каждый из вас стыдится, если ему сказать, что он написал любовное письмо. Как вы должны начать любовное письмо? («Дорогие и любимые»). Любимый не может быть дорогим. («Бесценный»). Ни дорогой, ни бесценный. Очень трудно назвать того, кого любишь. Не можешь найти ему имени. Мы чувствуем, что, едва мы назовём его, идея понижается. Мы все сожалеем, что наши любовные письма не написаны так, как требуется. Всё несчастье в этом. И кряхтишь, кряхтишь, всё сожалеешь, а после стыдишься, что не написал письма так, как нужно. Но знаете, когда человек может написать самое красивое любовное письмо? Скажите мне, как по-вашему? Я касаюсь этого вопроса принципиально, я говорю о Любви так, как она есть в природе, как проявляется. Человек однажды дойдёт до того, что напишет любовное письмо. Когда подойдёте к Небесным вратам, прежде всего вам дадут бумагу, появится один ангел, даст тебе золотое перо, заставит тебя писать любовное письмо. Если напишешь — хорошо. Если не напишешь, тебя вернут назад. В этом вся истина. Найдёшь в раю кого-то, чтобы написать ему любовное письмо. Письмо прочитают в раю, одобрят его и скажут: «Впустите его, пусть живёт с нами». 

 

Будет очень хорошо, если организовать сейчас класс, сначала из трёх человек, и принимать туда только тех, кто может написать любовное письмо. Сейчас в этом классе я дам вам задание на аттестат зрелости: написать первое первое любовное письмо. Это будет экзамен на зрелость, после этого письма можно получить сразу маленький диплом. Если вам неловко его читать, не будем читать — в конверт, не открывая. И потом, когда мы прочтём его, не стыдитесь. Сейчас приготовьтесь к этому экзамену. Начните собирать материал. («К кому должно относиться письмо?») Сейчас вы готовьте письмо, материал. («А можно без объекта?») Напишете теперь любовное письмо. Сейчас представьте себе следующее в аллегорическом смысле. Представьте, что тот, кого вы любите, Провидение превратило его в подснежник. Напишите и пошлите письмо подснежнику. Он не может стать таким, как вы. Когда будете читать письмо подснежнику, он будет вас слушать, вздыхать. Вы будете радоваться, а подснежник вздыхать. Потому что вы можете писать кому-то, кто вас слушает, не делая никаких замечаний. Письмо любовное, когда читаете его кому-то, он не делает никаких замечаний, абсолютно никакой критики. Читайте его как евангелие. 

 

Я приводил вам уже этот пример. Один болгарский студент думал о самоубийстве в своём общежитии. «Думал, - говорит,- пожить ещё немножко». Лёг на кровать и думает, какую смерть выбрать. В это время слышит, как в соседней комнате кто-то поёт: «Где ты ни находишься, я всё время думаю о тебе». Как только он услышал эти слова, всякая мысль о самоубийстве исчезла. А это песня, обыкновенная песня. Этот закон верен: где ты ни есть на земле, куда ни отправляешься, падаешь, поднимаешься, совершаешь ошибки, есть Один, который всегда думает о нас. Это прекрасно. 

 

ТОЛЬКО СВЕТЛЫЙ ПУТЬ МУДРОСТИ ВЕДЁТ К ИСТИНЕ. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...