Перейти к содержанию

1926_11_07 Моисей и Христос


Elena

Recommended Posts

 

 

Моисей и Христос

 

Воскресная беседа Учителя

7 ноября 1926 года

София Изгрев

 

«Потому что, если бы верили в Моисея, то поверили бы и в меня, поскольку он обо мне писал». Иоанн 5:46

 

Есть определённые положения жизни, которые необходимо объяснить. Объяснение это тоже природный процесс, как рост и развитие, как ряд других процессов. Все предметы и все вещества, к которым мы движемся, становятся тем отчётливее, чем ближе мы подходим к ним. Чем больше мы отдаляемся от них, тем больше теряется чёткость. Объяснение вещей подразумевает внешнюю, материальную, видимую сторону. Этот процесс необходим для человека, поскольку сегодня, по различным внешним и внутренним причинам, он не может мыслить и чувствовать правильно, идеально. Выньте из него материальные вещи, и его духовная жизнь станет полностью непонятной. Представьте себе, что человек живёт в мире, в котором он не нуждается ни в желудке, ни в глазах, ушах, языке, он не совершает ни грехов, ни преступлений. Как думаете, что за состояние будет у этого человека? 

 

Часто современные люди задают следующий философский вопрос: «Не может ли мир быть создан другим способом?» Мир может быть создан тысячью способов, но вопрос в том, чтобы выбрать самый лучший способ и создавать мир им. Самый лучший способ, которым может быть создан мир, тот, который есть сегодня. Вы спрашиваете: «Разве не может человек иметь другую форму, а не ту, что у него сейчас?» Может. Но самая лучшая форма, в которой может человек проявиться сегодня, та, которую мы и знаем. Все формы, которые даны птицам, млекопитающим, растениям, всем живым существам вообще - самые лучшие, чтобы можно было проявляться в нынешних условиях жизни. Мы не можем судить о вещах только с нашей точки зрения. Почему? Потому что многие понимания и восприятия современных людей в разных вопросах поверхностны. Через сотни или тысячи лет люди поймут тесную связь, которая существует между жизнями всех существ. Если рассматривать вещи и отношения между ними только с внешней стороны, они выглядят разбросанными, независимыми друг от друга. Например, между растениями и людьми, как и между минералами и людьми, на первый взгляд, не заметно никакой связи, но такая связь существует. Придёт время, когда учёные будут проповедовать новое учение и новые теории. Они станут носителями новой, положительной Божественной науки. По этим новым теориям, учёные докажут, что атомы рождаются и умирают, как и люди, ионы рождаются и умирают, как и люди. Всё будет обосновано и доказано с математической точностью, точными формулами, которыми пользуется современная математика. 

 

Часто, когда говорю в своих беседах об учёных, многие думают, что я отрицаю их работу, что не признаю их и т.д. Кто так думает, тот не понял меня хорошо. По-моему, учёные представляют собой горные вершины различной высоты. И, как горные вершины, они собирают энергию живой природы - снегов, атмосферы, света, тепла, ветров - и посылают её в долины. Например, они посылают энергию снегов в потоки живой воды, которые поят долины и развивают вдоль рек различную культуру. Горы дают направление источникам. Следовательно, в умственном мире учёные представляют собой высокие горные вершины, откуда спускается Божественная энергия. Сами они не создают эту энергию, но собирают её, удерживают в себе, и, когда приходят благоприятные условия, она спускается вниз и поит долины. 

 

Мы не хотим освобождать мир от снега, как хотят некоторые люди, - освободить жизнь от всех противоречий и жить, как ангелы. Чудны эти люди! Были ли они с ангелами, чтобы знать, как они живут? Ангел живёт доброй, красивой жизнью, потому что он крайне разумное существо. Ангел обращает внимание на такие мелкие вещи, которые и самый чувствительный человек не может заметить. В этом отношении ангелы отличаются высокой культурой. Если вы поступите в ангельский университет, вы ничего не поймёте из их теорий. У них есть теории создания мира, духа и материи, разных миров и т.д. Их теории, однако, отличаются от наших. Иногда в ангельском университете касаются земной жизни и научно решают вопрос, почему грешат люди, почему они страдают, мучаются и т.д. Между всеми учёными я не встречал до сих пор ни одного такого, который бы объяснил истинные причины зла в мире. Однако есть образованные люди, которые ничего не писали об этом, но знают причины зла в мире и могут их объяснить. Тот, кто знает причины происхождения зла, может знать, как можно его исправить. Каждый врач, который в состоянии объяснить причины развития какой-либо болезни, знает, как её лечить. 

 

«Моисей писал обо мне». Моисей - это идея, представляющая видимое, материальное в мире. Он представляет всех современных учёных, взятых в целом, как и всех современных художников, музыкантов, писателей и поэтов. 

 

Христос сказал: «Если вы не верите всем вашим поэтам, художникам, музыкантам и учёным, которые описали всё своё знание в книгах, как поверите в Меня, который сейчас проповедует вам нечто новое?» Тем самым Христос хочет сказать, что все эти люди подготавливают путь Христа и, когда Он говорит с ними, они Его понимают. 

 

Кто-то говорит: «Я не верю в науку». О какой науке говорит этот человек? Если он понимает только внешнюю сторону официальной науки, он имеет право не верить. Об этой стороне науки Писание говорит: «Буква умерщвляет». Каждый, кто занимается этой наукой, испробовал, что она умерщвляет. Мы говорим о внутренней стороне науки, о положительной, Божественной науке, которая оживляет и воскрешает человека. 

 

Сегодня многие ученики более образованны, чем их учителя, и многие дети образованней авторов некоторых прекрасных стихотворений. Почему? Некий автор, к примеру, пишет прекрасное стихотворение и через какое-то время его забывает, а маленький ребёнок, который выучил это стихотворение наизусть, долгое время его помнит и может декламировать. У детей более сильная память и, когда они изучают что-либо, не забывают это так легко. Попросите видного поэта почитать свои стихи и увидите, помнит ли он то, что написал. Некоторые ученики с сильной памятью запоминают все формулы по математике и при случае поправляют своих учителей. В этом смысле говорю, что некоторые дети образованней своих учителей. 

 

Сегодняшнее знание механизировано, каждый может его приобрести. Истинное же знание то, что имеет приложение в целостной жизни, во внешнем и внутреннем, и оно может преобразовать человека. Если вопрос о механическом знании, тогда пластинки фонографа тоже могут казаться учёными. Если вы споёте песню перед микрофоном некоего фонографа, она отпечатается на его пластине во всех подробностях. И если вы пожелаете повторить, вы услышите всё безошибочно. Может ли один современный музыкант с первого слушании песни повторить её так, как граммофон? Сколько раз нужно повторить эту песню человеку со слабыми музыкальными способностями? По меньшей мере 5-6 раз, и всё равно песня может быть ещё не воспринята точно. 

 

Итак, Божественный принцип, который существует во всех людях, направляет их к одному общему закону. Учёные создают свои законы, гипотезы и теории не произвольно, но именно под влиянием того общего закона, который работает в них особенным, специальным путём. Например, один художник проходит через красивую местность, наблюдает виды и внимание его останавливается на одном из них, который он и отображает. Все восхищаются этой картиной, хвалят его, но разве он создатель оригинала? Нет, художник всего лишь копирует, а создатель оригинала где-то в другом месте. На том же основании мы говорим, что и учёный копирует малую часть того, что он мог увидеть и чему мог научиться. И поэтому современные теории нам кажутся неполными, недосказанными. Может ли художник своей кистью нарисовать всё, что существует или что он сам видел в природе? Он может проявить лишь маленькие подробности того, что он наблюдал. Современная фотография - больший художник, чем кисть: она замечает больше подробностей, потому что у неё есть специальные линзы, помогающие видеть. Большое искусство знать, как человек должен проявлять вещи. 

 

Говорю: все учёные - учителя человечества. Все люди со своей стороны - малые дети, которых Бог готовит через этих учителей. Каждый человек - малое дитя, пришедшее на землю учиться. Пока он дитя, то занимается детскими делами. Вы говорите: «Чтобы понять Истину, человек проходит через ряд заблуждений». Нет заблуждений, но есть фазы жизни. Куклы, лошадки, в которых играют дети, - это не заблуждения. Это реальность, уподобление. Ни лошадки, на которых скачут дети, ни кони, на которых ездят взрослые люди, не могут называться заблуждениями. Ребёнок разговаривает со своей лошадкой так, как разговаривает со своим отцом, когда ездит на нём вместо лошадки. В ангельском мире тоже есть кони, с которыми можно разговаривать так, как с самыми видными философами. Эти кони могут решать сложные математические задачи, как и многие современные учёные-математики. 

 

Многие из вас спросят: «Возможно ли всё это?» Когда говорю, что в ангельском мире конь может говорить, может решать сложные математические задачи, вам это кажется удивительным, и вы не можете ни понять это, ни воспринять, потому что представляете его форму, а не его субстанцию. Представьте себе двух великих художников, у одного из которых есть и кисти, и краски, и все инструменты в распоряжении, а другой вынужден рисовать пальцами. Спрашиваю: кто из двоих рисует лучше? Разумеется, тот, у кого в распоряжении все инструменты. 

 

Представьте себе также двух великих виртуозов-скрипачей, у одного из которых прекрасная скрипка Страдивари, а у другого обычная болгарская скрипочка, склеенная из двух досок и простого смычка. Кто будет играть лучше? Первый. Почему? Потому что у второго нет благоприятных условий проявить свой талант. Точно так же многие животные по своей разумности превышают людей,  но у них нет возможности проявить себя, они долго остаются запертыми в своей форме. 

 

Один учёный утверждает, что некоторые пауки могут думать, как люди. Этим утверждением он озадачил современных академиков. Из-за этого многие учёные во Франции начали верить, что пауки не только думают, но эта их способность сопровождена особыми техническими приспособлениями. Условия, в которых живут пауки, заставляют их думать. 

 

Если поместить человека в подземелье и он начнёт думать, потому что для него не будет ничего более прекрасного. Мы, современные люди, зарыты, находимся на дне океана, как сомы, а над нами сверху находится вода, есть и суша. Поэтому мы философствуем. Над этой сушей находится ещё одна суша, которую пашут ангелы, сеют свою пшеницу. Эта мысль передана в поэтической форме. Что такое пахота? Если ты пашешь, значит, ты разумен. Разумный и пашет, и сеет, поэтому он богат и сыт. Глупый и не пашет, и не сеет, поэтому он нищ и голоден. 

 

Христос говорит: «Если бы вы верили в Моисея, поверили бы и в меня, поскольку он писал обо мне». Современные люди не верят своим учёным, а учёные не верят друг другу. Они постоянно опровергают одни других: один учёный опровергает теорию другого и создаёт свою теорию; третий учёный опровергает теорию второго и т.д. Любая теория не отрицает старую, но дополняет её. Пусть дети учатся, мы не отрицаем их стремлений! Пусть учёные создают всё новые и новые теории, это необходимый путь развития науки. Пусть поэты, философы, музыканты и религиозные люди, дети учёных, поднимаются на высокие горные вершины, чтобы достичь самой высокой точки, пусть видят, что у науки есть и внутренняя сторона, скрытая от взглядов обычного человека. 

 

В каждом человеке есть нечто тайное, что не придумано им.

 

Современные люди ещё не в состоянии понять учёного, который посвятил 20-30 лет своей жизни труду, усилию и постоянству, чтобы обнаружить перед миром один факт живой природы. Вся наука построена на бесчисленном числе мелких фактов, маленьких драгоценных камней. Мы называем учёных «трудолюбивыми пчёлками». Что бы делал человек без этих трудолюбивых пчёлок? Нужно, чтобы были учёные, нужны в мире проповедники! Учёный не тот, кто переписывает вещи. Не тот учёный, кто только изучает сочинения известных авторов и переписывает их. Многие утверждают: «Учёные разрушат мир». Верна ли эта мысль? Не верна. Учиться, стремиться стать учёным - значит, питаться. Что тогда станет с человеком, если он не питается? Желудок его разрушится. Если простой человек хочет решить сложные проблемы жизни своим умом, он непременно навредит себе. Науку невозможно усвоить с одного маху. Для этого требуются многие годы, пока мозг человека научится упражняться и закалится в сложных задачах. Он должен воспитать себя и дисциплинировать, чтобы его могли занимать идеи, соответствующие его развитию. В этом отношении наука создаёт отличные, красивые идеи. При этом каждая наука должна найти применение в физическом мире. Только тогда она имеет смысл. 

 

Сейчас учёные изучают бактерий, которые приносят вред человечеству. Однако задача науки в том, чтобы изучать не только вредных микробов, но и тех, что улучшают жизнь. В природе есть такие микробы, которые улучшат организм человека, если всего пару их внести в него. В своей практике будущие врачи будут использовать благородное влияние этих микробов. Они знают, что туберкулёз - не что иное, как ослабление человеческого матрикса, из-за чего организм лишается необходимой для него энергии. Следовательно, если в организме такого человека окажется только пара таких микробов, они станут противотуберкулёзным серумом, который за 24 часа внесёт в больного оживление. Микробы вообще размножаются с магической быстротой, а попав в организм, доставляют ему необходимую прану. Они принимают прану внутрь и потом передают её человеческую организму. 

 

 

Вредные же микробы имеют другую природу, у них другой род вибраций, и, попав в тело человека, постепенно иссушают его. Они вносят в него особый род динамической силы, подобной электричеству, в виде маленьких ядер. Эти ядра, когда распространяются по всему организму, вызывают продырявливание, маленькие взрывы между тканями и кровеносными сосудами. Некоторые люди говорят: «Что-то мне плохо». Причина таких состояний именно в этих вредных микробах. 

 

Так, когда люди начинают становиться нервными, нужно знать, что неприятель вошёл в них со своими бомбами, со своим орудиями и ядрами и вызывает пробивание внутренними взрывами. Воины знают, что такое быть пробитым бомбой, что такое взрыв. Учёные запада и востока занимаются микробами, желают их включить в полезную работу. Придёт время, когда они преуспеют в этом, но это произойдёт не механическим способом, а способом, находящимся в полной гармонии с законами живой разумной природы.

 

Итак, верьте в Моисея и во всё то, что говорят учёные, потому что это даст вам импульс, толчок. Когда вы изучаете работу учёных, вы изучаете не только их книги, но связываетесь с самими учёными, с их умом и сердцем. Именно таким образом оказывают учёные воздействие на всех людей. Таким же образом, когда вы изучаете учение Христа, вы и входите в связь с Христом. Когда вы изучаете жизнь мучеников и пророков, вы связываетесь с ними самими. 

 

 

Сейчас в мире в каждом человеке есть внутренняя борьба, причины которой не буду объяснять, но скажу, что она результат двух великих состояний человеческой природы: одно состояние человеческое, другое - Божественное. Когда человеческое состояние берёт верх, человек начинает всё видеть с изнанки, в нём рождаются темнота и хаос, и вся природа переворачивается с ног на голову. О чём ни говоришь такому человеку: о поэзии, о музыке, об искусстве - ничто его не радует. Такой человек называется «пессимистом». Пессимизм вышел из хаоса жизни. Однако в природе есть один закон, который она строго соблюдает. В чём состоит этот закон? Природа не терпит ни неверующих, ни больных, ни глупых людей. Всех этих людей она осудила на смерть.  Она сотрёт все противоречия, которые производят вырождение человеческого рода. В соответствии с этим она оставит для будущего только оптимиста, человека веры, она предоставит будущее только человеку Любви, она даст будущее только человеку Мудрости, будущее будет только у человека Истины, будущее ожидает только человека Правды, будущее есть только у человека Добродетели. Все остальные люди осуждены на смерть. 

 

Некоторые спрашивают: «Что нам нужно делать сейчас?» Начинайте с Любви. «А потом?» Позовите Мудрость. «А потом?» Свяжитесь с Истиной. «Мы знаем всё это». Как вы это знаете? Как учёный, который демонстрировал перед своими учениками свойства цемента и поставил ногу в цементный раствор, так что едва-едва после вытащил её оттуда. Это неправильное преподавание. Чтобы показать свойства цемента, этот учитель не должен был ставить ногу в раствор цемента, а должен быть поставить какой-то неодушевленный предмет, доску, камень или что-то иное. Он хотел сделать преподавание наглядным. 

 

Не то же ли самое делают и современные люди? Они помещают свои головы в цементную кашу и не могут их оттуда вытащить. Они говорят: «Мы должны верить в старое». Да, верить в старое - значить засовывать свою голову в раствор цемента и не быть в состоянии её оттуда вытащить. Что за наука в этом? Под словом «наука» нужно понимать великую Истину, которая работает для общего блага человечества. Если такая наука проявляется в данном народе, она должна работать на благо своего народа. Если эта наука проявляется в религии, она должна работать на благо всего человечества. В каком бы направлении ни проявлялась данная наука, она должна одинаково работать для старых и для молодых. 

 

Сегодня около 20% населения Болгарии страдает от туберкулёза. У этих людей нет никакого будущего, поэтому им нужна наука. Вы говорите: «Давайте молиться Богу, чтобы им помочь, чтобы они излечились». Нет, этим людям нужна наука! Они должны провести с собой решительный опыт. В чём состоит этот опыт? Спрашиваю этих больных, из которых большая часть молодых людей: готовы ли посвятить свою жизнь на благо всего человечества? Они должны знать, что существует лекарство против туберкулёза. 

 

Встречаете больного, который не смеет сказать, что он больной. Он прикрывает своё состояние. Почему? Потому что современные люди привыкли экономить на Истине. Они говорят: «Такова жизнь, всегда необходимо подвинуть кого-нибудь, если хочешь пробить себе путь». Таким же образом поступают и учёные. Говорит такой учёный: «Я-таки обошёл одного конкурента, загнал его в угол, пусть знает меня!» Говорю: нетрудно загнать человека в угол. 

 

Например, отправляются два человека вместе в ресторан. Один из них рассчитывает на другого, надеется, что тот заплатит. Однако второй человек, залезает в свой карман и ничего там не находит. Друг его мгновенно смущается от этой ситуации и теряет своё доверие к нему. Каждый, кто смущается теми условиями, в которых оказался, и теряет доверие к своим близким, не очень образованный человек. Только тот человек может быть назван учёным, кто, заметив, что карман его друга пуст, сразу же возьмёт его за руку и спросит: «Друг, сколько тебе нужно? Мой кошелёк слушается только меня и никого другого». Так, когда человек нуждается в деньгах, он должен попросить, чтобы ему их дали, но сам залезать в чужие карманы не должен. Кто просит, тому дают. 

 

Христос сказал: «Если не верите своим учёным и в меня не поверите». Это относится и к нашим временам, к тем, кто работает в современной науке. 

 

Теперь расскажу вам одну маленькую байку из болгарской жизни, главный герой её дед Рашко Дизев. Вы скажете: «Ну что такого для нас этот дед Рашко Дизев? Что можно о нём рассказать?» 

 

Когда он был молод, он отправился на чужбину на заработки. Когда он провёл там несколько лет, то заработал достаточно денег и решил вернуться домой. По природе он был очень любознателен, любил видеть и понимать всё, что происходило вокруг него. Когда он возвращался домой, он проходил через лес и увидел, что человек десять турок что-то там копают. Он сошёл со своего пути, вошёл в лес, чтобы понять, что там делают эти люди. А люди эти были разбойники, они ходили на грабёж и принесли много краденых денег,  теперь искали место, где можно зарыть их, никто не знал, куда всё спрятать. Дед Рашко заинтересовался происходящим, ему было интересно, что там копают. Приблизился он к ним и заговорил по-турецки: 

  • Добрый вечер, что вы тут делаете? 
  • Скажем мы тебе, что тут делаем,- ответил главарь,- но твоя кровь останется тут. 
  • Не надо, за что? Какое зло я вам сделал?
  • Ты видел, где мы копали, и сдашь нас властям, нам не нужны живые свидетели наших дел. 

Задумался дед Рашко и говорит:

  • Храни меня Бог! Вот попал в ловушку! Слушайте, братья, у меня нет злых намерений, я честный человек. Возвращаюсь домой с чужбины - работал там, иду в своё село. Там меня ждут мать, отец, невеста. 
  • Нет, для нас всё это не проходит! Мы видим, что ты шпионил, чтобы отдать нас властям. 
  • Чудные дела! Что за напасть пришла мне в голову. Есть у меня и деньги, есть и дом, есть невеста. Откуда свалилось на меня вот это? Только полюбопытствовал, что делают там люди - и вот что получил! 

И начал он их умолять: 

  • Ради Бога, братья, молю вас, не губите меня! Может, когда-нибудь и я вам пригожусь. 
  • Хорошо, мы тебя не зарежем, но глаза тебе выколем. Ты видел место, где мы зарыли деньги. Пока у тебя есть глаза, ты сможешь найти это место и предать нас властям. 
  • Вот те на! Попал в другое горе! 

Именно таким способом многие современные люди находят на свою голову печали. Почему? Из любопытства, хотят увидеть, что там копают в лесу. И как избавился от своих печалей дед Рашко? Он сказал разбойникам: 

  • Послушайте! Я не желаю вам зла! Если отпустите меня, увидите, что и волос не упадёт с ваших голов. Я счастливчик. Готов ходить с вами 2-3 месяца, чтобы вы узнали меня и поняли, что я не плохой человек, что нет во мне никаких злых намерений против вас. 

Так был арестован дед Рашко на целых три месяца, пока его наконец не освободили. Долгое время после этого дед Рашко рассказывал знакомым и детям своим об этом опыте. Он говорил: «Целых три месяца ваш дед Рашко ходил вместе с разбойниками. Почему? Потому что удовлетворил своё любопытство, посмотрел что там за ямки делают эти люди в лесу».

 

Многие современные люди страдают от своего слепо-глухо-немого любопытства. Они хотят знать, что где делается. Зачем они этим интересуются? В лесу встречаются разбойники. Пусть разбойники копают своё, пройдите рядом с ними, не интересуйтесь их делами. Они не думают о вас плохо, но хотят спасти свою жизнь, и в этом желании они пожертвуют вашей. Современные люди находятся именно в такой фазе развития, когда один народ жертвует другим ради своего спасения. То же самое встречается и среди учёных: один учёный жертвует другим, чтобы спасти себя. Почему так происходит? Потому что личный эгоизм берёт верх в жизни человека. Большинство людей несчастны сейчас, потому что вышли из границ истинной жизни. И религиозная жизнь вышла из границ истинной жизни. Человек сегодня не знает себя. 

 

Например, один человек пожил некоторое время с каким-то добрым человеком и начинает считать, что и он так же добр. Это не доброта. Доброта человека испытывается отзывчивостью его сердца и его души к общим страданиям, которые его окружают. Отзывчивый человек, проходя мимо бедного, голодного человека, сразу ощутит его состояние и поможет ему. В другой раз пройдёт мимо крестьянина, который бьёт своего вола, и сразу войдёт в положение вола. Обратится к этому крестьянину и скажет ему: «Слушай, друг, этот вол твой. Если ты его будешь так истязать и нагружать, он завтра окажется непригоден к любой работе и ты потеряешь больше, чем твой вол. Разгрузи его немножко, и он сможет перевезти такой груз». Крестьянин поймёт его и смягчит немножко страдания своего вола. После этого он увидит, как охотник гонит зайца. Остановит его скажет: «Послушай, друг, сегодня ты убьёшь этого зайца, а завтра умрёт твой ребёнок». Тот задумается и оставит зайца на свободе, не станет его преследовать дальше. Этот человек понимает язык животных и даже насекомых. Видит паука, который поймал в свою паутину муху, и говорит ему: «Оставь муху на свободе, не ешь её, стань вегетарианцем!» Если паук поймёт его, сразу подчинится, оборвёт нить, держащую муху, и освободит её. Если не поймёт, ответит: «А что мне делать? Я хочу есть. Столько времени поджидаю хоть какую-то пищу, чтобы попалась в мою сеть». «Ничего, оставь муху, я дам тебе нужную пищу». Если и при этом паук не подчинится, он порвёт паутину своей палочкой и освободит муху. 

 

Говорю: только так можно испытать отзывчивость человеческой души. Человек должен быть чувствителен, отзывчив и сострадателен к несчастьям окружающих. Именно в таком духе нужно воспитывать молодое поколение. Недостаточно лишь выслушать кого-то, но нужно вслушаться в него, войти в его положение и понять, почему он страдает. Если поймёшь это, сможешь помочь ему. Об этом скажу: «Меньше говори, больше молчи; меньше тревожься, больше думай!» В поддержку этих слов приведу пословицу, которую употребляют турки: «Как только пришёл куда, завязывай там верёвку!» Это отличная философия. Современные люди много тревожатся. Они хотят приобрести много знаний, закончить четыре факультета. Чтобы закончить четыре факультета, человеку нужно жить 999 лет. Зачем ему такая долгая жизнь? Чтобы он мог приложить то знание, которое он приобрёл на этих четырёх факультетах. 

 

А что мы видим сегодня в жизни? Один человек закончил только что факультет математики и тут же записывается на другой факультет. Такая наука, приобретённая с огромной скоростью, ничего не принесёт человеку. Наука имеет смысл, когда может быть использована и приложена в целостной жизни человека. Человек должен постоянно освежать свои знания. Многие из современных людей, приобретая высшее образование, одновременно развивают одну плохую черту в своём характере. Они начинают смотреть на всё остальные дела, как на унизительные. Некоторые говорят: «Я закончил университет, не могу теперь работать на поле, я не способен к этой работе». Удивительное что-то! Пока он не окончил университета, эта работа ему подходила, а сейчас, став учёным, он считает, что она не достойна его. А именно сейчас, став учёным, он и должен работать на поле. Запрячь современный плуг с электричеством, взять в руки книгу, подняться на этот плуг и одновременно читать и пахать землю. 

 

Многие религиозные люди рассуждают как эти современные учёные. Они говорят: «Мы должны молиться Богу, мы не можем работать на поле». Что мешает людям религиозным подняться на современный плуг, помолиться Богу, возблагодарить Его за то, что Он освободил человека от тяжкого труда, от истощения сил? Одновременно молиться и пахать землю? Кто сказал, что человек может молиться только в церкви или у себя дома? Что такое молитва? Молитва - это общение с Богом. Когда окажешься в каком-либо противоречии, скажи: «Господи, дай мне немножко Твоей Мудрости и Света, Твоей Любви и тепла, чтобы я мог продолжать свою жизнь, чтобы завершить ту работу, которую Ты определил для меня». Сегодня люди спорят, теоретизируют, кто на правильной стороне, а кто на неправильной стороне жизни. Все люди и на правильной, и на неправильной стороне. 

 

Расскажу вам одну мистическую историю, которая датируется временем Соломона. В ней рассказывается об одном великом адепте, жившем в то время в пустыне. Его звали Шамат-Вен-Энсаф. В одном из своих прошлых существований он совершил некое преступление, за которое его Учитель наказал его следующим способом: он послал его на землю провести жизнь в больших мучениях и питаться только пылью. Однажды приходит к нему бедняк и спрашивает его: «Как вижу, ты человек достоинства и знания. Почему ты не ешь хотя бы плоды, но питаешься исключительно прахом?» «В этом состоит моё большое несчастье. У меня всё есть, но вопреки этому, мне не позволено питаться ничем иным, кроме пыли». Вы спросите: «А чем же должны питаться мы, современные люди, мясной или растительной пищей?» Говорю: в пище, особенно в мясной, происходит множество извержений микроорганизмов, которые в ней развиваются. Большая часть мяса наполнена такими извержениями. Не было случая, чтобы святой или адепт ел мясо и не запятнался. Эти извержения есть и у растений, и в плодах, но в минимальном количестве в сравнении с тем, что есть в мясе. 

 

Большинство святых и адептов питались плодами, они умели доставать из них питательные соки. Все существа, завершившие своё развитие, употребляют пищу даже более эфирную, чем плоды. Это делает их бессмертными. 

 

До того как есть от дерева познания добра и зла, Ева была бессмертна, а после этого стала смертной. Еда внесла в жизнь смерть, но каким образом? Через извержения, которые выделяют микробы. После всего этого учёные утверждают, что мясо содержало важные питательные элементы для организма человека. Верно, мясо содержит питательные элементы для организма, но эти учёные ещё не сказали всей истины по этому вопросу. Они не говорят о нечистотах, о большом количестве извержений, которые выделяют микробы в разную пищу. Некоторые уверены: «Это всё вещи маловажные». Это не маловажные вещи. Извержение только одного микроба в состоянии умертвить и самого большого силача. Это сильнейший яд. Если человек хочет жить чистой и доброй жизнью, он должен оставить поедание мяса по глубокому внутреннему убеждению о вреде этой пищи и по моральному убеждению не отнимать жизнь, которую сам не можешь создать. 

 

 

 Сейчас вернёмся к адепту, которому было сказано Учителем, что к нему в пустыню придёт беднейший человек в мире, который скажет ему что-то, что тот должен будет исполнить. И воистину, однажды этот нищий приходит к адепту, который отводит его в свой сад и предлагает взять оттуда те плоды, какие тот только пожелает. Нищий спрашивает его: «Ешь ли ты сам эти плоды?» Адепт со вздохом ответил ему, что есть эти плоды ему запрещено. Нищий отвечает: «Если ты оставишь этот сад , как и всё своё богатство в моём распоряжении, я научу тебя, как есть эти фрукты». Адепт обрадовался, что наконец обнаружил своего наследника в этом нищем. 

 

То же самое происходит и с современными людьми. У них в распоряжении есть всё, а они при этом умирают. Где ваши дедушка и бабушка, где ваши матери и отцы? Кто бывал на том свете и вернулся оттуда? Есть ли в вас сознание того мира? Тот мир не материальный, а духовный. Я спрашиваю: был ли ледяной снежок, который мы держим в руке, наверху, в пространстве? Не был, но он может туда отправиться. Как? Только одним образом: превратившись в пар. Если поместить его над огнём, он сначала превратится в жидкость, а потом в пар. В этом смысле каждый материалист представляет из себя такой ледяной снежок, шар, который, если не превратиться сначала в жидкость, а потом в пар, не сможет отправиться на небо. Пар подразумевает жизнь чистых существ из мира, где работают высшие силы. 

 

 

Многие современные люди говорят: «Мы хотим стать паром». Хотите, не хотите - превратитесь в пар. В Писании говорится: «Плоть и кровь не наследуют Царствия Божия». В людях присутствует страх не потерять эту свою жизнь. Однако есть великий закон, изгоняющий прочь любой страх. Это закон Любви, который контролирует наше тело. Однажды, когда мы станем хозяевами своего тела, мы узнаем все свои клетки, и они нас узнают и будут служить нам. Современные люди анархисты: они измучивают клетки своих лёгких, своего желудка, ума, сердца - всего тела. Эти клетки - живые душечки, которые когда-нибудь образуют организм великого братства, в котором и вы будете жить в любви с ними. Они могут входить и выходить из этого организма, когда пожелают. Организм такого человека будет совершенным и подчинится его уму, его сердцу, его душе и его духу. Такой человек сможет быть назван разумным, он понимает науку, как требуется. 

 

Спрашиваю: какая наука требуется от людей сегодня? Такая, которая контролирует все члены в человеческом организме и подчиняет их Божественному в человеке. С этой наукой человек может отделить свою руку от плеча или ногу от тела, послать их погулять и потом вернуться на своё место. Взять одно колесо в автомобиле и заменить его другим - вот наука! Пока наука не дойдёт до этого состояния, она не сможет считаться истинной, положительной наукой. 

 

Современный человек должен настроить свой ум, сердце и волю на постижение этой науки. Только такой человек сможет быть назван волевым. Если он не стремится постичь эту науку, любое другое проявление нашей воли становится своеволием. Кто-то говорит: «Я человек учёный». А можешь ты отделить свою руку от плеча и после опять поставить её на место? Ты отвечаешь: «Я не понимаю таких вещей». Ты не понимаешь их, потому что эти опыты отделения руки или ноги имеют переносное значение. Например, некий человек соблазнился кошельком богача. Что нужно сделать? Отстегнуть ему свою руку, отправить её на прогулку, а когда она вернётся, снова присоединить. Таким образом можно избежать искушения. Это означает: ни глаз не видит кошелька, ни рука не залезает в него. Человек остаётся слепым и искалеченным перед этим соблазном. Так он научается не только не брать, но, напротив,  давать. Кто не научился давать, тот не научился великой науке жизни. Отделять руку или ногу от тела - это научиться давать. 

 

 

Вы скажете: «Это всё заблуждения». Наша цель не заблуждать людей, а привести их на Божий путь. Сегодня люди на земле связаны и должны любить друг друга, потому что и Бог их любит. Бог любит людей, поскольку таковы функции его организма. Вы спрашиваете: «Может ли Бог любить нас, таких грешников, какими мы сейчас являемся, и приходить к нам? Каждый может освободиться от греха. Когда? Когда научится отделять руку и ногу от своего тела. Может ли человек без руки и без ноги совершить преступление? Не может. 

 

 

Когда один человек отправляется убивать кого-то, а после этого решает в себе не убивать его, разве рука этого человека не отделена тогда от его тела? Отделена. Когда человек отправляется в кассу богача, чтобы украсть оттуда, но сразу же отказывается от своего желания, разве этот человек не отделил свою ногу от тела? Отделил. Не воспринимайте вещи в их буквальном смысле, но рассматривайте их, как символ. 

 

По своей природе болгарин символист. Он редко передаёт свою мысль прямо, буквально, но чаще аллегорично. Например, болгары часто употребляют в языке такие образы: «этот человек любит стаканчик»,  «луковая я голова», «бегу, как стрела», «человек-молния», «человек-ангел», «душа-человек», «полтора человека». Спрашиваю: может ли у человека быть луковая голова, может ли он быть молнией, стрелой, может ли он быть ангелом, душой, может ли быть полтора человека? Болгарин понимает, что самые важные числа дробные. Этим он хочет сказать, что быть человеку добрым - это быть человеком и половиной, нужно понимать рациональные числа и правильно их делить. Дроби подразумевают закон давания. Где есть дроби, там есть добро. Кто знает дроби, тот умеет делиться, кто не знает дробей, тот не делится. И поэтому, когда болгарин говорит о ком-то, что тот полтора человека, то он имеет в виду человека щедрого, образованного, который умеет давать. Когда о ком-то говорят, что этот человек единица, это значит, что у этого человека нет дроби. Кто хочет получить что-то, пусть идёт к тому человеку, о котором говорят «полтора человека». Он умеет давать. Человек и половинка умеет давать, поэтому ищите его. Не ищите целого человека, единицу, он не умеет давать. Так понимают между собой вещи болгары. 

 

То, что препятствует сегодня болгарам, это их погружение в материю. Но в них есть сильнейшее желание освободиться от материализма. Отличительная черта болгарина - его подозрительность, мнительность, которые препятствуют его развитию. Если он однажды поймает тебя на лжи, то больше не поверит тебе, даже если ты станешь святым. Поэтому у болгар существует поговорка: «Из-за нашего Ивана ненавижу и святого Ивана». Эта пословица указывает на одну психологическую черту, которая глубоко проникла в болгарский быт. 

 

Люди нового учения, новых идей в мире должны стремиться к Истине, откуда бы она ни шла. Сегодняшняя научная истина завтра станет реальной истиной, уже приложенной в жизни. Наука, которая развивается сегодня, в будущем примерится в жизни, поэтому люди должны готовиться к тому, чтобы пользоваться её методами, её способами. Это зависит от веры людей. Каждый человек должен иметь абсолютную, положительную веру, которая строится только из опыта души. Эта вера подразумевает знание. Истинное знание вложено в человеческую душу. Вы спросите: «Как приходит это знание?» через чистоту. Если человек чист, придёт и знание. А если приходит знание, человеку не нужно думать, что он уже приобрёл всё. Если кто-то впадает в заблуждение, что он приобрёл всё, что ему нужно, он окажется в положении электрической лампы, которая считает, что свет выходит из неё, что она может располагать светом, когда и где пожелает. А в сущности, разве это так? Электрическая лампочка светит только тогда, когда она соединена с проводами, которые переносят энергию. Прекратится поступление энергии - исчезнет и свет. 

 

Таким образом, когда кто-то говорит, что у него есть внутри всё необходимое, он подразумевает: Бог живёт в нём, и Он живёт в Боге, люди живут в Нём , а Он живёт во всех людях. Значит, когда говорят, что всё есть в нас, то имеют в виду жизнь целого, которая выражена всеми живыми существами. Когда я говорю, что я могу сделать всё, то подразумеваю, что я и всё люди, с которыми мы живём в Боге, своими познаниями можем сделать всё. Следовательно, всё бытие выражается совокупностью малых дел. Если мы зажигаем только одну свечу, в невидимом мире она становится причиной сотворения многого, потому что изобилие всегда рождается из малого. В этом отношении человек представляет собой маленькую свечу, которая, соединяясь со многими свечами, совершает очень важную работу. 

 

«Потому что, если бы поверили в Моисея, поверили бы и в меня, поскольку он писал обо мне». Говорю: современный христианский мир должен верить в Христа! Они должны испытать Христово учение, должны приложить закон жертвы в его положительной части, а не в его отрицательной части, что делали до сих пор. 

 

Недостаточно человеку сказать, что он христианин. Истинный христианин всегда применяет Христово учение повсюду в своей жизни. Он должен применять закон жертвы, закон милосердия и никого ни судить, ни осуждать. Христос сказал: «Не судите, и не судимы будете!» Ум, сердце и душа христианина должны быть отправлены ко всем людям, а не только к одному. Обширная любовь должна заполнять его душу! Таким должно быть стремление, идеал каждого христианина. Поэтому Христос говорит: «Идите проповедуйте по всему свету!» Кто проповедует другим и учит их, тот будет спасён. Многие христиане спрашивают: «Верите ли вы в триединого Бога?» Они проповедуют, что Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух.

 

Отец есть эмблема Мудрости. Он Тот сильный в мире, который защищает всех существ.  

 

Сын есть Истина. Сын есть Христос. Верить в Христа, значит обретать свободу. Сегодня все люди, все народы ищут свободу. Кто ищет свободу, тот любит Христа. Правы ли люди, когда ищут свободу? Что такое свобода? То, что включает права всех людей и учит их жить между собой по-братски, мы называем свободой. Учитель, ученик, врач, священник, чиновник - пусть все находятся на своих местах, но все единодушно желают решить экономический вопрос. Этот вопрос можно решить только тогда, когда люди начнут работать мало, а получать много, когда плодородие будет богатым, а блага будут справедливо распределяться между всеми людьми. 

 

Дух - это Любовь. В Писании сказано, «Плод духа - Любовь». 

Большинство современных людей живет по законам Моисея. Пора уже приложить Христово учение, чтобы жить по закону Любви. Мужчина и женщина должны решать этот вопрос индивидуально, каждый сам для себя, а потом все вместе решать этот вопрос для страны. Любовь должна быть поставлена на такую высоту, на которую поставлена Божья держава - Царство Божие. В этой державе должны царить абсолютно Истина и Правда, чтобы все её подданные были равноправны. Каждый гражданин должен иметь свободу, чтобы проявлять те способности и дары, которые в него вложил Бог. Каждый гражданин должен быть идеальным человеком, чтобы создать и идеальную страну. Пусть каждый человек ищет вину за неурядицы мира в себе самом, чтобы он сам и мог их исправить. Если он будет поступать так, он станет идеальным человеком. Есть в мире идеальные люди! 

 

Спрашиваю: Что за цель преследовал Христос своим приходом на землю? «Он хотел водворить Царство Божие на земле». Достиг ли Христос своей цели? Время покажет. Некоторые утверждают: «Всё, что сказали пророки, сбылось». Однажды то же самое скажут и о Христе. Его учение о любви. Когда Любовь придёт в мир, всё исправится. Если вы говорите с Любовью, искренне и чистосердечно с очень плохим человеком, он поймёт вас и полюбит. Современные люди умны, трезвы: если вы затрагиваете их интересы, они закрываются перед вами, а если вы ведёте себя с ними по-братски, они открываются и делятся с вами своими мыслями и чувствами. Сегодня учёные готовят путь для прихода Царствия Божия на землю. И все люди работники на этом пути. Много на нём нужно работников! Тысячи и миллионы людей должны объединиться в одну общую идею, чтобы из всех исчезла корысть, взаимное мучительство, но чтобы создались истинные отношения братства, семьи, основанные на Любви. Если получится это, Царствие Божье придёт на землю. Вы скажете: «Всё это относится к далёкому будущему». Нет, мы уже в преддверии Царствия Божьего. Христос уже пришёл в мир! Весь мир окружён миллионами воинов невидимого мира. И Болгария особенно окружена заслоном из 500 миллионов таких воинов. По сколько воинов приходится на каждого болгарина? Эти существа, идущие из невидимого мира, разумны, они ходят восстановить мир и порядок, Правду и законность. Они говорят современным людям: «Судите праведно! Есть правда в мире!» Правда заставит всех людей жить чистой и святой жизнью. Она покажет им, что никто не имеет права отнимать ни сына, ни дочь, ни мужа, ни жену кого бы то ни было. Должны ли быть на свете беспризорные сыновья? Должны ли быть вдовы и сироты в мире? Должны ли быть несчастные на свете? 

 

Спрашиваю болгар: «Разве не должно болгарское сердце забиться, чтобы показать, что есть гармония, порядок, есть Истина и свобода, есть Правда и законность в мире?» Время пришло болгарским сердцам трепетать обо всех страждущих, обо всех вдовах и сиротах. Вы скажете: «Добр Господь, Он позаботится обо всём». Добр Господь, но и болгары должны быть добрыми. Не только один человек должен быть добр, но все люди должны быть добры. 

 

Говорю: не пройдёт и десяти лет, и мои слова сбудутся. И учёные скажут, что в продолжение десяти лет в мире произойдут большие преобразования. Старое исчезнет, появится что-то новое на сцене: и в религии, и в науке, и в общественной жизни. Все люди начнут мыслить по-новому. Тогда между европейскими государствами возникнуть здоровые связи, которые будут основаны на новой, современной конфедерации: сообщение между государствами станет свободным, без паспортов, без ограничений. Сейчас, когда отправляешься из одной страны в другую, в десяти местах тебя проверят, не несёшь ли ты чего-то, не устраиваешь ли некий заговор. Если у тебя длинные волосы, то сочтут тебя анархистом или коммунистом. Когда вы слышите, что я так говорю, то кто-то скажет: «Этот человек говорит так, потому что за ним есть нечто другое». Да, за мной есть нечто, но что? За мной стоит Господь, за мной находится Истина, за мной стоят ангелы, за мной стоят все добрые люди. Вы часто говорите: «Пришёл один человек, который запутал свой народ». Никто не может запутать человека, каждый сам себя запутывает. Никто не может ввести в заблуждение целый народ. Этого никогда не было в истории человечества и никогда не будет! Человек должен верить в Христа и в Христово учение, оно Божественно, то есть это учение Бога. Бог хочет поднять всех людей и освободить их от их страданий. Что принесли в мир Моисей и Будда? И они, как Христос, принесли Божественное учение. И тогда верьте в Божественное, считайтесь со всеми людьми. Смотрите на всех с уважением и почтением. Если человек стражник, охранник или кто бы он ни был, уважайте его за Божественное в нём. Если вы встретите, к примеру, какого-либо стражника, который плохо исполняет свою службу, скажите ему тихо, мягко: «Братец, ты занимаешь высокий пост. Будь внимателен, чтобы не стать причиной и повязать человека, который не заслуживает этого!» Банкиру, берущему высокие проценты, скажите: «Брат, не бери так безразборно столь большие проценты! Делай различие между бедными и богатыми». Это, однако, не просто чисто идейное, но на данный момент это исходный путь для человечества. Только таким образом могут создаться дружеские, братские отношения между людьми. 

 

Главная задача людей - приобрести знания, чтобы они стали учеными, чтобы могли отделять свои ноги и руки от тела и наконец узнать способ, которым они смогут вносить в свой организм такие микробы, которые принесут новые силы, новую жизнь. 

 

Говорю: всем важно верить в Христа! 

 

Книга «Сила и жизнь», 9 серия (1926-1927) том 1, София, 1929. 12 бесед от 10 октября до 26 декабря 1926 года. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...