Elena Опубликовано 17 июня, 2023 Жалоба Share Опубликовано 17 июня, 2023 Новые типы Тридцать вторая лекция молодёжного оккультного класса пятый год обучения 27 июня 1926 года Воскресенье в 19 часов София Изгрев 20 июня 1926 года лекции не было. Верен, истинен, чист и благ всегда будь! Размышление Желаю всем вам извлечь основные принципы или положения, о которых мы говорили целый год. Это будет вашей задачей на каникулах - основная мысль всех лекций, а потом - присутствует ли что-либо в этих принципах, что может быть приложено. Сделайте выводы. Сейчас временно мы приостановим лекции, чтобы началось приложение того, о чём говорилось. Для пояснения предположим - есть маленькая река, в которой живёт одна разумная рыбка, каковы будут её взгляды? Договоримся, что между параллельными прямыми В и С ширина сто метров, каким будет понимание этой рыбки о внешнем мире? Она плавает от одного берега к другому и назад. Сейчас вы можете рассмотреть оккультную науку, всё, о чём я говорил, как эта рыбку между двумя берегами. Кто-то скажет: «Мы же отрекаемся от себя». Отречься от себя - значит, выйти из воды вон. Но если она вылезет из воды, не научившись основному закону жизни, что её ожидает? Страдание. Страдание - это импульс, подталкивающий сознание, пробуждающий сознание. Страдание - это Божественная боль, укол стимула, пробуждающий все спящие существа. Если вы всмотритесь, увидите - сознание ваше наполнено такими посторонними образами, которые его сковывают. Например, вы почёсываете свою голову и говорите: «Вот закончу школу, закончу университет... - и тут же,- буду министром... - а затем,- будет у меня автомобиль...» Да ты сначала закончи намеченное, ну станешь министром, будет у тебя автомобиль, красивые вещи, но что из того? Какой в этом смысл? Сеешь растение, оно прорастает, видишь - цветёт, а плод не завязывается. В человеческой жизни есть плод. Что является первым плодом человеческой жизни? («Одна добродетель»). Какая добродетель первая? («Послушание!») Эээ, оно, послушание, потом приходит. Кто-то из вас говорит: «Я не очень способен». Что он имеет в виду? А волк способен? Волка называют «нехрано» [прим. переводчика: «тот, кто не ест»] - он душит овцу. Но уверяет - овца была кроткой, я её просто прижал, чуть-чуть насильно. Ни одна овца не придёт и не скажет добровольно: «Остригите меня» - и не станет сама давать молоко. Всё у неё забирают насильно. В чём состоит доброта овцы? Помимо того, что ценится в руне, шерсть овцы - она проводник магнетических сил. То, чем пользуются люди, не шерсть, а то, что исходит от шерсти. Из волокон её шерсти исходит некая мощная сила, которая необходима человеку. Вот что из этого следует: обладай силой волка, не будучи волком, добротой овцы, не становясь овцой. Объясню. Есть у вас, предположим, спермацетовая свеча. [прим.переводчика: спермацетовые свечи делали из спермацета, вещества, похожего на воск, которе добывали из головы кита]. Для чего может послужить вам такая свеча сама по себе? Можете ли построить ею дом? Кого можете ею обрадовать? Что вы можете сделать с красивой светлой свечой, пока не зажжёте её? Но, едва вы её зажжёте, свет, исходящий от неё, может быть вам полезен. Откуда идёт этот свет? Спермацет в данном случае только условие для появления света. Свет спермацета необходим, чтобы можно было читать темной ночью, чтобы он показал нам путь, избавил нас от больших несчастий и зла. И я говорю вам - ваш мозг должен возжечься и гореть. Нужно, чтобы в мозгу была энергия. А вы иногда её гасите. Страх гасит свечи. («Безверие гасит свечи!») Сейчас эти вещи нужно рассмотреть объективно, они не только ваши. Вы оставили следы, которые являются общими для всего человечества, и должны бороться, чтобы разумно изучать себя. Вы представляете богатый материал для изучения. Вы ещё не изучили, что такое ваше сердце. Вы ещё не изучили вашей жизни, а это такой богатый материал - протянитесь на 5-10 тысяч лет назад, чтобы увидеть, какова была ваша жизнь тогда, как вы жили. Сейчас всё это покрыто мраком и темнотой. Сейчас вы говорите: «Я живу». Так же, как живёт рыбка между двумя берегами реки. Первая вещь, с которой вы встретитесь в будущем или когда бы то ни было, - ваши существования. И тогда, когда вы изучите свои существования, вы обнаружите законы эволюции и инволюции, вы их увидите. Вы увидите, как переплетены ваши различные существования, увидите, почему некоторые вещи сложились одним образом, а другие - другим. Вы увидите, когда и как развивались определённые способности и чувства. Вот где наука. А сейчас вы сидите и говорите: «Да я не знаю!» Подождите! Вы уже выбрали лотерейный билет, теперь ждите. Не стремитесь брать мотыгу. Она принесёт вам больше потерь. Приходил ко мне один юноша, который хотел служить Богу. «Двадцать лет ищу деньги, к прошлому году выкопал канаву с километр». Двадцать лет работал, копая землю! Спрашиваю: сколько денег нашёл? «Две тысячи рублей». Э-э, - говорю,- если бы все двадцать лет ты растил виноградник на 60 сотках, твоё имущество было бы, по крайне мере, 5-6 тысяч левов золотом. Спрашивает: «А теперь скажи мне, где мне их найти». Отвечаю: «И знаю, да не скажу». И рассказал он мне один свой сон. Когда он всё думал об имуществе, молился, молился, приходит наконец к нему ходжа и говорит: «Ты столько времени молишься, покажу тебе, где много денег, иди за мной». И трудно поверить, едва они пришли на место и ходжа показал ему деньги, приходит его сосед, которому он был должен две тысячи левов, и в тот момент, пока соседу что-то объясняли, он пробудился. И в жизнитак. Приходит к тебе одна великая идея, приходит, чтобы вести тебя в великом направлении - там ты станешь человеком, а подоспевшие маленькие несчастья её задерживают. Маленькие несчастья в жизни становятся причиной потери вашего богатства. Ты можешь молиться, но твой сосед опять придёт просить у тебя свои деньги. Тебе надо было выплатить ему эти деньги раньше - до того, как ходжа показал тебе, где эти деньги - и это факт. Почему этот сосед появляется в самый-самый момент обнаружения денег - остаётся загадкой. Тогда спрошу вас: может ли человек без того, чтобы страдать, иметь страдания? Может ли радоваться без того, чтобы была радость? («Не может»). Тогда почему он хочет не страдать, если у него есть страдания? Это современное воспитание. Восприятие жизни и блага у современных людей фальшиво. Поскольку вещи не происходят так, как бы они хотели, это для них настоящее страдание. Этот закон всегда остаётся великим: любое страдание пробуждает человеческое сознание. В страдании человек немного приобретает. Нет такого страдания в жизни, которое бы не принесло маленького обретения человеческому сознанию. Любой прогресс, который сейчас есть у человечества, обязан каким-либо страданиям. Это естественный закон. Это путь, по которому движется человек. Я не говорю о случайных страданиях. В страдании есть идея. Страдать без идеи - это нечто глупое. Некий мученик, учёный, отец, мать, друг могут страдать. Страдания, в которых нет идеи - это не страдания. Когда говорю, что мы должны вынести наши страдания, я имею в виду идейные страдания. А безыдейные страдания остаются для вашего сообразительности. Человек говорит: «Я так много страдал!» За идею? «Нет, сделал глупость». Будешь платить трактирщику. Как в истории с хаджой. Выплатишь свой долг. Первое, все лекции - сколько лекций было в этом году? - («Тридцать две») - в течение одной недели после каникул назовёте кто что запомнил. У вас есть записи. Общо, только основные положения каждой лекции. Два-три положения из каждой лекции. Они главное. Сколько методов я вам рекомендовал, и сколько из них вы приложили? Например, вы порой не в настроении, прислонитесь спиной к какому-то большому дереву. Сколько человек проделали этот опыт с каким-либо толстым деревом? По-вашему, какие деревья воздействуют наилучшим образом? («Сосна»). Вяз очень хорошо действует на состояние духа. Свет, проходящий через его листья, незаменим. Когда кто-то из вас бывает не в духе, когда ему плохо, пусть пройдёт десять раз по вязовой аллее - всё пройдёт. Свет вяза очень хорошо действует. И форма листа красива, они острые, а сосновые иголки, как шило. То, что даёт бор, это запах его смолы, но в нём никакая трава не растёт. В бору нужно быть в пробуждённом состоянии. Из его смолы исходит определённая жизненная энергия, именно она приносит пользу. Нужно иметь такое же состояние, как сосна. То есть, если вы стремитесь к Богу, сосны вам помогут. Но если в вас нет этого стремления, сосны не помогают. Материалисты не любят подниматься в сосновый бор. Они избегают соснового леса. Спрошу вас: а живут ли в сосновом бору медведи? Проводили ли вы свои исследования, где медведи любят устраивать свои жилища? («В еловых лесах, и в сосновых кустарниках»). Как человек может изучать свои состояния? Прежде всего он должен сесть спокойно. Вы видели, как свои исследования проводят учёные? Когда приходит профессор геологии, как он начинает свои исследования? Как прикасается к тем огромным событиям на Земле, что они ему о них рассказывают? Находит умерших окаменелых моллюсков, ежей, деревья. Только какое право есть у него делать свои выводы по окаменелостям деревьев, что была такая-то эпоха - ведь нет каких-либо живых сил? А геология всё же умеет изучать прошлое по живым растениям больше, чем по окаменелостям. Это метод работы в будущем. Но и сейчас он хорош. Значит, нужно, чтобы один геолог долгое время думал о прошлом и дошёл до определённых выводов. Таким же образом думайте и вы, думайте, пока не придёт вам в голову одна мысль. Человек не должен заниматься только лишь этим, предаваясь исключительно подобным размышлениям. Вы не проводили опыт, когда у вас есть свободное время, когда вы не знаете, что делать, а вместо того транжирите время бесполезно. Иногда, когда вас посетит скука и вы не хотите ничего делать, возьмитесь за указательный палец правой руки и наблюдайте, как в вашем сознании наступит маленькое изменение и какое оно. Это научный метод, потом проверьте средний, безымянный, затем на другой руке. После этого возьмитесь большим пальцем за средний палец левой руки - взяли, отпустили, взяли отпустили. Делаем так со всеми пальцами. Когда ваши ногти начинают сокращаться - это один из признаков нервности. Человек становится нервным, нетерпеливым. Все люди с короткими ногтями вспыльчивы, а люди с более длинными, хорошо оформленными ногтями проявляют интеллигентность. Широкие ногти обнаруживают проявление устойчивости, смелости, решительности. Смотрю на того, у кого маленькие ногти, говорю: «Терпи». Терпи, потому что ногти твои показывают, что в тебе нет терпения. Кто-то сообщает: «Поднимусь на Витошу» [прим. переводчика: гора рядом с Софией]. А я вижу, что он труслив. Ногти показывают, что он не пойдёт. Об этом говорит неровная кожа вокруг ногтей, её неясное очертание. Ногти моральных людей хорошо оформлены. А вы постоянно их обтачиваете. Так их не улучшите. Изнутри его обтачивай, свой ноготь, не снаружи. Меняй свой характер изнутри, а так, как ты сейчас это делаешь, неправильно: пальцы показывают, что мысли твои разбросаны. У ногтей моральных людей хорошая форма. Когда человек начинает грубеть, большой палец у него становится короче и более шарообразный. А когда в нём развивается воля, то правильно развита первая фаланга. И не только это. Если человек живёт долго, то эта мощная жизнь создаётся ещё до того, как он пришёл на землю, вся среда, что будет окружать его, была гармоничной ещё раньше, она соответствовала его естеству, у него с ней не было никаких противоречий. Человек, должно быть, работал тысячи лет над тем, чтобы вся его среда ему содействовала. А вы пришли, ни пахали, ни копали, но говорите: «Наши условия плохи». А я говорю вам - примитесь за работу. Если я скажу вам сейчас, кем вы были в прошлом перерождении, были ли вы учителями, или земледельцами, вы ответите: «Не знаю. Ну а сейчас каким я должен быть?» Был человек учителем, а сейчас стремится стать земледельцем. Что выше - земледелец или учитель? У земледельца грубая работа, она поглощает очень много времени и большую часть телесной энергии. Его ум не может быть столь свободным. А в учителе, который не работает, скапливается избыточная энергия, так что образуются миазмы и учитель заболевает туберкулёзом. Тогда учитель начинает бояться пыли, которую поднимают ученики. Когда я стал учителем, то открыл все окошки и даже те, что против друг друга, чтобы всё проветривалось, а в классной комнате поставил самовар. У меня в классе было двадцать маленьких детишек - каждому по чашке тёплой воды, и проветривание продолжалось, и никто не простудился. И я был свободен. Этого не сделать сейчас, невозможно даже и представить такого себе, так может быть. Нужно долгое время рассказывать инспекторам о методах, несущих здоровье, о силах, которые находятся в одной чашке горячей воды. Пробовали ли вы спать на сильном ветру, не простужаясь? Сейчас начните с физической стороны вопроса, она связана с умственной жизнью, так вы создадите определённую меру. В каком-то случае тело может набирать больше энергии, чем тебе необходимо, а в каких-то случаях ты можешь отдавать больше, чем нужно - это две крайности. Принимай столько, сколько тебе нужно, не давай больше, чем необходимо. Многие из вас раскрываются, цветут, а не завязываются. Природа любит устроенность и порядок. Давай столько, сколько нужно, получай столько, сколько необходимо. По этому закону, чтобы сформировался ваш характер, самая трудная вещь, которую должен сделать человек, такова. Кто-то обидел вас, и вы говорите: «Он должен разговаривать со мной разумно, он не должен меня обижать». Возьмите другой пример. Кто-то обидел вас и уехал в Америку, вам никак не достать его. Какой метод вы выберете? Наказание не поможет, что тогда? Найди человека и поступи с ним так, как бы ты хотел, чтобы обидевший тебя поступил с тобой. Всё пройдёт. Ты обижен. Пойди к другим и веди себя с ними так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой. Спроси его: «Ты доволен мной? Моим поведением, мной вообще ты доволен?» Кто из вас может так поступить? И когда ты сможешь это проделать, того, кто находится в Америке, тогда сможешь его позвать - и он опять приедет. Самый трудный урок в мире - показать пример другим, когда ты раздражён. Когда приходит кто-то к тебе, не говори: «Уходите!», а спроси: «Что вы любите, я в вашем распоряжении». Обидел тебя один человек, встречаешь другого, идёт с тяжелой корзиной, возьми у него корзину, помоги ему. Скажи: «Я рад, что могу вам помочь». А ты говоришь: «Как это, я так обижен и понесу кому-то что-то?» Повернись к нему и скажи: «Да, в мире это так, человек всё время скорбит, обижается, я тоже так делал, но теперь взял своё страдание, несу его сейчас, чтобы оно исправилось». Он посмотрит на это всё, ты оставишь ему корзину, скажешь: «Я и в другой раз в вашем распоряжении». В того человека сразу проникнет этот моральный принцип. Ты можешь больше никогда и не встретить его, но ты получаешь урок, который никто не мог тебе преподать. Вопрос только в том, сколько времени тебе нужно, чтобы это сделать. Скажите себе, да, Учитель так говорит, но я и сам так это делаю. Если я поступлю так, мне от этого будет польза, от чего вы получаете пользу? Если я ем, то это ради меня. Но и вы должны есть. То, что вы можете приложить в жизни, это важно для вас, это не механическое приложение, это идейное приложение. Проделывайте этот опыт иногда. Когда вы больше всего печалитесь, когда не знаете, что вам делать, окажите кому-либо какую-то услугу, но пусть сознание ваше в этот момент будет пробуждено. Приложите его так, как я вам сказал сейчас, можете делать это днём или в тёмное время, чтобы люди вас не видели, можете и в обед, но когда-нибудь, когда-нибудь сделайте это. Представьте, что вы один студент, только что закончивший университет, встречаете своего профессора, который несёт корзинку одному нищему. Что о нём скажут? Что у него поехала крыша, что он каким-то цыганам носит корзинки. Поэтому и выбирай темную ночь, чтобы немножко замаскироваться, чтобы никто тебя не узнал. Делай это так, чтобы об этом не знали люди. Желаю каждому из вас развить в себе те особые качества, которые обычно скрывают. Если ты человек активный, стань разумным без того, чтобы резать овец или самому быть овцой - или уж будь разумной овцой, которая сама приносит молоко и сама себя доит. Может ли овца сама себя выдоить в буквальном смысле? Не может, но в переносном может. Оккультное знание пусть будет плюсом к тому знанию, которым владеет мир. В следующую встречу проведём полчаса в молчании, можете читать какую-то прекрасную книгу или нечто прекрасное, но просидите тут полчаса в полном молчании, без единого слова. Войдёшь так, сядешь на место, сохраняя тишину полчаса, кто закончит, может выйти, уйти, ничего ему не скажем, ни слова. Можете только поприветствовать его, но ничего не говорите, выйдя, можете уйти, но опять ни слова. В течение дня можете говорить, сколько хотите, но как только время дойдёт до семи - от семи и до половины восьмого - ни слова. Человек уже решил всё в этом мире и лишь смотрит на ту великую гармонию, которая существует. Сижу рядом с одним больным, он плачет, спрашивает: «Неужели тебе меня не жалко?» Смотрю на него. Говорит: «Ты мне не сочувствуешь». Я сижу спокойно, размышляю, как дуну три раза, он и встаёт, и болезнь уходит. Заходит один нищий, я размышляю, дуну три раза - приходит кто-то, кладёт ему что-то в руку. Но вам они не видны. Я изнутри дую. Будет так, как я сказал. Внутри, в молчании, есть такая положительная сторона, пробуждённое сознание, человек и доволен. Человек может проделать красивый опыт. Делайте теперь эти опыты, потому что вы встречаетесь с мучениями. Кто-то из вас собирает абонемент одного журнала. Есть люди, что годами не платят за свой абонемент. Остановись, дунь два-три раза, он вытащит деньги и заплатит их. Он банкир, у него есть деньги, просто он не давал ничего. Это искусство, проверьте. Красивое в жизни - это страдания, это разумные препятствия, чтобы проявилась твоя интеллигентность. Чем больше на твоём пути препятствий, тем больше ты окружён некой разумной средой. Допустим, что сколько-то лет назад скакали вы на одном поле и не было у вас никакого груза. Сейчас, двадцать лет спустя, вы повсюду наталкиваетесь на череду препятствий. Значит, тут есть разумные существа, и ты уже огибаешь препятствия по определённым путям. Препятствия в жизни показывают, что мы столкнулись с определённой средой, определёнными условиями. Не скачи, как конь, а поступай сообразно обстоятельствам. Если вы находитесь в такой разумной среде, тогда есть условия для вашего проявления, есть возможность приобрести что-то. Если вы входите в село, населённое людьми, разве вы можете умереть с голоду? Не можете, но в пустыне - там нет никаких препятствий для этого - сколько ни ходите, а ничего не найти, в ней можно умереть от голода. Значит, в мучениях человек не может умереть голодным. Сейчас я говорю об этом разумном. Представляю вам страдания, которые идут от Бога, они благо. Когда Бог любит кого-то, он расставляет их на его пути. И это очень естественно. Можете ли вы сделать корабль и не нагрузить его товаром? Можете ли построить повозку и ничего не поместить в неё? Может ли у вас быть сумка, в которой ничего не несут? Или кошелёк, в который ничего не кладут? Может ли у вас быть инструмент, на котором вы не играете? Просто торкать смычком по струнам - что за страдание! «Чего хотят от нас?» Поэтому нужно быть разумными, работать. Если вы, люди, поёте и играете, ваших мучений становится меньше. Есть некие высшие существа - они струна на Божественном инструменте. Начинает ангел водить смычком там, в вышине, ты говоришь: «Трепещет моё сердце, больно мне». Он играет, а ты поёшь, воодушевляешься. Если он заканчивает концерт, приходит успокоение. В небе говорят только о страдающих людях, а о тех, кто радуется, и не упоминают. Писание говорит: «Те уже приняли свою радость на земле». А думают они о тех, скорбящих, что здесь, внизу, страдают, о них думают, им дают какое-либо благо». Эта философия положительна. Можете проводить маленькие опыты, закаливать свой характер, чтобы не быть посредственными. Я хочу, чтобы вы были новыми типами. Сегодня вечером встретил одну госпожу, студентку, думаю, она учится четвёртый семестр, в красной шапке, идёт так, напевает, с достоинством, на шапке - козырёк, на ногах ботинки, говорит: «Я живу в Болгарии». Красная шапка сверху воодушевляет. Она рассказывает так об одной обыкновенной идее. Похвалил её. Приятное впечатление от неё, идёт и несёт идею, так грациозна при этом. И вы наденьте свою кепочку. И скажите: «И у меня есть идея». Будьте идейными, так, чтобы когда вы выходите, люди знали, что в вас есть идея. Всегда, когда встречаетесь с идейным человеком, ощущаете, что в нём есть полнота. А если встречаете человека без идеи, то как будто пустая ракушка от улитки. Хотите ли и вы быть полными? Каждый из вас может быть полным. Не только говорить об этом, но это возможно делать. Желаю вам быть новыми типами. Новыми типами! Только это! Эти типы могут быть созданы. Верен, истинен, чист и благ всегда будь! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Recommended Posts