Воспитательная сила страдания


Elena
 Share

Recommended Posts

Воспитательная сила страдания

3 лекция 4 года Молодежного оккультного класса

3 лекция 4-мок

2 ноября 1924 года 

Воскресенье, 7 часов вечера

г. София

 

Любовь рождает Добро!

Добро вносит в нас Жизнь, Свет и Свободу. 

 

Размышление

Прочитали темы: «Отношения между психологией, логикой и этикой». 

Тема 2: «Первая отличительная черта мысли».

По этой теме, на которую вы писали, я задам несколько вопросов.

Грамматика образовалась ли раньше, а речь образовалась ли потом? 

Образовалась ли раньше логика, а потом первое суждение? 

И раньше ли родилась мораль, а потом отношения человеческой души?

Но грамматика не существовала сама по себе до человеческого духа, который создал речь. Человеческий дух создал эту грамматику. Любая речь должна тем или иным способом высказаться, слова должны быть каким-то образом расположены, а между всеми предметами в мире должно быть определённое отношение или определённое сопоставление. Две грамматики есть в мире: одна, в которой я понимаю грамматику, речь в ней свободна и выражается какими хочет словами, размещёнными совершенно свободно по духу. И другая грамматика, это грамматика буквы, слова в ней движутся в строгом порядке, как воины один за одним, последовательно и в определённом грамматикой строе. Но этот порядок не у всех народов одинаков. В болгарском языке глагол обычно ставится в начале, но есть случаи, когда глагол помещается в конце. А в немецком языке после того, как ты произнесёшь одно долгое предложение, ты только в самом конце поставишь глагол. Вопрос: почему болгарская грамматика глагол поместила впереди, а немецкая в конце? Разумеется, и там, и там есть исключения. Вы ответите: «Таково свойство языка». Как вы думаете, почему свойство одного языка помещать глагол в начале, а другого  в конце? («Потому что одни сначала действуют, потом думают, а другие сначала думают, потом действуют»). Значит, болгары сначала действуют, потом думают, а немцы сначала думают, потом действуют. Все согласны с этим? («Фактически немцы больше действуют, чем болгары»). Но немцы были философским народом, это они позже, по примеру англичан развили практическое направление и отказались от философии, а в будущем их грамматика может опять измениться. Заметьте, в английском языке есть особое обыкновение, стремление сокращать слова, а немцы любят слова удлинять. Спрашиваю, англичане и немцы, которые относятся к одной расе, откуда такое отличие в их языке? Это всё вопросы, которые мы можем себе задавать, мы их не решим сейчас.

Есть и другие вопросы. Ты знаешь слово, которое появилось самым первым в человеческой речи? Есть ли кто-то из вас, кто что-то читал об этом? («По научным представлениям первыми появились союзы или подражательные звуки»). Это так, научные данные показывают, что, когда человек заболевает, прежде всего он теряет имена существительные, это показывает, что они более нового происхождения, за ними теряются прилагательные, затем глаголы и остаются только союзы. А когда человек начинает выздоравливать, слова возвращаются в обратной последовательности. И когда человек не может употреблять существительные, он употребляет глаголы, вместо слова «секира» говорит: «то, что сечёт» и пр. И действительно, первоначально речь человека была односложной, потом стала двусложной. («Какой первый слог, который был произнесён?») Тот, что как первое слово, содержал в себе все смыслы жизни. 

В геометрии вы изучали треугольники, все треугольники, которые существуют в геометрии, и все, что ещё не описаны, и вы знаете, они содержат в себе одну идею, первичную идею, она точно определена. Так же и все кривые линии, существующие в мире, какого бы характера они ни были, имеют свой смысл, в высшей живой геометрии всё осмысленно. В ней по отклонению углов любой линии можно судить о характере разумного действия. Одно существо, скажем так, делает отклонение в один градус, а другое в два градуса, а третье производит отклонение в три градуса. Какой вывод мы сделаем о движении каждого из этих существ? Это соотносится с аналогичными рассуждениями: если вы бросите одно тело с большой скоростью, что с ним произойдёт при такой скорости, если оно встретится с сопротивлением среды, в которой движется? Прежде всего, градусы покажут силу, с которой движется тело. Чем больше градус отклонения, тем скорость больше и сила больше, а отклонение зависит от среды, в которой движется тело. Если ослабеет сила, то тем же способом и отклонение исчезнет. Но и у той силы, что бросает предмет в пространство, и у неё должна быть определённая идея. Если мы бросаем предмет в пространство, а он не встречает никакого сопротивления, каким будет путь? («В физике закон инерции говорит, что в этом случае тело движется прямолинейно и равномерно. Да, они правы, но так будет только в Божественном мире, только там всё в гармонии, нет никакого противодействия. 

И теперь вы, молодые, сможете ли вы написать на тему, если я вам её дам: «Одна из основных отличительных черт молодых». Чем отличается молодой человек? («У молодого есть большой энтузиазм и для осуществления идей, и для светлых вещей, существующих в жизни, а старый человек скажет, что эта работа в жизни неосуществима»). И ещё вопрос: что делает молодого молодым? («Стремление»). Нет, не стремление. Стремление молодых подобно стремлению гранаты. Но в гранату помещено взрывное вещество. Значит, в молодого заложена некая энергия, и эта энергия делает его  молодым, а у старого эти энергии уже израсходованы, он стар, так его называют. Но и молодой может постареть за 24 часа. Если загипнотизировать молодого и внушить ему, что он стар, он может постареть; а если старого погрузить в глубокий гипнотический сон пятой степени и внушить ему, что он молод, и он может помолодеть. 

В новой психологии необходимо беречься от  следующего: если вы не понимаете законов природы, то глубокие переживания, глубокие потрясения, пережитые неправильно, могут вас преждевременно состарить и лишить вашей молодой энергии. А когда и старый правильно переживёт некую радость, он может омолодиться, приобрести новую энергию. И второе: и молодой, и старый думают, но тут есть разница. Предположим, что передо мной находится яблоня, десятилетнее развитое дерево с плодами, а в руке я держу одно семечко - яблочное. Спрашиваю: семечко не больше ли, чем эта большая яблоня? Нет, в этом семечке есть смысл, в нём есть идея. Молодой человек - это одно семечко, которое должно развиться. Он ещё не проявился в своей жизни. У старого человека мысль проявилась и осуществилась в жизни, его энергии израсходованы, они стали кинетическими. Поэтому, по закону перерождения, - если он израсходовал свою энергию и поэтому состарился - и спрошу теперь: после того, как он перейдёт в другой мир, как родится заново, откуда возьмутся все эти энергии? Старость это нечто постороннее для человеческой души, это нечто внешнее. И все старые чувствуют, что они молоды, что только тело их внешне постарело. Душе не свойственно стареть, это вторичные состояния. Они наведены на людей через внушение. Тысячи лет людям внушали, что они старые, что они постареют, что и другие постареют, и когда человек поживёт 45, 50, 60 лет, мысли тысячи поколений приходят к нему и говорят: «Ты уже стар». И ты ответишь: «Ну что ж, пусть будет так, как вы сказали». Или нужно быть каким-то гением, чтобы бороться с подобными мыслями. Но тогда ваша работа будет похожа на турецкого ходжу. Принесли ему ребёнка, чтобы он окрестил его по-православному, поскольку попов не было, все сбежали, а он как бы поп, пусть покрестит. Он взял ребёнка, погрузил его в воду и сказал, как поп: «Так да будет,  вроде бы так, как ваш поп крестит». И ещё один раз сделал так и сказал: «Так да станет» - и ещё раз погрузил и вот и окрестил. Закон внушения имеет столь мощную силу, что многие пороки в мире и многие добродетели поддерживаются внушением. Их импульс начинается от внушения. Иногда человек скажет: «Я совершу преступление», и как бы и чувствует, что такое заложено в нём. Но это внушение неких низших сил. А иногда человек хочет сделать добро кому-то, и это тоже внушение добрых людей или высших существ - высших сил. В чём состоит сейчас воспитание? Всегда внушать добро, всегда поддерживать внушение добрых сил и беречь связь с ними. 

В школе вы должны бороться с некоторыми наследственными мыслями, которые вы можете преодолеть и должны преодолеть. Разумеется, трудно человеку с ними бороться, но если понимать законы, всегда как-то можно себе помочь. Есть много научных данных. В геометрии, к примеру, выражаются определённые черты порока. Но в вашем нынешнем состоянии сознания, если вам показать линии порока, вы только о нём и будете думать, и он вцепится в вас как какой-нибудь клещ. Если, к примеру, вам случалось говорить какому-то человеку нечто, и он кривил рот, смещал верхнюю губу немного в сторону, наружу, а нижнюю в сторону и внутрь, тогда это его движение образует кривую линию. И существует большая опасность для вас - начать судить о человеческом характере по этим положительным, но в нисходящей степени, данным. У вас нет права судить ни о каком человеке и тем более выносить ему приговор. Можете судить о характере человека только математически и геометрически. У человека есть такие данные на лице, которые постоянны. Я определяю характер человека по величине его глаз, размеру его носа, по толщине и длине его губ, по длине его ушей, потом по высоте и ширине лба, после этого учитываю его подбородок. Это основные черты. 

И теперь, если мы возьмём большое ухо, то в этом есть и хорошие, и плохие стороны. Замечено: люди с большими ушами щедры, а люди с маленькими ушами зажаты, но в то же время люди с большими ушами любят жить широкой жизнью. В этом совпадении и есть и хорошая, и плохая черта. Это вероятности, математические вариации, но с помощью ряда наблюдений можно установить закон. Есть определенное соотношение между ухом и головой. Правильное ухо должно быть настолько же велико, что и нос, и правильные брови должны примерно такой же величины, что и нос. И затем лоб должен составлять 1/3 от длины лица, и нос 1/3, и подбородок 1/3, в правильном лице устроено так. Эта правильность зависит не от ваших стремлений, а от разумной связи между вашими мыслями и чувствами. И сейчас мы рассуждаем о правильной мысли. Может ли кто-то из вас сказать мне, чем отличается правильная мысль? Есть ли у правильной мысли отличительные черты в конкретном случае, как узнать, права она или нет? И наконец, каким именно словом правильная мысль может быть высказана? 

Первичный язык человечества был образным. Произносишь слово - и в тебе возникает образ. Возьмите слово «река» - и в вашем уме есть живой образ. Восточные языки были образные, идея в них проявлена ясно. Возьмите современные слова, есть слова, которые не производят никакого образа. А если скажете: я голоден, пить хочу, я болен... сразу создадут в нас образ.  И тогдасколько слов вы найдёте в одном языке, в которых есть образ - это сильные слова, а прочие слова вторичны, чтобы понять их внутренний смысл мы их толкуем, наступит день, и они обретут образы. У них есть шанс. 

Вот слово, у которого нет образа, что означает это слово - «шанс»? Есть возможность быть назначенным - это значит шанс, а те слова, у которых есть образы, они разумны. Слово «пою» образное, «плачу» - тоже. Мы должны стремиться выработать образный язык, у каждого слова должен быть живой образ, потому что когда у слова есть или оно приобретает образ, тогда язык становится понятен и ясен для нас. Существует такой язык животный или предметный, это материальный язык, только для удовлетворения. Это язык волка. Овца ему нужна только для того, чтобы съесть её. А затем есть язык людей, человеческий, это образный язык, отрывистый язык, в нём уже просматривается идея. Он охватывает жизнь, свет и свободу человека. И третий язык, идейный язык, язык ангелов, и он образный. Он включает в себя Любовь, Мудрость и Истину. 

Мы часто говорим о доброй жизни. Добрая жизнь, но в чём? Понятие добра для нас не определено. Что значит «добрый человек»? Болгарин вообще-то под «добрым человеком» подразумевает того, кто может в тебе поучаствовать, помочь тебе в конкретном случае, накормить, посочувствовать. А плохим человеком называют того, кто в конкретном случае не станет тебе помогать, не поучаствует в тебе.  

А в чём находится правильная мысль? Встречаю тебя и прошу: «Скажи мне правильную мысль, я в ней нуждаюсь». Представьте, что мимо вас проходит кто-то и говорит вам: «Послушай, друг, хочу, чтобы ты дал мне совет, вот я взял эту палку, думаю побить одного человека, но сделаю, как ты скажешь мне, бить ли мне его или не бить?» Если ты посоветуешь ему побить его, поскольку затронута его честь, чтобы тот в другой раз не говорил такого в его адрес, то ты выскажешь неверную мысль. Потому что наступит день, когда он побьёт теперь уже твоего друга. Значит, ты подаёшь мысль, которая приведёт к плохим последствиям. А ты скажи ему: «Ну зачем тебе бить его, всё наладится, оставь его, у тебя сегодня есть дела поважней». И тогда ты дашь ему более трезвую мысль. Задам вам теперь такой вопрос: должны ли мы причинять людям страдания или не должны? («Вы говорили: «Не увеличивайте и не уменьшайте страдания людей»). («Тот, кто понимает, как причинять страдания, пусть причиняет, но не каждый может это делать»). Заметьте теперь, что на земле есть определённая область, она охватывает почти всю белую расу, где страдания преувеличены из-за устройства их нервной системы. Страдать - большая привилегия для человека. И природа смотрит очень благосклонно на тех существ, которые страдают. А к тем, кто не страдает, она не благосклонна. Радости - это просто следствия страданий. Радости - это плод страданий. У человека, который не страдал, не может быть и плода страданий - радости. Мы говорим о тех страданиях, что разумны, потому что бывают и неразумные страдания. Но  в природе разумные страдания - это привилегия. Это такой закон, знайте его и радуйтесь этой привилегии от невидимого мира. 

Если вы так научитесь радоваться, то вы не пойдёте туда, чтобы напиться, чтобы покалечить голову и так страдать - это вовсе не страдание. Но когда ты страдаешь внутренне, морально, когда ты теряешь состояние, общественное положение, когда ты страдаешь за идею - это привилегия. И по закону такое страдание принесёт тебе радость. Вам нужно это проверить. Когда вы страдаете таким образом, считайте, что это привилегия природы. Природа или Бог всегда проявляют свою благосклонность к вам через страдания. И первое действие Бога, первое Его проявление, когда Он ограничивает Себя и страдает внутри - тогда Он ощущает такое страдание, о котором вы не имеете никакого понятия. Но Он знает, что плод этих страданий станет благом для человечества, которому Он создаёт эту привилегию, поскольку считает в Своей Премудрости, что это необходимо. 

То есть страдание находится в самом основании жизни, и я говорю о разумном страдании. Потому что есть некоторые из вас, кто вошёл в школу, ощутил разумные страдания и сказал: «Эта работа не для меня». А что для тебя? Какая работа? Нет более лёгкой работы, чем страдания. Для страдания не требуется никаких затрат. Страданию не нужно предоставлять отдельную комнату. Оно говорит: «Я так благородно, что буду жить в твоём доме, а ты нисколько на меня не потратишь, я очень скромно». При этом настоящее, внутреннее, моральное страдание придаёт глубину душе и широту уму. Потому что человек, страдая, думает. Такое страдание не парализует человека, но даёт ему толчок для мысли. («А-а-а... нужно ли причинять страдания другим?»)  Не причиняйте им страдания, но и не нужно лишать других их страданий.  Потому что, если вы лишите их страданий, тогда вы станете причиной появления в них других страданий, поскольку отмените страдания природы, а эти естественные страдания им необходимы, вы же причиняете  им другие страдания - искусственные. 

Я не имею в виду, что нужно быть хладнокровным к чужим страданиям. Если у тебя есть какие-то страдания и я приду к тебе в дом, то не задам и маленького вопроса о твоём страдании,  оно священно и я не отброшу его, мы будем разговаривать о другом. В духовном страдании всегда есть некая связь, непрерывность, а в физическом страдании такой связи нет. Вы, например, болеете и говорите: «Как только поправлюсь, возблагодарю Бога». Но едва проходит болезнь, вы о Боге забываете, значит, духовной связи в этом страдании не было. Сколько пьяниц оказываются побитыми, сколько раз они бились головой, но они всё забывают и пьют опять. Их необходимо бить долгое время, чтобы они смогли вынести из этого хоть крошечный урок. Это не страдание, это животное состояние, а страдание - это нечто разумное, оно относится к Божественному миру. 

А теперь я задам вам другой вопрос: можно ли злоупотреблять доверием своего друга? И после вашего злоупотребления каким будет лекарство, с помощью которого можно будет это доверие восстановить? («Ясно, что в этом случае лекарство не требуется»). Не только что не требуется, но это доверие нужно считать священным. Я говорю о доверии, когда один друг раскрывает другому душу и считает, что во всех случаях вы поступите с ним так, как он поступил бы с вами. Это правило, поэтому запишите его все. Оно для всех. У каждого человека есть личность физическая и личность духовная. В каждом из вас есть Божественный человек, он всегда говорит истину, в нём всегда сильно стремление к истине. Кто-то скажет о себе: «Во мне нет ничего Божественного». Но он страдает, а тот, кто страдает, кто испытывает моральное страдание, вот это и есть Божественное, а о внешнем мире незачем тревожиться. Все вы должны поддерживать это Божественное, которое развивается в вас. 

(«Так каково всё-таки лекарство, чтобы опять восстановить доверие»?) Скажем так, один ваш друг вам полностью доверился, а вы злоупотребили его доверием. Теперь, чтобы восстановить его доверие, вам нужно довериться ему полностью, позволить ему располагать вами так, как самим собой. В этом ваше лекарство. Потому что он отдал вам своё полное доверие, не требуя в ответ вашего, а сейчас, обратным путём, чтобы восстановить то доверие, которое вы нарушили, вам нужно полностью довериться ему, чтобы он мог располагать вами - вот лекарство. Только не окажитесь в положении того немецкого профессора, который проводил психические наблюдения и проводил опыты по выведению двойников из тел людей. И он проводил этот опыт со своим учеником. Однажды профессор решил вывести из своего тела двойника и поместить его в тело ученика, а чтобы двойник ученика вошёл бы в его собственное тело. Но когда он сделал этот опыт, ученик заблудился в теле профессора и не смог выйти вон. А профессор в этом молодом теле не мог помочь ученику. Разумеется, после долгих усилий ему удалось освободиться, но он должен был пройти через большие страдания. 

Сейчас я сравниваю старую мораль и новую мораль, этого студента в теле профессора и профессора в теле студента. А это всё опасные опыты. И люди сейчас захвачены ими. Старый профессор, помещённый в тело студента, это ещё куда ни шло, а вот молодому студенту в теле старого профессора тяжко. В природе есть некие старые идеи, и когда человек достигает определённого возраста, они являются, возникают в его сознании, и даже лицо его становится старым. Евреи, достигая определённого возраста, начинают обладать определёнными расовыми чертами, которые проявляют их сходство: типичный нос, глаза, именно потому что обусловлены и проявляются в определённом возрасте с такой точностью. 

Может ли кто-то из вас дать определение слову «доверие»? Когда у вас есть доверие? Вообразите ситуацию: за вами гонятся, вы на берегу, там только один лодочник, и что - вы останавливаетесь, чтобы понять, каков он, можете ли вы ему довериться? Нет, вы залезаете в лодку, зная, что может случиться, и говорите себе: «Будь что будет, что Господь даст» - и чувствуете себя в его лодке защищённым. Так что иной раз вас заставляют испытывать доверие. Ты залезаешь в лодку, и не знаешь, что может случиться, всё зависит от него, от лодочника, он может передать тебя тем, кто тебя преследует. Но есть случаи, когда человек может полностью доверять другому человеку. Вообще в подобных случаях, когда человек полностью и вдруг кому-то доверяется, он, за редкими исключениями, не остаётся обманутым. В душе есть одно качество, и она интуитивно его улавливает, что в любом человеке есть добрая сторона, и, если ты доверишься полностью какому-то человеку, редко бывает, что он сможет злоупотребить твоим доверием. Но только именно если ты доверишься полностью и сразу - исключения чрезвычайно редки, а если доверишься после рассуждений и умничанья, исключений больше. 

Например, кто-то преследует тебя, ты входишь в дом и сразу полностью доверяешь этим людям, потому что у тебя нет другого пути, и тогда случается, что люди тебе помогают. В данном случае, это доверие, которое ты к ним имеешь, оно заставляет их тебе помочь. Доверие есть даже у животных, если человек верит им, тогда и они сохраняют закон доверия. Один священник рассказал мне о своей кошке. Она была образцом доверия. Он полностью доверял своей кошке в том, что в его отсутствие она не совершит никакой пакости. Утром, когда священник уходил на работу, она провожала его до ворот, а когда он возвращался, понимал, что она ни к чему не прикасалась, кроме того, что он ей давал. И это потому, что она осознавала, что он ей полностью доверяет, она не хотела злоупотребить его доверием. Это существенная черта. У каждого человека есть это, доброе. У каждого есть одна хорошая черта. Не думайте, что вы должны только сейчас приобрести добро в себе. Нет, оно вложено в вас, и требуется лишь время, чтобы оно проявилось при благоприятных условиях. А они зависят от вас, вы должны их создать. 

Сделаем одно упражнение с руками. 

Любовь рождает Добро.

Добро вносит в нас Жизнь, Свет и Свободу. 

 

Link to comment
Share on other sites

 Share