Elena Posted July 25, 2022 Report Share Posted July 25, 2022 Природа и геометрия 2 лекция Молодёжного Оккультного класса 2 лекция 4-МОК 26 октября 1924 года, воскресенье София Размышление Что самое важное в еде? Что самое важное в пище? Почему люди должны есть? («Чтобы приобрести физическую силу»). Если это так, тогда машина приобретёт бóльшую силу, если в неё налить масла. Зачем машине сила? («Чтобы работать»). А нужна ли эта работа самой машине? («Нет»). Каждый человек, приобретающий силу без понимания, зачем ему эта сила, похож на машину. Поэтому любая мысль, любое действие, любое ваше слово, любое чувство и деяние, в котором не принимает участия ваше сознание, - процесс механический. Может ли эта машина стать больше? Нет. Она сильна ровно настолько, какова она сама по себе. Значит, силён в жизни только тот, в ком присутствует сознание, когда он проявляет силу. Быть умным, быть разумным - это всё проявления силы. Нужно проявлять силу. Сила необходима только для разумных проявлений человека. А это важно для вашего развития, потому что, если вы не примените те принципы и нормы, которые существуют в природе, очень быстро вы потеряете смысл жизни и пойдёте по пути всех страданий, через которые проходят обычные люди. Вы, как ученики, пройдёте через испытания. Вы не можете избежать этого закона перемен. Если вы хотите жить просто обычной жизнью, она ничем не отличается от жизни животных. Возьмите, например, жизнь одного осла. Вам кажется, что у осла нет сознания? Есть, и его сознание пробуждается. И если вы всмотритесь в его глаза, вы увидите, что в них скрыта большая тоска. Тяжело ослу. Но никто не входит в его скорбь. Осёл замечает это и говорит: «И вот я, один-одинёшенек, понесу свой груз, а что я скажу этим людям, не понимающим меня!» И теперь составьте иное понятие о живой природе, обо всех живых существах, которые есть на Земле. Все эти существа разумны и страдают, но только в их страданиях есть градация. Всё это отставшие души, души в застое. Млекопитающие, например, -это души, отставшие в разворачивании своего развития, они опоздали, птицы - так же. И все существующие сейчас животные - это всё отставшие души. Есть отставшие души и среди людей. Они бывают отставшими душами белой расы, так же, как есть отставшие души чёрной расы. А человеку, отставшему в чёрной расе, трудно перейти в белую расу. Очень трудно переходить из одной расы в другую. В природе есть определённые межи или границы для этих душ. Я хочу, чтобы все вы имели о природе более полное представление. Те из вас, кто занимается естественными науками, знаете ли вы, каковы те элементы в почве, которые дают растениям больший рост? Каковы те элементы, с точки зрения современной науки, которые вызывают больший рост? («Калий, натрий, азот»). А если количество этих элементов меньше, каким будет растение? («Более слабым»). Хорошо, с чем связано, что в одних почвах этих элементов больше, а в других меньше? («Есть различные почвы по происхождению»). Как вы считаете, если на месте леса засеять поле, будет ли почва более плодородной? Из чего образуется чернозём? Из веток и листьев этой самой живой материи. Все эти элементы взяты из листьев и перенесены в почву. То есть самим растением в почву и помещены? Почва это всего лишь то же, что некая хижина или изба, взятые в отдельности, каждый корешок, каждая веточка, каждый листик принимают от солнца определённую энергию и передают её почве. В почву помещаются только излишки. Растения развиваются более нормально, они не умеют толстеть так, как это делают люди, они всегда оставляют свои излишки внизу, в земле. Из этого мы переходим к закону: если вы не работаете правильно, вы не можете воспринять те элементы, которые необходимы для духовного мира. Это означает, что в будущем ваше нынешнее развитие, ваш рост не будут нормальными. Вот, скажем, порой ваша мысль не работает. Потому что тех элементов, которые дают импульс уму, которые необходимы, их нет. Как тогда работать? Хотите вы, например, читать. Ох, а света нет. Хотите писать. Ох, нет чернил и тетрадки. Хотите работать, но у вас нет пальцев и т.д. Это означает, что существуют некоторые элементы, которых у вас нет. Вы должны знать, что жизнь тесно связана как с силами природы, так и с вашими органами. До некоторой степени половину этих элементов, необходимых для вашего развития, вы можете изготовить сами, а вторую половину доставляет только разумная природа. Когда я говорю, что мы должны жить разумно, я подразумеваю, следование тем законам, которые существуют в природе, и тогда нам доставляются материалы, необходимые для жизни. Замечали ли вы, что временами, когда ваша жизнь естественна, то сила фосфора скапливается в вашем лице и оно обретает другой образ. А порой у некоторых из вас образуется избыток железа, но в отрицательной, нисходящей степени, кинетическое железо, не потенциальное, а шлаковое, которое невозможно употребить для жизни. Тогда это железо придаёт вашему лицу другой цвет. Поэтому первое, чему вам нужно научиться в этом году, это фильтрация. Потому что без фильтрации, в том состоянии, в котором вы теперь, в школу природы вас бы не допустили. Вам необходимо очищение, потому что те разумные силы, с которыми вам необходимо вступить в контакт, чисты, а если вы нечисты, их воздействие на ваш мозг будет чрезмерным, результатом этого, как реакция, может быть плохое состояние, пессимизм, болезни. То же самое присходит и в миру: многие артисты и художники начинают болеть. То есть вне зависимости от того, находитесь вы в школе или нет, если вы не следуете естественным, природным путём, всё это случится с вами. Видимая природа - это Бог, Который проявляется через нас. Он снисходителен, но чрезвычайно точен - не извиняет и не прощает неисправленных ошибок. Можешь наполнить слезами целую бочку, но Он всё равно скажет: «Ты должен исправить свою ошибку». Некоторые люди сейчас утверждают, что ошибку нужно смывать слезами. Нет, она так не смывается, всё равно остаётся. Так что первая вещь, для вас необходимая, это фильтрация, очищение, чтобы приобрести те элементы, которые необходимы для создания мощного характера, для проявления светлого ума и для созидания благородного сердца. А другого способа нет. Это правильный путь развития. Сейчас же состояния многих людей ненормальны. Некоторые из вас в состоянии психической лихорадки, у других слабый желудок, у некоторых насморк, ещё у кого-то слабые нервы, ничего не могут терпеть. Каков состав нервов? («Основное вещество - фосфор, придающий им чувствительность»). А чем отличается серое вещество мозга от белого? («Серое вещество состоит из клеток, а белое - из соединения нервных волокон»). А теперь перво-наперво необходимо создать хорошее состояние ума. А то, что вы таковым называете, это иногда просто настроение. Каждый из вас должен стремиться создать это доброе расположение ума. А оно создаётся правильной мыслью. Я уже говорил вам, что, чтобы создать хорошее настроение или расположение, каждому необходима работа. Это означает, что доброе расположение ты создаёшь работой. А работа - это нечто благородное, она облегчит тебе создание доброго, хорошего состояния. А пока внутри человека есть нечто, что сопротивляется. Это наследственное. Миллионы лет назад, когда человек проходил через фазу млекопитающих, все они были животными плодоядными. Природа в те времена была очень богата. Груши и прочие плоды свисали прямо с деревьев, поэтому животные стали очень ленивыми, просто сидели и ели. Состояние, которое они испытывали тогда, случается и сейчас, уже в человеке, он будто вспоминает то состояние лени и говорит себе: «Эх, мог бы я и сейчас жить так, как, бывало, живал». И турки говорят: «Если есть у меня удача, всё само придёт ко мне». Это представление из прошлого, так было некогда, а сейчас человек должен работать, притом работать разумно. Поэтому ему нужно победить в себе те неправильные навыки, которые он приобрёл в прошлом. А такие навыки есть у вас у всех. Это животные навыки. Например, вы иногда вскипаете, желая отомстить, или же говорите: «Я бы просто схватил его и растерзал». Это состояния медведя, волка или льва, оно время от времени пробуждается в вас. Но сейчас вы не волк, не тигр, не медведь, а человек. Из этого следует, что животное, включённое в ваш организм, едва вы предоставляете ему малейшие условия, проявляется. В вас есть и медведь, и тигр, но в миниатюре. Но если вы предоставите этой крошечной медведице возможность проявиться, она может вырасти и стать большой, настолько большой, что овладеет вами, так что едва взглянет на вас, вы сожмётесь, подчинитесь ей. Иногда вы утверждаете: «Без гнева невозможно». Но это животные состояния, это состояния неразумной жизни, жизни, в которой нет последовательности. Так что обнаруживайте эту разницу: в человеке есть животное состояние, когда оно приходит, стремитесь использовать его энергию, оно не вредное, но должно становиться веществом, природой того, что составляет почву, на которой человек живёт. На эти животные состояния, на их почву или чувства высаживаются общественные чувства. Они растут на ней. На общественные чувства высажены личные чувства, а сверху на личные чувства посажены моральные чувства. Таким образом они помогают друг другу. Кто-то спрашивает: «Как это - во мне есть животное?» Конечно есть, как не быть. Что плохого в прекрасном растении, посаженном в почву? Человек может гнушаться почвы, но, когда она даёт прекрасный плод, он вкушает его, это нежнейшее вещество. Поэтому сначала изучайте законы растений - это общественные чувства. Закон животных - это личные чувства, а сам человек - это моральные чувства. Говоря в целом, общественные чувства - это сознательные растения, которые вытягивают и преобразуют энергию животного царства. Потому что есть растения, которые стоят выше животных, но они находятся в другом мире. На земле животные стоят выше растений, но в духовном мире растения стоят выше, чем растения на Земле. И тогда связь, существующая в этом внутреннем законе, такова: человек всегда должен опираться на то, что в него вложено, то есть на свою природу. Когда я говорю «человеческая природа», я имею в виду и то Божественное, что в нём есть, Бога. Один вопрос: если вы написали 10 томов по различным научным дисциплинам, а теперь намерены прочесть эти книги заново, сделает ли вас этот процесс умнее? Допустим, вы писали по разным наукам: по физике, астрономии, по естественным наукам, а также и по прочим, так приобретёте ли вы что-то новое, перечитав это всё? Как вы считаете? Или, предположим, горшечник, вылепивший тысячи горшков, и их всего десять различных видов, может ли он всё их совершенство вложить всего лишь в один? Нет. Поэтому люди на Земле дополняют друг друга. Или возьмём всех писателей - и они взаимно дополняют друг друга. Когда читаешь одного писателя, он вносит в тебя некую новую идею, потому что он рассматривает вопрос иначе. А в другой раз он принесёт другую мысль. Поэтому люди и читают различных учёных, черпая в прочитанном силу и дополняя свои знания, потому что каждый пишущий вносит нечто новое в тот же вопрос. И поэтому, пользуясь этой большой свободой, изучайте живую природу теми способами, которые вложены в вас, так чтобы создавалась гармония. Разве говоря о гармонии, мы не говорим и об атмосфере, содержащей в себе мягкость? Существуют такие состояния, когда человек, играющий на каком-либо инструменте, очень хорошо понимающий музыку, не может петь верно. Может даже исправлять ошибки других, но сам своим горлом не может взять тон чисто. Есть и обратное: некоторые люди поют замечательно хорошо, но играть не могут. Или есть люди прекрасно пишущие, но, заставь такого человека говорить, он будет запинаться. Из чего это проистекает? Считается, что некоторые сильно развитые центры концентрируют всю энергию, поэтому другие остаются развитыми слабее, а в результате в их проявлениях есть дефекты. Да, для музыки требуются очень развитые центры. Потому что музыкант может быть или только исполнителем, или может быть композитором, творцом. Но чтобы создавать нечто новое, он должен обладать многими качествами, которые в него должны быть заложены: у него должно быть развитое воображение, а чтобы это воображение могло создаваться, верхняя часть его лба должна быть хорошо развита. А вот в такой голове, без развитой этой черты, никакой музыки возникнуть не может. Это лоб китайского болванчика. Лоб должен развиться вверху. Это означает, что для воображения необходимо расширение ума. Чем больше расширяется ум, тем ярче становится воображение. Вы можете вообразить всё. Это неплохо. В воображении не может быть греха. Можешь представить, что ты царь, что ты владеешь всем. Можешь думать, что ты ангел и пребываешь в горних высях. В этом нет ничего плохого. Это просто путешествие. Когда у человека нет дела, путешествовать с помощью ума не преступление. Но если актёр, которому платят, выходит на сцену с короной на голове и считает, что он царь, тогда я спрошу: а царь ли он? Сам с собой ты представляешь себя царём бесплатно и играешь притом только сам себе, а он? Ему платят деньги, и он играет не для себя, а для других. Вот ему считать, что он царь, стыдно. Получается, что воображение необходимо. В нём ты свободен. Разумеется, в воображении тоже есть свои законы и свои границы, до которых человек может дойти, но переступить которые ему не позволяется. То есть и у воображения есть своя территория, свои границы. Ты можешь представить, что станешь большим учёным, что ты очень сильный, что ты очень красивый, очень богатый... наконец, вообразить, что всё это употребишь на благо человечества. Или, к примеру, ты беден, три дня не ел. Ты встаёшь и представляешь, что у тебя есть прекрасный дом, что ты царь, издаёшь законы, выпускаешь затворников на волю, а бедным раздаёшь хлеб - всё это в мыслях. Вы скажете, что это иллюзии, да? Но эти иллюзии, поскольку они для добра и для развития твоей души, в один прекрасный день осуществятся. И если ты находишься в таком состоянии духа, что можешь воображать это всё, хотя три дня не ел, твоя воля достаточно сильна для того, чтобы из тебя что-то вышло. И даже хорошо порой испытывать так свой характер, чтобы проверять свою выносливость. Или например, представьте, что вы бедны, ваша обувь изношено, одежда изодрана, вы не ели три дня. Выходите на улицу и видите девушку, очень красиво одетую - в изящном платье с лентами, в ботиночках, в шапочке - и вы в этот момент чувствуете радость за неё, ваше сердце не сжимается, сокрушаясь, но вы радуетесь и ей и её красивой одежде - это характер. Это качество необходимо всем вам. Потому что, где есть зависть, не может быть никакого движения вперёд. Соревнование хорошо, а зависть - только препятствие, только споткнуться. Среди вас должно быть что-то вроде соревнования, чтобы вы продвигались. Как называются эти фигуры в геометрии? («Ромбами»). Это движение на физическом уровне. Это два физических существа, у которых есть только одна точка соприкосновения, это точка Д. Эти существа спускаются и поднимаются по этим линиям. Могут ли эти существа иметь и другие точки соприкосновения? Могут. Если мы продолжим А и А1 вверх и В и В1 вниз, у них будет три точки соприкосновения. Эта фигура представляет одно из положений тессеракта. Тессеракт в полном смысле - это увеличенный или расширенный куб. Нет необходимости двигаться по одной и той же линии всем. Предположим, что вы начали развивать некую идею. Вы находитесь в центре Д, там развиваетесь и вокруг себя создаёте один маленький круг. Но, если вы отправитесь по пути вашего развития, при этом по своему направлению, вы обойдёте весь мир. Если же вы пребываете только в Д, тогда вы поймёте лишь одну из сторон света. Поэтому любая идея, живущая внутри человека, может жить лишь при определённых условиях, она может развиваться во многих направлениях, но если она останется в пределах своего круга, то идея эта сможет быть только потенциальной. Разумеется, говоря об этом сейчас, я имею в виду ваше нынешнее развитие и не хочу, чтобы вы взваливали на себя непосильную работу. Потому что есть такие идеи, которые не все вы сможете воспринять, поскольку не все умы к ним готовы, и они должны входить в вашу жизнь последовательно. Но с некоторыми идеями вы должны познакомиться и приложить их, хотя бы отчасти. Есть некоторые вещи, которые для вас необходимы. Например, чувство щедрости. Человек должен быть щедр и сердцем и умом. Есть люди, щедрые сердцем, а умом скупые; есть люди, у которых ум широк, а сердце стеснено. Почему эта фигура называется ромбом? Что значит «ромб»? Это греческое слово. Второй раз вам предстоит узнать значение греческого слова. Элементы, помещённые геометрами в науку геометрию, взяты ими из живой природы. И в то же время эти линии и фигуры существуют и в человеке. В этом и состоит живая геометрия. Линии человеческого лица вычерчиваются геометрически, они являются геометрическими данными, мы с ними работаем. По этим линиям мы можем узнать, какова степень развития того или иного человека. Какими линиями образовано его лицо? Кривыми линиями с одним центром или с двумя? Потому что есть двухфокусные линии. Такой человек рассматривает вещи с двух точек зрения. В нём нет одного центра, он смотрит один раз с одной точки зрения, а другой раз с другой. Таково состояние его ума. Он говорит: «Да, я думал так, но сегодня думаю иначе». И каждый день всё меняется, от одного полюса к другому, и никогда ты не можешь обнаружить его на том же месте, как будто он находится на какой-то переходной почве. А в восприятии человека должна быть широта. Нужно научиться слушать другого, не критикуя его. Просто констатировать, верна мысль или нет, без того, чтобы придавать ей какой-либо личный характер. Что это значит - придать мысли личный характер? Мы можем считать, что говорящий несколько тенденциозен. Это вредит нам самим, мы вредим сами себе, мы просто должны констатировать, мысль верна или нет. И более ничего! Просто и ясно, с какой стороны его мысль верна, а с какой нет. Точно так же мы можем констатировать и о себе: что в одном отношении мы правы, а в другом нет. Допустим теперь другое: линии начинают отклоняться от прямого пути. Какой вывод мы тогда сделаем? Представьте, что А - это одно живое существо, у него определённый путь АС. Однако это существо при любом движении всё время немного отклоняется: АС, Ah, Ah1, Ah2, Ah3... Что это означает? Это изменяет статус ромба. Одна сторона ромба увеличивается и мы говорим: «Существовали внешние причины, они подействовали на это существо и оно изменило свой путь». Такие линии отклонения можно заметить и в лице человека. Глаза человека не симметричны. Если приглядитесь, заметите, что один глаз больше, а другой меньше. Каждое изменения лица связано с какими-то причинами. Вот, например, если в вас увеличится милосердие, если оно станет вашим побудительным импульсом, то вершины этих двух ромбов соединятся и образуется правильная кривая линия О, вот как на чертеже, это человеческое лицо. Два ромба - это правая Д и левая Л стороны лица. В этом случае растёт верхняя часть лица - О. То же самое происходит и когда развивается воображение. Если же вы разовьёте вашу чувствительность, расширится внизу ваш нос. А если же вы станете очень скупым, он стиснется. Когда хорошо развиты чувства, дыхательная система работает больше и тогда нос развивается. А когда чувства не очень развиты, слабее работает дыхательная система и нос сжимается. У всех людей со слабой грудной клеткой ноздри сплюснуты. Нос некоторых людей представляет собой прямую линию. Англичане называют его «чип нос». У других он с горбинкой (а), у третьих загибается вниз (b), а у некоторых вздёрнут кверху (с). Этот человек, если поймёт, что ты хочешь ему что-то сказать, будет ходить вокруг тебя день, два, три и всё выпытывать. А если скажешь это, ему будет казаться, что он узнал нечто чрезвычайно важное. У крайне открытых людей нос поднят кверху. А у пессимистов опущен книзу. Вам необходимо знать следующее: все проявляющиеся энергии влияют на определённые органы и оставляют на вашем лице свой отпечаток. Если эта энергия гармонична, в твоём лице проявится гармоничная черта, а если негармонична, она оставит негармоничную линию на лице. Этого избежать невозможно. А уж если некая линия запечатлелась в лице, она оказывает своё влияние и на твой мозг. И эта линия вырабатывает определённые силы или притягивает определённые элементы, которые иногда полезны для вашего развития, а иногда крайне дисгармоничны, тогда они вносят в вашу жизнь яд. Все линии, и разумные, и неразумные, движутся по определённым геометрическим формам. Все гармоничные линии добра движутся по самым правильным линиям. А линии зла относятся к дисгармоничным линиям геометрии. Поэтому прежде всего стремитесь к гармоничным мыслям, чувствам и действиям. Остановись в себе внутренне и скажи: «Моя мысль должна быть прямой!» (Прим. Переводчика: в болгарском языке слово «правый» означает и «прямой» и «правильный». Я перевожу как «прямой», потому что речь идёт о линии, но слово совмещает в себе оба значения). Что это значит? Прямая линия - это самая малая единица меры, которой можете мерить всё. Тогда ты скажешь: Мысль моя должна быть прямой! Чувства мои должны быть прямыми! Действия мои должны быть прямыми! Вы должны говорить это всегда. Прямыми должны быть и все мои проявления! Отрицательные вещи внутри вас должны существовать как чуждые, наследственные, атавистические. Существует множество недугов прошлого, повторяющихся периодически. Они не сейчас приобретены. Вы находитесь на Земле в период завершения своей эволюции, все формы, в которых вы согрешили, ошиблись, вы должны исправить. Так что вам предстоит великая задача создания такого характера, который способен служить и правильному мышлению. Не воображайте, что вы сможете думать, что пожелаете. Нет, человек не должен думать, что хочет. Он должен думать, чего не хочет! Это право (прямая) нынешнего развития: думать, чего не хочешь. Говоришь: «Не желаю учиться, мне неприятно». А урок свой ты должен выучить. Именно в этот момент поступай в согласии с этим правилом: учись, даже не желая того. В другой раз не хочешь сделать чего-либо доброго, но при этом должен это сделать. Тогда сделай его, не желая. Поэтому, когда мы делаем то, чего не хотим, мы на правильном пути, в правильном направлении. В чём сейчас противоречие этой мысли? Делать то, чего ты не хочешь, означает, что в тебе есть некое существо, которое чего-то не хочет, но есть и другое, большее, которое хочет заставить первое. Тогда тому, чего хочет низшее существо, ты откажешь, и то, чего оно не желает исполнять, заставишь сделать по всем правилам дружеского искусства. Размышление У нас будет новое приветствие. Я вам буду говорить: «Любовь рождает добро!» А вы мне будете отвечать: «Добро вносит в нас жизнь, свет и свободу!» «В нас» будем употреблять, когда говорим общее приветствие. А когда употребляете эту формулу для самих себя, говорите: «Добро несёт для меня жизнь, свет и свободу!» Подразумеваем Божественное добро, Божественное благо. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts