1924_05_18 Противоречия как необходимость любого роста


Elena
 Share

Recommended Posts

 

Противоречия как необходимость любого роста

31 лекция 3-мок

Молодежный оккультный класс

Третий год

18 мая 1924 года

г. София

 

 

  • Бог Любви не есть Бог мёртвых, но Бог живых!

Прочитали 10 работ на тему: «Различия и сходство в характерах и философии Августина и Толстого». Тема на следующий раз № 26: «Отличительные черты человеческого духа, человеческой души и человеческого тела». 

Учитель: Пусть выйдет какой-нибудь ученик к доске и напишет числа: 1, 2, 3, 4, отметив математически, что число 2 в два раза слабее 1; число 3 в три раза слабее 2 и число 4 в четыре раза слабее 3. 

Ученик: обозначим силу единицы f. Тогда мы имеем 1; 2; 3; 4 - f/f; f/2; f/6; f/24. 

Где находятся самые благоприятные условия? 

Ученик: В единице. 

Учитель: Так, единица представляет собой весну. Энергия весной самая сильная, поскольку усвоение растениями самое сильное. Энергия лета ослабевает, она в два раза слабее, а зимой слабее в четыре раза. Это закон. В единице физический мир самый сильный по качеству. В единице чувства начинают усиливаться, а физический мир слабеет. То есть когда слабеет физический мир, усиливается мир чувства. Закон продолжает действовать  и дальше. Когда ослабевает чувственный мир, усиливается мир умственный. Когда же чувства очень сильны, человек не может проявить умственную деятельность, она в них слаба. Если на какое-то растение вылить чрезмерное количество воды, оно не сможет расти, его развитие остановится, но если его не поливать, оно тоже не сможет расти. Поэтому, когда условия для чувств становятся неблагоприятными, чем больше трудностей встречает человек в своих чувствах, тем больше условий для работы ума. Значит, чтобы человек начал развиваться умственно, он должен пережить затруднения с выражением чувств. И часто, когда человек не в состоянии разрешить свои трудные вопросы физически, он становится человеком мистиком, религиозным. Некоторые относят эти восприятия к причинному миру. 

В единице люди люди гордятся своим телом. Они рождаются материалистами, военными и другими. Во втором положении, в двойке, они рождаются актёрами, людьми, проявленными в чувствах, которые постоянно меняются и рассчитывать на которые ты не можешь. В числе три встречаем людей ума. А за учёными идут мистики и мудрецы. Представьте себе, что Ж - это мир животных, а Ч - человека. Мир животных наклонён к Земле под углом 90 градусов, его ось горизонтальна. По отношению к солнечным лучам они расположены горизонтально, под углом 180 градусов и поэтому воспринимают солнечные лучи через спинной мозг. И все мысли и желания они воспринимают спинным мозгом. Их позвоночник подставлен солнцу и поэтому у него нет благоприятных условий для развития.

2ecc4bea-6a14-480d-b571-eaf686adfa4e

Однако ось человека расположена перпендикулярно. Иногда и человек отклоняется. Вы можете судить, прямым ли путём движется человек по положению его головы. Когда он решает трудный вопрос и держит голову вверх, он решит его легко и правильно. Если же он идёт, наклонив голову вниз, дела его не хороши. По опущенной голове можно вычислить математически, как решатся дела этого человека. Чем больше опущена голова, тем больше он отдаляется от правильного решения вопроса. Наблюдайте положение своей головы, когда решаете какую-то трудную задачу и не думайте, что это нечто произвольное. Чтобы человек решил задачу правильно, он должен держать голову отвесно, или с малейшим наклоном, всего лишь около одного градуса. Если сильно опускаешь голову вниз, то в решении твоей задачи будет какое-то затруднение. Сейчас я спрошу вас: откуда проистекает этот наклон? Он проистекает от вашей животной природы, которая в данном случае преобладает в вас. Можете провести ряд наблюдений. Когда в вас берёт верх животное, вы не видите никакого света, сознание ваше как темное пространство, вы ощущаете совершенное опустошение. Тогда человек наполовину человек наполовину животное и он должен бороться с животными привычками, которые проявляются в его природе. И в этой животной культуре есть свои хорошие стороны. Она богата материалом, который необходимо обрабатывать. 

Теперь представьте, что вы едите, например, мёд. Это желание очень естественно, не грешно есть мёд. Проходите рядом с ульем, но мёд не ваш. Что в вас зарождается? Самое меньшее, появляется желание вкусить мёда. Пошёл один ребёнок купить мёду, да забыл, как он называется. Его спрашивают: «Чего ты хочешь?» Мама меня послала за чем-то, но я забыл, за чем именно. Смотрел-смотрел, увидел бочку с мёдом, погрузил туда палец и облизывает его: вот это мне нужно. И спрашиваю: к какой категории относится подобный поступок? Этот ребёнок, когда мать отправляла его, не слушал, что она ему говорила, думал о чём-то другом, поэтому он и забыл имя мёда. Он думал о том, как бы поиграть по пути, его ум не принимал никакого участия в том, что говорила ему мать. Можно ли считать этого ребёнка интеллигентным? И пока он не увидел бочку, он мучился. Перед ним тут же возникла его мать, которая его поколотит, едва он вернётся в дом. В нём заработал страх, он вспомнил жужжание пчёл, и в этот момент в нём пробудился животный навык, посредством которого он ищет тот предмет, который хотела его мать. Потому и говорю: страдания, мучения, приходящие к вам в мире, заставляют вас, как маленьких детей, находить мёд. Если не можешь найти чего-то естественным способом, найдёшь его обратным способом, но с большими страданиями, с большими неприятностями. 

Вообразим другую ситуацию. Предположим, что этот ребёнок не был столь чувствителен и не смог найти мёд, думаете ли вы, что, вернувшись домой, он скажет истину своей матери? («Обманет»). Почему он обманет её? Тут интересна психологическая сторона вопроса. Откуда появилось в этом ребёнке желание обмануть мать? Мать его родила, ухаживала за ним, воспитывала, почему же он боится её, почему ему необходимо лгать? Дети вообще много лгут своим отцам и матерям. Почему? Вот в чём кроется причина: если метод преподавания у учителя ошибочный, передаёт ли он его своим ученикам? («Передаёт»). По тому же закону, по этому же ложному методу мать передаёт своё определённое состояние и ребёнку, и это учение прежде всего затрагивает её, чтобы она извлекла плохие последствия своего метода. Вообще у детей, которые лгут, верхняя часть головы заострённая, в них не развита совесть. Знайте, что при каждом импульсе говорить истину вы развиваете в себе определённую часть головы. Если вы, например, желаете быть смелыми, в вас будет развиваться задняя часть черепа. Любые стремления, которые есть в человеке, развивают разные части мозга. Воображение, например, делает лоб больше. В каждом классе есть ученики, в которых развиты различные силы и способности. Должно быть разнообразие! Ученики могут взаимно передавать друг другу и добрые, и плохие качества. Способные ученики передают свой импульс более слабым. Некоторые ученики нуждаются в моральных качествах. Поэтому в классе должны быть ученики, обладающие моральными качествами. Нет ничего хуже однообразия. Поэтому одни должны быть сильны умственно, вторые музыкальны, третьи смелы, четвёртые пусть любят Истину и т.д. Все эти качества взаимно дополняют друг друга. Во всём человечестве сейчас работает коллективный, великий человек через свои единицы. Однажды он их соединит и образует одно целое. Он сложит их и создаст одно отличное, красивое тело. Вы должны привыкнуть хорошо анализировать. Некоторые из вас любят приврать. Это естественно, но взрослый человек должен уклоняться от лжи. Есть люди, окончившие по четыре факультета, но, когда дело доходит до исследования неких фактов, они всё равно преувеличивают. И видно, что все их теории - искривлённые истины. Многие учёные люди искажают свои научные данные. Возьмите учёного богослова: прежде чем доказать духовную истину, он сначала её исказит. Нет, ты всегда должен констатировать истины такими, какие они есть. Не насилуй один факт, чтобы доказать другой. Факты связаны, они взаимно помогают друг другу. 

Прежде всего, у людей нет искренности. Ученые, духовные люди, должны обладать совестью, чтобы не обманывать. А у них нет смелости, потому что в них развит страх. Существует много учёных людей, богословов, даже людей нового учения, в которых есть страх и вследствие этого они не могу высказать истину твёрдо. Они останавливаются, не высказывая её и наполовину. Иной судия сидит, судит, выносит приговор, но истину говорит наполовину. Так что первое: знайте, что у всех людей есть слабости. Поэтому стремитесь рассуждать правильно в себе самих. То, что вы строите, это ради вас. Если вы совершили ошибку, то это не для меня, пострадаете-то вы. И если сделали что-то доброе, то это тоже для вашей пользы. Каждый человек причиняет вред или пользу самому себе, но его ошибка косвенно может и другим принести вред. Так же и с добром, которое вы совершаете: и оно косвенно может принести добро другим. Например, если я вызову сейчас  кого-либо из вас к доске и задам ему трудный вопрос, на который он не сможет ответить, другие станут над ним смеяться. Вопрос не в том, что они знают больше, и не в том, что он не знает. Вопрос в том, чтобы была объяснена истина. 

Первая вещь: в вас должен сформироваться навык объяснять Истину в её малейших проявлениях. Не стремитесь объяснить великие проблемы жизни. Это громадный объём. Ищите микроскопические факты, всегда держитесь за них. Малые величины другие. Если человек ленится погрузить руку свою в карман, чтобы дать просящему пять копеек, он никогда не привыкнет давать. Начиная с пяти копеек, он сможет научиться давать больше.  Теперь, в том материале, который вы проходите, вы не научились ещё останавливаться на тех оккультных положениях, которые могут быть применены в жизни, а вы должны их применять! Вы, к примеру, должны знать, говорит ли вам некий человек Истину или нет. И уметь различать веру и доверчивость. Вы не должны быть легковерными. Отправились вы, к примеру, в путь, а кто-то говорит вам: «А вы знаете, что этот путь неверен? Вы идёте по неправильному пути». И вы тут же начинаете колебаться. Почему? Вы сразу относитесь к этим словам как к надёжным, не проверяя их. Это легковерие. От чего зависит угол отклонения двух линий? Как образуется угол отклонения? 

Ученик: В физике есть такой тип электроскопа, он определяет угол отклонения. Когда по проводам пропускается электрический ток и  он входит в два провода, поскольку он был положительным и отрицательным, провода отталкиваются и образуют угол отклонения. 

Если рассматривать работу этих четырёх человек 1, 2, 3, 4 по тому, как определены их действия на чертеже, могут ли они совершить работу вместе? («Каждый по отдельности может совершать свою работу, но между ними нет согласия»). 

Сейчас мы затрагиваем закон, существующий в природе. Что это за закон? Предположим, у вас есть одно семечко. Каковы его возможности? («Расти вверх и вниз»). Оно встречает внизу некое противоречие - почву, она ему препятствует, но в ней образуются корни этого растения. Тем же способом образуются и ветки. 

8242c906-b891-40ca-a285-13abd0f667d0

Таким образом, силы противодействия вверху и внизу образуют целое дерево. Так что и противодействующие силы организма помогают нашему росту. Когда в вас проявляется некое противодействие или противоречие, вы должны знать, что это в порядке вещей. Вот почему в вашем росте непременно должны быть противоречия. Как только прекращаются противоречия, останавливается рост. Если высыхает какое-либо дерево, то в нём больше нет противоречий. Кто-то спрашивает: «Зачем нужны противоречия?» Противоречие находится внутри закона вашего развития, временно оно необходимо вам. Кто-то хочет прекратить, остановить противоречия. Вы можете их остановить, но и ваше развитие остановится. Высохшее дерево показывает прошлые противоречия, которые для него существовали, но в его плодах примирены все его противоречия, в них собираются все силы. Из этого следует, что в плодах своей духовной жизни человек примирит все противоречия. А в период роста примирять их не следует, они ему необходимы.  Это философия. 

47e7c3a8-88dd-4e02-a8c8-d3bc23eab98a

Сейчас люди делятся на партии. Некоторые люди не принимают ваших убеждений, но вы об этом не беспокойтесь. Эти люди всего лишь маленькая ветвь дерева, которое отдалится от него максимум на три-четыре метра и опять вернётся назад. Когда поднимется ветер, оно столкнётся с другой веткой, та спросит его: «Чего ты хочешь от меня?» «Ничего не хочу, ветер подул, столкнул меня с другой веткой, ничего не хочу». Примирить все противоречия дерево может только в плодах. Поэтому не смущайтесь тем, как развивается внешний мир. Вы должны знать, что вы не в силах изменить порядок вещей. Только в плодах дерево может примирить противоречия. Поэтому вы должны стремиться к идеальной, духовной жизни. Каждое дерево должно иметь свой плод в вас. Как говорит Писание: «По плодам узнаете их». У кого есть плод, мы узнаём, что он примирил противоречия, а у кого нет плода, того называют бесплодным деревом. Это показывает, что человек ещё не нашёл закон примирения. Значит, в плоде, в добре, которое ты совершаешь в мире, ты должен примирить все противоречия, своей физической, чувствительной и умственной жизни и перейти в причинный мир. Потому что противоречия физического мира не являются противоречиями так же и умственного мира. Линии 1, 2, 3, 4 показывают движения тессеракта. Когда углы увеличиваются или уменьшаются, это выражает движение и направление тессеракта. Помните следующее правило: люди, у которых в жизни самые большие противоречия, являются и самыми сильными. Самые большие препятствия приходят к самым сильным людям. Чем больше ваши мучения, тем больше это обнаруживает, как снисходительна к вам природа. Дитя может жаловаться, что его держат взаперти, но оно так учится. Это значит, что иногда и природа поступает с тобой, как мать: хватает, запирает тебя в её комнате, говорит тебе: «Учись!»

Важно для вас стремиться через плод вашей жизни примирять противоречия. И если вы примирите их так, вы на правильном пути. Приложите это правило: если совершили ошибку - тут же её исправьте! Каждый вечер, вернувшись домой, дайте себе отчёт, как вы провели день, какие совершили ошибки и отметьте. Так вы найдёте способ исправить их. Кто хочет добиться успеха в жизни, непременно должен исправлять свои ошибки. Это целая наука. По отношению к себе вы очень снисходительны, вы говорите о себе: таковы условия. Или: не только я делаю ошибки, и другие люди делают. Если вы оправдываете себя таким образом, однажды вы окажетесь в тупике. Потому что ошибки в жизни существуют, чтобы их исправлять. Если кто-то скажет вам, что можно и без ошибок, он не говорит истины. Ошибки будут, несмотря на всё ваше знание, и много знать будете, всё равно будут. А если нет своих ошибок, вас нагрузят чужими, и вы понесёте их. Но придерживайтесь правила, которое я вам назвал: каждый вечер выделяйте из себя учителя и вставайте перед ним, как ученик. Вызови его, говоря: «Встань передо мной!» И скажите ему: «Знаешь, что я сегодня сделал?» Я спрашиваю вас: стояли ли вы так перед своим собственным испытанием, перед самими собой? Ученик начнёт оправдываться. Учитель, однако, пусть будет полностью справедлив: пусть спросит: «Почему ты так делаешь?» И ты, как ученик, должен дать правильный, истинный ответ, найти причины, побуждения, из-за которых ты совершил эту ошибку. Если ты окажешься чуть-чуть снисходителен к себе, это уже лицемерие, ты погиб. Физический человек как ребёнок. Почему ребёнок уважает мать? Потому что ребёнок видит, правду она говорит или нет. Он перестаёт бояться её, когда замечает ложь. 

Итак, если ваш объективный ум заметит, что вы где-то слабы, он скажет: «Ты обманываешь». В природе существует неизменный закон. Если я, к примеру, нагружу на вас 50 килограммов золота и стану умолять вас благополучно переправиться через глубокую реку, будет ли это верно? Я спрашиваю: а вы уверены, что 50 кг золота не продавят землю, что в этом нет никакой опасности? Опасность находится в воде. Когда вы оказываетесь в более редкой среде, в ней вы проигрываете. Вы должны быть уверены, что вы перейдёте через глубокую реку своей жизни. При этом даже когда нет моста. Вы скажете: на лодке. Нет и лодки. Тогда как? Представьте, что вы несёте 50 кг песка на спине и с ним должны переправиться через реку. Что вам будет стоить оставить этот песок на берегу, переправиться через реку - там тоже есть песок, взять теперь другие 50 кг песка? А когда дойдёте до следующей реки, опять оставите песок, переправитесь через реку, опять возьмёте столько песка, сколько хотите. 

Закон таков: будьте очень требовательны по отношению к своим ошибкам. Потому что, если вы не исправите их, через некоторое время они станут причиной такого страдания, которое вам и не снилось. Обратите внимание: в надлежащем страдании души не страх является тем, что играет роль, а правильность. В мире существует лишь одна правда. Мы не спрашиваем, почему должны происходить эти вещи? Они произойдут, но они должны произойти правильно. Если они совершены ошибочно, они должны быть исправлены. Можно сказать так: некоторые волокна в мозгу должны расти в длину, при этом объём определённых клеток должен увеличиваться. Так должно происходить! Значит, бюджет этого опыта предусмотрен самой природой. Необходимая энергия будет направлена на работу в ваш мозг. Теперь представьте, что ваш мозг не может выдержать этого напора так же, как электрический провод не может выдержать тока в определённой системе. Что тогда случится? («Провод перегорит»). Есть ли среди вас электротехник, который сможет рассказать нам, когда перегорает провод? («Когда сила тока пропускается через определённый размер провода и в нём образуется большее напряжение, чем провод может выдержать»). Это значит, что человеческий мозг должен правильно выстроить систему. В нём нужно поставить хороший провод, не абы какой, а тот, что сможет выдержать любое напряжение. Поэтому закон таков: то, что делаете, должно быть сделано хорошо. И это хорошо сделанное дело должно прежде всего отразиться на строении тела. 

Так что иногда вы должны искусственно создавать себе трудности. Замечено, что дети, которые в детстве переносят одну, вторую, третью и ещё целый ряда болезней, когда встречаются с серьёзным заболеванием, не умирают, а выдерживают его, их организм остаётся стабильным. Те же дети, что вовсе не болели, при первой же болезни, которая случится с ними на второй год их, уходят на тот свет, болезнь забирает их с собой. Человек, который постоянно страдает, может легче выдержать болезни, а тот, кто никогда не болел, при первом же заболевании, умирает. Так что страдания закаливают организм. 

Вы понимаете этот закон? Это закон, от которого вы не можете избавиться. Если вы мыслите сообразно с этим законом, ваша мысль будет находиться в согласии с природой. Это согласие придаст вашему уму силу, чтобы вы думали более правильно, избавив вас при этом от множества моральных терзаний. Потому что невежество несёт неисчислимые страдания. Возьмите в качестве примера крошечную искорку. Для дерева она не опасна, а для взрывчатого вещества окажется опасной - всё зависит от того, куда вы её поместите. Поэтому каждый вечер подводите баланс тому, что вы сделали, что вы пережили  за день. И выберете себе идеал, которого вы хотели бы достичь. Человек должен работать над собой! А теперь все люди, и особенно фаталисты, говорят: «Будь что будет!» Это похоже на дерево, корни которого оказались в реке, и она подмывает их то там, то тут, пока в какой-то момент не обрушит его в воду. Но так не добиться решения общих задач. 

Итак, какова основная мысль этой лекции? («Ошибки нужно исправлять вовремя»). Первоначально не было ошибок. А ещё что? («Противоречия должны примиряться в тех плодах, которые мы производим»). Прежде всего, противоречия проистекают от сил природы. 

А теперь я задал бы вам писать сочинение на тему: «Какой метод знакомства самый лучший?» Какой, по-вашему, способ познакомиться с кем-то можно считать самым практичным? Когда люди обыкновенно знакомятся? («Когда мы сделаем кому-то добро»). Представьте, что два человека вместе путешествуют. Сумка одного из путешественников опорожнилась, и он голодает целых три дня, после чего, наконец решается спросить второго: «У тебя есть что-то поесть? Уже три дня не ел ничего». «Есть».  Они начинают разговаривать, рассказывают что-то друг другу. Второй путник угощает первого, затем они подают друг другу руки и говорят: «Доброго пути!» Один отправляется в одну сторону, другой в другую. Как знакомятся ученики? Один из них не знает ничего в математике, а учитель его непременно вызовет. Тогда он просит одного из соучеников: «Можешь ли ты объяснить мне урок по математике, не понимаю, как разобраться с темой». Садятся вдвоём: один рассказывает, другой слушает - так и знакомятся. Если бы оба оказались способными, разве тогда познакомились бы? Не познакомились. Но если оба окажутся перед общей опасностью, например, если оба голодны или если оба в чужом городе, то познакомятся.  Тогда из этих примеров мы можем вывести следующий закон: общие нужды, проявляющиеся в жизни, сближают людей. Эти нужды могут быть физического, умственного или духовного характера, но они всегда сближают людей. Итак, если появляется в вашей жизни какая-либо нужда, знайте, она на своём месте - она чтобы сблизить вас с неким человеком. Не пропустите тогда этот случай. Всякое сближение, произошедшее естественным путём, Божественно, оно принесёт вам пользу. Два человека, у которых нет нужды друг в друге, не могут сблизиться. 

Дам вам одно объяснение вопроса, почему между двумя душами необходима мягкость в жизни. Вообразите, что двух человек поместили в некий сундук, наполненный жидкостью. Сундук хорошо окован и путешествует по железной дороге. Как вам кажется, если они стукаются внутри, выйдут ли они оттуда здоровыми? Если это бутылки, между ними должны быть опилки, чтобы не было трения. Если мы говорим, что необходимо быть мягкими, мы хотим сказать, что мы внутри сундука и путешествуем. Если же мы не путешествуем, то можно и без мягкости. Только несколько бутылок нуждается в мягкости. Одной бутылке нет нужды в стружках, но если посылаешь её в компании с другими бутылками в другой город, то нужно нечто мягкое между ними. Когда говорим, что мы должны быть мягкими и милостивыми, то имеем в виду, что между нами должно быть что-то, чтобы мы не стукались друг о друга. («Если они погружены в молоко, то образуется масло»). Да, так, взобьётся масло. Вот скажем теперь, что тот, кто сделал эту банку, оставил очень маленькое отверстие, и взбившееся масло забило его и не может вылезти наружу. Что в таком случае можно сделать? («Нужно, чтобы отверстие было очень большим»). Вот почему человек должен быть щедрым, рот его должен быть большим. Это значит, что щедрость - это большой рот, из которого легко достанем взбившееся масло. 

И теперь вы поняли, что такое мягкость и почему она необходима в жизни. Когда вас помещают в мягкость, не вопрошайте, можно ли без этой соломы, не говорите: «Давайте выбросим эту солому!» если два человека мягки, они отдалятся друг от друга и между ними не будет происходит столкновений. И тогда, если вдруг пожелаете с кем-то поругаться, если в вашей жизни возникло некое противоречие, скажите: «В сундук пора, подожди, посмотрю, есть ли стружки, чтобы со мной не случилось какой-либо катастрофы». И смотрите при этом, чтобы ваш рот был большим. Если в нём засахарился мёд, как вы выберетесь через узкое горлышко? Люди и в этом случае нашли искусное решение: помещают сосуд в горячую воду, чтобы мёд растопился. Но в жизни, когда рот маленький, мёд выходит из него с трудом, поскольку этот процесс очень сложен.

  • Бог Любви не есть Бог мёртвых, но Бог живых!
Link to comment
Share on other sites

 Share