Перейти к содержанию

Жизнь после смерти физического тела. Жизнь в духовных мирах


Recommended Posts

Влад Пашов

Жизнь после смерти физического тела

Жизнь в духовных мирах

«Ученик, пока он ещё на Земле в физическом теле, должен пройти чистилище, организуя и очищая свои оболочки, которые некоторые называют телами. Это достигается применением методов, которые ученику для работы над собой даёт Школа». 

«В первое время, освободившись от тела, душа чувствует себя большой, необъятной, как Вселенная, но как только её начнут подгонять неприятели, она начинает убегать и сильно уменьшаться, так что становится невидимой и теряется в пространстве. Тогда она сообщает своим близким на Землю, что жизни нет и ничего не существует. Таково состояние души, пока она не сориентируется в другом мире. Такие души называют тёмными. Чтобы выйти из состояния тёмной души, необходимо вспомнить, что душа живёт в Боге, что Бог есть Любовь и что она восстановит свою первоначальную форму, когда возлюбит Бога».

«Когда душа оставляет тело, оно разлагается на тысячи и миллионы живых частиц, которые не умирают. Тело составлено из миллионов и миллиардов живых клеток. Каждая клетка имеет свою душу, а душа первоначальной клетки, первичная монада, является центральной, она светла сама по себе и притягивает к себе прочие монады. Однажды, когда эта светлая монада завершит свою миссию, она скажет всем маленьким монадам: «А теперь я отпускаю вас на свободу». И все клетки рассредоточатся в пространстве. А когда душа приготовится к новому воплощению, она, вернувшись, привлечёт все эти клетки к себе и образует новое тело». 

Учитель 

Развитие человека совершается в трёх великих мирах, которые Учитель называет физическим, духовным и умственным или Божественным. Учитель даёт этим мирам и такие имена: феноменальный, реальный и идейный. Другие оккультисты называют их физическим, душевным и духовным. Но, какие бы имена ни давались этим мирам, важно, что в этих трёх великих мирах совершается человеческое развитие. Учитель говорит, что духовный мир в сто раз обширней физического, а Божественный мир в тысячу раз обширней физического. То есть физический мир самый ограниченный, он создан из самой грубой материи. 

Учитель даёт этим мирам и другие определения и наименования. Физический он называет материальным, духовный называет субстанциональным, а Божественный - эссенциальным миром. Всё это состояния и формы проявления реальности. Три этих мира Учитель называет, кроме того, человеческим, ангельским и Божественным. У нас есть определённое представление лишь о физическом мире, а о других двух мирах наши представления смутны. Человек одновременно живёт в трёх мирах, но не осознаёт этого. Потому что человек сам по себе очень сложное существо, говоря очень общо, составленное из духа, души и тела. Дух живёт в Божественном мире, душа живёт в духовном мире, некоторые называют его душевным, а человеческая личность, проявляющаяся через тело, живёт в физическом мире. Мы осознаём только личность человека, и поэтому наше представление о нём весьма ограничено. При нынешнем развитии душа, соответственно духовный мир, выражается через чувства, а дух, соответственно Божественный мир, выражается через мысль. Это не означает, что нам нужно отождествлять душу с сердцем, которое связано с чувствами, да и дух не нужно отождествлять с мозгом, которым мы мыслим. Сердце - только внешняя сторона души, а ум - только внешняя сторона духа. 

Развитие человека в этих трёх мирах совершается по законам перерождения и кармы. Перерождение - это закон последовательного перехода из одного мира в другой, который египтяне называли трансмиграцией или странствиями души.  В каждом из этих миров человек живёт в теле, построенном из материи этого мира.

В физическом мире он живёт в теле, созданном из материи физического мира. 

В духовном мире он живёт в теле, построенном из материи духовногомира.

В Божественном мире он живёт в теле, построенном из материи Божественного мира. 

Эти тела Учитель называет ещё и оболочками, а истинное тело - это Божественное тело, оно бессмертно, в то время как физическое и духовное подлежат разрушению. Родившись на Земле, человек живёт в физическом теле максимум 120 лет, в редких случаях больше. После смерти физического тела он переходит в духовный мир в своём духовном теле. После того  как он проводит в духовном мире определённый период времени в своём духовном теле, человек оставляет и его и переходит в Божественный мир в своём бессмертном Божественном теле. И после прохождения этого пути от физического до Божественного мира в течение определённого промежутка времени, различного для различных людей в соответствии со степенью их развития, он снова возвращается на Землю, то есть перерождается. Этот процесс перехода через миры мы увидим подробнее в дальнейшем изложении. 

Три мира, в которых совершается человеческое развитие, состоят каждый из семи областей. Так в физическом мире есть область твёрдой материи, область жидкой материи, область воздушной материи. За воздушной материей следует четыре области эфирной материи, которые так же принадлежат физическому миру и связаны с силами, действующими в трёх более низких областях. Такое же подразделение областей существует и в двух других мирах. Ещё одна вещь, которую нужно сказать об этих трёх мирах, это что каждый из них имеет в своём основании один из великих Божественных принципов: Любовь, Мудрость и Истину. 

Так принцип Истины положен в основание физического мира, принцип Любви - в основание духовного мира и принцип Мудрости положен в основание Божественного мира. Но и каждый из этих трёх принципов проявляется в трёх мирах в различных областях и состояниях материи. Существует и другая классификация тел, которую используют философы. Учитель часто применял и ту классификацию. Это так называемая симеричная классификация, которой придерживается восточная оккультная традиция. В то время как западная оккультная традиция придерживается троичной классификации. 

Учитель говорил: «Восточная и западная Школы различаются классификацией тел, но это внешняя сторона учения». В соответствии с глубинным смыслом Христова учения, человек имеет три существенных тела, называемых телом Любви, телом Мудрости и телом Истины и четыре оболочки. Это внешняя сторона вопроса, существенной разницы между представлениями этих школ нет. И Христос в настоящую эпоху хочет объединить все школы и братства. Поэтому Учитель пользовался и восточной и западной классификациями. Вот что он говорил буквально: «Физическое тело человека разрушается после смерти - это так. А всё, что разрушается и исчезает, не может быть истинным жилищем человека, его души, его ума. Не являются истинным жилищем человека и все эти более тонкие тела: эфирное, астральное и ментальное, о которых говорит оккультная наука. Оккультная наука утверждает, что человек имеет семь тел. Эти тела, с помощью которых проявляется совершенный человек, действительно существуют. Но не все семь могут быть названы «телами» в истинном смысле слова. В сущности, лишь три из них тела, остальные же оболочки. Я даю новое толкование этим трём существенным телам и называю их телом Любви, телом Мудрости и телом Истины». «Тело Любви - это истинное тело человека, которое не умирает никогда, оно строится. Заложены только его основы. Что касается других бессмертных тел, тела Мудрости и тела Истины, они существуют только как зародыши. Для их развития придут особые эпохи. И вся жизнь в физическом, астральном, ментальном и причинном мирах имеет лишь одну цель - приготовление материала для созидания тела Любви».

Любовь проецируется в эти четыре мира, в четыре оболочки человека. Эти четыре оболочки подобны лабораториям, в которых обрабатываются материалы, необходимые для строительства тела Любви. Они являют собой только определённые возможности Любви, через которые она проявляется. В них происходят непрерывные перемены. Сами они являются и исчезают по определённым периодическим законам. Эти оболочки изменчивы, но в них есть нечто, что не исчезает, что существует как зародыш - физический, астральный и ментальный. Причинное тело - это нечто вроде атмосферы для этих зародышей. Оно связано с миром, в котором содержатся возможности физического, астрального и ментального миров. Но прежде чем человек спустится в мир Любви, он должен пройти через причинный мир, в котором происходит полное примирение противоречий. 

Причинный мир - это мир примирения, а мир Любви сам по себе - это некий просторный мир, в котором всё осуществляется. Это великий мир, в котором осуществляется истинная жизнь. В мире Любви реализуются все желания человека, проявляющиеся в физическом, астральном и ментальном мирах. Но они осуществляются только при полностью развитом теле Любви. И когда мы говорим о любви в человеке, мы имеем в виду строительство этого тела Любви. Тогда человек воскреснет и заживёт вечной жизнью». 

Скажу несколько слов для пояснения предыдущей мысли Учителя, чтобы понять отношения между троичной и семеричной классификациями тел. В понятие «физический мир» в троичной классификации включается грубый физический и эфирный миры. В понятие «духовный мир» включаются астральный и ментальный миры. Причинный мир - это самый высокий уровень проявления духовного мира и самое низкое проявление Божественного. Над ним в бесконечности простираются миры Любви, Мудрости и Истины. Эти три высших мира в более низших мирах проявляются в обратном порядке. Так мир Истины проецируется в физический мир, мир Любви проецируется в астральный мир, а мир Мудрости проецируется в ментальный мир. Вопрос об этих мирах и о трёх бессмертных телах настолько глубок и обширен, что Учитель говорит о том, что он не полностью ясен и некоторым ангельским иерархиям. И развитие человека совершается в четырёх низших мирах: физическом, астральном, ментальном и причинном, которые в Писании эзотерически называются «землями», а высшие Божественные миры называются Небом. И развитие человека в настоящую эпоху, совершаемое через перерождения, происходит в четырёх низших мирах, а в высшие Божественные миры человек проникает только тогда, когда строит тело Любви. После смерти физического тела человек последовательно переходит через эфирный, астральный и ментальный миры и достигает крайнего предела причинного мира, граничащего с миром Любви, и оттуда пускается в обратный путь к новому воплощению на Земле. В этих четырёх мирах, по словам Учителя, человек и собирает материал для строительства тела Любви. 

В физическом мире человек собирает опыт, который он ассимилирует в астральном и ментальном мирах и извлекает из них материал для строительства тела Любви. 

В прошлом пребывание человека в духовном мире было намного продолжительней, чем сейчас. В прошлом человек находился в невидимом мире от 500 до 1000 лет, так что за цикл в 2160 лет, определяющий одну эпоху, человек перерождался максимум два раза - один раз в мужском, другой раз в женском теле, чтобы собрать различный опыт и иметь различные переживания, которые могут послужить строительству тела Любви. Но Учитель сказал, что эволюция ускорена в десять раз, поэтому время пребывания в духовном мире сокращено от 50 до 100 лет в зависимости от ступени развития, на которой находится данный человек. Чем более развит человек, тем больше времени проводит он в невидимых мирах, потому что он собрал больше опыта, у него больше переживаний, он собрал больше материала, который он должен переработать, чтобы извлечь из него эссенцию, которую он поместит в строительство тела Любви. Среди разных работ, которыми заняты человеческие души в период пребывания в духовных мирах, есть и работа, которую они совершают под руководством Иерархий, - изменение условий существования на Земле как в физическом отношении, так и в социальном, чтобы, спустившись на Землю в новом воплощении, можно было иметь другие условия и возможности и собрать новый материал для построения тела Любви. Потому что Земля - это место не для счастья, а для ученья, это школа, в которой человек учится и собирает материал для построения тела Любви. 

С момента смерти физическое тело постепенно разлагается. Это показывает, что в человеческом организме, кроме грубой физической силы, есть и некая организующая сила, которая вносит в тело жизнь. Эта организующая сила идёт от души, которая оставляет тело в момент смерти. Душа, как магнит, собирает вокруг себя все клетки, образуя единый живой организм, а когда она покидает тело, клетки рассеиваются в пространстве. Потому что каждая клетка - это такая маленькая душа, маленький силовой центр, привлечённый центральной монадой, душой, чтобы образовать тело. И эти маленькие души обладают определенным сродством с центральной монадой, которая, как магнит, притягивает их и образует новое тело из воплощения в воплощение. В момент смерти эфирное тело вместе с душой выходит из головы и физическое тело остаётся без жизни. Эфирное тело выходит таким спиралевидным движением и уносит с собой душу, неся, кроме неё, один физический атом или, точнее, не физический атом, а силу, которая в нём работала. Результат пережитого физическим телом опыта только что покинутой жизни отпечатывается на этом особенном атоме. В то время как все остальные атомы в теле изменяются в течение жизни, этот атом остаётся неизменным. Он остаётся постоянным не только во время одной жизни, но является частью каждого физического тела, использованного ранее человеческим духом. После каждого земного существования на нём отпечатываются переживания данного физического тела, таким образом обогащая его качественно, но не переменяя. Он извлекается в момент смерти и остаётся в потенциальном состоянии, как зритель, заново пробуждаясь для новой физической жизни, чтобы опять послужить ядром, вокруг которого выстроится новое физическое тело. Он называется семенным атомом. Во время жизни семенной атом расположен в левой пустоте сердца, ближе к его вершине. В момент смерти он изливается в мозг по (?) нерву (Учитель называет его «пневмогастричным», я не нашла аналогии в списке сердечных или околосердечных нервов) и покидает тело вместе с эфирным телом и душой в месте соединения черепных костей между затылком и теменной костью ( где родничок у детей?). 

Когда эфирное тело вместе с душой оставляет физическое тело, они ещё связаны с ним одной нежной серебристо-белой нитью. Эта последняя связь не разрывается до тех пор, пока включённая в эфирное тело панорама прошедшей жизни не будет просмотрена душой. Поэтому погребение или сжигание не должны совершаться до третьего дня, потому что именно до тех пор через серебряную нить душа, связанная ещё с эфирным телом, просматривает панораму своей жизни, отпечатавшуюся в эфирном теле, которая в течение трёх дней напечатлевается в астральном теле. Через три дня серебряная нить обрывается и тело теперь окончательно мертво. Из-за несоблюдения этого срока люди нередко бывают погребёнными заживо, потому что они только отлучились и возвращаются в тело после третьего дня. 

Один американский учёный проводил опыты, с помощью которых установил, что при испускании последнего вдоха тело уменьшает свой вес. (*Макдугалл, на 21 грамм).  Он проводил эти опыты с очень чувствительными весами. Это показывает, что нечто невидимое уходит из тела. Это эфирное тело, состоящее из четырёх эфиров: теплового, светового, химического и жизненного, и оно тоже относится к физическому составу. Оно покидает физическое тело вместе с душой и астральным телом. 

Поскольку в момент смерти и в течение трёх дней  душа просматривает свою прошедшую жизнь, которая выстраивается перед ней в картинах от момента смерти до момента рождения, её не нужно беспокоить плачем и шумом, чтобы могла она сосредоточиться и ясно видеть картины прошедшей жизни. Потому что от ясности этого видения зависит их отпечаток в астральном теле, а от него зависит правильность вывода, который душа извлечёт из этих картин, и это в свою очередь влияет на жизнь души в следующем воплощении. Поэтому люди, если они желают добра умершему, не должны плакать и шуметь рядом с ним, самое лучшее, что они могут совершить, это произносить молитву, которая на ушедшего действует успокоительно и настраивает его на созерцание картин истекшей жизни. Во время созерцания панорамы истекшей жизни душа слушает голос Космического Слова, который говорит с ней и поучает её. Это торжественный момент для неё, и поэтому она не должна быть смущаема шумами, скорбью и плачем рядом с телом. 

Точно так же, видя, что человек уходит, не нужно пытаться  вернуть его назад лекарствами, потому что воздействие такого опыта вредно для невидимых тел и причиняет душе страдания.

Жизнь человека отпечатывается в эфирном теле в области отрицательного полюса химического эфира, который является приютом подсознательной памяти. Эфирное тело вообще - носитель памяти, основы умственных способностей. Картина, как я уже сказал, начинается с момента рождения. Панорама длится от нескольких часов до трёх дней, в зависимости от времени, в течение которого человек может сохранять пробуждённость сознания, после чего он теряет сознание в старом мире и переходит в следующий, называемый душевным, или астральным, или духовным. Подобная панорама своей жизни бывает видима человеком и в моменты переживания большой опасности - когда он тонет, падает с большой высоты и т.д. Когда эфирное тело выходит из физического и сознание пробуждено, но связь с физическим телом не разорвана, эфирное тело вместе с душой возвращается в физическое тело. 

Через три дня после смерти, когда душа вместе с астральным телом, в котором отпечаталась панорама физической жизни, оставляют эфирное тело, это последнее остаётся теперь как второй труп, который спит над гробом, неся форму физического тела и разлагаясь параллельно с физическим. Процесс оставления эфирного тела душой такой же, как при оставлении физического тела. Жизненные силы одного атома эфирного тела забираются для того, чтобы он стал ядром жизненного тела в следующем воплощении. Так, входя в астральный мир, человек несёт с собой семенные атомы физического и эфирного тел. Эфирное тело по форме похоже на физическое, потому что оно его создатель, архитектор, и физическое тело только отпечаток эфирного. Но астральное тело при нынешней степени развития обыкновенного человека на Земле ещё не организовано и облакоподобно, и оно ждёт, когда душа покинет эфирное тело и панорама истекшей жизни человека отпечатается на астральном теле, и тогда оно принимает образ ушедшего человека. 

Учитель говорит, что между физическим миром (и соответственно эфирным) и духовным миром существует некая тёмная зона с высокой температурой, через которую проходят души, прежде чем войти в духовный мир. В этой зоне находится множество враждебных человеку существ, поэтому человек должен иметь свет и самообладание, как и Водитель его, который ведёт его и хранит. Тёмная зона представляет собой границу между тепловым эфиром, который ведёт начало от Сатурнического периода, и он без света, потому что свет появился в Солнечный период, и это самая низкая область духовного мира, в оккультной науке называемая «областью горящих желаний», потому что здесь человек, имевший на Земле сильные низкие желания и страсти, потеряв возможность их удовлетворить, сжигаем ими, как огнём. Поэтому эта область называется «областью горящих желаний». Это самая низкая область духовного мира и в ней уничтожаются, сгорают после смерти самые грубые, самые низкие и эгоистические страсти и желания, которые связаны с жизнью тела. Поскольку эти страсти и желания удовлетворялись через тело, после смерти последнего, не имея возможности быть удовлетворёнными, они усиливаются чрезвычайно, и это приносит страдание душам такое, что они как будто горят. Но эти желания постепенно угасают, сожжённые горящим огнём, и душа познаёт, что единственное средство освободиться от страданий, которые производят эти желания, это угасить жажду наслаждений. Души, которые во время своей жизни не имели таких страстных желаний, после смерти проходят эту область, даже не замечая её, потому что не имеют с ней никаких точек соприкосновения. Чем больше и чем сильнее были у такой души желания, тем больше она нуждается в том, чтобы очиститься от них. И поэтому она остаётся в области горящих желаний более долгое время. Обыкновенно это люди, оставившие земное существование в расцвете своей жизни, их земные желания были осень низки и интенсивны, поэтому они привязывают их к оставленному телу. Люди, покинувшие земную жизнь после долгих и мучительных страданий, легко и быстро проходят через эту область, потому что они рассчитались со своими низкими желаниями, привязывавшими их к Земле, и оставили их, пока были в физическом теле. Люди, покинувшие тело в результате катастрофы, несчастного случая или убийства, несут в себе много неизжитых желаний и часто подолгу остаются в этой области. Положение самоубийц самое тяжёлое, потому что они хотели освободиться от жизни и видят, что всё ещё живы, и не могут найти себе места, скитаясь бесцельно в этой низшей области и испытывая большие страдания, пока не наступит время их естественной смерти. 

Время, необходимое для очищения от страстей и желаний, соответствует их силе. Все преступления, совершённые человеком по отношению к другим людям, и страдания, которые эти люди пережили, он переживает с большой силой, чтобы выучить урок и не причинять зла другим. 

Я говорил, что, когда человек оставляет физическое тело и переходит в эфирный мир, его жизнь проходит перед ним в картинах.  Созерцая панораму своей жизни в эфирном мире, человек при этом не испытывает никаких чувств. Он видит её, как бесчувственный наблюдатель, как будто это и не относится к его жизни. Тогда картины отпечатываются в астральном теле, и, когда он переходит в духовный мир, эти  картины опять предстают перед ним, но здесь уже он переживает их со всеми возможными для него чувствами. Теперь он переживает все страдания и скорби, которые он причинил другим людям, и учит урок, как трудно такие страдания переносить.

Если человек, оставляя физическое тело в момент перехода в другой мир, обеспокоен горем и плачем близких в течение первых трёх дней, отпечаток только что покинутой жизни возникает в его духовном теле неопределённым и неясным.  А когда он не обеспокоен горем и плачем близких, дух гравирует  ясный и глубокий отпечаток на духовном теле, а когда эти картины предстают перед ним в астральном мире, он осознаёт ошибки прошлой жизни намного легче и определённей, чем если картина была омрачена отвлечением его внимания горем и страданиями близких рядом с ним.  Его чувства относительно вещей, доставляющих ему нынешние страдания, будут намного определённее, если он сможет видеть их ясную панораму. 

Это ясное и точное чувство имеет громадную ценность для его будущей жизни. Оно неизгладимо отпечатывается на постоянном атоме духовного тела. Сам опыт будет забыт в следующей жизни, но чувство останется. И когда возникнет ситуация, в которой предоставится возможность повторить ошибку в какой-либо следующей жизни, это чувство заговорит с нами совершенно ясно и безошибочно. Оно и есть тот тихий внутренний голос, который предостерегает нас, хотя мы и не знаем о чём. Чем ясней и определённей панорама прошлой жизни, тем ясней и отчётливей слышит человек этот внутренний голос. Это говорит нам о том, насколько важно оставлять уходящую душу в абсолютной тишине в момент смерти и после смерти. 

Поступая так, мы помогаем душе извлекать максимальную пользу из прожитой жизни и избегать повторения тех же ошибок в следующей жизни. А плач и горевание могут в значительной степени лишить человека возможности извлечь из прошедшей жизни правильный опыт. 

Прохождение души сквозь все области духовного мира - это процесс её очищения и освобождения от всех земных желаний и связей. В различных областях она должна будет справляться с различными желаниями, страстями и чувствами. Потому что различные области различаются характером сил, действующих в них, и материей, из которой они сотворены. 

В том мире действуют две большие силы, проистекающие из Любви, которые, как я сказал, являются основой того мира. Это мир самого низкого проявления Любви.  Это симпатия и антипатия. В различных областях они проявлены в различных пропорциях, с тенденцией постепенного преобладания симпатии над антипатией, пока в седьмой области антипатия не оказывается побеждённой полностью и душа в ней уже свободна от всякого эгоизма. Три нижних области духовного мира образуют то, что в религии называют чистилищем, потому что там души очищаются  от всех земных связей и желаний. В первой области горящих желаний симпатия и антипатия находятся в постоянной борьбе и в ней перевешивает антипатия, и это приносит  большие страдания душе. 

Во второй области симпатия и антипатия находятся в равновесии. Сюда попадают те души, которые сильно интересовались так называемыми ежедневными событиями, то есть в них активно любопытство и легкомыслие: где бы что ни случилось, они должны знать об этом. Поскольку теперь они лишены возможности это любопытство удовлетворять, они испытывают страдание. Через эти страдания душа освобождается от иллюзий, ограничивающих её во время земного существования. 

В третьей области господствует симпатия, и эта область названа областью желаний. Здесь душа переживает все виды своих желаний и, поскольку не в состоянии их удовлетворить, страдает, таким образом постепенно притупляя эти желания и выжигая их. 

Таким образом, три нижних области духовного мира представляют собой чистилище, где душа очищается от всех земных страстей, инстинктов и желаний. А три верхних области духовного мира образуют то, что в христианстве называют Первым Небом. Четвёртая область находится между чистилищем и Первым Небом, и она называется срединной землёй - она не чистилище и не небо. Это область чувств, и она предлагает душе особое испытание. Во время земного существования человек чувств воспринимает своё тело так, будто это и есть он. То, что называется самодовольством, основывается на этом восприятии. И чем больше человек самолюбив, тем выше его самодовольство. После смерти тела, служившего основой его самодовольства, у него нет опоры, но самодовольство есть. Душа при этом чувствует себя опустошённой, как будто потеряла сама себя. И это чувство длится до тех пор, пока душа не осознает, что истинный человек состоит не из тела. В четвёртой области, следовательно, уничтожается иллюзия своей телесности, душа излечивается от этой привязанности и перестаёт отождествляться с ней. Люди, отождествлявшие себя с телом, не интересуются никакими более высокими идеалами, они заняты вещами, связанными с телом и его жизнью. Сами по себе они могут быть и честными, и справедливыми, но, не имея более высоких интересов, чем интересы своих материалистических представлений, они остаются в четвёртой области. Для них жизнь в духовном мире это некая ужасная монотонность. Они проводят в этой области довольно мучительное время, потому что не имеют более высоких стремлений. Таково же состояние и тех, кто считал, что со смертью тела завершается всякое существование. Они ожидали разрушения сознания и не могут примириться с мыслью, что, умерев, они по-прежнему живы. Обычно их не может коснуться никакая помощь, потому что они загородились собственным представлением, как крепостью, и страдают больше всех других. И поскольку они вели абсолютно материалистическую жизнь, почти невероятно, что у них есть жизнь в высших областях духовного мира и ещё менее в умственной области, где души изучают искусство построения тел по первообразам, существующем в умственном мире.

И поэтому материалистически настроенные люди, максимально способные подняться до четвёртой области, строят своё тело предрасположенным к туберкулёзу. Это помогает им ощутить преходящесть земной жизни и обратиться к Богу. 

Польза чистилища в том, что человек, страдая так, как страдали другие от его нечестности, жестокости, нетерпимости и других качеств слабости, научается каким-то добродетелям, которые он проявит в следующей жизни. 

Если человек ещё здесь, на Земле, стремится исправлять в своём пути различные ошибки, он ещё здесь, на Земле, проходит через чистилище и, оставив тело, отправляется прямо в небесный мир. Учитель даёт следующий совет, помогающий исправлению своих ошибок: каждый вечер перед сном ученик должен увидеть совершённое им за день, мысленно исправляя свои ошибки и желая больше не повторять их. Так человек постепенно очищается и, умирая, он отправляется прямо на небо и не переживает страданий чистилища. Кроме того, оценивая сделанное в течение дня, мы замечаем и добро и так увеличиваем его, и оно переходит в другой день. Так через раскаяние и исправление ошибок ещё в период земной жизни, самим осознанием собственных ошибок мы изгоняем из подсознательной памяти картины этих ошибок, и они не отпечатываются на астральном теле в панораме прожитой жизни. 

Пятая область в мире души - это душевный свет. В ней симпатия к другим обретает высокую ценность. Души входят в связь с этой областью настолько, насколько в своей земной жизни удовлетворяли не только свои низшие потребности, не находя радости в окружающем их мире, а стремились к более возвышенному миру и жизни. Чувства любви к природе и к другим, пропитанные эгоистическим, здесь очищаются. Не нужно смешивать эту любовь с возвышенной жизнью вместе с природой, наполненную духовным трепетом и созерцанием в предметах и жизни природы явлений Духа. Такой опыт не имеет ничего общего с тем чувством удовольствия, питаемого некоторыми к природе. Душа должна очиститься от этого чувства, как и от всех прочих чувств и стремлений, возникающих из физического существования. Сила симпатии, царящая в пятой области душевного мира, в которой отсутствуют средства удовлетворить эту земную привязанность, здесь должна быть излечена. Здесь душа познаёт, что она должна искать новые возможности для своей симпатии. 

Точно так же и души, которые на Земле предаются различным религиозным обрядам, желая улучшить условия своей физической жизни, здесь будут очищены, потому что их идеал был чисто земным, хотя и одевался в форму некоего небесного рая. Они найдут этот рай и в этой и в следующих двух областях, но только для того, чтобы понять его суетность. 

Шестая область душевного мира - это область душевной силы. Здесь происходит очищение жажды деятельности, которой обладает душа. Даже лишённая эгоизма, душа всё же ищет возможности испытать чувство удовольствия, которое несёт сама деятельность. Люди, воодушевлённые таким желанием деятельности, внешне производят впечатление идеалистов, людей, готовых на жертву. Но по существу то, что их интересует, есть увеличение чувства радости, которое они испытывают от своей деятельности. Многие художники или люди, занимающиеся наукой, находятся именно здесь. То, что связывает эти души с физическим миром, - это вера, что искусство и наука имеют смысл для их существования только потому, что приносят им удовольствие. 

Седьмая область душевного мира - это собственно жизнь души. Здесь человек освобождается от последних влечений к физическому миру. 

В каждой из горних областей очищается или забирается у души тот элемент, который родствен данной области. В седьмой области души учатся тому, что нет необходимости посвящать всю свою деятельность миру чувств. Существуют особо одарённые личности, думающие при этом лишь о явлениях физического мира. Уничтожение этого стремления и есть главный смысл седьмой области. 

В соответствии с силами, которые каждая душа развила в себе на Земле, она проводит более долгое или более краткое время в различных областях душевного мира. Она остаётся там до тех пор, пока чувствует сродство с этой областью, когда же это сродство исчезает, она переходит в другую область. Через области, с которыми у неё нет сродства, она проходит, не ощущая никакого их влияния. 

Эти три высших области в христианском эзотеризме называются Первым Небом. 

Здесь результаты страданий, которые душа пережила в чистилище, внедряются в семенной атом астрального тела, и ему придаётся качество правильного чувствования, и оно действует в будущем как импульс добра, отклоняя зло. Панорама прошедшего переживается и здесь, но в этот раз основой чувствования становятся добрые дела. Когда душа созерцала картины, которые ей показывали, и видела, как она помогает другим, она переживает заново ту радость, которую испытывала, совершая добро. Но сейчас душа воспринимает и переживает и всю благодарность, направленную к ней теми, кому она помогала. А когда созерцает картины и видит, как она получает помощь от других, то чувствует огромную благодарность к тем, кто ей помогал, но только в гораздо более интенсивной форме, чем то, как она переживала её на Земле. А благодарность помогает душевному росту. Когда человек на Земле помогает другим, не вкладывая своего личного интереса, он испытывает блаженство, соотносимое с блаженством, переживаемым в Первом Небе. Первое Небо - это место радости без всякой горечи. Все благородные устремления человека на Земле осуществляются здесь. Это в определённом смысле место отдыха. Первое Небо - это место блаженства детей. У них нет чистилищной жизни, они отправляются прямо с Земли в Первое Небо, потому что у них ещё не родилось астральное тело, которое рождается к 14 годам и является носителем страстей, желаний и удовольствий. Здесь дети играют и учатся в соответствии со своим возрастом. 

В Первом Небе учёные, художники, альтруисты находят широкое поле для деятельности. У учёных тут есть доступ во все библиотеки мира. Художники творят здесь чудные картины с живым цветом, работая своей мыслью. Музыка принадлежит Второму Небу, которое находится в умственном мире. Первое Небо - это мир палитры цветов, а мир мысли - Второе и Третье Небо - это сфера звука, музыки, поэзии. Небесная музыка - это факт, а не фигура речи. Из этого мира музыканты спускают музыку на Землю, но земная музыка - это бледная копия небесной. В Первом Небе учёные собирают материал для своих научных работ, филантропы создают планы подъёма и сдвиг человечества к улучшению и пр. 

Когда душа достигает верхней границы душевного мира, седьмой области, и через неё проходят результаты пережитых страданий и боли в чистилище, они всеиваются в семенной атом астрального тела вместе с переживанием радости. Вместе они образуют то, что называется совестью, - силу, которая предохраняет нас от зла как носитель страдания, и подталкивает к добру как носитель счастья и радости. Тогда человек оставляет астральное тело, чтобы оно разрушалось, подобно эфирному и физическому. Он берёт с собой только сильный семенной атом, который послужит образованию будущего астрального тела. Оставив Первое Небо, человеческий дух входит во Второе Небо, одетый в тело Я или ума, неся с собой три семенных атома, квинтэссенцию трёх оставленных тел: физического, эфирного и астрального. 

Пока человек находится по преимуществу в физическом и эфирном телах, астральное тело его ещё не очень организовано и похоже на эллипсовидное облако, различным образом окрашенное. После того как человек оставляет физическое и астральное тела, эллипс облака изменяется в фигуру, подобную оставленному физическому телу. При переходе из эфирного в астральный мир человек пребывает в спящем состоянии, в состоянии неосознанности. Позже он пробуждается и начинает сознавать окружающий его мир. Но тут часто случается, что после пробуждения люди удивляются тому, что с ними произошло, они не понимают, что умерли, но и не знают, что с ними случилось. 

А переход из Первого Неба во Второе Небо, охватывающего четыре нижних области умственного мира, мира конкретной мысли, происходит иначе. После того, как человек оставляет своё астральное тело и входит во Второе Небо со своим умственным или Я-телом, он находится в состоянии особого сознания, он пробужден, без возможности думать, он ощущает себя абсолютно одиноким, но исполненным внутреннего мира. Затем происходит пробуждение в этом мире. Здесь с пробуждением духа появляется возможность слышать музыку сфер. В этом мире всё является музыкой и каждый тон производит определённый цвет. И эти тоны, эта музыка строят все формы физического мира, потому что эта музыка является образом творческого космического Слова, которое в этом мире проявляется как музыка, пока наконец в Третьем Небе, в трёх высших областях умственного мира, оно начинает проявляться как говорение, как речь. Поэтому Учитель сказал, что поэзия более высокого происхождения, чем музыка. Все формы, которые мы видим вокруг себя в физическом мире - это кристаллизованные звуковые формы первообразных сил, которые работают в наших первообразах умственного мира. Пребывание человека в этом мире - это активный период приготовления к новому воплощению. Здесь человеческий дух ассимилирует опыт трёх оставленных тел, включая и семенные атомы, чтобы создать для себя лучшие условия в  будущем перерождении. 

Очищенное астральное тело включено в семенной атом, и он послужит основой для создания нового астрального тела, в которое вложены все чувства и стремления. Та часть духовного тела, которую дух, скажем так, одухотворил и спас от разложения и исчезновения, обеспечит для следующего перерождения лучшее жизненное тело и темперамент. Квинтэссенция физического тела, результат его действий, тоже включена в атом, который послужит основой будущего физического тела и создания более благоприятных условий жизни. Во Втором Небе человек работает над приготовлением  своего будущего воплощения. Здесь человек ассимилирует плоды своей последней земной жизни и подготавливает условия своего нового физического существования. Все обитатели того мира работают над изменением условий на Земле. Под руководством высших существ они изменяют формы на Земле и таким образом совершают постепенные перемены, так что в новом воплощении условия будут отличаться от прежних. Климат, флора, фауна изменяются под водительством высших существ. Так что мир, который мы видим вокруг нас, это ровно то, что мы индивидуально или коллективно сотворили. Кроме того, здесь человек учится, как построить, и опять, разумеется, с помощью высших существ, более подходящее для проявления тело. Все люди работают сознательно или бессознательно над построением собственного тела в предрожденный период до момента, когда квинтэссенция предыдущих тел будет встроена в новое тело.  Тогда они начинают работать сознательно. 

После того, как человек усвоил все плоды своей предыдущей жизни и поработал над изменением условий жизни на Земле, после того, как он научился работе над другими телами, чтобы построить себе подходящее тело, через которое он проявится в физическом мире, человеческий дух поднимается в Третье Небо - три высших (горних) области умственного мира, о которых упоминает и апостол Павел, говоря, что он был на Третьем Небе и видел вещи, которые не может передать и описать человеческий язык. Здесь дух погружён в мир вечной гармонии, в них человек получает импульсы и силы для следующего перерождения. Здесь, в этом мире, у человека рождается желание нового опыта и он обдумывает своё следующее воплощение. Здесь перед взглядом его духа раскрывается панорама его будущей жизни на Земле в её главных этапах. Дух имеет свободу в отношении деталей в течение жизни. Эта панорама начинается с колыбели и завершается гробом. 

 Умственный мир или мир духа, куда переходит человек после того, как покидает Первое Небо, так же имеет семь областей, из которых первые четыре образуют Второе Небо, а три высших образуют Третье Небо. 

В первой области человек видит себя окружённым первообразами земных предметов. Во время физической жизни своими мыслями он познал только их тени. Потому что человеческая мысль на Земле - это лишь тень определённой реальности умственного мира. То, что на Земле думается, - это мир духа. В умственном мире живут реально. Здесь человек движется среди мыслей, но эти мысли - реальные существа, создающие на Земле соответствующие предметы. Здесь находится, скажем так, мыслительная лаборатория, где замышляются и созидаются физические предметы. Потому что всё в мире духа живо и активно. Это мир энтузиастов, вдохновенных существ, творцов и строителей земных вещей. Здесь человек изучает, каким образом создаются предметы, окружающие нас на Земле. Среди мыслящих существ, населяющих этот мир, находится также и мысль, первообраз нашего собственного физического тела.  Но человек воспринимает его как нечто, отделённое от себя. Только наша духовная сущность воспринимается там как часть нас. И когда тело, которое человек оставил, предстаёт перед ним как первообраз, подобно воспоминанию, он сознаёт, что оно принадлежит внешнему миру. Последствием этого осознания становится то, что человек больше не отождествляет себя с телом, как принадлежностью его существа. Здесь человек воспринимает единство внешнего мира, и его физическое тело является частью этого целого. И, созерцая первообраз физического мира как целое, человек чувствует, что и он принадлежит этому целому. Таким способом через наблюдение своего тела и внешнего мира он мало-помалу познаёт сродство своего тела и этого мира, а себя самого воспринимает как нечто духовное, что принадлежит миру Духа. Тогда человек научается говорить себе: «Всё, что я вижу здесь, всё, что разлито вокруг меня, это и есть я сам». В этой области человек познаёт, что его истинное существо принадлежит миру Духа. Он познаёт себя как дух среди духов, принадлежащим к первичным духам, сознаёт единство со всеми духами, с Первичным Духом, поэтому в нём рождается мысль - «Я есмь единый с Первичным Духом, я часть Вечного Духа». Поэтому индусы называют этот мир Дэвахан, мир Дэвов, ангелов, духов.

Истина, которая во время земной жизни для нас лишь отвлечённая мысль, эта истина, которая является целью любой Мудрости, здесь, в мире Духа, мы её живём. Мы мыслим о ней во время нашей земной жизни, потому что, когда мы были в царстве Духа, мы признали её фактом. 

В этой первой области человек снова переживает все связи и отношения любви и дружбы, которые он имел на Земле,  но уже в активной, духовной форме. Любовь, которую человек питал на Земле, живо возникает в его глубинах и его способность любить, разрастаясь, увеличивается. Так человек возвращается к следующему воплощению более совершенным. Плоды ежедневных обстоятельств зреют тут, в этой области. И та сторона человеческой природы, весь интерес которой наполнен ежедневным существованием, переживается чувством здесь, в этой области духовного мира. 

Здесь человек заново находит тех людей, с которыми жил в физическом мире. Все связи и отношения, которые имели физический характер во время земной жизни, очищаются и сгорают. Но всё то, что было душой нашей души, увековечивается в этой области духовного мира. Души, принадлежавшие друг другу в физическом мире, снова находят здесь друг друга, чтобы увековечить эту связь. 

Во второй области единая жизнь становится мыслящим существом и движется в духовном мире как жидкий элемент. Это живое единство, которое пронизывает каждую вещь, как кровь нашего тела проникает во все его части. Во время земного существования мы воспринимаем земную жизнь только как отражение и выражаем память о том пережитом единстве во всех формах обожания. Религиозная жизнь человека проистекает из этого же отношения. Здесь человек понимает, что общий смысл жизни несостоятелен в преходящем, в отдельности. Преходящее является ему как символ, как образ вечной, единой жизни гармоничного единства. К этому единству возносит человек свой взгляд, преклоняется перед ним и обожает его. В царстве Духа он уже не отражение, но живая сущность мысли, которая является ему в своей истинной форме. Здесь человек действительно может слиться с Целым, с Единством, которое он боготворил на Земле. Плоды религиозной жизни и всего, что с ней связано, проявляются в этой области. Через свой духовный опыт человек узнаёт, что его личная судьба неотделима от общности, которой он принадлежит. Религиозное чувство и моральные качества, которые человек стремился обрести в полноте и делал усилие их очистить и облагородить, наполняется силой этой области во время большей части его пребывания в духовном мире, и он возвращается на Землю, усилив эти способности и чувства. 

Пока человек в первой области, он снова соединяется с душами, с которыми был связан в земной жизни физическими связями, во второй области он встречается с теми, с кем был связан общими идеями и стремлениями через общую веру и убеждения. Опыт первой области продолжается и когда человек переходит в следующую. Мы не оторваны от связей, образованных в семье, в дружеском кругу и прочих, когда входим в жизнь второй и следующих областей. 

Третья область содержит первообразы мира души, так называемый «астральный мир».  Тут находятся первообразы страстей, желаний, чувств и прочего. Но в этой области духовного мира ничто эгоистическое не связано с душевными состояниями, и так же, как во второй области всё живое образует единство, в третьей области все страсти, желания и чувства тоже образуют единство, так что эти уже другие существа не различаются в сравнении с нашими. Восприятия, желания всех существ в этой области образуют одно целое, которое обнимает, объемлет всё, что существует, как физическая атмосфера объемлет Землю. Поэтому эти области могут быть названы атмосферой духовного мира. Здесь зреют плоды всех дел, совершённых на Земле, в ощущении единой общности, с чувством принадлежности другим существам.  Потому что, совершая эти поступки на Земле, человек жил под влиянием третьей области духовного мира. Большие благодетели человечества, преданные натуры, оказывающие огромные услуги обществу, приобрели эти качества в этой области, когда в прошлых существованиях развили сродство с ней. 

В четвёртой области находятся первообразы физических и душевных условий, в которых мы оказываемся, в течение пребывания в физическом мире. В этой области зреют плоды научных произведений, идеи, художественные изобретения, технические изобретения и т.д. Именно из этой области учёные, художники, великие изобретатели черпают своё вдохновение, они увеличивают свой гений во время пребывания здесь, имея целью принести в будущую свою жизнь продвижение для человеческой культуры и цивилизации. Эта область имеет значение для всех людей, а не только для значительных среди них. Любой интерес, который мы проявляем к чему-либо в физической жизни, превосходящий жизнь ежедневных потребностей, обыкновенных чувств или обычной воли, имеет свой источник в этой области. Здесь человеческий дух ещё не полностью свободен от того, что несёт с Земли: влияние цивилизации, эпохи, народа, расы, страны, в которых был воплощён человек.

В ещё более высоких областях дух освобождается от всякого земного влияния. Он поднимается в мир Духа, где познаёт цели и намерения, побудившие его к земному воплощению. Всё, что уже реализовано в земном мире, не является чем-либо иным, как более совершенной или менее совершенной копией возвышенных целей человеческого духа. Любой кристалл, растение, животное или человек представляют цельный образ тех целей, которые дух преследует ими. То, чем в действительности является дух человека, видно, когда этот последний поднимается в пятую область мира Духа. Этот дух от воплощения к воплощению несёт весь опыт своих предыдущих жизней. 

Так что в пятой области человеческий дух находится в мире целей и намерений. В этой области дух видит свои прошлые существования, искажённые несовершенством нижних миров, и определяет цели, которые Царство Духа открывает ему как приобретения его прошлых жизней. Здесь человек созерцает своё прошлое, чувствует, что весь его опыт оплодотворяет цели, которые необходимо осуществить в будущем. В нём пробуждается особый вид памяти о его прошлых существованиях и пророческое прозрение о будущем. В этой области живут по преимуществу те, кто в своей земной жизни занимались не только своей обычной жизнью, а искали более высокий смысл и цель существования. Здесь человек познаёт своё истинное отечество и находится в кругу всех возвышенных существ, в чью Божественную мудрость проникает его взгляд.

В шестой области человек настраивает свои дела в соответствии с действительной природой мира. Он больше не ищет того, что угодно ему, но только то, чего требует мировая гармония. 

Седьмая область ведёт нас к границам трёх миров. Здесь человек находится в присутствии «зерна жизни», монад, которые принесены из высших Божественных миров в три мира, в которых совершается эволюция, чтобы исполнить в них свою задачу. Когда человек достигает границы трёх миров, он познаёт себя в своей сущности. Тем самым загадки трёх миров отныне разрешены для него и он проникает во всё их естество. 

 После того, как человек достиг границы трёх миров и увидел своё прошлое и прозрел в общих контурах своё будущее, он постепенно приготовляется к своему новому воплощению. Здесь в нём появляется желание нового опыта, новой земной жизни, и он постепенно спускается в физический мир. 

Прежде чем начать погружение в материю, после того как человек поднялся до седьмой области умственного мира, он уже окутан тончайшей оболочкой того мира, и она бессмертна, и несёт в себе самой силы семенных атомов трёх тел: физического, эфирного и астрального, включёнными в тело ума. Силы ума последней земной жизни пробуждаются из их латентности и начинают привлекать к себе самые высокие материалы Второго Неба, четырёх областей Царства Духа, таким же образом, как магнит притягивает к себе железные опилки. И ум привлекает только те материалы, с которыми у него есть сходство, и только определённое количество их. Так постепенно формируется более плотная оболочка умственного мира, в которую облекается дух и которая является точным двойником соответствующей оболочки прошедшей жизни, очищенной от зла прошлого, плюс та эссенция добра, которая включена как качество в новую оболочку. 

Собранные из духа материалы, образующие эту оболочку, формируются в большую колоколообразную фигуру, закрытую снизу, неся в себе семенные атомы трёх тел. Эта фигура постепенно спускается в различные области ментального мира и, достигнув нижней границы этого мира, постепенно завершает приготовление ментальной, или умственной, оболочки. Тогда пробуждаются силы семенного атома астрального мира прошлого. Он помещается на вершину колокола с внутренней стороны и в соответствии со своими вибрациями привлекает последовательно материалы, имеющие вибрации, подобные его собственным. Так образуется его новая астральная оболочка. После этого приводится в активность семенной атом эфирного тела. Но здесь процесс формирования не так прост, как при формировании ментальной и астральной оболочек, которые относительно несложно организованы, в то время как жизненное и физическое тела организованы очень хорошо и намного более сложно разработаны. 

Материалы из различных областей привлекаются, как и у высших оболочек, но построение эфирной оболочки должно происходить в подходящих условиях и совершается четырьмя великими, очень мудрыми существами, называемыми ангелами-руководителями судьбы. Они настраивают химический, названный ещё отражающим, эфир жизненного тела таким образом, что картины настоящей жизни отражаются в нём. Так жизненное тело строится ангелами судьбы и элементарными духами, но сам возвращающийся дух человека помещает в него квинтэссенцию своего предыдущего жизненного тела, которая в то же время совершает и очень сложную организующую работу. Это делается для того, чтобы в будущей жизни сформировалось пространство для оригинальных и индивидуальных проявлений, не определяемых прошлым. Человеческая жизнь не есть лишь результат прошлых причин, но в нём всегда есть приток новых оригинальных причин, которые исходят в данный момент из свободной воли человеческого духа. 

Жизненное тело, в соответствии с тем, как оно смоделировано ангелами судьбы, даёт форму физическому телу, орган за органом. Оно представляет собой модель, в которой строится физическое тело. Эта модель, помещается в утробу будущей матери. Семенной атом физического тела прошлого перерождения помещается в треугольную головку одного из сперматозоидов в семя отца. Только это делает возможным оплодотворение. И в этом можно обнаружить объяснения множества бесплодных половых сочетаний. Невозможно построить никакое физическое тело, пока нет жизненного тела, которое будет моделью , в которой будет строиться физическое тело. Точно так же физическому телу необходим атом, который привлечёт своими вибрациями соответствующие материалы, которые должны быть встроены в это физическое тело. 

Наследственность верна только по отношению к материалам, образующим физическое тело, но на эти материалы оказал влияние возвращающийся дух, который совершил над ними определённую качественную работу, встраивая в тело квинтэссенцию прошлых его физических качеств, которые дух несёт из прошлой своей жизни скрытыми в семенном атоме. Так что материалы берутся от матери и отца, но они моделируется духом через внесение в них тех качеств, которые дух несёт из своей прошлой жизни. Упорядочивание материалов при строительстве физического тела находится до определённой степени под контролем воплощающегося духа. Самая большая свобода дается духу при строительстве астрального тела, меньшая при строительстве жизненного тела, и ещё меньшая при строительстве физического тела. Но и эта возможность, которая ему даётся, достаточна, чтобы придать телу индивидуальный оттенок. Когда происходит оплодотворение, астральное тело матери работает над оплодотворённым яйцом от 18 до 31 дня, воплощающийся дух при этом находится снаружи, но постепенно входит во всё более близкое соприкосновение с матерью. По истечении этого периода дух входит в тело матери. 

Колоколоподобная оболочка, назовём её так, надевается на голову жизненного тела и колокол затворяется снизу. С этого момента дух работает над своим будущим инструментом, пока не наступит рождение ребёнка и не начнётся его новая земная жизнь. 

Различные оболочки новорождённого становятся активными не сразу. Физическое тело долгое время после рождения беспомощно. После рождения различные оболочки взаимно пронизывают друг друга. До семилетнего возраста преимущественно развивается физическое тело. К семилетнему возрасту рождается эфирное тело, сформированное при схождении духа, и через него дух работает над строительством физического тела, но после седьмого года становится более активным. К 14 годам рождается астральное тело, а к 21 году рождается ментальное тело. Так человек приводится в состояние активности и начинает новая физическая жизнь. 

Учитель говорил, что когда человек готов к новому рождению, три ангела берут его и облетают с ним Землю, находят мать и отца, через которых дух сможет войти в новую земную жизнь. После этого они оставляют его и начинается вышеописанный процесс оформления физического тела. Таков путь человека от смерти до нового рождения. Так жизнь развивается между двумя границами - с одной стороны рождение, с другой - смерть. 

Из всего изложения видно, что задача человека после смерти очистить свои различные оболочки и извлечь опыт, который через них мог бы быть собран и включён качествами в следующее воплощение. 

Ученик, как говорит Учитель, совершает эту работу по очищению и организации своих оболочек, пока ещё находится в физическом теле, потому что в таком случае у него нет никакого сродства с низкими областями и он отправляется прямо в пространствами Первого Неба, или, может, и Второго. Потому что, как я сказал раньше, человек входит в определённую область, только если у него есть с ней сродство, то есть есть нечто, что в нём связано с этой областью, чтобы очиститься и чтобы можно было подняться выше. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...