Перейти к содержанию

1923_12_02 Путь ученика. Основная идея


Hristo Vatev

Recommended Posts

Путь ученика. Основная идея

8 лекция 3-МОК

2 декабря 1923 года

София

 

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

 

Тайная молитва.

Прочитали резюме на тему: «Разница между философскими представлениями Платона и Аристотеля». 

Прочитали несколько работ на тему: «Разница между страхом и совестью». 

К следующему разу пишите на тему №9: «Польза богатства и нищеты». 

Каким должен быть путь ученика? Любой путь очерчивается, отмечается по чему-то. Если это физический путь, он очерчивается по тем местам, по которым мы проходим. Этот путь может проходить по краю поля, горы, реки или по другим местам. Если этот путь моральный или умственный, он отличается ясной, положительной мыслью. Ясные мысли не бесплодны, а любая бесплодная мысль, по-моему мнению, беспокоит человека. К примеру под словом «размножение» современные люди понимают одно, а в живой природе это слово обладает двойным значением. Если ударите какой-либо сосуд об землю, он разобьётся на мелкие осколки, но это не размножение в истинном смысле слова, это раздробление. Когда люди движутся внутри такого процесса, они вырождаются. Например, отец может быть очень умным. Сын опускается по сравнению с отцом на один градус. Его сын спускается ещё на один градус ниже, чем его отец и т.д. Встречаются такие поколения в жизни, которые вырождаются, движутся в нисходящем направлении. Это не размножение, это раздробление. 

По тому же закону дробления, а не размножения движутся в своём развитии в вас некоторые мысли. Многие из вас, учеников оккультного класса, проучившись в университете по пять или десять лет, чувствуют вдруг будто ничего не знают. Если человек по своей скромности ощущает, что его знание ничто перед великим законом мира, это я понимаю, это одно. Но терять свою память, терять свой рассудок, терять смысл знаний перед великим знанием, это процесс раздробления, это не процесс совершенства. 

Допустим, что есть точка А, которая движется. Я употребляю слово «допустим», потому что если вы не допустите нечто в свой ум, то этого нельзя доказать. Эта точка А движется в направлении точки В. Затем она делает маленькое отклонение влево к точке С. Потом движется прямо к точке D, после чего спускается вниз к точке n и опять движется вправо к точке m. Все эти движения точки А представляют некий пройденный путь. Линия АВ выражает лоб человека. Линия ВС выражает маленькое углубление, вхождение внутрь или маленькое отклонение между двумя мирами. Значит, линия ВС является нейтральной границей между высшим и низшим миром. Линия CD представляет линию носа человека, линия Dn выражает спуск носа вниз, чтобы образовалась линия mn - подбородок человека. 

Природа отражает движение этих линий в двух противоположных направлениях. Когда вы рассуждаете здраво и развиваетесь правильно, движение первой линии не образует пути АВ, а лишь обратный путь ВА. Это показывает, что если человек развивается правильно, лоб его растёт вверх, тогда линия ВА поднимается перпендикулярно вверх. Когда же развиваются ваши интеллектуальные способности, или ваш интеллект, тогда растёт нос. Нос, получается, растёт не вверх, а вниз. Тогда возникает линия CD. Лоб растёт вверх вправо, а нос и подбородок движутся вниз, влево. Тогда возникает отношение 1:2. Так, а если ваш интеллект и ваша воля соединятся и начнут противодействовать Божественному принципу в вас, каково будет вообще ваше состояние? «Раздвоится». И воистину, человек иной раз раздваивается. Что необходимо делать тогда? Чтобы спасти человека, природа разрешила этот вопрос. Как? Поскольку низшее в человеческом мире - интеллект человека и низшее в животном мире, выраженное в человеке подбородком, соединились против Божественного, природа их разделила, создав рот - отделив нос от подбородка. И поэтому, когда человек становится плохим, первое, что необходимо, чтобы подправить это, - накормить его. Можете это проверить. Если у вас есть какой-либо недруг, ненавидящий вас, угощайте его, кормите его, и он станет вашим другом. Это означает, что уста в природе представляют процесс раздвоения, процесс разделения на две эти силы, действующие против Божественного принципа. Итак, когда ваша воля и ваш интеллект соединяются, вы должны разделить их, то есть создать уму и воле такие объекты, которые привлекут всю их энергию целиком.

Все несчастья в мире сейчас рождаются из определённых желаний. Иной раз, к примеру, возникает желание блеснуть перед миром. Оно из тех желаний, что взрастает высоко, становится объёмным, плотным, пускает большие корни и всё прочее. Это в порядке вещей, это Божественное желание, но его реализации в физическом мире служат противоположные - низшие - силы. Вы хотите стать неким большим растением или большим деревом, но приходят сильные бури. Что тогда будет с вами? Если в вас нет нужного смирения, вы будете выкорчеваны, или покалечены, или  изломаны. Следовательно, маленькие травки в законе своего развития находятся в большей безопасности, чем большие деревья. При этом громадные деревья расходуют избыточную энергию из природы, без того, чтобы она оплодотворялась. Мы знаем, что одно тысячелетнее дерево, чтобы достичь 10-15-20 метров в диаметре, поглотило в себя громадное количество энергии. Спрашиваю: если бы в мире не было разумных существ, которые были бы в состоянии использовать эту огромную энергию, собранную в деревьях, что бы они с ней делали? И этот вопрос природа разрешила разумно. Все эти большие деревья прошлого, которые росли без всякого смирения, собраны природой и помещены в глубину земли, где она образует из них каменный уголь, который современный человек употребляет на топливо. Она собрала эти деревья в земле, чтобы позже их энергия могла быть превращена в тепло и свет. Тепловой и световой энергией, которая образуется из деревьев, природа помогает развитию человеческого ума и сердца. 

Имея это всё в виду, вы можете сказать: как так, получается, мы тогда в долгу перед этими деревьями, чьей энергией пользуемся сегодня? Одно дерево - это собственность какого-то разумного существа. Думаете ли вы, что в этом случае, существа, оставившие свои кости, свои тела внизу, в почве, чтобы вы могли пользоваться ими, однажды не придут требовать эту свою собственность? Большое зло входит в нынешний мир от каменного угля. С оккультной точки зрения многие из этих существ, тысячи лет бывших связанными с землёй, сегодня при сгорании угля, неважно где - на фабриках или в теплоходах, в поездах или ещё где - освобождаются и создают большое зло в мире. Почему? Потому что некоторые из этих существ, связанных с деревьями, движутся в своём развитии по нисходящей. Отсюда можно извлечь такую аналогию: как растения представляют переходный этап относительно человека, так человек представляет переходный этап по отношению к развитию ангелов.

Энергия, которую мы собираем в своих телах от земли, однажды окажется полезной для других, более высоких существ. Она станет основой культуры мира, более высокого, чем нынешний. Вы скажете: «Что тут такого, мы дадим свою энергию». Зло заключается именно в том, что если вы движетесь по нисходящему пути своего развития, вы будете вплетены в эту материю и не сможете освободиться. Но если вы идёте по восходящему пути, если вы движетесь к Божественному, то вы легко сможете освободиться от этой материи, с которой вы переплетены. Оставив свои тела на Земле, вы станете свободны от них и, когда войдёте в ангельский мир, вы сможете пользоваться благами, оставленными вами на Земле. Поэтому, как ученики Оккультной школы, вы должны иметь более глубокие познания о жизни. Я обращаю на это ваше внимание, чтобы в вас не родился страх, чтобы вы береглись своей тени. Нет, раз уж вы пришли на Землю, вы связаны с её законами и должны развиваться Божественным способом, а не человеческим. Двигайтесь и вверх и вниз. Человек - это дерево, составленное из двух деревьев. Эти деревья образуют две главных системы в человеке: мозговую систему и симпатическую нервную систему. Ветви мозговой системы растут и распространяются вниз, аж до самых конечностей тела, а корни её наверху, в мозгу. В этом отношении человек является деревом, посаженным в цветочный горшок. Другое дерево - это желудочный мозг или так называемая симпатическая нервная система, которая состоит из ряда узлов, ганглий, преимущественно расположенных в области желудка. Корни симпатической нервной системы посажены в ганглии, то есть в желудочный мозг, а ветви идут вверх. Значит, ветви этих двух деревьев переплетаются. По каким признакам отличаются эти две системы? По своим результатам. Мозговая система - носительница электричества, поэтому, если она развита больше другой, человек сохнет. Если человек начинает сохнуть, это показывает, что преобладающее влияние в нём имеет мозговая система. Электрическая нервная система забирает из организма всякую влагу, поэтому такой человек становится сухим, обезвоженным, без влаги внутри. Симпатическая нервная система отличается противоположными результатами по отношению к мозговой. Она носительница магнетизма в человеке. Когда в каком-либо человеке он развит, то человек толстеет, в нём проявляется скопление избыточной материи, которая потом превращается в жир.

Эти две системы могут корректировать друг друга.  

Когда человек толстеет, что ему следует делать? Упражнять свой ум. Все недумающие люди толстеют. Такой человек становится объектом чувствительности, он только чувствует, но не думает. Начнёте теперь толстеть, наблюдайте, как в вас будет происходить рост, как будут расти отдельные части тела. Например, ваш нос не будет расти в длину, он начнёт расширяться.  Если же он начинает расти в длину, это означает, что он приобретает некий умственный колорит, но если только расширяется, не увеличиваясь в длину, он приобретает более чувственный характер. Это значит, что ширина носа всегда должна соответствовать его длине. Если вы делали в университете измерения, вы могли отметить, какая ширина соответствует носу, длиной в шесть сантиметров. «35 мм». Да, 35 мм это норма. Для 20-летнего человека нос шириной 3 см или 30 мм - это мало. Это означает слабую дыхательную систему, то есть у такого человека может быть сильный интеллект, но при этом его мысль не будет глубокой, потому что глубокая мысль всегда предполагает глубокое дыхание. Это дыхание не должно быть быстрым, а медленным. Я не рекомендую частое дыхание, а плавное, медленное. И когда вы ложитесь, и когда встаёте, внушайте себе, что вы пребываете в состоянии медленного дыхания.

Нос и лоб в человеке - это два отдельных мира. Нос - это мир физического человека. Он мужского пола, но раздвоен. Все его порывы направлены к земле. Лоб - это мир высшего, горнего человека. В нём нет раздвоения, он ни мужчина, ни женщина. Он человек. Сейчас в вас может зародиться мысль: раз уж мы рождены такими, чем мы можем помочь себе? Вы обманываете себя, вы не рождены такими. Вы только предполагаете, что вы такими рождены, никто из вас ещё не рождён. Вы только воплощены в материю, а воплощение ещё не есть рождение. Рождение - это Божественный, естественный процесс души. Воплощение - неестественный процесс. Если некто скажет, что он таким рождён, это значит, что он может правильно развиваться; воплощённый в материю, он должен применить свой высший, Божественный ум, чтобы расплестись. В чём особенность воплощения? Воплощённый в материю человек крайне капризен, что ни увидит на улице из еды, всё ему нужно испробовать; где ни пройдёт, всё нужно что-то купить и жевать; нужно наполнить свои карманы грецкими орехами, фундуком, яблоками и прочим в этом роде. Если спросить его, почему он постоянно жуёт, он ответит: чтобы полегче скоротать время. Книги он читает без разбору: романы, книги по истории, философии, математике, естественным наукам и пр. - всё это в нём как каша. Если спросить его, что его более всего интересует из романов, которые он прочёл, или из научной литературы, он ответит: читаю, чтобы провести время. Что интересует тебя в философии того или иного? Понять его взгляды. Однако у такого человека нет чего-либо определённого, к чему он стремится. Нет, не нужно быть такими. Если вы читаете какой-то роман, то поймите основную идею в нём. Изучаете ли какую-либо философию, должны узнать основную идею этой философии. Это значит, что человек, когда он родился, должен иметь основную идею. 

Я бы желал, чтобы каждый из вас имел одну основную идею. К следующему разу нужно развить тему №10: «Основная мысль вашей личной жизни». Вы ответите: «Это такая священная идея и она имеет значение лично для нас». Я бы желал, чтобы у вас была священная идея, я был бы рад этому. Я не говорю, что у вас нет священной идеи, но вы, может быть, ещё не обнаружили её в себе, вы лишь желаете её найти. То, как я вас вижу, знаете, чему я вас уподобляю? Я могу сравнить ваше состояние с положением Болгарии. Болгары, к примеру, имеют в данный момент много долгов, и все финансисты гадают, как же возможно исправить положение Болгарии. В Болгарии много скрытых богатств - уголь, драгоценные камни, золото и др., но болгары не могут их найти и поэтому говорят: «Давайте-ка возьмём займ и так улучшим своё положение!» все мечтают о займе, но никто и не думает обнаружить в себе эту основную идею и использовать её. Она - богатство, энергия, скрытая в человеке. Американцы отличаются от болгар тем, что у них есть основная идея. Они говорят: мы обработаем и тщательно используем богатства, которые мы обнаружим в нашей стране. Если вы отправитесь в Америку, то нигде не встретите бедного студента или студентку, которых американцы одаривают деньгами. Если какой-либо американец хочет помочь бедному студенту, он скажет ему: «Господин, у меня есть работа, предназначенная для тебя. Если возьмёшься за неё, я тебе хорошо заплачу. Пока не закончишь её, у тебя по отношению к этой работе будут обязательства. Когда закончишь - будешь свободен». Отличная эта черта у американцев! Там слуги работают ежедневно по восемь часов. После восьмичасовой работы, они её оканчивают, хорошо одеваются, берут свою сумку и выходят. И хозяйка не говорит им ни слова. Вечером возвращаются в свою комнату, свободно, ложатся, никого не беспокоят. В Болгарии нет ничего подобного. То, что происходит между болгарами, говорит об их безыдейной жизни. В них нет основной идеи. Сейчас вы болгарин, рождённый в Болгарии, и я спрашиваю вас: а есть ли какая-либо литература или любые исторические памятники, по которым можно определить основную идею болгар? Они и до настоящего момента люди безыдейные. Не то чтобы у них нет идей вообще, они имели и имеют много идей, но основной идеи, которая видна была бы в их быту, у них нет. Когда я говорю вам всё это, я желаю предостеречь вас от атавизма. Атавистически, как посмотрю, и в вас зарождается эта черта: рассеивать свою энергию во множестве направлений. Берегитесь этого! Прежде всего вам необходимо знать, что вы мыслящие существа, что у вас поэтому должна быть основная идея. Обойдите целый свет, но найдите эту идею, откуда бы то ни было. Когда найдёте эту идею, поместите её в себе на священное место, а все прочие ваши идеи поставьте в соответствующую позицию по отношению к ней. И когда вы поработаете таким образом, смыслы, которые вы приобретёте, будут иметь для вас пользу. И тогда, пока вы растёте и развиваетесь, вы не постареете, но в вас возникнет внутреннее расширение. 

Итак, то, что я говорю вам, необходимо для оккультного класса. Если вы не будете иметь в виду эти мои слова, я знаю, что за результаты будут у той оккультной школы, которая не обладает идеей. Все такие школы распадаются. Не только они, и ваша жизнь распадётся. И в будущем, что бы вы ни делали, если внутри вас нет основной идеи, ваша жизнь распадётся и вы ничего не приобретёте. Наше желание в том, чтобы вы все имели успех в своей жизни. Чтобы найти эту свою основную идею, так распределите время в течение дня, определённые часы среди ночи, чтобы, пробудившись, отправить вверх сильный поток: думайте о Боге, о Солнце, о святых. Обо всех великих людях прошлого, обо всех людях, идеи которых и сейчас живут. Размышляйте в любое время днём по 1-2-3-5-10 минут, чтобы связаться с ними. Для вас это будет процесс роста. Так окрепнет и ваш дух. Вы должны думать, что можете сделать всё. Вы можете сделать всё, но когда? Когда вы в связи с добрыми людьми, которые целокупно составляют одно Божественное тело и все друг другу помогают. Это значит, что вы можете сделать всё вместе с добрыми людьми мира, а сам, один, не можете сделать ничего. Если хотите быть сильным, скажите себе: «Я добрый человек и все добрые люди мира со мной, плюс Бог со мной, который над нами, я всё могу сделать. Так устроен закон. Если кто-то скажет: «Я могу сделать всё», - это треть Истины. Если скажете: «Я и все добрые люди мира можем сделать всё», - это две трети Истины. И если наконец скажете: «Я и все добрые люди мира, включая Бога, можем сделать всё»,- это три трети Истины. Вот главная идея. Когда говорю «все добрые люди», я подразумеваю вообще всех добрых людей на земном шаре, независимо от того, живы ли они, или ушли в тот мир - все они составляют одно целое с Богом. Когда работаем с этой основной идеей, они готовы помогать нам всегда и во всём: и в науке, и в искусстве, и в жизни. Если вы заняты каким-то творчеством, например, вы художник, и у вас есть основная идея, они будут помогать вам и так вы станете отличным художником. Если вы музыкант, или писатель, или философ, и у вас есть основная идея, они помогут вам, вдохнут в вас новую культуру, новые идеи и вы проявитесь как отличный музыкант, писатель или философ. Вы можете быть и торговцем, и кем угодно в мире, если в вас есть эта основная идея, все будут вам помогать, и в том маленьком кругу деятельности, в котором вы будете проявляться, помощь эта будет для вас благословением.

Таким образом, первое, чего бы я хотел от вас, это чтобы вы самоопределились в себе. Я говорю: путь ученика - это строгое самоопределение. Определившись однажды в себе самих, не высказывайте этого вовне, но будьте тверды, как алмаз, постепенно все внешние условия смягчатся, и вы пробьёте себе путь и на настоящее и на будущее. Наше желание не в том, чтобы вы определились лишь на 5-10-15 лет, а после этого в вас пропало всякое стремление, но нынешнее ваше самоопределение будет для будущего великим этапом ваших прошлых устремлений. При нынешнем развитии человечества на вашем пути вам встретится некое маленькое страдание. Я называю его маленьким, поскольку оно кармическое. Поэтому, чтобы можно было перенести эти мучения, каждый из вас должен быть сильным, иметь крепкий моральный позвоночник, чтобы не провалиться в слабость и не поскользнуться, чтобы не возвращаться назад. Вы знаете, в чём заключается поскальзывание ученика? В непослушании. Не имею в виду послушание тому, что я говорю, но послушание тому великому, Божественному, что говорит в нас - когда мы не подчиняемся тем великим, основным законам, на которых почиет жизнь нашего сознания. Каждый из вас готовится стать гражданином Царствия Божия, для которого необходимо иметь правильное отношение к Богу, к своей душе и к своему ближнему. Вы не сможете установить эти отношения правильно до тех пор, пока вы не имеете в себе основной идеи. Если в вас нет этой основной идеи, вы похожи на того игрока в карты, который каждый вечер садится играть в покер, в домино и всех побеждает. «Я, говорит, его победил». Всех побеждает, а сам проиграл. Все побеждают и все остаются побеждёнными, потому что теряют время. 

Я подвожу вас к этой великой мысли, поскольку и вы часто играете в карты, в домино, в кости и в другие игры. Редактирование журнала или газеты, к примеру, я называю игрой в домино. Почему? Редактировать журнал - значит, начать думать, что приготовить этим людям. Начинаешь угождать им. Думать, что приготовить сегодня, завтра, послезавтра и т.д., чтобы угодить их вкусам. Говоря вам это, хотел бы, чтобы вы на меня не сердились, я не люблю иллюзий. Вы должны знать вещи такими, каковы они в действительности. Где-то лёд тонок, а место глубокое, вот я и говорю: не ходи по этому льду! Он тонок, проломится, и ты потонешь в воде. Кто-то говорит: я напишу статью, но пусть тогда все увидят, каковы наши люди, каковы их открытия и т.д. И начинают угождать их вкусам. Приходит, однако, некто из провинции, прочитавший эти статьи, и говорит: «Не нравится мне эта статья». И вы начинаете угождать вкусам ваших читателей, следовать вкусам современного общества, и на что тогда похоже ваше издание? А в другой раз вы говорите: «Мы прямо с первого раза напишем нечто сильное, и произнесём Истину». Хорошо, попробуйте, посмотрите, сколько подписчиков будет у вас и в одном, и в другом случаях. Столь практичные американцы до сих пор ищут способ, как издавать журнал, чтобы он был независимым. И каждый день они готовятся к изданию такого журнала, но вы посмотрите на них, вы найдёте в них всё, кроме глубокой мысли. Если в журнале или в газете помещена трезвая мысль, она окажется высказанной или индейцем или несчастным славянином, ищущим способ пропитания, но сами американцы не в состоянии высказать нечто глубокое. Они заняты поверхностными мыслями, думают, что второй Марк Твен родиться не может, почитая его гениальным. Да, гениален для высмеивания всего и притом мастерски, так, что, читая, сам будешь над собой смеяться. Высмеивать вещи, надеясь, что таким перевёрнутым способом сможешь усовестить людей, это не воспитание, это не Божественный метод воздействия. В данный момент в мире существуют два метода воздействия на людей - один через высмеивание, второй - через угождение их вкусам, но оба они временны. Истинный метод отличается от этих. Действительно, пишите то, что люди в состоянии понять, но у всех вас должна быть основаная идея. Предположим, что вы пишите о реформах в обществе. А вы попробовали провести какую-либо реформу в себе? Вы говорите: мы молодые, соберём денег и журнал начнёт издаваться. Вы думаете, что дела устраиваются деньгами? Журналы деньгами не делаются! Это вы должны знать. В журнал должна быть вложена жизнь, некая Божественная идея. Издавать журнал - это серьёзное дело! Вопрос не в числе подписчиков. Если вы, молодые, хотите издавать журнал, то он должен быть строго идейным, а между вами должно быть единство и объединение в идее. 

Начнёте разделяться да политиканствовать, меня там не будет. Я люблю идейные вещи и им готов помогать, но когда речь идёт о личных отношениях, ими я не интересуюсь.

Хочу, чтобы вы все были идейными. Только те из вас, кто пронизан Божественной идеей, останутся работниками этого дела. Я не упрекаю вас, но предупреждаю. Сейчас нос и ваша воля объединились против Божественного в вас. Следовательно, если вы займётесь изданием журнала и в один прекрасный день разругаетесь, то я спрошу вас: какая польза была в этой затее? Вы скажете: чтобы приобрести опыт. Если я однажды напился и после этого меня избили, нужно ли мне напиваться ещё раз? Достаточно быть избитым однажды. Зачем нужно напиваться ещё раз? Зачем нужно, чтобы меня второй раз били? Если вопрос лишь в опыте, можно пойти в пивнушку, там всегда полно пьяных, посмотреть, как кого-то поколотят, и сказать себе: плохо пить и получать такой опыт. Говорю вам все эти вещи, потому что хочу вас предостеречь, потому что не хочу, чтобы вы отчаивались, пытаюсь вас предостеречь от отчаяния. 

Итак, в каждом вашем поступке должно быть нечто идейное, чтобы вы могли его осмыслить. В мире существуют две основные идеи, два метода, через которые вещи могут расти и развиваться. Один метод чисто человеческий, другой - Божественный. Вы берётесь за работу, в которой есть и человеческое, и Божественное. Тогда 25 из ста успеха ваши, 50 из ста от Бога, а 25 из ста от живой природы или, как я назову, от «окружающих вас людей». Следовательно, эти три фактора, действуя в согласии между собой, необходимы для того, чтобы какая бы то ни была идея могла осуществиться. Поэтому вы должны устремить все ваши силы к одной цели - развить Божественное в себе и предоставить ему преимущество перед человеческим. Я бы желал, чтобы мы, встречаясь, видели в другом основную Божественную идею, отличную от его собственной. Это красиво, когда люди, идущие одним путём, различаются своими проявлениями! Один, к примеру, изучает внешнюю сторону какой-либо науки, а другой - внутреннюю, и между ними нет разногласий. Один изучает живую философию, другой математику, третий музыку, четвёртый искусства, пятый болезненные состояния человеческого организма и т.д., но видно, что все эти люди находятся в согласии и гармонии между собой, все люди положительные, у всех есть основная Божественная идея. Все должны стремиться к положительному! Мало, но чисто! При этом я бы хотел, чтобы вы развили в себе и ещё одно качество, отсутствующее в болгарах, а вы все болгары.

Один из больших недостатков болгар в том, что в них нет уважения друг к другу. Это отсутствует и в вас. Из проведённых мною исследований я пришёл к выводу, что в болгарах слабо развито религиозное чувство. Благородные чувства в человеке - следствие исключительно развитого религиозного чувства. Поскольку в болгарах есть этот недостаток - неуважение к другим, он может атавистически проявляться и в вас. Болгарин, напившись в кабаке, может разболтать и самые интимные вещи, доверенные ему как другу. Кто-то скажет: ну и что из того, что он рассказал об этом? Замечаю, что и между вами происходит так же. Есть вещи, о которых не нужно рассказывать. Не буду говорить вам, почему, скажу только, что это вредит вам самим. Если вы разболтаете интимные вещи вашего друга, вы сами создадите для своей жизни препятствия. Если бы великий закон мира позволял рассказывать обо всём, почему же природа до сих пор держит свои тайны закрытыми и не рассказывает о них? Следуя этому закону, мы должны беречь то множество тайн, которое существует. Пока мы их бережём, благородство внутри нас, едва вынесем их наружу, сами себя унизим, сами себя скомпрометируем. О человеке, рассказывающем о священных вещах, я могу сказать, что он проституирует. Есть священные вещи, и когда до них доходит речь, необходимо сказать: «Друг, об этом мы не будем говорить, давай здесь остановимся». Рассуждаю я, например, о человеке и его ошибках, которые касаются его ума, его сердца или его воли, но едва я касаюсь связанного с его душой, тут же говорю: о душе не сужу. Во мне есть одно качество: когда я говорю о человеческой душе, то говорю только о хорошем в ней. То, что я знаю, то, что является Божественной душой, в том нет абсолютно ничего плохого. И когда человек живёт душевной жизнью, то есть когда душа принимает участие во всех его мыслях, чувствах и действиях, я называю  такого человека «новорожденным человеком». В Божественном в человеке нет ничего плохого, но, что касается человека, воплощённого в материю, это другой вопрос. И когда иной раз я делаю вам замечания, они касаются вашего воплощения в материале, в нём ваши отношения таковы, но когда говорю о вашей душе, то вопрос звучит иначе. Поэтому вы должны иметь о себе два мнения. Человек одновременно и нечто человеческое и нечто Божественное. Таково положение вещей, поэтому старайтесь развить в себе Божественное. Во всех вас Божественное ещё не окрепло. У некоторых оно очень слабо, как младенец. И если вы не воспользуетесь вашим разумом, чтобы защитить Божественное в себе от животного, от низшего, то вы искалечите себя, и при вашем нынешнем развитии вернётесь назад по меньшей мере на тысячу лет.

Я говорю с вами, как с оккультными учениками. Если бы не были ими, опасность для вас была бы меньшей, как для ребёнка, который знает, что где-то есть сладкое, идёт искать и делает плохо. Если вы не знаете, то и не впутаетесь в плохое. Вы узнали многие вещи, за которые вас считают ответственными. Если вам раскрывается тайна, сколь угодно малая тайна, эта тайна увеличивает вашу ответственность, вы оказываетесь с ней связанными, переплетёнными. Вы спросите: зачем нам нужно это связывание? Заметьте одно: целый человек растёт вверх. Хорошо носу и подбородку расти вниз. Рассматривая линии руки хиромантически, вы замечаете, как растёт линия сердца? «Влево». Куда движется линия ума? «Вправо». Куда движется линия жизни? «Вниз». Значит, мы опять имеем тот же закон: линия жизни идёт влево, линия сердца влево, а линия ума вправо. Тогда куда идёт линия судьбы? Вправо вверх. Отсюда имеем: нос и подбородок растут вниз, сердце и жизнь влево, а движение Божественного ума идёт вправо. Отношения или пропорции между этими величинами 1:2, поэтому не нужно лишь мечтать о Божественном, но надо останавливаться на нём и работать над его развитием. 

Вы спросите у меня: в чём заключено Божественное? Вот в чём оно проявляется. Когда у тебя есть друг, старайся обнаружить в нём одну хорошую черту. Многие из вас жалуются, что нет тех, кто их любит. Я посоветую вам одно правило, следуя которому, вы станете любимы. Все вы можете использовать это правило, оно таково. Есть у тебя друг, и ты хочешь, чтобы он тебя любил. Найди в нём его самую лучшую черту, держи её в уме постоянно и он тебя полюбит. Если будешь критиковать его в своей душе, он не сможет полюбить тебя. Между ним и тобой всегда будет пролегать граница. Итак, чтобы вас некто полюбил, закон следующий: найдите в этом человеке одно хорошее качество и держите его в своём уме. Если будете так поступать, не найдётся человека в мире, который не полюбил бы вас. Встретив тебя, этот человек скажет: есть в мире один человек, в чьём уме обо мне есть какая-то красивая идея. Вне этого правила, вне этого закона правильные отношения между людьми существовать не могут. Вы скажете: необходимо узнать человеческий характер. Примените это правило, и узнаете характер человека. Применяйте это правило в отношениях друг с другом или хотя бы в отношении одного человека два месяца. Встречаете кого-то, кого не любите. Постарайтесь найти в его характере одну хорошую черту и полюбить его. Проводите этот опыт хотя бы два месяца. Выделяйте всего по пять минут - утром и вечером - чтобы размышлять о добрых чертах ваших друзей. Проводя этот опыт, поступайте следующим образом: проснувшись утром, прежде всего подумайте о себе, найдите, есть ли в вас одна хорошая черта, одно особенное качество, которым вы отличаетесь от других, и удержите это качество в своём уме. Полюбите себя за это качество и отправьте его к другим. Проделывая этот опыт с собой, вы связываетесь с невидимым миром. В обед проделайте этот опыт с вашим другом, опять пять минут. Вечером проделайте его с вашим ближним. Делая этот опыт, наблюдайте, может ли на основе этого хорошего качества быть построено в каждом нечто красивое и ценное. Может. Делайте этот опыт два месяца, посмотрим, какую общую идею из него можно извлечь.

На эти два месяца я выделю 15 минут в день для того, чтобы найти по одному доброму качеству в вас. До сих пор у меня не оставалось такого свободного времени, но сейчас я отделю от своего времени немножко и посвящу его только тому, чтобы найти в вас добро. И через два месяца (до 9.02.1924 г.) мы сформулируем новое правило. Проведём этот опыт, чтобы увидеть, может ли это правило работать среди болгар. Если будет работать, хорошо; если не будет работать, проведём второй, третий опыт, пока наконец это правило не будет проработано. Вы молоды, сильны, и у меня есть желание, чтобы вы не истратили напрасно те силы, которые в вас есть сейчас. Я хочу, чтобы все ваши силы: ума, сердца и воли - были использованы для добра. Я хочу, чтобы ваша будущая жизнь была выстроена не на граните, а на алмазной воле, которая не будет расколота никаким ветром, никакой бурей, чтобы внутри вас была основная идея, чтобы вы двигались Божественным путём без остановок. Это то, что должно произойти с каждым из вас.

Я говорю с вами по-приятельски, потому что хочу, чтобы вы развивались, чтобы вы продвинулись в своей жизни. Старшие братья и сестры ожидают, что из вас выйдет нечто. Они ожидают от вас чего-то, чего в них нет. Они имеют право ожидать. Но вы должны знать, что для достижения возвышенного, Божественного, благородного в человеке, требуются усилия. Вы должны прикладывать эти усилия. Вот недавно приходил к нам Марто, отличный виолончелист. Он обнаружил такую технику, такое знание! Но всё это достигнуто трудом, усердием, постоянством. Сегодня наш друг, художник, выставил свои картины, в которых видны знание, вкус и понимание красок. Но через какие страдания, через какую борьбу он прошёл! И все видные писатели, все реформаторы, в каком бы то ни было направлении жизни, все прошли через борьбу. В этом отношении вы все можете пользоваться их опытом. Я хочу, чтобы ваша жизнь была красива, чтобы вы прежде всего были довольны собой. Есть внутреннее, моральное, Божественное довольство в человеке, и я желаю, чтобы вы все имели не внешние похвалы, а именно это глубокое удовлетворение собой. Когда в человеке есть это внутреннее довольство, он становится сильным и мощным, не падает духом. Это довольство я называю «внутренней связью», которая существует между всеми возвышенными существами. Сейчас эта связь не разорвана, но разболтана, и я желаю вам её укрепить. Например, какая-то кость в вашем теле вывихнута, и вылезает наружу, а потом встаёт на место. 

Когда кость однажды выскакивает наружу, она приобретает привычку делать это часто. И посмотрите, при самом малом неудобстве, она тут же выскакивает. Иной раз и в вас есть навыки, проявляющиеся атавистически. Непросто поставить на место такую привычно вывихивающуюся кость! Много будет кричать человек, много плакать. То же самое касается и ваших мыслей и чувств. Пока они не встанут на место, много наплачется человек. Когда их вернут на правильное место, я не стану вам об этом рассказывать, вы почувствуете такую боль, которую и выдержать трудно. Как только боль достигнет максимальной силы, всё встанет на место. Любая боль в мире имеет максимум своего проявления. Когда вы дойдёте до крайнего предела болезни, она или уйдёт, или вы потеряете сознание. Пусть лучше боль прекратится, чем вы будете терять сознание. Вопрос не в том, чтобы отбросить страдания, вопрос в том, чтобы они разрешились. Нельзя откладывать больше. Все оккультные школы, все оккультные ученики сознают, что страдания достигли крайнего предела, и с ними должно быть покончено. До 1925 года вы должны ликвидировать свои долги - и только так. У вас в распоряжении ещё два года. Если не расправитесь со старым... я замолкаю. Не то чтобы страшно, но говорю, когда человек останавливается в своём пути, он доходит до точки замерзания, где прекращается любая умственная, любая духовная деятельность. И тогда человек начинает жить какой-то посредственной жизнью, а человек не для посредственной жизни. За эти два года вы соберётесь, усердно работая, нет ничего, чего нужно бояться. От вас требуется геройство! Вам, молодым, говорю: лучших времён для вашего роста не наступало, поэтому стремитесь их использовать - развивайте Божественное.

Так что не расстраивайтесь! Отправляйте друг другу добрые мысли, добрые чувства и желания. Начнутся в уме и в воле и обратные процессы - все они, однако, внешние изменения, неглубокие, внутренние помехи. Они не затронут вашу жизнь. Смотрите на сущность вещей. Будьте, как тот гребец, что раздвигает воду вёслами и движется вперёд. Вам могут встретится волны поменьше или побольше, но если вы непрерывно гребёте своими вёслами, вы достигнете берега. Но если вы отложите вёсла и начнёте говорить: «Что же будет с нами, достигнем ли мы когда-либо берега благополучно, сможем ли ступить на него и т.д.»,- волны могут подхватить вашу лодку, вращая, и потопить. Нет, вы просто держитесь за вёсла! Вы должны выйти на другой берег! Другой берег - это новая культура. 

И я говорю вам: ваши вёсла, ваши лопаты целы, необходима только работа и постоянство.

Тайная молитва. 

Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине.

Она постоянно нас веселит.

Превод - Elena Ludevig

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...