Перейти к содержанию

1923_04_25 Четыре сознания


Ани

Recommended Posts

Четыре сознания

26 лекция 2-МОК

25 апреля 1923 года

Среда 19 часов 

София 

-Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. 

-Она постоянно нас веселит.

Размышление.

Читали резюме на 11 и 12 беседы первого года. 

Прочли эссе на тему: «Разница между подсознанием и сверхсознанием». 

Что получите, если сложите следующие числа:

-1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

+

+ 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9

_____________________________________

0 0 0 0 0 0 0 0 0

Складываясь, эти числа взаимно уничтожаются и получаются нули. Ноль выражает реальный мир, от которого произошёл мир феноменальный. Если сложите две положительные величины, получите ли реальный мир? Или если вычтете две положительные величины, получите ли реальный мир? Что такое вычитание? Человек извлекает из земли корень, когда он засыхает. В этом смысле вычитание показывает, что, когда нечто перестаёт существовать, оно неизбежно должно быть извлечено. Человек извлекает одну идею из своего ума, когда она перестаёт приносить ему пользу. 

Рассматривая эти вопросы, я испытываю желание заставить вас правильно мыслить и рассуждать. Например, вы думаете, что однажды сможете разрешить все вопросы. Это невозможно. Такого процесса не существует в природе. Однажды как следует наевшись, разрешите ли вы тем самым вопрос еды? Целую жизнь будете есть, несколько жизней подряд будете есть, но вопроса еды всё же не решите. Этот вопрос неразрешим. Ни когда ест, ни когда не ест, человек не может разрешить вопрос еды. Хорошо наевшись, человек не думает о еде; но если он голоден, то ни о чём, кроме еды, он думать не может, он ощущает, что ему чего-то не хватает. 

Человек не может разрешить вопроса о еде, и в то же время он не может ответить ещё на множество вопросов. Он, к примеру, не имеет ясного представления о том, что такое сознание, самосознание, подсознание и сверхсознание. Слово «сознание» образовалось от предлога «с» и существительного «знание». Это слово,  кроме того, означает «жизнь». Оно произошло от греческого слова «зои». Тогда подсознание означает нечто, скрытое под жизнью. В этом смысле, подсознание представляет собой склад, в котором собраны все вещи. Движение в подсознании кругообразно, что показывает, что наружу из него вещи не выходят. Но человек, когда пожелает, может из этого склада что-то извлечь, как воду из колодца: опускает ведро в колодец, зачерпывает воду и извлекает наружу. В подсознании скрыты некоторые добродетели, но в подсознании же скрыты и многие ошибки прошлого. Когда человек и не ожидает, из его подсознания вдруг вылезает или какая-либо добродетель или ошибка, и он удивляется, где это они скрывались в нём. Порой вы залезете в кладовку в своём доме, где хранятся забытые, старомодные, годами не вспоминаемые одежды, и удивляетесь, где они скрывались до сих пор. Где скрывались? В вашем подсознании. Так что если сравните подсознание и сверхсознание, вы увидите, что они представляют из себя нечто абсолютно противоположное. 

Подсознание собирает в себе старое, а сверхсознание - новое. В жизни сверхсознания человек сострижёт шерсть со спины овцы, выпрядет её, соткёт ткань и сошьёт из неё новую чистую одежду. В подсознании откладываются старые идеи, а сверхсознание воспринимает и прилагает новые. Подсознание, и сверхсознание - полюса жизни. 

Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Это три элемента одного и того же начала. Какой из этих трёх элементов важнее? Кто-то скажет, что самый важный - жизнь. Но как дойдёте до жизни, если у вас нет пути? Другой скажет, что путь важнее. Как придёте к пути, если в вас нет истины, если вы не носите в себе свет? Следовательно, ни жизнь без пути и истины, ни путь без истины и жизни, ни истина без пути и жизни. Путь, истина и жизнь представляют три одинаково важных и необходимых величины для всеобщей жизни. То же представляют собой и четыре вида сознания. Это неразрывно связанные вещи. Подсознание представляет собой прошлую жизнь, которая состоит из жизни минералов, растений, животных, людей и ангелов. Сознание представляет собой жизнь минералов, растений и животных. Самосознание представляет из себя жизнь человека. Сверхсознание представляет из себя жизнь ангелов. Следовательно, сознание и подсознание представляют собой основу человеческой жизни, а сверхсознание вне этой жизни. Оно не имеет с человеческой жизнью ничего общего. 

Подсознание и сверхсознание - это две жизни, совершенно независимых друг от друга. Они два полюса, которые движутся в противоположных направлениях. Подсознание рождает сознание, а самосознание ближе к сверхсознанию.  Воистину человеческая жизнь ближе к ангельской, чем жизнь минералов, растений и животных. Сознание представляет собой полотно, на котором природа так же, как художник рисует свою вещь, набрасывает предметы, которые обрабатывает с течением времени. 

Сейчас расскажу вам старый оккультный рассказ, который ни разу доныне не был истолкован. За тысячу лет до христианства жил в Египте один бедный художник Бар-Един-Бу. Однажды он задумал нарисовать картину восходящего солнца. Но у него не было денег купить холст для своей картины. Пришло ему на ум отправиться к известному в Египте ткачу и упросить его дать ему полотна для большой картины с условием, что он заплатит за холст, когда продаст свою картину. Ткач согласился, отрезал полотна, сколько тому было нужно, но подумал: «Когда художник закончит картину, я у него её возьму». Художник взял холст, поблагодарил и начал думать, где взять кисти и краски для рисования, поскольку денег у него для покупки этих вещей не было. Он пошёл в магазин, где продавались эти вещи, и попросил дать ему необходимые кисти и краски, чтобы нарисовать картину восходящего солнца, с условием выплатить свой долг после её продажи. Хозяин магазина дал ему необходимое, но подумал про себя: «Когда он нарисует картину, я заберу её». Художнику нужна была ещё и рама для картины, поэтому он пошёл в магазин рам и сказал хозяину: «Прошу вас, окажите мне услугу, дайте мне раму для картины. Я беден, у меня нет денег купить её - хочу нарисовать одну картину. Когда продам её, расплачусь за раму». Торговец дал ему раму, но про себя подумал: «Когда он нарисует картину, возьму её себе». 

Художник начал писать картину, и через некоторое время она была готова. Он объявил, что написал восходящее солнце и назначает торги. Картина была выставлена в доме художника. Туда начала стекаться масса народа, чтобы увидеть картину, и все остались в восхищении. Картина была очень красивой. Первыми к художнику пришли ткач, торговец кистями и красками и торговец рамами. Ткач сказал: «Картина моя, потому что я дал для неё холст. На чём бы можно было рисовать, не будь полотна?». Торговец кистями и красками сказал: «Картина моя, потому что чем можно было бы рисовать, если бы кистей и красок не было?» Торговец рамами сказал: «Картина моя, потому что невозможно было бы рисовать на полотне, если бы оно не было натянуто на раму». Кому принадлежит картина? Вы скажете, что картина принадлежит художнику. Каковы доказательства этого? То, что полотно ткача, кисти и краски первого торговца, а рама второго, доказать легко, доказательства налицо. Где доказательства, что картина принадлежит художнику? Вы скажете, что доказательства принадлежности картины в пользу художника в самой работе, в идее, которую он вложил в неё. 

В конце концов завели дело, кому принадлежит картина. Истцы имели нечто на руках: один - холст, другой - кисти и краски, третий - раму. А что имел художник? Ничего. Даже сама реальность не налицо, она отсутствовала. Доказывало ли полотно, что картина художника? Не доказывало. Доказывала ли рама, что картина художника? И она не доказывала. Лишь кисти и краски до некоторой степени доказывали, что художник поместил краски на полотно в том порядке, в котором мы видим. Но это лишь косвенное доказательство. Спрашиваю: может ли картина принадлежать лишь одному человеку? Не может. Следовательно, ткач имеет право забрать полотно. Первый торговец имеет право забрать краски и кисти, а второй - только раму. Представьте себе, что ткач захочет полотно чистым. Можно ли ему вернуть его таким? Или первый торговец захочет получить назад свои краски - возможно ли это? Можно ли вернуть раму второму торговцу? 

Сейчас сделаем перевод, что означают полотно, краски и рамка в жизни. Рамка представляет физическое тело человека; полотно представляет сердце человека; краски представляют его ум. И когда вы смотрите на картину, вы видите и полотно, и краски, и её раму, но реального не видите. Это значит, реальное то, что невидимо. Реальность остаётся невидимой. То, что вложил художник, невидимо. Это идея. Только тот может видеть и понимать идею художника, кто может связаться с его умом. Любой другой, поглядев на картину, ничего в ней не поймёт. Что понимает муха, птица или собака в какой-нибудь гениальной картине? Ничего не понимают. 

Как теперь вы решите вопрос, кому принадлежит картина? Кто имеет на картину самое большое право: художник, ткач, первый или второй торговец? Что даёт художнику право продавать свою картину? Полотно, краски, кисти, рама - не его. Оказывая услугу художнику, ткач и оба торговцы сказали себе, что, как только художник нарисует картину, каждый из них заберёт её себе. И после всего этого художник, нарисовавший картину, утверждает, что картина его. 

Сейчас отложим этот рассказ, чтобы вы подумали о нём, разрешили его. Это решение может быть вынесено четырьмя  различными способами. Разрешение этого вопроса может происходить с точки зрения сознания, самосознания, подсознания и сверхсознания. Бар-Един-Бу - художник, у которого в распоряжении были четыре реальные вещи: полотно, кисти с красками, рама и картина. Каждый, услуживший художнику, заявлял на картину своё право. Но вы утверждаете, что картина художника. Это пристрастие. Неужто ткач не имеет в картине своей доли? Он трудился, работал, чтобы выткать полотно. Красочник, продавший краски, тоже трудился, готовил краски, работал. Тот, кто делал рамы, тоже работал. Он ходил по горам, искал подходящие для рам деревья. Если вы сравните труд художника с трудом ткача и торговцев, услуживших ему, вы увидите, что его труд физически самый лёгкий. Он больше идейный, чем физический. Художник берёт кисти, набрасывает краски и рисует. Рисование не представляет из себя серьёзного физического труда.

Следовательно, решая вопрос, кому принадлежит картина и кто имеет на неё право, вы должны иметь в виду всех тех, кто приняли в её создании какое бы то ни было участие. А то каждый учитель, написавший на чёрной доске, скажет, что имеет право и на доску. Нет, учитель не имеет права на доску. Нарисовав на ней, он через некоторое время стирает свой рисунок. Так что размышляйте над вопросом, чья картина и кто имеет на неё право. Ткач имеет материальное доказательство, что он нечто материальное в картину вложил, торговцы - тоже. А каковы доказательства художника, что он вложил в картину нечто материальное? Рассуждая над этим вопросом философски, вы можете опровергнуть множество философских постулатов в области современных теорий. Современные учёные и философы говорят, что всё, что можно потрогать, увидеть, услышать, вкусить, является реальным. Если же нечто нельзя потрогать, увидеть, услышать, попробовать, то оно не реально. Тогда что реального вложил в свою картину художник? Если речь идёт о его идее, то её нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни попробовать. 

Сейчас поясню эту идею следующим примером. Если прикоснуться к струне соль на скрипке пальцем и послушать её тон - я ли вложил в струну этот звук? Если взять любой тон вообще, разве вы поместили его в скрипку? А в природе существуют тоны? Встречаете человека и говорите, что его имя Стоян. Но Стоян ли он в сущности? Что такое Стоян? Имя. Почему это имя дано этому человеку? Чтобы отличать его от других. Имена даны людям произвольно. Не только имена, но и многие вещи созданы произвольно. Следовательно, вы должны различать произвольные, нереальные вещи и те, которые создала природа и поместила в её список. В природе существуют вибрации, но не тоны. Она не знает, что такое тоны до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Мы пользуемся тонами, как помощниками в музыке, как основными знаками, через которые мы можем выразить то, что чувствуем и переживаем. 

Сейчас, когда вы рассуждаете о различных вопросах, когда ищете способ правильно разрешить свои задачи, имейте в виду следующее правило: каждая задача, решённая правильно, вызывает появление в вашем уме маленького огонька, и он вносит в вас радость. Если решение задачи не сопровождается появлением света, задача не решена правильно. Это правило применимо всюду и в жизни, и в науке. Современная механика, к примеру, владеет многими принципами, следуя которым, можно построить целые машины или их части. Нужно, чтобы машина приводила в движение колесо. Для этого проводится ряд вычислений, основанных на определённых принципах. Применяют вычисления к движению колеса, но колесо не двигается. Проводят второй, третий, пятый, десятый опыты, пока наконец колесо не начинает двигаться. Едва в вашем уме сверкнёт маленький свет, вы радуетесь, потому что это показывает, что вы дошли до правильного решения вопроса. Так что когда вы хотите знать, решили ли вы задачу правильно, посмотрите, вращается ли ваше колесо. А кто-то говорит, что данный вопрос его сознанию неясен.  

Что понимаете вы под словом «сознание»? Для природы сознание представлено только одним словом. Произнося «сознание», видите ли вы маленький огонёк у себя в уме? Говоря «голоден» или «хочу пить», вы связываетесь с ощущением, которое эти слова производят в вас. Но какое чувство или какое ощущение производит на вас слово «сознание»? В настоящее время слово «сознание» лишь философский термин. Оно ещё не погрузилось в человеческое сознание. Вы ещё не понимаете, что такое сознание. Сознание - это нечто Божественное. В тот момент, когда вы поймёте, что такое сознание, ваша жизнь изменится в корне. Как изменится ваша жизнь? Представьте себе, что вы находитесь в большой тёмной комнате, но не знаете, где именно вы в ней, откуда входят и куда выходят, не можете сориентироваться. Вы в недоумении, что вам делать. У вас в кармане есть свеча и коробок спичек, но вы забыли об этом. В какой-то момент вы соображаете, что у вас в кармане есть свечка со спичками. Сразу чиркаете спичкой, зажигаете свечу, освещаете комнату и осматриваетесь в ней. Видите, где что в комнате находится, где дверь для выхода, куда она ведёт и всё прочее. Вся обстановка комнаты принимает теперь другой вид. Вы свободно открываете дверь и выходите наружу на простор, на солнечный свет. 

Таким образом, человек должен жить не только с понятием «сознание», но с сознанием как реальностью. Пока человек живет лишь с понятием «сознание», он в тёмной комнате, с незажжённой свечой и спичками в руке, ударяется то об одну стенку, то о другую. Как только он проникнет в сознание как в реальность, в которой он живёт, он находится в новой обстановке жизни, перед новой жизнью. В этой жизни человек повсюду ходит с зажжённой свечой. Это значит, что сознание человека представляет собой зажжённую свечу, которая горит вечно, не сгорая. Она показывает правильный путь в жизни. При свете этой свечи можно читать. С этой свечой и в самой тёмной темноте вы проложите себе путь. Если у вас есть эта свеча, то все остальные вопросы: есть ли у свечи фитиль, сколько вибраций в минуту она производит, как происходит её горение, сколько ей необходимо воздуха для горения - имеют второстепенное значение. 

И сейчас стремитесь к простоте, к ясности в своём понимании. Все вещи в природе просты, ясны и понятны. Она не терпит никакой двусмысленности, никакой двойственности. Она говорит: если вы не понимаете простых вещей, не поймёте и сложных, а если поймёте простые, сможете понять и сложные. Об этом сказал Христос стихом: «Если не понимаете земных вещей, как поймёте небесные?» Поместите в свой ум мысль - понять элементарные дела в жизни, понять простые проявления сознания. Поняв простые проявления сознания, поймёте и его сложные проявления, то есть поймёте и все остальные его формы. 

Когда будете писать свои темы, пишите их по нескольку раз, пока они вам понравятся. Если в эссе, которое вы написали, всё обыкновенно, то, чем больше времени пройдёт, тем меньше оно будет вам нравиться. Если в нём есть что-то хорошее, идейное, то со временем оно будет вам нравиться всё больше. Сначала не будет нравиться, но чем больше времени будет проходить, тем больше будет нравиться. Что это показывает? А то показывает, что обыкновенные дела вначале хороши, но с течением времени становятся всё хуже, всё глупее. Необыкновенные, ценные дела наоборот: сначала выглядят глупыми, а с течением времени становятся всё более хорошими. 

От вас, как от учеников, требуется точность слов: по форме, по содержанию, по смыслу. В отношении формы слов - мы говорим, например: «добрый», «добрее», «добрейший». Это произнесение одного слова в различных формах или степенях. По содержанию сказанного эти слова подразумевают, что какой-то человек был добр по отношению к людям вообще, добрее - по отношению к кому-то особенно, а добрейшим - то же самое в сравнении с кем-либо. Здесь производится сравнение одного человека с другим. Но такое понимание вещей неверно. Незачем сравнивать человека с человеком. Никакой человек не может служить эталоном меры для другого. И наконец слова могут быть произнесены и по смыслу. Мы говорим: «добрый», «добрее», «добрейший» и, наконец, «очень добрый человек». По отношению к кому этот человек добр? По отношению к законам живой природы. Человек меняется в отношении к этим законам, постоянно вырастая и развиваясь и становясь добрым, добрее, очень добрым. При таком рассмотрении природа становится эталоном меры по отношению к добру в человеке. Она его измеряет и определяет. 

Авторитетными являются только правила, меры и законы разумной жизни и живой природы. Дойдя до живой природы, скажите внутри себя: я добр в своих устремлениях. Принимаю все эталоны, все методы, которыми природа работает надо мной. Буду стремиться быть таким же бескорыстным, как она. Буду любить, как Бог любит. Оккультный ученик должен соотносить себя с законами живой природы. Для него они должны быть авторитетными. В сравнении с природой, никакой профессор не может быть авторитетом. Философы могут быть авторитетом для людей, но лишь настолько, насколько они могут усилить и подкрепить их взгляды и понимание. Если человек рассуждает неправильно, философ не сможет доказать ему ничего. Если ученик немузыкален, никакой учитель не сможет научить его играть. Если ученик музыкален, учитель сможет научить его играть, передать ему свой талант, чтобы развить в нём то, что вложила в него природа. Для человека авторитетно то, что в него вложила природа. Вот почему человек должен работать над тем в себе, что вложено природой, как дары или способности. Если будете работать над собой сознательно, то правильно разрешите свои задачи. Это вопрос только времени: один разрешит свою задачу за день, другой - за месяц или несколько месяцев, третий - за год, четвёртый за десять лет, пятый - за жизнь, шестой - за несколько жизней. Это зависит от человека. Для обыкновенного человека требуется много времени, для талантливого - меньше, для гениального - меньше всех. Гениальный разрешает свои задачи моментально. Но от всех требуется терпение. 

·               Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине. 

·               Она постоянно нас веселит. 

Перевод - Елена Людевиг 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...