1922_04_26 Закон кармы


Elena
 Share

Recommended Posts

 

Закон кармы

9 беседа 

1 год МОК

26 апреля 1922 года 

София

 

Т.м.

Тема на следующий раз: «Место красоты в природе».

Сегодня буду говорить о законе кармы. Кто хочет узнать об этом вопросе побольше, пусть читает написанное на других языках: немецком, французском, английском, итальянском. Я затрону вопрос Кармы с точки зрения Божественной науки. 

Кармический закон ведёт начало от исхода человека от Бога. А действие или проявление этого закона начитается с поляризации человека, то есть с появлением двух полов, двух полюсов в мире. Поляризация - это раздвоение сознания человека на положительное и отрицательное, на восходящее и нисходящее, и говоря на самом высоком уровне - на сознание Любви и сознание Мудрости.

Это два полюса в человеке. Вы спрашиваете: а в чём причина раздвоения человеческого сознания? В каждое индивидуализированное существо, в каждое эго вложено желание присваивать себе, владеть вещами, следствием чего и является раздвоение человеческого сознания. Эти два полюса, оставленные  развиваться самостоятельно, просто заблудились и забыли, что являются одним целым. Раздвоившись однажды, они охвачены внутренним желанием овладевать механическим образом. Однако, где есть механическое обладание, там рождается и насилие.

Контрастом к такому положению вещей является природа, требующая от человека добровольной жертвы. Она говорит: человек человеку брат, и жертвовать собой для него нужно добровольно, по любви. А теперь определим слово «жертва» с оккультной точки зрения. Жертва имеет в виду «закон правильного роста и развития». Почему? Потому что только то, что правильно растёт, развивается, цветёт и даёт плод может жертвовать собой.

Вернёмся к вопросу о карме. Как явилась карма, то есть как появился закон кармы? Когда первое сознание в мире ограничило второе сознание, тогда и появились условия для кармы. Поясню эту мысль на таком примере. Природа соединила двух человек, одинаково развитых и разумных, заниматься торговлей вместе. У каждого есть нужда в каждом, но, несмотря на это, в обоих по отдельности появляется желание притянуть богатство другого к себе. Наконец одному из них удаётся захватить богатство другого, остающегося таким образом без всяких средств. Что остаётся делать ему? Он должен стать слугой того, кто смог завладеть всем. Таким образом один стал хозяином, а другой - слугой. 

В этом смысле хозяева в этом мире представляют людей первого сознания, которое смогло силой взять верх над вторым. Слуги же это та категория людей, сознание которых подчинилось влиянию первого сознания. Однако в самих слугах желание преобладать, быть хозяевами и владеть другими не исчезло. Вот почему, когда у кого-то из хозяев много слуг, они начинают организовываться, соединяться, работать над тем, чтобы однажды сдвинуть своего хозяина, схватить его, как следует задать ему и самим стать хозяевами, сделав того слугой. И сознание людей именно так меняет свои роли, сменяет своё положение.

Когда я говорю сейчас о карме, не думайте, что вы легко и сразу поймёте всё, что касается её, поймёте во всей её полноте. Как рождается зло между учениками какой-либо школы? Зло рождается тогда, когда кто-либо из учеников хочет господствовать, чтобы пользоваться знаниями других.

Зло рождается и тогда, когда один ученик навязывает себя другим. Он имеет некую идею внутри и хочет, чтобы все его идею приняли. Или тогда, когда в ком-то есть такие силы в характере, которые стремятся создать ссору или столкновение среди других. 

Но ученик должен знать, что в природе существует закон, регулирующий действия и проявления всех живых существ. Для каждой силы природа определила границы, пределы, до которых та может максимально развиваться. Как только достигнута эта граница, начинаются обратные процессы. 

Пока люди не понимают ваших внутренних, интимных намерений, они готовы вас слушать и подчиняться вам. Но как только ваша цель, ваши намерения становятся им известны, они сразу начинают вам противостоять, противодействовать. Противодействие возникает по закону самосохранения, по закону защиты своей свободы. Следовательно, закон может регулироваться только тем, что человек готов жертвовать собой для других, стать их слугой, предоставить своё право каждому живому существу.

Право, которого вы требуете для себя, вам необходимо предоставить и другим, благо, которое вы желаете для себя, необходимо желать и для других.

Каждый имеет право развивать свой ум, своё сердце, работать над усилением своей воли, независимо от того, образован он или нет, слуга он или господин, беден или богат. Блага одного - блага всех, права одного - права всех. Различие состоит в том, кто как использовал и приложил эти блага и права в своей жизни. 

Для оккультных учеников существует одна опасность - вампиризм, то есть вычерпывание жизненных соков человека. Это умеют делать только те, кто познаёт оккультные законы.

Однако это абсолютно запрещено. Кроме того, в этой Школе абсолютно запрещено тунеядство. Вытягивание жизненных соков из человека и есть ничто иное как тунеядство. Позволяющий себе это, понесёт плохие последствия своего непослушания. Именно поэтому оккультный ученик должен быть высоко просвещённым, чтобы не злоупотреблять теми силами, которые он смог развить в себе.

Многие школы развивают в учениках веру, что сила человека состоит в силе его мысли. Да, но это лишь временно. В сущности сила человека не состоит ни в мыслях, ни в чувствах, ни в воле. Это только проявления человека. Они ещё не представляют собой источника, из которого исходит сила. Это всё равно, что считать, что любое проявление любви и есть истинная любовь во всей её полноте. Иногда любовь проявляется по форме, иногда по смыслу, иногда по содержанию, но все эти отдельные проявления любви не есть любовь во всей её полноте. 

Дам вам несколько примеров, чтобы вы имели ясное представление о любви по форме, по содержанию и по смыслу. 

Первый пример. Тонет человек в реке. Рядом проходит простой рабочий и, увидев тонущего, входит в реку, хватает того и вытаскивает на берег. И говорит потом спасённому: «Давай-давай, иди теперь домой». Это пример физического проявления любви - любви по форме.

Второй пример. Идёт по улице человек, ничего не евший несколько дней. Встречает его друг и понимает по его лицу, что он голоден, что уже несколько дней без еды. Останавливает его и предлагает пойти к нему, чтобы поесть. Как следует накормив друга, говорит ему, что теперь тот  может идти домой. Это проявление любви по содержанию. Третий пример. Вы знакомитесь с молодым, любознательным человеком, который очень хочет серьёзно учиться. А вы учитель, вы закончили несколько факультетов и предлагаете помощь этому юноше - предлагаете преподавать ему необходимое. Работаете с ним год, два, а когда видите, что у него уже есть некоторые знания, говорите ему: «Теперь можешь продолжать учиться сам. Работай, и всё получится». Это любовь по смыслу. 

Спрашиваю: можете ли вы считать, что после того, как вы подали руку тонущему, накормили голодного, обучили невежественного, ваша жизнь полностью проявилась?

Нет, жизнь, как и любовь, может проявиться полностью только тогда, когда человек начинает жить в причинном мире, где один живёт для всех и все живут для одного. В этом мире благо одного - благо всех и благо всех - благо одного. В самом основании этот закон деятельности, так же, как и радости и скорби одного существа, сколь бы малым это существо ни было, должен быть для вас священным. Оно может быть мухой, но и на неё нужно смотреть, как на человека. Только так Бог может развеселиться. И  при этом только Бог может останавливать свой взгляд на мелких, малых вещах. Люди обращают больше внимания на большие дела.

Сейчас, раз вы пришли в школу учиться, в вас не должно быть ни тени лжи, ни намёка на неё. Единственное, что не прощается ученикам этой Школы - ложь. Все может быть прощено, но ложь - никогда! Если доходит до лжи, бегите от неё как от огня! Она тот принцип, который может завести человека в противоречия жизни и в то противоположное, от чего может быть трудно избавиться. Попадая в трудное, безвыходное положение, человек часто прибегает ко лжи, оправдывая себя тем, что без лжи нельзя. Нет, без истины нельзя, а без лжи можно. 

Так что напишите несколько изречений как ценные правила жизни:

Без любви нельзя, а без ненависти можно.

Без мудрости нельзя, а без глупости можно. 

Без истины нельзя, а без лжи можно.

Если скажете обратное, что без лжи нельзя, то выйдет, что ложь рождает истину, а это неверно.

Если скажете, что без глупости никак, то выйдет, что глупость рождает мудрость, а это неверно.

Говоря о кармическом законе, подразумеваем различные виды кармических отношений: слуг и хозяев, учеников и учителей, братьев и сестёр, матерей и отцов - всё это кармические отношения. Мать и отец - это смягчённое положение кармы.

По этому закону все люди находятся в близких или далёких отношениях, для того чтобы расплатиться с долгами. Современные люди должны знать этот закон, чтобы правильно выплатить свои долги по карме. Не зная этого закона и не понимая его требований, они создадут между собой новые кармические отношения, которые придётся исправлять в будущем. Если, к примеру, хозяин третирует своих слуг, в будущем он станет слугой, а те его господами, и, чтобы расплатиться, ему придётся долго служить им. 

Поэтому, когда люди спрашивают, почему нужно прислуживать другим, ответ простой - причина находится в прошлом, в том что человек хотел подчинить сознание других людей, сделать их своими прислужниками. А это абсолютно запрещено! Подчинять чьё-либо сознание - всё равно, что подчинять Божественное в этом человеке себе, делать его своим слугой. Именно это и есть единственная невозможная вещь в мире: подчинить Божественное человеческому. Чтобы расплатиться со своей кармой, нужно работать над собой, трансформируя свои мысли и чувства, преображая их. 

Теософы говорят о высшем и низшем манасе, о высшем и низшем сознании человека, о духовном и плотском началах как двух полюсах в нём. Именно в этом и заключается работа человека над самим собой: в движении от одного полюса к другому и, главным образом, от нисходящего к восходящему. Воистину, это факт, что, когда кто-либо пытается присвоить себе что-либо в своих чувствах, он создаёт свою карму. Предоставляя свободу другому, человек стирает свою карму. 

Если вы хотите, чтобы ваш друг любил вас и обнаруживал перед вами свою любовь, он наденет на вашу шею ярмо, сзади будет тыкать вас погонялом и спрашивать, нравится ли вам такая любовь и согласны ли вы на неё. Это и есть создание кармы между двумя душами! Страшная вещь закон кармы!

Карма может начаться и от одного горько слова, сказанного человеку при неблагоприятном сочетании условий. Даже деликатно и с улыбкой на лице сказанное, такое слово может нести в себе тысячи зол. Поэтому будьте внимательны ко всякому своему чувству, всякой мысли. Процеживайте их, прежде чем выразить, чтобы не проникло что-либо нечистое вместе с ними. Через что процеживать? Через фильтры.

С точки зрения оккультной науки, сердце, ум и воля человека и являются фильтрами, через которые нужно пропускать чувства, мысли и действия. Только после того, как будут отфильтрованы, их можно посадить в саду души. 

Чтобы понять, когда между двумя душами возникла карма, не нужно быть особо ясновидящим. Даже и без всякого ясновидения можно понять, как и когда создалась карма. Достаточно совсем незначительного отклонения от закона любви, чтобы в мозгу мгновенно произошла поляризация: в одном полушарии мозга начинает скапливаться больше энергии, а в другом меньше. Как следствие, человек начинает сердиться, становится грубым со своими близкими. 

Если, к примеру, в левой половине мозга накапливается больше энергии, то человек может стать очень любезным, очень учтивым, но это проявление неестественно. При  этом правая сторона лица может начать сжиматься, спазмироваться. И тогда в лице этого человека могут быть заметны негармоничные движения, и они связаны с негармоничностью мыслей, чувств или действий. Если такие невольные движения продлятся некоторое время, бывает, что рот искривляется, поскольку мышцы с одной стороны лица более расслаблены, а с другой напряжены. Незначительное время спустя можно увидеть работу кармы на этом лице - в глазах ли, в иной ли какой части его. Если же кто-либо долго позволяет себе пользоваться ложью, то некоторые мускулы лица его напрягаются, а луч, исходящий из глаз, падает вниз, к центру Земли. Когда человек смотрит на себя в зеркало и встречает луч, направленный к земле, он себе не нравится. 

Когда будете сейчас писать о красоте, знайте, что она связана с внутренней гармонией. Чтобы приобрести и сохранить такую красоту в себе, нужно быть абсолютно чистым! 

Запишите сейчас ещё несколько правил жизни.

Вложите -

Истину в свои души.

Свет в свои умы.

Чистоту в свои сердца.

Запишите эти правила и каждый вечер перед сном спрашивайте себя, есть ли истина в вашей душе, свет - в вашем уме, а чистота - в вашем сердце.

Вы спрашиваете, как возможно исправить чужие ошибки? Вот пример. Молодой человек из Варны приходит раз к евангелисту-книготорговцу, чтобы купить какие-то книги. Увидев его, торговец говорит ему: «Несколько недель назад твой друг одолжил у меня денег. Я дал ему, но вот уже столько времени прошло, а он всё ещё не возвращает. Вот какие у тебя друзья!» - «Сколько он должен?» - «Столько-то». - «Вот вам, возьмите, пожалуйста, считайте что всё улажено.  Я и мой друг - одно». 

Этим поступком молодой человек доказывает, что и он и его друг - честные люди. Вот благородный характер. Как поступит человек, не имеющий внутренней морали? Услышав, как кто-то говорит плохо о его друге, он поддакнет: «Да, правда, у моего друга есть такая слабость, он немножко ненадёжен, но я поговорю с ним, скажу, чтобы заплатил». Не о чем ему говорить. Школа, в которой вы учитесь, этого не позволяет. В таких случаях от ученика требуется достать кошелёк и заплатить по счетам друга. И ничего не говорить ему об этом, когда вы его повстречаете. Если приложите этот метод, вы испытаете его добрые результаты. 

Этот метод для тех, кто готов платить за своих хороших друзей, но не за того, у кого самого есть такая возможность, но он вынуждает своих друзей оплачивать свои долги. Это насилие, воздействие на совесть людей, оно создаёт отрицательную карму. Наступит день, когда эти люди потеряют своих друзей и за всё должны будут расплачиваться сами. Неправильно использовать своих друзей для того, чтобы они выплачивали ваши долги. Если за вас платят долги, вы не на верном пути. Придёт день, когда Провидение поставит вас в такое же положение, тогда придётся платить вдвойне, с процентами.

Кто полагает, что может обмануть закон кармы, обманывается.

Про таких людей болгарская пословица говорит: хитрая лисица попадает в капкан двумя лапами. С кармой не играют. Почему? Потому что она кредитор. Она не допускает задержки выплат, даже на день. И ничего не прощает - платите точно и притом с процентами. Да, она и от процентов не отступает. Строг кармический закон. Он оставляет вас только тогда, когда всё выплачено.

Теперь вы знаете, что все добрые мысли и желания поляризируются в двух направлениях. Поскольку вы знаете закон поляризации, то можете видеть, что что любая вещь в жизни поляризуется. 

К примеру, старое и новое учение. Оставьте старое учение проявляться в корнях, а новое - в ветвях. Старое учение послужит дереву удобрением, оно будет расти, развиваться, приносить плоды, из которых возникнет новое дерево - новое учение. И уже по новому учению карма не будет страшна людям. Почему? Потому что будете знать, что карма любит смелых. Будьте смелы и примите карму, как гостью в своём доме.

А если побежите от неё, она погонится за вами с палкой и расправится с вами. В карме есть благородство. Она может вас поколотить, может плюнуть на вас, но в конце концов уйдёт, в сущности не причинив никакой пакости. У неё медвежий характер. Когда он хочет на кого-то напасть, то ходит неподалёку, поглаживает свою шкуру, делает вид, что не видит. Его собственная шкура при таком поглаживании становится гладкой, а с человека- то кожа слезет. Когда медведь не хочет нападать на человека, он походит недалёко, попугает, настращает, наплюёт на него и уйдёт. В этом случае кожа человека будет в порядке, но страху натерпится. Для смелого карма подобна пугающему медведю: пройдёт рядом, заплюёт и уйдёт. Он говорит: давай-ка, убирайся прочь! Благодарите, что не прикоснулась к вашей коже. Ну поплевала немножко, ну страху нагнала, так это всё ничто. Важно, что живы и здоровы. Поскольку вы это уже знаете, то свои жизненные задачи решайте в соответствии с этим знанием. Придёт к вам большое несчастье, скажите: моя возлюбленная карма попугала меня да оплевала, но больше этого не может ничего. 

Вы спрашиваете: что мы должны делать, как должны жить, чтобы не создавать между собой кармы? Приведу пример, из которого сами извлеките смысл. 

Представьте себе два параллельных железнодорожных пути, по которым движутся поезда. Одни идут на запад, другие на восток, то есть в противоположных направлениях. Предположим, что по пути в сторону востока движутся сто поездов на одинаковом расстоянии друг от друга. Если при этом поезда двигаются с одинаковой скоростью, то и опасности нет никакой - столкновение между ними невозможно. Если же скорость этих поездов различна, то столкновение между ними неизбежно. То есть при действии закона кармы неважно направление поездов, неважно к северу или востоку они движутся, важна лишь скорость. Скорость движущихся поездов должна быть одинакова. Также и когда два человека движутся в одном направлении, но с разной скоростью, столкновение неизбежно.

Если некий поезд впереди двигается со скоростью 100 км в час, а второй со скоростью 80 км в час, нет никакой опасности столкновения. Но если первый поезд двигается со скоростью 80 км в час, а второй со скоростью 100 км в час, и при этом уже вечер, тогда есть опасность столкновения, второй столкнётся с первым. Чтобы между ними не произошло столкновения, второму поезду следует уменьшить свою скорость, чтобы стать, по крайней мере, как первый, но расстояние между собой они непременно должны сохранять.

Поскольку вы живёте среди людей, то сейчас не требуется быть ни слишком умными, ни слишком глупыми. Почему? Потому что и глупость и разумность являются кармическими законами. Если вы слишком разумны, то вы двигаетесь слишком быстро и столкнётесь с теми, кто движется медленно. Если же слишком глупы, то двигаетесь медленно и столкнётесь с теми, кто движется быстро. В обоих случаях результат будет одинаков. Что тогда нужно делать? Быть настолько же разумными или настолько же глупыми, что и окружающая среда. 

Вы спрашиваете: как и когда нужно проявлять свою разумность? Берегите свои силы для более благоприятных времён. Если перед вами движется поезд с меньшей скоростью, вам нужно сбавить свой пар. Если же путь свободен, то есть перед вами нет никаких поездов, мчитесь на всех парах и с любой скоростью, с какой только пожелаете. 

Через две недели вам нужно сделать тезисы нынешней беседы. На тот же день пишите на тему: «Приложение кармы в жизни». Сегодня я набросал несколько мыслей о карме, чтобы помочь вам развить ваши темы. Впоследствии буду ещё говорить об этом вопросе. Когда ваши размышления на тему будут готовы, каждый будет читать их, а остальные критиковать. Критика же должна будет соответствовать правилам нового учения. Критиковать означает говорить только то, что истинно, в чём вы полностью уверены. Критика подразумевает называние сути вещей так, какова она в природе. 

На записывание своих размышлений, на работу над лекциями употребляйте самое большее час в день. А для записи размышлений достаточно 20 минут. Развивая тему кармы, остановитесь на следующих мыслях: 

  • Если ты впереди, двигайся с большой скоростью!
  • Если ты сзади, двигайся с маленькой скоростью!  

Эта тема представляет ответ на некоторые мысли новой философии. Однако эти мысли разрешают вопрос лишь отчасти. Почему? Потому что если за тобой движется второй, третий поезда, положение уже иное. В этом случае необходимо иметь в виду следующие правила:

  • Если кто-то движется перед тобой, уступи ему путь, предоставь ему возможность двигаться с какой пожелает скоростью!
  • Если ты сзади, двигайся с маленькой скоростью. 

Эти четыре положения являются важнейшими в жизни, которые вы всегда должны  иметь в виду. 

Поэтому, когда ученик хочет получить право двигаться вперёд с большой скоростью, говорю: учитель не может дать ученику право двигаться с большой скоростью. Пока вы ученики и пока вы в Школе, двигайтесь с маленькой скоростью. Как только закончите Школу, выпускайте весь свой пар и мчитесь с той скоростью, с какой захотите. Кто впереди, может двигаться с большой скоростью. Кто сзади, должен двигаться с маленькой скоростью.

Всё это символы, которые вам необходимо превратить в живые дела. Чему соответствует большая скорость? Добродетели. Значит, будьте быстрыми в добре, то есть идите в нём впереди! Будьте медленными в зле, то есть держитесь сзади! Это перевод явлений жизни и природы. Другими словами: явления физического мира должны переводиться на язык духовного мира. И обратно: явления духовного мира должны переводиться на язык физического мира. Только тогда вещи станут ясными. Итак, большая скорость означает добродетель, а маленькая скорость - зло. Кто гневается, должен знать, что он сзади, и будет двигаться медленно. 

На будущее: если у вас возникнут какие-либо важные жизненные вопросы, вы можете их записывать, чтобы мы выделили часть времени на их исследование.

Т.м.

Link to comment
Share on other sites

 Share