Марфа и Мария


Рассвет
 Share

Recommended Posts

МАРФА И МАРИЯ

 

"Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё"
1

 

 

 

О Марфе и Марии говорилось много. Они представляют два принципа в человеческой душе – активный и пассивный. В Марфе и Марии мы видим двух женщин, два противоположных характера, два состояния человеческого сердца: одно состояние тихое, спокойное, безмолвное, ум устремлён к вечному принципу, опирающемуся на вечную основу; а другое состояние – как у морских волн, как у маленьких веточек на дереве – постоянное волнение, постоянное покачивание. Христос, однако, указывает Марфе, что существенно, Он говорит ей: "Ты заботишься о вещах несущественных, они вне действительности, а Мария избрала нечто более существенное". Многие из вас относятся к этим двум характерам: кто-то – Марфа, а кто-то – Мария. Марии, в общем, благородные женщины, они добры, у них отличное телосложение, красивое лицо, мягкий взгляд, симметричный лоб, правильный нос, а сердцем они мягкие, нежные, отзывчивые на людские страдания, они готовы помогать. Мария по-еврейски означает солёная вода. Мария всегда осоливает мир, благодаря ей он не портится, не закисает, не гибнет, и когда в вас работает принцип Марии, ваше сердце не разлагается. Марфа происходит от слова мара, что значит горький, кислый, недовольный, буйный. Так что этот горький принцип в вас постоянно злится, гневается, постоянно недоволен, и всё это он делает не по злому умыслу, а потому что это очень активный принцип, который, где ни пройдёт, требует открытой дороги. Если это Марфа, то вы видите, что с утра, как только она встанет, все слуги на ногах, слышны крики, брань; если возьмётся за метлу – все убегают на полкилометра; она говорит: "Здесь всё должно быть в порядке". Эта Марфа есть и в церквях, и в школах, и в судах – она повсюду; она необходима, но не давайте преимущества ни ей, ни другой – ни тому, ни другому принципу

 

С этими двумя принципами я свяжу два других принципа, которые формулирую так: принцип высшего и принцип низшего. Принцип, олицетворяемый Марией, представляет высшее, которое показывает, как нужно служить Богу, как быть в гармонии с высшими существами, святыми, Ангелами, знающими больше нас, умеющими подчиняться: нужно сесть тихо и спокойно у ног Учителя и учиться. Вы спросите: "Сколько этих учителей?" Он один, я знаю одного Учителя. Он может иметь 250000 волос на голове, но это не значит, что они – 250000 учителей. У дерева может быть много веточек, но они – не деревца; однако дерево и его ветви пронизаны единой жизнью. Так и в вашем уме должно быть единство. И когда придёт Учитель, тот Дух, который есть в вас, – мужчина вы или женщина вы должны слышать в глубине себя этот голос мягкой нежности, Любви. Любовь не уныла, не кисла. Что вы любите в жизни? Представим себе, что всё в мире только от Марф: все схватили мётлы, подняли пыль, повсюду крики – что за музыка это будет? Я верю, что дома были бы хорошо устроены, была бы красивая мебель, красивая одежда, всё было бы в порядке, были бы прекрасные формы, но жизни бы не было. И наоборот, если бы были одни Марии, тогда всё было бы солью; но если нет Марф, то что бы тогда осоливалось? Эта Мария имеет отношение к чему-то другому, к какому-то другому принципу, к какой-то иной основе. Высший принцип, Мария, показывает нам путь индивидуального служения Богу. В этом служении мы найдём смысл нашей жизни, и насколько мы понимаем внутренний смысл нашей души, настолько будем понимать и других существ, живущих рядом с нами. Если мы изучим первый, высший принцип – будем подчиняться Богу, то изучим и другой принцип – будем подчинять себе все низшие элементы, подчиним себе низший принцип в человеке. И когда современная наука утверждает, что хочет подчинить Природу, я понимаю, что она хочет подчинить Марфу, поднимающую столько шума. Нам нужно научиться быть хорошими господами. Кто не научился подчиняться, служить Богу, не может быть господином; и каждый из вас, кто хочет быть господином, прежде всего должен научиться подчиняться, быть слугой – слугой Богу, то есть выучить этот высший закон, сесть, как Мария, у ног Христа. И Христос говорит: "Эта благая часть не отнимется у Марии".

 

Приведу пример для объяснения этой идеи; возможно, это легенда. Рассказывают о великом скрипаче Паганини, что во время его поездки с концертами по Европе, он однажды на пути в один город заметил старого, 60-летнего скрипача с трясущимися руками, слезящимися глазами. Перед ним на земле стояла деревянная миска и лежала скрипка, поскольку играть он не мог. Паганини остановился перед старым скрипачом, взял его скрипку, и, когда он стал водить смычком, все люди, от мала до велика, собрались вокруг него. Он играл 2-10-20минут, и все стали бросать в миску золотые и серебряные монеты; он играл, пока миска не наполнилась. Так Паганини принёс свой дар бедному старцу. Этот бедный старец сидел у ног Паганини, как Мария у ног Христа, и не говорил "посмотрю, что из этого выйдет", а слушал, как играет мастер. "Да, – сказал он, – теперь я вижу моего великого Учителя, Мастера жизни". Деревянная миска—это сосуд, в который сыпались великие добрые мысли. Когда и к вам придёт поиграть этот великий Учитель, ваша миска наполнится благородными мыслями и желаниями, и вы не будете хворыми и немощными, а будете молодыми, бодрыми, добрыми и сильными. Я бы желал, чтобы и вы в подобном случае поступили так же. Не посвящайте этому всю свою жизнь, потому что Христос, когда хвалит Марию, хочет нам сказать: "Я не прошу, чтобы вы отдали мне всё своё время, дайте только то, которое не знаете как употребить, сколь бы мало его ни было. А в другое время, когда вы заняты, вы свободны исполнять свои жизненные обязанности". Великое учение вовсе не подразумевает, что нам нужно оставить другие свои обязанности в жизни; но тот час, который определён для Марии, нужно отдать. Этот Паганини останавливается не всегда, это редкость; он оставляет скрипку и уходит. Так и в вашей жизни остановится иногда возле вас Христос, когда вы обременены, когда вам тяжело и вы думаете, что ваша жизнь не имеет смысла, вы бесполезны, а искусство, которое вы изучаете, не ценят, тогда Он остановится и поиграет на вашей скрипке. Вот в чём счастье: слышать, как играет великий Учитель, или видеть, как рисует великий художник. Нужно изучать это учение – учение благоговения перед Богом и подчинения Ему, и в этом подчинении мы научимся великим добродетелям.

 

Отчего происходят современные столкновения между людьми? Оттого, что люди кислы, недовольны, не мягки, не нежны. Если бы все люди были мягкими, нежными, жизнь была бы счастливой внутренне и внешне. Если бы люди почитали друг друга, если бы проявляли взаимную уступчивость, то в жизни была бы великая гармония. Я не благоволю к людям, которые каждый день бранятся друг с другом: они каждый день ропщут на Бога. Я слышу только ропот: и учёных, и священников, врачей, профессоров, проповедников – все ропщут. Священники, врачи, когда дают им деньги, недовольны тем, сколько получили, им мало: другим Господь дал больше, а им меньше это уже ропот. Если это пастух, он скажет, что кошара его мала, он хочет большей – это тоже ропот. Даже учёный ропщет, что дано ему мало способностей. Кто виноват? Всё Господь! Я говорю не только о вас, сидящих здесь, но и о тех, кто вовне – все ропщут. Закон высшего состоит в том, чтобы всегда изливалась благодарность и любовь к Богу.

 

Некоторые спрашивают: "Где Господь? Как нам Его найти?" Господа могут найти и малые дети. Вот уже 2000 лет, как философы приводят аргументы, доказывая, где Господь: на Небе ли, на звёздах ли, на Земле или в человеческом сердце. Его ещё ищут, никто Его не нашёл. Проповедники говорят, что Он в человеческом сердце; астрономы что во Вселенной, как тяготение; одни говорят, что Он есть, другие – что Его нет. Представлю вам одну картину, чтобы вы видели, на чём базируются ваши философы. Представьте себе, что Господь, как Солнце, каждые 24 часа восходит и заходит в направлении с востока на запад; представьте также, что, когда Господь восходит, вы засыпаете и спите, пока Он не зайдёт; а когда Он зайдёт, вы пробуждаетесь и ищете Его всю ночь. Не найдя Его, вы опять засыпаете – когда занимается заря; а когда Он зайдёт, вы вновь Его ищете целую ночь. Проходит день, два, месяц, год, десять лет, проходит много времени, а вы всё ищете Его и нигде не находите. Говорю: измените только соотношение вещей – ложитесь спать вечером и пробуждайтесь утром, когда восходит Солнце, и вы увидите Господа, найдёте Его. Я вижу Его каждый день: засыпаю вечером, а утром, когда займётся заря, встаю Его встречать – вот философия жизни. Господь восходит как Солнце. А что делают ночью нынешние люди? Они на концертах, балах, в театрах, а когда Господь восходит, они спят – аристократы, с благородным "добрым утром".

 

Все люди, спящие утром и днём, это люди культуры сов, и поэтому они страдают. А эта ночная культура должна быть заменена дневной культурой. Как только займётся заря, поднимись, встань прямо и подожди, самое малое, полчаса; после этого Господь покажется тебе, ты почерпнёшь от Него силу, энергию, здоровье, и весь день будешь бодрым, у тебя будут силы для борьбы. Некоторые же философы говорят: "Господь аристократ, Он принимает не всякого, пред Ним нужно облачиться". В качестве возражения представлю вам другую картину: когда восходит Солнце, все животные и хорошие и плохие, и красивые и некрасивые – все выходят в своих нарядах, какие у кого есть. Господь согревает всех: и змей, и ящериц, и комаров, и всех гадов, причиняющих столько зла. Он не говорит им: "Ты должен скрыться в своей норе". Таким же образом и вы явйтесь пред Богом и согрейтесь. В этом смысл жизни. Мы страдаем не оттого, что на Земле много змей: их число определено, они на своём месте; но когда их станет вдвое больше, чем нужно, излишнее количество их непременно исчезнет. Когда волков определённое число, они уместны, но когда они умножатся, излишнее число их опять же должно быть уничтожено. Итак, если вы не впряжёте в работу каждую мысль и каждое желание внутри себя, то есть если не научитесь служить Богу, то эта мысль, это желание станут вами повелевать. И тогда, по тому же закону: как вы противитесь Богу, так и ваши желания и мысли будут противодействовать вам. Если сможете приложить в своей жизни то, что я вам говорю, то увидите, насколько это эффективно.

Некоторые говорят: "Воспитаем мир, людей". Я не верю в воспитание в этом смысле, потому что все люди – индивидуальные клетки Божественного организма, Божественного тела, и каждый человек в отдельности должен воспитать себя сам. Я не могу приказывать вам: это значило бы святотатствовать обманывать Бога. Я не хочу приказывать. Почему? Потому что эти люди – Господни, я не имею права приказывать и злоупотреблять чужим; я имею право быть господином только своим мыслям и желаниям, им я могу приказывать, но всему, что вне меня, я должен служить. Так следует поступать и вам.

 

Тогда мы спустимся к низшим элементам – к неразумному. Что говорит Библия в первой главе? В первый день Бог создал Небо, а потом – Землю. Небо, я понимаю, это Мария, а Земля – Марфа. Земля была неустроенна, значит, уныла, кисла. Учёные говорят, что когда явилась эта Марфа, вокруг неё была буря, ураган, огонь, выбросы пара, и тогда Бог сказал Марфе: "Марфа, Марфа, ты поднимаешь много шума, прогресс не в этом; Мария избрала благую часть – посмотри вверх". Земля, Марфа, посмотрела вверх и начала вращаться вокруг себя и вокруг Солнца. Так на ней образовалась жизнь, образовалось много существ и, наконец, появился человек. Завершив Свою работу, Господь сказал: "У Марфы всё хорошо". И был день первый, а потом настал второй – так до седьмого. Сейчас некоторые из вас Марфа – они поднимают шум, от их сердца и ума исходит пламя. У Марфы нет ни озёр, ни рек, и великий Учитель говорит: "Марфа, Марфа, не смущайся, только одно необходимо: Небо, разумное, великое в мире; посмотри вверх там то, что явит тебе этот смысл". Когда и вы поднимете свой взгляд, ваш дух тотчас начнёт правильно совершать движение вокруг своего центра, и вы обретёте смысл жизни. Иметь смысл в жизни значит иметь центр, вокруг которого нужно двигаться; а этот центр каждый день будет посылать необходимое и нужное для тебя.

 

Итак, Бог создал в нас одновременно и Марию и Марфу – два полюса человеческой души. Я мог бы объяснить вам внутренний смысл этих двух принципов, действующих в мире, но когда уже сказано много, когда знание накапливается и не прилагается, оно образует определённые отложения, и люди начинают сомневаться, что же им делать. Один ученик евангелистской школы на уроке болгарской грамматики, которую он плохо понимал, спросил учителя в своё оправдание: "Есть много грамматик болгарского языка: Икономова, Григорова и других авторов; по какой мне учиться?" Так он спрашивал и раз, и два, и наконец учитель ему ответил: "Послушай, друг, я не хочу знать, что говорится в грамматике Икономова или Григорова, учись по моей". Когда приходит Господь, вы говорите Ему: "Есть такие философы, как Кант, Шопенгауэр, Толстой, они говорят и то и другое, но между ними есть противоречие; чему нам следовать?" Господь вам скажет: "Следуйте тому, что говорю вам Я". И когда вы хотите следовать Божественной Истине, вам нужно углубиться в свою душу, и тогда вы поймёте жизнь в ином смысле. У вас образуются другие способности, вы увидите, что возле вас есть другие существа, гораздо более великие, способные творить, и вы признаете: "Как слепы мы были!" Спрашиваю вас, рассуждающих здесь: если бы вы были в положении муравья и какой-нибудь философ наступил бы на вас и раздавил, что бы вы подумали о его ноге? Вы сказали бы, что на вас упала скала и раздавила, а эта скала составляет лишь малую часть этого гиганта. Иногда вы говорите: "Меня преследует и гонит судьба". А это не что иное, как нога какого-то великого философа, наступившего на вас. Не надо вставать на пути философов, учёных людей: они не остановятся ради вас; они идут своим путём, и если вы окажетесь у них на дороге, нога философа вас раздавит. Если вы пожалуетесь мне, я вам скажу: вам не место на этом философском пути, вы – муравьи, изберите себе другие тропинки. Вот философия жизни. Когда я вижу человека в несчастье, я смотрю вверх и вижу гиганта, который наступил на него и раздавил.

 

Итак, Господь сотворил мир, сотворил все миры. В Млечном Пути 18000000 солнц, и каждое из них движется по своему определённому пути, и чтобы не произошло столкновения, между одним и другим солнцем установлено расстояние в 25 биллионов километров. Эти пути начертал Господь. И вокруг вашей жизни Он очертил определённый путь, дал вам известное пространство и сказал: "Никогда не переступайте границу вашего царства". Вы хотите заключить договор с некими другими царствами. Мужчины и женщины двух царств заключили договор, чтобы образовать одно царство, и поссорились. Зачем им ссориться? Пусть каждый царствует в своём царстве. "Давай, – говорит кто-то, – положим деньги в одно место и будем их хранить". Пусть каждый держит свои деньги в своём кошельке; никому не доверяйте своих денег. Кому бы на Земле вы их ни доверили, он их у вас украдёт; поэтому Христос говорит: "Несите своё богатство наверх!" Наверх, наверх! В этом истинный смысл жизни.

 

Итак, мы виновны в том, что хотим исказить свою жизнь, которую определил Бог. Я знаю, что некоторые люди, ненавидя кого-то, всюду носят его с собой. Оставьте его, держитесь только Бога: Он Тот, Кто освящает, впустите Его в свою святая святых. Нынешние люди привержены многобожию: у них есть боги труда, славы, силы, им они кадят ладаном. Выбросьте вон всех этих идолов или возьмите молоток и разбейте их, а потом сядьте у ног вашего Учителя, и вы поймёте внутренний, глубокий смысл вашей жизни. Вот что хочет сказать Христос: то благо, что имеет Мария, не отнимется у неё. Ты тревожишься о многом, говоришь "я имею и то и это"; ты господин этих вещей, возьми их и выброси. Я замечал, как некие господа садятся на стул, как сижу сейчас я, и приказывают: хотят, чтобы им подали то, что они могут взять и сами. Он дёргает звонок: дзинь! никто не приходит; зовёт раз, зовёт другой и, наконец, идёт ругаться. Э, приятель, встань, возьми это сам, ты и сам можешь это сделать. Сапоги его в пяти шагах, но – дзинь! – пусть придёт служанка и подаст ему сапоги, он зовёт её и сердится. Возьми их сам, потому что спокойствие и мир в тебе гораздо дороже того, чтобы служанка подала сапоги своевременно. Ты можешь сделать это сам, возьми свои сапоги, а потом читай мораль служанке, чтобы приходила вовремя. Вот чего хочет Господь, потому что она служанка не вам, а кому-то другому. Иногда я говорю вам, что я слуга, но слуга я не вам, не людям, а Богу. В Лондоне один баптистский проповедник пришёл к другому проповеднику по имени Спарджон, и, чтобы придать себе больше важности, написал на своей карточке: "Один твой брат во Христе ожидает тебя у дома". Спарджон пишет на обороте карточки: "Скажите ему, что сейчас я работаю с его Господином". Если кто-то придёт и сообщит тебе: "Твой брат во Христе ожидает тебя у дома", скажи ему, что ты разговариваешь с его Господином. И утоп служанки, которую ты звал к себе, чтобы она подала тебе сапоги, была работа с её Господином, и если ты нарушил её спокойствие, её Господин схватит тебя за ухо. Это величайшая философия, которую нужно изучать современным людям. Мы должны быть слугами Богу! Когда мы выучим этот великий закон, отношения между нами войдут в нормальное русло.

 

Я наблюдаю за людьми: если ты в хорошем расположении, все люди тебе приятны; если у тебя плохое настроение, если ты встал неправильно, вышел прежде ногой, а не головой, то весь день все люди будут у тебя неправы. Это состояние может продлиться неделю, месяц, мы называем его новой философией – пессимизмом, а людей – пессимистами. Чтобы оправдать недостаток человека, вы говорите, что он, по выражению Шопенгауэра, пессимист. Все вы философы, а болгары даже выше Шопенгауэра: у них всех есть оттенок пессимизма. Болгарин быстро теряет уверенность, отчаивается, и тогда приступает философия Шопенгауэра приходит Марфа. Я говорю только одно: ты должен подчиниться Богу; ты не служишь Ему, и потому тебя постигло то, что с тобой случилось. В мире нет никакой иной судьбы, и в тот день, когда ты подчинишься Богу, своей судьбе, все другие подчинятся тебе.

 

Это учение о Марии и Марфе. Мария – это Небо, Марфа – Земля. Мария – это высшее в сердце, Марфа – низшее в сердце; Мария – это высшее в уме, теософы называют это высший манас; Марфа – это низший манас, и так далее. Когда вы пойдёте в свои дома, – я вижу их, они величественны тогда скажите себе: "Приди, Марфа, приди, Мария, вы обе хорошие сёстры". Христос высший Дух, высший Принцип. Если бы Мария отвечала Марфе, ей следовало бы сказать: "Подожди, я немного послушаю, а потом помогу тебе". Христос говорил, и поэтому Мария ничего не делала. Теперь, когда вы вернётесь домой, если вы рассердитесь, расшумитесь, вы скажете: "Марфа, ты знаешь, что говорит Учитель? Ты должна подчиняться". Марии нужно быть благородной, деликатной, разговаривать по-сестрински и сказать Марфе: "Сестра, подожди немного, а потом я тебе услужу". Так должна говорить Мария. Когда сестра говорит ей несдержанно, пусть она ответит: "Как красиво, как приятно ты говоришь", потому что между благородным и неблагородным есть известная гармония, между любовью и ненавистью есть сродство. Я знаю обеих этих сестёр. Но того, кто встанет между ними, они задушат от любви; задушат, а когда тот умрёт, воскликнут: "Что мы наделали!" Но любовь предлагает: "Давай его воскресим!" Ненависть говорит: "Я его зарою". – "Хорошо", говорит любовь. Сыпят на него землю, но потом приходит Любовь свыше, и когда она его согреет, – хоп! – он вскакивает: она его воскрешает. Ненависть и любовь постоянно работают в мире, а у вас такое плохое мнение о ненависти, о зависти. Они – змеи, ящерицы, но в некоторых случаях приятные. Каким был бы мир без ящериц, змей, мушек и так далее? Покажите такой мир. Где ваш лучший мир? Нет, этот мир в своём устройстве велик по замыслам, велик своими изъявлениями. А то, на что вы постоянно жалуетесь, та дисгармония, которая есть внутри вас, – это Марфа, неустроенная Земля, и именно шум, постоянно бушующий в нас, нарушает эту гармонию. Дух Божий должен сойти и сказать Своё слово.

 

Итак, Дух сошёл и повелевает, Он работает. Имейте веру, неодолимую веру в тот великий Принцип, что живёт в Марии; имейте веру и в принцип, живущий в Марфе; имейте веру в Христа, ибо Христос, Который стоит над ними, соединяет обеих. Соедините и вы этих троих: ваш дух, вашу Марию и вашу Марфу, и с этого начните Новый год. Я не заканчиваю, оставляю большой пробел во всём, что сказано, чтобы увидеть, как вы решите этот ребус. Я ясновидящий и, когда смотрю в ваше будущее, вижу, как одни из вас поднимаются, другие падают, вижу, как одни идут по пути, другие куролесят, но в конце концов у всех всё будет хорошо, только будет раскачивание и задержка. Когда плывут на каком-то большом пароходе, то одних от океанской качки тошнит, а других нет. Как интересны эти аристократы в океане: в первый день они подтянуты, разодеты, украшены кольцами, ожерельями, все веселы, довольны; но едва пароход закачается, все становятся задумчивы, как философы, и будто слушают какую-то важную проповедь. На второй день они ощущают некое расстройство в желудке, начинают есть лимоны, ложатся на пол, их тошнит. Но когда они сходят на сушу, слышно: "Как пересекли океан?" – "Благополучно". О! Пока пересечёте этот океан от Земли до Неба, сколько раз вас будет тошнить! Вы скажете: "Это очень трудное дело". Но когда сойдёте на сушу, у вас будет отличный аппетит, потому что вы будете прекрасно очищены. Эта Марфа в океане поднимает вокруг сильный шум, сотрясает пароходы, вызывает крики, плач; но как только вы сходите на берег, как только приходит Мария, вы говорите: "Слава Богу, добрались благополучно".

 

Не бойтесь, будьте всегда с вашим великим Учителем, чтобы вы могли разрешить вопрос жизни. В вашей жизни много сложных задач: воспитание детей, отношение мужчин и женщин друг к другу, отношение к обществу, отношение к человечеству У вас много обязанностей. Как вы выполните их? Некоторые думают, что, став христианами, они уже не имеют обязательств. Нет, как раз наоборот, у христианина их больше, и он должен выполнить их очень хорошо; а завершая день, должен почувствовать великое спокойствие оттого, что сделал то, что требовалось сделать, а что не сделал, включит себе в программу следующего дня. Один день вы будете Марфой, другой день – Марией, а когда будете у ног вашего Учителя, тогда пусть и Марфа и Мария утихнут обе, пусть всё утихнет на час.

 

В этом заключается учение и та мысль, которую проводит Христос. Научитесь служить Высшему, чтобы быть господами низшему.

 

Беседа состоялась 14 января 1917 г.

 

 

1 Лк 10:40-42

Link to comment
Share on other sites

 Share