Перейти к содержанию

Дух и плоть


Рассвет

Recommended Posts

ДУХ И ПЛОТЬ

 

"Ибо плоть хочет противного Духу, а Дух противного плоти, они противятся друг другу...

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание"
1

 

 

 

 

Вообще люди имеют очень смутное понятие о тех глубоких законах, на которых покоится жизнь. Мир, в котором мы живём, управляется законами, правилами, установленными Богом издавна, когда Он устраивал Вселенную. И когда Господь ввёл в неё первого человека – Писание об этом умалчивает – Он долгое время его учил и преподавал ему небесные знания. Он познакомил его со всеми основными законами того великого здания, в которое поместил его жить, показал ему свойства целебных трав, познакомил с качествами и действиями элементов и, поставив его господином надо всем, сказал ему: "Если будешь соблюдать законы, которые Я установил, то всегда будешь счастлив, радостен, блажен, и во всём, за что ни возьмёшься, будет тебе удача; но в тот день, когда преступишь заповедь Мою, всё ополчится против тебя". О том, что это факт, свидетельствуют два дерева, о которых говорится в Писании: Дерево Жизни и Дерево познания добра и зла. Если бы я стал объяснять вам, что это за деревья, то отвлёкся бы; оставлю это до другой беседы. Эти два дерева в раю были живыми, интеллигентными, имели в себе известную силу, известные качества. И сказал Господь первому человеку: "В Дереве познания добра и зла кроется большая опасность, и в тот день, когда ты посягнёшь на него, потеряешь всё; элементы, сокрытые в этом дереве, не для тебя, ты недостаточно силён, чтобы ими владеть. В будущем ты сможешь их изучить, а сейчас пользуйся всеми другими деревьями и всем в жизни, но только не Деревом познания добра и зла".

 

Не буду останавливаться на глубоких причинах, побудивших Адама преступить Божественную заповедь. Некоторые проповедуют, что нужно иметь веру. Действительно, вера необходима – положительная ли, отрицательная – она основа жизни, без неё не может существовать жизнь. Все существа, сколь бы ни были они малы, от микроскопических до наивысших, имеют веру. Но какова их вера? Неверующий говорит "я не верю в Бога", но в то же время это его утверждение показывает, что он во что-то верит: он верит, что Бога нет, значит, он всё же должен верить. Желал бы я посмотреть, как человек может остаться совсем без веры, и даже не верить в самого себя. Раз он верит в себя, значит, имеет веру, только он верит в свой ум. Когда мы говорим о ком-то, что он неверующий, то это неправильно, ибо это лишь наполовину истина: человек оставил веру в Бога, но всё же верит в самого себя. Итак, вера может быть положительной и отрицательной. Адам и Ева проявили этот принцип неверия в Бога: поскольку в райский сад проник Люцифер, они поверили в него и оставили Бога. Следствием этого стало грехопадение. И Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: "Кому подчинишься, тому и станешь слугой"2.

 

Этим утром моя беседа будет о двух великих законах, которые я формулирую так: закон противоположностей и закон подобия – это законы, которые мы можем проверять каждый день. Это не отвлечённая философия, не что-то подобное перерождению или переселению душ -это вещи, которые мы можем ежедневно проверять на себе. При такой точке зрения на эти законы тёмные стороны станут вам до известной степени ясными. Например, вы стоите на берегу моря, оно тихое и спокойное, но вдруг вы замечаете, что постепенно оно начинает волноваться и подниматься на берег, образуя течение, которое учёные называют приливом. Есть места, где море поднимается в высоту на 60 шагов, и тогда нужно бежать как можно быстрее – только так можно спастись, иначе вы будете настигнуты и поглощены волнами. Этот прилив, этот подъём волн продолжается 12 часов; через 12 часов вы заметите, что волны опять начинают отступать назад, в море. Это можно наблюдать часто, иногда каждый день: в течение 24 часов один раз море движется вперёд, к берегу, и один раз назад. Такой прилив и отлив происходит и в вас. Где? Разумеется, не на высоких, горных местах, не на высоких вершинах жизни, а в низких местах. Возможно, вам часто случалось спуститься в тихое время на берег моря, запеть какую- нибудь хорошую песню, но, глядь, набежала волна и унесла вас с вашей хорошей песней или, самое малое, совершенно вымочила вас. Либо вы вышли на лодке в тихое море, но поднялась буря, перевернула лодку, и вы оказались в бурном море. Кто-то может подумать, что это преувеличение фактов, но в жизни это так: как часто в этом житейском море бесследно исчезают люди со своими песнями, мечтами и идеалами! Вы говорите "несчастье!" и ищете причину, не зная законов Природы. Когда древние философы говорили познай самого себя!, они подразумевали, что человек должен познать эти два закона мерных движений прилива и отлива. В вашем уме эти два слова пока смутны, но я постараюсь их объяснить. Такое проявление в современной науке называют законом ритмичного движения. Во всём есть течение от центра к периферии и от периферии к центру; во всём есть прилив и отлив, подъём и спад, зарождение и вырождение. В химии есть акция и реакция. Акция – это прилив; после неё образуется реакция, то есть отлив. Понаблюдав иногда за своими часами, вы заметите, как их звук, раз усилившись, постепенно начинает слабеть, затихать, и как бы замрёт на время, стихнув, а потом опять усиливается и опять становится слабее. То же происходит и с вашим сердцем. Если положите руку на сердце, то заметите, что иногда оно начинает биться быстрее, и вы пугаетесь, а врач говорит: "У этого человека сердцебиение". В вашем организме происходит прилив, который отражается на сердце. Этот закон действует повсюду, и когда врачи говорят о ком-то, что у него порок сердца, я говорю ясно и просто, что у этого человека известный прилив в уме, в сердце, в душе, и через 12 часов этот прилив спадёт и сердцебиение пройдёт. Эти 12 часов могут быть 12 секундами, 12 минутами, 12 часами, 12 днями, 12 неделями, 12 месяцами, 12 годами, 12 веками, 12 тысячелетиями и гак далее – это всё равно, соотношение всегда остаётся тем же. Так действует этот закон.

 

В главе, которую я вам прочёл, Апостол Павел говорит о законе плоти – это закон отлива; закон Духа – это закон прилива. Закон противоположностей включает в себя закон отлива, а закон подобия – закон прилива. В некоторых местах образуются миазмы, эти испарения могут распространять микробов, и в этой местности появляются болезни. Этот закон действует и в нашем мозге, и в нашем сердце, и в нашей душе. Часто в организме остаются отложения, из-за которых возникают болезни, называемые нами ревматизмом суставов, ног и головы; тогда мы чувствуем боли и начинаем жаловаться. Если мы умны и понимаем закон, то там, где есть прилив, мы можем поставить крепкую преграду, возвести большую стену. Если мы глупы, то бродим, как ротозеи, по берегу бурного моря. Люди постоянно говорят "мир плох". Но чем он плох? "Вот эта всеобщая война!" Эта война – прилив сил, и при этом приливе происходит столкновение, все бегут и говорят, что море наступает, и такое бегство называют войной. Спрашивают, что будет с миром. Говорю: через 12 часов или через 12 недель, либо через 12 лет всё утихнет, пропитанные кровью местности высохнут опять, и люди будут спрашивать себя: "Что это было и что за причина, что море так взъярилось на нас?" Море не взъярилось, оно дышит, и когда оно напрягается на вдохе, его выпуклая поверхность, его грудь, вздымается на 60 шагов. Так что когда море дышит, когда оно вдыхает, ты должен быть в 60 километрах от берега – на какой-нибудь высокой вершине. Когда оно выдохнет, ты можешь пойти на берег и полюбоваться морем, но как только увидишь, что оно начинает набирать воздух, беги опять на высокое место.

 

Эти два закона, закон противоположностей и закон подобия, если мы способны их понять, – две великие вещи в мире. Один закон, закон подобия, это закон Неба; другой закон, закон противоположностей, это закон Земли, органического мира, плоти. Вот вы встаёте утром в плохом расположении духа, весь мир у вас неправ, вам не работается, ум ваш смущён, вы говорите, что Господь создал мир не так, как нужно. Все дьяволы – в вашем уме, вы готовы ссориться с каждым: распустили пояс и ждёте, когда кто-нибудь на него наступит, вы готовы взорваться – это закон противоположностей. В такой день жена, если она понимает закон, увидев, что муж распустил пояс, должна бежать за два километра и сказать себе: "У мужа сегодня отлив духа и прилив плоти". Не стоит смеяться, потому что завтра жена распустит свой пояс – таков закон. Все одновременно не распоясываются. Десять лет назад я жил в одном семействе, состоявшем из семи человек: отец, мать, сын и четыре дочери. Я проводил некоторые наблюдения и проверял этот закон, он действовал, как часы. Члены этого семейства чередовались по дням недели. В понедельник отец нерасположен, распускает пояс, и все говорят: "Папа нерасположен, нахмурился, кричит", все прячутся и только ищут этому причину. Во вторник отец весел, но, смотришь, мать распустила пояс; отец посмеивается и говорит: "Сегодня дежурит мать". Интересно, что в среду старший сын распускал пояс, все смеются, потому что знают это, и таким образом все чередовались. Я знал, кто когда дежурит, программа шла без нарушений. Хорошо, до какой-то степени это приятно. Когда только один распустит пояс, это ещё легко, но когда дежурят двое и оба распоясываются, или, говоря научным языком, у обоих отлив, тогда плохо. В прочитанной главе Апостол Павел говорит, что плоть противодействует духу, и наоборот. Мы не можем примирить эти два закона, это немыслимо, потому что их движение диаметрально противоположное: один движется вперёд, а другой назад. Закон противоположностей – закон разрушающий, он нарушает гармонию, счастье; если он проникает в вас, то, уходя, забирает все ваши пожитки. Когда вы надолго попадаете под действие закона противоположностей, он может иметь влияние на ваш ум 12 минут, 12 часов, 12 лет. Есть известные периоды в жизни, влияющие на характер человека ещё с самого начала. Если ребёнок зачат и рождён в период противоположностей, он непременно станет преступником, величайшим разбойником – он не может избежать последствий, потому что получил элементы, устремляющие жизнь в другом направлении. Если отец и мать находятся под влиянием закона подобия, то у них родится благородный сын или благородная дочь с хорошим и развитым умом. Так действуют эти великие законы, и первые люди до того, как согрешили, понимали их, но после согрешения их забыли.

 

Люди хотят, чтобы священник проповедовал им после церковной службы, но тот находится в законе противоположностей: в этот день его вибрации, его настроение, его проповедь не могут принести благословение людям. Возможно, он служит по обязанности, поневоле, и если бы был свободен, взял бы шапку и ушёл куда-то; но люди хотят, чтобы он проповедовал. Что он будет им проповедовать? Будет ругать их: вы такие-сякие, вы плохие люди – и пошлёт их в геенну. В этот день он говорит ложь, ибо говорит о самом себе: то, что он говорит вам, только отражается в вас; вы – зеркало, и он в вас смотрится, живя под влиянием закона противоположностей. Рассказывают об одном знаменитом американском проповеднике в Нью-Йорке, который долгое время проповедовал под влиянием закона противоположностей, говорил такие ужасные вещи и так перепугал всех прихожан, как если бы наступал конец света. Однажды этого проповедника отвезли в больницу, чтобы очистить его желудок от маленьких наростов, поскольку под влиянием закона противоположностей в желудке часто образуются отложения, и тогда он не может переваривать пищу и выделять соки, что вредит всему организму. Проповеднику засунули в рот кишку, влили 4-5 литров тёплой воды, промыли желудок раз-другой, вычистили из него отложения, и на следующей неделе он появился в церкви и проповедовал о Царстве Божием, о пришествии Христа, о любви и так далее. Люди говорили: "Смотрите, как преобразился наш проповедник". Говорю: когда проповедник или оратор выходит проповедовать в церкви или в палате, он должен очистить от отложений свой желудок, своё сердце, свой ум и только тогда говорить людям.

 

Скажем, вы встаёте утром несколько нерасположенным, но не можете дать себе отчёт, в чём дело. Проходит 5-10 минут, ум ваш начинает проясняться, и вы говорите: "Слава Богу, посветлело". Минует известный период времени, на вас опять нападают плохие мысли, и вы говорите себе: "Откуда взялся этот дьявол?" Люди не могут понять, что есть закон, который периодически и систематически действует в мире: вовсе не дьявол ловит их в капкан, это Божественный закон. Господь говорит: "Я дал тебе ум, чтобы ты рассуждал об устройстве мира. Когда-то Я говорил тебе об этом законе, но ты его забыл, и теперь сам закон тебя научит". Когда современные общества придут к пониманию глубокого смысла этих двух законов, только тогда коренным образом сможет исправиться мир, исправятся суды – всё исправится. Некоторые спрашивают, неужели может исправиться мир. Может. Когда мы начнём поступать сообразно этому закону, мир устроится так, как Бог определил ему первоначально. Одинаковые причины вызывают одинаковые следствия; противоположные причины вызывают противоположные действия. Индусы, знающие эти два закона, объясняют их словом карма – законом причин и следствий. Однако карма может быть кармой при приливе и кармой при отливе, то есть кармой доброй и кармой плохой. На языке торговли это означает отдавать и получать: если даёшь – это отлив; если берёшь – прилив, и тог, кому вы должны, придёт к вам точно в срок и потребует выплатить долг. Срок платы означает собою закон, регулирующий вещи; этот закон обусловлен наличием должников и того лица, которое должно получать. Следовательно, когда Бог посылает нас в мир, Он ставит известные условия; мы подписали обязательство, что сделаем то или иное, а теперь Говорим ему: "Мы ничего Тебе не должны". – "Так ли? Я применю к вам закон, закон противоположностей. Ты бьёшь кого-то, и он будет бить тебя; ты любишь его, и он будет любить тебя, то есть то, что делаешь ты, будут делать и тебе". Эти два закона царят и действуют на Земле. Подобное от подобного всегда отталкивается. Один петух вскакивает на кучу, другой, посильнее, прибегает и его прогоняет. Почему бы им обоим не кукарекать на куче? Закон гласит: на одной куче должен петь только один петух. Так что в мире может быть только одно добро или только одно зло. Два зла на одном месте не стерпятся; следовательно, и два добра не могут находиться на одном Месте. Святой со святым не притерпится, учёный с учёным или два врача -тоже. Турецкая пословица говорит об этом: "Сборщик хлопка на белую собаку не обращает внимания", потому что здесь, на Земле, действуют именно эти два закона – закон противоположностей и закон подобия. Добро имеет стремление ко злу, а зло-к добру; поэтому тот, кто хочет жить на Земле, непременно должен иметь в друзьях плохих людей; плохие же должны иметь в друзьях людей хороших. На Небе закон иной, но на Земле это так. У хорошего человека, который хочет встречаться только с хорошими людьми, подобными ему, всегда будет несчастье. Почему? Потому что должен происходить обмен. Скажем, у одного торговца тканей на миллионы левов, но и у соседа точно такие же ткани. Кому эти двое будут их продавать? Их интересы не совпадают. Один другому скажет: "Уходи отсюда, иди в другое место, на другой край земли, я буду торговать здесь". Вот что означает закон противоположностей. Поэтому Христос, понимавший этот закон, говорит: "Отречёмся от себя, предоставим другим жить на этом месте". Если человек отрекается от себя, он становится слугой, и тогда Господь ему говорит: "Я люблю тебя". Но если кто-то скажет, что он тоже хочет быть господином, Бог ответит ему: "Двое не могут быть господами: один должен быть господином, а другой – слугой". Зло рождается, когда оба хотят стать господами. Если они хотят стать господами и настаивают на этом, Бог говорит: "Два господина не могут быть при Мне; если они настаивают на своём, пусть идут на другой край света". А что это за другой край света? Земля. Вот почему Господь послал людей на Землю. Во всех вас, желающих понять закон подобия, действует закон контрастов, противоположностей, и потому вы несчастны.

 

Вам нужно выйти из закона противоположностей и войти в закон подобия, а закон подобия – это самоотречение. Отречься от себя вовсе не значит лишиться жизни, это лишь значит заменить одну службу другой. Скажем, два кандидата хотят стать директором одной гимназии. Если один из них действует по закону подобия, он скажет другому: "Будь директором ты, а я буду учителем". Но если оба непременно хотят стать директором, начнутся интриги перед министром: каждый из них будет ему говорить, что он способнее. Что ими управляет? Закон контрастов. А учение Христа относится к закону подобия. Христос сошёл на Землю, чтобы установить закон подобия. Он говорит: "Я не хочу господствовать над вами, а хочу научить вас быть счастливыми: если любите Меня и исполняете Мой закон, будете счастливы". Когда ты нерасположен, ненавидишь, оговариваешь кого-то, когда ты несчастен, ты в законе противоположностей. Нужно оставить этот закон, или, говоря научно, выйти из закона контрастов и войти в закон подобия. Иными словами, нужно изменить условия и среду. Начни любить. "Как мне любить?" Воистину, ты не можешь научиться любить, пока не пойдёшь на место Любви. Это всё равно, что запереть тебя в тёмной комнате и сказать "смотри!" Что ты увидишь? Тёмная комната-не область подобия, из неё нужно выйти. Если у тебя есть свеча, ты можешь чиркнуть спичкой и зажечь её. И когда Христос говорит нам, что нужно отречься от себя, Он подразумевает, что нужно выйти из этой мрачной, тёмной комнаты своего эгоизма и войти в закон подобия, Любви. Видите, сколь это разумно. Выйдите и идите в те места, где вы можете черпать элементы, необходимые для вашего счастья, для вашего сердца. Вы не можете это сделать, если находитесь в законе противоположностей, и тогда за одно место, за одну профессорскую кафедру начинают бороться многие. Однажды во Франции устроили конкурс на одну кафедру, и явились 15 тысяч кандидатов. А сколько человек могут занять кафедру? Один кандидат – на одно место. В современном мире часто рождаются известные желания. Почему? Потому что вы завидуете – вы хотите этой кафедры. Ненавидя кого-то, вы стараетесь убрать его с дороги. Я знаю, почему вы его ненавидите: либо он, либо вы хотите этой кафедры. Закон контрастов в жизни неумолим: этот закон действует и в наших мыслях, и в наших сердцах, и в наших телах. Миллиарды клеток, составляющие наши кости, нашу нервную систему, желудок, лёгкие, сердце, мозг, – все клетки этих органов в известный период подпадают под влияние этих двух законов, закона противоположностей и закона подобия, потому что в них происходит прилив и отлив. Человек гневается, нерасположен – значит, это отлив; нужно, чтобы в нём непременно начался прилив. Как это произойдёт? Он сосредоточится, устремит свой ум вверх, к Богу, поднимется на ту гору, где Господь, поговорит с Ним, и когда пройдёт отлив, сойдёт на Землю.

 

Под словом прилив я подразумеваю не только прилив на море, но и прилив в растительности, который всегда происходит, когда в воздухе имеется влага. Всё, что созреет, начинает сохнуть – здесь мы имеем закон контраста, который подготавливает почву к следующему году; значит, и другой закон имеет своё место. Закон контрастов должен совлечь старую одежду. Когда вы раздеваетесь-это закон контрастов; одеваетесь-это закон подобия. Испачкали своё тело – вы в законе контрастов; вымылись – вы в законе подобия. Каждый день мы встаём утром и умываем лицо. Зачем? По привычке. Сегодня у вас отлив, и вам нужно пойти к Господу; вы моете лицо и говорите: "Сниму тяжесть с сердца, смою осадок с ума и тогда пойду наверх к Господу". Вот что значит мыть лицо движением рук сверху вниз. Но, не умея это истолковать, вы умываетесь и опять целый день возитесь в грязи, и дела ваши не идут. Да и как им идти, когда в вас грязь? Вам нужно быть на каком-то высоком горном месте.

 

Нужно применить этот закон подобия к плодам Духа, о которых говорит Апостол Павел. А эти плоды – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Любовь – это отец, радость – мать, мир – их дитя; значит, они образуют треугольник, принадлежащий Божественному. Кто хочет быть блаженным, тот должен этим обладать, и тогда он на Небе. Затем следует вторая категория, относящаяся к Ангелам: долготерпение – отец, благость – мать, милосердие – их чадо; обретите их, и будете среди Ангелов. Третья категория: вера отец, кротость – мать, воздержание – их дитя. Итак, я говорю: по закону подобия прежде всего вы должны иметь отца. Кто ваш отец? Вера. "Но у меня нет веры". Я о тебе, приятель, плохого мнения. Если у тебя нет отца, ты незаконнорожденный, мать родила тебя не Божественным образом – вот что я понимаю, когда кто-то говорит, что не имеет веры. Когда человек говорит, что имеет веру, я отвечаю: блажен ты, что имеешь благородного отца, высокого происхождения, из царской семьи. "Но я не верю в этого отца". Ты никудышный человек. Перейдём к слову кротость. Мы говорили, что кротость – мать, она из царской семьи. Если ты веришь в кротость, значит, имеешь мать. "Но я не хочу быть кротким". Тогда у тебя нет матери. Следовательно, христианин должен иметь отца и мать – веру и кротость, а сам он – воздержание. Когда мы говорим воздержание, нужно иметь в виду самого себя-дитя нашего отца-веры и нашей матери-кротости. Кто-то говорит: "Я хочу пойти к Ангелам". Можешь пойти, но ты должен родиться от отца-долготерпения, и тебя должна зачать и носить в своей утробе твоя мать-благость; тогда родившись, кем ты будешь? Милосердием – Ангелом, святым. Если ты милосерден, ты Ангел, у тебя наверху, среди Ангелов есть отец-долготерпение, и мать-благость.

 

Таков закон, регулирующий человеческую жизнь, это основа философии, которую можно прослеживать каждый день. Этот закон – не предположение, каждый может его проверить. Я не лгу и не люблю, чтобы лгали мне. Лгать – значит быть глупым, как буду глуп и я, если меня обманут. Я исключаю себя из закона контрастов. Если я в отливе, я иду к Богу; если же в приливе, то прихожу на Землю работать. Если я с Богом, кто меня обманет? Поэтому в одной из прошлых бесед я говорил: куда входит Господь, туда дьявол войти не может; где нет Бога – там дьявол. Когда кто-то говорит, что его попирает дьявол, то я понимаю, что он хочет сказать; если Господь в твоём сердце, дьявол не может тебя попрать. По закону подобия мы не можем превратить зло в добро, а добро в зло. К одному святому, прожившему двадцать лет в пустыне, явился белобородый старец и сказал: "Я большой грешник, прошу тебя, помолись Господу, чтобы Он простил мне грехи". Когда старец ушёл, святой начал молиться за него Богу. Ему явился Ангел и сказал: Твоя молитва не принята пред Богом, потому что тот старец – дьявол. Чтобы проверить, говорит ли он тебе истину, скажи ему так: "Я помолюсь за тебя, но ты должен исповедать свои грехи, подняться на скалу и сказать: "Господи, будь милостив ко мне, я большой грешник, мерзость запустения" – и повторяй эти слова целый год". Через некоторое время старец опять при шёл к пустыннику, и тот сказал ему то, что посоветовал Ангел. "Как! – вскричал дьявол, – я не могу этого сделать! Я тот, кто управляет миром и повелевает им, я не хочу молиться; молись ты". Тогда пустынник ему сказал: "Старая злоба не может быть новой добродетелью". Проповедующие Евангелие должны знать, что они никогда не могут превратить закон противоположностей в закон подобия, то есть мы не можем обратить к Господу человека, который постоянно живёт в законе контрастов, не можем сделать его счастливым, как не можем превратить женщину в мужчину. Женщина хочет, чтобы муж сделал её счастливой. Как же он сделает её счастливой, если она его не любит? Он покупает ей костюм – она недовольна; приносит мясо – оно плохое; дом построен не так, как надо; то не на месте и это не так. Как он удовлетворит её, если она находится в области противоположностей своего ума, и всё, что бы ни сделал муж, не в состоянии изменить её нрав? И жена не может угодить мужу, если у него такой нрав; она может готовить ему, убирать дом, но он всегда будет недоволен, потому что живёт в законе противоположностей. Так, некоторые приходят ко мне и жалуются: "Не знаю, что делать, муж стал колючим, как оса". Я рассуждаю хладнокровно и говорю: по несчастью, он находится под законом контрастов, он в отливе; посадите его в повозку, впрягите коня, отвезите его на высокое место, пусть отдохнёт – вот что нужно вашему мужу. Возьмите коня за узду и скажите: "Давай, муженёк, прогуляемся сегодня". Когда жена хочет отвезти мужа в церковь, она берёт извозчика и говорит: "Отправимся к Господу; в церкви будет проповедь, и мы чему-нибудь научимся".

 

Вот сейчас мы сидим и говорим: "Пусть мир исправится". Как ему исправиться? Если свинья миллионы лет хрюкала поддеревом и, съев все груши, росшие на нём, начала подрывать его корни в земле, говоря "куда подевались эти груши?", то как родит дерево другие груши? Свинья погубит всё дерево. Так и вы, не найдя груш наверху, начинаете рыть внизу и говорите "Деньги, которые мы ищем, зарыты в земле" – и становитесь кладоискателями. Говорю: вы находитесь в области закона контрастов; нет никаких груш, никакого клада, не нужно рыть на одном месте – закиньте сумку за плечи, возьмите палку и ступайте на другое место, потому что когда придёт ваш господин и увидит, что вы роете в одном и том же месте, он хорошенько вас побьёт. Вот что делает сейчас Господь на Земле. Мы роем и ищем груш, а Господь говорит: "Дайте каждому по двадцать пять палок".

 

Поэтому говорю: примените этот закон – пусть жена не роет возле корня мужа своего, и если нет груш, пусть подождёт; пусть и муж не роет подле корня жены; попы пусть не роют у корней своей паствы, ученики – у корней своих учителей. Примените все этот закон, и вы поймёте жизнь так, как создал её Господь. Вот философия, которую мы можем применить в этом мире, она столь проста, что каждый может её понять. Если скажете, что не можете это сделать, я отвечу, что вы в болоте, в тине противоположностей; если скажете могу, вы в законе подобия, тогда вы сделаете шаг вперёд и вступите на путь спасения. Иные говорят: "Я не могу любить", – сожалею, но не могу вам помочь, поскольку вы находитесь в области противоположностей и собираете там осадки, тину. "Могу любить", – вы в законе подобия, и Господь будет в вас. Встав утром в плохом настроении, скажи себе: "Сегодня у меня отлив, дай-ка впрягу коня в повозку, надену на него хомут и отправлюсь в путь". Не стойте на одном месте и не ходите вокруг дерева, чтобы набрать груш, когда ещё не время, вы найдёте их в другом месте, подальше. Встаньте, пойдите и помолитесь, если умеете молиться; силой молитвы вы укрепитесь. Молитва-самое высокое и благородное занятие, какое может быть у человека в этом мире. Только так возвышается и облагораживается человеческое сердце. Я говорю здесь не о внешней стороне молитвы, когда участвует один язык, а о той молитве, в которой выражается сознательное стремление души к Богу, к Высшей Любви. Но не все смотрят так, иные говорят: "Я не могу молиться". Другие смеются и говорят: "Молиться – это заблуждение. Я человек учёный, с высшим образованием, мне ли молиться Господу?" Но наши учёные непоследовательны, и вот почему. Когда они хотят получить какую-то должность, они подают прошение: "Поскольку отец мой был таким-то, а мать моя – такая-то, и поскольку я в нужде, учтивейше прошу соблаговолить назначить меня на должность; обещаю исполнять свою службу точно и аккуратно". Это ли не молитва? Молитва, и весьма характерная. А молиться Господу им стыдно! Пока есть люди, молящиеся только себе подобным, а не Господу,

Высшему Благу, мир останется таким. Эти люди живут в законе контрастов. Как можем мы быть хорошими, когда на каждом шагу наша спутница-ложь? Мы обманываем и себя, и ближних, и Господа. Неосознанно мы дали лжи право гражданства, мы действуем из страха. Нужно освободиться от страха, принять в своей жизни девиз – говорить истину хотя бы перед Богом. Давайте скажем: "Ныне я не буду лгать перед Господом". Если совершим какую-нибудь ошибку, скажем "я согрешил", а не будем оправдываться: "Причина моей ошибки в том человеке; я же стою повыше его – как фарисей, будь обо мне более высокого мнения". Тогда мы будем в области закона контрастов, в темнице. Скажем себе прямо "это сделал я", потому что, исповедуясь в своих ошибках, мы исправляемся. Если прочтёте исповедь Толстого, вы найдёте там хороший пример: он стал великим, исповедав свои прегрешения. В истории лишь один-два таких примера. Можете ли вы так исповедаться?

 

Если хотите стать благородным человеком, Ангелом, святым, то это очень легко. Вы можете по десять раз за день бывать то Ангелом, то дьяволом. Некоторые не верят в перерождение, но вы способны перерождаться по десять раз на дню. Если хотите убить человека, то вы перерождённый дьявол, и тогда вы находитесь в области противоположностей и в состоянии сделать любое зло. Если вы в законе подобия, вы – Ангел. Если готовы пожертвовать собой, совершить благородное дело, вы святой; только вы не можете удержать это состояние надолго. Говорят, что человек создан по образу и подобию Божиему. Разъясню, что я под этим понимаю. Когда говорят, что кого-то сделали генералом или министром, то разве он не существовал прежде? Он существовал и раньше, но был простым гражданином. И когда Господь сказал: "Сделаем человека по образу и подобию Божиему", это означает, что Он хотел произвести его в генералы, облечь в генеральский мундир, дать ему генеральские эполеты. Однако человек не выполнил волю и заповедь Божию, и Господь разжаловал его, снял с него эполеты и одежду. Это и есть грехопадение. "Снимите с него мундир, – сказал Господь, – потому что он не исполняет генеральскую обязанность как следует". Обратитесь к Господу, и Он скажет: "Сейчас ты образом и подобием генерал; отправьте его в рай". Но через пять-десять минут вы не исполняете закона, и Он говорит: "Разжалуйте его". Если вы гневаетесь, если вы в плохом настроении, вы вне рая. Пройдёт год-два, вы начинаете раскаиваться, и Господь говорит: "Приведите его, Я опять произведу его в генералы". Много раз – каждый день, каждый час – Господь может сделать вас генералом или разжаловать. Если сегодня вы хороши, вы Ангел на Небе; если завтра вы плохи – Он посылает вас на Землю. Если вы не молитесь, не соблюдаете закона, будете дьяволом. Эти два закона -закон противоположностей и закон подобия – регулируют мир. Духи, живущие под законом противоположностей, не расположены вернуться в закон подобия, и потому Господь не может перенести их из одной области в другую. Главное в христианстве – это граница, существующая между этими двумя законами. Дойдя до этой границы, нужно оставить весь свой багаж: мысли и желания, которые находятся под законом контрастов, и войти в закон подобия чистыми. Тогда Господь облечёт нас в Свои одежды и опять произведёт нас в генералы. Из-за непослушания заповеди Божией-не посягать на запретный плод – человек стал голым, Господь снял с него генеральскую одежду, и человек был вынужден сделать себе одежду из листьев. Господь сказал: "Быстро сделайте ему одежду из кожи"; поэтому вы облечены в ту кожу, которую имеете. Если захотите сбросить вашу кожу, то когда вы сможете это сделать? Когда войдёте в закон подобия. Эта кожа спадёт с вас, и Господь даст вам генеральскую одежду с очень пёстрыми эполетами. Такова христианская философия, которую вы можете применить в своей жизни. Это философия не прошлого, это философия, прилагаемая на практике. Каждый день вы перерождаетесь из Ангела в дьявола и обратно. Это и есть перерождение.

 

Сейчас спорят и говорят: "Того, кто верит в перерождение, мы выгоним из церкви". Как вы выгоните меня, когда я верю в закон контрастов и закон подобия и живу по ним? Если я живу по закону, то выгоните вы меня из церкви или оставите в ней, это мало может тронуть мою душу. Когда я живу с Богом, когда ни к кому на Земле не питаю ненависти и стараюсь всех любить чистосердечно, то может ли кто-нибудь меня изгнать? Только Бог может меня изгнать. Вот учение, которое я проповедую. Говорю вам: только в тот день, когда вы согрешите, вы изгнаны из Божественной церкви – из рая. Что такое современные церкви? Это лишь отдалённое напоминание о величии прошлого. Знаете ли вы, какие тайны кроются в этих церквях? Я мог бы рассказать вам, что значит церковь, что означают камни, из которых построены церкви, мог бы растолковать значение священнических одежд, свечей, которые возжигают, – во всём этом есть глубокая философия. На одеждах священников написаны все Божии законы. Священники облачаются в них каждый день, но забывают читать, что написано на этих одеждах. Знаете, что означает одеяние, которое носит владыка, его корона, посох, обвитый поверх чем-то наподобие двух змей, и так далее? А кадило и ладан? Мы закрыли эту книгу и говорим: "Эта книга святая, не троньте её!" Но Господь говорит: "Смотрите, не запачкайте эту книгу снаружи, сохраняйте её чистой, открывайте её осторожно, прочитывайте каждый день понемногу и отмечайте то ценное, что содержится в ней". Церковь, одежды, иконы, свечи, кадило, книги-всё уместно. Нужно бережно хранить содержание Священной книги; по ней вы будете изучать закон противоположностей и закон подобия. И когда вы изучите их и понесёте на плече Христов крест, готовые к тому, чтобы вас приковали, тогда Бог скажет вам: "Вот он будет со Мною в раю" – и вы будете спасены. Это происходит моментально: сию же минуту я могу быть на Небе, и тут же могу оказаться в аду – в один миг, в тот момент, когда я поколеблюсь в Боге и помыслю о Нём плохо, я уже на дне ада. В тот момент, когда я возлюблю Бога в душе своей и скажу: "Прости меня, Господи!", я при Нём, и Он простирает Свою десницу и принимает меня.

 

Теперь я приведу вам один пример и тем закончу. Когда-то давно умер один человек, и его отправили в ад. Он пробыл там долгое время, века, мучился и молил Господа его простить. Наконец Господь сказал: "Откройте книгу жизни и посмотрите, сделал ли он хоть одно доброе дело за всю свою жизнь". Когда открыли книгу, нашли, что однажды он дал морковку бедному человеку. Тогда Господь сказал: "Этого человека можно отпустить, – и приказал Ангелу: – Подай ему эту морковь, пусть ухватится за неё, и так вытяни его из ада". Однако вместе с ним ухватились и другие грешники, они схватили друг друга за ноги, и Ангел понёс их в рай. Но тот, чьей была эта морковь, сказал другим: "Эта морковь моя!" И как только он это проговорил, цепь оборвалась, и все опять упали в ад.

 

Пусть эта ваша морковка послужит спасению и других людей, чтоб и они поднялись к Небу, иначе, если вы скажете "эта морковь моя", вы опять упадёте вниз. Могут ухватиться за вашу одежду, за ваши ноги – молчите, не говорите ничего. В тот день, когда вы скажете "эта морковь моя", вы будете далеки от Господа. Бескорыстие всегда живёт по закону подобия. Жертва и самоотречение ради других – это и есть христианство.

 

Беседа состоялась 2 ноября 1914 года в Софии.

 

 

1 Гал 5:17, 22

2 Сравни: Рим 6:16 – Прим. перев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...