Jump to content

Сгибание, преломление, переламывание


Recommended Posts

СГИБАНИЕ, ПРЕЛОМЛЕНИЕ, ПЕРЕЛАМЫВАНИЕ

 

 

Будь всегда верен, истинен, чист и благ!

Размышление.

 

 

Есть одно положение, при котором человек постоянно учится и никогда не выучивается. Если женщина вымесила хлеб наполовину или не испекла его, хорошо ли она закончила свою работу? Если швея сшила одежду шаляй-валяй, хорошо ли закончила она свою работу? И если вы ждёте, что ангелы спустятся с небес, да возьмут вас на руки, а в руки вам дадут гитары, да в награду наденут вам венки на головы, будете ли вы готовы для этого? Ваше желание отличное, но можно ли дать в руки гитару человеку, который не умеет играть? А на глупую голову можно ли надевать венки? Понимаю голову, но разумную! Теперь, я вам говорю это согласно степени вашего развития. Когда захотите ткать и пойдёте прежде к мастерице, владеющей этим искусством, а она вам расскажет, как сновать, поймёте ли вы? Вы говорите: «Понимаем». Хорошо, она оставит вас одних. Но если вы не поняли и не научились, будете плакать над станом. Нужно знать, что Учитель не будет постоянно среди вас. Однажды вы останетесь одни – и тогда мы увидим вас.

 

Есть две вещи, которые для вас необходимы. Мягкий человек должен согнуться, а сильный человек должен переломить себя. Значит, мягкий человек образует круг, а сильный человек – диаметр. У вас непреклонная воля. Что нужно делать при вашей-то воле? Переломить себя. Но когда? Когда непреклонная воля творит только зло, нужно переломить себя. Это верно и для мужчин, и для женщин. Если женщина пошла по кривой дороге, нужно правильно согнуть себя. А сгибание – это переход из одного состояния в другое; только тогда происходит сгибание, только при изогнутой линии может быть жизнь. Некоторые говорят: «Я не хочу сгибаться». При обыкновенной жизни нет сгибания, но при переходе из одного состояния в другое, при переходе от физической к духовной жизни, непременно должно произойти сгибание. Это в порядке вещей. И Земля изогнулась. Если бы Земля не изогнулась, каким должно бы быть наше положение? Если бы она осталась шарообразной и гладкой, как мяч, ничего бы на ней не выросло. Она была бы всюду равномерно покрыта небольшим количеством воды – и ничего бы на ней не росло. Но Земля согнулась и образовала долины; Земля преломилась и образовала горы. Когда и вы согнётесь, то образуете долины, а когда преломитесь, образуете горы. Так вы создадите условия для развития вашей жизни. Слово «преломление» и сегодня воспринимается неправильно. Преломление означает – идя в одном направлении, возьмешь направление, перпендикулярное первоначальному движению. Следовательно, преломление и сгибание – качества или методы самой жизни. Долины образуются кривыми линиями.

 

И говорю: «Многие из вас должны согнуться, при этом в определённом месте, согнуться, где надо, не везде». Согнуться, где надо, чтобы образовать там один континент, это значит хорошо согнуться; и преломиться нужно точно там, где может образоваться горная вершина, как в Гималаях. И на этой высокой вершине могут зародиться ваши идеи. Эти заключения такие, какие встречаются в Природе; так работает Природа, так должен работать и человек. Какие ваши глаза, выпуклые или впалые? Впалые. Значит, чтобы создались ваши глаза, нужно углубление внутрь. И для создания ушей тоже есть углубление. Хорошо, но вы можете сказать: «Я не хочу никаких углублений». Знаете, на что вы тогда будете похожи? Если на вашем лице не было бы никаких изгибов, на что бы оно походило? Благодаря этим изгибам рождается красота. Нос имеет преломление, а брови сгибание.

 

Теперь, вы должны понимать в самом хорошем смысле то, что человек будет сгибаться, преломляться, но уместно! Есть люди, которые сгибаются перед всем, но это другой вопрос. Сгибание означает взятие правильного направления, оно – признак мягкости, а преломление – признак того, что человек может выдержать весь напор. Острые предметы всегда пробивают себе путь. Вы должны преломиться, чтобы создать острие, которым будете атаковать своего неприятеля. Преломление означает принятие другого направления.

 

И сейчас некоторые из вас должны принять направление движения, перпендикулярное относительно ваших взглядов. Например, сколько раз вы принимали решения, но, скажите мне, какое решение вы выполнили до сих пор, какое решение запустили в действие? Я не говорю, что у вас нет никакого стремления, но, когда утверждают некоторые вещи, человек должен преломиться в хорошем смысле слова, должен принять направление, перпендикулярное относительно своего первоначального положения или же двигаться в круге, совершать гармоничные движения. Говоря точнее, научным языком, человек должен двигаться или по диаметру своего круга, или перпендикулярно своему кругу. Но это научные термины, которые требуют перевода.

 

Возьмём слова «лопнуть» и «растрескаться». У этих слов есть и хороший смысл. И действительно, если ваш кувшин лопнет – это плохо, вы несете убыток. Но когда лопнет пшеничное зерно, когда растрескается ваш лёд и так далее, это хороший смысл этих слов. Иной раз вещи должны лопнуть, растрескаться. Когда разумный, добрый человек лопается, то есть раскрывается, от него исходит благоухание, а когда глупый человек лопается (раскрывается), от него исходит вонь, так что говорю: «Плохой человек пусть сидит себе и не лопается, не раскрывается, а хороший человек пусть лопается!». И когда Господь хочет испытать какого-то человека, он его берёт, сжимает и пробует. Ведь и вы иногда берёте лист какого-то растения, не зная, что это за лист, и, когда его сжимаете, видите, что он издает вонь. Так иногда и из невидимого мира растрескивают вас, и вы издаете благоухание, но после того, как постоите немного, начинаете издавать вонь. Вот почему вас нужно часто сжимать. Допустим, что у вас есть семечко. Если это семечко не лопнет само по себе (это мы называем раскрыванием, разумным растрескиванием), то могут ли солнечные лучи войти в него?

 

Следовательно, человек должен часто таким же образом раскрывать свою душу, а чтобы раскрыть свою душу, нужно освободиться от некоторых временных предубеждений. Временные предубеждения есть во всех сословиях, во всех классах. У женщин тоже есть особый род предубеждений. Когда вы где-то соберётесь вместе, нужно иметь фонограф, чтобы записать, что вы говорите. О чем вы говорите, собравшись в интимном кругу? О новостях, ведь так? В известном отношении хорошо, что человек интересуется новостями, говорит о них, но нужно говорить разумно. Когда человек ступит на путь, он должен найти именно те целесообразные методы, которые использует Природа, с минимальной затратой труда выполнить побольше работы, чтобы у него осталось достаточно времени на занятия полезными вещами в жизни. Когда ученик достигает известной фазы развития, он всегда подвергается определенным испытаниям; его уже подвергают сознательным испытаниям. Так и в законах Природы. Это и в жизни верно: когда ваш ребёночек маленький, вы никуда его не пошлёте, ни к бакалейщику, ни куда-то подальше. Но когда ему исполнится пятнадцать-шестнадцать лет, вы пошлёте его в бакалейную лавку или куда-нибудь подальше. Почему? Потому, что вы рассчитываете на него. А когда его пошлёте, на улице будут и ветер, и град, и дождь, и буря, и встретятся неприятности. Но это в порядке вещей. А сейчас и вы стали немного постарше, и к вам придут испытания: вас пошлют в бакалейную лавку, вас отправят за дровами, вас отправят за город и так далее. Если, например, пойдёте в Еленское, вы увидите, что женщина, которая носит больше дров на спине, считается героиней. А если бы какая-то софиянка взвалила дрова на спину, все газеты прожужжали бы все уши об этом. Они бы писали: «Видели такое чудо – софийские дамы носят дрова на спине!». Спрашиваю: «Необходимо ли человеку носить дрова на спине?». Нет, нет такой необходимости. Эту необходимость мы создали искусственно.

 

В этом направлении вы будете изучать себя, в этом направлении вы будете изучать ваше состояние, в этом направлении вы будете изучать ваше настроение, в этом направлении будете изучать и окружающих, будете изучать всё, будете изучать и погоду.

 

На следующие десять дней я дам вам следующее упражнение: вы возьмёте тетрадку и отметите в ней погоду и ваше состояние утром, в полдень и вечером. Встанете утром – настроение плохое. Отметьте себе, какая погода. И в полдень отметьте, каково ваше состояние, снова отметьте и погоду! Вечером тоже. Это упражнение будете делать десять дней, то есть тридцать раз. Посмотрим тогда, есть ли какое-то соответствие между вашими красивыми состояниями и вашим плохим настроением с погодой на улице. Иной раз случится, что вы радостны, а на улице погода облачная, а другой раз, когда вы печальны, погода ясная. Другой раз вы увидите, что, когда вы печальны, и погода унылая, а когда вы радостны, и погода ясная. Интересно установить, во скольких случаях ваше состояние будет соответствовать погоде. Поняли, как будет? Утром вы отметите так: у меня тяжелое состояние духа; в полдень: меня охватило ужасное сомнение; вечером: сильная ревность меня охватила. На другой день утром: ужасное малодушие; в полдень: озлобление; вечером: большая жажда мести. На третий день утром: сильная вера; в полдень: большая надежда; вечером: большая любовь. Так будете писать, кратко. Будете отмечать час и погоду – облачно или ветрено, есть солнце или нет. Например, будете писать: солнце показывается кое-где. Если же его нет, напишите: полностью облачно или ветрено. Но прежде посмотрите, каково ваше состояние, а после погоду на улице. Вы начнёте упражнение завтра утром и увидите, кто как начнёт, но вы останетесь спокойными, просто составите хронику известных событий. Человек должен изучать своё естество и не беспокоиться о состояниях, через которые он проходит. Так, часто радости, которые вы имеете, не ваши. Например, в Америке или Англии, когда кто-то приглашен на бал или богатый ужин, а не имеет хорошего костюма, он не покупает новый костюм, поскольку для этого ему нужно несколько тысяч, а идет в магазин какой-либо известной фирмы и берёт костюм напрокат. Если нужны украшения, он возьмёт и их, наденет на себя и так явится, а на следующий день остаётся опять в своей старой одежде. Точно так же и вы иной день радостны, но эту радость где-то заняли. Я, однако, не ошибаюсь. Смотрю, иной распрыгался, говорю: «Этот занял у какой-то фирмы радость». Потом, смотрю, вернул ее. Говорю: «Второй раз опять тебя позовут, опять возьмешь взаймы, и люди увидят тебя хорошо и модно одетым. Но человек должен иметь свой костюм».

 

Я знаю одно: духовная радость человека – нечто постоянное. Она никогда не меняется, не отменяется. Так знаю я, а что знаете вы, это нечто другое. Снаружи могут быть бури, несчастья, но глубоко в душе духовный человек видит вечную радость. Он хорошо переносит страдания: может плакать по двадцать раз в день, но внутренне все-таки радостен. Это опытность. Важно, каково состояние внутри, а не как человек проявляется снаружи. Радость никогда не утрачивается, так я понимаю. То же и с верой: могут прийти извне колебания, сомнения, но она не меняется. Так обстоит дело и с надеждой, и с любовью. Любовь никогда не утрачивается, она не охладевает. Так знаем мы, а как вы знаете, это другой вопрос. Так знаю я эти вещи относительно себя. Человек может упасть и оцарапаться. Это падение ничего не значит. Неужели луч, сошедший сверху и упавший на землю, грешнее других лучей? Нет, он пришел выполнить свою работу, и после того, как выполнит, его положение меняется; если он сделал свою работу, то всё что-то приобрел. И утрата, в одном отношении, является приобретением, в другом отношении, потому Бог и посылает нас на Землю временно пострадать во благо нам, чтобы мы приобрели нечто хорошее и красивое. Так знаю я. Иной говорит: «Зачем я спустился на Землю?». На экскурсию. Вы выбрали немного неподходящий день для экскурсии, но всё же она нечто приятное. После дождя, после туч погода всё же исправится, не будет всё время так. Христос говорит своим ученикам: «Сейчас вы скорбите, а мир возрадуется. Вы восплачете и возрыдаете, но Я увижу вас опять, и вы возрадуетесь, и радости вашей никто не сможет у вас отнять!»1 Так вы будете работать практически, то есть будете проводить опыты. Вы подвергнуты испытанию, и никто не может вам помочь. Даже ангелы не могут вам помочь, и захотят помочь, да не смогут, потому что любое нечто происходит по закону абсолютной свободы. Да и как помочь ленивому ученику, который не хочет учиться? Учитель может перевести его в другой класс, но человеку нужны занятия, нужны добродетели. В нас должны вырасти добродетели! Говоря вам о том идеальном мире, я понимаю, что у человека должны развиться все добродетели, все способности – и тогда он станет сильным. И не должно быть никаких животных возле него, потому что животные – признак его слабостей. Так я понимаю эту жизнь. А вы радуетесь и говорите: «Как хорошо!». Да это небылица для детей, им так говорят. Эта жизнь должна быть построена из внутренних добродетелей. Если у вас их нет, никто не может вам помочь. Жить подаянием всякий может, но вы знаете, что такое подаяние.

 

Сколько раз я вас спрашивал и опять спрашиваю: «Можете ли вы войти в состав симфонического оркестра, если не умеете играть? ». Вы будете только слушателями. – «Но я хочу играть!». Как только проведешь десять раз смычком, капельмейстер тебе скажет: «Будь так добр, только слушай!». И нечего обижаться, так как только тот, кто способен, имеет право играть. И когда придёте на тот свет, будет так же. – «Но есть благодать!». Благодать есть для того начинающего, кто весь день пиликает на скрипке, но для виртуоза нет никакой благодати. Ему говорят: «Для тебя благодать закончилась, ты должен проявить свое искусство и играть хорошо!». И ничего больше! Теперь, я говорю для вас, кто виртуозы. Для тех, кто ученики, благодати целый океан. Для виртуозов благодати нет. Поэтому только виртуоз имеет права. Он имеет право играть так, как сочтёт нужным, а ученик не имеет прав. Он будет играть по правилам и методам, которые ему дает учитель. Как ученик ты будешь подчиняться дисциплине школы: со своими соучениками не будешь ругаться, в классе не будешь смеяться, не будешь говорить, а будешь разумно отвечать, молчать и учиться, затем, не будешь одеваться, во что хочешь, не будешь в классе грызть семечки, есть арахис – эти вещи не позволяются. – «Но разве я не свободен?». Нет никакой свободы. Всё это нужно соблюдать в классе! Если вы поститесь, то это признак того, что вы ученики. Нужно воздержание! Ученик постится.

 

Если вы усвоите эти правила жизни, у вас будут хорошие результаты, но если не усвоите, то снова будете учить уроки, потому что невидимый мир очень строг и справедлив. С момента сотворения мира ни один ангел не мог пробраться без учебы. Каждый, кто пытался пробраться без учебы, всё время спускался вниз, на землю. Эти правила для всех, нет никакого снисхождения; закон один и для молодых, и для старых. Для тех, у кого есть сознание, кто хочет пребывать в этом мире, должен быть один закон. Не думайте, что в другом мире, как и в этом, есть какое-то снисхождение. Нет, там нет никакого снисхождения, нет никакого пристрастия. Когда войдете в него, от вас будут ожидать, чтобы вы были чисты, а чистота – свойство, качество только бессмертных душ. Вы должны знать: если смертен, чистоты нет! Точно также и разумность – качество только бессмертных душ. Смертная душа не может быть разумной. Истина, правда, добродетель – все эти качества присущи только бессмертным душам. Когда человек станет бессмертным, у него будут свои добродетели, и он по-своему будет понимать вещи, но его добродетели будут отличаться от добродетелей в этом мире.

 

Иногда человеку становится так тяжело, что он готов схватиться за голову и бежать в лес. О, если бы лес мог вылечить голову! Сколько раз мы ходили в лес и не вылечили голову. Голова может вылечиться только тогда, когда истина войдёт и будет жить в человеке. И сейчас возьмите себе в голову, что в мире, к которому вы стремитесь, нет ни снисхождения, ни пристрастия. Не смотрите сейчас на временную жизнь, не будьте поверхностными и не вводите себя в заблуждение временными проявлениями. У вас может быть приятель, который вас любит, но не заблуждайтесь первыми проявлениями любви. Любовь познается по своим конечным результатам, не заблуждайтесь её временными проявлениями. Тот, кто вас любит на земле, должен показывать вам путь наверх. Если показывает вам путь, он вас любит, если не показывает, не любит. И ничего больше! Любовь мы понимаем так: это толчок к цели, к благу души. Если кто-то стреноживает мою душу или порабощает её, если кто-то отклоняет меня от пути понимания Бога, тогда какая польза от его любви? Значит, любовь, в своем внутреннем смысле, познаётся по тому, что каждый, кто вас любит, должен дать внутренний импульс вашей душе. Это мы называем взаимным трудом, взаимной работой по самосовершенствованию, и это красиво! Когда начнёте рассуждать, вы поймёте, что каждая сестра, которая может подтолкнуть вас вперёд, любит вас, а у той, что не может вас подтолкнуть вперед, любовь к вам ещё не сильна. Вы говорите: «Ах, она меня не любит!». Это временные, субъективные понятия. В мире есть такая любовь, при которой я вам улыбнусь, подам вам стул, предложив сесть, угощу вас. Но это ещё не любовь, потому что у меня может быть некоторый интерес. Если вы придете учиться к какому-то современному американскому учителю и будете ему платить за учебу в два-три раза больше, чем бедный ученик, он вас хорошо встретит, а бедного прогонит, чтобы освободиться от него, хотя и тот ему платит. Говорю: «Не теряйте время с такими учителями!».

 

Итак, в течение этих десяти дней, вставая утром, вы не поторопитесь сразу умыться, а останетесь в постели, проводя десять минут в размышлении, чтобы воспринять Божии лучи истины, и только после этого умоетесь. Вечером снова перед тем, как ложиться спать, проведете десять минут в размышлении. Пребывайте в тихом, спокойном состоянии и благодарите Бога за всё это. Отправьте свою душу вверх, к невидимому миру, чтобы воспринять великое, Божественное. Утром вы размышляете десять минут, вечером размышляете десять минут. Именно в этом кроется благо человеческой души. Именно это красивое и хорошее. Одна минута, прожитая с Богом, стоит миллионов минут, прожитых с людьми. Так знаю я! Миллионы минут нужно прожить с людьми, чтобы приобрести одну минуту с Богом. И не то, что люди плохи, но у них нет того, что я ищу. Они должны много времени работать, чтобы иметь возможность дать это нечто. Это может дать только вечное. Поэтому нам нужно приближаться к Богу; так мы сокращаем своё время.

 

В Писании Христос говорит: «Радуйтесь и веселитесь, когда скорби придут к вам; радуйтесь и веселитесь, когда ваш ум смутится; радуйтесь и веселитесь, когда люди плохо о вас говорят; радуйтесь и веселитесь, когда ваши дела не идут; радуйтесь и веселитесь, когда негде спать; радуйтесь и веселитесь, когда вы босы, радуйтесь и веселитесь, когда вы голодны»,45 и так далее. Если бы мы установили один внутренний закон, мы бы сказали: «Силён тот человек, кто может собой владеть». Мы бы могли заставить мир идти нашим путём, но боимся, вот и вы боитесь, кто тогда выполнит вашу работу. Например, спрашиваю, сколько часов вам потребуется, чтобы подмести свою комнату. Мне нужно только пять минут, чтобы подмести четыре комнаты, десять-пятнадцать минут, чтобы приготовить вашу еду, пять минут, чтобы одеться, одна минута, чтобы умыться. Сколько получается? Семнадцать минут. После этого, чтобы управиться с детьми в доме, – пять минут, пять минут на приём гостей и так далее. Так что примерно наберется шестьдесят минут, пока сделаю все ваши дела. И у меня останется столько свободного времени! Иногда ко мне приходит кто-то – приготовил целый список вопросов, думает задержать меня разговором на четыре-пять часов, но говорит мне: «Учитель, все эти вопросы я записал, но пока шёл вас спросить, я их разрешил, так что незачем больше вам терять время. Поговорив с вами четыре-пять минут, мне все стало ясно». Значит, он получил их объяснение из невидимого мира. Иначе мне пришлось бы ему объяснять, он бы спорил, я бы ему доказывал, и через четыре-пять часов он ушел бы домой с особым мнением. А сейчас и он благодарен, и я благодарен. Когда вы убираетесь в доме, это нечто другое. Но в доме праведного человека пыль не садится. Когда появится пыль в его доме, она остаётся в воздухе и, как он откроет окно, выходит наружу. Святой, встав утром, скажет: «Фу, фу» – и вычистит комнату. Действительно, очень хорошо её вычистит, самой хорошей метлой. Никакой пыли в ней не останется, всё уйдет наужу. Труд сократится. Именно в этом сущность будущей цивилизации: сократить труд и освободиться от нынешнего непосильного труда. И действительно, мы сейчас много работаем. Трёх часов работы в день достаточно, а сейчас мы все стали рабами труда. Нужно поменьше физического труда и побольше работы уму и сердцу.

 

Сейчас кто-то спрашивает: «Пойдя этим путём, что я приобрету после?». Вот что приобретешь: за пятнадцать минут сготовишь еду, за пятнадцать минут закончишь свою работу в комнате, за пять минут управишься с гостями и никогда не будешь в лишении. Разумеется, это произойдёт в будущем. Если будете жить так, приобретёте время. А в данный момент, я знаю, вы готовите по четыре часа в день. Два часа у вас отнимает подметание, три часа у вас уходит на то, чтобы управиться с гостями, четыре часа с детьми, два часа на шитьё, и после всего женщина говорит, что кое-какая работа осталась неоконченной, и её нужно отложить на другой день. Значит, она не только не смогла в течение дня закончить работу, но и на другой день ей нужно её продолжить. И даже работая всю неделю, она ничего не может закончить, а всего-то работы на двадцать пять минут.

 

Вы не изучали искусства делать людей довольными. Почему не научились заставлять домашних быть довольными? Вы говорите: «Только Господь может это сделать». Но и вы можете заставить ваших домашних быть довольными. Сейчас я не буду говорить вам, как это сделать. Это величайшее искусстворабота нетрудная, но это наука. Вы можете сделать так, что и дети, и ваш муж – все будут довольны. Я не буду сейчас раскрывать вам метод, но представьте себе, что я вижу вас ещё на улице, вижу, что вы идёте расстроенная, а знаю, что вы любите розовое масло. Вы входите в дом, нюхаете, вам становится приятно и сразу настроение у вас меняется. Ведь так? Значит, в этом случае розовое масло спасает положение. Но в этом нет моего искусства, говорю только, что можно употребить и этот метод. Если же какой-то человек имеет отвращение к розовому маслу, вы можете допустить ошибку и совсем всё испортить. Вы должны знать, что любит этот человек, – розовое масло, масло фиалки или какое-то другое. Я знал одного господина в Америке, который оставил свою жену, и знаете почему? У него было отвращение к красному цвету. Однажды он уехал на какие-то торговые сделки, а жена в его отсутствие обставила комнату мебелью красного цвета. Когда он вернулся и увидел это, он порвал с ней отношения.

 

Человек должен изучать и себя, и собственные вкусы. Иной раз вы хотите знать, что вы любите сами. И вы должны знать, что вы любите, чтобы получше услужить себе. Я называю любовью глубокое желание души, Божественное в человеке. Под душой и духом я подразумеваю Божественного человека, а под сердцем и умом подразумеваю человеческую сторону жизни. Дайте ход вашей душе и вашему духу, чтобы развивалось всё, что сокрыто там. Это ваше благо. А вашему сердцу и вашему уму предоставьте возможность развиваться самим, не вмешивайтесь. Для того, чтобы воспитать свой ум, воспитать своё сердце, нужно иметь знания.

 

Когда я употребляю слово «скорбь», я подразумеваю те разумные условия, при которых может развиться определенная добродетель. Пока развивается добродетель, мы все время будем ощущать скорбь, а это условия, при которых добродетели могут развиваться. Следовательно, скорбь принесёт радость, потому что она создаёт условия для проявления добродетели. Именно поэтому мы должны понять, что любая скорбь несёт нечто хорошее людям! Если у тебя скорбь, то в тебе родится что-то хорошее. Я говорю не о мучении, а о скорби. Это законы Природы. Она так устроила вещи. Иной говорит: «Помилуй, эти скорби уже в тягость мне!». Нет, радуйтесь, потому что жизнь на земле без скорби такая бессмыслица, такая пустота, какой вы не можете себе представить! Радуйтесь, когда скорбите! Вы не испытали жизни без скорби. Жизнь вы должны понимать так: если придёт к вам скорбь, то пусть и радость явится в вашу душу. Вот так вы должны понимать жизнь. Иной говорит: «Ах, я много страдаю!». Хорошо, радуйся, в тебе зреет нечто хорошее. Когда созреют в тебе хорошие плоды, они будут благом для твоей души, и тогда ты их поймёшь.

 

Спрашивают: «Какая разница между скорбью и мучением?»

 

Мучение для более сильных натур. Скорбь – это только способ для развития определенных добродетелей. Когда человек стремится создать что-то новое в себе, он мучается. При мучении создаются новые вещи, а при скорби развиваются добродетели. Такова истина: душа скорбит, а дух мучается. Когда дух хочет создать нечто новое, он мучается, но не потому, что он слаб. Но люди имеют ошибочное представление о понятии «мучение». Когда произносят слово «мука», то это слово можно заменить словами «усилие», «преодоление усилий».

 

Будь всегда верен, истинен, чист и благ!

 

Беседа Учителя проведена 18 февраля 1926 г., в четверг, в 16 часов.

 

 

1 Ин 16;20.

2 Сравни Мф 5:2-12.

Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...